Учебно-методический комплекс дисциплины С



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.82 Mb.
  1   2   3   4


Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)

Учебно-методический комплекс дисциплины
СД.13

Теория и методика дошкольного образования: Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050703.00 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью

Утверждено на заседании кафедры

дошкольного и начального образования

Психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 11.06.2008 г.)
Зав. кафедрой

____________________ А.А. Смага



Структура учебно-методического комплекса дисциплины

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор программы:

д.п.н., профессор кафедры ДиНО МГПУ Белошистая А.В.



1.2. Рецензенты:

к. ф.-м. н., доцент кафедры МА и МПМ МГПУ Зотиков С.В.

доцент кафедры ДО МОИПКРО Головина Б.Г.
1.3. Пояснительная записка:


  • Цели:

Учебная программа составлена на основании требований государственного стандарта высшего профессионального образования к содержанию и уровню подготовки выпускников по специальности 03.09.00 «Дошкольная педагогика и психология».

Основной целью дисциплины является подготовка будущего воспитателя ДОУ к осуществлению математического развития детей дошкольного возраста. Особенностью этой подготовки является то, что она должна интегрировать в себе специальные (предметные), психолого-педагогические и методические знания.



  • задачи:

Учебная дисциплина «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» выстроена в следующей логике: сначала рассматриваются вопросы, связанные с дидактическими и психофизиологическими основами математического развития дошкольников, затем рассматривается круг вопросов, связанных с содержательным построением предматематической подготовки дошкольников – это основные понятия курса математики для дошкольников и особенности их формирования с точки зрения преемственных развивающих технологий, важным также является вопрос развития основных компонентов математического мышления дошкольников (развитие конструктивного и пространственного мышления и развитие логического мышления ребенка дошкольного возраста).

Перечисленные выше разделы отражают содержательную сторону дисциплины.

Профессионально-формирующие аспекты дисциплины, отражены в следующих разделах программы:

«Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятия по математике», где рассматривается специфика подготовки воспитателя к занятию по математике, и особенности методического анализа занятия по математике;

«Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в процессе математического развития ребенка дошкольного возраста», где рассмотрены вопросы индивидуализации математического развития дошкольника, вопросы работы со способными детьми, вопросы организации коррекционного обучения на математическом материале и вопросы, связанные с диагностикой математического развития дошкольников.

Формирование методических знаний и умений студентов, предполагается реализовать в процессе проведения лабораторно-практического цикла дисциплины, в процессе которого студенты знакомятся с существующими программами по математике для дошкольников, овладевают умениями организовывать деятельность детей на занятии, рассматривают и сравнивают различные подходы к обучению математике дошкольников, наблюдают, анализируют, а затем самостоятельно планируют и разрабатывают занятия по математике.

Логическим продолжением такого подхода к изучению дисциплины «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» в высшем учебном заведении является система методических спецкурсов со спецсеминарами по актуальным проблемам математического развития дошкольников: «Коррекционно-развивающее обучение математике в ДОУ (ЗПР, ОНР)», «Развитие логического мышления дошкольников», «Предшкола: актуальные проблемы организации математической подготовки», «Формирование и развитие математических способностей дошкольников».

Спецкурсы и спецсеминары соответственно учебному плану проводятся на 4-5 курсе. Их задача – сориентировать студентов в различных актуальных проблемах современной методики математического развития дошкольников.

Формирование методических умений студентов происходит в процессе прохождения ими учебно-воспитательной и стажерской практики, где студенты самостоятельно разрабатывают, проводят и затем анализируют свои занятия и занятия своих сокурсников. Педагогическая практика курируется и консультируется преподавателем, ведущим курс и другими методистами.

Формирование исследовательских умений педагога происходит в процессе написания курсового проекта (работы), а затем – дипломного сочинения. Исследовательские умения включают в себя: умение работать с научной и методической литературой, умение спланировать, обеспечить и провести контролирующий и формирующий эксперимент, умение обработать его результаты и интерпретировать их в зависимости от цели исследования.

Курсовой проект, а в дальнейшем дипломное исследование должны показать умение студента организовать и описать свою самостоятельную исследовательскую деятельность.

Курс методики развития математических представлений дошкольников ставит своей целью обеспечить профессиональную готовность воспитателя к осуществлению математического развития дошкольников.

Для достижения этой цели в процессе изучения курса необходимо решить следующие задачи:


  1. Показать студентам роль психолого-педагогических и математических знаний в методической готовности воспитателя к обучению дошкольников математике.

  2. Познакомить студентов с различными подходами к построению содержания курса математики в альтернативных программах.

  3. Раскрыть содержание оптимального курса математики для дошкольников и особенности его построения.

  4. Сформировать у студентов дидактические и методические умения, необходимые для успешного обучения дошкольников математике.

  5. Сформировать у студентов умения творчески использовать различные методические приемы, способствующие воспитанию и развитию дошкольников в процессе обучения математике, а также формирование у них математических знаний и умений, предусмотренных программой.

  6. Сформировать у студентов элементарные исследовательские умения, необходимые воспитателю для совершенствования своей профессиональной деятельности, воспитывать у него потребность к самообразованию и самосовершенствованию.




  • место курса в общей системе подготовки специалиста:

курс является частью федерального компонента педагогических и методических дисциплин;


  • требования к уровню освоения содержания дисциплины

студенты должны:

знать:

- математические основы ведущих (базовых) элементарных математических понятий;

- психолого-педагогические особенности процесса усвоения дошкольниками математических представлений (количественных, пространственных и временных);

- общие способы методической деятельности, которыми пользуется воспитатель, организуя знакомство с этими понятиями детей дошкольного возраста (с учетом специфики работы в каждой возрастной группе);

- особенности организации дошкольной подготовки к изучению математики в предшкольном возрасте (5- 7 лет).

уметь:

- ориентироваться в предметном содержании методической деятельности (базовые элементарные математические понятия, последовательность их изучения, в каком виде они предлагаются дошкольникам);

- организовать экспериментальную деятельность детей, направленную на изучение математических понятий, их свойств и способов действий с ними, с целью формирования и развития элементов математического мышления детей, а также усвоения знаний, умений и навыков;

- планировать, проводить и анализировать занятие по математике в различных возрастных группах;

- осуществлять диагностику математического развития дошкольников в различных возрастных группах с построением индивидуальной траектории развития ребенка в области математического образования.



быть ознакомленными:

- с краткой историей и перспективой развития методики математического развития дошкольников;

- с альтернативными программами и учебными пособиями по математике для дошкольников;

- с различными методическими и математическими позициями авторов этих программ и учебных пособий;

- с методикой работы со способными к математике дошкольниками;

- с методикой коррекционной работы на математическом материале в группах для детей с ЗПР, ОНР и логопедических группах;

- с методикой работы с ребенком в области математического развития в группах кратковременного пребывания;

- с перспективой обучения математике в начальной школе с целью обеспечения преемственности формирования знаний, умений и навыков по математике;



- со способами изучения индивидуального типа учебной деятельности ребенка с целью учета его индивидуальных особенностей в процессе организации его математического развития в условиях групповой (или индивидуальной) системы обучения.

  • Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке: учебно-методический комплекс является авторским, создан на основе комплекса исследований д.п.н. проф. Белошистой А.В.

1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы на стационаре:


п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.

050703 –«дошкольная педагогика и психология»

3,4


5,7


200

100

62

30

16

100

экз.




Объем дисциплины и виды учебной работы на ОЗО:


п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

работа




1.


050703 –«дошкольная педагогика и психология»

3,4



5,6



220

28


18



10



-

192

к/р, экз.



1.6. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

1.

«Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» как учебный предмет в вузе.

2

2

-

-

-

2.

Методика формирования математических представлений у дошкольников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности


2

2

-

-

-

3.

Цели предматематической подготовки дошкольников в русле идей развивающего обучения.


2

2

-

-

2

4.

Преемственность между дошкольным и начальными звеньями системы образования.

2

2

-

-

2

5.

Формирование преемственных компонентов учебной деятельности дошкольника и младшего школьника.

2

2

-

-

4

6.

Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Традиционная и альтернативные системы математического образования дошкольников.

6

2

2

2

8

7.

Психологические основы методической концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

2

2

-

-




8.

Взаимосвязь развития познавательных процессов и математического развития дошкольников.

2

2

-

-

2

9.

Принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников».

2

2

-

-

2

10.

Характеристика содержания курса математики для дошкольников: основные понятия, последовательность изучения вопросов содержания и взаимосвязь между ними.

42

22

20

-

28

11.

Развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления.

4

2

2

-




12.

Развитие логического мышления дошкольников.

4

2

2

-

6

13.

Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятий по математике в ДОУ.

8

4

-

4

16

14.

Личностно-ориентированное обучение на математических занятиях в ДОУ.

8

4

2

-

6

15.

Диагностика математического развития в ДОУ.

4

2

-

2

4

16.

Взаимосвязь методов, средств и форм обучения дошкольников математике. Специфика работы с печатным учебным средством на математическом занятии.

2

2

-

-

4

17.

Развитие математических способностей дошкольников в процессе обучения математике.

2

2

-

-

4

18.

Компьютерные средства математического развития дошкольников.

2

2

-

-

-

19.

Специфика использования игровых ситуаций и игровых приемов на математических занятиях.

2

2

-

-

4




Всего:

100

62

30

8х2=16

100



1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

В соответствии с поставленными задачами содержание лекционного курса включает следующие темы:



Тема 1. «Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста» как учебный предмет в вузе.

Тема 2: Методика формирования математических представлений у дошкольников как педагогическая наука и как сфера практической деятельности.

Тема 3. Цели предматематической подготовки дошкольников в русле идей развивающего обучения.

Тема 4. Преемственность между дошкольным и начальными звеньями системы образования.

Тема 5. Формирование преемственных компонентов учебной деятельности дошкольника и младшего школьника.

Тема 6. Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Традиционная и альтернативные системы математического образования дошкольников.

Тема 7. Психологические основы методической концепции математического развития ребенка дошкольного возраста.

Тема 8. Взаимосвязь развития познавательных процессов и математического развития дошкольников.

Тема 9. Принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников».

Тема 10. Характеристика содержания курса математики для дошкольников: основные понятия, последовательность изучения вопросов содержания и взаимосвязь между ними.

Тема 11. Развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления.

Тема 12. Развитие логического мышления дошкольников.

Тема 13. Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятий по математике в ДОУ.

Тема 14. Личностно-ориентированное обучение на математических занятиях в ДОУ.

Тема 15. Диагностика математического развития в ДОУ.

Тема 16. Взаимосвязь методов, средств и форм обучения дошкольников математике. Специфика работы с печатным учебным средством на математическом занятии.

Тема 17. Развитие математических способностей дошкольников в процессе обучения математике.

Тема 18. Компьютерные средства математического развития дошкольников.

Тема 19. Специфика использования игровых ситуаций и игровых приемов на математических занятиях.

Целью практических и лабораторных занятий является формирование у студентов дидактических и методических умений. В связи с этим на практические занятия выносятся темы:



Тема 6. Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Традиционная и альтернативные системы математического образования дошкольников (анализ программ).

Тема 10. Характеристика содержания курса математики для дошкольников: основные понятия, последовательность изучения вопросов содержания и взаимосвязь между ними (вопросы частной методики).

Тема 11. Развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления.

Тема 12. Развитие логического мышления дошкольников.

Тема 13. Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятий по математике в ДОУ.

Тема 14. Личностно-ориентированное обучение на математических занятиях в ДОУ.

Тема 15. Диагностика математического развития в ДОУ.
Лабораторные занятия проходят в аудиторных условиях и включают наблюдение и анализ занятий (используются видеозаписи занятий и фрагментов занятий). На лабораторных занятиях студенты учатся писать конспекты занятий, протоколировать их, анализировать занятия, а также получают указания по написанию курсовых работ по методике обучения математике в ДОУ.
Экзамен, проводимый в 7-ом семестре, включает все темы лекционного курса и ставит своей целью проверить готовность студентов к практической деятельности обучения математике в ДОУ.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:




Наименование раздела дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Тема 1. История становления и развития ТиМРМП у детей дошкольного возраста.


Подготовка сообщений;

Подготовка рефератов;



6

На занятиях.

2.

Тема 2. Создание первой отечественной научно обоснованной системы формирова­ния количественных представлений у детей дошкольного возраста А.М. Леушиной (50-е годы 20 в.).


Подготовка сообщений;

Подготовка рефератов;



6

На занятиях.

3.

Тема 3. Цели предматематической подготовки дошкольников в русле идей развивающего обучения.


Изучение текстов программ дошкольного математического образования. Конспектирование.

2

На зачете.

4.

Тема 4. Преемственность между дошкольным и начальными звеньями системы образования.

Изучение текстов программ дошкольного математического образования. Конспектирование.

2

На зачете.

5.

Тема 5. Формирование преемственных компонентов учебной деятельности дошкольника и младшего школьника.

Изучение литературы (указ. в списке). Подготовка сообщения.

4

На экзамене.

6.

Тема 6. Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Традиционная и альтернативные системы математического образования дошкольников.

Изучение текстов программ дошкольного математического образования. Заполнение таблицы, данной в лекции.

8

На зачете.

7.

Тема 7. Взаимосвязь развития познавательных процессов и математического развития дошкольников.

Изучение материала соответствующего раздела учебника. Краткое конспектирование раздела учебника.

2

На зачете.

8.

Тема 8. Принципы отбора содержания курса «Математическое развитие дошкольников».

Изучение материала соответствующего раздела учебника. Краткое конспектирование раздела учебника.

2

На зачете.

9.

Характеристика содержания курса математики для дошкольников: основные понятия, последовательность изучения вопросов содержания и взаимосвязь между ними.

Выполнение домашних заданий, данных в лекции. Письменный ответ на вопросы.

28

На занятиях.

10.

Тема 10. Развитие логического мышления дошкольников.

Анализ печатных изданий. Методический анализ заданий тетрадей на печатной основе.

6

На зачете.

11.

Тема 11. Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятий по математике в ДОУ.

Анализ материалов лекций и учебника. Составление конспектов занятий.

16

На занятиях.

12.

Тема 12. Личностно-ориентированное обучение на математических занятиях в ДОУ.

Анализ материалов лекций и учебника. Составление конспектов занятий.

6

На занятиях.

13.

Тема 13. Диагностика математического развития в ДОУ.


Самостоятельное проведение диагностики и обработка результатов.

4

На занятиях.

14.

Тема 14. Взаимосвязь методов, средств и форм обучения дошкольников математике. Специфика работы с печатным учебным средством на математическом занятии.

Анализ методической литературы по вопросам темы. Составление конспекта занятия с выбранным печатным средством.

4

На занятиях.

15.

Тема 15. Развитие математических способностей дошкольников в процессе обучения математике.

Анализ методической литературы по вопросам темы. Составление конспекта занятия с выбранным печатным средством.

4

На занятиях.

16.

Тема 16. Специфика использования игровых ситуаций и игровых приемов на математических занятиях.

Анализ методической литературы по вопросам темы. Составление конспекта занятия с использованием игровой ситуации.

4

На занятиях.



Тема 1. История становления и развития ТиМРМП у детей дошкольного возраста.

Вопросы:

а) Предпосылки развития теории и методики математического развития ребенка. Разнообразие требований к отбору содержа­ния, методов и форм обучения у дидактов 18-19 вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др.).

б) Методы обучения арифметике в 19 веке: монографический (А.В. Грубе) и вычислительный (А. Дистервеп, П.С. Гурьев) ме­тоды обучения. Усовершенствование монографического метода В.А. Лаем и В.Г. Евтушевским. Влияние методов преподавания математики на становление теории и методики математического развития ребенка.

в) Исследования Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блёхер, направленные на определение содержания, задач, методов, приемов, средств и форм обучения математике дошкольников.

г) Влияние психолого-педагогических исследований закономерностей математического развития ребенка на становление и раз­витие ТиМРМП (К.Ф. Лебединцев, В.А. Френкель, Н.А. Яблоков, Н.Н. Лежава, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк, Ж. Пиаже и др.).



Тема 2. Создание первой отечественной научно обоснованной системы формирова­ния количественных представлений у детей дошкольного возраста А.М. Леушиной (50-е годы 20 в.).

Вопросы:

а) Научно-теоретические основы построения системы обучения счету дошкольников у А.М. Леушиной.

б) Взгляды А.М. Леушиной на проблему знакомства дошкольников с арифметическими действиями и обучение решению задач.

в) Формирование представлений о величинах и геометрических фигурах в работах А.М. Леушиной.


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Тема 6. Обучение как целенаправленный процесс в дошкольном образовательном учреждении. Традиционная и альтернативные системы математического образования дошкольников (анализ программ).

Практическое занятие 1. Традиционная система обучения математике в ДОУ.

Лабораторное занятие 1. Альтернативные системы обучения математике в ДОУ.
Тема 10. Характеристика содержания курса математики для дошкольников: основные понятия, последовательность изучения вопросов содержания и взаимосвязь между ними (вопросы частной методики).

Практические занятия 2,3,4. Знакомство дошкольников с некоторыми понятиями нумерации целых неотрицательных чисел.

Практическое занятие 5. Методика знакомства дошкольников с двузначными числами.

Практические занятия 6, 7. Знакомство дошкольников с арифметическими действиями.

Практическое занятие 7. Подготовка дошкольников к обучению решению задач.

Практические занятия 8, 9. Знакомство дошкольников с величинами.

Практическое занятие 10. Особенности знакомства дошкольников с величиной «Время».

Практическое занятие 11. Знакомство дошкольников с геометрическими понятиями.
Тема 11. Развитие конструктивного мышления как средство развития пространственного мышления.

Практическое занятие 12. Логико-конструктивные задания как средство развития элементов математического мышления дошкольников.
Тема 12. Развитие логического мышления дошкольников.

Практическое занятие 13. Развитие приемов умственных действий у дошкольников.
Тема 13. Профессиональная подготовка воспитателя к проведению занятий по математике в ДОУ.
Лабораторное занятие 2. Самостоятельное составление конспекта занятия по математике в ДОУ на заданную тему.

Просмотр и анализ занятия по математике в ДОУ.



Лабораторное занятие 3. Самостоятельное составление конспекта занятия по математике в ДОУ на заданную тему.

Просмотр и анализ занятия по математике в ДОУ.


Тема 14. Личностно-ориентированное обучение на математических занятиях в ДОУ.

Практическое занятие 14. Работа со способным к математике дошкольником.

Практическое занятие 15. Коррекционно-развивающее занятие на математическом материале.
Тема 15. Диагностика математического развития в ДОУ.

Лабораторное занятие 4. Проведение диагностики математического развития дошкольников и обработка результатов.
Планы практических и лабораторных занятий.
Практическое занятие № 1.

Тема: Традиционная система обучения математике в ДОУ.

Вопросы для подготовки к занятию:



  1. Повторить и уметь приводить свои примеры для иллюстрации вопросов о содержании и объеме понятия.

  2. Повторить способы раскрытия содержания понятий.

Задания и вопросы для обсуждения:

  1. Пользуясь программой (1), определить основные цели обучения дошкольников математике.

  2. Пользуясь программой (1) выписать основные математические понятия курса по разделам:

а) число (нумерация)

б) действия с числами

в) геометрические понятия

г) величины и их измерение

д) алгебраические понятия

3. Определить объем и содержание понятия: натуральное число, меры длины, треугольник, однозначное число, цифра, точка, угол, круг, задача, прямоугольник, шар, куб, множество, двузначное число. Для всех ли понятий можно точно определить их объем? Содержание?

4. Определите вид понятия – частное или общее, определяемое или неопределяемое (в том числе для дошкольника): число, цифра, задача на нахождение суммы, точка, кривая, окружность, дробь, двузначное число, уменьшаемое, четное число, число 37.

5. Используя учебные пособия по математике для дошкольников, найдите примеры определения понятий:

а) методом показа

б) конструктивным методом

в) вербальным методом

г) по соглашению

6. Приведите примеры понятий, которые целесообразно определять перечислением (в том числе при работе с дошкольниками).

7. Для всех понятий, перечисленных в пункте 3 найдите адекватный способ определения (понятный и доступный ребенку дошкольного возраста).



Литература:

1) Программа обучения и воспитания в детском саду. // Под ред. Т.И. Комаровой. – М., «Воспитание дошкольника», 2002.

2) текст лекции 1 по математике

3) текст лекций 1-6 по ТИММР

4) учебные пособия по математике для дошкольников

5) методические пособия для воспитателей ( традиционная программа)


Лабораторное занятие №1.

Тема: Альтернативные системы обучения математике в ДОУ.

Задания и вопросы для обсуждения:

    1. Пользуясь программами альтернативных систем, определить основные цели обучения дошкольников математике в каждой из них.

  1. Пользуясь программами альтернативных систем выписать основные математические понятия каждого курса по разделам:

а) число (нумерация)

б) действия с числами

в) геометрические понятия

г) величины и их измерение

д) алгебраические понятия

4. Сравнить полученные результаты и сделать выводы.


Литература:

1. Программа «Одаренный ребенок». М., Новая школа, 1995.

2. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников 3-4 лет (методические рекомендации). -М.:Баллас, 1998.

3. Л.Г.Петерсон, Е.Е.Кочемасова. Альбом «Игралочка», ч. 1-2. Дополнительный материал к практическому курсу «Игралочка». - М.: Баллас, 1998.

4. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька...», ч. 1-2. Учебное пособие по математике для дошкольников 5-6 лет. -М.: Баллас, 1997.

5. Л.Г.Петерсон, Н.П.Холина. «Раз - ступенька, два – ступенька...». Методические рекомендации. -М.: Баллас, 2000.
Практические занятия № 2, 3 и 4.

Тема: Знакомство дошкольников с некоторыми понятиями нумерации целых неотрицательных чисел. Формирование понятий числа, счета, натуральной последовательности чисел.

Вопросы для подготовки к занятию:



  1. Повторить определения натурального числа, натурального ряда, счета. Повторить смысл взаимосвязи количественных и порядковых числительных.

  2. Повторить основные принципы построения множества натуральных чисел (аксиомы Пеано).

Задания и вопросы для обсуждения:

  1. Ознакомьтесь с программами по математике для ДОУ (традиционной и альтернативными) и ответьте на вопросы:

а) какие методические указания к изучению темы «Число» даны в объяснительной записке к каждой программе?

б) какие требования выдвигают программы к изучению данного вопроса к концу каждого года обучения и в итоге изучения математики по каждой программе?

в) имеются ли существенные различия в содержании темы «Число» в каждой возрастной группе по традиционной программе и альтернативным системам?

Результаты изучения программ оформить в таблицу:


Изучение чисел в ДОУ.


Альт. система (по выбору студента)

Традиционная система

2-3 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



2-3 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



3-4 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




3-4 года, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



4-5 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




4-5 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



5-6 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:




5-6 лет, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



Подготовительная группа, перечень понятий.

ЗУН:


Подготовительная группа, перечень понятий.

ЗУН:




  1. Охарактеризуйте сущность подготовительного этапа в изучении чисел и приведите примеры основных видов заданий на этом этапе.

3. Охарактеризуйте виды заданий, используемых при знакомстве ребенка с нумерацией однозначных чисел.

Приведите примеры заданий, знакомящих ребенка с:

- Количественными и порядковыми натуральными числами.

- Правилами счета.

- Цифрами.

- Приемами присчитывания и отсчитывания по одному.

- Принципом построения натурального ряда чисел.

- Числом и цифрой 0.

- Понятием «Десяток».


  1. Приведите примеры упражнений, направленных на усвоение:
    а) принципа образования чисел в натуральном ряду

б) места числа в ряду

в) способов сравнения чисел

г) состав чисел

Какие наглядные пособия целесообразно использовать при выполнении этих упражнений?

4. Приведите примеры игровых заданий, используемых при знакомстве дошкольников с числами.

5. Выступления с сообщениями.

6. Анализ разработок занятий в различных методических пособиях по теме «Число». Анализ пособий по математике для дошкольников по теме «Знакомство с числом».

7. Подготовить конспект занятия знакомства с любым однозначным числом (возрастная группа на выбор студента, выбор программы на выбор студента). Конспект представляется на проверку преподавателя и затем обсуждается на занятии в группе.



Задания для самостоятельной работы:

  1. В журналах «Дошкольное воспитание» «Начальная школа плюс ДО и ПОСЛЕ» найти и законспектировать 1 статью с интересными заданиями или приемами деятельности по теме изучения чисел в любой возрастной группе (указать номер журнала, год, страницы, автора). Подготовить сообщение (3-5 минут) по содержанию конспекта.

  2. Подготовить рефераты (выступления) по темам:

Тема 1: История становления и развития ТиМРМП у детей дошкольного возраста.

а) Предпосылки развития теории и методики математического развития ребенка. Разнообразие требований к отбору содержа­ния, методов и форм обучения у дидактов 18-19 вв. (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, М. Монтессори и др.).

б) Методы обучения арифметике в 19 веке: монографический (А.В. Грубе) и вычислительный (А. Дистервег, П.С. Гурьев) ме­тоды обучения. Усовершенствование монографического метода В.А. Лаем и В.Г. Евтушевским. Влияние методов преподавания математики на становление теории и методики математического развития ребенка.

в) Исследования Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеевой, Л.В. Глаголевой, Ф.Н. Блёхер, направленные на определение содержания, задач, методов, приемов, средств и форм обучения математике дошкольников.

г) Влияние психолого-педагогических исследований закономерностей математического развития ребенка на становление и раз­витие ТиМРМП (К.Ф. Лебединцев, В.А. Френкель, Н.А. Яблоков, Н.Н. Лежава, Н.А. Менчинская, Г.С. Костюк, Ж. Пиаже и др.).

Тема 2. Характеристика первой отечественной научно обоснованной системы формирова­ния количественных представлений у детей дошкольного возраста А.М. Леушиной (50-е годы 20 в.).

а) Научно-теоретические основы построения системы обучения счету дошкольников у А.М. Леушиной.

б) Взгляды А.М. Леушиной на проблему знакомства дошкольников с арифметическими действиями и обучение решению задач.

в) Формирование представлений о величинах и геометрических фигурах в работах А.М. Леушиной.


Литература:

  1. Белошистая А.В. «Формирование и развитие математических способностей дошкольников». Курс лекций. М., «Владос», 2004.

  2. Столяр А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. М., «Просвещение», 1988.

Дополнительная:

Белошистая А.В. Математика. Справочник для учителей начальных классов и родителей. М., АСТ, 2005.



Практическое занятие 5. Методика знакомства дошкольников с двузначными числами.

Вопросы для подготовки к занятию:



    1. Повторить определения позиционной и непозиционной системы счисления.

  1. Повторить особенности десятичной системы счисления (смысл понятий «разряд», «класс»).


Задания и вопросы для обсуждения:

    1. Ознакомьтесь с программами по математике для ДОУ (традиционной и альтернативными) и ответьте на вопросы:

а) какие методические указания к изучению темы «Двузначные числа» даны в объяснительной записке к каждой программе?

б) какие требования выдвигают программы к изучению данного вопроса к концу каждого года обучения и в итоге изучения математики по каждой программе?

в) имеются ли существенные различия в содержании темы «Двузначные числа» в каждой возрастной группе по традиционной программе и альтернативным системам?

Результаты изучения программ оформить в таблицу:


Изучение двузначных чисел в ДОУ.


Альт. система (по выбору студента)

Традиционная система

Возрастная группа, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:



Возрастная группа, перечень понятий.

Знания, умения, навыки:





  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница