Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 03 Социальная безопасность молодежи



страница1/6
Дата27.04.2016
Размер1.28 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.03 Социальная безопасность молодежи

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям:

040104 Организация работы с молодёжью

Утверждено на заседании кафедры

Социальной педагогики и социальной работы

(протокол № 1 от 15 сентября 2009г.)


Зав.кафедрой

______________ Рыбкин В.Р.



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1. Автор программы:

К.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы В.Р.Рыбкин


1.2. Рецензенты:

Левитес Д.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогического проектирования и образовательных технологий


Милиев В.А., директор Мурманского филиала Санкт-Петербургского промышленно-экономического колледжа

1.3. Пояснительная записка:


  • Цель: сформировать представление о возрастании значения в жизни общества активной политической позиции молодёжи и возрастания её гражданской ответственности за прогрессивное развитие современного российского общества.

  • Задачи:

- углубление и систематизация знаний студентов по вопросам общественно-политической жизни общества;

- воспитание социальной активности, гражданской позиции в ре­шении вопросов социальной политики;

- формирование устойчивой гражданско-правовой ответственности молодого поколения за свободное демократическое развитие социума;

- развитие системы молодёжного лидерства и самоуправления на гуманистических прогрессивных принципах;

- расширение представлений студентов о путях и механизмах формирования и осуществления государственной молодёжной политики поли­тики в РФ.


  • Место курса в общей системе подготовки специалиста:

Курс «Социальная безопасность молодежи» в известном смысле синтезирует материалы социально-политических дисциплин, как гуманитарного цикла, так и социально-педагогического характера. Усвоение  именно такого интегрального курса  важно для будущего профессионала в сфере организации работы с молодёжью с точки зрения учебной и научной дисциплины. При этом основными источниками информации для студентов выступают отечественные и зарубежные публикации по проблемам молодёжной политики, обмену опытом   в сфере социальной активности молодёжи , нормативно-правовая база, а также обзорные лекции и консультации преподавателя. Программа систематизирует основные вопросы  теории и практики молодёжной политики, отобраны основные понятия и термины, с которыми сталкивается студент при изучении данной дисциплины.  Проблемное поле, охватываемое курсом, включает основные направления молодёжной политики современной России; политику государства по защите интересов молодого поколения; по обеспечению права граждан на образование; по защите интересов молодой семьи; по защите интересов молодых женщин; а так же вопросы практической организации молодёжных организаций. Курс разбит на отдельные темы, содержит рекомендации по научным источникам.



  • Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты

Должны знать:

  • Особенности общественно-политической системы Российской Федерации на современном этапе.

  • основные направления молодёжной политики государства и пути ее реализации.

  • теоретико-методологические основы молодёжной политики.

Должны уметь:

  • анализировать сущность, содержание и цели современной молодёжной политики государства;

  • выявлять социально-политические подходы к воспитанию и формированию личности как объекта социальной политики государства;

  • формировать молодёжные группы и объединения в целостные коллективы гуманистической направленности



1.4. Извлечение из ГОС ВПО:


СД.03

Социальная безопасность молодежи

Понятие социальной безопасности молодежи. Место социальной безопасности молодежи в системе национальной безопасности. Факторы, определяющие состояние социальной безопасности молодежи в российском обществе начала ХХI века.

Субъекты и объекты социальной безопасности. Функции социальной безопасности. Уровни обеспечения социальной безопасности. Обеспечение социальной безопасности молодежи как стратегическая задача социальной политики государства в условиях рыночной экономики.

Концепция национальной безопасности РФ.




1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:


п/п


Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах



Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа


1.

040104 – Организация работы с молодежью

3

5

180


38

20

18

-

90


зачет

3

6

52

30

22

-

экзамен


Заочная форма обучения


п/п


Шифр и наименование специальности

курс

семестр

Виды учебной работы в часах



Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.

работа


1.

040104 – Организация работы с молодежью

3

5

180

18

10







162










6




8




Экзамен

1.6. Содержание дисциплины.
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Очная форма обучения

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем социальной безопасности



Введение в проблематику социальной безопасности молодежи

6

2

4




12



Общесоциальные проблемы современного социума как предмет безопасности молодежи ХХ века

14

8

6




12



Интегративные проблемы безопасности молодежи

14

8

6




12

Раздел II. Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе



Молодежь в системе национальной безопасности общества

14

8

6




12



Молодёжные организации в структуре социальной безопасности молодежи

14

10

4




10



Экономическая безопасность молодежи

4




4




12



Духовная безопасность молодежи

12

8

4




10

Раздел III. Опыт социально-политического исследования проблем безопасности молодежи



Практика формирования идеала гражданина в системе образования основное условие социальной безопасности молодёжи.

12

8

4




10

Итого

90

50

40




90



Заочная форма обучения

п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. раб.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем социальной безопасности



Введение в проблематику социальной безопасности молодежи

2

1

1




20



Общесоциальные проблемы современного социума как предмет безопасности молодежи ХХ века

2

1

1




20



Интегративные проблемы безопасности молодежи

2

1

1




20

Раздел II. Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе



Молодежь в системе национальной безопасности общества

3

2

1




20



Молодёжные организации в структуре социальной безопасности молодежи

2

1

1




20



Экономическая безопасность молодежи

1

1







20



Духовная безопасность молодежи

2

1

1




20

Раздел III. Опыт социально-политического исследования проблем безопасности молодежи



Практика формирования идеала гражданина в системе образования основное условие социальной безопасности молодёжи.

3

2

1




22

Итого

18

10

8




162



1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем социальной безопасности молодёжи.
Общетеоретические основы изучения социальной безопасности молодежи в общественно-политической жизни общества определяются основными принципами развития современной цивилизации. Современная мировая цивилизация находится в динамично и всё ускоряющемся развитие. Индустриализация, охватившая большинство стран мира привела к мировому разделению труда и необходимости кооперации в организации мировой экономики, получившей наименование глобализации. Мировое разделение труда привело не только к интенсивному движению товаров и технологий, но и к активному движению идей и рабочей силы. Эти процессы в значительной мере определили основные закономерности становления молодёжной субкультуры как феномена 20-21 веков. Этот феномен носит противоречивый характер, сочетая в себе как прогрессивные, так и реакционные тенденции. Молодёжные проблемы в полной мере отражают все основные кризисные элементы современной цивилизации, опирающиеся на рыночные принципы формирования экономического человека. Важным фактором теоретической характеристики участия молодёжи в жизни общества является определение роли государственных институтов в управлении экономическими процессами страны.

Раздел II. Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе
Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе определяются институциональным контекстом участия молодежи в общественно-политической жизни общества. Выражено взаимодействием государственных органов, политических партий, общественных объединений и общественных организаций как условием формирования молодёжной политики с учётом специфики общественно-политической системы России. Особенности политической социализации современной российской молодежи рассматриваются в контексте преобразований постсоветского периода РФ. Система государство и молодежь отражают состояние государственной молодежной политики в РФ. Важную роль играет молодежное самоуправление как механизм вовлечения молодежи в общественно-политическую жизнь общества. Молодежь в общественно-политической жизни региона находит своё выражение через конкретные институциональные основы и содержательные направления деятельности.
Раздел II. Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе
Опыт социально-политического исследования проблем безопасности молодежи обусловлен политическим участием молодежи в просе социализации как механизме передачи молодому поколению основ гражданской и правовой культуры. Учёт особенностей политической социализации современной российской молодежи, её гражданской ответственности – условие обеспечения социальной безопасности молодежи. Политическое поведение молодежи как субъекта социальной активности определяется формами самосознания , мотивами и типами ситуаций. Феномен социально-политического лидерства в молодежной среде выражает традиции и структуру современного российского социума. Нормативные основы социальной безопасности молодёжи определяются конституцией РФ, законами РФ, нормативными актами правительства РФ, подзаконными актами министерств и ведомств РФ, законами субъектов РФ, распоряжениями глав муниципальных образований.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



п/п

Наименование раздела дисциплины. Темы.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы



Раздел 1. Теоретико-методологические основы изучения проблем социальной безопасности молодёжи














Формационный подход к изучению проблем развития общества

Подготовка реферата

10

Выступление на семинаре, конференции




Цивилизационный подход к изучению проблем развития цивилизации

Подготовка реферата

10

Подготовка реферата




Эволюция семьи в системе социальной безопасности молодёжи




10







Типы взаимоотношений молодежи и общества. Общая характеристика.




10






Раздел II. Исторические и актуальные особенностей формирования системы безопасности молодежи в современном обществе













Социальная роль молодёжи в рабовладельческом обществе (Древнегреческий полис)




10







Социальная роль молодёжи в эпоху феодальных отношений (Феодальное поместье и средневековый город)




10







Становление капиталистического города и социальная активность молодёжи




10




3

Раздел III. Опыт социально-политического исследования проблем безопасности молодежи














Институциональная структура ГМП в РФ: федеральный, региональный и муниципальный уровни.





10







Особенности политической социализации российской молодежи на рубеже 20-21 веков.





10







Роль Комитета по делам молодёжи администрации Мурманской области в формировании системы социальной безопасности молодёжи




10













10







Итого:




90






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическая работа № 1 .
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница