Учебно-методический комплекс дисциплины сд 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»



страница1/8
Дата29.04.2016
Размер1.78 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД 14 «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями развития»

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ



050716 «Специальная психология»

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1 Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: Полюсова Н.И., ст. преподаватель кафедры СПиСП МГГУ, Яшина Е.В., ст. преподаватель кафедры СПиСП МГГУ.

1.2. Рецензенты: старший преподаватель кафедры СПиСП Пельтихина Ю.В., к.п.н., доцент филиала НОУ ВПО СФГА в г. Мурманске Гошева Е.Н.

1.3. Пояснительная записка.

В процессе освоения данного курса студенты закрепляют знания об общих педагогических понятиях и категориях, расширяют представления о психолого-педагогических особенностях детей с различными отклонениями в развитии, знакомятся с педагогическими системами их обучения и воспитания.

В основе содержания изучаемой дисциплины лежит положение о том, что обучение и воспитание имеют определяющее значение для психического развития ребенка, а продвижение в развитии в свою очередь оказывает положительное влияние на обучение. Обучение и воспитание понимается в широком педагогическом смысле как специально организованный педагогический процесс. В специальной педагогике обучение и воспитание направлены на коррекцию недостатка, его компенсацию педагогическими средствами, социальную и личностную реабилитацию.

Цель данного курса: сформировать у студентов представления о различных педагогических системах специального образования, вооружить знаниями о закономерностях обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи:


  • Сформировать понимание ведущей роли обучения в развитии детей с отклонениями.

  • Познакомить с организацией в России системы помощи, специального образования и системой специальных учреждений для детей и подростков с нарушениями развития.

  • Сформировать представления о педагогических закономерностях развития личности в условиях ограниченных возможностей.

  • Познакомить с особенностями обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в разные возрастные периоды.

  • Сформировать умения определять коррекционные и компенсаторные возможности ребенка с конкретными нарушениями.

  • Познакомить студентов с существующими педагогическими системами обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

  • Обучить адекватно выбирать и применять методы и приемы коррекционно-воспитательного воздействия на ребенка с отклонениями в развитии.

  • Сформировать понимание необходимости комплексного психолого-медико-педагогического воздействия на ребенка с целью преодоления проблем в его развитии

  • Познакомить с возможностями интегрированного обучения.

В общей системе подготовки специальных психологов значительное

место отводится дисциплине «Педагогические системы воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии». Это обусловлено тем, что в настоящее время существенную роль в эффективности коррекционного обучения детей играет психологическое обеспечение педагогического процесса. Очень часто, однако, взаимопонимание психолога и педагога осложняется. Иногда они говорят на разных «языках», т.к. сфера научно-психологического знания бывает отчуждена от педагогической практики. В свою очередь педагоги порой проявляют психологическую «безграмотность». Знания основ специальной дидактики, различных педагогических систем обучения позволят будущему психологу достичь большей эффективности в работе с детьми.

В процессе изучения дисциплины студенты должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками и уметь их использовать в своей практической деятельности:


  • уметь в своей практической деятельности опираться на основные принципы специального обучения;

  • иметь представления о различных методах, формах, средствах обеспечения коррекционно-образовательного процесса;

  • знать современные коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития;

  • знать специфику обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии на разных возрастных этапах (младенчество, раннее детство, дошкольный и школьный возраст);

  • уметь взаимодействовать в коррекционно-образовательном процессе с другими его участниками (педагог, врач, родитель)

Усвоение данного материала базируется на полученных ранее знаниях

по психологии, специальной психологии, педагогике.

Самостоятельная внеаудиторная работа студентов предполагает изучение теоретического материала, подготовку реферативных сообщений, решение тестовых заданий. Работа студентов организуется также на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений г. Мурманска.

По окончании курса «Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии» студенты сдают зачет.

В основу содержания дисциплины положены разработки таких авторов, как: Выготский Л.С., Лубовский В.И., Кащенко В.П., Забрамная С.Д.,

Власова Т.А., Певзнер М.С., Лебединский В.В., Назарова Н.М., Гонеев А.Д., Малофеев Н. Н., Пузанов Б.П. и др.



1.4. Извлечение из ГОС ВПО

050716«Специальная психология»



ДПП.Ф.14

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, в дошкольном и школьном возрасте. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно-отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрирования обучения.




050716 Специальная психология с доп.спец. Логопедия

ДПП.Ф.14

Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии

Роль обучения в развитии детей с отклонениями. Коррекционная направленность обучения. Психологические проблемы построения методов специального обучения. Коррекционно-образовательные программы при разных типах нарушений психического развития: цели, задачи и содержание. Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ разного типа. Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в психическом развитии в младенчестве и раннем детстве, в дошкольном и школьном возрасте. Специальные педагогические и методические системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, умственно-отсталых детей, детей с нарушениями зрения, детей с нарушениями слуха, детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения, детей со сложными недостатками развития. Проблемы интегрирования обучения.



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Работа


1.

050716«Специальная

психология»



3.4

6.7

180

80

50

20

10

100

Зачёт

2.

050716 Специальная психология с доп.спец. Логопедия


4

7

136

38

14

20

4

98

Зачет

1.6 Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




Наименование раздела, темы.

Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Раб.


Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

Раб.


1.

Основные понятия и термины теории специального обучения и воспитания

2

2




-

4

2

2







4

2.

Исторический аспект становления и развития педагогических систем специального образования

3




2

1

2

2




2




4

3.

Коррекционная направленность обучения. Проблема компенсации функций.

5

2

2

1

4

2

2







4

4.

Принципы специального образования. Психологические проблемы построения методов специального обучения и воспитания.

4

2

2

-

4

2




2




4

5.

Система социальных институтов для реализации специальных образовательных программ.

3

2

1

-

4













4

6.

Особенности воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии в младенчестве и раннем возрасте

3

2

1

-

4

2




2




4

7.

Специфика обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии в дошкольном и школьном возрасте

4

2

2

-

4

1







1

4

8.

Психолого-педагогическое взаимодействие в процессе специального обучения и воспитания

4

2

2

-

4

4

2

2




4

9.

Исторический обзор организации изучения детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)

3

2

1

-

4













4

10.

Педагогические системы образования детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)

5

2

1

2

6

2




2




4

11.

Педагогические закономерности развития детей с умственной отсталостью

3

2

-

-

4













4

12

Особенности образования детей с нарушением умственного развития (умственной отсталостью)

6

4

2

1

6

2




2




4

13.

Особенности педагогического изучения детей с нарушениями слуха и закономерности овладения ими образованием

3

2

-

-

4

2

2







4

14.

Педагогические системы специального образования детей с нарушениями слуха

5

4

1

1

6

2




2




4

15.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

3

2







4

2

2







4

16.

Основные направления и особенности организации процесса обучения и воспитания детей с нарушенным зрением

5

4

1

1

6

2




2




4

17.

Исторический аспект изучения лиц с физическими (двигательными) нарушениями.

2

2

-

-

4

1







1

4

18.

Особенности психических и речевых нарушений при различных формах ДЦП

3

2

-

-

4

4

2

2




4

19.

Специальное образование детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

3

2

1

1

6

1







1

4

20.

Нарушения эмоций и поведения у детей. Синдром раннего детского аутизма и аутистические черты личности.

3

2

-

-

4

2




2




4

21.

Основные зарубежные и отечественные подходы к коррекции РДА

3

2

1

1

4













4

22.

Дети со сложными нарушениями развития и значение их психолого-педагогического изучения.

3

2

-

-

4

2

2







4

23.

Особенности организации специального образования детей со сложными нарушениями развития.

2

2

-

1

4

1







1

10




Всего:

80

50

20

10

100

38

14

20

4

98

Вариант 1 для специальности 050716 «Специальная психология»

Вариант 2 для специальности 050716 Специальная психология с доп.спец. Логопедия

Примечание: вариант 1 для специальности (шифр, название специальности/направления, форма обучения)

Вариант 2..

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница