Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: общие основы педагогики опд



страница1/4
Дата27.04.2016
Размер0.68 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ПЕДАГОГИКА: ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
ОПД. Ф. 2.2
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050401 История


Утверждено на заседании кафедры

общей и специальной педагогики

(протокол № 1от 14.09.2010г.)
Зав. кафедрой

_________________Н.А. Рычкова

Структура учебно-методического комплекса


Раздел I. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины

I.1. Автор-составитель программы: Брожик Л.В., ст. препод; Орлова С.Г., доцент

I.2. Рецензенты: Рычкова Н.А., д.п.н., профессор; Арефьев И.П.., д.п.н., профессор ШГПУ.

I.3. Пояснительная записка:

цель курса — дать студентам представление о педагогике как науке и учебной дисциплине, раскрыть основные факторы развития педагогической науки, ее предмет и методологические основы; формировать у будущих учителей умение осмысливать и оценивать свою деятельность в широких научных категориях;

  • задачи — сформировать у студентов умение выявлять объективные закономерности образовательного процесса;

  • формировать потребности у будущих педагогов самостоятельного пополнения знаний;

  • содействовать формированию методологической культуры, общего и интеллектуального развития будущего специалиста как творческой личности;

  • место курса в общей системе подготовки специалиста: курс «общие основы педагогики» определяется необходимостью формирования у будущих учителей осмысливать и оценивать свою деятельность в широких научных категориях. Непременным условием становления будущего специалиста является овладение им методологической культурой, общетеоретической основой для индивидуальных интеллектуальных усилий в данной области;

  • требования к уровню освоения содержания дисциплины:

студенты должны знать:

  • современные тенденции развития образования и проблемы формирования педагогической теории;

  • иметь представление о педагогике как науке, объекте и предмете ее исследования, системе педагогических наук, понятийном аппарате педагогики, роли воспитания, образования в современной России.

студенты должны уметь:

  • участвовать в комплексных педагогических и междисциплинарных исследованиях;

  • использовать конкретные результаты исследований;

  • применять общенаучные методы исследований;

  • при организации исследовательской работы использовать в педагогике знания из других научных областей, а также идей и обобщающих выводов других наук.

  • При подготовке программы использовались учебные пособия: Краевский В.В. Общие основы педагогики.- М.: Академия, 2003.; Пидкасистый П.И. Педагогика.- М., 2005. и др.


I.4. Извлечение из ГОС ВПО:

Общие основы педагогики. Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс. Воспитание и обучение в интересах человека, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Понятие «методология педагогической науки». Методологическая культура педагога. Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методы и логика педагогического исследования.



I.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ем-кость



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.


1

050401 История

1

2

36

18

12

6




18

экзамен


1.6. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование

раздела, темы



Количество часов

Вариант 1



Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1

Модуль1.

1-А Педагогика как наука.

1-Б Целостный педагогический процесс.


10

6

4

6

2

Модуль 2.

2-А. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс.

2-Б. Личность как цель образования.


12

8

4

6

3

Модуль 3.

3-А. Методология педагогики и методы педагогического исследования.

3-Б. Методологическая культура педагога.


10

6

4

6




Всего часов

32

20

12

18

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.


Модуль1. 1-А Педагогика как наука. 1-Б Целостный педагогический процесс.

1-А. Педагогика как наука.

Возникновение и развитие педагогики. Объект педагогики. Воспитание, образование как предмет педагогики. Задачи педагогики. Системный, личностный, деятельностный подходы. Функции педагогики (теоретическая, практическая, прогностическая). Философские основы педагогики. Педагогическая наука и педагогическая практика.

Категориальный аппарат педагогики: образование, воспитание, обучение, самовоспитание, социализация, педагогическая технология, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, педагогическая задача, образовательный процесс.

Место педагогики в общей системе наук о человеке, связь педагогики с другими науками (философией, психологией, биологией, антропологией, экономическими науками, социологией и др.). Структура педагогики (общая, возрастная, коррекционная педагогика, частные методики, история педагогики и образования, отраслевая педагогика). Новые отрасти педагогики (сравнительная, социальная). Источники педагогического знания.



1-Б. Целостный педагогический процесс.

Сущность педагогического процесса. Педагогический процесс как целостное явление. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система. Педагогический процесс как деятельность. Целеполагание в педагогическом процессе. Движущие силы, противоречия и закономерности педагогического процесса.

Компоненты системы: педагоги, воспитуемые, условия воспитания. Основные структурные элементы целостного педагогического процесса: целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Основные функции педагогического процесса (образовательная, воспитательная, развивающая). Этапы педагогического процесса.

Понятие о закономерностях и принципах педагогического процесса. Принципы организации и функционирования педагогического процесса. Правила, логика и условия построения целостного педагогического процесса. Принципы ориентации педагогического процесса и основные направления его совершенствования. Понятие о педагогической технологии. Педагогическое взаимодействие и его виды. Принципы управления деятельностью воспитанников.



Модуль 2. 2-А. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс. 2-Б. Личность как цель образования.

2-А. Образование как общественное явление и педагогический процесс
Образование как общечеловеческая ценность. Образование как социокультурный феномен. Основные свойства образования. Образование как цель и содержание педагогического процесса. Образование как ведущий механизм присвоения среды, национальных и культурно – исторических факторов в воспитании и образовании. Аксиологические основы образования. Базовое образование и культура как цель образования. Образовательные стандарты. Утверждение личностно-ориентированной модели образования. Тенденции гуманизации образования.

Понятие системы образования. Образовательная система России. Цели, содержание, структура непрерывного образования. Образование и самообразование: взаимосвязь и непрерывность. Принципы построения и функционирования системы непрерывного образования в России. Современные концепции реформирования и модернизации системы образования и школы. Приоритеты, основные направления и этапы реализации образовательной политики России. Вариативные типы и виды образования.

Цель как компонент педагогического процесса. Иерархия целей воспитания и образования: общие (государственные), среднего уровня (отдельных педагогических систем) оперативные. Роль и значение национальных и культурно-исторических факторов в образовании и воспитании. Цели воспитания и образовательные стандарты. Всестороннее развитие личности и другие цели воспитания в мировой практике. Цели воспитания в современной российской школе.
2-Б. Личность как цель образования.

Развитие личности как педагогическая проблема. Движущие силы, влияние среды и наследственности в развитии личности. Активность человека в собственном развитии. Возрастная педагогика. Педагогические критерии выделения возрастных периодов человека. Возрастные и индивидуальные особенности в развитии личности младшего школьника. Сущность социализации. Становление личности в процессе социализации.

Личность как субъект и объект воспитания. Деятельность, обучение и воспитание как факторы развития личности. Самовоспитание в структуре процесса формирования личности.

Организация обучения и воспитания детей шестилетнего возраста. Готовность ребёнка к обучению в школе. Характеристика индивидуальных различий учащихся начальных классов. Дифференцированный подход к воспитанию и обучению учащихся.


Понятие умственного развития. Диагностика умственного развития младшего школьника.

Модуль 3. 3-А. Методология педагогики и методы педагогического исследования.

3-Б. Методологическая культура педагога.

3-А. Методология педагогики и методы педагогических исследований.

Понятие о методологии науки. Методология педагогической науки. Структура методологического знания: философский, общенаучный, конкретно-научный и технологический уровни.

Понятие о методологии в педагогике. Содержание методологического знания: системный, личностный, деятельностный. Методологическое обеспечение преобразований в педагогике.

Научное исследование в педагогике, его основные характеристики. Методологические принципы и виды научно-педагогического исследований. Структура, организация и логика педагогического исследования. Научный аппарат педагогического исследования: объект, предмет, тема, цель, задачи, гипотеза.

Система методов и методика педагогического исследования.
Эмпирическое знание. Эмпирические методы исследования: анализ школьной документации, педагогическое наблюдение, опрос, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, парное сравнение, интроспекция, определение рейтинга, изучение и обобщение опыта, педагогический эксперимент.

Теоретическое знание. Теоретическое обобщение. Методы теоретического исследования: логический анализ фактов. Абстрагирование, раскрытие общих закономерностей, сравнение, классификация, систематизация, аналогия, моделирование.


Математические и статические методы педагогических исследований.

3-Б. Методологическая культура педагога. Значение методологии в педагогической деятельности. Методы изучения педагогического опыта. Применение результатов исследований в практике преподавания. Методологическая компетенция учителя.

Взаимосвязь педагогической науки и педагогического опыта как предпосылка их дальнейшего развития. Авторские школы. Инновационная педагогика. Инновации в профессиональной деятельности педагогов-новаторов. Проблемы современной школы.

Понятие «передовой педагогический опыт». Взаимосвязь педагогической науки и практики. Методическая, консультативная деятельность по внедрению в практическую педагогическую деятельность результатов психолого-педагогических исследований.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование темы

Формы сам. работы

Кол. часов

Формы контроля

1

Модуль1.

1-А Педагогика как наука.

1-Б Целостный педагогический процесс.

Педагогика как наука, ее объект.






6

Защита рефератов

2

Модуль 2.

2-А. Образование как общественное явление и целенаправленный педагогический процесс.

2-Б. Личность как цель образования





6

Защита рефератов

3

Модуль 3.

3-А. Методология педагогики и методы педагогического исследования.



3-Б. Методологическая культура педагога.





6

Защита рефератов




Всего




18






I.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
I.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.

Практическая работа 1

Тема: Предпосылки возникновения и развития педагогики.

План:


  • Педагогика как наука. Предмет педагогики.

  • Становление педагогики, как особой отрасли научных знаний. Ведущие деятели педагогики.

  • Проблемы, изучаемые педагогикой. Источники развития педагогики.

  • Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории. Формирование народной педагогики и этнопедагогики.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Влияние политики и идеологии общества на развитие педагогической теории.

  • Сопоставить взгляды различных ученых на предмет педагогики.

Задания для самостоятельной работы:

  • «Педагогика» - наука или искусство?

  • Раскройте основные аспекты «педагогики».

  • Охарактеризуйте основные этапы развития педагогического знания и педагогической практики.

Литература (основная, дополнительная):

  1. Бордовская, Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 304 с. - (Серия «Учебник нового века»).

  2. Педагогика: учебник для студ. вузов. / В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2004. - 608 с.

  3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. кн. 1. Общие основы. Процесс обучения: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И. П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2005

  4. Сластёнин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 576 с.

  5. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И. Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007



Практическая работа 2
Тема: Категориальный аппарат педагогики и методология науки.

План:

  • Категориальный аппарат педагогики (воспитание, обучение, развитие, образование, самовоспитание, педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая система, образовательный процесс).

  • Методология науки:

    • роль методологии;

    • методологические предпосылки развития теории воспитания.

  • Методологические принципы педагогики.

  • Методы исследования.

  • Научное исследование в педагогике, его основные характеристики.

  • Методы и логика педагогического исследования.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Назовите понятия педагогики авторов различных учебников и учебных пособий для педагогических ВУЗов.

  • Как влияет совершенствование методов исследования на развитие педагогики?

  • Какие методы исследования составляют научную базу для разработки педагогической теории?

Задания для самостоятельной работы:

  • Что такое педагогическая деятельность?

  • Каковы ее структурные элементы?

  • Дайте характеристику основным видам педагогической деятельности?

  • Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации?

Литература (основная, дополнительная):

  1. Бордовская Н. В. Системная методология современных педагогических исследований / Бордовская Н. В.// Педагогика. - 2005. - №5.

  2. Краевский В.В. Науки об образовании и наука об образовании: методологические проблемы современной педагогики /Краевский В.В. // Вопросы философии. - 2009. - № 3. - С. 77-82.

  3. Краевский В.В. Методологические характеристики научного исследования / Краевский В. В.// Школьные технологии. - 2010. - № 2. - С. 14-23.

  4. Педагогика: учебник для студ. вузов. / В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред.П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2004. - 608 с.

  5. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. кн. 1. Общие основы. Процесс обучения: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 2005

  6. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. / Под. ред. С.А.Смирнова.- М.: Академия, 1999.

  7. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя. // Педагогика. - 2001, № 4.

  8. Новиков А.М. Обучение основам методологии / Новиков А.М., Новиков Д.А.
    // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 11-17.



Практическая работа 3

Тема: Педагогика как наука и педагогическая деятельность как искусство. Педагогические инновации.

План:

  • Педагогика в системе наук.

  • Педагогическое мастерство учителя.

  • Проблемы высшего образования в современном обществе.

  • Сущность и направленность нововведений.

  • Модели Инновационных учебных заведений.

  • Взаимосвязь воспитания, обучения, развития.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  • Какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке для разработки теории воспитания и в чем конкретно выражаются эти связи?

  • Какое влияние оказывает педагогика на развитие смежных наук о человеке?

  • Раскройте, в чем выражается сущность педагогики как науки и педагогической деятельности как искусства. Как трактовали эту проблему К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, А.С. Макаренко?

Задания для самостоятельной работы:

  • Определите предмет педагогики как науки.

  • Дайте характеристику основным этапам развития педагогической науки.

  • Какие функции выполняет педагогическая наука?


Литература (основная, дополнительная):

  1. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / Под. ред. С.А. Смирнова. - М.: Академия, 1999.

  2. Педагогика: учебник для студ. вузов / В.В. Краевский, А.Ф. Меняев, П.И. Пидкасистый [и др.]; под ред.П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2004. - 608 с.

  3. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс. В 2 кн. кн. 1. Общие основы. Процесс обучения: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И.П. Подласый. - М.:ВЛАДОС, 2005.

  4. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: в 6 т. / Ушинский К.Д.; АПН СССР. - М.: Педагогика, 1988.

  5. Новиков А.М. Образовательный проект (методология образовательной деятельности): пособие для работников образования, участвующих в инновационной деятельности / Новиков А. М., Новиков Д. А.; РАН, Ин-т управления образованием, Ассоциация "Профессиональное образование". - М.: Эгвес, 2004. - 120 с.

  6. Гинецинский В.И. Образовательный стандарт - проблема теоретической педагогики / Гинецинский В. И.// Педагогика. - 1999.-№8. - С.12-15.

  7. Гинецинский В.И. Знание как категория педагогики.- Л.: ЛГУ, 1989. - 141 с.


I.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

I.8.1. Основная литература:



  1. Бордовская Н. В. Педагогика : учебник для вузов / Бордовская Н. В., Реан А. А. - СПб. : Питер, 2000. - 304 с.

  2. Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие для студ. вузов / Борытко Н. М., Моложавенко А. В., Соловцова И. А.; под ред. Н. М. Борытко. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2009. – 320с.

  3. Каменская Е. Н. Педагогика: учеб. пособие / Каменская Е. Н. - М.: Дашков и К, 2007. - 320 с.

  4. Коджаспиров Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2005. - 176 с.

  5. Дранишников В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – Мурманск: МГПУ, 2006. - 118 с.

  6. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. - М.: Гардарики, 2007. - 528 с.

  7. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях : [учеб. пособие] / Крысько В. Г. - СПб. : Питер, 2006. - 320 с.

  8. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / под ред. Л.П. Крившенко. - М.: Проспект, 2007. - 432 с.

  9. Педагогика: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / В. В. Краевский, А.Ф. Меняев, П. И. Пидкасистый [и др.]; под ред.П. И. Пидкасистого. - М.: Пед. общ-во России, 2004. - 608 с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: учебник по дисц. "Педагогика" для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н.; Междунар. акад. наук пед. образования; под ред. В. А. Сластенина. - 9-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 576 с.

  11. Столяренко А.М. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. вузов / Столяренко А. М. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 423 с.

  12. Столяренко Л. Д. Психология и педагогика в вопросах и ответах : учеб. пособие для студ. вузов / Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. - М. : АСТ. - 576 с.

  13. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. вузов. / Селиванов В.С.; под ред. В.А. Сластенина. - Изд. 4-е., стер. - М.: Академия, 2005. - 336 с.

  14. Харламов И. Ф. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / И.Ф. Харламов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2007.

Дополнительная:



    1. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностный подход к детям / Амонашвили Ш.А.; Акад. пед. и соц. наук, Моск. психолого-соц. ин-т. - М.; Воронеж: Ин-т практ.психологии; НПО "МОДЭК", 1998. - 539 с.

    2. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике: Метод. рекомендации для студ. – М.: Пед.общ-во России, 1999. - 48 с.

    3. Воспитательная система школы: проблемы управления: очерки прагматической теории / Вульфов Б.З., Григорьев Д. В., Евладова Е. Б./ Под ред. В.А. Караковского. - М.: Новая школа, 1997. - 110 с.

    4. Краевский В.В Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. вузов. / Краевский В.В. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 256 с.

    5. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Мухина В.С. - 9-е изд, стер. - М.: Академия, 2004. - 456 с.

    6. Новиков А.М. Обучение основам методологии / Новиков А.М., Новиков Д.А.
      // Педагогика. - 2009. - № 7. - С. 11-17.

    7. Новиков А. М. О предмете педагогики // Педагогика. - 2010. - № 6. - С. 8-14.

    8. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - 3-е изд., стер. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2009. - 528 с.

    9. Рожков М. И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. вузов / Рожков М. И., Байбородова Л. В. - М. : ВЛАДОС, 2001. - 256 с.

    10. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях: Учеб. пособие. - М.: Пед. общ-во России, 2000. - 414 с.

    11. Талызина Н.Ф. Практикум по педагогической психологии: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002.-192 с.


Литература для расширения педагогического кругозора

  1. Афонина Г.М. Педагогика: Курс лекций и семинарские занятия. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  2. Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. – М., 1996.

  3. Борытко Н.М. Целеполагание в воспитательной работе / Н.М. Борытко // Воспитание школьников. – 2007.–№ 1. – С. 2–8.

  4. Вульфов Б.З. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: учебное пособие / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. – М.: УРАО, 2004. – 285 с.

  5. Гессен С.И. Основы педагогики / С.И. Гессен. – М.: Школа–Пресс, 1995. – 448 с.

  6. Гриценко Л.И. Теория и методика воспитания: личностно–социальный подход: учебное пособие для вузов / Л.И. Гриценко. – М.: Академия, 2005. – 235 с.

  7. Гузеев В.В. Иерархия целей в учебном процессе: элемент, урок, модуль, блок / В.В. Гузеев // Директор школы. – 2006. – № 4. – С. 47.

  8. Жукоцкий В.Д. Основы современного гуманизма: Курс лекций. – М.: Российское гуманистическое общество, 2005.

  9. Зеньковский В.В. Педагогика.-Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2004.

  10. Кумарин В.В. Педагогика природосообразности и реформа школы. – М.: Нар. обр., 2004.

  11. Педагогика : теории, системы, технологии : учебник для вузов / И.Б. Котова [и др.] ; под ред. С.А. Смирнова. – изд. 7–е, стереотип. – М.: Академия, 2007. – 512.

  12. Педагогика: учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф–Сысоева [и др.] /Под ред. Л.П. Крившенко. – М.: Проспект, 2004. – 428 с.

  13. Педагогика: учебник для педагогических учебных заведений / В. В. Краевский [и др.] ; под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 604 с.

  14. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования/ Под ред. Е.Д. Божович. – М.: ПЕР СЭ, 2005.

  15. Румянцева Н.М. Педагогическая деятельность М.М. Сперанского / Н. М. Румянцева // Высшее образование сегодня. – 2005. – № 11. – С. 51–55.

  16. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания: учебное пособие для вузов / В. С. Селиванов; под ред. В. А. Сластенина. – изд. 3–е, испр. – М.: Академия, 2004. – 335 с.

  17. Сластенин В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Сластенин, С.Г. Перевалов // Педагогическое образование и наука. – 2005. – № 1. – С. 25 –34.

  18. Сластенин В.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, В.П. Каширин. – изд. 4–е, стереотип. – М.: Академия, 2006. – 477 .

  19. Словарь-справочник по педагогике/ Авт.-сост. В.А. Мижериков, под общ. ред. П.И. Пидкасистого. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

  20. Столяренко Л.Д. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2000.

  21. Сысоева М.Е. Организация научно-исследовательской работы студентов. Прогр.-метод. пос. – М.: ДАЕ, 2000.

  22. Смышляева Л.Г.,. Методология и методы педагогических исследований: учебное пособие / Л.Г. Смышляева, А.Г. Яковлева, Л.А. Сивицкая. – Томск: Изд–во ТГПУ, 2007. – 240 с.

  23. Ушинский К.Д. Проблемы педагогики / Сост. и отв. редактор Э.Д. Днепров. – М.: УРАО, 2002. – 592 с.

  24. Шакурова М.В. Социальное воспитание в школе: учебное пособие для вузов / М.В. Шакурова; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 268 с.

  25. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: учебное пособие. / Н.Е. Щуркова. – СПб.: Питер, 2005. – 366 с.



Дополнительная литература:

  1. Закон Российской Федерации «Об образовании». - 1992.

  2. Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании. //Педагогика. - 2001. - №9.

  3. Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. - Волгоград, 2003.

  4. Бережнова Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях //Педагогика. - 2001. - №4.

  5. Коршунова Н.Л. Понятие парадигмы: в лабиринтах поиска / Коршунова Н.Л.
    // Педагогика. - 2006. - №8. - С. 11 - 20.

  6. Краевский В.В. Воспитание или образование? //Педагогика. – 2001. - №3.

  7. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика, 2002. – №1.


I.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Таблицы и схемы: «функции педагогики», «целостный педагогический процесс», «педагогическая деятельность как общественное явление», «категориальный аппарат педагогики».


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница