Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: теория и методика воспитания опд



страница1/2
Дата01.05.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ



ПЕДАГОГИКА: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ

ОПД.Ф. 9


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050602 Изобразительное искусство


Утверждено на заседании кафедры

педагогики

(протокол №1от 10.09. 2010 г.)


Зав.кафедрой ________________Н.А.Рычкова

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.
1. Автор-составитель программы: к.п.н., доц. Панченко Т.В.

2. Рецензенты: д.п.н., проф. Рычкова Н.А., д.п.н., проф. ШГПУ Арефьев И.П.

3. Пояснительная записка.

Программа лекционных и практических занятий составлена в соответствии с требованиями ГОСВО к минимуму содержания по дисциплине «Теория и методика воспитания» и учебными планами ГОСВО.



Цель курса: заложить теоретическую основу эффективного применения будущим учителем педагогических знаний, умений и навыков в учебно-воспитательной работе.

Задачи курса:

  1. Развить у студентов педагогическое мышление, позволяющее правильно оценивать ситуацию и эффективно решать педагогические задачи, снимать воспитательные противоречия, анализировать и обобщить практику (массовый, передовой, новаторский опыт работы школ).

  2. Возбудить в будущем учителе глубокий интерес к ребенку, к процессу его духовного становления, выработать потребность к творческой педагогической деятельности, духовном общении с детьми.

Место курса: теория и методика воспитания является составной частью общей педагогики, тесно связано с психологией развития, физиологией, социологией, философией.

Студенты должны знать:

    • педагогические факты и явления, в рамках современных концепций воспитания, с учетом национально-регионального компонента содержания образования;

    • современные теории воспитательной работы.

Студенты должны уметь:

  • рассматривать педагогические явления с позиций конкретной цели педагогической деятельности и соотносить с нею конкретные результаты учебно-воспитательной работы;

  • ставить педагогический диагноз, осмысливать причинно-следственные связи и прогнозировать развитие педагогических событий;

  • выявлять проблемы, намечать пути снятия сложных педагогических ситуаций.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО ( в виде ксерокопии).

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс, форма обучения

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

Работа


1.

050602 Изобразительное искусство

2

4

32

6

4

2

26

зачет


1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:










Всего ауд.

ЛК

ПР/

СМ


Сам.

раб.


1.

Педагогика как наука и искусство. Понятие воспитания как общественного явления.

1

1




3

2.

Цель воспитания как педагогическая категория.

1

1




3

3.

Понятие о формах, методах и средствах воспитания.

1

1




3

4.

Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания


1

1




3

5.

Содержание воспитания










3

6.

Планирование воспитательной работы










3

7.

Диагностика результатов воспитательной работы

1




1

3

8.

Гражданское воспитание школьников










3

9.

Семейное и половое воспитание

1




1

2




Всего:

6

4

2

26

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.



Тема1. Педагогика как наука и искусство.

Предмет и объект педагогики. Педагогическая система и педагогическая деятельность как предмет педагогики. Задачи и функции педагогики. Педагогики как искусство. Структура педагогической науки. Методические основы педагогики. Связь педагогики с другими науками.



Тема 2. Цель воспитания как педагогическая категория. Объективный и субъективный характер целей воспитания. Иерархия целей в педагогике. Цель как компонент педагогической деятельности. Цели воспитания в современной российской школе.

Тема 3. Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания

Современное воспитание - многомерный подход. Философско-антропологический подход в современной методологии воспитания. Современные подходы: амбивалентный, акмеологический, средовой, событийный, герменевтический, позиционный, проблемно-деятельностный. Выбор педагогом определенного подхода: мотивация и реализация.



Тема 4. Понятие о формах, методах и средствах воспитания. Классификация методов воспитания. Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся (уважение, положительный пример). Методы организации деятельности и опыта общественного поведения (педагогическое требование, упражнение, приучение, метод сознания воспитывающих ситуаций).

Тема 5. Содержание воспитания

Воспитание и самовоспитание: связь, сходство, отличия. Многообразие содержания воспитания. Создание условий для интеллектуального, эстетического, физического, нравственного становления человека, развития его духовности, сознания, чувств, воли, накопления положительного опыта совместной деятельности и общения.



Тема 6. Планирование воспитательной работы

Виды и структура планов воспитательной работы. Воспитательная работа в плане работы на год и в программе развития ОУ. Планирование работы воспитателем и классным руководителем ОУ.



Тема 7. Диагностика результатов воспитательной работы

Воспитанность детей. Методы педагогической диагностики результатов воспитательной работы. Основные подходы к диагностике (Григорьев Д.В., Степанов Е.Н., Третьяков П.И., Селиванова Н.Л., Новикова Л.И. и др.). Составление характеристики воспитанников. Диагностика развития и сплоченности детского коллектива. Анализ и координация деятельности воспитательных структур в образовательной среде.



Тема 8. Гражданское воспитание школьников как единство патриотического, военно-патриотического, правового и интернационального воспитания школьников. Сущность патриотизма и пути его формирования. Правовое воспитание – ведущее направление формирования гражданственности школьников. Проблемы интернационального воспитания детей. Педагогические возможности национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников. Нетрадиционные формы гражданского воспитания детей.

Тема 9. Семейная и половая культуры школьников как педагогическая проблема. Причины актуальности данной проблемы. Цель задачи, содержание формы работы по половому воспитанию школьников. Специфика формирования половой культуры подростков и старшеклассников в условиях Кольского Севера.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания.

Вопросы и задания:

1.В чем многомерность современного воспитания? Докажите свою позицию, используя статью В.А. Караковского «Современное воспитание».

2.Законспектируйте статью Н.Л. Селивановой «Синергетический подход к управлению воспитательной системой школы».

3.Напишите эссе на тему «Создание воспитательной среды в ОУ: региональный подход»




4

Проверка конспекта

2

Содержание воспитания.

1.Составьте перечень вопросов к классному руководителю с целью анализа содержания его деятельности.

2.Используя «Программу воспитания школьника» Н.Е. Щурковой, конкретизируйте содержание воспитательной деятельности по одному из разделов по следующей схеме:



Название раздела

Класс

Содержание работы













2

Проверка составления схемы

3

Формы и методы воспитания.

1.Составьте схему (таблицу), отражающую классификацию форм воспитательной работы.

2.Проанализируйте коллективное творческое дело, в котором вам довелось участвовать, с точки зрения реализации идей заботы, коллективности, творчества и сотрудничества.

3.Проанализируйте игру, проведенную на занятии, по следующей схеме:


  • Цель, задачи игры;

  • тип, вид, функции игры;

  • приемы начала игры;

  • приемы коррекции игровой ситуации;

  • приемы окончания игры;

  • действия, позиция организатора игры.




2

Тестовое задание

4

Планирование воспитательной работы.

Вопросы и задания:

  1. Составьте примерную тематику классных часов с учетом возраста учащихся:

  • По нравственному воспитанию;

  • формированию культуры поведения учащихся;

  • пропаганде здорового образа жизни;

  • формированию культуры общения;

  • подготовке учащихся к сознательному выбору профессии;

  • формированию культуры умственного труда.

2. Составьте план подготовки и проведения коллективного планирования в классном коллективе:

А) на учебный год с участием детей;

Б) на учебный год с участием родителей и детей.

3. Отберите из литературы методики для изучения семьи или составьте их сами.




2

Обсуждение на практическом занятии

5

Диагностика результатов воспитательной работы.


1. Каковы главные критерии в диагностике социального воспитания?

2. Подберите комплект диагностического инструментария для оценки качества воспитательной работы классного руководителя.

3. Составьте советы классному руководителю по диагностике воспитательного процесса.


2

То же


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.




Практическое занятие 1

Тема: Методы воспитания и их классификация

План

1. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания.

2. Классификация методов воспитания.

3. Методы формирования сознания личности.

4. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

5. Методы стимулирования поведения и деятельности.


Вопросы для обсуждения:

1. Докажите, что методы воспитания находятся в прямой зависимости от цели воспитания.

2. Согласны ли вы с утверждением, что ни один метод, взятый в отдельности, изолированно о других, не может привести к успеху?

3. Что надо учитывать, выбирая метод воспитания? К чему может привести применение одного и того же метода воспитания в разных условиях?



4. Какова психолого-педагогическая основа метода примера? Следует ли использовать в воспитании отрицательные примеры? Мотивируйте свою точку зрения.
Литература

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Практическое занятие 2

Тема: Технология организации воспитательной работы

План

  1. Система воспитательной работы школы

  2. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

  1. Специфика классного часа как формы педагогического воздействия. Виды классных часов.

  2. Личностно ориентированный классный час.

  3. Технология проведения ситуационного классного часа в адаптивной школе.


Задания для самостоятельной работы:

1. Всем студентам: подготовить методическую разработку классного часа /определить вид, форму проведения, тематическую направленность классного часа с учетом возраста учащихся/.

2. Тема для индивидуального выступления (по согласованию с преподавателем): «Планирование работы классного руководителя» (Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – С. 427-435).
Литература

  1. В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с.

  2. Капустин Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы. – М.: Академия, 2001. - 216 с.

  3. Классному руководителю. Учеб. – метод. пособие /Под ред. М.И. Рожкова. – Владос, 1999.

  4. Методические рекомендации по организации воспитательной работы в классе / Сост. В.В. Дранищников. – Мурманск: МГПИ. – 1990.

  5. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений. /С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов /Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 2000.

  6. Разумова В.П., Марфина С.В. Классный час //Классный руководитель. – 2001. - № 6. – С. 113-117.

  7. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 2000.

Дополнительная литература

  1. Степанов Е.Н., Мизюлина Т.П. Строим воспитательную систему школы самовыражения // Классный руководитель. – 2001. - № 5. – С. 5.


Практическое занятие 3

Тема: Содержание процесса воспитания
План

  1. Понятие содержания процесса воспитания.

  2. Идеальные и конкретные цели воспитания. Задачи воспитания.

  3. Идеи, лежащие в основе выбора содержания воспитания.


Вопросы для обсуждения

1. Чем определяется выбор содержания воспитательного процесса?

2. Раскройте содержательные направления процесса воспитания:

2.1 умственное воспитание,

2.2 нравственное воспитание,

2.3 трудовое воспитание,

2.4 экологическое воспитание,

2.5 физическое воспитание и др.


Литература

  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Темы для самостоятельного изучения
Тема для самостоятельного изучения 1. Педагогика как наука

План:


1. Становление педагогики как отрасли научного знания. Объект и предмет педагогики.

2. Развитие педагогических идей европейскими учеными.

3. Педагогическая мысль в дореволюционной России.

4. Педагогика как наука.

5. Педагогика как искусство.

6. Педагогика как учебный предмет.

7. Функции, задачи и источники педагогики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что возникло сначала: наука педагогика или процесс воспитания?

2. Школы существовали еще в древних рабовладельческих государствах. Почему же началом педагогики как науки считается XVII век (с деятельности Я.А. Коменского)?

3. Существует много определений педагогики. Дайте одно из них и обоснуйте свой выбор.

Возможные темы рефератов:

1. Педагогическая антропология.

2. Междисциплинарные связи и их значение в познании закономерностей воспитания и развития личности.

Основная литература.


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 2

Воспитание как социокультурный феномен

План:


1. Сущность понятия «воспитание». Воспитание в широком и узком смысле слова.

2. Виды воспитания по характеру целей и путей их достижения.

3. Модели воспитания.

4. Сущность понятия «образование». Различные подходы ученых к раскрытию этого понятия.

5. Сущность процесса обучения. Признаки обучения.

6. Взаимосвязь и взаимообусловленность основных понятий педагогики.

Вопросы для самоконтроля:

1. Почему воспитание называют «вечной» категорией?

2. Почему существуют разные определения понятий «воспитание» и «образование»?

3. Какие понятия, на Ваш взгляд, следует еще отнести к разделам важнейших понятий курса?

Основная литература:


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 3.

Сущность и специфика процесса воспитания

План:


  1. Сущность процесса воспитания. Воспитание в широком и узком смысле слова.

  2. Специфика процесса воспитания и факторы, которые на него влияют.

  3. Воспитание и законы диалектики.

  4. Самовоспитание и его роль в воспитании школьников.

  5. Педагогическая запущенность детей и процесс их перевоспитания.

Основные понятия: воспитание в широком и узком смысле слова, самовоспитание, перевоспитание, ребенок как объект и субъект воспитания.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что возникло сначала – педагогика или процесс воспитания?

2. Какая из категорий педагогики является самой широкой, вбирающей в себя остальные понятия?

Возможные темы рефератов:

1. Индивидуальный подход в процессе воспитания.

2. Работа с педагогически запущенными детьми.

3. Педагогические возможности религии.

4. Педагогические конфликты в школе и пути их разрешения.

Основная литература:

1. Воспитательная деятельность педагога: Учебное пособие/Под ред. В.А.Сластенина. – М.:Академия, 2005. – 290 с.


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 4. Цели воспитания

План:

1. Факторы, влияющие на формирование целей воспитания.



2. Цели воспитания на разных этапах развития человеческого общества.

3. Иерархия целей воспитания.

4. Классификация целей воспитания.

5. Цели воспитания в современной российской школе.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите факторы, определяющие формирование цели воспитания.

2. Докажите, что цели воспитания исторически изменчивы.

3. Назовите цель гуманистического воспитания.

Основная литература:


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 5.

Зарубежные воспитательные концепции

План.


  1. Развитие педагогических концепций в контексте философских течений.

  2. Характеристика прагматизма.

  3. Характеристика неопозитивизма.

  4. Характеристика неотомизма.

  5. Характеристика экзистенциализма.

  6. Характеристика бихевиоризма.

Вопросы для самоконтроля

1. Сравните цели воспитания концепций, ориентированных на коллективное и индивидуалистическое воспитание.

2. Реализация какой известной Вам воспитательной концепции будет способствовать развитию качеств личности, необходимых ей и обществу при включении в социально ценную деятельность?

3. Изучив источники 1,3,6, составьте таблицу «Зарубежные воспитательные концепции».

Таблица «Зарубежные воспитательные концепции»





Прагматизм,

неопрагматизм




Неопозитивизм


Экзистенциализм


Неотомизм


Бихевиоризм,

необихевиоризм




Представители
















Основные идеи















Литература:



  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 6.

Методы воспитания и их классификация

План:


1. Понятие о методах, приемах, средствах и формах воспитания. Различные подходы к анализу их сущности. Классификация методов воспитания.

2. Методы формирования сознания личности.

3. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

4. Методы стимулирования поведения и деятельности.

5. Вспомогательные методы воспитания: поощрение и наказание.

Вопросы для обсуждения:

1. Докажите, что методы воспитания находятся в прямой зависимости от цели воспитания.

2. Согласны ли вы с утверждением, что ни один метод, взятый в отдельности, изолированно о других, не может привести к успеху?

3. Как вы понимаете утверждение А.С. Макаренко о том, что нет никаких непогрешимых средств воспитания и средств обязательно порочных?

4. Что надо учитывать, выбирая метод воспитания? К чему может привести применение одного и того же метода воспитания в разных условиях?

5. В чем заключается психолого-педагогическая целесообразность метода убеждения?

6. Какова психолого-педагогическая основа метода примера? Следует ли использовать в воспитании отрицательные примеры? Мотивируйте свою точку зрения.

Основная литература:


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 7

Содержание процесса воспитания

План.


  1. Понятие содержания процесса воспитания.

  2. Идеальные и конкретные цели воспитания. Задачи воспитания.

  3. Идеи, лежащие в основе содержания воспитания.

Вопросы для обсуждения

1. Чем определяется выбор содержания воспитательного процесса?

2. Назовите содержательные направления процесса воспитания.

3. Назовите идеи, определяющие выбор содержания воспитания.

Литература.


  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 8.

Формирование готовности ребенка к социальным отношениям


  1. План.

  2. Основные сферы готовности к социальным отношениям.

  3. Правовая (политическая) сфера.

  4. Духовная сфера готовности к социальным отношениям.

  5. Экономическая сфера готовности к социальным отношениям.

Вопросы для обсуждения

1. Воспитание как процесс управляемой социализации.

2. Возможно ли с помощью воспитания усилить или ослабить негативные последствия социализации?

Литература.



  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

  10. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.

Тема для самостоятельного изучения 9

Гражданское воспитание

План.


  1. Понятие и принципы гражданского воспитания.

  2. Система гражданского воспитания школьников. Основные направления гражданского воспитания школьников.

  3. Поликультурное (интернациональное) воспитание школьников.

Вопросы для самоконтроля.

  1. На основании изучения рекомендованной литературы раскройте понятия патриотического воспитания; военно-патриотического воспитания; правового воспитания; поликультурного и интернационального воспитания [3], [4], [5], [6], [9], [11], [12].

  2. Изучите опыт использования традиций православной педагогики в традиционном воспитательно-образовательном процессе [7].

  3. Проанализируйте опыт мировой педагогики и лучшие традиции России по проблеме национального образования [2].

Задание для самостоятельной работы: изучив труды (2,3,4,5) В.В. Дранишникова, заполните схему «Система гражданского воспитания школьников».
Схема. Система гражданского воспитания школьников (по В.В. Дранишникову)

Литература.



  1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – 448 с.

  2. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития // Педагогика. - 2002. - № 10. – С. 93-95.

  3. Дранишников В.В. Гражданское воспитание школьников: педагогические возможности использования национально-регионального компонента содержания образования в гражданском воспитании школьников. – Мурманск: МГПИ, 2000. – 256 с.

  4. Дранишников В.В. Педагогические возможности национально-регионального компонента содержания образования в формировании гражданственности школьников. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2003. – 181 с.

  5. Дранишников В.В. Теоретико-методологические основы и практика формирования гражданственности школьников (на материале истории и культуры народов Крайнего севера). - М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ им. Шолохова, 2002. – 200 с.

  6. Дранишников В.В., Хацевич Р.В. Православно-патриотическое воспитание // Наука и образование: Вестник Мурманского отделения Академии педагогических и социальных наук. – Мурманск: Изд-во «Максимум», 2004. - № 5. – 98 с. – С. 3-8.

  7. Педагогика межнационального общения: Учебно-методическое пособие / Авт. – сост. А.Н. Саврасова. – Мурманск: МГПУ, 2005. – 71 с.

  8. Савотина Н.А. Гражданское воспитание: традиции и современные требования // Педагогика. - 2002. - № 4. – С. 39-44.

  9. Харламов И.Ф. Педагогика. – М.: Юрист, 1997. – 512 с. – Глава 21. Воспитание патриотизма и культуры межнациональных отношений. – С. 341-354.

Тема для самостоятельного изучения 10

Педагогическое общение

План.


  1. Понятие о педагогическом общении.

  2. Стили педагогического управления.

  3. Стили педагогического общения.

  4. Педагогическое общение как творческий процесс.

Вопросы для обсуждения

  1. Назовите причины нарушения субъект-субъектного общения (терминологический, социальный, психологические барьеры).

  2. Требования к педагогическому общению:

    • Оперативная ориентация общения в изменяющихся обстоятельствах;

    • Планирование общения;

    • Быстрое и точное определение адекватных коммуникативных средств;

    • Непрерывность и поддержание связей в общении;

3. Индивидуальный стиль педагогического общения.

Литература:



  1. Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учебное пособие для студ. пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Прометей, 1992. – 528 с.

  2. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций / Учеб. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК – М.: Юрайт – М., 2001 – 607 с.

  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – 4-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 512 с.

  4. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. институтов. / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 479 с.

  5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 1998. – 640с.

  6. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М.: Школа – Пресс, 2000. – 512с.

  7. Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: в 2 кн. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. Кн. 2: Процесс воспитания – 256с.

  8. Подласый И.П. Педагогика: Учеб. для студентов высших учеб. заведений – М.: Просвещение, 1996. – 432с.

  9. Реан А.А., Бордовская В.П., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2000. – 432с.

Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004 . – 576 с.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1 Рекомендуемая литература:

Основная литература

1. Щуркова Н.Е. Прикладная педагогика воспитания. – М.: Питер, 2005.



  1. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Теория и методика воспитания. – М.: Владос-пресс, 2004.

  2. Прокопьев И.И., Михалкович Н.В. Педагогика. – Мн.: Тетра Сисменс, 2002.

  3. Харламов И.Ф. Педаггика. – Мн.: Университетское, 2002.

  4. Педагогика/ Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педобщество России, 2000.

  5. Афонина Г.М. Педагогика. – Ростов н/Д: Феникс, 2002.

  6. Подласый И.П. Педагогика. В 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2000.


Дополнительная литература

  1. Классному руководителю / Под ред. М.И. Рожкова. – М.: ВЛАДОС, 1999.

  2. Байбородова Л.В. Изучение эффективности воспитательной системы школы. – Псков, 1994.

  3. Газман О.С. Воспитние: цели, средства, перспективы, новое педагогическое мышление. – М., 1989.

  4. Караковский В.А. и др. Воспитание? Воспитание… Воспитание! – М., 2001.

  5. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2001.

  6. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса.- М., 1994.

  7. Степанов П.В. и др. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе. – М., 2003.

1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.

Учебники и учебно-методические пособия, тестовый материал.

Электронные учебники.

1.10 Примерные зачетные тестовые задания.
ВАРИАНТ 1
ДЕ-1: Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания.

1. Социально-исторический процесс передачи новым поколениям общественно-исторического опыта, осуществляемый всеми социальными институтами, называется…

а) формированием

б) развитием

в) обучением

г) воспитанием

2. Какие цели воспитания ставит современная школа…

а) раскрывать творческие возможности ребенка

б) обеспечивать разнообразные условия для расцвета личности ребенка

в) достижение идеала человеческого воспитания

г) формирование идейной убежденности ребенка

3. Человек становится личностью в процессе…

а) социализации

б) коррекции

в) адаптации

г) компенсации

4. Движущими силами процесса воспитания являются…

а) закономерности

б) принципы

в) средства

г) противоречия

ДЕ-2: Закономерности, принципы и направления воспитания.

1. Принципы воспитания обусловлены… воспитания

а) результатами

б) средствами

в) закономерностями

г) противоречиями

2. Семейное, школьное, внешкольное воспитание классифицируют …

а) по институциональному признаку

б) по стилю отношений между воспитателями и воспитанниками

в) это обобщенная классификация видов воспитания

г) по направлениям работы классного руководителя

3. Выделите направления воспитания…

а) физическое

б) эстетическое

в) экологическое

г) идейное.

4. Исходные положения, основные требования к организации процесса воспитания, определяющие содержание, формы и методы воспитательного процесса и обеспечивающие его успешность называются…

а) закономерностями

б) принципами

в) средствами

г) приемами
ДЕ-3: Формы и методы воспитания.
1. К средствам воспитания относят…

а) противоречия

б) деятельность

в) общение

г) произведения искусства.
2. К методам стимулирования относятся…

а) соревнование

б) наказание

в) личный пример

г) поощрение
3. Факторы, влияющие на выбор методов воспитания – это…

а) цели и задачи воспитания

б) комплексный характер воспитания

в) содержание воспитания

г) компетентность педагога

4. Методы, показывающие пути воздействия на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации, относятся …

а) к методам организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

б) к методам формирования сознания личности

в) к методам стимулирования деятельности и поведения

г) к методам контроля и самоконтроля в воспитании


ДЕ-4: Основные направления деятельности классного руководителя.
1. К какому типу относится деятельность, направленная на анализ собственных действий и состояний педагога…

а) диагностическая

б) прогностическая

в) рефлексивная

г) организационная
2. Педагог, занимающийся организацией, координацией и проведением внеурочной воспитательной работы, называется…

а) социальный педагог

б) педагог-организатор

в) классный руководитель

г) педагог дополнительного образования

3. Целями воспитательной деятельности классного руководителя являются…

а) создание психолого-педагогических условий для своевременного развития задатков и способностей детей

б) организация разнообразной творческой деятельности воспитанников

в) организация социально ценных отношений воспитанников

г) организация учебного процесса


4. Воспитательная работа, проводимая учреждениями дополнительного образования, называется…

а) внешкольной воспитательной работой

б) внеклассной воспитательной работой

в) социальной работой

г) внеурочной работой
ДЕ-5: Понятие о воспитательных системах.
1. К основным компонентам воспитательной системы школы относятся…

а) план работы классного руководителя

б) освоенная социальная среда

в) педагогические идеи и цели

г) деятельность и общение в коллективе
2. Социализация личности с позиций максимальной общественной полезности – это цель воспитания в рамках…

а) социоцентрического подхода

б) антропоцентрического подхода

в) гуманистического подхода

г) авторитарного подхода
3. Конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени – это…

а) воспитательная ситуация

б) воспитательная задача

в) воспитательная система

г) проблемная ситуация
4. Новый тип образования и воспитания в школе диалога культур обосновал…

а) И.П.Иванов

б) В.А.Караковский

в) В.С.Библер

г) В.А.Сухомлинский.
ДЕ-6: Коллектив как объект и субъект воспитания.
1. Выделите признаки воспитывающего коллектива…

а) совместная деятельность

б) общность цели

в) отсутствие конфликтов

г) наличие традиций

2. Условиями правильного тона и стиля в коллективе (по А.С.Макаренко) являются…

а) мажор

б) лидерство

в) активность

г) высокая сознательная дисциплина


3. Условиями эффективности воспитательного воздействия коллектива на отдельную личность являются…

а) коллектив – субъект воспитания

б) регулярное изменение характера деятельности коллектива

в) широкий диапазон социальных ролей

г) автономность коллектива
4. Актив становится авторитетным на… этапе формирования коллектива

а) первом

б) втором

в) третьем

г) четвертом

ВАРИАНТ 2


ДЕ-1: Сущность воспитания, движущие силы, логика воспитательного процесса. Национальное своеобразие воспитания.

1. Процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности называется…

а) формированием

б) развитием

в) воспитанием как общественным явлением

г) воспитанием как педагогическим явлением

2. Ведущими идеями педагогической антропологии как философской базы воспитания являются…

а) субъектность человека как его сущностная характеристика

б) единство общего, особенного и отдельного в каждом человеке

в) авторитарность процесса воспитания

г) воспитуемость и обучаемость человека

3. Факторами, определяющими постановку целей воспитания, являются…

а) потребности общества

б) экономический уровень развития общества

в) идеал человеческого воспитания

г) незавершенность процесса воспитания

4. Из перечисленных признаков выберите те, которые выражают особенности воспитательного процесса…

а) экономичность

б) целенаправленность

в) двусторонний характер

г) систематичность

ДЕ-2: Закономерности, принципы и направления воспитания.

1. Закономерности воспитания обуславливают… воспитания

а) принципы

б) средства

в) методы

г) противоречия

2. Комплексный характер процесса воспитания предполагает…

а) единство воспитания и обучения

б) единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса

в) единство закономерностей и принципов воспитательного процесса

г) единство индивидуализации и дифференциации

3. Признаками гуманистического воспитания являются…

а) уважение прав и свобод личности

б) отказ от централизованного школьного воспитания

в) уважение позиции воспитанника

г) создание условий для самореализации воспитанника

4. Определите требование личностного подхода…

а) личностный подход предполагает участие воспитанника в совместном обсуждении программы

б) личностный подход обязывает воспитателя строить воспитательный процесс на основе учета главных личностных качеств – направленности личности, ее жизненных планов и ценностных ориентаций

в) личностный подход нацеливает воспитателя на организацию воспитательного процесса на основе интересов и пожеланий воспитанника

г) личностный подход предполагает добровольность участия ученика во внеклассной воспитательной работе

ДЕ-3: Формы и методы воспитания.

1. К методам формирования сознания личности относятся…

а) рассказ

б) беседа

в) общественное мнение

г) лекция

2. К формам организации воспитательного процесса относятся…

а) индивидуальные

б) массовые

в) масштабные

г) групповые

3.Общественно-обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателями и воспитанниками, способствующие организации жизнедеятельности воспитанников, их отношений, общения, стимулирующие активность и регулирующие поведение называются…

а) принципами воспитания

б) методами воспитания

в) закономерностями воспитания

г) формами воспитания

4. Методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок относятся к методам…

а) организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

б) методам формирования сознания личности

в) методам стимулирования деятельности и поведения

г) методам контроля и самоконтроля в воспитании

ДЕ-4: Основные направления деятельности классного руководителя.

1. По охвату содержания воспитательной работы классного руководителя выделяют планирование…

а) комплексное

б) тематическое

в) предметное

г) долгосрочное

2. Вариантами должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах являются…

а) классный воспитатель

б) классный руководитель

в) классный куратор

г) классный организатор

3. К функциональным обязанностям классного руководителя относятся…

а) социальная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей среды

б) планирование учебного процесса во избежание перегрузки учащихся

в) организация разнообразной деятельности учащихся

г) формирование межличностных отношений в детском коллективе

4. Формами педагогического просвещения родителей классным руководителем являются…

а) родительское собрание

б) посещение семьи

в) индивидуальные консультации

г) педагогический совет

ДЕ-5: Понятие о воспитательных системах.

1. Совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющая целостную социально-педагогическую структуру школы и выступающая постоянно действующим фактором воспитания, представляет собой…

а) воспитательную систему школы

б) освоенную социальную среду школы

в) организационную систему школы

г) школу как социальный институт

2. Компонентами воспитательной системы являются…

а) управление

б) содержание

в) организация

г) автономность

3. Основными условиями создания гуманистической воспитательной системы школы В.А. Караковского являлись…

а) ставка на самоуправление

б) коллективные творческие дела

в) педагогика гуманистических отношений

г) диверсификация школы

4. Методику коллективной творческой деятельности разработал…

а) И.П.Иванов

б) В.А. Караковский

в) А.С.Макаренко

г) В.А.Сухомлинский.

ДЕ-6: Коллектив как объект и субъект воспитания.

1. Специфическая организация коллективной деятельности воспитанников, которая основана на развитии самостоятельности детей в принятии и реализации решений для достижения значимых коллективных целей определяется как…

а) совместная деятельность

б) самоуправление

в) коллективная деятельность

г) организационная деятельность

2. Степень авторитетности, положение в системе коллективных отношений определяет…

а) статус личности

б) лидерство

в) активность личности

г) роль личности

3. Социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, совместной деятельности и общения, называется…

а) коллективом

б) группой

в) неформальным объединением

г) классом

4. Структура коллектива, возникающая на основе межличностных отношений, определяется как…

а) формальная

б) временная

в) межличностная

г) неформальная

1.11 Примерный перечень вопросов к зачету


  1. Педагогика как наука и искусство.

  2. Связь педагогики с другими науками.

  3. Структура педагогики и ее отрасли.

  4. Методология педагогики.

  5. Сущность процесса воспитания.

  6. Цель воспитания как педагогическая категория. Законодательные и нормативные акты о цели воспитания.

  7. Понятие о методах, приемах и средствах воспитания. Формы воспитательной работы. Классификация методов воспитания.

  8. Характеристика методов формирования сознания личности.

  9. Характеристика методов организации деятельности и формирование опыта общественного поведения личности.

  10. Методы стимулирования поведения и деятельности.

  11. Формирование сознательной дисциплины и ее роль в организации учебно-воспитательного процесса.

  12. Коллектив и его признаки. Воспитательная роль коллектива в учебно-воспитательной деятельности. Новые подходы к роли коллектива в воспитании школьников.

  13. Гражданское воспитание школьников. Сущность патриотизма и пути его формирования.

  14. Правовое воспитание – ведущее направление гражданского воспитания школьников.

  15. Интернациональное воспитание как составная часть гражданского воспитания школьников.

  16. Нетрадиционные форма гражданского воспитания школьников: составление родословной, участие в «Областном туристско-краеведческом движении», «Отечество мое- Кольская Земля», участие в конкурсе «Храмы России».

  17. Мировоззрение как одна из характеристик личности, педагогические условия ее формирования.

  18. Система профориентационной работы в школе. Ориентация на педагогическую профессию.

  19. Теоретические аспекты экологического воспитания школьников: сущность экологии, экологическая культура и экологические ценности, экологическое образование.

  20. Цели и задачи экологического воспитания школьников.

  21. Содержание и формы работы по экологическому воспитанию школьников.

  22. Эстетическое воспитание школьников.

  23. Психолого-педагогическое условия успешного воспитания ребенка в семье.

  24. Воспитание половой культуры у детей школьного возраста.

  25. Культура педагогического общения с учащимися.


1.12 Комплект экзаменационных билетов.

Не предусмотрен



1.13 Примерная тематика рефератов

  1. Современные подходы в теории и практике воспитания.

  2. Взаимосвязь процессов воспитания и самовоспитания.

  3. Многообразие содержания воспитания в ОУ (по основным направлениям).

  4. Формы и методы внеклассной воспитательной работы в ОУ.

  5. Основные закономерности профориентационной работы в ОУ.

  6. Формы и методы подготовки обучающихся и воспитанников к семейной жизни.

  7. Методическое обеспечение воспитательной работы в ОУ.

  8. Планирование работы классных руководителей.




    1. Примерная тематика курсовых работ.

Не предусмотрена.

    1. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ.

Не предусмотрена.

    1. Методика исследования.

Нет.

1.17. Бально-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине. Нет

Раздел. 2. Методические указания по изучению дисциплины и контрольные задания для студентов заочной формы обучения.

Не предусмотрены.


Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница