Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В 2, гсэ. В 1, гсэ. В 1 «Этнопсихология»



страница1/11
Дата27.06.2016
Размер1.99 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.В.4.2, ОПД.В.1.2, ГСЭ.В.2.1, ГСЭ.В.3.1

«Этнопсихология»
(ШИФР ДИСЦИПЛИНЫ И НАЗВАНИЕ В СООТВЕТСВИИ СО СТАНДАРТОМ И УЧЕБНЫМ ПЛАНОМ)

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

«050703.00 -Дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

«050711.00 -Социальная педагогика» с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»



««071301-Народное художественное творчество» со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»

«071301-Народное художественное творчество» со специализациями

«Руководитель народного хора (ансамбля)»;

«Музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ»


Утверждено на заседании кафедры

психологии факультета

педагогики и психологии

(протокол № 7 от 06 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2008г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


Автор программы: Плужникова Н.И., ст.преп.каф.психологии

Рецензенты:

Сергеева А.А., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии Мурманского государственного педагогического университета (МГПУ)

Зубрицкая Е.М., кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития Мурманского гуманитарного института (МГИ)

    1. Пояснительная записка

Данный курс направлен на создание у студентов представлений об этнокультурных факторах формирования психической деятельности людей в этногенезе человеческого сообщества и в онтогенезе личности.

Изучение психологии этносов, этнического сознания и межэтнических отношений в современном мире становится одной из самых актуальных проблем как в постсоветской России, так и во всём человеческом сообществе. Этнопсихологический парадокс современности, проявляющийся в столкновении двух объективных тенденций социального развития, - унификации культур и роста этнического самосознания людей - и ведущий к обострению межэтнических отношений, нуждается в его тщательном изучении как психологов-теоретиков, так и практиков. Оказывать помощь людям можно только с учётом знания социальных и этнокультурных условий жизнедеятельности этих людей.


Цель курса: формирование у студентов–педагогов–психологов комплекса новых способностей:

- осознавать значимость этнокультурных факторов для формирования психологических особенностей личности и этноса;

- описывать и анализировать этнокультурные сходства и различия представителей разных этносов и исторических эпох;

- применять методы культурно-сравнительных (кросс-культурных) исследований для решения практических задач;

- осознавать собственную этничность, позитивно принимать и совершенствовать её, расширять этническое самосознание;

- применять специальные психотехники для оказания психологической помощи беженцам, эмигрантам, представителям субдоминантных этносов, участникам боевых действий в межэтнических конфликтах и при решении других практических задач.



Основные задачи:

1. Раскрыть основные направления этнопсихологических исследований.

2. Обеспечить прочность этнопсихологических знаний, умений и навыков в освоении принципов и методов кросс-культурных исследований, в овладении психологической терминологией интерпретации этнокультурных сходств и различий представителей разных этносов.

3. Приобщить студентов к корректному и объективному анализу межкультурных различий и межэтнических отношений.

4. Обобщить и систематизировать знания, полученные студентами при изучении других психологических, социологических, исторических, культурологических дисциплин, и обеспечить тем самым успешность достижения целей обучения путём организации межпредметных связей.
Структура курса «Этнопсихология» включает три основных раздела. Первый раздел – «Введение» - включает две темы: «Предмет этнопсихологии» и «История становления этнопсихологии как самостоятельной области знаний». Второй раздел – «Психология межкультурных различий» - включает три темы: «Культурно-сравнительные исследования мышления», «Культурно-сравнительные исследования личности» и «Культурно-сравнительные исследования общения». Третий раздел – «Психология межэтнических отношений» - включает три темы: «Этническая идентичность», «Психология межэтнического взаимодействия» и «Проблема межкультурной адаптации».

Данная программа включает как лекционный курс, так и курс практических занятий. Лекционный курс направлен на формирование теоретических и феноменологических знаний этнопсихологии, а практический курс – на формирование практического опыта применения методов кросс-культурного исследования и этнопсихологических психотехник обучения и консультирования.

В результате изучения курса этнопсихологии студент
ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:


  • Теоретические основы этнической психологии

  • Методологические основы этнопсихологии

  • Современные эмпирические кросс – культурные исследования

  • Этнопсихологических проблем


ДОЛЖЕН УМЕТЬ:

  • Свободно оперировать научными понятиями при осуществлении анализа современных этнопсихологических проблем

  • Применять специфические методы этнопсихологических исследований при решении практических задач

  • Выявлять этнокультурную специфику различных психологических и социально-психологических явлений и феноменов


Требования для получения оценки по курсу

Формы контроля.

Итоговый контроль. Для контроля результатов усвоения дисциплины учебным планом предусмотрен зачёт.

Текущий контроль. Для контроля процесса усвоения дисциплины предусматриваются:

  • контрольные опросы по вопросам для самостоятельнго изучения;

  • защита рефератов.

  • отчёты о результатах выполнения практических заданий;


    1. Извлечение из ГОС ВПО — не предусмотрено



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах




Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




1

050703.00 «Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

5

9

40

20

16

4

-

20

к/р

2

050711.00 «Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

2

4

50

26

14

12

-

24

зачет

3

«071301-Народное художественное творчество» со специализацией «Руководитель этнокультурного центра»

5

10

30

20

14

6




10

Зачет

4

«071301-Народное художественное творчество» со специализациями «Руководитель народного хора (ансамбля)»; «Музыкально-ритмическое воспитание в ДОУ»

2

4

90

28

18

10




62

зачет




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (050703.00)

Вариант 2 (050711.00)

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

Введение в этнопсихологию

2

2

-

-

2

2

2

-

-

2

2

История этнопсихологии

2

2

-

-

2

4

2

2

-

4

3

Культура как психологический феномен

2

2

-

-

2

4

2

2

-

4

4

Психология этничности

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4

5

Психология национального характера

4

2

2

-

4

4

2

2

-

4

6

Межэтническая коммуникация

2

2

-

-

2

4

2

2

-

4

7

Межэтническое восприятие

2

2

-

-

2

4

-

2

-

2

8

Межэтническое взаимодействие

2

2

-

-

2

2

2

-

-

2




ВСЕГО:

20

16

4

-

20

26

14

12

-

24




№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1 (071301)

Вариант 2 (071301)

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

Введение в этнопсихологию

1




1




2

6

4

2




8

2

История этнопсихологии

3

2

1




2

4

2

2




8

3

Культура как психологический феномен

3

2

1




1

3

2

1




8

4

Психология этничности

3

2

1




1

3

2

1




8

5

Психология национального характера

3

2

1




1

3

2

1




8

6

Межэтническая коммуникация

3

2

1




1

3

2

1




8

7

Межэтническое восприятие

3

2

1




1

3

2

1




8

8

Межэтническое взаимодействие

2

2







1

3

2

1




6




ВСЕГО:

20

14

6




10

28

18

10




62




      1. Содержание разделов дисциплины.


Тема 1. Введение в этнопсихологию
1.1. Введение в этнопсихологию

Основные цели и задачи психологии межкультурных разли­чий. Взаимосвязь психологии межкультурных различий с други­ми науками. Кросскультурная психология, этническая психоло­гия, психологическая антропология, сравнительно-культурная психология и психология межкультурных различий. Тезаурус научных категорий психологии межкультурных различий. Ме­тодологические принципы изучения межкультурных различий.


1.2. Методы этнопсихологических исследований

Техника проведения исследований. Планирование иссле­дования. Психологическое измерение культур: объективные и

субъективные данные. Культурно-специфические и универ­сальные методы. Межкультурный анализ. Методы изучения эмик- и этик-культур. Методы критического анализа дискур­са. Составление транскриптов взаимодействия коммуникантов. Скрытые методы измерения. Этические проблемы проведения научного исследования в кросс-культурной психологии.

Вопросы для самостоятельного изучения

Особенности проведения межкультурного исследования. Со­циально-психологические методы. Социологические методы. Ме­тод психосемантического дифференциала. Метод включенного наблюдения. Социометрический метод, метод самоопределения, метод «ключевого информанта». Метод наблюдения, анкетирова­ние, интервью. Метод эксперимента, опрос, интервьюирование, анкетирование.


Тема 2. История этнопсихологии
Развитие и становление этнопсихологии как самостоятельной науки

Объективные предпосылки для развития и становления психологии межкультурных различий. Психология народов (Штейнталь Л., Вундт В.). Культурно -историческая концеп­ция развития культуры (Данилевский Н.Я., Выготский Л.С.) Развитие и становление отечественной этнопсихологии (Бех­терев В.М., Кавелин К.Д., Шпет Г.Г.) Современная психоло­гия межкультурных различий: концепции «базовой структуры личности», «модальной личности», «конфигурационной личности» (Боас Ф., Кардинер. А., Бенедикт Р., Мид М.).


Тема 3. Культура как психологический феномен
Культура как психологический феномен.

Психология и культура. Основные определения культуры. Признаки и элементы культуры. Характеристики культуры: цен­ности, обычаи и ритуалы, пережитки и суеверия, мифология. Психологические измерения культур: индивидуализм — коллек­тивизм, простота — сложность, открытость — закрытость (Г.Три-андис); мужественность— женственность, избегание неопреде­ленности, дистанция власти (Г.Хофстеде). Экстенсивные и интенсивные культуры. Православные и протестантские культу­ры. Моностилистические и полистилистические культуры. Спе­цифические особенности поведения человека в разных культурах.



Тема 4. Психология этничности
Психология этничности

Понятия «этнос» и «этничность». Важнейшие свойства и природа этноса. Основные подходы к пониманию этническо­го феномена (этническая идентичность). Теории этноса в пси­хологии межкультурных различий. Этническая картина мира.

Этническое самосознание. Этноцентризм. Этническая толе­рантность и интолерантность. Понятие об т- ои1-§гоир. Этни­ческие границы. Потребности в этнической принадлежности, позитивной этнической идентичности и этнической безопас­ности как базовые общечеловеческие потребности. Кризис Идентичности. Происхождение этносов. Этнос и этногенез (Гу­милев Л.Н.).

Вопросы для самостоятельного изучения

Психологические особенности народов стран мира. Психо­логические характеристики русского народа. Понятие о наци­ональном (Д. Юм, И. Кон, Ю.В. Бромлей) и социальном харак­терах (Д. Рисмен, Э.Фромм). Русский национальный характер. Советский социальный характер. «Новые русские». Этнопси­хология детства. Этнические стереотипы мужского и женско­го поведения. Модели ухаживания, сватовства и брачного по­ведения в разных культурах.


  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница