Учебно-методический комплекс дисциплины педагогика: введение в педагогическую деятельность опд



страница1/3
Дата27.04.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


ПЕДАГОГИКА: ВВЕДЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ОПД. Ф. 6

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ

СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ


050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание»


Очная / Заочная форма обучения

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012г.)
Зав. кафедрой:

____________ Рычкова Н.А.


Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор-составитель программы: Т.В. Панченко, кандидат педагогических наук, доцент.

1.2 Рецензенты:

Н.А. Рычкова, доктор педагогических наук, профессор.

Е.А. Котова, кандидат педагогических наук, доцент МОИПКРО.

1.3 Пояснительная записка

Цель курса – обеспечить становление начальных ориентаций студентов в области современной педагогики, понимание ее роли и места в социокультурном образовательном процессе, осознание значимости профессии педагога в обществе и развитие на этой основе мотивов личностного становления в системе педагогического образования.

Задачами курса «Введение в педагогическую деятельность» выступают:


  1. ознакомление с научными основами профессиональной деятельности учителя;

  2. помощь в овладении культурой учебного труда в вузе;

  3. подготовка к вступлению в педагогическую практику;

  4. обучение студентов самостоятельному развитию в себе профессиональных качеств учителя, навыков самовоспитания, самообразования и саморазвития.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студенты должны знать: научно-теоретические основы профессиональной педагогической деятельности; требования государственного образовательного стандарта к профессионально-значимым и личностным качествам педагога.

Студенты должны уметь: определять пути профессионально-личностного становления педагога; владеть культурой учебного труда в вузе; самостоятельно формировать умения и навыки педагогической деятельности; выявлять рациональные и гуманистически ориентированные средства педагогической деятельности.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО.

«Введение в педагогическую деятельность. Общая характеристика педагогической профессии. Профессиональная деятельность и личность педагога. Общая и профессиональная культура педагога. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности педагога. Профессионально-личностное становление и развитие педагога».



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и

наименование специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид

итогового контроля



Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

работа


1

050102 Биология, специализация «Экологическое воспитание» (очная)


1

1

40

12

8

4

-

28

зачет

1

050102 Биология (заочная форма)

1

1

24

4

4

-

-

20

зачет



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам.

раб.


1.

Педагогическая профессия.

1/1

1/1




6/2

2.

Педагогическая деятельность.

4/1

2/1

2

6/6

3.

Личность педагога.

1/1

1/1







4.

Профессионально-педагогическая компетентность.

1/1

1/1




6/6

5.

Методология, методы и логика

педагогического исследования.

Методологическая культура педагога.


2

2




6/2

6.

Профессиональное становление

педагога.



1

1




2/2

7.

Профессиональная культура педагога.

2




2




Всего:

12/4

8/4

4

28/20

1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Общая характеристика, возникновение и развитие педагогической профессии. Педагогический труд как специфическое общественное явление. Возрастание социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. Социально и профессионально обусловленные функции педагога. Общая и профессиональная культура педагога.

Педагогическая деятельность: основные виды, функции, структура и содержание. Теоретическая и практическая готовность к педагогической деятельности. Аналитические, прогностические, проективные, организаторские, коммуникативные умения учителя.

Общая и профессиональная культура педагога. Коллективный характер педагогической деятельности. Профессиональная этика педагога. Педагогический такт. Творческая природа труда учителя. Методологическая культура педагога. Педагогическое исследование.

Требования государственного образовательного стандарта к личности педагога. Профессионально-педагогическая направленность личности, познавательная и коммуникативная активность педагога. Педагогическое призвание и педагогические способности. Педагогическое мастерство, основные психолого-педагогические предпосылки и условия его формирования.

Содержание и структура профессиональной компетентности педагога. Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Требования государственного образовательного стандарта к профессиональной компетентности педагога.

Современные мировые образовательные тенденции. Цель, задачи, структура и содержание профессиональной подготовки педагогов в системе педагогического образования. Профессиональное самовоспитание и самообразование педагога в системе непрерывного образования. Профессиональное самовоспитание и его роль в становлении личности педагога.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Тема

Форма

самостоятельной

работы


Кол-во

часов


Форма контроля выполнения

самостоятельной работы



1.

Педагогическая профессия

(задание для самостоятельной работы № 1).



Составление

хронологической

таблицы.

Тезирование. Ведение словаря по предмету.



6

Тест.

2.

Педагогическая деятельность .Коммуникативная

деятельность учителя

(задание для самостоятельной работы № 2).


Конспектирование.

Составление словаря.

Анализ ситуаций.


6

Тест.

2.

Профессионально-педагогическая компетентность

(задание для самостоятельной работы № 3).



Конспектирование статьи.

Составление схемы

«профессионально-педагогическая компетентность». Словарь.


6

Тест.

4.

Методология, методы и

логика


педагогического исследова-

ния.


Методологическая культура педагога.

(задание для самостоятельной работы № 4).



Конспектирование.

Составление словаря.



6

Тест.

5.

Саморазвитие

личности педагога

(задание для самостоятельной работы № 5).


Составление схемы.

Составление словаря.

Конспектирование.


2

Тест.




Всего часов:




28




1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов


Практическое занятие 1

Тема: Педагогическая деятельность.

Коммуникативная деятельность учителя.

План.


  1. Понятие «педагогическая деятельность».

  2. Общение – основа педагогической деятельности.

  3. Этика педагогического труда.

  4. Педагогический такт.

  5. Профилактика конфликтов в педагогической деятельности.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Что исследует наука педагогическая деонтология?

  2. Что такое оптимальное педагогическое общение?

  3. Какими ключевыми умениями должен обладать учитель для организации оптимального общения?

  4. Назовите и охарактеризуйте стили педагогического общения и педагогического руководства.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Подберите несколько примеров реализации учителем разных стилей педагогического общения (примеры из собственного опыта, из литературных источников, из художественных фильмов и т.д.).

  2. Определите собственное реагирование на конфликтные ситуации с помощью методики К.Н. Томаса «Оценка способов реагирования в конфликте» (см. Приложение).

  3. Ознакомившись с рекомендованной литературой, подберите для себя приемы психологической саморегуляции.

  4. Изучив пособие А.С. Чернышева «Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций», подберите несколько примеров конфликтов для проведения их анализа на практическом занятии.

Литература основная:

    1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

    2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М.: Просвещение, 1987. – 190 с.

    3. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

    4. Левитан К.М. Основы педагогической деонтологии. – М.: Наука, 1994. – 190 с.

    5. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций: Учеб. пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. – М.: Юрайт, 1999. – 464 с. – Педагогическое общение. – С. 191-196.

    6. Зязюн И.А. и др. Основы педагогического мастерства. - М.: Просвещение, 1989. – 302 с.

    7. Педагогика: педагогические теории системы, технологии: Учеб. для студентов высших и средних учебных заведений / Под ред. С.А. Смирнова – М.: Академия, 2000. – 512 с. – Глава 4. Педагогическое взаимодействие. – С. 60-89.

    8. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с. – Общие основы педагогики. Процесс обучения. – Мастерство педагогического общения. – С. 269-272.

Литература дополнительная.

  1. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии: Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001. – 192 с.

  2. Суханкина Н. Требования и замечания как речевые жанры педагогического взаимодействия // Начальная школа До и После. – М.: Баллас, 2004. – № 2. – С. 24-28.

  3. Чернышев А.С. Практикум по решению конфликтных педагогических ситуаций. – М.: Педагогическое общество России, 1999. – 186 с.

  4. Шулёва Е.И., Майорова Е.К. Теоретико-практические аспекты профессионально-педагогического общения // Начальная школа До и После. – М.: Баллас, 2004. – № 12. – С. 40-49.

  5. Щербинина Ю.В. Речевая агрессия в школе и способы ее преодоления // Начальная школа До и После. – М.: Баллас, 2004. – № 2. – С. 15-20.

Практическое занятие 2

Тема: Профессионально-педагогическая культура педагога.

План.


  1. Общая культура – условие профессионализма педагога.

  2. Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры.

  3. Гуманитарная культура и гуманность учителя. Ценностные ориентации педагогической деятельности.

  4. Этика и эстетика педагогического труда (педагогический такт, этика отношений с коллегами).

Вопросы для коллективного обсуждения.

  1. Чем отличается профессиональная пригодность педагога от профессиональной готовности?

  2. Что включают в себя понятия «педагогическая» и «гуманитарная культура»? Каково их соотношение?

  3. Какими личностными характеристиками должен обладать педагог?

  4. Зачем учителю нужны навыки творческой деятельности?

Задания для самостоятельной работы: запишите в словарь определения следующих понятий: гуманистическая направленность, квалификация, культура самообразования, педагогическая культура, терминология педагогическая, техника педагогическая, такт педагогический, саморегуляция, самосознание учителя профессиональное, Я-концепция учителя профессиональная, этика педагогическая [1], [2].

Литература основная:



  1. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошников и др.; Под ред. А.С. Роботовой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 208 с.

  2. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. – М.: Академия, 2000. – 174 с.

  3. Михайлова Н.Н., Демашёва М.Е. Технология управления развитием педагогической деятельности. – М.: ИРПО, 2002. – 244 с. – Гуманистическая направленность личности преподавателя. – С. 41-61.

  4. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 576 с. - Гуманность как качество личности. – С. 33-34.

  5. Сластёнин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 576 с. – Раздел 1. – Введение в педагогическую деятельность. – С. 3-57.

Литература дополнительная:

  1. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.: Просвещение, 1987.-190 с.

1.7.2 Самостоятельная работа студентов

Тема для самостоятельного изучения № 1

Профессия - педагог



План.

  1. Возникновение и развитие педагогической деятельности.

  2. История становления образовательных учреждений для профессиональной подготовки учителей.

  3. Ценностные характеристики педагогической деятельности.

  4. Возрастание социальной значимости педагогической деятельности в современном обществе. Система образования в современной России.

Вопросы для самоконтроля1:

  1. Каждая трудовая деятельность направлена на какой-то предмет или явление с целью преобразования, изменения его и, при помощи различных средств, орудий, инструментов, на достижение определенных результатов.

    1. Что преобразует, изменяет педагог в процессе своей деятельности? К чему прикладывает свои трудовые усилия? (Перечислите)

    2. К чему стремится педагог в процессе своей деятельности? Чего он желает достичь? Каковы цели его деятельности?

    3. Что использует педагог для достижения цели? Какими средствами он пользуется? Каковы «орудия» педагогического труда? (Перечислите)

    4. Какие средства педагог должен применять для достижения цели?

    5. Что можно считать результатами педагогической деятельности?

    6. По каким показателям педагог может судить о достижении результатов в своей повседневной деятельности?

    7. Назовите основные трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогу, преграды, которые приходится ему преодолевать в своей деятельности.

  1. Каждая профессиональная деятельность протекает в определенных условиях.
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница