Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 08 «Содержание и методика социально- медицинской работы»



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер0.99 Mb.
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД.08 «Содержание и методика социально- медицинской работы»

Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности

040101 социальная работа



Утверждено на заседании кафедры БЖД и ОМЗ
ФК и БЖД факультета

(протокол № 11 от 21 марта 2008 г.)

Зав. кафедрой И.А. Мещерова


Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1. Автор программы: Рябых Л.Н.

1.2. Рецензенты: И.Н. Михейкина, врач высшей категории Мурманского областного

консультативно- диагностического центра;

Ф.А Щербина, канд. пед. наук, доцент кафедры БЖД и ОМЗ (МГПУ)
1.3. Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины «Содержание и методика социально-медицинской работы» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «социальная работа». Учебная дисциплина «Содержание и методика социально-медицинской работы» относится к числу общепрофессиональных и играет важную роль в подготовке специалистов по социальной работе, профессиональная деятельность которых будет теснейшим образом связана с органами здравоохранения.

Содержание программы позволит студентам получить необходимый объем знаний, навыков и представлений в области социально-медицинской работы.

В программе рассматриваются теоретические основы отечественной социально-медицинской работы как нового вида профессиональной деятельности. Представлены основные понятия и категории, концепция и базовая модель социально-медицинской работы, а также модель специалиста социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи. Рассматриваются технологии медико-социальной работы в наркологии, онкологии, комплексном ведении лиц с хронической сердечной недостаточностью, ВИЧ-инфицированных, а также в области планирования семьи.


К концу изучения курса студенты должны:

1) знать: обоснование, основные понятия, принципы и категории социально-медицинской работы; концепцию и базовую модель социально-медицинской работы; требования, предъявляемые к специалисту социальной работы, участвующего в оказании медико-социальной помощи; материалы ООН и стратегию ВОЗ по достижению «здоровья для всех»; особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации и зарубежный опыт теории и практики социально-медицинской работы; правовые основы социально-медицинской работы.

2) уметь: выявлять медико-социальные проблемы клиента; определять потребности клиента в различных видах социально-медицинской помощи; осуществлять процесс социально-медицинской работы; использовать и активизировать резервные возможности человека; применять технологии социально-медицинской работы в области планирования семьи, в наркологии, психиатрии, онкологии; разрабатывать и внедрять комплексные программы профилактики инвалидности и смертности, координировать работу со смежными структурами, организовывать работу специалистов среднего звена социально-медицинской работы.
Программой предусмотрены лекции, практические занятия и самостоятельная работа студентов. На лекциях студенты знакомятся с основными положениями теории, на практических занятиях отрабатываются знания теоретических вопросов. Отдельные вопросы выносятся на самостоятельную работу. Изучение курса завершается зачетом.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности. Основные понятия, объекты и предмет.

Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы.

Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения.

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и

наименование

специальности


Курс


Се-местр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость


Всего

ауд.


ЛК

ПР


ЛБ

Сам. раб.

1

040101

социальная работа



5


9


162

68

38

30

-

94

зачет




1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)

№№
пп

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

Лекции

Практ. занятия

Самост. работа

1

Обоснование социально-медицинской работы

8

6

2

4

2

Основные понятия и категории

социально-медицинской работы



4

4

2

4

3

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

4

2

2

4

4

Основные направления социально-медицинской работы

4

2

2

4

5

Базовая модель социально-медицинской работы

10

4

6

4

6

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

10

6

6

30

7

Социально-медицинская работа в планировании семьи

8

4

6

14

8

Биомедицинская этика

10

4

2

10

9

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

10

6

2

20

всего




68

38

30

94



1.6.2. Содержание разделов дисциплины

Обоснование социально-медицинской работы

Материалы ООН, подчеркивающие необходимость реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием учреждений здравоохранения.

Стратегия достижения «здоровья для всех», разработанная Всемирной организацией здравоохранения. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни. Необходимость создания правового механизма ответственности за состояние здоровья населения (со стороны государства, работодателя, каждого гражданина).

Особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации Зарубежный опыт теории и практики профессиональной социально-медицинской работы, накопившийся за последние десятилетия в экономически развитых государствах.



Основные понятия и категории социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа как разновидность социальной работы, направленная на восстановление и сохранение физического и психического здоровья (индивида, коллектива). Социально-медицинская работа как часть системы охраны здоровья.

Три аспекта социально-медицинской работы: социально-медицинская работа с населением; социальная работа в учреждениях здравоохранения; медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений.

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

Принципы социально-медицинской работы - экосистемность, полимодальность, солидарность, конструктивная стимуляция, континуальность.

Место социально-медицинской работы среди смежных видов деятельности. Формы и методы

социально-медицинской работы. Кадры социально-медицинской работы. Источники финансирования социально-медицинской работы. Цель социально-медицинской работы - достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

Объекты социально-медицинской работы - люди, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также длительно, часто и тяжело болеющие люди, инвалиды.

Основные направления социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа профилактического направления - выполнение мероприятий по предупреждению социально-зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья; формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Социально-медицинская работа реабилитационного направления - проведение медико-социальной экспертизы, осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов, социальная работу в отдельных областях медицины и здравоохранения, коррекция психического статуса клиента, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий.

Базовая модель социально-медицинской работы

5 групп клиентов (пациентов) социально-медицинской работы - группа повышенного риска заболеваний; члены семьи клиента и его ближайшее окружение; больные с выраженными социальными проблемами; длительно, часто и тяжело болеющие; инвалиды.

Работа с каждой из групп по двум направлениям - профилактическому и реабилитационному.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

Алкоголизм, наркомания и токсикомания как наиболее значимые социальные болезни. Социальные проблемы, обусловливающие массовое и индивидуальное злоупотребление алкоголем и наркотиками. Ролевые сдвиги у членов социального окружения больного. Анализ комплекса социальных проблем, связанных с потреблением ПАВ. Специфика медико-социального статуса различных групп пациентов наркологического профиля. Группа повышенного риска развития наркологических заболеваний. Особенности социально-медицинской работы с данной группой клиентов. Профилактические, лечебные и специализированные программы социально-медицинской работы с наркологическими больными.

Онкологические заболевания как социально значимая патология. Онкологический больной как человек, находящийся в стрессовой ситуации. Специфические формы профилактической работы, направленные на лиц группы риска по опухолевым заболеваниям. Медико-социальная работа с членами семьи клиента и его ближайшим окружением. Психологическая поддержка онкологических больных и членов их семей, реабилитация онкологических больных. Особенности реабилитации в детской онкологии. Медицинские, психологические и социальные проблемы детей-инвалидов, перенесших онкологическое заболевание. Реабилитация детей-инвалидов с онкологическими заболеваниями.

Социально-медицинская работа в комплексном ведении больных с хронической сердечной недостаточностью. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Федеральная целевая программа «Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Российской Федерации». Медико-социальная экспертиза больного с хронической сердечной недостаточностью.

Социально-медицинская работа с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом. Классификация ВИЧ-инфекции. Статистические данные. Действующие нормативно- правовые акты в области профилактики и лечения ВИЧ-инфекции. Этапы социально-медицинской работы с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом.

Социально-медицинская работа в планировании семьи

Актуальность проблемы сохранения репродуктивного здоровья населения. Определения понятия «планирование семьи». Федеральная и региональная программы «Планирование семьи». Федеральный, региональный и муниципальный уровни службы планирования семьи. Основные направления деятельности центров планирования семьи и репродукции.

Цель и задачи медико-социальной работы в планировании семьи. Объект медико-социальной работы в планировании семьи. Содержание, формы, методы и средства медико-социальной работы профилактической и патогенетической направленности в планировании семьи.

Медико-социальная работа с бесплодными супружескими парами. Медико-социальная работа по планированию семьи с подростками.



Биомедицинская этика

Определение понятий «профессиональная этика», «биоэтика», «биомедицинская этика», «деонтология». Обоснование появления биоэтики как новой научной дисциплины. Основные модели взаимоотношений врача и пациента. Причины врачебных ошибок.

Неблагоприятные воздействия на больного – миелогении. Особенности деонтологии в зависимости от характера заболевания.

Основные биоэтические проблемы современности: трансплантология, репродуктивные технологии, генная инженерия, эвтаназия, клонирование, искусственное прерывание беременности.

Современные подходы к разрешению биоэтических проблем.

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

Деятельность ВОЗ и обоснование создания институтов социальной медицины в США и Великобритании. Опыт США по внедрению социальных работников во все области здравоохранения. Деятельность ассоциации социальных работников в США.

Опыт деятельности домов сестринского ухода государственного и частного секторов в Великобритании. Сеть приютов-общежитий гостиничного типа для лиц с нарушением психики и инвалидов. Опыт работы хосписов в США и Великобритании.

Интеграция Российских традиций милосердия, советской системы профилактической медицины с лучшими достижениями социальной медицины за рубежом. Сходные проблемы в функционировании разных систем здравоохранения. Российский опыт создания и функционирования домов и отделений сестринского ухода. Задачи домов и отделений сестринского ухода. Российский опыт создания и функционирования хосписов. Задачи хосписов. Российский опыт создания и функционирования гериатрических больниц и гериатрических центров. Задачи гериатрических центров.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-во час.

Форма самостоят. работы

Форма контроля СР

1

Обоснование социально-медицинской работы

Межсекторальное сотрудничество в стратегии Всемирной организации здравоохранения в целях достижения «здоровья для всех».

Пути реформирования отечественного здравоохранения в современных условиях.

Особенности развития социального обслуживания населения Российской Федерации в начале XXI в.

Общественное здоровье и здравоохранение: основные направления комплексных исследований проблем здоровья.




4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

2

Основные понятия и категории

социально-медицинской работы



Сущностное содержание социальной работы — основа социально-медицинской работы как вида профессиональной деятельности.

Предмет социальной работы как социальной науки.

Социологические подходы к изучению проблем общественного здоровья.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

3

Принципы, цель и объекты социально-медицинской работы

Социально-медицинская работа — деятельность, родственная врачеванию.

Состояние правовой нормативной базы социально-медицинской работы в современной России.

Особенности организации профессиональной социально-медицинской работы в России.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

4

Основные направления социально-медицинской работы

Профилактическое направление социально-медицинской работы.

Патогенетическое (реабилитационное) направление социально-медицинской работы.




4

Изучение литературы, написание

рефератов



Защита рефератов

5

Базовая модель социально-медицинской работы

Группа повышенного риска заболеваний как объект социально-медицинской работы.

Члены семьи клиента и его ближайшее окружение как объект социально-медицинской работы.

Длительно, тяжело и часто болеющие лица как объект социально-медицинской работы.

Больные с выраженными социальными проблемами как объект социально-медицинской работы.

Инвалиды как объект социально-медицинской работы.


4

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

6

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы с различными группами клиентов

Потребление психоактивных веществ как биопсихосоциальное явление.

Социальные проблемы семьи с больным, страдающим онкологическим заболеванием.

Роль социального работника в оценке качества жизни кардиологических больных.

Организация работы терапевтических сообществ (школ) для клиентов с хронической сердечной недостаточностью.

Государственная политика в области профилактики и борьбы с ВИЧ-инфекцией.

Социально-медицинская работа по профилактике распространения ВИЧ-инфекции.




30

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

7

Социально-медицинская работа в планировании семьи

Социально-медицинская работа по планированию семьи со вступающими в брак и молодыми семейными парами.

Коммуникативные программы в сфере охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи.




14

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

8

Биомедицинская этика

Основные модели взаимоотношений врача и пациента.

Неблагоприятные воздействия на больного – миелогении, их профилактика.

Особенности деонтологии в зависимости от характера заболевания.

Основные биоэтические проблемы современности:




10

Изучение литературы, написание рефератов

Защита рефератов

9

Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом

Работа в хосписе как особая форма деятельности социального работника в онкологии (опыт Великобритании).

Ассоциации социальных работников (опыт США).

Специалисты в области социальной работы как эксперты законопроектов (опыт Германии).


20

Изучение литературы, защита рефератов

Защита рефератов



1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов

Тема 1. Обоснование социально-медицинской работы

План

1. Материалы ООН, подчеркивающие необходимость реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием учреждений здравоохранения.

2. Стратегия достижения «здоровья для всех», разработанная Всемирной организацией здравоохранения.

3. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни.

4. Необходимость создания правового механизма ответственности за состояние здоровья населения (со стороны государства, работодателя, каждого гражданина).

5. Особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации

6. Зарубежный опыт теории и практики профессиональной социально-медицинской работы, накопившийся за последние десятилетия в экономически развитых государствах.

Вопросы для коллективного обсуждения

1. Перечислите основные социальные гарантии граждан.

2. Назовите основные задачи стратегии достижения «здоровья для всех».

3. Перечислите основные направления отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни.

4. Перечислите основные нормативно-правовые документы, касающиеся вопросов социально-медицинской работы.

5. Перечислите особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации.

6. Назовите основные направления теории и практики социально-медицинской работы за рубежом.

Темы для самостоятельного изучения

1. Межсекторальное сотрудничество в стратегии Всемирной организации здравоохранения в целях достижения «здоровья для всех».

2. Пути реформирования отечественного здравоохранения в современных условиях.

3. Особенности развития социального обслуживания населения Российской Федерации в начале XXI в.

4. Общественное здоровье и здравоохранение: основные направления комплексных исследований проблем здоровья.

Форма контроля самостоятельной работы

Защита реферата.



Литература основная

1. Артюнина Г.П. Основы социальной медицины. – М: Академический проект, 2005.

2. Черносвитов Е.В. Социальная медицина.- М.: Академический проект, 2003.

Дополнительная

1. Гуманистический подход к охране здоровья. / Отв. ред. Н. Берковитц; пер. с англ. под ред. К.В. Григорьева. – М., 1998.

2. Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение.- М., 2002.

3. Лисицын Ю.П. Социальная гигиена (медицина) и организация здравоохранения.



- М., 1998.

4. Лисицын Ю.П., Сахно А.В. Здоровье человека – социальная ценность. - М., 1988.

5. Мартыненко А.В. Медико-социальная работа: теория, технология, образование. – М., 1999.

6. Мартыненко А.В.Теория медико- социальной работы. Учебное пособие.- М., 2002.

7. Матрос Л.Г. Социальные аспекты проблемы здоровья. – Новосибирск, 1992.

8. Медицина и права человека (пер. с франц.) – М., 1992.

9. Методологические и социальные проблемы медицины: Сб. научных трудов

/ Ред. Михайлова Е.П. – М., 1999.

10. Ольков С.Г. Общественные болезни. – Тюмень, 2001.

11. Основы социальной гигиены. /Под ред. М.П. Коларова. - М., 1969.

12. Поляков И.В. Социальные проблемы в медицине. – СПб., 2002.

13. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. В 2 т. /Под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1982.

14. Социальные проблемы здравоохранения / Ред. Кофман Ф.Я. –М., 2000.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница