Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 1 развитие творческого воображения



Скачать 299.66 Kb.
Дата03.05.2016
Размер299.66 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.2.1 РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям


050602 Изобразительное искусство (живопись и живописная композиция)
(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 1 от 1 сентября 2011 г.)

Зав. кафедрой Ашутова Т.В.


__________________________________
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Шадрина И.М.
1.2 Рецензенты:

Декан факультета ХОТиД, доцент, к.п.н. Стаценко Е.Р.

Доцент, к.п.н., ЧОУВПО филиал СПБ БИЭПП в г. Мурманске Возница В.М.
1.3 Пояснительная записка


  • Цель – формирование у студентов умения управлять процессами творчества, обучить основным механизмам творческого воображения. Цель конкретизируется задачами.

  • Задачи:

  1. Развитие системного мышления;

  2. Развитие нешаблонности и нетривиальности мышления;

  3. Развитие управляемости мышления:

- целенаправленность

- многовариантность

- координированность

- динамичность

- локальная смелость;

4. Развитие творческой интуиции;

5. Формирование структурных компонентов творческого воображения.


  • Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, способной принимать нестандартные решения, умеющей творчески мыслить. Поэтому проблема развития воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности человека, его поведения в целом. Как показывают исследования Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.А. Крутецкого, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др., воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения учащимися нового учебного материала, но и является условием творческого преобразования имеющихся знаний, способствует саморазвитию личности, т.е. в значительной степени определяет эффективность учебной деятельности в целом. С этой целью вводится курс « Развитие творческого воображения». Курс системно соединяет в себе основы развития воображения и мышления, как функциональные компоненты целостной познавательной деятельности.

  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Студенты должны знать:

  1. Понятия «творчество», «воображение».

  2. Основные составляющие развития творческих способностей.

  3. Этапы процесса творческого воплощения образа в изделие.

  4. Механизмы функционирования творческого воображения.

  5. Основные формы связи воображения и действительности.

  6. Закономерности соотношения мышления и воображения.

Студенты должны уметь:



  1. Использовать методы управления мышлением.

  2. Производить наглядно-образный анализ конструкции.

3. Продуктивно комбинировать известные образы и создавать новые.

1.5 Объём дисциплины и виды учебной работы.


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

050602 Изобразительное искусство (живопись и живописная композиция)

3

5

80

38

28

10

-

42

зачет





1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

I.

Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений.

4

2

2

-

2

II.

Творчество и воображение

30

26

4

-

28

1.


Творчество, как вид деятельности человека.

2

2

-

-

2

2.

Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью.

6

4

2

-

2

3.


Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.

2

2

-

-

4

4.


Создание образа на основе схематического изображения.

6

4

2

-

4

5.


Представление схем изображения по детальным образам.

4

2

2

-

4

6.

Развитие звукового воображения; зрительных, вкусовых представлений; воображаемых осязаний.

4

4

-

-

4

7.

Развитие воображения по воплощению и воплощения через воображение.

6

4

2

-

4

8.

Соотношение схем изображения с художественными образами.

6

4

2

-

4

III.

Мышление и воображение

14

10

4

-

12

1.


Соотношение и взаимосвязь мышления и воображения.

2

2

-

-

4

2.


Психологические препятствия и ошибки мышления в творчестве.

6

4

2

-

4

3.

Практические способы развития творческого мышления

6

4

2

-

4

ИТОГО:

38

28

10

-

42



1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

I. Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений.

Философские и психологические основы развития способностей к творческой деятельности. Место творчества в обучении. Творческие способности (основные составляющие). Исследования процессов творческой деятельности и основные взгляды на эту проблему.


II. Творчество и воображение.

Творчество, как вид деятельности человека. Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью. Механизмы творческого воображения и инструменты его развития. Создание образа на основе схематического изображения. Представление схем изображения по реальным объектам. Развитие звукового воображения; зрительных и вкусовых представлений; воображаемых осязаний. Развитие воображения по воплощению и воплощения через воображение. Соотношение схем изображения с художественными образами.


III. Мышление и воображение.

Соотношение и взаимосвязь мышления и воображения. Психологические препятствия и ошибки мышления в творчестве. Практические способы развития творческого мышления.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

I.


Теория формирования художественного образа и художественно-образных представлений

Вопросы для самостоятельного изучения.


Коллективное обсуждение вопросов на практических занятиях


II

Творчество и воображение







1.

Творчество, как вид деятельности человека.

Вопросы для самостоятельного изучения

Опросник в виде мини -схем

2.

Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью.

Рефераты.

Защита рефератов.

3.

Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.

Вопросы для самостоятельного изучения.


Письменный отчет об изученном материале.


4.


Практические способы развития творческого воображения

Практические упражнения по карточкам-заданиям, схем, таблицы.

Проверка анализ и упражнений, схем, таблиц.

III

Мышление и воображение







1.

Практические способы развития творческого мышления

Практические упражнения

Проверка и анализ упражнений.


1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Практическое занятие №1

Тема: «Создание образа на основе схематического изображения». (2 ч.)

Цель:

Изучить особенности композиционного мышления , овладение спецификой и правилами художественного творчества. Применение на практике.



Задачи:

1. Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

2. Роль «сознательного» и «бессознательного» в творческом мышлении.

3. Изучить особенности понятия величины формы.


План: Выполнение упражнений – «Перевертыши», «Схема одна, а названий много».

Вопросы для коллективного обсуждения:

Этапы творческого процесса.

Последовательность воплощения замысла (образа) в изделие.

Задания для самостоятельной работы:

1. Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

2. Исследования по психологическому анализу содержания и методов творческого процесса.

Основная литература:

1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

3. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.-:Харвест, 1999.

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

2. Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении./ Дошкольное воспитание.- 1996., №12.

3. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.- Тбилиси., 1972.


  1. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.


Практическое занятие № 2

Тема: «Представление схем изображения по детальным образам». (2 ч.)

ЦЕЛЬ:

Дать понятие о социальной значимости творчества.

Развитие способностей графического и профессионального мышления.

Задачи:

1. Дать знания о методах поиска и формирования новых идей.

2. «Комбинирование» и «преобразование» в творческом процессе

3. Выполнить упражнения на развитие ассоциативных элементов.



План:

Выполнение упражнения «Хитрые картинки» в графическом и цветном вариантах.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Комбинирование» и «преобразование» в творческом процессе.

  2. «Воспроизводящая» и «комбинирующая» деятельность человека

Задания для самостоятельной работы:

1. Социальная значимость творчества.

2. Дать анализ процесса творческого акта.

Основная литература:

1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М., Институт практической психологии, 1998.

2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

3. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004.



Дополнительная литература:

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

2. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.- Мн:Харвест, 1999.

3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.


Практическое занятие № 3

Тема: «Развитие звукового воображения; зрительных, вкусовых представлений; воображаемых осязаний». (4 ч.)

Цель:

Изучить особенности композиционной визуализации.

Формы связи воображения и действительности.

Задачи:

- Развитие способностей преобразования процессов восприятия и зрительной памяти;

- развитие звукового воображения и представления;

- развитие зрительных представлений;

- развитие вкусовых представлений;

- развитие воображаемых осязаний.


План:

Выполнение упражнений по разделам:

1. Развитие звукового воображения и представления. («Представь и услышишь»).

2. Развитие зрительных представлений. («Представь и увидишь»).

3. Развитие вкусовых представлений. («Представь и попробуешь»).

4. Развитие воображаемых осязаний. («Представь и коснешься»)



Вопросы для коллективного обсуждения:

Диссоциация и ее значение для абстрактного мышления.

Эмоции и воображение.

Задания для самостоятельной работы:

Дать понятие о технологии формирования творческого воображения.


Основная литература:

1. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004.

2. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать головой.- Белгород, Крестьянское дело., 1995.

3. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.-:Харвест, 1999.

4. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.

5. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М., Институт практической психологии, 1998.


Практическое занятие № 4

Тема: «Развитие воображения через воплощение». (2 ч.)



Цель:

Развитие представлений на основе воображения.

Познание особенностей композиционной визуализации.

Задачи:

1. Выявить роль творчества в познавательной деятельности человека

2.Познание психологических факторов, влияющих на процессы творческого воображения.

План:

Выполнение упражнений по разделам:

1. Воплощения через воображение. («Представь и почувствуешь»).

2. Развитие воображения по воплощению («Путешествие Божьей коровки»).


Вопросы для коллективного обсуждения:

1 Формы связи воображения и действительности.

2. Психологические факторы, влияющие на процессы творческого воображения.
Задания для самостоятельной работы:

Влияние памяти на творческий процесс.

Роль творчества в познавательной деятельности человека
Основная литература:

1. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004.

2. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

3. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

4. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать головой.- Белгород, Крестьянское дело., 1995.

Дополнительная литература:

1. Риман А.Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пособие. – Самара, 1988.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- М.,1979.

3. Упражнения для развития творческого воображения.- Свердловск, 1988.



Практическое занятие № 5

Тема: «Соотношение схем изображения с художественными образами». (2 ч.)

Цель:

Значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

Особенности процесса воображения.

Задачи:

1. Этапы творческого процесса.

2. Применение на практике- развития творческого воображения в процессе создания образной композиции.

3. Последовательность воплощения замысла (образа) в изделие.



План:

Выполнение упражнения «Звезды на небе».


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Особенности процесса воображения.

  2. Взаимосвязь воображения с другими познавательными процессами восприятие,

память, мышление).

Задания для самостоятельной работы:

1. Проблемы развития творческого воображения в процессе обучения.

2. Значение логической аргументации в процессе развития творческого (продуктивного) воображения.

Основная литература:

1. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.

2. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

3. Психология художественного творчества:Хрестоматия/Сост.Сельченок К.В.- 1999.

4. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004.

Дополнительная литература:

1. Тихомиров О.К. Психология мышления.- М.,1984.

2. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.

3. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.


Практическое занятие № 6

Тема: «Практические способы развития творческого мышления» (4 ч.)



ЦЕЛЬ:

Формирование у студента умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением проблемных ситуаций.



Задачи:

1. Дать понятие о социальной значимости творчества.

2. Рассмотреть соотношение мышления и воображения.:

«Комбинирование» и «преобразование» в творческом процессе.

«Воспроизводящая» и «комбинирующая» деятельность человека

План:

Выполнение упражнений: «Не может быть», «Присутствие за счет исключения».


Вопросы для коллективного обсуждения:

Поэтапность формирования творческих мыслительных способностей.

Соотношение мышления и воображения.
Задания для самостоятельной работы:


  1. Игровая деятельность, ее значение для творчества.

  2. Значение интеллектуального фактора в развитии воображения.

Основная литература:

1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М., Институт практической психологии, 1998.

2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

3. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики. -М.: Книголюб, 2004.



Дополнительная литература:

1. Риман А.Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пособие. Самара, 1988.

2. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.
1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1 Рекомендуемая литература.

Основная:

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество.- М.: Просвещение, 1991.

2. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.

3. Злотина Э.С., Петров В.М. Методы научно-технического творчества. - Л.: ЛДНТП, 1989

4. Злотин Б, Литвин С.С. Курс РТВ для учащихся профтехучилищ, в обзоре Учебно-мет. материалы по основам технического творчества для средних профтех училищ.- ВНИИ ПТО, 1979.

5. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагност. методики. -М.: 2004.

6. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М., Институт практической психологии, 1998.

7. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.

8. Немов Р.С. Психология./ Психология образования.- М., Просвещение, 1995.

9. Риман А.Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пос.– Самара, 1988.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

11. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

12. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сельченок К.В.- Мн:Харвест, 1999.

13. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология.

14. Упражнения для развития творческого воображения.- Свердловск, 1988.

Дополнительная:

1. Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении./ Дошкольное воспитание.- 1996., №12.

2. Коршунова Л.С. Воображение и его роль в познании.- М.,1979.

3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

4. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.- Тбилиси., 1972.

5. Розетт И.М. Психология фантазии.- Минск., 1977.

6. Тихомиров О.К. Психология мышления.- М.,1984.

7. Шевырев А.В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход) или книга для тех, кто хочет думать головой.- Белгород, Крестьянское дело, 1995.


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1 Перечень используемых технических средств: кадаскоп, диаскоп.



1.9.2 Перечень используемых пособий: схемы, раздаточный материал, тесты, анкеты.

1.10 Примерные зачётные тестовые задания.

Вариант№1

1. Эффект конструирования, - это ...

  • системы конструирования берут на себя новые функции, возмещая таким образом работу и возникновению новых конструкций.

  • замена одних элементов другими,

  • сохранение уже существующих элементов организма


2. Эффект резервирования - это ...

  • замена одних элементов другими, резервными, более эффективными и потому более устойчивыми.

  • ослабление и разрушение одних элементов и систем приводящее к интенсификации и "напряженности" других.

  • сохранение уже существующих элементов компонентов.


3. Составные компоненты психологической готовности к обучению:

  • эмоционально-негативная готовность

  • интеллектуальная готовност

  • мотивационная готовность



4. Функция сознания, при которой начинают понимать, что одни предметы могут использоваться для обозначения других, называется…

  • логической

  • замещающей

  • знаково-символической


5. Правильная последовательность этапов развития конструирования:

  • конструирование по условиям

  • конструирование по замыслу

  • конструирование по образцу


6. Создание элементарных построений из кубиков, мозаики, деталей конструкторов и т.д. называется ...

  • конструирование

  • преобразование

  • обновление


7. Сюжетная игра - это ...

  • игра, осуществляемая с помощью компьютера

  • детская игра, в которой воспроизводится сюжеты из событий реальной жизни, рассказов, сказок и т.п.

  • вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, а действия выполняются в абстрактной форме



8. Предметная игра - это ...

  • игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению

  • совместная групповая игра, в которой участники распределяют различные социальные роли

  • игра, в которой воспроизводит сюжеты из событий реальной жизни людей, рассказов, сказок и т.п.

9. Символическая игра - это ...

  • детская игра с предметами человеческой материальной и духовной культуры, в которой ребенок использует их по прямому назначению

  • игра, осуществляемая с помощью компьютера

  • вид игры, в которой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а игровые действия выполняются в абстрактной форме


10. В развитии эмоциональной сферы главное направление - ...

  • уменьшение интеллектуализации эмоций

  • увеличение чувства страха

  • увеличение интеллектуализации эмоций



11. Универсальное средство организации внимания - это ...

  • наглядность

  • музыка

  • речь


12. Образное мышление в своем развитии проходит путь ...

  • от наглядно-действенного к наглядно-образному

  • от наглядно-действенного к словесно-логическому

  • от словесно-логического к наглядно-действенному


13. Компоненты интеллектуальной готовности к восприятию:

  • сформировано наглядно-образное мышление

  • сформировано словесно-логическое мышление

  • полностью сформирована произвольность


14. Исследование самой мысли и причин ее появления называется ...

  • вспоминанием

  • рефлексией

  • обоснованием


15. Этапы развития анализа:

  • практически действенный

  • чувственный анализ

  • умственный анализ


16. Важнейшее новообразование интеллектуальной сферы-развития ...

  • внимания

  • воображения

  • теоретического мышления


17. Процесс соединения и взаимопроникновения мышления и речи выражается в ...

  • умении составлять план устного или письменного рассказа

  • заучивании текстов

  • декламации стихов


18. Тип деятельности в процессе развития конструирования:

  • конструирование по замыслу

  • конструирование по условиям

  • конструирование по образцу

1.11 Примерный перечень вопросов к зачёту.

1. Творческие способности и их составляющие.

2. Признаки творческой личности.

3. Понятие «творчество», и его место в человеческой деятельности.

4. Основные этапы творческого процесса.

5. Понятие «воображение», его виды.

6. Функциональные особенности воображения.

7. При каких условиях повышается продуктивность деятельности воображения ?

8. Основные формы связи воображения и действительности.

9. Механизмы творческого воображения.

10. Раскрыть понятие «кристаллизованное воображение», привести примеры.

11. «Теория творчества» Энгельмейера П.К. (основные положения).

12. Структурные компоненты творческого воображения.

13. «Закон эмоционального знака»- раскрыть понятие, привести примеры.

14. «Диссоциация» и «ассоциация» - как процессы воображения.

15. Психологические факторы, влияющие на процессы воображения.

16. Основные оставляющие управляемости мышления.

17. Влияние памяти на процесс творческого воображения.

18. Эмоции и воображение, их взаимодействие.

19. Взаимосвязь мышления и воображения.

20. Психологические препятствия и ошибки мышления в творчестве.


1.13 Примерная тематика рефератов.


  1. Развитие воображения в процессе конструктивной и игровой деятельности.

  2. Возможности развития воображения на занятиях предметно-практического обучения.

  3. Воображение и его роль в познании.

  4. Процесс воображения в художественном творчестве.

  5. Творчество, как исторически преемственный процесс.

  6. Творчество в повседневном бытии человека и в жизни общества.

  7. Воображение, как важнейший компонент творческой деятельности.

  8. Интуиция, ее значение для творческого мышления

9. Игра, как средство выражения творческих способностей детей

10. Проблемы развития творческого воображения в процессе обучения.

11. Понятие «творчество», и его место в человеческой деятельности.

12. «Теория творчества» Энгельмейера П.К.

13. Психологические факторы, влияющие на процессы воображения.

14. Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью.

15. Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.
РАЗДЕЛ 3. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

Лекционное занятие №1 (2 часа)

Раздел I

Тема: Теория формирования художественного образа и художесвенно-образных представлений. Введение в предмет

Цель:

Дать понятие реальности и фантазии в творческом мышлении и деятельности художника.

Формирование художественного образа в изображениях условности и правдоподобия.

Задачи:


  1. Познакомиться с выразительными средствами и правилами изображения композиции.

  2. Развивать навыки решения композиционных задач, воспитывать художественный вкус.

  3. Углублять меж предметные связи.

Контрольные вопросы:

Дать понятие «Художественный образ» и «Художественное представление».

В чем заключается различие и сходство этих понятий.

Литература

1. Немов Р.С. Психология./ Психология образования.- М., Просвещение, 1995.

2. Риман А.Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пособие. – Самара, 1988.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.- Мн:Харвест, 1999.

6. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология.

7. Упражнения для развития творческого воображения.- Свердловск, 1988.


Лекционное занятие №2 (2 часа)

Раздел II

Тема: Творчество, как вид деятельности человека.

Цели:

Основные составляющие развития творческих способностей.

Выражение творческой индивидуальности человека в создании им искомых образов.

Дать понятие о творчестве, как совокупности пространственного мышления и визуализции.



Задачи:

1. Приобретение практических навыков в изобразительной деятельности при создании

творческих работ.

2. Средства выразительности, основы языка и произведение как целостность творчества.



Контрольные вопросы:

Понятия «творчество», «воображение».

Этапы процесса творческого воплощения образа в изделие.

Литература

1. Выготский Л.С. Воображение и творчество.- М.: Просвещение, 1991.

2. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения./ Вопросы психологии.- 1993, №2.

3. Злотина Э.С., Петров В.М. Методы научно-технического творчества. - Л.: ЛДНТП, 1989

4. Злотин Б, Литвин С.С. Курс РТВ для учащихся профтехучилищ, в обзоре. Учебно-

методические материалы по основам технического творчества для средних профтех училищ.-

изд. ВНИИ ПТО, 1979.

5. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики.

-М.: Книголюб, 2004.

Лекционное занятие №3 (2 часа)

Раздел II

Тема:Творческое воображение. Формы связи воображения с действительностью

Цели:

Механизмы функционирования творческого воображения

Этапы процесса творческого воплощения образа в изделие.

Использовать методы управления мышлением и воображением.

Основные формы связи воображения и действительности.

Задачи:

1. Показать этапы творческого процесса.

2. Последовательность воплощения замысла (образа) в изделие.

3.Продуктивно комбинировать известные образы и создавать новые.



Контрольные вопросы:

1. Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого процесса.

2. Роль «бессознательного» в творческом мышлении.

Литература

1. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики.- М., 1981.

2. Кириллова Г.Д. О воссоздающем воображении./ Дошкольное воспитание.- 1996., №12.

3. Натадзе Р.Г. Воображение как фактор поведения.- Тбилиси., 1972.

4. Матюгин И.Ю., Рыбникова И. Методы развития памяти, образного мышления, воображения. -М., Эйдос, 1996.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок К.В.- Харвест, 1999
Лекционное занятие №4 (2 часа)

Раздел II

Тема: Механизмы творческого воображения и инструменты его развития.

Цели:

Основные формы связи воображения и действительности

Понятие и значение художественно-образных представлений для творческого воображения.

Механизмы функционирования творческого воображения



Задачи:

1. Этапы процесса творческого воплощения образа в изделие

2. «Комбинирование» и «преобразование» в творческом процессе.

3. «Воспроизводящая» и «комбинирующая» деятельность человека



Контрольные вопросы:

1. Показать этапы творческого процесса.

2. Последовательность воплощения замысла (образа) в изображении.

Литература:

1. Красило А.И. Психология обучения художественному творчеству.- М.,

Институт практической психологии, 1998.

2. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

3. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики.

-М.: Книголюб, 2004.

4. Психология художественного творчества: Хрестоматия/ Сост. Сельченок

К.В.- Мн:Харвест, 1999.

5. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.
Лекционное занятие №5 (2 часа)

Раздел III

Тема: Соотношение и взаимосвязь мышления и воображения.

ЦЕЛЬ:

Рассмотреть соотношение мышления и воображения.:

Формировать у студента умения управлять процессами творчества.

Задачи:

1. Дать понятие о социальной значимости творчества.

2. Значение интеллектуального фактора в развитии воображения.

3.Поэтапность формирования творческих мыслительных способностей.

4.«Комбинирование» и «преобразование» в творческом процесс:

Вопросы:

Соотношение мышления и воображения.

Игровая деятельность, ее значение для творчества.

Литература

1. Немов Р.С. Психология./ Психология образования.- М., Просвещение, 1995.

2. Риман А.Г. Развитие творческого воображения: Учебно-методическое пособие. – Самара, 1988.

3. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании.- М., ВЛАДОС, 1996.

4. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей.- Ярославль: ГРИНГО, 1996.

5. Психология художественного творчества: Хрестоматия/Сост.Сельченок К.В.-Мн:Харвест, 1999.

6. Альбуханова-Славская К.А. Деятельность и психология.

7. Упражнения для развития творческого воображения.- Свердловск, 1988.


РАЗДЕЛ 4. СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ (ГЛОССАРИЙ).
Ассоциация- связь между психическим явлениями, при которой наличие одного из них влечет появление другого.

Абстракция- мысленное выделение какого-либо признака или свойства предмета, явления с целью его лучшего изучения.

Адаптация ощущений- способность органов чувств менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям.

Аффективные иллюзии- кратковременное, сильное эмоциональное возбуждение. Вербальные иллюзии - ложное восприятие содержания реально происходящего действия.

Восприятие- процесс приема и переработки человеком информации, поступающей в мозг через органы чувств.

Внимание- восприятие любого явления, которое вызывает ориентировочную реакцию, которая позволит «настроить» на него свои органы чувств. Без него восприятие не возможно.

Галлюцинация- обычно называют восприятия, возникшие без наличия реального обьекта ( видения, призраки, звуки, голоса, запахи и т.д.)

Дополнительные цвета- цвета, расположенные на противоположных концах диаметра цветового круга, при смешивании в равных пропорциях дают ахроматический серый цвет.

Интенсивность- характеризует эффективность восприятия, мышления и памяти в целом.

Индуцированное движение- кажущее движение неподвижного объекта, вызываемое движением других объектов, окружающих его.

Интеллект- анализ мышления неизбежно приводит к вопросу об умственных (мыслительных) способностях, каковы способности нашего ума.

Замыкание- тенденции воспринимать определенные фигуры законченные(замкнутые),чем не законченные (круг с небольшим пробелом воспринимается как целая замкнутая фигура).

Перейдолические иллюзии - снижение тонуса психической деятельности, общей пассивностью. ( Обычные обои, трещины на стенах , светотени- воспринимаются как яркие картин, фантастические герои, красочные панорамы).

Концентрированность- это показатель степени сосредоточенности сознания на определенном объекте, интенсивности связи с ним ( временный ценрт- фокус) всей психологической активности человека.

Контраст- явление , при котором воспринимаемое различие значительно больше, чем его физическая основа.

Объем восприятия- максимальное количество объектов, которые могут быть восприняты в течение короткой экспозиции, не допускающие движения глаз или пересчета предметов.

Относительное движение- видимое перемещение более близких объектов вправо и более удаленных влево, если голова движется влево(и наоборот).

Перцептивный- относящийся к восприятию.

Реакция- ответ организма на какой - либо раздражитель.

Схема мышления - система понятий или логика рассуждений, применяемая человеком при решении новых идей.

Сознание- процесс вникания субъекта во внутренний психический опыт, обдумывание и оценивание его значений для своих действий.

Тест- стандартная психологическая методика, предназначенная для количественных оценок психологических качеств и функций человека.

Мышление- самодостаточный психический процесс, включает: восприятие, внимание, воображение, память, речь и т.д.

Чувство- отражение в сознании человека его отношения к действительности (удовлетворение, неудовлетворение).
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.

Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Плужник Ольга Владимировна, старший преподаватель

2005-2006

Т и Д

Профессиональное обучение (дизайн)

Шадрина Ирина Михайловна, к.п.н. доцент

2011-2012

ХОТиД

Изобразительное искусство














База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница