Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология: педагогика



страница1/5
Дата29.04.2016
Размер1.27 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ПЕДАГОГИКА
ГСЭ.Ф.6
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
020401 География со специализацией

Страноведение и международный туризм



Очно-заочная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

педагогического проектирования

и образовательных технологий

(протокол № 13 от 07.05.09 г.)
Зав.кафедрой

____________Д.Г. Левитес



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры ППиОТ МГГУ Коган Галина Валерьевна
1.2. Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГГУ

Левитес Д.Г.;

канд. пед. наук, доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП

в г. Мурманске Возница В.М.
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» отмечал: «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между науками».

Государственные образовательные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической и педагогической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

На основании перечисленных требований и в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплина «Педагогика и психология» включена в учебный план Мурманского государственного педагогического университета.

Курс «Педагогика и психология» имеет непосредственную связь с социологией и психологией управления, основами менеджмента, логикой, философией и другими научными дисциплинами.



Дисциплина «Педагогика и психология» выполняет ряд психологических и педагогических функций: образовательно-мировоззренческую, воспитательно-мобилизующую, жизненно-практическую, профессионально-прикладную, развивающую.

Цель изучения учебной дисциплины: повышение уровня образованности и компетентности специалистов в вопросах научной психологии и педагогики, психологических и педагогических вопросах их самореализации в профессиональной деятельности. Выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания наиболее целесообразных приемов, форм методов, средств педагогической деятельности.

Задачи:

  • ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук;

  • достижение научного понимания студентами основ психологическиой и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

  • раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека;

  • ознакомление студентов с психологическими и педагогическими основами жизни и деятельности в условиях современного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;

  • психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

  • содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

  • ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой;

  • формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в профессиональной деятельности.

Студент должен знать:

  • основные научные школы, концепции психологии и педагогики;

  • предмет, методы и основные категории психологии и педагогики;

  • основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

  • основные понятия деятельностной концепции психики и сознания;

  • основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

  • психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

Студент должен уметь:

  • давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

  • использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;

Студент должен овладеть:

  • приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;

  • методиками саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях деятельности;

  • навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

  • навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности;

  • навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов.


1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ГОС ВПО
ПЕДАГОГИКА (50): Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие "методология педагогической наука". Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

020401 География (симт) ОЗФ

2

3-4

50

16

4

4

6

2

-

7+27

экзамен


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени.



п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

2

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.




ПЕДАГОГИКА
















1.

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

    1. Становление педагогики как науки.

    2. Объект, предмет, функции педагогической науки.

    3. Задачи педагогики как науки.

    4. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям.

Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики.

2

2

-

4

2.

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

  1. Единство и различия педагогической науки и практики.

Педагогическая наука и практика как единая система.

2

2

-

4

3.

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

  1. Место педагогики в системе научного знания.

  2. Педагогика и философия.

Педагогика и психология.

2

2

-

4

4.

Раздел 4. Методология педагогической науки

  1. Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога.

4

2

2

4

5.

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

Сущность и специфика педагогического исследования. Определение методов педагогического исследования, их классификация. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.



2

-

2

4

6.

Раздел 6. Цель и содержание образования

Понятие цели образования в педагогике. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования. Содержание современного образования. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.




2

-

2

6

7.

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития. Закономерности развития человека.



2

-

2

8

Итого:

16

8

8




34





1.6.2. Содержание разделов дисциплины.




Наименование раздела, темы




ПЕДАГОГИКА

1.

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

    1. Становление педагогики как науки.

    2. Объект, предмет, функции педагогической науки.

    3. Задачи педагогики как науки.

    4. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям.

    5. Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики.




2.

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

  1. Единство и различия педагогической науки и практики.

  2. Педагогическая наука и практика как единая система.




3.

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

  1. Место педагогики в системе научного знания.

  2. Педагогика и философия.

  3. Педагогика и психология.




4.

Раздел 4. Методология педагогической науки

  1. Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

  2. Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога.




5.

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

  1. Сущность и специфика педагогического исследования.

  2. Определение методов педагогического исследования, их классификация.

  3. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают.

  4. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.




6.

Раздел 6. Цель и содержание образования

  1. Понятие цели образования в педагогике.

  2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.

  3. Содержание современного образования.

  4. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.




7.

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

  1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.

  2. Закономерности развития человека.

  1. Возрастная периодизация в отечественной педагогике.





1.6.3.Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения см. работы

ПЕДАГОГИКА




1

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

Тема 1. Становление педагогики как науки.

Тема 2. Объект, предмет, функции педагогической науки.


Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

4

Проверка конспекта

2

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

Тема 2. Педагогическая наука и практика как единая система.



Изучение литературы; составление конспекта;

4

Проверка конспекта

3

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

Тема 2. Педагогика и философия.



Изучение литературы; составление конспекта;

4

Проверка конспекта, таблицы

4

Раздел 4. Методология педагогической науки

Тема 3. Методологическая культура педагога.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

4

Проверка конспекта, библиография

5

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

Тема 3. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

4

Проверка конспекта

6

Раздел 6. Цель и содержание образования

Тема 2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.



Изучение литературы; составление конспекта;

6

Проверка конспекта

7

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

Тема 1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.




Изучение литературы; составление конспекта;

8

Проверка конспекта, таблицы


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
Лекции по разделу «Педагогика»

Тема 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат
План

1. Становление педагогики как науки.

2. Объект, предмет, функции педагогической науки.

3. Задачи педагогики как науки.

4. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям.

5. Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Педагогику называют и наукой и искусством. Выскажите свою точку зрения и докажите её правильность.

  2. Дайте определение основных категорий педагогики. Какие понятия педагогика заимствует из философии, психологии, социологии?

  3. Что, по вашему мнению, должно считаться объектом педагогической науки – воспитание или образование? Приведите аргументы в пользу вашего выбора.

Литература основная:

1. Подласый И.П. педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.



  1. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Спб.: Питер, 2001.

  2. Волынкин В.И. Педагогика в схемах. – Ростов- н/Д: Феникс, 2007.

  3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  4. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2001.

  5. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005.


Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики
План

    1. Единство и различия педагогической науки и практики.

    2. Педагогическая наука и практика как единая система.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем состоит интегративная функция педагогики и означает ли её наличие признание исключительно прикладного статуса педагогической науки?

  2. Дайте краткую характеристику единства и различий научной и практической деятельности в области педагогики.

  3. В чем состоит различие между результатами педагогической науки и педагогической практики?

Литература основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

1. Агафонова А.С. Практикум по общей педагогике. – Спб.: Питер, 2003.

2. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Спб.: Питер, 2004.

3. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб.: Питер, 2005.


Тема 3. Связь педагогики с другими науками
План

  1. Место педагогики в системе научного знания.

  2. Педагогика и философия.

  3. Педагогика и психология.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите различие предметов педагогического и философского анализа в области образования.

  2. Дайте характеристику крайних позиций в понимании соотношения философии и педагогики.

  3. Охарактеризуйте проявления сциентистской ориентации на педагогическую науку и практику.

Литература основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005.

  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.: Логос, 2003.

  3. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.

  4. Степашко Л.А. Философия и история образования. – М.: Моск. псих.-соц. институт: Флинта, 2003.


Тема 4. Методология педагогической науки
План

  1. Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

  2. Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика.

  2. Дайте характеристику методологической основы педагогики.

  3. Что включает в себя понятие «парадигма»?

Литература основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006.

  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М.: Академия, 2007.


Тема 5. Методы и логика педагогических исследований
План

    1. Сущность и специфика педагогического исследования.

    2. Определение методов педагогического исследования, их классификация.

    3. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают.

    4. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы.

  2. Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.

  3. В чем состоит типичная ошибка в постановке педагогической гипотезы и формулировании защищаемых положений?

Литература основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006.

  2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М.: Академия, 2007.


Тема 6. Цель и содержание образования
План

  1. Понятие цели образования в педагогике.

  2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.

  3. Содержание современного образования.

  4. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что вам известно об основах современной образовательной политики России?

  2. Как, по вашему мнению, влияет механизм рыночных отношений современной экономики на развитие образования?

  3. Закономерно ли, на ваш взгляд, одновременное существование в педагогике нескольких разных концепций цели образования?

Литература основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005.


Тема 7. Основные факторы развития личности.
План

    1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.

    2. Закономерности развития человека.

    3. Возрастная периодизация в отечественной педагогике.

Вопросы для коллективного обсуждения:

1. Какие противоречия относятся к внутренним, а какие к внешним?

2. Какими факторами обусловливается развитие личности?

3. Как влияет на развитие личности воспитание?

4. Как влияет деятельность на развитие личности?

Литература основная:


    1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

Литература дополнительная:

  1. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005.


Практические занятия

по разделу «Педагогика»
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1-2

Тема: Методология и методика педагогического исследования
В центре обсуждения Основные положения методологии педагогического исследования. Уровни методологии. Задачи методологических исследований в области педагогики.

Цель: развитие у студентов склонности к поисковой исследовательской деятельности. Овладение студентами основами методологии и методики научного педагогического исследования.

Основные понятия для изучения: методология, проблема, цель, задачи, гипотеза, общенаучные методы исследования; конкретно – научные методы исследования: педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, опрос, анкета, интервью, тест, анализ продуктов деятельности, исследование педагогического опыта.
Вопросы для обсуждения:

1. Что такое методология педагогического исследования?

2. Охарактеризуйте три уровня исследований.

3. Перечислить и дать характеристику методам теоретического исследования.

4. Перечислить и охарактеризовать методы эмпирического исследования.

5. Обосновать логику педагогического исследования.

6. Что такое анализ базовых понятий исследования? Значение этой процедуры.

7. Что такое педагогический опыт, его виды, методы изучения и внедрения?

8. Дайте характеристику методологической культуре педагога.



Содержание самостоятельной работы студентов:

    1. Подобрать и определить актуальную современную тему в области педагогики.

    2. Определить гипотезу, объект, предмет, цель, задачи исследования.

Список литературы для подготовки к семинару:

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М., 2007.

2. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М., 2006.

3. Загвязинский В.И., Поташник М.М. Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М., 2004.

4. Новиков А.М. Методология образования. – М., 2002.

5. Шмачилина С.В. Исследовательская культура социального педагога. – Новосибирск, 2005.



ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3-4

Тема: Современные зарубежные педагогические концепции
Каждое теоретическое обобщение, научная концепция несут в себе в снятом, обобщённом виде философско-методическое обоснование. (Б.Лихачев «Педагогика»)

В центре обсуждения основные подходы к решению проблемы воспитания, ставшие традиционными в современной зарубежной педагогике.

Цель: Закрепить основные понятия методологической основы педагогики через осмысление исходных принципов, методов познания, исследовательских позиций и подходов к общим и частным теоретическим и практическим вопросам.

Провести сравнительный анализ основных педагогических концепций, опирающихся на соответствующие философские направления: прагматизм (неопрагматические концепции воспитания), положения педагогики неопозитивизма, педагогика экзистенциализма, педагогическая концепция современного неотомизма, психолого-педагогическая концепция бихевиоризма.

- определить основные положения и сущность различных зарубежных педагогических концепций воспитания;

Выявить точки соприкосновения и специфику каждого из указанных подходов в определении:

- методологических основ;

- целей и установок;

- средств и методов.

Основные понятия для изучения: философско-педагогические направления: прагматизм, неопозитивизм, экзистенциализм, неотомизм.

Вопросы для обсуждения:
1. Дать характеристику основных педагогических концепций, опирающихся на соответствующие философские направления.

2. В чем сущность

- системы прагматизма (неопрагматической концепции)?

- системы неопозитивизма («нового гуманизма» и «сциентизма»)?

- системы экзистенциализма?

- системы неотомизма?

- бихевиоризма?

3. Определить основные положения и цели воспитания указанных концепций.

4. Какие цели воспитания преследуют педагоги указанных концепций?

5. В чем отличие целей воспитания в педагогике данных направлений?

Содержание самостоятельной работы студентов:

- студенты самостоятельно изучают источники, предложенные в списке литературы;

- изучение источников сопровождается конспектированием основных понятий по вопросам семинара;

- подготовка краткого реферативного сообщения о представителе одного из направлений зарубежных концепций.

Представители:

Прагматизма - Дж. Дьюи (Педоцентрическая концепция); неопрагматическая концепция – А.Маслоу, А.Комбс, Э.Келли, К.Роджерс, Т. Браммельд, С.Хук и др.

Неопозитивизма – П.Херс, Дж.Вильсон, Р.С. Питерс, А.Харрис, М. Уорнок, Л. Кольберг и др.

Экзистенциализма – Дж.Кнеллер, К.Гоулд, Э.Брейзах (США); У.Баррет (Великобритания); М. Марсель (Франция); О.Ф.Больнов (ФРГ); Т.Морита (Япония); А.Фаллико (Италия); Э.Шпангер (Германия) и др.

Неотомизма – Ж.Маритен (Франция), У.Каннингам, У.Макгакен (США), М.Казотти, М.Стефанини (Италия), В. фон Ловених (ФРГ), Р.Ливигстон (Англия), Е.Жильсон (Франция).

Бихевиоризма – Б.Ф.Скиннер, К.Халл, Э.Толмен, С.Пресси и др.
Список литературы для подготовки к семинару:

1. Бородько М.В. Философия воспитания. // Педагогика, 1993, № 1

2. Валицкая А.П. Философские основания современной парадигмы образования. // Педагогика, 1997. №3.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. / отв. Ред. И сост. П.В. Алексеев. –М.: «Школа-Пресс», 1995.

4. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. – М., 1993.

5. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики /Учеб. пособие. – М.,1998.

6. Лихачев Б.Т. Философия воспитания. М., 1996.

7. Михайлов Ф.Т. Философия образования: её реальность и перспективы //Вопросы философии, 1999, №8.

8. Образование в конце ХХ века: Материалы «круглого стола» // Вопросы философии. 1992, №9.

9. Шварцман К.А. Философия и воспитание: критический анализ немарксистских концепций. – М.: Политиздат, 1989.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5-6

Тема: Основы педагогического взаимодействия
В центре обсуждения понятие профессиональной педагогической деятельности, понятие «педагогическое общение», понятие «педагогическое взаимодействие», условия высокой эффективности педагогического взаимодействия, индивидуально-личностное взаимодействие педагога и воспитанника, речевая агрессия учителя.

Цель: Закрепить и углубить в практической деятельности знания, полученные в курсе «Введение в педагогическую деятельность» и на лекциях курса «Общие основы педагогики»

Сформировать умение пользоваться полученными знаниями, умениями, навыками при проигрывании ситуации, анализе полученных результатов. (Ролевая игра «Позиция»)



Основные понятия для изучения: педагогическое взаимодействие, педагогическое общение, прием педагогического взаимодействия, эмпатия, индентификация.

Вопросы для обсуждения:

1. Дать характеристику понятия «педагогическое взаимодействие».

2. Какие условия, на ваш взгляд, являются приоритетными в организации эффективного взаимодействия?

3. Что включает в себя педагогическое общение?

4. Какой стиль общения является наиболее эффективным?

5. Что включает в себя культура общения?



Содержание семинара:

I Обсуждение теоретических вопросов

II Проверка и обсуждение приготовленных студентами заданий

III Проведение ролевой игры «Позиция»

Цель: развитие способности идентифицировать себя с личностью участников общения, формирование гуманистической направленности профессиональной деятельности.

Правила игры: студенты принимают на себя роли участников ситуации (учитель, ученик, классный коллектив), объединяются в группы, каждая из которых действует коллективно от имени избранной роли.

IV Знакомство студентов со способом оценки «Способности педагога к эмпатии».

Содержание самостоятельной работы студентов:

- студенты самостоятельно изучают источники, предложенные в списке литературы;

- изучение источников сопровождается конспектированием основных понятий и положений по вопросам семинара;

- составить как можно больше речевых форм замечаний разговаривающему на уроке ученику;



- составить как можно больше речевых поощрительных высказываний в адрес ученика.

Список литературы для подготовки к семинару:

  1. Азаров Ю.П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. 2-е изд., испр. И доп.

  2. М.: Просвещение 1985.

  3. Анисимов О.С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавателя в новом учебном процессе. Методические рекомендации. М., 1990.

  4. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения // Вопросы психологии. 1984.№1.

  5. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Л.И. Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М. Гришина и др. – М.: Просвещение, 1988. –208с.

  6. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998.

  7. Все начинаеться с учителя / Под ред. З.И.Рывкина, М., 1983.

  8. Левитес Д.Г. Какой учитель нужен школе? // Практика обучения: современные образовательные технологии. Кн. Для учителя. Мурманск, 1998.

  9. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. – М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240с.

  10. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

  11. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учеб. пособие. – М: Пед.общество России., 2001. – 320с.

  12. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос и др., Под ред. И.А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989 - 302 с.

  13. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-212с.

  14. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. – Киев, 1998.

  15. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.

  16. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Изд. «Феникс». Ростов-на-Дону, 1996 -512 с.

Дополнительная литература по вопросам семинара:

  1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983. –208с.

  2. Амонашвили Ш.А. Как живете, дети?: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. –176с.

  3. Амонашвили Ш.А. Единство цели: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1987. –208с.

  4. Духавнева А.В., Столяренко Л.Д. История зарубежной педагогики и философия образования. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 480с. ( Раздел «Хрестоматия»: Фридрих Вильгельм Адольф Дистверг «Руководство к образованию немецких учителей»)

  5. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

  6. Крупская Н.К. Об учителе. –М., 1960.

  7. Макаренко А.С. Пед.соч.: В 8т. – Т.4. – М., 1985. («Воля, мужество, целеустремленность»; «Мои педагогические воззрения»; «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» )

  8. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. – Ижевск: Удмуртия, 1981. –296с.

  9. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. М., 1982.

  10. Сухомлинский В.А. О воспитании. – 2-е изд. – М., 1975.

  11. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. -- Киев, 1975.

  12. Толстой Л.Н. Общие замечания для учителей // Пед. соч.

  13. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы // Собр. соч. – М., 1948. – Т.2.

  14. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. -- М., 1950. – Т. 8.


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
Основная:

  1. Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2001. – Т.1.

  2. Педагогика / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М.: Пед. общество России, 2006.

  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001.

  4. Волынкин В.И. Педагогика в схемах. – Ростов- н/Д: Феникс, 2007.

  5. Голованова Н.Ф. Общая педагогика. – СПб.: Речь, 2005.

  6. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.: ВЛАДОС, 2004.

  7. Загвязинский В.И. Исследовательская деятельность педагога. – М.: Академия, 2006.

  8. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М.: Академия, 2007.

  9. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под ред. С.А.Смирнова. – М.: Академия, 2001.

  10. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич. – Мн.: «Соврем. слово», 2005.

  11. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах. – М.: Айрис-пресс, 2006.

Дополнительная:

  1. Анисимов О.С. Рефлексивно-мыслительная культура преподавателя в новом учебном процессе. Методические рекомендации. М., 1990.

  2. Бабанский Ю.К. Личностный фактор оптимизации обучения// Вопросы психологии. 1984.№1.

  3. Введение в специальность: Учеб. пособие для студентов пед. институтов / Л.И. Рувинский, В.А.Кан-Калик, Д.М. Гришина и др. – М.: Просвещение, 1988. –208с.

  4. Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе. М.: Московский психолого-социальный институт – Флинта, 1998.

  5. Все начинаеться с учителя / Под ред. З.И.Рывкина, М., 1983.

  6. Левитес Д.Г. Какой учитель нужен школе? // Практика обучения: современные образовательные технологии. Кн. Для учителя. Мурманск, 1998.

  7. Лещинский В.И., Кульневич С.В. Учимся управлять собой и детьми: Пед. практикум. –М.: Просвещение: Владос, 1995. – 240с.

  8. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. – М., 1986.

  9. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. Учеб. пособие. – М: Пед.общество России., 2001. – 320с.

  10. Основы педагогического мастерства: Учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос и др., Под ред. И.А. Зязюна.- М.: Просвещение, 1989 - 302 с.

  11. Пидкасистый П.И., Портнов М.Л. Искусство преподавания. Второе издание. Первая книга учителя.-М.: Педагогическое общество России, 1999.-212с.

  12. Подласый И.П. Диагностика и экспертиза педагогических проектов. – Киев, 1998.

  13. Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. М.: Знание, 1987.

  14. Рогов Е.И. Личность учителя: теория и практика. Изд. «Феникс». Ростов-на- Дону, 1996 -512 с.

  15. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – СПб.: Питер, 2004.

  16. Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб.: Питер, 2001.

  17. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – СПб.: Питер, 2005.

При подготовке к экзамену рекомендуется также ознакомиться со

статьями, опубликованными в последние годы в журналах: «Педагогика», «Народное

образование», «Известия Российской Академии Образования», «Профессионал»,

«Профессиональное образование», «Специалист», «Среднее специальное образование»,

«Высшее образование в России», «Магистр», «Высшее образование в Европе», «Классный руководитель», «Директор школы» газетах: «Первое сентября», «Школьный психолог» и др.


1.9. Материально – техническое обеспечение дисциплины.

Перечень электронных учебников и пособий:


  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница