Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика и психология: педагогика



страница1/20
Дата27.04.2016
Размер4.86 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: ПЕДАГОГИКА
ГСЭ. Ф. 8
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
020801 ЭКОЛОГИЯ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Утверждено на заседании кафедры

Педагогического проектирования

и образовательных технологий

(протокол №7 от 29.04.2008 г.)
Зав.кафедрой

____________Д.Г. Левитес


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы:

канд. пед. наук, доцент кафедры ППиОТ МГПУ Коган Галина Валерьевна
1.2. Рецензенты:

доктор пед. наук, профессор, заведующий кафедрой ППиОТ МГПУ

Левитес Д.Г.;

канд. пед. наук, доцент, декан факультета экономики ЧОУ ВПО БИЭПП

в г. Мурманске Возница В.М.
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К.Д.Ушинский в своей работе «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» отмечал: «Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между науками».

Государственные образовательные требования (федеральный компонент) к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников высшей школы по циклу «Общие гуманитарные и социально – экономические дисциплины» предусматривают, что выпускник должен получить представление о природе психики человека, знать основные психические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики; знать в каких формах происходит освоение человеком действительности, понимать роль сознания и самосознания в поведении, деятельности, формировании личности; понимать значение воли, эмоций, потребностей и мотивов; уметь дать психологическую характеристику личности, интерпретировать собственные психические состояния, владеть простейшими приемами психической саморегуляции; осознавать закономерности межличностных отношений в быту и организованном коллективе; знать формы, средства и методы психологической и педагогической деятельности; владеть элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения педагогических задач.

На основании перечисленных требований и в соответствии с Государственным образовательным стандартом дисциплина «Педагогика и психология» включена в учебный план Мурманского государственного педагогического университета.

Курс «Педагогика и психология» имеет непосредственную связь с социологией и психологией управления, основами менеджмента, логикой, философией и другими научными дисциплинами.



Дисциплина «Педагогика и психология» выполняет ряд психологических и педагогических функций: образовательно-мировоззренческую, воспитательно-мобилизующую, жизненно-практическую, профессионально-прикладную, развивающую.

Цель изучения учебной дисциплины: повышение уровня образованности и компетентности специалистов в вопросах научной психологии и педагогики, психологических и педагогических вопросах их самореализации в профессиональной деятельности. Выработка у студентов способности осуществлять научный подход к определению содержания наиболее целесообразных приемов, форм методов, средств педагогической деятельности.

Задачи:

  • ознакомление студентов с основами психологической и педагогической наук;

  • достижение научного понимания студентами основ психологическиой и педагогической реальностей, их проявлений и влияний в жизни и деятельности людей;

  • раскрытие роли и возможностей психологии и педагогики в самореализации и самоутверждении человека;

  • ознакомление студентов с психологическими и педагогическими основами жизни и деятельности в условиях современного российского общества, способствование развитию у них элементов государственного мышления и активной гражданской позиции;

  • психологическая и педагогическая подготовка студентов к предстоящей профессиональной деятельности;

  • содействие гуманитарному развитию студентов, их психологического и педагогического мышления, наблюдательности, культуры их отношения к людям, общения и поведения;

  • ознакомление с возможностями использования рекомендаций психологии и педагогики в повышении студентами личной образованности, воспитанности, в освоении учебных программ, повышении профессионального мастерства, овладении психологической и педагогической техникой;

  • формирование личностной установки на использование положений и рекомендаций научной психологии и педагогики в профессиональной деятельности.

Студент должен знать:

  • основные научные школы, концепции психологии и педагогики;

  • предмет, методы и основные категории психологии и педагогики;

  • основные психологические функции и их физиологические механизмы, соотношение природных и социальных факторов в становлении психики;

  • основные понятия деятельностной концепции психики и сознания;

  • основные психические механизмы функционирования и развития личности в различных видах деятельности;

  • психологические методы познания и самопознания, развития, коррекции и саморегуляции;

Студент должен уметь:

  • давать психологическую характеристику личности; интерпретацию собственного психического состояния;

  • использовать результаты психологического анализа личности в интересах повышения эффективности работы;

Студент должен овладеть:

  • приемами оценивания уровня своих профессиональных способностей;

  • методиками саморегуляции протекания основных психических функций в различных условиях деятельности;

  • навыками работы с психологической литературой, с материалами конкретных психологических исследований по тематике, близкой к их профессиональной деятельности;

  • навыками практического использования полученных психолого-педагогических знаний в различных условиях деятельности;

  • навыками разработки модели профессиональной деятельности с учетом влияния реальных условий и факторов.


1.4. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины ГОС ВПО
Предмет психологии. Принципы психологии. Методология и методы психологии. Пространство психологии и условия работы в нем. Этапы становления психологии. Основные психологические теории и их взаимосвязь. Теория деятельности. Деятельность и психика. Сознание и деятельность. Психика и мозг. Деятельность и личность. Познавательная деятельность. Деятельность и обучение. Способности и деятельность. Общение и деятельность. Проблема личности в психологии. Теории личности. Человек и культура. Проблема мотивации. Структура личности в различных психологических теориях. Типология личности. Понятие характера и темперамента. Эмоции и чувства. Воля и произвольность. Когнитивная психология. Познание и отражение. Опосредствование в познавательной деятельности. Ощущение и восприятие. Их свойства, теории. Мышление. Теории мышления. Виды мышления. Мыслительный образ. Творческое мышление. Мышление и обучение. Мышление и речь. Функции и виды речи. Образ в восприятии, мышлении и воображении. Творческое мышление и воображение. Методы исследования познавательных процессов. Память. Теории памяти. Внимание. Теории внимания. Виды внимания. Методы исследования внимания.

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие "методология педагогической наука". Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

020801 Экология со специализацией Экологическая экспертиза

2

4

75

30

20

10

-

45

зачет


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1.Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени.



п\п

Наименование раздела, темы

Количество часов

2

Всего

аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.




ПСИХОЛОГИЯ
















1.

Раздел І. Теоретико – методологические основы психологии

  1. Этапы становления психологии как науки. Предмет психологии.

  2. Структура современной психологии.

  3. Методология и методы современной психологии.

  4. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.











К
О
Н
Т
Р
О
Л
Ь
Н
А
Я
Р
А
Б
О
Т
А

К
О
Н
Т
Р
О
Л
Ь
Н
А
Я

Р
А
Б
О
Т
А





2.

Раздел ІІ. Развитие психики в филогенезе

  1. Биологические основы психики.

  2. Природная и социальная детерминация психического развития.

  3. Структура психики.













3.

Раздел III. Психология деятельности и адаптация

  1. Понятие о деятельности. Характеристика структурных компонентов деятельности.

  2. Основные виды деятельности и их характеристика.













4.

Раздел IV. Психология личности

  1. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Структура личности.

  3. Психология индивидуальных различий.

  4. Мотивация поведения человека как проявление потребностей и направленности личности.

  5. Методы изучения личности.













5.

Раздел V. Индивидуально – типологические особенности личности

  1. Темперамент.

  2. Характер.

  3. Способности.













6.

Раздел VI. Эмоционально – волевая сфера личности

  1. Эмоции и чувства.

  2. Воля.













7.

Раздел VII. Познавательные процессы

  1. Внимание.

  2. Ощущения и восприятие.

  3. Память.

  4. Мышление.

  5. Речь.

  6. Воображение.
















ПЕДАГОГИКА













1.

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

    1. Становление педагогики как науки.

    2. Объект, предмет, функции педагогической науки.

    3. Задачи педагогики как науки.

    4. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям.

    5. Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики.







4

1

7

2.

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

  1. Единство и различия педагогической науки и практики.

  2. Педагогическая наука и практика как единая система.







4

1

6

3.

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

  1. Место педагогики в системе научного знания.

  2. Педагогика и философия.

  3. Педагогика и психология.







4

1

6

4.

Раздел 4. Методология педагогической науки

  1. Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

  2. Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога.







4

1

8

5.

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

  1. Сущность и специфика педагогического исследования.

  2. Определение методов педагогического исследования, их классификация.

  3. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают.

  4. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.










2

4

6.

Раздел 6. Цель и содержание образования

  1. Понятие цели образования в педагогике.

  2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.

  3. Содержание современного образования.

  4. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.







2

2

7

7.

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

  1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.

  2. Закономерности развития человека.




2

2

7

Итого:

50

20

10




45


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.




Наименование раздела, темы




ПСИХОЛОГИЯ

1.

Раздел 1. Теоретико – методологические основы психологии

  1. Этапы становления психологии как науки. Предмет психологии.

  2. Структура современной психологии.

  3. Методология и методы современной психологии.

  4. Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.

2.

Раздел 2. Развитие психики в филогенезе

  1. Биологические основы психики.

  2. Природная и социальная детерминация психического развития.

  3. Структура психики.

3.

Раздел 3. Психология деятельности и адаптация

  1. Понятие о деятельности. Характеристика структурных компонентов деятельности.

  2. Основные виды деятельности и их характеристика.

4.

Раздел 4. Психология личности

  1. Основные теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

  2. Структура личности.

  3. Психология индивидуальных различий.

  4. Мотивация поведения человека как проявление потребностей и направленности личности.

  5. Методы изучения личности.

5.

Раздел 5. Индивидуально – типологические особенности личности.

  1. Темперамент.

  2. Характер.

  3. Способности.

6.

Раздел 6. Эмоционально – волевая сфера личности.

  1. Эмоции и чувства.

  2. Воля.

7.

Раздел 7. Познавательные процессы.

  1. Внимание.

  2. Ощущения и восприятие.

  3. Память.

  4. Мышление.

  5. Речь.

  6. Воображение.




ПЕДАГОГИКА

1.

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

    1. Становление педагогики как науки.

    2. Объект, предмет, функции педагогической науки.

    3. Задачи педагогики как науки.

    4. Основные отрасли педагогики, их классификация по различным основаниям.

    5. Категориальный аппарат педагогики: философские категории педагогики; собственные понятия педагогики; общенаучные понятия педагогики.




2.

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

  1. Единство и различия педагогической науки и практики.

  2. Педагогическая наука и практика как единая система.




3.

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

  1. Место педагогики в системе научного знания.

  2. Педагогика и философия.

  3. Педагогика и психология.




4.

Раздел 4. Методология педагогической науки

  1. Понятие научных парадигм: теоцентрическая, рациоцентрическая, антропоцентрическая.

  2. Методология педагогики, её уровни. Методологическая культура педагога.




5.

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

  1. Сущность и специфика педагогического исследования.

  2. Определение методов педагогического исследования, их классификация.

  3. Логика педагогического исследования: соответствие между методами исследования и задачами, которые они решают.

  4. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.




6.

Раздел 6. Цель и содержание образования

  1. Понятие цели образования в педагогике.

  2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.

  3. Содержание современного образования.

  4. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства.




7.

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

  1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.

  2. Закономерности развития человека.

  1. Возрастная периодизация в отечественной педагогике.





1.6.3.Темы для самостоятельного изучения




Наименование раздела. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения см. работы

Психология

1

Раздел 1. Введение в психологию

Тема 5.Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.



Изучение литературы; составление конспекта;




Проверка конспекта

2

Раздел 2. Развитие психики в филогенезе

Тема 2. Функции психики.




Изучение литературы; составление конспекта;




Проверка конспекта

3

Раздел 3. Психология деятельности

Тема 1. Деятельность и общение.



Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы




Проверка конспекта, таблицы

4

Раздел 4. Психология личности

Тема1.Психология индивидуальных различий.



Изучение литературы; составление конспекта;




Проверка конспекта, библиография

5

Раздел 5. Индивидуально – типологические особенности личности.

Тема 2.Характер и направленность личности



Изучение литературы; составление конспекта;




Проверка конспекта

6

Раздел 6. Эмоционально – волевая сфера личности.

Тема 2.Воля: Волевые качества личности. Воспитание и самовоспитание воли.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы




Проверка конспекта, таблицы

7

Раздел 7. Познавательные процессы.

Тема 4.Мышление: Теории мышления.

Тема 6.Воображение: Индивидуальные особенности воображения.


Изучение литературы; составление конспекта;




Проверка конспекта

ПЕДАГОГИКА




1

Раздел 1. Педагогика как наука, её категориальный аппарат

Тема 1. Становление педагогики как науки.

Тема 2. Объект, предмет, функции педагогической науки.


Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

2

Проверка конспекта

2

Тема 2. Взаимосвязь педагогической науки и практики

Тема 2. Педагогическая наука и практика как единая система.



Изучение литературы; составление конспекта;

2

Проверка конспекта

3

Тема 3. Связь педагогики с другими науками

Тема 2. Педагогика и философия.



Изучение литературы; составление конспекта;

2

Проверка конспекта, таблицы

4

Раздел 4. Методология педагогической науки

Тема 3. Методологическая культура педагога.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

2

Проверка конспекта, библиография

5

Раздел 5. Методы и логика педагогических исследований

Тема 3. Научное исследование в педагогике его основные характеристики.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

2

Проверка конспекта

6

Раздел 6. Цель и содержание образования

Тема 2. Подходы к обоснованию цели образования: натуроцентрический подход; социоцентрическое построение цели; эзотерическое понимание цели; цель образования как взращивание «самости»; культурологическое определение цели образования.



Изучение литературы; составление конспекта;

5

Проверка конспекта

7

Раздел 7. Основные факторы и условия развития личности.

Тема 1. Основные внешние и внутренние факторы и условия развития личности. Движущие силы развития.




Изучение литературы; составление конспекта;

5

Проверка конспекта, таблицы


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Лекции по разделу «Психология»
Раздел 1. Лекция: Введение в психологию

План:

1.Предмет психологии.

2.Этапы становления психологии как науки.

3.Структура современной психологии.

4.Методология и методы современной психологии.

5.Значение психологических знаний для обучения и воспитания детей.


Основное содержание:

Определение психологии. Этапы становления психологии. Предмет психологии на современном этапе развития психологии. Современная психология, ее задачи и место в системе наук. Структура современной психологии. Основные отрасли психологии.

Понятие о методологии. Уровни методологии. Методологические принципы психологии.

Понятие о методе науки. Метод психологии. Классификация методов психологического исследования (по Б.Г.Ананьеву). Характеристика методов.

Этапы психологического исследования. Требования к организации и проведению психологического исследования.
Основные понятия: психология, отрасли психологии, методология, метод, психологическое исследование, принцип, наблюдение, эксперимент, беседа, опрос, тест, анализ продуктов деятельности.

Литература:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница