Учебно-методический комплекс дисциплины преподавание информатики в старших классах



Скачать 366.17 Kb.
страница1/2
Дата01.05.2016
Размер366.17 Kb.
  1   2
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ


Преподавание информатики в старших классах

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050201.65 Математика с доп.спец. «Информатика» (ОПД.Р.1)
Преподавание в классах с углубленным изучением информатики

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050202.65 Информатика (ОПД.В.1)

Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и ИТ

факультета физико-математического образования,
информатики и программирования

(протокол №11 от «24» апреля 2013 г.)

Зав. кафедрой физики, информатики и ИТ

___________________Н.Ю.Королева




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

    1. Автор программы: Королева Наталья Юрьевна, канд. пед. наук, доцент




    1. Рецензенты: Коновалова И.П. – канд. пед. наук, доцент кафедры физики МГПУ

Карпенко А.В. – канд. пед. наук, доцент, директор НОУДО «Центр Интернет-образования»


    1. Пояснительная записка:

Целью курса является профессиональная подготовка будущих учителей к преподаванию информатики в условиях личностно ориентированной парадигмы образования, формирование у них комплексного умения проектировать профильные и элективные курсы на основе системного подхода и положений персонализированного обучения. Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:

    • формирование знаний по теории и методике профильного обучения информатике;

    • развитие умений по определению концептуальных положений, локальных измеряемых целей, содержания профильных и элективных курсов;

    • подготовка к применению персонализированного обучения, направленного на социализацию обучающихся (в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда), дифференциацию содержания обучения, предоставление возможностей ученикам для выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

    • развитие способностей по созданию условий для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

    • формирование комплексного умения проектировать профильные и элективные курсы информатики на основе системного подхода и положений персонализированного обучения.

Курс направлен на формирование профессиональной компетентности будущего учителя информатики старшей ступени средней школы в области профильного обучения. Предлагается студентам 5 курса (10 семестр), освоившим дисциплину ФК ГОС «Теория и методика обучения информатике»

После освоения курса студенты должны

знать:

    • системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы;

    • профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения;

    • отечественный и зарубежный опыт профильного обучения, обоснование современной структуры обучения информатике в отечественной школе в работах А. А. Кузнецова, развитие структуры в работах Т. Б. Захаровой;

    • модели общеобразовательных учреждений с профильным обучением на старшей ступени школы;

    • элективные курсы, особенности их организации;

    • соотношение объемов изучения базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов;

    • возможные формы организации профильного обучения;

    • возрастные и личностные особенности учащихся, соответствующие им возможные методы обучения;

    • требования к преподавателю профильных и элективных курсов по информатике;

    • примеры профильных и элективных курсов, их анализ согласно требованиям для курсов такого типа.



уметь:

    • определять концептуальных положений, локальные измеряемые цели, содержание профильных и элективных курсов;

    • создавать условия для обеспечения преемственности между общим и профессиональным образованием, для эффективной подготовки выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования;

    • применять формы персонализированного обучения, направленного на социализацию обучающихся (в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда), дифференциацию содержания обучения, предоставлять ученикам возможности для выстраивания индивидуальной образовательной траектории;

    • проектировать профильные и элективные курсы информатики на основе системного подхода и положений персонализированного обучения.

Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке:

  1. Богомолова Е.В, Программа курса «Теория и методика профильного обучения информатике». //ж. ИНФО. – 2007. - № 3, 4, 5.

  2. Богомолова Е.В. Развитие системы профессионально-методической подготовки будущего учителя информатики.// ж. ИНФО.- 2006. - № 9. – с.115-122.




    1. Извлечение из ГОС ВПО – вузовский компонент




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-ем-

кость


Всего ауд.

ЛК

ПР/ СЕМ

ЛБ

Сам. раб.







050201.65 Математика, Информатика

5

10

40

20

6

6

8

20

зачет





050202.65

Информатика

5

10

50

24

8

10

6

26

зачет




    1. Содержание дисциплины:

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:

п/п


Наименование раздела, темы



Количество часов

050201.00 Матем., Информатика

050202 Информатика

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.


Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб.





Общие вопросы теории и методики углубленного (профильного) обучения информатике.

4

2

2

-

6

4

4

4

-

6




Методика изучения содержательных направлений в профильном курсе информатики

16

4

4

8

14

16

4

6

6

20




Всего

20

6

6

8

20

24

8

10

6

26


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Общие вопросы теории и методики углубленного (профильного) обучения информатике. Системы специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы. Профильное обучение как средство дифференциации и индивидуализации обучения. Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения. Модели общеобразовательных учреждений с профильным обучением на старшей ступени школы. Элективные курсы, особенности их организации. Соотношение объемов изучения базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных предметов и элективных курсов. Возможные формы организации профильного обучения. Возрастные и личностные особенности учащихся, соответствующие им возможные методы обучения. Требования к преподавателю профильных и элективных курсов по информатике. Примеры профильных и элективных курсов, их анализ согласно требованиям для курсов такого типа.

Методика изучения содержательных направлений в профильном курсе информатики. Научно-методические основы изучения направления «Информационное моделирование». Научно-методические основы изучения направления «Информационные процессы». Научно-методические основы изучения направления «Информационные основы управления».
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема


Кол-во часов

Форма самостоя-тельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы




Общие вопросы теории и методики углубленного (профильного) обучения информатике

Отечественный и зарубежный опыт профильного обучения. Модели общеобразовательных учреждений с профильным обучением на старшей ступени

6/6

- вопросы для самостоя-тельного изучения

- выступление на семинарском занятии;

- проверка конспектов учебно-методических источников





Методика изучения содержательных направлений в профильном курсе информатики



Научно-методические основы изучения направления «Информационное моделирование»

4/6

- анализ существу-ющих профиль-ных и элективныхкурсов;

- разработка фрагментов теоретичес-ких и практичес-ких уроков


- демонстрация фрагментов уроков;

- выступление на занятии;

- проверка конспектов






Научно-методические основы изучения направления «Информационные процессы»

2/4




Научно-методические основы изучения направления «Информационные основы управления»

2/4




ВСЕГО




14/20










    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

  • Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинар 1.

Учебно-методическая поддержка профильного обучения информатике.

Вопросы для обсуждения:

    1. Профильные курсы по информатике (программы, содержание, методика).

    2. Типология элективных курсов и их роль в профильном обучении и особенности.

    3. Программы и учебно-методическая поддержка авторских элективных курсов по информатике.

Темы для докладов:

  1. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения информатике учащихся классов гуманитарного профиля.

  2. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения информатике учащихся классов физико-математического профиля.

  3. Сравнительный анализ учебно-методических комплексов для обучения информатике учащихся классов общеобразовательных классов.

  4. Обзор элективных курсов для общеобразовательных классов и классов гуманитарного профиля с подробным представлением одного из них.

  5. Обзор элективных курсов для классов естественно-математического профиля с подробным представлением одного из них.

  6. Обзор элективных курсов для классов информационно-технологического профиля с подробным представлением одного из них.

Семинар 2.

Научно-методические основы изучения направления

«Информационное моделирование».

Вопросы для обсуждения:

  1. Систематизация представлений об информационных моделях и системах в профильных курсах информатики.

  2. Систематизация представлений о способах информационного моделирования в профильных курсах информатики.

  3. Систематизация представлений о компьютере как средстве автоматизации информационных процессов в профильных курсах информатики.

Темы для докладов:

  1. Элементы методики изучения информационного моделирования в профильных курсах информатики.

  2. Элементы методики изучения устройства компьютера как средства автоматизации информационных процессов.

  3. Освоение ключевых видов программного обеспечения учащимися в профильном курсе информатики.

Семинар 3.

Научно-методические основы изучения направления

«Информационные процессы» и «Информационные основы управления».

Вопросы для обсуждения:

    1. Систематизация представлений об информации и информационных процессах, использования информационных технологий в профильных курсах информатики.

    2. Систематизация представлений о закономерностях создания и использования автоматизированных информационных систем в профильных курсах информатики.

    3. Систематизация представлений об информационных основах управления – закономерностях управления и самоуправления в системах, основах автоматизированного управления в профильных курсах информатики.

    4. Изучение вопросов социальной информатики в профильных курсах информатики.

Темы для докладов:

  1. Развитие понятий информации, информационных процессов, представления информации в профильном курсе информатики.

  2. Развитие понятий управления и самоуправления в системах различной природы, основ автоматического управления в профильных классах информатики.

  3. Методические подходы к изучению социальной информатики в профильных курсах информатики.



Лабораторные работы.

1-2. Проектирование элективного курса по информатике.

3-4. Разработка активных методов обучения в рамках элективного курса.


    1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

      1. Основная литература:

  1. Грибков Д. Н. Электронные ресурсы культурно-образовательной деятельности : учеб.-метод. пособие / Грибков Д. Н. ; [под ред. О. О. Борисовой]. - М. : Литера, 2010. - 128 с. - (Современная библиотека : вып. 83). - ISBN 978-5-91670-051-0 : 275-96.
    Место хранения: Абонемент (Библиотека, Егорова-15); Читальный зал (Егорова-15).

  2. Загвязинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 033400 (050701) - Педагогика / Загвязинский В. И. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2010. - 176 с. - (Профессионализм педагога). - ISBN 978-5-7695-7053-7 [Гриф] : 193-12. Место хранения: Абонемент (Библиотека, Егорова-16); Читальный зал (Егорова-15).

  3. Информатика и ИКТ. 11 класс : учебник : базовый уровень / под ред. Н. В. Макаровой. - СПб. [и др.] : Питер, 2010. - 223 с. : ил. - (Учебно-методический комплект для средней школы). - ISBN 978-5-94723-531-9[Гриф] : 182-00.
    Место хранения: Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209); Читальный зал (Егорова-15).

  4. Лапчик М. П. Методика преподавания информатики : учеб. пособие для студ.вузов, обуч. по спец. 030100 "Информатика" / Лапчик М. П., Семакин И. Г., Хеннер Е. К. ; под общ. ред. М. П. Лапчика. - М. : Академия, 2006. - 624 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование). - ISBN 5-7695-2865-6 [Гриф УМО РФ] : 158-40.

  5. Могилев А. В. Информатика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по пед. спец. / Могилев А. В., Хеннер Е. К., Пак Н. И. ; под ред. А. В. Могилева. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2008. - 336 с. : ил. - (Высшее профессиональное образование. Педагогические специальности). - ISBN 978-5-7695-5619-7 [Гриф] : 342-43.

  6. Софронова Н. В. Теория и методика обучения информатике : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Информатика" / Софронова Н. В. - М. : Высшая школа, 2004. - 223 с. : ил. - ISBN 5-06-004435-1 [Гриф УМО] : 147-73.

  7. Хлебунова С. Ф. Управление современной школой : практ. пособие для руководителей шк., студ. пед. вузов, слушателей ИПК : Вып. VI : Профильное обучение : новые подходы / Хлебунова С. Ф., Тараненко Н. Д. - Ростов н/Д : Учитель, 2005. - 96 с. - (Педагогика нового времени). - ISBN 5-87259-261-2 : 19.80 : 13-60.

  8. Семакин И. Г. Информатика и ИКТ. Базовый уровень : практикум для 10-11 классов / Семакин И. Г., Хеннер Е. К. , Шеина Т. Ю. . - 5-е изд. - М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 120 с. : ил. - ISBN 978-5-9963-0316-8 : 150-00.
    Место хранения: Абонемент ФФМОИиП (Библиотека, Егорова-16, к.209).




      1. Дополнительная:

  1. Андреева Е.В., Фалина И.Н. Системы счисления и компьютерная арифметика. – М.: ЛБЗ, 200. – 248 с.

  2. Белоусова Л.И. Сборник задач по курсу информатики / под ред. Л.И.Белоусовой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006. – 253 с.

  3. Бешенков С.А., Ракитина Е.А.. Программа профильных курсов по информатике и ИКТ (10 – 11 классы).

  4. БешенковС.А., Ракитина Е.А. Информатика. Систематический курс. 10 кл., 11 кл. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.

  5. Богуславский А.А., Щеглова И.Ю. Моделирование физических задач в электронных таблицах Microsoft Excel. //ИНФО - 2004. - № 5

  6. Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.. Методические рекомендации к учебнику «Информатика. 10-11 классы»

  7. Горячева Р.Н. Новый функционал учителя информатики в условиях перехода к профильному обучению. [Электронный ресурс]. URL: http://www.sipkro.ru/pedsovet2007/IT_augyst.html

  8. Ермакова Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения // Школьные технологии. - 2003. - № 6.

  9. Захарова Т.Б. Принципы дифференциации обучения информатике. //ж.ИНФО. – 1997. - № 4.

  10. Интернет-версия учебника Информатика. Шауцукова Л.З. [Электронный ресурс]. URL: http://book.kbsu.ru/

  11. Информатика. Задачник-практикум в 2.т./ Под ред. И.Г. Семакина, Е.К.Хеннера. – М.: ЛБЗ, 1999.

  12. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования: Приложение к приказу Минобразования России от 18.07.2002 № 2783 // Информатика и образование. 2003. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0920.htm

  13. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике // Информатика и образование. 1997. № 4.

  14. Кузнецов А. А., Филатова Л. О. Информатика в профильной школе // Информатика и образование. 2002. № 2.

  15. Кузнецов А.А. Элективные курсы в профильном обучении //Учительск. газета. - 2004.- № 7.

  16. Кузнецов А.А., Филатова Л.О. Информатика в профильной школе //ж.ИНФО. – 2002. – № 2.

  17. Кузнецов А.А.. Информатика в профильной школе. //ж. ИНФО. - 2003.- № 6. - с.14-18.

  18. Макарова Н.В. Информатика 10-11 кл., Спб.:Питер, 2000.

  19. Макарова Н.В. Программа по информатике и ИКТ (системно-информационная концепция). – СПб.: Питер, 2006. – 128 с.

  20. Методические рекомендации к учебнику "Информатика. 10-11 классы" (Гейн А.И., Сенокосов А.И., Юнерман Н.А.) http://window.edu.ru/window/library?p_rid=27968

  21. Монахов В.М. Создаем школьный сайт в Интернет: Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  22. Монахов В.М. Учимся проектировать на компьютере. Элективный курс.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  23. Паньгина Н.Н. Статистическое моделирование. Метод Монте-Карло. //Информатика. - 2004. - № 45 (478).

  24. Подготовка старшеклассников к выбору профессии в профильном курсе экономических приложений информатики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ito.su/1999/II/4/4106.html

  25. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. — М.: ACADEMIA, 2002.

  26. Профильные курсы информатики, ориентированные на гуманитарные знания. [Электронный ресурс]. URL: http://bank.openipk.ru/Text/t25_2.html

  27. Рагулина М.И., Смолина Л.В. Классификация профильных курсов информатики //ж. ИНФО. – 2002. - № 7.

  28. Самылкина Н.Н. Методика преподавания содержательной линии "Моделирование и формализация" //ИНФО. -2003. - № 2.

  29. Семакин И.Г. Информационные системы и модели. Элективный курс. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  30. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика-10, Информатика-11. М.: Лаборатория базовых знаний, 2001, 2002.

  31. Семакин И.Г. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Лекция 1. Введение. Проблема системности курса информатики. //Информатика. - 2005. - № 34.

  32. Семакин И.Г.Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Лекция 4. Базы данных. //Информатика. - 2005. - № 40.

  33. Семакин И.Г.Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Лекция 8.Организация и поиск информации во Всемирной паутине . //Информатика. - 2005. - № 48.

  34. Семакин И.Г., Плаксин М.А. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Лекция 2. Информационные системы на бумажных носителях //Информатика. - 2005. - № 36.

  35. Семакин И.Г., Плаксин М.А. Информационные системы в базовом и профильном курсах информатики. Лекция 3. Информационные системы и системология. //Информатика. - 2005. - № 38.

  36. Семенов. Л.С. Контексты профильного изучения информатики. //Информатика. – 2007. – 2.

  37. Смолина Л.В. Профессионально-ориентированные задачи в профильном курсе экономических приложений информатики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bytic.ru/cue99M/bd4qoy7jdd.html

  38. Софронова Н.В, Теория и методика обучения информатике: Учеб. Пособие /Н.В, Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с. с ил.

  39. Угринович Н.Д. Исследование информационных моделей. Элективный курс.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  40. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. 10-11 кл.М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.

  41. Угринович Н.Д. Тематическое планирование курса информатики в старшей школе на профильном уровне в объеме 280 ч.

  42. Угринович Н.Д., Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. – М.: ЛБЗ, 2001. – 256 с.

  43. Элективные курсы в профильном обучении. Образовательная область «Информатика» / Министерство образования РФ – Национальный фонд подготовки кадров. – М.: Вита-Пресс, 2004. – 112 с.

  44. Малеев В.В. Общая методика преподавания информатики: Учебное пособие. - Воронеж: ВГПУ, 2005. - 271 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi-uch.htm

  45. Малева А.А., Малев В.В. Практикум по методике преподавания информатики. - Воронеж: ВГПУ, 2006. - 148 с. [Электронный ресурс]. URL:  http://www.vspu.ac.ru/~mvv/mpi/mpi-uch.htm

  46. Шамова Т. И. Методологические подходы к организации профильного обучения / Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н. // Завуч. - 2006. - №4. - С. 105 - 110 .

  47. Шамова Т. И. Базовые и профильные курсы : цели, функции, содержание / Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н. // Завуч. - 2006. - №5. - С. 111 - 114.

  48. Шамова Т. И. Элективные курсы в условиях профильного обучения. "Место, свободное от стандарта" / Шамова Т. И., Подчалимова Г. Н. // Завуч. - 2006. - №5. - С. 115 - 117.

Интернет-ресурсы:

  1. Система федеральных образовательных порталов «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (http://www.ict.edu.ru/ )

  2. Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/ )

  3. Издательство «Образование и информатика» (http://www.infojournal.ru/ )

  4. Головной информационный центр общего образования http://www.ndce.ru/

  5. Для учителя информатики (тематическое календарное поурочное планирование, разработки уроков, сценарии по информатике, планы: Угринович, Семакин, Макарова, Бешенков, Ракитина, Гейн http://sverdlovsk-school8.nm.ru/docinf.htm

  6. Издательство «Дрофа». Учебники и учебные пособия. Информатика. http://www.drofa.ru/book.html?book=285722

  7. Информация для информатиков http://www.ugatu.ac.ru/~trushin/index.htm

  8. Личный сайт С.В.Сырцовой. Информатика http://www.syrtsovasv.narod.ru/

  9. Сайт для учителей информатики и педагогов, использующих ИКТ на своих уроках RusEdu http://www.rusedu.info/

  10. Сеть творческих учителей http://it-n.ru/communities.aspx?cat_no=6361&tmpl=com

  11. Электронный каталог учебных изданий http://www.ndce.ru/new/title.htm

  12. Сайт учителя информатики К.Полякова http://kpolyakov.narod.ru/index.htm

  13. Образовательный портал Челябинска http://www.chel-edu.ru/index.php/method/c156/


Электронные ресурсы библиотек

  1. Лебедева М. И др.Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 336 с., Гриф УМО. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18469

  2. Сафронов И. ЕГЭ-тетрадь. Информатика. СПб. : БХВ-Петербург, 2011, 184 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18473

  3. Сафронов И.ЕГЭнциклопедия. Информатика. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 496 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18471

  4. Сафронов И.Задачник-практикум по информатике. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 432 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18473

  5. Златопольский Д. Интеллектуальные игры в информатике. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 400 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18480

  6. Муромцева А.В.Искусство презентации. Основные правила и практические рекомендации. М. : Флинта : Наука, 2011, 112 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=25477

  7. Сидорова Е. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 288 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18488

  8. Пожарина Г.Свободное программное обеспечение на уроке информатики. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 336 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18554

  9. Могилев А., Листрова Л.Технологии обработки текстовой информации. Технологии обработки графической и мультимедийной информации. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 304 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=22275

  10. Могилев А., Листрова Л.Технологии поиска и хранения информации. Технологии автоматизации управления. СПб. : БХВ-Петербург, 2012, 320 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=24846

  11. Дорот В., Новиков Ф.Толковый словарь современной компьютерной лексики, 3 изд. СПб. : БХВ-Петербург, 2010, 608 с. URL: http://ibooks.ru/reading.php?productid=18570

  12. Буяковская И. А. Создание гипертекстовых справочных систем. Учебное пособие. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2007. - 98 с. http://biblioclub.ru/88673_Sozdanie_gipertekstovykh_spravochnykh_sistem_Uchebnoe_posobie.html

  13. Жадаев А. Г. Сканирование и распознавание текстов. Самоучитель по работе с ABBYY® FineReader 10. М.: ДМК Пресс, 2010. - 248 с. http://biblioclub.ru/86492_Skanirovanie_i_raspoznavanie_tekstov_Samouchitel_po_rabote_s_ABBYY__FineReader_10.html

  14. Мухин Н. П. Компьютерные системы управления документооборотом.
    М.: Лаборатория книги, 2010. - 58 с. http://biblioclub.ru/87235_Kompyuternye_sistemy_upravleniya_dokumentooborotom.html

  15. Новиков А. М. , Новиков Д. А. Образовательный проект (методология образовательной деятельности). М.: Эгвес, 2004. - 119 с. http://www.biblioclub.ru/82780_Obrazovatelnyi_proekt_metodologiya_obrazovatelnoi_deyatelnosti_.html

  16. Вербицкий А. А. , Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. - 169 с. http://www.biblioclub.ru/84922_Lichnostnyi_i_kompetentnostnyi_podkhody_v_obrazovanii_problemy_integratsii.html

  17. Аверченков В. И. , Малахов Ю. А. Основы научного творчества: учебное пособие. 2-е изд., стер. - М.: Флинта, 2011. - 156 с.

  18. Шилов В. В. Удивительная история информатики и автоматики. М.: ЭНАС, 2011. - 216 с. http://www.biblioclub.ru/84945_Udivitelnaya_istoriya_informatiki_i_avtomatiki.html




    1. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Аппаратные средства: компьютерный класс; электронный проектор с большим экраном, интерактивная доска.

Программные средства для обеспечения освоения методик по обучению школьников, в частности: операционная система; операционные оболочки; клавиатурные тренажеры; системы программирования; программные средства, входящие в состав офисного пакета; текстовые редакторы; настольные издательские системы; графические редакторы и программы анимации; электронные таблицы; математические пакеты; системы управления базами данных; информационно-поисковые системы различного назначения; программы для создания презентаций и слайдов; средства компьютерных телекоммуникаций: Internet, WWW, e-mail; программные средства для организации пропедевтического обучения информатике; программы работы с интерактивной доской; средства для разработки цифровых образовательных ресурсов (электронных учебных курсов, учебников и т.п.); программы мониторинга достижений учащихся (тестовые оболочки) и т.п.


    1. Примерные зачетные тестовые задания.

1. Современная структура обучения информатике в школе:

  1. Первый этап (I - VII классы) – профильный курс; второй этап (VIII - IX классы) - базовый курс; третий этап (X - XI классы) - продолжение образования в старших классах в области информатики как основного обучения.

  2. Первый этап (I - VII классы) – пропедевтический курс; второй этап (VIII - IX классы) - базовый курс; третий этап (X - XI классы) - продолжение образования в старших классах в области информатики как профильного обучения

  3. Первый этап (I - IV классы) – пропедевтический курс; второй этап (V – VII) классы) - базовый курс; третий этап (VIII - XI классы) - профильный курс.

  4. Первый этап (I - VI классы) – основной курс; второй этап (VII - IX классы) - базовый курс; третий этап (X - XI классы) - продолжение образования в старших классах в области информатики как пропедевтического обучения.

2. Основное деление профильных курсов по информатике:

  1. Профильные курсы по информатике делятся на «фундаментальные» и «прикладные»

  2. Профильные курсы по информатике делятся на «пропедевтические» и «прикладные»

  3. Профильные курсы по информатике делятся на «фундаментальные» и «пропедевтические»

  4. Профильные курсы по информатике делятся на «базовые» и «пропедевтические»

3. Основное назначение прикладных курсов по информатике:

  1. Развитие научных представлений, формирование научного мировоззрения в области информации, информационных процессов.

  2. Обогащение изучения основ других фундаментальных наук методами научного познания, привнесенными или развитыми информатикой.

  3. Изучение того раздела информатики, предмет которого пересекается с предметом науки, определяющей направленность специализации образования в данной школе

  4. Формирование (развитие) навыков использования методов и средств информационных технологий в различных областях.

4. Разрешимое время непрерывной работы учащихся за дисплеем для учащихся X - XI кл.:

  1. на первом часе занятий - 20мин., на втором 10мин.

  2. на первом часе занятий - 30мин., на втором 20мин.

  3. на первом часе занятий - 40мин., на втором 45мин.

  4. на первом часе занятий - 10мин., на втором 30мин.

5. К основным понятиям, формируемым у учащихся при изучении линии «Формализация и моделирование» относят понятия

  1. Модель, натурные и информационные модели, продукционные модели, математические модели, модели иерархической системы, модели, реализованные в сетевых базах данных.

  2. Моделирование как метод познания, модель, натурные и информационные модели, продукционные модели, базы знаний – модель знаний на компьютере.

  3. Моделирование как метод познания, формализация, материальные и информационные модели, информационное моделирование, основные типы информационных моделей.

  4. Натурные и информационные модели, модели знаний, логические модели, модели реализуемые средствами электронных таблиц, объектно-информационные модели.

6. Информационные модели, которые выступают основными при изучении линии «Формализация и моделирование» - это модели

  1. Графические, вербальные, табличные, объектно-информационные, математические, продукционные, логические, семантические сети, фреймы.

  2. Графы, сети, деревья, модели иерархической системы, реляционные, факты, правила, базы знаний.

  3. Карты, схемы, чертежи, графики, математические соотношения, факты, правила, вербальные, табличные.

  4. Графические, вербальные, табличные, графы, сети, деревья, модели иерархической системы.

7. Основные понятия, формируемые у учащихся при изучении линии «Алгоритмизация и программирование» - это понятия

  1. Алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, программа, языки для написания программ, оператор, команда, результат, логические и синтаксические ошибки.

  2. Алгоритм, свойства алгоритмов, исполнители алгоритмов, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, вспомогательные алгоритмы.

  3. Алгоритм, исполнители алгоритмов, формальное исполнение алгоритмов, основные алгоритмические конструкции, программа, языки для написания программ, оператор, команда, результат.

  4. Алгоритм, программа, система команд исполнителя, формальное исполнение алгоритмов, вспомогательные алгоритмы.

8. Основные вопросы, которые должны быть рассмотрены при изучении каждого вида информационных технологий – это вопросы

  1. Области применения, среда, режим работы, прикладные программные средства.

  2. Теоретические основы, аппаратные средства, среда, режим работы, система команд, данные.

  3. Аппаратные средства, программные средства, среда, режим работы, система команд, данные.

  4. Области применения, теоретические основы, прикладные программные средства, аппаратные средства.

9. Основными информационными технологиями при их изучении в школьном курсе информатики выступают технологии

  1. работы с графической информацией, работы с графическим редактором, хранения, поиска и сортировки данных, технологии работы с базами данных, числовых расчетов.

  2. работы с текстовой информацией, работы с графической информацией, хранения, поиска и сортировки данных, числовых расчетов, создания презентаций.

  3. работы с текстовым редактором, работы с графическим редактором, хранения, поиска и сортировки данных, числовых расчетов

  4. работы с текстовой информацией, работы с графической информацией, хранения, поиска и сортировки данных, числовых расчетов, сетевые информационные технологии.

10. Элективные курсы для старшеклассников это:

1) факультативные курсы, обязательные для изучения

2) курсы на старшей ступени обучения, являющиеся составными частями школьного предмета «Информатика и ИКТ»;

3) курсы по выбору учащихся в зависимости от их интересов и наклонностей;



4) курсы по выбору учащихся, обязательные для изучения.


    1. Примерный перечень вопросов к зачету.

  1. Социальный заказ на профильное обучение старшеклассников.

  2. Зарубежный опыт профильного обучения.

  3. Отечественный опыт профильного обучения.

  4. Возможные формы организации профильного обучения.

  5. Принципы дифференциации содержания обучении информатике.

  6. Профильные курсы по информатике (программы, содержание, методика).

  7. Учебно-методические комплексы для обучения учащихся гуманитарного профиля.

  8. Учебно-методические комплексы для обучения учащихся физико-математических классов.

  9. Учебно-методические комплексы для обучения учащихся общеобразовательных классов.

  10. Типология элективных курсов и их роль в профильном обучении.

  11. Особенности элективных курсов по информатике.

  12. Программы и учебно-методическая поддержка авторских элективных курсов по информатике.

  13. Элективные курсы по информатике для общеобразовательных классов и классов гуманитарного профиля.

  14. Элективные курсы по информатике для классов естественно-математического профиля.

  15. Элективные курсы по информатике для классов информационно-технологического профиля.

  16. Систематизация представлений об информационных моделях и системах в профильных курсах информатики.

  17. Систематизация представлений о способах информационного моделирования в профильных курсах информатики.

  18. Систематизация представлений о компьютере как средстве автоматизации информационных процессов в профильных курсах информатики.

  19. Систематизация представлений об информации и информационных процессах, использования информационных технологий в профильных курсах информатики.

  20. Систематизация представлений о закономерностях создания и использования автоматизированных информационных систем в профильных курсах информатики.

  21. Систематизация представлений об информационных основах управления – закономерностях управления и самоуправления в системах, основах автоматизированного управления в профильных курсах информатики.

  22. Изучение вопросов социальной информатики в профильных курсах информатики.




    1. Комплект экзаменационных билетов - не предусмотрен.

    2. Примерная тематика рефератов – не предусмотрено.

    3. Примерная тематика курсовых работ - не предусмотрено.

    4. Примерная тематика квалификационных работ - не предусмотрено.

    5. Методика(и) исследования (если есть) – нет .

    6. Балльно-рейтинговая система, используемая преподавателем для оценивания знаний студентов по данной дисциплине – разработана и реализована в СУО ФФМОИиП.


  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница