Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 «Теория и методика экологического образования детей»



страница1/10
Дата28.04.2016
Размер2.16 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.14


«Теория и методика экологического образования детей»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ:

«050703.00 – Дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью»


«050703 – Дошкольная педагогика и психология»

Утверждено на заседании кафедры

Дошкольного и начального образования

факультета педагогики и психологии

(протокол № 8 от 29.04. 2008 г.)

Зав. кафедрой

____________ Смага А.А.

Структура учебно-методического комплекса дисциплины

1.1. Автор программы: Игнатович И.И., к.п.н., доцент кафедры


дошкольного и начального образования
1.2. Рецензенты:

  • Шоломицкая Н.Д., кандидат педагогических наук, доцент (МГПУ).

  • Головина Б.Г., кандидат педагогических наук, доцент (МОИПКРО).


1.3. Пояснительная записка.

Учебная дисциплина «Теория и методика экологического образования детей» является обязательной для студентов, обучающихся по специальности 050703 «Дошкольная педагогика и психология».



Цель изучения курса: вооружить студентов знанием теоретических основ, практиче­скими умениями и навыками в области экологического образования дошкольников.
Данный курс ориентирован на решение следующих задач

- раскрыть основные научные категории, понятия теории и методики экологического образова­ния;



  • сформировать у студентов научные представления об основных аспектах современной теории и методики экологического образования и воспитания дошкольников;

  • продолжать развивать аксиологическое мышление и гуманистические взгляды у будущих педагогов на вопросы воспитания подрастающего поколения;

  • помочь овладеть студентам системой научных знаний и умений в области теории и методи­ки экологического воспитания;

  • развивать потребности в профессионально-педагогическом самообразовании.

При изучении данной дисциплины у студентов должна сформироваться система зна­ний по следующим направлениям:

- экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отно­шения, поведения,



  • развитие идей экологического образования и воспитания в истории отечественной и зарубежной пе­дагогики,

  • сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании, основные категории и понятия теории и методики экологического образования (эколо­гическое, воспитания, экологическое образования, экологическая культура, экологическое сознание...),

- современные программы экологического образования детей дошкольного возраста, педагогические условия экологического образования,

  • методы и формы экологического образования дошкольников,

  • критерии сформированности экологической воспитанности.

Студенты должны овладеть следующими умениями:

  • диагностировать уровень экологической воспитанности дошкольников,

  • реализовывать деятельностный и биоэкоцентрический подходы в экологическом образовании дошкольников,

  • формировать готовность у ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой,

  • организовывать накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой, грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, кон­спектирование источников, подготовка рефератов и докладов),

- осуществлять методическое руководство экологическим воспитанием в дошкольном учреждении, составлять планы, конспекты занятий по экологическому воспитанию дошкольников, организовывать работу с семьей, направленную на формирование экологической куль­туры у дошкольников.

Содержание курса соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Программа включает следующие раз­делы: «Теоретические основы экологического образования дошкольников», «Накопление эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды», «Методы и формы экологического образования дошкольников как средство формирование экологической направлен­ности личности дошкольника».

Все темы дисциплины рассматриваются в лекционном материале и конкретизируются в ходе практических, лабораторных занятий.

Итоговые формы контроля: контрольная работа, зачет, экзамен.


При разработке данного курса использовались методические рекомендации, указания и программы: Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. – М., 2006; Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М., 2005; Мы.; Мир природы и ребенок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб., 2003.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

СМ. http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=030900





    1. Объем дисциплины и виды учебной работы






Шифр и наименование специальности

курс

Семестр

Виды учебной работы (в часах)

Вид итогового контроля (форма отчетности)













Трудо-емкость

Всего аудит

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. работа




1

050703.00-Дошкольная педагогика и психология

с дополнительными специальностями



3

5,6

204

102

54

32

16

102

Зачет,

Экзамен


2.

050703 Дошкольная педагогика и психология (ЗФО)

2

3,4

64

32

16

16




32

Контрольная работа

3.

050703

Дошкольная педагогика и психология

(ЗФО)


3

5

8

4




4




4

Экзамен



    1. Содержание дисциплины:

1.6.1. Примерное распределение учебного времени (1)




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам Раб.

I.

Теоретические основы экологического образования дошкольников
















1

Природа как самоценность. Функции природы.

2

2







2

2

Теоретические основы экологического образования дошкольников

6

4

2




6

3.

Экологическое образование в истории

Отечественной и зарубежной педагогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.



6

4

2




6

4.

Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.

6

4

2




6

5.

Современные программы экологического образования дошкольников.

8

4

4




8

II.

Накопление дошкольниками эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды
















1.

Экологическая развивающая среда.

8

4

2

2

8

2.

Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде

6

4

2




6

III.

Методы и формы экологического образования дошкольников
















1.

Наглядные методы экологического воспитания и образования.

8

4

2

2

8

2.

Практические методы экологического воспитания и образования

10

4

4

2

10

3.

Словесные методы экологического образования.

8

4

2

2

8

4.

Формы экологического образования дошкольников (традиционные и нетрадиционные)

12

6

4

2

12

5.

Планирование работы по экологическому образованию дошкольников. Педагогические условия экологического образования дошкольников в ДОУ.

8

4

2

2

8

6.

Диагностика экологической воспитанности.

8

4

2

2

8

7.

Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.

6

2

2

2

6

Всего часов:

102

54

32

16

102

1.6.2. Примерное распределение учебного времени (2)




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР

Сам. Раб.

I.

Теоретические основы экологического образования дошкольников













1

Природа как самоценность. Функции природы.

3

1

1

1

2

Теоретические основы экологического образования дошкольников

3

1

1

1

3.

Экологическое образование в истории

Отечественной и зарубежной педагогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.



8

2

2

4

4.

Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.

7

1

2

4

5.

Современные программы экологического образования дошкольников.

4

1

1

4

II.

Накопление дошкольниками эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды













1.

Экологическая развивающая среда.

4

1

1

2

2.

Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде

8

2

2

4

III.

Методы и формы экологического образования дошкольников













1.

Наглядные методы экологического воспитания и образования.

4

1

1

2

2.

Практические методы экологического воспитания и образования

5

1

2

2

3.

Словесные методы экологического образования.

4

1

1

2

4.

Формы экологического образования дошкольников (традиционные и нетрадиционные)

8

2

2

4

5.

Планирование работы по экологическому образованию дошкольников. Педагогические условия экологического образования дошкольников в ДОУ.

4

1

1

2

6.

Диагностика экологической воспитанности.

5

1

2

2

7.

Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.

3




1

2

Всего часов:

72

16

20

36

1.6.1 Примерное распределение учебного времени (3)




Наименование раздела, темы

Количество часов




Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам Раб.

I.

Теоретические основы экологического образования дошкольников
















1

Природа как самоценность. Функции природы.
















2

Теоретические основы экологического образования дошкольников
















3.

Экологическое образование в истории

Отечественной и зарубежной педагогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.


















4.

Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.
















5.

Современные программы экологического образования дошкольников.
















II.

Накопление дошкольниками эмоционально-положительного опыта общения с природой в процессе организации экологической среды
















1.

Экологическая развивающая среда.
















2.

Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде
















III.

Методы и формы экологического образования дошкольников
















1.

Наглядные методы экологического воспитания и образования.

1




1




1

2.

Практические методы экологического воспитания и образования

1




1




1

3.

Словесные методы экологического образования.
















4.

Формы экологического образования дошкольников (традиционные и нетрадиционные)

1




1




1

5.

Планирование работы по экологическому образованию дошкольников. Педагогические условия экологического образования дошкольников в ДОУ.
















6.

Диагностика экологической воспитанности.

1




1




1

7.

Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.
















Всего часов:

4




4




4

1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Теоретические основы экологического образования дошко­льников.

Тема 1. Природа как самоценность. Функции природы.

Природа как самоценность. Взаимосвязь человека и природы. Психолого-педагогический потенциал взаимодействия личности с миром природы. Обучающая и воспи­тывающая функции природы. Биоэкоцентрическая и антропоцентрическая парадигмы. Ознакомление детей с природой как одно из средств гармонического воспитания.


Тема 2. Теоретические основы экологического образования дошкольников.

Экологическое образование и экологическое воспитание. Основные понятия: эколо­гия, экологическое воспитание, экологическое образования, экологическое сознание, эколо­гическая культура. Цели и задачи экологического образования. Составляющие экологиче­ской культуры. Характерные особенности экологического сознания. Критерии сформированности экологической направленности личности.

Психолого-педагогические основы экологического образования и воспитания. Типо­логия субъективного отношения к природе.

Стратегии экологического образования в мире. Основные подходы к проблеме орга­низации, ориентации содержания экологического образования (“представленческий”, “отношенческий”, “технологический”).

Современное экологическое образование дошкольников. Истоки современного эколо­гического образования дошкольников: традиционные для отечественной педагогики подхо­ды, народные традиции, мировой опыт, отечественное экологическое образование школьни­ков.

Экологическое воспитание как часть комплексного воспитания дошкольников.


Тема 3. Экологическое образование в истории отечественной и зарубежной педа­гогики. Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современ­ном этапе.

Развитие основных идей методики природоведения в истории зарубежной прогрес­сивной педагогики. Я. А. Коменский о необходимости использования природы в воспитании с раннего возраста. Ж. Ж. Руссо о значении общения с природой для развития сенсорной культуры ребенка, нравственного становления личности. Взгляды И. Г. Песталоцци на зна­чение природы в умственном воспитании дошкольников. Ф. Фребель о формировании при­родоведческих знаний, трудовых умений и навыков. Природа как фактор воспитания в сис­теме М. Монтессори.

Использование природы в воспитании детей дошкольного возраста в истории русской прогрессивной педагогики. К. Д. Ушинский о значении и использовании природы в станов­лении личности дошкольника. Развитие Е. Н. Водовозовой взглядов К. Д. Ушинского на роль природы в воспитании ребенка до школы. Определение задач, содержания и методов ознакомления с природой на II, III, IY Всероссийских съездах по дошкольному воспитанию. Е.И. Тихеева, Л. К. Шлегер о месте природы в работе дошкольного учреждения.

Научная разработка проблем экологического воспитания детей на современном этапе.

Современные концепции развития личности дошкольника в процессе общения с при­родой. Исследования, раскрывающие возможности освоения дошкольниками программ при­родоведческих знаний различного характера (освоение знаний о “живом”, единство орга­низма и среды, установление связей в природе, понимание целостности живого и др.) (П. Г. Саморукова, Е. Ф. Терентьева, И. А. Хайдурова, И. С. Фрейдкин, С. Н. Николаева, Н. Н. Кондратьева и др.)
Тема 4. Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, отношений, поведения.

Основные задачи экологического образования дошкольников. Содержание экологи­ческого образования. Экологическое образование как процесс формирования знаний, отно­шений, поведения. Накопление эмоционально-положительного опыта общения детей с природой. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой.

Система первоначальных знаний о природе как основа развития элементов экологи­ческого сознания.

Сущность аксиологического и деятельностного подхода в экологическом образовании и его реализация в ДОУ. Концепция экологического воспитания.

Принципы отбора содержания знаний и организации педагогического процесса.
Тема 5. Современные программы экологического образования дошкольников.

Комплексные и парциальные программы экологического образования дошкольников. Проблемы экологического воспитания в комплексных программах: “Радуга”, “Детство”, “Истоки” и др.

Парциальные программы. Программы экологической (биоэкологической) направлен­ности (“Юный эколог” С. Н. Николаева, “Мы” Н. Н. Кондратьевой, Ж. Л. Васякина - Нови­кова “Паутинка”, А. В. Королева “Экологическая дорожка” и др.).

Программы эстетико - (культурно)-экологической направленности (Т. А. Копцева “Природа и художник”, Ашиков В. Г., Ашикова С. Г. “Семицветик”, Т.И. Попова “Мир во­круг нас”, И. Г. Белавина, Н. Г. Найденская “Планета — наш дом”).

Программы социально-экологической направленности (Н. Н. Вересов “Мы - земля­не”, Л. М. Кларина “Экономика и экология”, Т. В. Потапова “Детский сад XXI века” и др.). Их характеристика.

Раздел II. Накопление эмоционально-положительного опыта обще­ния с природой в процессе организации экологической среды.

Тема 6. Экологическая развивающая среда.

Понятие “экологическая развивающая среда”. Значение экологической развивающей среды. Элементы экологической развивающей среды.

Экологическая комната и ее составляющие (зона релаксации, зона обучения, зона коллекций, зона библиотеки). Экологическая лаборатория. Экологический музей. Зимний сад. Требования к объектам экологической развивающей среды.

Экологическая тропа. Функции экологической тропы, типы экологической тропы (ЭТ на территории ДОУ, ЭТ в естественных условиях), этапы создания экологической тропы, паспорт экологической тропы, объекты экологической тропы. Методика организации работы на экологической тропы с детьми разных возрастных групп.

Уголок природы. Значение уголка природы в экологическом образовании дошколь­ников. Объекты уголка природы. Требования к подбору объектов уголка природы. Размеще­ние растений и животных в уголке природы. Видовой состав животных и растений. Требова­ния к отбору и содержанию животных и растений уголка природы. Паспорт объекта уголка природы. Оборудование уголка природы. Зонирование живого уголка. Устройство инсекта­рия, террариума, аквариума и их обитатели Организация работы с детьми разных возрастных групп в уголке природы.

Участок детского сада. Значение участка ДОУ. Требования к участку детского сада. Планировка и озеленение участка ДОУ. Цветник на участке ДОУ. Подбор растений для цветника. Планировка цветника. Уход за растениями цветника. Устройство газона. Огород. Подбор культур для огорода и уход за ними. Фруктовый сад. Выбор места для сада. Выбор культур. Уход за плодовыми растениями. “Хвойный бор”, фитополяны, минифермы, аль­пийская горка. Организация работы с детьми разных возрастных групп на участке детского сада.



Тема 7. Формирование готовности ребенка к правильному взаимодействию с окружающей природой в труде.

Содержание понятия “труд детей в природе”. Отличие детского труда от взрослого. Воспитательно-образовательное значение труда в природе. Совместная деятельность взрос­лого и детей и ее роль в ЭВ дошкольников. Педагогические и гигиенические требования к этому виду труда.

Формы организации труда в природе: индивидуальные поручения, коллективный труд, дежурства. Содержание и методика руководства трудом в природе в разных возрас­тных группах: постановка трудовой задачи, показ и объяснение способов выполнения дейст­вий, подведение итогов. Оценка и самооценка труда. Привлечение детей к планированию и организации ухода за растениями и животными на участке и в уголке природы.

Поручения, их виды. Индивидуальные и коллективные, кратковременные и длитель­ные. Руководство поручениями младших, средних и старших дошкольников.

Дежурства как особая форма организации труда детей в уголке природы. Содержание работы дежурных. Усложнение круга обязанностей. Руководство деятельностью дежурных.

Связь труда с самостоятельными наблюдениями за явлениями природы, за трудом взрослых в природе.


Раздел III. Методы и формы экологического образования дошколь­ников как средство формирование экологической направленности лично­сти дошкольника.

Методы обучения. Классификация методов экологического образования. Наглядные, практические, словесные методы экологического образования. Комплексное использование различных методов экологического образования.



Тема 8. Наглядные методы экологического воспитания и образования.

Наблюдение как основной метод экологического образования дошкольников. Сущ­ность наблюдения и его особенности. Цель, задачи наблюдения в ДОУ. Развитие познава­тельной деятельности дошкольников через обучение наблюдению. Виды наблюдения в зави­симости от его длительности, количества детей, характера познавательных задач. Роль срав­нительных и обобщающих наблюдений в систематизации знаний о природе. Требования к подготовке и организации наблюдения. Методика проведения наблюдений разных видов. Руководство наблюдениями в разных возрастных группах. Фиксация результатов наблюде­ния. Перспективное планирование наблюдений в природе. Циклическая организация наблю­дений за стационарными объектами природы. Особенности наблюдения за ростом и разви­тием животных и растений.

Использование наглядно-иллюстративного метода в экологическом образовании до­школьников. Роль наглядности в экологическом воспитании детей. Требования к иллюстра­тивно-наглядному материалу. Методика рассматривания картин в разных возрастных груп­пах. Учебный экран как метод экологического образования дошкольников.
Тема 9. Практические методы экологического воспитания и образования.

Игры и экологическое образование дошкольников. Значение игры в ЭО дошкольни­ков. Классификация игр экологического содержания. Дидактические игры с использованием природного материала. Виды (предметные, настольно-печатные, словесные). Характеристи­ка. Методика проведения. Подвижные игры экологического характера. Виды. Характеристи­ка. Словесные игры, методика обучения игре. Творческие игры природоведческого содержа­ния. Организация и руководство ими в разных возрастных группах. Строительные игры с использованием природного материала. Создание условий для их организации. Игровые обучающие ситуации в ЭВ дошкольников. Виды ИОС. Методика использования ИОС в раз­ных возрастных группах.

Элементарные опыты - экологически ориентированная деятельность. Значение опы­тов в экологическом воспитании дошкольников. Виды опытов. Требования к проведению опытов. Фиксация опытов и его результатов. Опыты в неживой природе. Виды. Методика организации и проведения в разных возрастных группах. Опыты с растениями. Методика организации и проведения в разных возрастных группах. Опыты (поисковые исследователь­ские действия) с животными. Методика проведения.

Моделирование как метод экологического воспитания дошкольников. Его роль в формировании начал экологического сознания. Виды моделирования. Требования к моде­лям. Виды моделей (предметные, предметно-схематические, графические). Методика обуче­ния моделированию и использования моделей

Значение календарей наблюдения в экологическом воспитании детей. Типы календа­рей наблюдения (за сезонными явлениями, за ростом и развитием живых объектов, за пти­цами на участке детского сада). Методика использования календарей природы в работе с детьми разного возраста. Предметное моделирование различных явлений.

Тема 10. Словесные методы экологического образования.

Рассказы воспитателя о предметах и явлениях природы. Значение и место их в фор­мировании знаний о природе, требования к ним. Экологическая сказка, ее особенности.

Рассказы детей о природе. Отражение в рассказе знаний и представлений о природе, личного опыта детей. Виды рассказов о природе. Методика обучения детей рассказыванию, ее специфика в разных возрастных группах.

Природоведческая книжка в ознакомлении детей с природой. Единство познаватель­ного содержания и художественной формы. Использование природоведческой книги в вос­питании у детей интереса к природе, эстетического восприятия, любви и бережного отноше­ния к ней. Развитие наблюдательности и формирование представлений о природе. Методика использования природоведческой литературы на разных возрастных этапах.

Речевые логические задачи о природе. Методика использования.

Беседы как метод ознакомления с природой. Виды. Типы и содержание бесед с при­родоведческой тематикой. Методика проведения установочных, обобщающих бесед. Роль обобщающих беседы в систематизации знаний.

Требования к беседам, подбор тематики.

Тема 11. Формы экологического образования дошкольников (традиционные и нетрадиционные).

Экологические занятия в ДОУ. Их значение, структура. Типы занятий и их характе­ристика (первично-ознакомительный, обобщающий, углубленно-познавательный типы заня­тий). Методика организации и проведения занятий в разных возрастных группах. Комплекс­ные занятия. Общая характеристика. Методика проведения в разных возрастных группах.

Значение проведения экскурсий в природу в экологическом воспитании и образова­нии дошкольников. Виды, содержание экскурсий в природу, их структура. Подготовка вос­питателя и детей к проведению экскурсии. Методика проведения. Содержание и формы по­сле экскурсионной работы.

Значение и место повседневных прогулок в системе работы по ознакомлению детей с природой. Содержание прогулки. Наблюдения за явлениями неживой природы, состоянием растений и жизнью животных. Особенности организации и планирования наблюдений на прогулках. Руководство самостоятельными наблюдениями детей за природой. Руководство и организация игр с природным материалом на прогулках в разное время года. Оборудование для игр.

Привлечение детей к труду на участке во время прогулок. Содержание и форма орга­низации труда детей на прогулках.



Экологические походы. Особенности организации экологических походов с детьми дошкольного возраста. Требования к проведению походов в природу.

Повседневные наблюдения детей в уголке природы. Индивидуальные и коллек­тивные наблюдения в уголке природы. Методика организации и проведения длительных на­блюдений. Развитие наблюдательности и формирование знаний в процессе цикловых на­блюдений за обитателями уголка природы, организация экспериментирования.

Элементарная поисковая деятельности как форма организации детей старшего до­школьного возраста по экологическому образованию. Ее значение в освоении детьми связей и зависимостей в природных явлениях, в воспитании умственной активности, в формирова­нии познавательного интереса. Понятие “поисковая деятельность” и “исследовательское обучение”. Отечественный и зарубежный опыт “исследовательского обучения” дошкольни­ков. Структура поисковой деятельности, руководство ее организацией со стороны педагога. Включение элементов поисковой деятельности в работу с детьми младшего и среднего до­школьного возраста.

Методика организации элементарной поисковой деятельности с детьми старшего до­школьного возраста: создание проблемной ситуации, формулировка познавательной задачи, анализ условий, выдвижение предположений, обсуждение их, определение способов провер­ки. Использование различных методов и форм при проверке выдвинутых предположений (эвристическая беседа, наблюдение, опыты на занятиях, прогулках, в уголке природы).

Этапы обучения детей элементарной поисковой деятельности.

Использование развлечений в экологическом воспитании дошкольников, организа­ция праздников с природоведческой тематикой. Значение, методика подготовки и проведе­ния с детьми.



Нетрадиционные формы экологического воспитания и образования дошкольни­ков. Природоохранные акции в ДОУ. Методика организации и проведения. Экологические проекты и их организация и проведение. Детские экологические движения: понятие, цели, организация. Эколого-психологический тренинг. Методика организации и проведения.

Тема 12. Планирование работы по экологическому образованию дошкольников. Педагогические условия экологического образования дошкольников в ДОУ.

Содержание понятий “планирование”, “учет”, “план”. Значение планирования рабо­ты по экологическому воспитанию в ДОУ. Содержание и формы планирования (годовой план, перспективный план, календарный план). Работа по экологическому воспитанию в ка­лендарном плане воспитателя.

Планирование различных форм работы с родителями по экологическому образова­нию детей дошкольного возраста.

Требования к планированию. Учет возрастных особенностей. Учет условий экологи­ческой развивающей среды.

Диагностика педагогического процесса экологического воспитания: задачи, методы. Уровни освоения программы, критерии сформированности экологической воспитанности. Проведение педагогической диагностики в разных возрастных группах.

Педагогические условия организации экологического образования в детском саду. Система экологического образования в ДОУ и ее компоненты. Модели “эколог” и “воспита­тель”, их особенности. Содержание работы в области экологического образования в рамках данных моделей. Деятельность эколога в ДОУ.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров. Направления подготовки педа­гогов в области ЭО. Структура ЭО педагогов. Структура экологической культуры педагога.

Экологическое просвещение родителей. Связь семьи и детского сада в работе по ЭВ. Компоненты содержания экологического просвещения родителей. Направления работы в области ЭО с семьей. Формы работы ДОУ с семьей по ЭВ.

Оценка окружающей среды (экологический паспорт ДОУ). Функции экологического паспорта (задачи, решаемые в процессе оформления паспорта). Структура экологического паспорта.

Сотрудничество ДОУ с другими учреждениями.



Тема 13. Диагностика экологической воспитанности.

Понятие “диагностика”. Место диагностики в изучении личности дошкольника. Со­временные позиции использования диагностики в педагогике. Значение изучения уровня сформированности у детей разных возрастных групп природоведческих знаний, умений и навыков, положительного отношения к природному окружению. Задачи диагностики. Место диагностики: тестирование, составление диагностических карт, диагностические задания, создание специальных ситуаций, проведение контрольных занятий. Принципы составления диагностических материалов. Методика обследования детей. Критерии оценки результатов обследования. Анализ результатов, их количественная и качественная оценка. Педагогиче­ские выводы и практические предложения по совершенствованию природоведческой работы с детьми.



Тема 14. Методическое руководство работой по ознакомлению детей с природой.

Руководство работой по ознакомлению детей с природой в детском саду. Отражение задач и содержания работы в годовом и месячном плане заведующего, методиста дошколь­ного учреждения.

Основные направления и формы руководства работой по ознакомлению детей с при­родой. Создание материальной среды, обеспечивающей успешную работу с детьми: органи­зация участка детского сада, помощь воспитателю в создании уголка природы, подбор раз­личных видов наглядности, настольно-печатных игр, технических средств обучения.

Оказание методической помощи воспитателю в проведении природоведческой рабо­ты: помощь в планировании, в изучении психолого-педагогической и методической литера­туры, просмотр и анализ различных форм работы с детьми. Привлечение воспитателей к проведению диагностики и анализу полученных результатов.

Изучение, обобщение лучшего опыта и распространение его среди сотрудников до­школьного учреждения. Проведение тематических педсоветов.

Повышение биологических знаний и методических умений воспитателей: организа­ция экскурсий в природу с воспитателями, проведение консультаций, семинаров-практикумов по методике ознакомления детей с природой и экологическому воспитанию. Создание библиотечки справочной, биологической и методической литературы. Контроль за деятельностью воспитателей по экологическому воспитанию детей.

Организация методического кабинета в детском саду: подбор материалов, его распо­ложение. Оформление кабинета, создание условий для систематической работы в нем воспи­тателей. Организация природоведческих выставок.

Организация и содержание работы методического кабинета (районного, городского, областного) по разделу ознакомление детей с природой. Оформление, подбор материала.

Изучение и распространение лучшего опыта воспитателей, методистов и заведующих. Внедрение научных исследований в практику работы детских учреждений. Инспектирование дошкольных учреждений по организации ознакомления с природой и ЭВ детей. Включение вопросов по ознакомлению детей с природой во фронтальное обследование дошкольного учреждения.

Содержание, организация, планирование и проведение кружков, семинаров, практи­кумов по методике природоведения с целью повышения квалификации заведующих, мето­дистов, воспитателей.

Участие дошкольного учреждения в конкурсах по ЭВ детей.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница