Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 14 Теория и методика музыкального воспитания



страница1/7
Дата28.04.2016
Размер1.39 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.14 Теория и методика музыкального воспитания


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050708 Педагогика и методика начального

образования со специализацией

«Обучение информатике в начальной школе»

Утверждена на заседании кафедры

музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол №___ от_________200__г.)

Зав. кафедрой

______________________________
Структура учебно-методического комплекса

дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: А.М.Трудков, канд. пед. наук, доцент

кафедры музыкального образования МГПУ
1.2. Рецензенты:


  • Г.И.Шевченко, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ




  • В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г. Мурманска

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих учителей начальной школы, овладение ими теорией и педагогической технологией музыкального воспитания детей в условиях начальной школы.

Задачи курса:

  • показать значение теории и методики музыкального воспитания младших школьников в общей системе формирования профессиональной культуры учителя начальной школы;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей младшего школьного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры учащихся;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий в начальной школе;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития младших школьников.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Исследования в области музыкального воспитания демонстрируют несовершенство управления процессом музыкального воспитания учащихся начальной школы. Данное положение обусловлено рядом причин, среди которых в качестве основных можно назвать:



  • слабая методологическая и теоретическая подготовка учителей начальной школы и специалистов в области музыкального воспитания;

  • акцент на технологический аспект в ущерб личностному музыкально-эстетическому развитию младших школьников;

  • низкий уровень самоорганизационного аспекта в музыкальной деятельности учащихся, выражающийся в неумении школьника самостоятельно ставить творческие цели, в отсутствии умений выбирать способы музыкальной деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения.

На преодоление данных недостатков и нацелена дисциплина «Теория и методика музыкального воспитания». Ее структура включает в себя четыре взаимосвязанных раздела: методологические основы теории и методики музыкального воспитания; теория музыки; теория и история музыкального воспитания; методика музыкального воспитания младших школьников.

Согласно учебному плану, курс читается во 2, 3 и 4 семестрах. На его изучение отводится 126 часов аудиторных занятий. Структура курса сочетает лекционные, практические и лабораторные занятия с самостоятельной работой студентов. Завершается данная дисциплина сдачей курсового зачета.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение теории и методики музыкального воспитания позволяет студентам овладеть следующими знаниями:



  • педагогического целеполагания в области музыкального воспитания младших школьников;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального воспитания младших школьников.

Курс «Теория и методика музыкального воспитания» направлен на формирование у студентов умений:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития младших школьников;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития учащихся;

  • разрабатывать конспекты уроков музыки и внешкольных музыкальных занятий;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность младших школьников.

Ссылки на авторов и программы при подготовке курса:

Настоящая программа разработана на основе следующих программных и учебно-методических материалов:



  • Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. – Мурманск, 2000.

  • Инструментоведение / Сост. А.М.Трудков. – Мурманск, 2001.

  • Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  • Трудков А.М. Методология музыкального образования: Учебное пособие: В 2-х ч. – Ч.1. – Мурманск, 2007.

  • Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.


1.4. ГОС ВПО

История музыки и детского музыкального воспитания. Теория детского музыкального воспитания. Урок музыкального искусства, его виды. Методика преподавания музыкального искусства в начальных классах. Методологические принципы и научные основы музыкального образования в начальной школе. Основные виды музыкальной деятельности младших школьников. Музыкальное воспитание во внеклассное время. Формы массовой и кружковой работы при организации музыкального досуга. Основные тенденции детского музыкального воспитания в современном мире. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.


1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы.


п/п


Шифр и наименование

специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля (форма отчетности)



Трудоемкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР


ЛБ

СР

1

050708

Педагогика и методика начального образования со специализацией «Обучение информатике в начальной школе»



1,2

2,3,4

250

126

56

46

24

124

4 семестр

- зачет



1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).


п/п


Разделы курса

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

20

12

10




20

2

Теория музыки

20

12

8

6

20

3

Теория и история музыкального воспитания

16

8

8




20

4

Методика музыкального воспитания младших школьников

70

24

20

18

64

ВСЕГО:

126

56

46

24

124


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания.

1.2. Музыкально-эстетическая культура личности.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Теория музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания младших школьников.

4. Методика музыкального воспитания младших школьников.

4.1. Содержание музыкального воспитания в начальной школе.

4.2. Урок музыки как основная форма музыкального воспитания младших школьников.

4.3. Виды и особенности музыкальной деятельности детей в начальной школе.

4.4. Музыкальное воспитание младших школьников во внеурочное время. Музыкально-просветительская деятельность в начальной школе.

4.5. Планирование уроков музыки.

4.6. Музыкально-педагогическая диагностика в начальной школе.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-

во

часов



Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методологические основы музыкального воспитания

Методологические подходы к музыкальному воспитанию младших школьников

20

Подготовка крат­кого конспекта работы Е.Н.Степанова и Л.М.Лузиной «Педагогу о со­временных подхо­дах и концепциях воспитания». – М., 2003.


Проверка конспекта

2

Теория музыки

Стили и жанры му­зыки

20

Тезисное изложе­ние статей: В.А.Цуккерман. Жанры музыки // Книга о музыке. – М., 1975; В.В.Медушевский. Музыкаль­ный стиль как семиоти­ческий объ­ект // Советская музыка. – 1979. - № 3.

Защита тезисов на практическом занятии

3

Теория и история музыкального вос­питания

Принципы музы­кально-эстетической педагогики

20

Разработка клас­сификации прин­ципов педагогики музыкального воспитания

Защита класси­фикации на практическом занятии

4

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Виды и особенности музыкальной деятель­ности учащихся в на­чальной школе

12

Составление таб­лицы основных видов музыкаль­ной деятельности младших школь­ников с кратким перечнем особен­ностей по каж­дому виду

Проверка таблицы на практическом занятии

5

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Планирование уроков музыки

20

Разработка сцена­рия урока музыки на определенную тему (по выбору студента)

Проверка на практическом занятии

6

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Музыкально-педаго­гическая диагностика в начальной школе

20

Разработка плана диагностики кон­кретной подсис­темы музыкально-эстетической культуры млад­шего школьника

Проверка плана на практическом занятии

7

Методика музы­кального воспита­ния младших школьников

Урок музыки как ос­новная форма музы­кального воспитания младших школьников

12

Посеще­ние урока музыки в начальной школе и оформление отчета о его результатах

Проверка отчета на практическом занятии


1.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.7.1. Тематика и планы практических занятий.

ЗАНЯТИЕ 1. Целеполагание музыкального воспитания (2 ч.).

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Определите роль курса «Теории и методики музыкального воспитания» в профессионально-педагогической подготовке учителя начальной школы.

  2. Каковы ведущие принципы теории и методики музыкального воспитания?

  3. Раскройте характерные особенности категориального аппарата дисциплины.

  4. Определите место теории и методики музыкального воспитания в структуре педагогической теории и практики.

  5. Назовите основные цели музыкального воспитания младших школьников.

  6. Перечислите общие задачи урока музыки в начальной школе.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Составить тезисы ведущих идей, представленных в статье Б.М.Неменского «Искусство как опыт человеческих отношений» (Искусство в школе. – 1991. - № 3).

  2. Разработать таблицу, раскрывающую основные цели музыкального воспитания; для каждой цели определить задачи, решение которых обеспечивает эффективность музыкально-воспитательного процесса.

Литература

Основная

  1. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. – М.. 1997.

  2. Неменский Б.М. Искусство как опыт человеческих отношений / Искусство в школе. – 1991. - № 3.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  4. Теория и методика музыкального образования детей / Л.В.Школяр и др. – М., 1998.

Дополнительная

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания от детского сада к начальной школе. – Воронеж, 1998.

  3. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М., 2000.



ЗАНЯТИЕ 2. Музыкально-эстетическая культура

личности (2 ч.).

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Раскройте основные положения концепции Р.А.Тельчаровой музыкально-эстетической культуры личности.

  2. Каковы основные сферы личности младшего школьника являются объектами музыкально-педагогического воздействия?

  3. Охарактеризуйте содержание музыкально-эстетического сознания личности; каковы показатели его сформированности?

  4. Докажите взаимообусловленность формирования основных подсистем музыкально-эстетической культуры личности школьника.

  5. Почему мотивационный компонент музыкально-эстетической культуры является определяющим в деле музыкального воспитания детей?

  6. Назовите содержательный состав информационно-операционального компонента музыкально-эстетической культуры учителя.

  7. Определите основные направления развития музыкально-эстетической культуры личности младшего школьника.

  8. В чем заключается цель реализации семантической и коммуникативной функций музыкально-эстетического воспитания?

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализируйте основные положения концепции музыкально-эстетической культуры личности Р.А.Тельчаровой во введении к ее работе «Уроки музыкальной культуры» (М., 1991).

  2. Составьте содержательную схему-структуру музыкально-эстетической культуры личности младшего школьника.

Литература

Основная

  1. Арчажникова Л.Г. Профессия – учитель музыки. – М., 1984.

  2. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. – М., 1985.

  3. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

  5. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

Дополнительная

  1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. – М., 1983.

  2. Неменский Б.М. Распахни окно. – М., 1974.

  3. Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.

  4. Яковлев Е.Г. Эстетический вкус как категория эстетики. – М., 1986.


ЗАНЯТИЕ 3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса (2 ч.).

План

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Охарактеризуйте психологические особенности детей младшего школьного возраста.

  2. Раскройте содержание интериоризации, экстериоризации в музыкальной деятельности.

  3. Какова роль рефлексии в музыкально-познавательном процессе?

  4. Опишите значение тактильных, двигательных и ритмических ощущений в освоении музыкального материала.

  5. Представьте основные характеристики музыкального восприятия.

  6. Раскройте содержание музыкального мышления; каковы ведущие детерминанты его функционирования?

  7. В чем состоит специфика музыкальной памяти?

  8. Охарактеризуйте основные музыкальные способности.

  9. Определите пути формирования слухомоторного синтеза в музыкальной исполнительской деятельности.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Составьте таблицу музыкальных способностей дошкольника, исходя из работы Б.М.Теплова «Психология музыкальных способностей» // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  2. Проанализируйте основные положения статьи Г.С.Тарасова «Психологические особенности младших школьников» // Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М., 1993.

Литература

Основная

  1. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  2. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  3. Спутник учителя музыки / Сост. Т.В.Челышева. – М., 1993.

  4. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

Дополнительная

  1. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  2. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986.

  3. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  4. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972.

  5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.


ЗАНЯТИЕ 4. Методологические подходы к музыкальному

воспитанию младших школьников (4 ч.).

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Обоснуйте взаимосвязь и взаимообусловленность реализации системы философско-методологических подходов к решению музыкально-педагогических проблем.

  2. Охарактеризуйте основные гуманистические ориентации современного музыкального воспитания.

  3. Каким образом реализуется культурологический подход в условиях музыкально-воспитательного процесса?

  4. Раскройте иерархию духовных ценностей, ориентирующих весь спектр музыкально-воспитательных воздействий учителя.

  5. Перечислите основные направления реализации антропологического подхода в музыкально-воспитательном процессе.

  6. Раскройте специфику герменевтического аспекта в организации процесса приобщения младших школьников к явлениям музыкальной культуры.

  7. Опишите основные различия в реализации системного и структурного подходов в музыкально-воспитательной деятельности.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Составить тезисы статьи И.С.Артюховой «Ценности и воспитание» // Педагогика. – 1999. - № 4.

  2. Подготовить краткий конспект статьи В.С.Шубинского «Философские подходы к педагогической теории» // Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  3. Составить краткую схему музыкально-воспитательной системы.
  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница