Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата» сд. Ф. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ода)»



страница1/5
Дата30.04.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 13 «Воспитание и обучение детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата»

СД.Ф.13 «Воспитание и обучение детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА)»


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО, ОФО)

050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология


Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы: ст.преподаватель Демяшина В.В., Яшина Е.В.

1.2 Рецензенты: к.псх.н., доцент Кобзева О.В., к.псх.н., доцент МИБО Лихошва В.П.

1.3 Пояснительная записка

Данный учебный курс направлен на овладение студентами знаниями об особенностях психомоторного развития, на формирование представлений о содержании и методах коррекционно-педагогического воздействия при работе с детьми раннего, преддошкольного и дошкольного возраста с церебральным параличом.



Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с детьми имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата в специальных (коррекционных) учреждениях VI вида.

Основные задачи курса:

  • познакомить студентов с особенностями психофизического развития детей с церебральным параличом;

  • раскрыть значение влияния двигательного дефекта на развитие ребенка дошкольного возраста;

  • дать знания о направлениях, задачах и содержании коррекционно-педагогической работы с детьми с церебральным параличом;

  • научить ана­лизировать причины особенностей психического развития и на их основе строить коррекционную работу с учетом индивидуального развития детей.

Данный курс предполагает следующие формы организации учебного процесса: лекционные, практические и самостоятельные занятия.

Лекционный материал строится на межпредметной основе, с учетом теоретических положений из области физиологии и невропатологии, детской и специальной психологии, дефектологии. Студенты знакомятся с факторами, лежащими в основе своеобразия психического развития детей с церебральным параличом; овладевают знаниями об особенностях двигательного, речевого, сенсорного, интеллектуального, личностного развития данной категории детей. Раскрываются цели, содержание и методы коррекционно-воспитательной работы с детьми раннего, преддошкольного и дошкольного возраста с церебральным параличом.

Практические занятия решают задачу уточнения и систематизации знаний студентов по отдельным аспектам психического развития детей. Более подробно рассматриваются основные направления и приемы коррекционно-педагогического воздействия на двигательное, умственное, речевое, личностное развитие детей с церебральным параличом с учетом индивидуальных особенностей. Определяется преемственность в работе дефектолога, логопеда, воспитателя.

Предусматриваются следующие формы проведения практических занятий: аудиторно (в том числе с использованием видеоматериалов) и на базе специальных дошкольных учреждений. На аудиторных занятиях с опорой на имеющиеся теоретические знания разрабатываются планы коррекционной работы по отдельным разделам программы с учетом специфики возможных индивидуальных затруднений детей, моделируются ситуации обучения. На базе специальных дошкольных учреждений студенты учатся проводить психолого-педагогическую диагностику, принимают участие в анализе и планировании фронтальных и индивидуальных занятий, самостоятельно проводят фрагменты занятий.

Учебным курсом предполагаются разные виды самостоятельных работ: изучение литературы, подготовка рефератов и сообщений, наблюдение за детьми, участие в работе проблемной методической секции.

В результате изучения данного курса студенты должны знать:


  • особенности двигательных нарушений при ДЦП;

  • особенности интеллектуального, сенсорного, эмоционально-волевого и личностного развития детей с ЦП;

  • коммуникативные возможности детей с ЦП;

  • состояние различных видов детской деятельности у детей с ЦП;

  • систему учреждений для детей с нарушениями опорно-дви­гательного аппарата;

  • принципы коррекционно-педагогической работы;

  • значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при работе с детьми с ЦП;

  • содержание и приемы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста;

  • содержание, методы и приемы коррекционного процесса по отдельным разделам программы: ознакомление с окружающим миром, игровая деятельность, продуктивные виды детской деятельности, речевое развитие, подготовка к обучению в школе.

Студенты должны уметь:

  • применять методы психолого-педагогического изучения детей с ЦП с целью выявления имеющихся отклонений в развитии и максимально сохранных функций как основы для построения коррекционно-педагогического процесса;

  • владеть приемами проведения психолого-педагогического изучения — использовать специальные приемы и оборудование, уметь установить контакт с ребенком и активизировать его деятельность;

  • определять содержание и приемы коррекционно-педагогической работы с учетом типичных затруднений и индивидуальных особенностей детей с ЦП;

  • применять знания, полученные при изучении общих и специальных учебных курсов и методик для организации коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими ЦП.

При составлении программы использовалась следующая литература:

1.Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, 2001, 192с.

2.Коррекционная помощь детям раннего возраста с органическим поражением центральной нервной системы в группах кратковременного пребывания: методическое пособие для педагогов / Е.А Стребелева, Ю.Ю. Белякова, М.В. Браткова и др.; под. ред. Е.А. Стребелевой. - М.: Экзамен, 2004.

3. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Детский церебральный паралич. Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками.- М.: Книголюб, 2008

4. Симонова Т.Н. Система психолого-медико-педагогической реабилитации детей с тяжелыми проявлениями детского церебрального паралича.- Астрахань, 2008

5. Кроткова А. В. Социальное развитие и воспитание дошкольников с церебральным параличом: Учебно-методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007.

6. Смирнова И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП.- СПб., Детство-Пресс, 2004

7. Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушением движений. Методическое пособие под ред. Л.М.Шипициной. - СПб, 1995




    1. Извлечение из ГОС ВПО

Организация коррекционно-педагогической и медициской помощи детям с нарушениями функций ОДА. Виды специальных дошкольных учреждений, основные направления работы. Принципы построения коррекционно-педагогического процесса. Общеразвивающие и коррекционные задачи. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми с ДЦП. Особенности содержания и организации помощи детям младенческого и раннего возраста. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с ДЦП. Пути активизации познавательной деятельности и обогащения представлений об окружающем. Развитие эмоционально-волевой сферы, коррекция личностных установок, совершенствование межличностных процессов. Развитие игровой деятельности. Создание предпосылок и содержание коррекционной работы по формированию продуктивных видов детской деятельности. Содержание работы по преодолению речевых нарушений. Формирование предпосылок учебной деятельности. Психокоррекционная помощь семье.


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

3

6

150

74

30

44

-

76

Экзамен

2

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология»(ЗФО)

4

7

150

8

4

4




142

Экзамен

3

050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология

3

5

110

60

30

30

-

50

Экзамен


1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:





п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

1 вариант

2 вариант

3 вариант

Всего ауд.

ЛК

ПР

См/р

Всего ауд.

ЛК

ПР

См/р

Всего ауд.

ЛК

ПР

См/р

Раздел 1. Психологическая характеристика дошкольников с ДЦП.

1

Этиология, патогенез и клиника ДЦП. Классификация ДЦП.

4

2

2

2

1

1







4

2

2

2

2

Двигательные нарушения и основные направления коррекционной работы по восстановлению движений

4

2

2

4

1

1







4

2

2

2

3

Особенности психического и речевого развития у детей с церебральным параличом.

4

2

2

4

1

1







4

2

2

2

4

Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом

4

2

2

6

1

1







4

2

2

4

Раздел 2. Организация специального образования дошкольников с нарушениями функций ОДА.

1

Принципы построения и организация коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушениями ОДА

4

2

2

6

1




1




4

2

2

4

2

Особенности развития и коррекционной работы с детьми раннего дошкольного возраста

4

2

2

6

1




1




4

2

2

4

3

Психокоррекционная помощь семье

6

2

4

6

1




1




4

2

2

4

4

Задачи и средства физического воспитания дошкольников с ДЦП

6

2

4

6

1




1




4

2

2

4

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

1

Развитие личности и совершенствование межличностных процессов

6

2

4

6













4

2

2

4

2

Познавательная активность и формирование представлений об окружающей действительности

6

2

4

6













4

2

2

4

3

Развитие игровой деятельности

6

2

4

6













6

2

4

4

4

Формирование продуктивных видов детской деятельности

6

2

4

6













4

2

2

4

5

Коррекция речевых нарушений

8

4

4

6













6

4

2

4

6

Формирование готовности к школьному обучению

6

2

4

6













4

2

2

4




ИТОГО:

74

30

44

76

8

4

4




60

30

30

50

Примечание:

Вариант 1: специальность 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» Вариант 2: специальность 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

Вариант 3: специальность 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Специальная психология»


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Раздел 1. Психологическая характеристика дошкольников с ДЦП.

1. Этиология, патогенез и клиника ДЦП. Классификация ДЦП.

Понятие «церебральный паралич». Причины возникнове­ния заболевания во внутриутробном периоде, в момент родов, в первые годы жизни и их возможные сочетания. Клиничес­кие проявления ДЦП: двигательные нарушения различного характера и степени выраженности, нарушения анализаторных систем, речевые расстройства, патология психического развития у детей. Механизм возникновения двигательной патологии.

Формы заболевания: двойная гемиплегия, спастическая диплегия, гемипаретическая, гиперкинетическая, атонически-астатическая, осложненная. Краткая характеристика двигательных, речевых и интеллектуальных нарушений при каждой форме ДЦП.
2. Двигательные нарушения и основные направления коррекционной работы по восстановлению движений при ДЦП.

Структура двигательного дефекта: нарушение мышечного тонуса, парезы и параличи, повышение сухожильных рефлексов, патологические позотонические рефлексы, синкинезии и насильственные движения, недоразвитие выпрямительных рефлексов и реакций равновесия. Сравнительная характеристика ДЦП и полиомиелита (патогенез, двигатель­ные нарушения).

Педагогическая оценка движения: возможности восстановления двигательной функции, функциональная приспособленность к дефекту, влияние двигательного дефекта на уровень овладения различными умениями и навыками.

Основные направления (освоение и совершенствование программы раннего моторного развития, развитие функций руки и предметно-манипулятивной деятельности, формирование зрительно-моторной координации, торможение и преодоление неправильных поз, положений, насильственных движений, развитие кинестетической афферентации) и средства (лечебная гимнастика, физкультурные занятия, массаж, гидрокинезотерапия, ритмика) координационной работы по преодолению двигательных нарушений. Значение комплексного подхода при лечении и воспитании детей с церебральным параличом.


3. Особенности психического и речевого развития детей с церебральным параличом.

Роль движений в психическом развитии ребенка. Взаимо­связь двигательного и психического развития. Своеобразие процесса становления психических функций у детей с цереб­ральным параличом. Значение биологических и социальных факторов для развития психических процессов ребенка с церебральным параличом.

ДЦП как сложное психомоторное нарушение. Психоорганические синдромы (церебрастенический, неврозоподобный, пси-хопатоподобный) и их роль в развитии ребенка с церебральным параличом. Основные проявления психоорганических синдромов: стойкая психическая истощаемость, низкая работоспособность, непостоянство интеллектуальной продуктивности, повышенная утомляемость, эмоциональные реакции.

Состояние сенсорных функций. Причины незрелости и нарушений сенсорных функций. Особенности зрительных, слуховых, тактильно-двигательных функций.

Состояние интеллектуального развития: интеллектуальная сохранность и одаренность, задержка психического развития, умственная отсталость. Специфика интеллектуального недоразвития при разных формах ДЦП. Особенности познавательной деятельности детей с церебральным параличом.

Характеристика нарушений процесса формирования высших корковых функций: пространственно-временных отношений, конструктивного праксиса, счета, чтения.

Общий обзор речевых нарушений. Особенности мотивационно-потребностного и исполнительского компонентов речевой деятельности. Речевые нарушения при различных формах ДЦП.

Состояние эмоционально-волевых процессов (повышенная эмоциональная возбудимость, склонность к колебаниям настроения, инертность эмоциональных реакций, повышенная зави­симость от оценки окружающих и т.д.) и формирование личности (снижение социальной активности, незрелость коммуни­кативных средств и т.д.). Проблема социальной адаптации детей и подростков с церебральным параличом.


4. Психолого-педагогическое изучение детей с церебральным параличом.

Цели изучения: выявление потенциальных возможностей психического развития; оценка максимально сохранных и дефектных звеньев; определение факторов, наиболее значимых для оценки имеющихся затруднений.

Методы изучения: свободное наблюдение за поведением ребенка в процессе игр, бытовых и режимных моментов; совместная деятельность; анализ анамнестических данных и результатов детской деятельности; беседы с родителями и педагогами.

Особенности организации обследования: учет характера двигательного нарушения и возможности его влияния на активность ребенка; подбор «рефлекс запрещающей позиции» и наиболее удобного положения головы и туловища; способы взаимодействия с ребенком; выбор пособий для обследования.

Содержание изучения:

а) Оценка двигательных нарушений с точки зрения их влияния на формирование разных видов деятельности, прежде всего на состояние познавательной деятельности.

б) Сенсорное развитие: изучение сенсорных функций и определение причин их недостаточности. Состояние зрительного анализатора. Определение состояния зрительной фиксации и прослеживания, реакции зрительного сосредоточения, зрительно-моторной координации. Восприятие цвета, формы, величины.

Состояние слухового анализатора. Характер реакций на различные слуховые раздражители, возможности локализации звука в пространстве. Дифференциация речевых и неречевых звуков.

Тактильно-кинестетическое восприятие.

в) Способы ориентировочно-исследовательской деятельности. Овладение предметными и игровыми действиями.

г) Изучение речевой деятельности: практическое овладение речью и потенциальные возможности для развития речевой деятельности. Состояние экспрессивной и импрессивной речи. Психологические основы коммуникации: потребность в общении, коммуникативные средства, условия реализации коммуникативного намерения. Использование вербальных и невербальных средств коммуникации.

д) Изучение эмоционально-волевой сферы как одной из форм проявления интересов, потребностей, активности личности и ее отношения к окружающему.

е) Оценка умственного развития: степень овладения доступными мыслительными операциями в специальных условиях и в практической детской деятельности. Определение типологии затруднений и вызывающих их причин. Изучение уровня обучаемости.
Раздел 2. Организация специального образования дошкольников с нарушениями функций ОДА.

1. Принципы построения и организации коррекционно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Актуальные проблемы коррекционной педагогики (развитие системы государственной помощи детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата). Проблема социальной адаптации, реабилитации, интегрированного обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Организация коррекционно-педагогической помощи: лечебные и дошкольные учреждения для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата разного генеза (характеристика задач, основных направлений работы учреждений социального обеспечения, здравоохранения, образования). Программно-методическая документация, регламентирующая деятельность специальных учреждений для детей с церебральным параличом.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы: раннее начало, поэтапное развитие всех нарушенных функций, использование кинестетической стимуляции, индивидуальный подход, систематичность, наглядность, учет ведущего вида деятельности, комплексное медико-педагогическое воздействие. Неразрывная связь общеразвивающих и коррек-ционных задач в обучении детей с церебральным параличом. Индивидуальный подход в определении коррекционных задач. Их обусловленность индивидуальными особенностями развития, характером ведущих трудностей и условиями воспитания и обучения.

Специфика коррекционных задач, вызванных двигательной патологией, нарушениями психической деятельности, речевыми нарушениями, недостаточностью сенсорного развития.

Определение психологической готовности к овладению различными видами детской деятельности как необходимое условие коррекционного воздействия.


2. Особенности развития и коррекционная работа с детьми раннего дошкольного возраста.

Общая характеристика развития детей раннего возраста с церебральным параличом: двигательная сфера, состояние ар­тикуляционного аппарата, голоса и дыхания, голосовая активность, особенности психического развития. Четыре уровня доречевого развития детей с церебральным параличом.

Основные направления коррекционно-педагогической работы: нормализация состояния и функционирования артикуля­ционного аппарата; развитие зрительного и слухового восприятия; развитие эмоциональных реакций; развитие зрительно-моторной координации; формирование подготовительных эта­пов к овладению активной и развитию пассивной речи. Характеристика средств коррекционной работы.

Дифференциация задач и содержания коррекционной работы в зависимости от уровня доречевого развития, возраста и индивидуальных возможностей ребенка. Разработка индивидуального плана обучения.


3. Психокоррекционная помощь семье.

Ребенок с ДЦП в семье. Общий двигательный режим ребенка. Кормление ребенка с церебральным параличом. Коррекция сосательных движений. Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом. Дополнительные осложняющие нарушения при ДЦП. Формирование навыков самообслуживания. Плавание. Обучение ребенка с ДЦП игре. Пути помощи ребенку с церебральным параличом.



4. Задачи и средства физического воспитания дошкольников с ДЦП.

Адаптивное физическое воспитание (определение, цели, задачи). Адаптивное физическое воспитание детей первого года жизни с церебральным параличом. Адаптивное физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста с двигательными нарушениями. Внеклассная спортивно-массовая работа с детьми. Средства и методы адаптивной физической культуры. Коррекционная гимнастика, упражнения в воде, спортивные и подвижные игры, массаж, иппотерапия.


Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

1. Развитие личности и совершенствование межличностных процессов.

Своеобразие личностного развития при ДЦП. Структура личностного недоразвития. Роль психогенных факторов и резидуально-органических, нервно-психических расстройств в развитии поведенческих реакций и формировании личностных установок ребенка с церебральным параличом. Характеристика основных видов поведенческих реакций (пассивно-оборонительного и агрессивно-защитного характера).

Значение семейного воспитания в формировании личности ребенка с ДЦП. Характеристика личностных особенностей детей с церебральным параличом, воспитывающихся в условиях гипер- и гипоопеки. Отличительные признаки поведенческих реакций и личностных особенностей, указывающих в дошкольном возраста на возможность искажения социального облика ребенка. Характеристика разных вариантов патологического формирования личности (по Э.С.Калижнюк).

Особенности межличностных процессов в группе детей с церебральным параличом. Структура их недоразвития. Значе­ние двигательных и речевых нарушений, личностных особенностей в социальной адаптации дошкольника с церебральным параличом.

Педагогические пути развития личности и формирования межличностных процессов. Особенности использования элементов психогимнастики (дифференциация упражнений). Знакомство с образцами межличностного взаимодействия (методические приемы и специфика их применения). Роль игр-драматизаций и сюжетно-ролевых игр в нормализации социального облика детей с ДЦП.
2. Познавательная активность и формирование представлений об окружающей действительности.

Психолого-педагогические основы формирования представлений об окружающей действительности. Развитие умственных способностей в процессе ознакомления с окружающим миром.

Состояние представлений об окружающем у детей с церебральным параличом. Особенности самостоятельного познания окружающего. Причины возникающих затруднений: вызван­ные двигательной патологией, особенностями психической де­ятельности и мыслительных процессов, речевыми нарушения­ми и социальными факторами.

Содержание, методы и формы ознакомления с окружающей действительностью. Значение отдельных методов коррекционной работы в формировании и закреплении представлений об окру­жающем мире. Пути активизации познавательной деятельности в процессе формирования представлений об окружающей действи­тельности. Проблемная ситуация как средство развития познава­тельной активности. Причинно-следственные и пространственно-временные отношения (особенности понимания и развития в ходе формирования представлений об окружающей действительности).


3. Развитие игровой деятельности.

Структура игровой деятельности: соотношение мотивационно-потребностного и операционально-технического планов на различных этапах овладения игрой. Зависимость состояния иг­ровой деятельности у детей с церебральным параличом от двигательного, речевого и интеллектуального развития. Динамическое влияние двигательного дефекта на игровой процесс. Тенденции развития игровой деятельности у детей с церебральным параличом в дошкольном возрасте (при спонтанном развитии, целенаправленном обучении).

Содержание этапов обучения игровой деятельности с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка с церебральным параличом. Принципы подбора и организации игровых коллективов. Формы руководства педагога играми детей. Пути обогащения игровой деятельности.

Решение общеразвивающих и коррекционных задач в процессе обучения игре.

Игровая деятельность как условие личностного развития детей с церебральным параличом.

Значение игры в психолого-педагогической диагностике.


4. Формирование продуктивных видов детской деятельности.

Изобразительная деятельности как форма отражения окружающей действительности. Предпосылки развития изобразительной деятельности. Недоразвитие предпосылок изобразительной деятельности при ДЦП. Характеристика причин. Значение изобразительной деятельности для психического развития ребенка с церебральным параличом.

Особенности изобразительной деятельности и конструиро­вания у детей с церебральным параличом. Характер затрудне­ний. Их зависимость от состояния двигательного и психического развития детей с церебральным параличом.

Задачи коррекционной работы по совершенствованию изобразительной и конструктивной деятельности. Содержание кор­рекционной работы на разных этапах обучения (подготовитель­ный период, предметное и сюжетное рисование и конструиро­вание). Основные методы обучения. Учет двигательных трудностей в процессе обучения, формы помощи педагога.

Взаимосвязь трудовых и игровых процессов в дошкольном возрасте. Влияние двигательных возможностей и состояния психической деятельности детей с церебральным параличом на овладение трудовыми процессами. Своеобразие развития трудовой деятельности. Роль социальных факторов (требований семьи и специальных учреждений) в формировании мотивационной основы трудовой деятельности.

Содержание трудового воспитания в работе с детьми с церебральным параличом: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд. Методы обучения. Значение совместной деятельности ребенка и педагога в трудовом воспитании. Пути реализации задач коррекции двигательного развития в процессе формирования трудовых навыков: тренировка отдельных двигательных умений, максимальное исполь­зование двигательных возможностей, формирование приспособленности к своему дефекту.


5. Коррекция речевых нарушений.

Механизмы речевых расстройств при ДЦП. Проявления клинической и патогенетической общности речевых и двигательных расстройств при ДЦП. Клинические формы речевых нарушений: дизартрия, алалия, заикание, нарушения письменной речи. Своеобразие задержки речевого развития и общего недоразвития речи при ДЦП. Проблема дифференциальной диагностики речевых нарушений при ДЦП.

Использование вербальных и невербальных средств коммуникации детьми с церебральным параличом разного возраста. Соотношение речевых возможностей и реального уровня общения.

Состояние фонетического компонента речи при ДЦП. Классификации дизартрических расстройств: по принципу локализации (бульварная, псевдобульбарная, экстрапирамидная, мозжечковая, корковая), на основе синдромологического подхода (спастико-паретическая, спастико-регидная, гиперкинетическая, атактическая, спастико-атактическая, спастико-гиперкинетическая, спастико-атактико-гиперкинетическая, атактико-гиперкинетическая), по степени понятности речи для окружающих. Стертая дизартрия. Специфика дизартрических расстройств при ДЦП. Характеристика клинических проявле­ний дизартрии при ДЦП (дыхание, голосообразование, звукопроизношение).

Содержание логопедической работы по нормализации деятельности артикуляционного аппарата (преодоление изменений тонуса артикуляционных мышц, ограничений объема их движений, координаторных расстройств, тремора, гиперкинезов), формированию дыхания и голосообразования.

Особенности фонематического восприятия. Взаимосвязь фонетических и фонематических расстройств речи. Пути коррекционного воздействия.

Состояние лексико-грамматического компонента речи. Вли­яние психомоторных нарушений на формирование лексико-грамматической стороны речи. Особенности словарного запаса. Своеобразие усвоения лексико-грамматических конструкций. Сформированность навыков элементарного морфемного анализа и синтеза. Особенности связной речи детей с церебральным параличом. Состояние диалогической и монологической речи.

Основные направления работы по коррекции лексико-грамматической стороны речи. Требования к отбору словаря. Пути расширения и активизации словарного запаса. Методические приемы формирования грамматически правильной речи. Взаимосвязь работы по формированию лексико-грамматической стороны речи и обогащению представлений об окружающей действительности. Характеристика методических приемов развития связной речи. Использование различных видов детской деятельности в формировании функций речи, развитии монологической и диалогической речи.

Особенности речевых нарушений при различных формах детского церебрального паралича.

Организация коррекционной работы по преодолению речевых нарушений. Цели и задачи фронтальных и индивидуаль­ных занятий. Взаимосвязь работы по преодолению речевых нарушений с содержанием всего коррекционно-педагогического процесса в дошкольном учреждении.


6. Формирование готовности к школьному обучению.

Содержание понятия «готовность к школьному обучению». Сформированность предпосылок и элементов учебной деятельности к концу дошкольного возраста. Мотивационная готов­ность к обучению. Овладение способами умственных действий. Состояние произвольности деятельности, самоконтроля и самооценки.

Умственная готовность к школьному обучению. Состояние сформированности навыков языкового анализа и первоначальных понятий о числе как основы школьного обучения.

Задачи и приемы формирования навыков языкового анализа.

Особенности овладения количественными представлениями при ДЦП. Содержание работы по формированию первоначальных понятий о числе. Значение предметно-практической деятельности в овладении количественными представлениями.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.


№ № п/п

Наименование раздела дисциплины

Тема

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

2,3

Вар.


1

Вар.


I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

1.

Раздел 1. Психологическая характеристика дошкольников с ДЦП.

Значение комплексного медико-психолого-педагогического воздействия при воспитании и обучении детей с церебральным параличом

4

4

Защита рефератов

2.

Раздел 2. Организация специального образования дошкольников с нарушениями функций ОДА.

Физическое воспитание в системе педагогической реабилитации детей с церебральным параличом

4

6

Защита рефератов

II. Темы для самостоятельного изучения










1.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Игра как средство коррекции личностного развития ребенка с нарушениями ОДА

4

6

Защита рефератов

2.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Направления логопедической работы при устранении речевых нарушений у детей с ДЦП

6

6

Защита рефератов

3.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Психологическая готовность к школьному обучению

6

8

Защита рефератов

III. Контрольные вопросы и задания










1.

Раздел 1. Психологическая характеристика дошкольников с ДЦП.

Психолого-педагогическое изучение детей с ДЦП раннего возраста

4

6

Контрольная работа

2.

Раздел 1. Психологическая характеристика дошкольников с ДЦП.

Влияние двигательного дефекта на психическое развитие ребенка с церебральным параличом

4

8

Контрольная работа

3.

Раздел 2. Организация специального образования дошкольников с нарушениями функций ОДА.

Организация и содержание семейного воспитания детей с церебральным параличом

4

8

Контрольная работа

4.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Особенности формирования личности при ДЦП

4

8

Контрольная работа

5.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Активизация познавательной деятельности в процессе формирования представлений об окружающем мире

4

8

Контрольная работа

6.

Раздел 3. Психическое развитие дошкольников с нарушениями функций ОДА и определение стратегии педагогической работы.

Совершенствование продуктивных видов деятельности в процессе воспитания и обучения детей с церебральным параличом

4

6

Контрольная работа

IV. Зачётные тестовые задания по всему курсу

2

2




ИТОГО:

50

76





1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Практическое занятие № 1.

  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница