Учебно-методический комплекс дисциплины сд 18 Методы психологической коррекции



страница1/3
Дата01.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СД 18 Методы психологической коррекции

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТЯМ


050716.65 «Специальная психология»



Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



1.1. Автор программы: канд. психол. наук, доцент, зав. кафедрой Ю.А.Афонькина

1.2. Рецензенты:

директор ППИ МГГУ, канд. пед. наук, доцент Кузьмичева Т.В.,

педагог-психолог СКОШИ № 8 Санташова О.В.
1.3. Пояснительная записка.
Дисциплина «Методы психологической коррекции» разработана для подготовки студентов, обучающихся по специальности 050716.65 «Специальная психология».

Данная дисциплина «Методы психологической коррекции» имеет теоретико-прикладную направленность. Содержание курса реализует междисциплинарные связи , с такими учебными курсами, как «Общая психология», «Специальная психология», «Методы психологической диагностики», «Психопатология».

Содержание и структура курса отражают требования к подготовке специального психолога, отражает основные направления его профессиональной деятельности.

Изучение дисциплины осуществляется на лекциях, семинарских занятиях и в процессе самостоятельной работы.

Лекционная часть дисциплины отражает научно-теоретические подходы, сложившиеся в отечественной и зарубежной психологии, к проблеме психологической коррекции, раскрывает практические аспекты проектирования коррекционно-развивающих технологий, разработки коррекционно-развивающих программ, систематику методов коррекции, принципы отбора психологического инструментария.

Семинарские занятия предполагают выполнение студентами заданий, направленных на выработку умений по применению теоретических знаний к практике психологической работы с детьми и подростками, их родителями. Занятия проводятся в том числе, и на базе образовательных организаций, имеющих инновационный опыт психокоррекционной помощи обучающимся.

Самостоятельная работа студентов предполагает углубленное изучение разделов и тем дисциплины с целью профилизации подготовки и включает разнообразные формы работы: подготовку рефератов, выполнение проблемных заданий. Содержание дисциплины «Методы психологической коррекции» находит свое практическое применение при выполнении студентами выпускных квалификационных работ.

Цели изучения дисциплины - сформировать у студентов представления о методологии и практике разработки и применения методов психологической коррекции.

В процессе изучения дисциплины реализуются следующие задачи:

- сформировать представления о методологии коррекционно-развивающей деятельности психолога;

- сформировать представления об истории создания методов психокоррекции

-познакомить с современными методами психологической коррекции и сферами их применения;

- сформировать представления о технологиях коррекционно-развивающей работы психолога с разными категориями лиц, нуждающихся в психологической помощи, а также с их социальным окружением;

-вырабатывать профессиональные установки, отражающие миссию психолога в современном обществе; формировать представления

Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса «Методы психологической коррекции» студенты должны знать:


    • отечественные и зарубежные теории психокоррекционной работы;

    • современные подходы к организации и методическому обеспечению процесса психологической коррекции;

    • классификации методов и технологии психологической коррекции.

    • специфику применения психодиагностических методов в зависимости от проблемы клиента, возможностей самого метода, социальной ситуации развития клиента.

Студенты должны уметь:

  • выбирать методы психологической коррекции в зависимости от предмета коррекции, возраста клиента, социальной ситуации развития;

  • планировать коррекционно-развивающую деятельность на основе диагностических данных, отбирать содержание коррекционно-развивающей работы;

  • проводить анализ результативности психологической коррекции, использую методы качественной и количественной обработки данных;

Программа дисциплины составлена на основе разработок И В.Дубровиной, И. И. Мамайчук, А. А. Осиповой, Л.М.Шипицыной, Е.А.Карабановой, А.Г.Лидерса, Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. В программе представлены авторские разработки автора программы по данной дисциплине.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО.
050716.65 «Специальная психология».


ДПП.Ф.18

Методы психологической коррекции

Понятие “психологической коррекции”, ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Основные теоретические направления психологической коррекции. Психокоррекционная работа с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах (цели, задачи, основные методы и формы). Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.





1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы.




п/п

Шифр и наименование

специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итог. контроля

(форма отчетн.)

Тру-

доем.

Всего

Ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1.

050716.65

«Специальная



психология»

4,5

8,9

180

100

50

50

-

80

зачет

1.6.. Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени.





п/п

Разделы дисциплины

Количество часов

ЛК

ПР

СР



Понятие психологической коррекции.

4

4

5



Основные теоретические направления психологической коррекции

4

4

5



Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

6

6

10



Психокоррекционная работа и раннее вмешательство

6

6

10



Психокоррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ

6

6

10



Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ

6

6

10



Психокоррекционная работа с подростками с ОВЗ

6

6

10



Психокоррекционная работа со старшеклассниками с ОВЗ

6

6

10



Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.

6

6

10




Итого

50

50

80


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Понятие психологической коррекции.

Предмет психологической коррекции. ее связь с другими отраслями практической психологии (психодиагностикой, психологическим консультированием, психотерапией). Психологическая коррекция в системе профессиональной деятельности психолога. Основные принципы, цели и задачи психокоррекционной работы. Принципы психологической коррекции. Модели коррекции : общая , типовая, индивидуальная.

Виды и формы психологической коррекции. Индивидуальная психокоррекция: показания к индивидуальной психокоррекции, основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия, основные стадии индивидуальной психологической коррекции. Групповая психокоррекция: специфика групповой формы психокоррекции, особенности комплектования групп, групповая динамика, руководство психокоррекционной группой. Виды коррекционных групп.

Принципы составления и основные виды психокоррекционных программ. Методические требования к составлению психокоррекционных программ. Структура психокоррекционного комплекса. Психокоррекционная технология и метод психологической коррекции. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. Организационные аспекты психокоррекционных технологий.

Оценка эффективности психокоррекционных мероприятий. Факторы, определяющие эффективность психокоррекции.

Взаимодействие психолога с клиентов в процессе осуществления психологической коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия


Тема 2. Основные теоретические направления психологической коррекции
Теоретические модели психологической коррекции.

Психодинамическое направление. Коррекционные воздействия в классическом психоанализе; классический психоанализ З. Фрейда; техники психоанализа; аналитическая индивидуальная психокоррекция А. Адлера; основные положения концепции А. Адлера; техники. Клиент центрированный подход К. Роджерса; основные понятия и техники клиент центрированного подхода. Логотерапия и ее техники. Экзистенциальное направление; основные понятия и техники экзистенциальной коррекции

Поведенческое направление. Техники поведенческой псхиокоррекции.

Когнитивное направление. Особенности когнитивной псхиокоррекции, техники. Рационально-эмотивная терапия А.Эллиса, техники. Когнитивный подход А. Бека, этапы коррекционной работы, техники. Реальностная терапия У. Глассера.

Трансактный анализ Э. Берна, принципы,техники. Гештальттерапия Ф. Перлза, принципы, техники.

Методы практической коррекции. Общая характеристика метода игротерапии и игрокоррекции. Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры. Основные формы и виды игротерапии. Игровая комната и ее оснащение. Требования, предъявляемые к психологу по проведению игровой психокоррекции. Игротренинг.

Арттерапия и артпедагогика в специальном образования (Е.А.Медведева): общая характеристика, цели и основные направления. Музыкотерапия. Библиотерапия. Танцевальная терапия. Проективный рисунок. Сочинение историй. Сказкотерапия. Куклотерапия.

Психогимнастика (М.Чистякова, Е.Алябьева): принципы проведения, возможности использования.

Методы поведенческой коррекции: метод систематической десенсибилизации и сенсибилизации; иммерсионные методы; методы, основанные на принципе биологической обратной связи; «жетонный» метод; метод Морита; холдинг; имаго-метод. Песочная терапия.

Психодрама (Я.Л.Морено). Описание методы, его формы и виды. Методики психодрамы.

Игротренинг.
Тема 3. Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

История развития методов психологической коррекции детей с проблемами в развитии. Вклад Э. Сегена. Дидактическая система М. Монтессори. Роль Л. С. Выготского в развитие методов психологической коррекции в дефектологии. Подход .П Я Трошина. Концепция детсткого развития и подход к определению видов психологической коррекции Д.Б.Эльконина. Современное состояние развития методов психологической коррекции развития (И.В.Дубровина, А.Г.Лидерс, Е.А.Карабанова, И.И.Мамайчук). Программы нейропсихологической коррекции ( Ю.В.Микадзе, Н.К.Корсакова, Н.М.Пылаева, Т.В.Ахутина).

Направления и методы психологической коррекции развития у различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах. Методологические подходы к коррекционно-развивающей работе в специальном образовании (М.М.Семаго, Н.Я.Семаго). Психологическая коррекция в деятельности специального психолога. Формирование высших психических функций у лиц с ОВЗ. Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование компонентов познавательной деятельности. Основы коррекционно-развивающих программ, ориентированных на формирование эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей и подростков с ОВЗ.

Организация психокоррекционного процесса при психическом недоразвитии с учетом клинико-психологических характеристик развития. Уровни коррекции на основе нейропсихологического подхода. Онтогенетические модели коррекции. Организация психокоррекционного процесса.

Психокоррекционные технологии при задержанном психическом развитии. Цели, задачи, организация, динамика, психотехники. Нейропсихологический подход к коррекции. Психологическая коррекция познавательной и игровой деятельности (И.Мамайчук, Е.Слепович, Г. Лусканова). Формирование психологической готовности к школе детей с ЗПР.

Психологическая коррекция при поврежденном психическом развитии. Организация процесса психокоррекции. Методы и приемы работы.

Психологическая коррекция развития детей с искаженным психическим развитием. Организация психологической коррекции развития ребенка с ранним детским аутизмом. Основные направления коррекции и психокоррекционные технологии. Структура группового занятия.

Организация психологической коррекции при дефицитарном развитии. Психокоррекционнеы технологии для детей с ДЦП. Учет возрастной динамики и особенностей сенсорно-перцептивной сферы

Психокоррекционные технологии при дисгармоническом психическом развитии у детей и подростков. Основные формы и методы психологической коррекции. Аутогенные тренировки. Структура психокоррекционного занятия.

Психокоррекционные технологии в работе с детьми, имеющими нарушения эмоционально-волевой сферы. Методы и формы работы, структура занятия. Фазы групповой психокоррекции. Метод коррекции невротических нарушений у детей

Взаимодействие психолога и логопеда в процессе коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Психокоррекция видов и форм речи, форм речевого общения.

Специфика психологической коррекции в условиях инклюзивного образования и обучения детей-инвалидов на дому.


Тема 4. Психокоррекционная работа и раннее вмешательство.

Развитие системы ранней помощи детям с ОВЗ. Принципы ее построения Раннее вмешательство. Междислиплинарность как принцип раннего вмешательства. Организация психокоррекционной работы с детьми младенческого и раннего возраста (Разенкова, Е.Морозова). Раннее домашнее сопровождение. Психологическая коррекция развития ребенка, находящегося в условиях ранней депривации. Психологическая коррекция и абилитация. Психологическая коррекция в условиях Центра игровой поддержки ребенка раннего возраста.


Тема 5. Психокоррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ.

Основные линии психического развития и психологические новоообразования в дошкольном возрасте. Направления психологической коррекция развития дошкольников с разными видами дизонтогенеза. Психологическая профилактика и коррекция вторичных нарушений развития. Методы психологической коррекция познавательной сферы, эмоционально-волевых, поведенческих, коммуникативных нарушений. Методы психологической работы с дошкольниками, ставшими жертвами жесткого обращения.



Тема 6. Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ.

Основные линии психического развития и психологические новоообразования младшего школьного возраста. Профилактика и коррекция трудностей в обучении. Методы психологической коррекции школьной дезадаптации, межличностных взаимоотношений младших школьников. Методы психологической работы с младшими школьниками, ставшими жертвами жесткого обращения.


Тема 7. Психокоррекционная работа с подростками с ОВЗ.
Основные линии психического развития и психологические новоообразования подросткового возраста. Профилактика и коррекция трудностей в обучении. Методы психологической коррекции процессов самосознания, межличностных взаимоотношений подростков. Профилактика и коррекция трудностей в обучении Проблема мобинга. Методы психологической коррекции полоролевой идентификации. Методы психокоррекционной работы с подросткам, пережившими насилие. Методы психокоррекционной работы с подростками, имеющими отклоняющееся поведение.
Тема 8. Психокоррекционная работа со старшеклассниками с ОВЗ.
Основные линии психического развития и психологические новоообразования раннего юношеского возраста. Профилактика и коррекция трудностей в обучении. Методы психологической коррекции процессов самосознания, межличностных взаимоотношений старшеклассников. Проблема мобинга. Методы психокоррекционной работы со старшеклассниками, пережившими насилие. Методы психокоррекционной работы со старшеклассниками, имеющими отклоняющееся поведение. Психологическая коррекция профессионального самоопределения.
Тема 9. Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.
Типология психологических проблем родителей, воспитывающих ребенка с ОВЗ (Е.Спиваковская, Е.Синягина, А. Аксенова). Проблема формирования осознанного родительства. Семья как объект психокоррекционного воздействия.

Организация психокоррекционной работы с семьей воспитывающей ребенка с ОВЗ: принципы, задачи, методы. Составляющие психологической коррекции детско-родительских отношений. Технологии психологической коррекции детско-родительских отношений. Методики коррекции детско-родительских и семейных отношений. Семейная фотография, семейная скульптура, семейная хореография. Игровая психокоррекция детско-родительских отношений. Родительские группы. Технология проведения семейных встреч.


1.6.3.Темы для самостоятельного изучения.





п/п

Наименование
раздела дисциплины


Тема

Кол-во часов

Форма контроля выполнения
самостоятельной работы


1.

2.

3.

4.

5.

I. Подготовка к аудиторным семинарским (практическим занятиям)

20

20




1.

Понятие психологической коррекции.

Взаимодействие психолога с клиентом в процессе осуществления психологической коррекции. Требования, предъявляемые к психологу, осуществляющему психокоррекционные мероприятия


4

4

Аудиторное семинарское занятие

2.

Основные теоретические направления психологической коррекции


Методы поведенческой коррекции







Составление таблицы

3.

Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах


Взаимодействие психолога и логопеда в процессе коррекции развития детей с тяжелыми нарушениями речи.








Составление программы взаимодействия

4.

Психокоррекционная работа и раннее вмешательство.



Раннее домашнее сопровождение.

4

4

.

Составление библиографии.





5.

Психокоррекционная работа с дошкольниками с ОВЗ.


Методы психологической коррекция познавательной сферы

8

8

Аудиторное семинарское занятие

6.

Психокоррекционная работа с младшими школьниками с ОВЗ.

Профилактика и коррекция трудностей в обучении

4

4

Аудиторное семинарское занятие

7.

Тема 6. Психокоррекционная работа с подростками с ОВЗ.



. Методы психологической коррекции процессов самосознания, межличностных взаимоотношений подростков.

10

10

Аудиторное семинарское занятие.


8.

Психокоррекционная работа о старшеклассниками с ОВЗ.



Психологическая коррекция профессионального самоопределения.








Аудиторное семинарское занятие.


9.

Психокоррекционная работа с семьей и социальной микросредой.

Игровая психокоррекция детско-родительских отношений.







Аудиторное семинарское занятие.

Составление библиографии.



II. Темы для самостоятельного изучения

22

20







Организация психокоррекционной работы с различными категориями детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах


Направления и методы психологической коррекции развития у различных категорий детей с отклонениями в развитии на разных возрастных этапах

22

20

Защита рефератов




III. Контрольные вопросы и задания

18







1.

Понятие психологической коррекции




4

2

Аудиторная контрольная работа

2.

Система раннего вмешательства




2

2

Составление библиографии

3.

Методы психологической коррекции школьной дезадаптации




2

2

Составление таблицы

4.

Психологическая коррекция профессионального самоопределения.





10

10

Круглый стол.

IV. Практическая работа студентов исследовательского характера по теме

«Методы психокоррекционной работы с семьей, воспитывающей ребенка с ОВЗ»



10

10



V. Зачетные тестовые задания по всему курсу

10

10




Итого

80

76






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница