Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 22 Методика музыкального воспитания



страница1/4
Дата28.04.2016
Размер0.98 Mb.
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.22 МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО

ВОСПИТАНИЯ


ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050717 Специальная дошкольная педагогика и

психология с дополнительной специализацией

«Семейная коррекционная педагогика»
Утверждена на заседании кафедры

музыкального образования

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 09.09.2011 г.)

Зав. кафедрой

______________________________



Структура учебно-методического комплекса

дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: А.М.Трудков, канд. пед. наук, доцент

кафедры музыкального образования МГПУ
1.2. Рецензенты:


  • Г.И.Шевченко, канд. пед. наук, доцент, зав. кафедрой музыкального образования МГПУ




  • В.И.Малахов, педагог дополнительного образования МОУ средняя школа № 42 г. Мурманска

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью курса является повышение профессиональной культуры будущих воспитателей, овладение ими педагогической технологией музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Задачи курса:

  • показать значение методики музыкального воспитания дошкольников в общей системе формирования профессиональной культуры воспитателя;

  • дать студентам представление о возможностях музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • раскрыть содержательные аспекты музыкально-эстетической культуры ребенка как ведущей цели музыкального воспитания

  • раскрыть закономерности развития музыкальных способностей и основ музыкальной культуры дошкольников;

  • охарактеризовать педагогические условия и методы организации и проведения музыкальных занятий в детском дошкольном учреждении;

  • освоение студентами различных видов музыкальной деятельности, методов, приемов, организационных форм музыкального воспитания;

  • формирование готовности к психолого-педагогическому творчеству в процессе музыкального развития дошкольников.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Исследования в области музыкального воспитания демонстрируют несовершенство управления процессом музыкального воспитания дошкольников. Данное положение обусловлено рядом причин, среди которых в качестве основных можно назвать:



  • слабая методическая подготовка воспитателей и специалистов в области музыкального воспитания;

  • акцент на технологический аспект в ущерб личностному музыкально-эстетическому развитию детей дошкольного возраста;

  • низкий уровень самоорганизационного аспекта в музыкальной деятельности дошкольников, выражающийся в неумении ребенка самостоятельно ставить творческие цели, в отсутствии умений выбирать способы музыкальной деятельности, согласовывать и координировать свои действия и отношения.

На преодоление данных недостатков и нацелена дисциплина «Методика музыкального воспитания». Ее структура включает в себя четыре взаимосвязанных раздела: методологические основы теории и методики музыкального воспитания; теория музыки; теория и история музыкального воспитания; методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Согласно учебному плану, курс читается в 7 семестре. На его изучение отводится 26 часов аудиторных занятий. Структура курса сочетает лекционные и практические занятия с самостоятельной работой студентов. Завершается данная дисциплина сдачей курсового зачета.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

Изучение теории и методики музыкального воспитания позволяет студентам овладеть следующими знаниями:



  • педагогического целеполагания в области музыкального воспитания детей дошкольного возраста;

  • теоретических основ музыкального искусства:

  • теории и истории педагогики музыкального воспитания;

  • организационных форм, методов и средств музыкального воспитания дошкольников.

Курс «Методика музыкального воспитания» направлен на формирование у студентов умений:

  • ориентироваться в тенденциях и направлениях развития педагогики музыкального образования и воспитания;

  • анализировать психологические аспекты музыкального развития детей дошкольного возраста;

  • анализировать музыкальный материал в контексте музыкально-эстетического развития дошкольников;

  • разрабатывать конспекты музыкальных занятий и праздников в условиях детского сада;

  • уметь провести имитационное занятие в группе студентов;

  • уметь планировать музыкальную жизнедеятельность дошкольников.

Ссылки на авторов и программы при подготовке курса:

Настоящая программа разработана на основе следующих программных и учебно-методических материалов:



  • Беляева Л.С., Трудков А.М. Музыкально-педагогическая диагностика в общеобразовательной школе. – Мурманск, 2000.

  • Инструментоведение / Сост. А.М.Трудков. – Мурманск, 2001.

  • Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М., 2001.

  • Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

  • Трудков А.М. Методология музыкального образования: Учебное пособие: В 2-х ч. – Ч.1. – Мурманск: МГПУ, 2007.

  • Трудков А.М. Профессиональная культура учителя музыки. – Мурманск, 2005.


1.4. ГОС ВПО

Музыка и ее коррекционно-развивающее значение. Особенности коррекционно-педагогической работы по развитию музыкального восприятия (музыкального слуха - звуковысотного, ладового, ритмического, тембрового; музыкальной памяти, представлений, мышления; способности к сопереживанию - отзывчивости на музыкальное звучание). Роль музыкальной деятельности (пения, музыкально-ритмических движений, элементарного сочинительства) в психическом развитии проблемного ребенка. Музыка и движение. Значение музыкального воспитания для коррекции недостатков речевого развития.


1.5.Объем дисциплины и виды учебной работы.


п/п


Шифр и наименование

специальности



Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового

контроля (форма отчетности)



Трудоемкость

Всего

аудит.


ЛК

ПР


ЛБ

СР

1

050717.00

Специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью «Специальная коррекционная педагогика»



4

7

72

26

10

16




46

7 семестр

- зачет



1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).


п/п


Разделы курса

Количество часов

Всего

ауд.


ЛК

ПР

ЛБ

Сам.

раб.


1

Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

12

2

2




4

2

Теория музыки

12

4

4




4

3

Теория и история музыкального воспитания

12

2

4




4

4

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

44

2

6




34

ВСЕГО:

80

10

16




46


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.
1. Введение. Методологические основы музыкального воспитания.

1.1. Целеполагание музыкального воспитания.

1.2. Музыкально-эстетическая культура дошкольника.

1.3. Психологические аспекты музыкально-воспитательного процесса.

1.4. Методологические подходы к музыкальному воспитанию детей.

2. Теория музыки.

2.1. Основы элементарной теории музыки.

2.2. Стили и жанры музыки.

2.3. Музыкальная форма.

2.4. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

3. История и теория музыкального воспитания.

3.1. История музыкального образования и воспитания.

3.2. Концепция музыкального воспитания.

3.3. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

3.4. Педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

4. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

4.1. Методика развития музыкально-эстетического сознания и музыкальных способностей детей.

4.2. Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

4.3. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

4.4. Музыка в повседневной жизни детского сада.

4.5. Музыкальное воспитание в семье.

4.6. Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема

Кол-

во

часов



Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Методологические основы музыкального воспитания

Методологические подходы к музыкальному воспитанию детей

4

Подготовка крат­кого конспекта работы Е.Н.Степанова и Л.М.Лузиной «Педагогу о со­временных подхо­дах и концепциях воспитания». – М., 2003.


Проверка конспекта

2

Теория музыки

Стили и жанры музыки

4

Тезисное изложе­ние статей: В.А.Цуккерман. Жанры музыки // Книга о музыке. – М., 1975; В.В.Медушевский. Музыкаль­ный стиль как семиотический объ­ект // Советская музыка. – 1979. - № 3.

Защита тезисов на практическом занятии

3

Теория и история музыкального воспитания

Принципы музыкально-эстетической педагогики

4

Разработка классификации принципов педагогики музыкального воспитания

Защита классификации на практическом занятии

4

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

8

Составить таблицу основных видов музыкальной деятельности дошкольников с кратким перечнем особенностей по каждому виду

Проверка таблицы на практическом занятии

5

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

8

Разработка плана фронтального музыкального занятия для старшей возрастной группы

Проверка плана на практическом занятии

6

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Музыка в повседневной жизни детского сада

10

Разработка плана музыкального праздника для средней группы детского сада

Проверка плана на практическом занятии

7

Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста

Деятельность педагогического коллектива по музыкальному воспитанию детей

8

Провести и оформить отчет о посещении музыкального занятия в старшей группе детского сада

Проверка отчета



1.7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.
1.7.1. Тематика и планы практических занятий.

ЗАНЯТИЕ 1. Целеполагание музыкального воспитания. Музыкально-эстетическая культура личности. Методологические подходы к музыкальному воспитанию детей.

План

Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Определите целеполагание и основные задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Раскройте основные положения концепции Р.А.Тельчаровой музыкально-эстетической культуры личности.

  3. Докажите взаимообусловленность формирования основных подсистем музыкально-эстетической культуры личности дошкольника.

  4. Обоснуйте взаимосвязь и взаимообусловленность реализации системы философско-методологических подходов к решению музыкально-педагогических проблем.

  5. Охарактеризуйте основные гуманистические ориентации современного музыкального воспитания.

  6. Каким образом реализуется культурологический подход в условиях музыкально-воспитательного процесса?

  7. Раскройте иерархию духовных ценностей, ориентирующих весь спектр музыкально-воспитательных воздействий воспитателя.

  8. Перечислите основные направления реализации антропологического подхода в музыкально-воспитательном процессе.

  9. Раскройте специфику герменевтического аспекта в организации процесса приобщения дошкольников к явлениям музыкальной культуры.

  10. Опишите основные различия в реализации системного и структурного подходов в музыкально-воспитательной деятельности.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Вычленить перечень основных задач музыкального воспитания, представленных в работе Н.А.Ветлугиной и А.В.Кенеман «Теория и методика музыкального воспитания в детском саду» (М., 1983).

  2. Проанализируйте основные положения концепции музыкально-эстетической культуры личности Р.А.Тельчаровой во введении к ее работе «Уроки музыкальной культуры» (М., 1991).

  3. Составить тезисы статьи И.С.Артюховой «Ценности и воспитание» // Педагогика. – 1999. - № 4.

  4. Составить краткую схему музыкально-воспитательной системы.

Литература

Основная

  1. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.

  2. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.

  3. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  4. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  5. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  7. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  8. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  9. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  10. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  11. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

Дополнительная

  1. Бабаджан Т.С. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. – М., 1967.

  2. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  3. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  4. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  5. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  6. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  7. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  8. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  9. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  10. Юдин Э.Г. Системный подход т принцип деятельности. – М., 1978.


ЗАНЯТИЕ 2. Основы элементарной теории музыки. Стили и жанры музыки. Музыкальная форма.

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Дайте характеристику основных свойств музыкального звука.

  2. Назовите основные ступени музыкального строя и обозначения звуков по латинской буквенной системе. Какие ступени лада являются главными?

  3. Перечислите основные компоненты, составляющие нотное письмо.

  4. В чем состоит различие между ритмом и метром в музыке?

  5. Назовите основные средства музыкальной выразительности.

  6. Представьте хронологию и характеристику основных музыкальных стилей.

  7. Перечислите основные классификации жанров музыки.

  8. Определите общие черты между речевой и музыкальной интонациями.

  9. Раскройте композиционные особенности простой двухчастной и трехчастной формы. В чем состоит отличие простой формы от сложной?

  10. Каково строение формы рондо? Раскройте особенности сонатной формы.

  11. Назовите основные циклические формы музыки и их отличительные особенности.

  12. Охарактеризуйте основные типы полифонического изложения.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Подготовьте тезисы основных положений статьи В.В.Медушевского «О художественной ценности мелодического начала в современной музыке» // Критика и музыкознание. – Л., 1980. – Вып.2.

  2. Составить краткий конспект статьи В.А.Цуккермана «Как строится музыкальная форма» // Книга о музыке / Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  3. Составить перечень основных музыкальных форм, исходя из принципа «от простого – к сложному».

Литература

Основная

  1. Алфеевская Г.С. Учебное пособие по анализу музыкальных произведений: руководство к написанию курсовой работы. – М.,1992.

  2. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  3. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  4. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  5. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  6. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  7. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  8. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  9. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  10. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.

Дополнительная

  1. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  2. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980.

  3. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991.

  4. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  5. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  6. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  7. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. – Л.,1980. – Вып.2.

  8. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970.


ЗАНЯТИЕ 3. Музыкальное исполнительство. Хор. Оркестр.

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Определите роль и место исполнительского искусства в истории художественной культуры.

  2. Назовите основные сущностные признаки и функции музыкального исполнительства.

  3. Докажите ограниченность объективистской и субъективистских концепций художественного интерпретирования авторского замысла.

  4. Раскройте основные тенденции в эволюции инструментов.

  5. Объясните причины полиоркестрового использования инструментов, обладающих жесткими классификационными характеристиками.

  6. Назовите основные этапы эволюции симфонического оркестра.

  7. Охарактеризуйте основные группы оркестровых инструментов.

  8. Определите причины широкого распространения в культурной жизни общества фортепиано, аккордеона и гитары.

  9. Перечислите основные тембры высоких и низких певческих голосов.

  10. Какие типы хоров получили преимущественное распространение? Назовите состав хоровых партий.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Прочитать статью И.Земцовского «Музыкальный инструмент и музыкальное мышление» // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. – М., 1987.

  2. Проанализировать и составить тезисы основных положений статьи Э.Хорнбостеля и К.Закса «Систематика музыкальных инструментов» // Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка: Сб. ст. – М., 1987.

  3. Составить список орнаментальных инструментов, применяемых в различных ансамблево-оркестровых составах.

Литература

Основная:

  1. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  2. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  3. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  4. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  5. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  6. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

Дополнительная:

  1. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  2. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  3. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  4. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  5. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  6. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  7. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.


ЗАНЯТИЕ 4. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Почему педагогика музыкального воспитания опирается на системуобщедидактических принципов?

  2. Каким образом в музыкально-воспитательном процессе реализуется принцип связи музыкальных занятий с жизнью?

  3. Раскройте общую специфику системы принципов педагогики музыкального образования и воспитания.

  4. В чем особая важность реализации принципа содержательности музыки?

  5. Каким образом развивается музыкальный опыт ребенка дошкольного возраста?

  6. Почему необходима реализация принципа сопереживания?

  7. Зачем педагогу необходимо стремиться к реализации принципов единства эмоционального и сознательного, единства художественного и технического;

  8. Докажите необходимость в системно-целостном подходе к развитию музыкальных способностей дошкольников.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Проанализировать раздел «Сущность методики в контексте методологии и теории музыкального воспитания младших школьников» из учебного пособия М.С.Осеневой и Л.А.Белобородовой «Методика музыкального воспитания младших школьников» (М., 2001) на предмет тождества изложенных в тексте закономерностей и принципов задачам педагогики дошкольного музыкального воспитания?

  2. Составить таблицу общедидактических и специальных музыкально-педагогических принципов, регулирующих процесс музыкального воспитания дошкольников.

Литература

Основная:

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989.

  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

Дополнительная:

  1. Бабаджан ТС. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

  2. Батурина Г.И.. Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников—М., 1995.

  3. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зянкч Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.


ЗАНЯТИЕ 5. Педагогические условия музыкального воспитания дошкольников

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Почему высокоразвитая профессиональная культура воспитателя выступает ведущим фактором успешности осуществления музыкально-воспитательной деятельности?

  2. Раскройте содержание основных подсистем профессиограммы воспитателя.

  3. Перечислите основные ключевые компетенции воспитателя детского сада.

  4. Какие предметные компетенции музыкального руководителя и воспитателя определяют эффективность формирования целостной музыкально-эстетической культуры детей?

  5. Докажите необходимость формирования у ребенка эстетического отношения к музыке.

  6. Назовите основные показатели нравственно-эстетической воспитанности дошкольника.

  7. Почему создание проблемных ситуаций является обязательным условием современного музыкального воспитания?

  8. В чем состоит значение фактора эмоционально-мотивационной настроенности атмосферы музыкального занятия?

  9. Докажите обусловленность успешного музыкального воспитания применением вариативных методов и приемов, видов музыкальных занятий, форм организации музыкальной деятельности детей.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Представить в тезисном изложении основные положения статьи Е.В.Бондаревской «Педагогическая культура как общественная и личная ценность» // Педагогика. – 1999. - № 3.

  2. Разработать перечень общепедагогических и специальных музыкально-педагогических условий успешного музыкального воспитания дошкольников.

Литература

Основная:

  1. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  2. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989.

  3. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

  4. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

Дополнительная:

  1. Бабаджан ТС. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

  2. Батурина Г.И.. Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников. – М., 1995.

  3. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зянкч Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.


ЗАНЯТИЕ 6. Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. В чем выражается взаимозаменяемость и взаимообогащаемость видов музыкальной деятельности в развитии музыкальных способностей, фор­мировании начал музыкальной культуры детей дошкольного возраста?

  2. Почему восприятие музыки является ведущим видом музыкальной деятельности дошкольников?

  3. Определите различия между восприятием музыки и музыкальным восприятием; назовите основные характеристики последнего?

  4. Раскройте особенности исполнительской деятельности детей.

  5. Почему певческая деятельность ребенка является способом развития музыкальности ребенка?

  6. Охарактеризуйте развивающий потенциал музыкально-ритмических движений дошкольника.

  7. Каким образом необходимо разрешать проблему соотношения творческих и тренировочных аспектов в процессе формирования у дошкольников исполнительских (вокальных, инструментальных, хореографических) умений и навыков?

  8. Раскройте содержание основных этапов в музыкально-исполнительском развитии детей.

  9. Докажите необходимость использования игровой формы и образности в организации музыкально-исполнительского обучения дошкольников.

  10. Чем обусловлена необходимость реализации инди­видуально-дифференцированного подхода к развитию доминирующих способностей ребенка к конкретным видам музыкальной деятельности?

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Составить краткий комплекс приемов обучения дошкольников музыкально-ритмическим движениям, исходя из методических предложений, представленных в работах Т.Бырченко (Ритмика // С песенкой по лесенке. — М., 1984.) и И.Е.Кулагиной (Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). — Н. Новгород, М., 1993).

  2. Представить в тезисном изложении динамику усложнения требований к индивидуальному и коллективному музицированию детей.

Литература

Основная:

  1. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  2. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  3. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

  4. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  5. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

  7. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  8. Радынова ОП. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

Дополнительная:

  1. Возраст и музыкальная восприимчивость 11 Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  2. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1989.

  4. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. - М., 1997.

  6. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.


ЗАНЯТИЕ 7. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Чем обусловлено проведение индивидуальных и групповых занятий?

  2. Какова роль активизирующих методов прямого воздействия?

  3. Раскройте целеполагание проблемных и игровых ситуаций.

  4. Охарактеризуйте особенности типового занятия в группах детей различных возрастных периодов.

  5. Какие задачи преследует организация доминантных индивидуальных занятий?

  6. Раскройте особенности фронтальных занятий.

  7. Опишите основные характеристики доминантных фронтальных занятий.

  8. Раскройте целеполагание различных типов тематических занятий.

  9. В чем состоит специфика комплексных музыкальных занятий.

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Представить в тезисном изложении основные положения статьи Е.Архиповой «Конспекты музыкально-тематических занятий» (Дошкольное воспитание. – 1996. - № 5).

  2. Разработать конспект фронтального доминантного занятия.

Литература

Основная:

  1. Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5.

  2. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

  3. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М., 1984.

  4. Дзержинская ИЛ. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

  5. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  6. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

Дополнительная:

  1. Вайвфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание. — 1998.

  2. Ветлугина Н.А., Кенеман А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

  3. Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

  4. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

  5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.


ЗАНЯТИЕ 8. Музыка в повседневной жизни детского сада.

План

Вопросы для коллективного обсуждения

  1. Определите роль музыки в повседневной жизни детского сада.

  2. Какие формы руководства музыкальным воспитанием детей превалируют вне специальных музыкальных занятий?

  3. Раскройте значение музыки в процессе физкультурных занятий детей.

  4. Охарактеризуйте специфику подбора музыкального репертуара для различных видов физических упражнений.

  5. Какие виды развлечений могут быть реализованы в условиях детского сада?

  6. Раскройте содержание требований к организации развлечения.

  7. Определите педагогические возможности организации и постановки праздника в детском дошкольном учреждении.

  8. Реализация каких условий будет способствовать успешности постановки музыкального праздника?

  9. Какие виды праздников наиболее предпочтительны для постановки в условиях детского сада?

Практические задания для самостоятельной работы:

  1. Составить для определенной возрастной группы дошкольников сценарий праздника (Новый год, Мамин день, Праздник Елочки, День мужчин, День шуток и смеха).

Литература

Основная:

  1. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  2. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  3. Зебряк Т.А. Пословица — всем делам помощница. – М., 1996.

  4. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  5. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

Дополнительная:

  1. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. – М., 1985.

  2. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

  3. Методика музыкального воспитания в детском саду / Н.А.Ветлугина и др. – М., 1989.

  4. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1985.


1.7.2. Тематика и планы лабораторных занятий.
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
1.8.1. Рекомендуемая литература.
Основная

  1. Алексеев Э. Проблемы формирования лада. – М., 1976

  2. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада — к начальной школе. — Воронеж, 1998.

  3. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («На лугу»). — М., 1999.

  4. Алпарова И.Н, Николаев В.А., Сусидко И.П. Музыкально-игровой материал для дошкольников и младших школьников («Осень золотая» в двух частях). — М., 2000.

  5. Алфеевская Г.С. Учебное пособие по анализу музыкальных произведений: руководство к написанию курсовой работы. – М.,1992.

  6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М.. 1996.

  7. Арисменди А.Л. Дошкольное музыкальное воспитание. – М., 1989.

  8. Архипова Е. Конспекты музыкально-тематических занятий // Дошкольное воспитание. - 1996. - № 5.

  9. Бершадская Т. Проблемы ладовой классификации// Советская музыка. – 1971, № 8

  10. Библер В.С. Философия диалога культур. – М., 1993.

  11. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. - М., 1994.

  12. Благодатов Г.И. История симфонического оркестра. – Л., 1969.

  13. Бобровский В.П. Функциональные основы музыкальной формы. – М., 1978.

  14. Брудный А.А. Психологическая герменевтика. – М., 1998.

  15. Бублей С.П. Детский оркестр. - Л., 1983.

  16. Вахромеев В.А. Элементарная теория музыки. – М., 1963.

  17. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976.

  18. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981.

  19. Ветлугина Н.А., А.В.Кенеман. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: Учебное пособие для педагогических институтов. – М., 1983.

  20. Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комиссарова Л.Н. Музыкальные занятия в детском саду. – М., 1984.

  21. Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб, 1996.

  22. Готсдинер Л.А. Музыкальная психология. – М., 1993.

  23. Дзержинская И.Л. Музыкальное воспитание младших дошкольников. - М., 1985.

  24. Зебряк Т.А. Пословица — всем делам помощница. – М., 1996.

  25. Инструментоведение / Сост. А.М. Трудков. – Мурманск, 2001.

  26. Коренева Т.Ф. Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста. — М., 2001.

  27. Корой Е.Ф. Анализ различных типов занятий музыкой в методической литературе // Формирование системы эстетического воспитания / Под ред. Н.А. Ветлугиной. - М., 1983.

  28. Кулагина И.Е. Художественное движение (метод Л.И.Алексеевой). - Н. Новгород-М., 1993.

  29. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. - М.,1986.

  30. Масленкова Л. О ритмическом воспитании// Теоретические дисциплины в музыкальном училище. – Л., 1977.

  31. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. – М., 1976.

  32. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1989.

  33. Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения. – М., 1966.

  34. Музыкально-двигательные упражнения в детском саду. - М., 1991.

  35. Музыкальное воспитание в современном мире. – М., 1973.

  36. Музыкальные инструменты и голос в истории исполнительского искусства. – М., 1991.

  37. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. – М., 1988.

  38. Народные музыкальные инструменты и инструментальная музыка. – М., 1987.

  39. Петрушин В.И. Музыкальная психология. – М., 1997.

  40. Радынова О.П. и др. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1998.

  41. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. — М., 1997.

  42. Радынова О.П. Слушаем музыку. — М., 1990.

  43. Радынова О.П., Катинене А.И., Паландашвили М.Л. Музыкальное воспитание дошкольников. – М., 1994.

  44. Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах. - М., 1997.

  45. Сельченок К.В. Тайная миссия музыки // Психология художественного творчества / Сост. К.В.Сельченок. – Минск, 2003

  46. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа / Ред. Л.А.Баренбойм. – Л., 1980.

  47. Современные проблемы музыкально-исполнительского искусства. – М., 1988.

  48. Способин И.В. Музыкальная форма. – М., 1972.

  49. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. - М., 2003.

  50. Тельчарова Р.А. Уроки музыкальной культуры. – М., 1991.

  51. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // Избранные труды: в 2 т. – М., 1985. – Т.1.

  52. Терентьева Н.А. Музыкальная педагогика и образование. История и теория развития от истоков до современности. – СПб, 1997.

  53. Тюлин Ю.Н. Строение музыкальной речи. – М., 1969.

  54. Холопов Ю.Н. Принцип классификации музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров. – М.,1971.

  55. Холопова В.Н. Музыка как вид искусства. – С-Пб., 2000.


Дополнительная

  1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. – Л., 1973.

  2. Бабаджан ТС. Музыкальное воспитание детей раннего возраста. — М., 1967.

  3. Барсова И.А. Книга об оркестре. – М., 1969.

  4. Батурина Г.И.. Кузина Г.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольников—М., 1995.

  5. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб, 2000

  6. Бобровский В.П. Циклические формы // Книга о музыке. Ред.-сост. Г.Головинский, М.Ройтерштейн. – М., 1975.

  7. Бонфельд М.Ш. Анализ музыкальных произведений // Бонфельд М.Ш. Введение в музыкознание. – М., 2001.

  8. Бычков Ю. О проявлении лада в конкретном музыкальном опыте // Проблемы высотной организации музыки. – М., 1980

  9. Вайвфельд О. Петр Ильич Чайковский и его музыка (цикл комплексных занятий для детей старшего дошкольного возраста) // Дошкольное воспитание. — 1998.

  10. Виноградов Г., Красовская Е. Занимательная теория музыки. – М., 1991

  11. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки / Ред. – В.И. Максимов. — М., 1980.

  12. Восприятие музыки / Ред.-сост. В.Н.Максимов. – М., 1980.

  13. Газарян С.С. В мире музыкальных инструментов. – М., 1989.

  14. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. – Новосибирск, 1985.

  15. Должанский А. Некоторые вопросы теории лада// Проблемы лада. – М., 1972

  16. Задерацкий В. Музыкальная форма. – Вып. 1. – М., 1995.

  17. Играй, наш оркестр / Сост. А.Певная. - М., 1983.

  18. Идеи эстетического воспитания: В 2 т. – М., 1973.

  19. Кирьянова А.В. Ориентация школьников на социально-значимые ценности. - Л., 1991.

  20. Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

  21. Концепция художественного образования в Российской Федерации // Музыка в школе. – 2001. - № 3.

  22. Корой Е. Ф. Музыкальное воспитание детей шестилетнего возраста. — Кишинев, 1986.

  23. Кузин В.С. Психология. – М., 1997.

  24. Мазель Л.А. Вопросы анализа музыки. – М., 1991.

  25. Мазель Л.А. Статьи по теории и анализу музыки. – М., 1982.

  26. Мазель Л.А., Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. - М., 1967.

  27. Медушевский В. О художественной ценности мелодического начала в современной музыке// Критика и музыкознание. –Л.,1980. – Вып.2

  28. Микешина Л.А. Герменевтические смыслы образования // Философия образования. - М., 1996.

  29. Музыка. Язык. Традиции. – М., 1990.

  30. Музыкальная эстетика стран Востока. – М., 1967.

  31. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972

  32. Островский А.Л. Методика теории музыки и сольфеджио. – Л., 1970

  33. Пистон У. Оркестровка. – М., 1990.

  34. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика / Под ред. Г.М.Цыпина. – М., 2003.

  35. Радынова О.П. Баюшки-баю: Слушаем и поем колыбельные. — М., 1995.

  36. Рогаль-Левицкий Д.Р. Беседы об оркестре. – М., 1961.

  37. Ромм Р.Р. Изучение тональностей в ДМШ. Учебное пособие. – М., 1994

  38. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство. – М., 1991.

  39. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. - М., 1992.

  40. Толстой Л.Н. Педагогические сочинения // Сост. Н.В.Векман-Кудрявая. – М., 1989.

  41. Франио Г., Ляфиц И. Методическое пособие по ритмике. - М., 1995.

  42. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. – М., 1994.

  43. Шоломович С.М., Руденко И.Н., Зянкч Р.Т. Методика музыкального воспитания в детском саду. — Киев, 1985.

  44. Шубинский В.С. Философские подходы к педагогической теории //Советская педагогика. - 1990. - № 12.

  45. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. – М., 1985.

  46. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Магнитофон, видеомагнитофон, компьютер, проектор, экран, музыкальные инструменты.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.

1. Методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста является отраслью:

а) общей дидактики;

б) педагогики дошкольного образования;

в) педагогики музыкального образования;

в) музыкознания.
2. В структуру музыкально-эстетической культуры личности входят следующие компоненты:

а) музыкальные способности;

б) музыкальные интересы и потребности;

в) знания, умения и навыки в области музыкального искусства;

г) педагогическая направленность мышления.
3. В качестве основного условия формирования музыкально-эстетической культуры личности дошкольника выступает:

а) знаниевый подход;

б) деятельностный подход;

в) структурный подход;

г) компетентностный подход.
4. Целостность, осмысленность, избирательность и константность являются характеристиками музыкального

а) ощущения; в) восприятия;

б) мышления; г) обобщения.
5. Расставьте в правильной последовательности следующие этапы развития психофизических отношений в музыкально-исполнительском процессе:

а) организация моторной сферы, знакомство с рационально-игровыми действиями;

б) создание у ребенка творческих установок, целостной включенности в исполнительскую ситуацию;

в) последовательное обобщение психофизической деятельности дошкольника;

г) организация психологической сферы в контексте ее ведущей роли в процессе восприятия через представление.

1_____ 2______ 3_______ 4______


6. Качество музыкально-педагогической диагностики личности дошкольника обеспечивается реализацией требований к ее:

а) целенаправленности;

б) дискретности;

в) четкому разделению изучения и воспитания;

г) комплексности;

д) научности.


7. Гуманистическими ориентациями музыкально-педагогического образования должны явиться:

а) вариативность; г) унифицированность;

б) стандартизация; д) дифференциация.

в) альтернативность;


8. Установление соответствия

Духовные ценности Признаки

1. Когнитивные. а) добро;

2. Мировоззренческие. б) истина;

3. Этические. в) красота;

4. Эстетические. г) отношение к миру.
1________ 2_________ 3_________ 4_________
9. Герменевтический подход ориентирует воспитателя на:

а) реализацию информирующей функции;

б) поливариантность понимания музыкальных явлений;

в) адекватность понимания смысла поведения ребенка;

г) свободу субъективных интерпретаций содержания музыкально-педагогических явлений и процессов;
10. Системный подход к исследованию музыкально-педагогических проблем предполагает реализацию принципов:

а) взаимосвязи; г) дискретности;

б) синкретизма; д) развития.

в) целостности;


11. Количественный и качественный состав обертонов определяют такое свойство музыкального звука, как

а) высота; в) длительность;

б) громкость; г) тембр.
12. Тоника, субдоминанта и доминанта – это названия:

а) звуков по буквенной системе;

б) устойчивых степеней лада;

в) главных ступеней лада;

г) знаков альтерации.
13. В систему музыкальных стилей НЕ входит стиль

а) готика; в) барокко;

б) импрессионизм; г) реализм.
14. Установление соответствия

Музыкальные стили Композиторы

1. Барокко. а) М.Глинка.

2. Классицизм. б) И.С.Бах.

3. Романтизм. в) Ф.Шопен.

4. Реализм. г) В.Моцарт.
15. В систему вторичных жанров НЕ входит

а) соната; в) марш;

б) ария; г) симфония.
16. Рефрен и эпизоды являются композиционными элементами формы

а) фуги; в) рондо;

б) сонаты; г) симфонии.
17. Нотный текст подлежит абсолютно точному воспроизведению в соответствии с

а) субъективистской концепцией музыкального исполнительства;

б) объективистской концепцией музыкального исполнительства.
18. Установление соответствия

Певческие голоса Тембры певческих голосов

1. Женские голоса. а) тенор;

2. Мужские голоса б) контральто;

в) сопрано;

г) бас;

д) меццо-сопрано;



е) баритон.

1__________ 2__________


19. Группа медных духовых музыкальных инструментов НЕ входит в состав

а) симфонического оркестра;

б) духового оркестра;

в) оркестра русских народных инструментов;

г) струнного оркестра.
20. Идея калогатии характеризует:

а) античную систему музыкально-эстетического воспитания;

б) музыкальное воспитание эпохи Средневековья;

в) музыкальное воспитание эпохи Возрождения;

г) музыкальное воспитание эпохи Просвещения.
21. Постижение дошкольниками явлений музыкального искусства основано на:

а) композиционной природе музыкального искусства;

б) интонационной природе музыкального искусства;

в) жанровой природе музыкального искусства;

г) стилевой природе музыкального искусства.
22. Наиболее эффективный путь организации музыкальных занятий –

а) художественно-монологический;

б) художественно-диалогический;

в) диалогово-дискуссионный.


23. В качестве общедидактического выступает принцип

а) единства эмоционального и сознательного;

б) творческой активности и самостоятельности;

в) единства художественного и технического;

г) ассоциативности.
24. Самостоятельному развитию детьми своего творческого музыкального опыта наиболее способствует

а) эмоциональная атмосфера музыкального занятия;

б) реализация воспитателем предметных компетенций;

в) вариативность методов и форм организации музыкальной деятельности;

г) организация проблемных ситуаций.
25. Доминирующими видами музыкальной деятельности для развития чувства ритма дошкольника являются:

а) слушание музыки; в) сочинение попевок;

б) пение; г) игра на музыкальном инструменте.
26. Музыкальному самовыражению ребенка в наибольшей степени способствуют такие виды музыкальной деятельности, как:

а) восприятие музыки;

б) музыкально-ритмические движения;

в) музыкально-образовательная деятельность;

г) музыкально-исполнительская импровизация.
27. Жизненный опыт и богатство творческого воображения ребенка являются ведущими условиями успешного выполнения им такого вида музыкальной деятельности, как

а) музыкально-ритмические движения;

б) игра на музыкальном инструменте;

в) восприятие музыки;

г) сочинение попевок.
28. Комплексным характером обладают преимущественно занятия

а) индивидуальные;

б) групповые;

в) фронтальные.


29. Занятие, направленное на развитие конкретной музыкальной способности, является

а) типовым;

б) доминантным;

в) тематическим.


30. Преобладание конкретных видов музыкальной деятельности дошкольников характерно для

а) типового занятия;

б) доминантного занятия;

в) тематического занятия.


31. Доминирование косвенного руководства отличает проведение:

а) утренника;

б) тематического сюжетного занятия;

в) праздничного мероприятия;

г) развлечения.
32. Общая временная природа обусловливает органическую связь

а) музыки и праздника;

б) музыки и утренней гимнастики;

в) музыки и беседы;

г) музыки и лекции.
33. В деле организации семейного музыкального воспитания воспитатель выполняет роль

а) руководителя; в) консультанта;

б) наставника; г) наблюдателя.
34. Установление соответствия

1.Общепедагогические функции. а) информационная;

2.Общетрудовые функции. б) организаторская;

в) конструктивная;

г) коммуникативная;

д) ориентационная;

е) исследовательская;

ж) развивающая;

з) мобилизационная.

1______________ 2_______________



1.11. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ.

  1. Цели и задачи музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  2. Музыкально-эстетическая культура личности ребенка.

  3. Концепция Р.А.Тельчаровой о системном подходе к анализу содержания музыкально-эстетической культуры личности.

  4. Музыкально-эстетическое сознание личности ребенка.

  5. Семантическая и коммуникативная функции музыкального воспитания детей.

  6. Интериоризация, экстериоризация и рефлексия в музыкальной деятельности.

  7. Психологические аспекты музыкальной деятельности дошкольника.

  8. Требования к музыкально-педагогической диагностике и ее объекты.

  9. Гуманистические ориентации музыкального воспитания дошкольников.

  10. Аксиологическая детерминация музыкально-воспитательного процесса.

  11. Культурологическая основа музыкального воспитания дошкольников.

  12. Целеполагание антропологического подхода к музыкальному воспитанию дошкольников.

  13. Основные ориентации в реализации герменевтического подхода к музыкально-воспитательному процессу.

  14. Принципы реализации системного подхода к анализу музыкально-педагогических явлений.

  15. Музыкальный звук и его свойства.

  16. Система нотного письма.

  17. Средства музыкальной выразительности.

  18. Особенности музыкальных стилей: барокко, рококо, классицизм.

  19. Особенности музыкальных стилей: романтизм, импрессионизм, реализм, экспрессионизм.

  20. Музыкальные жанры и их классификация.

  21. Музыкальная форма и ее виды.

  22. Сущностные характеристики музыкального исполнительства.

  23. Хор. Тембры певческих голосов.

  24. Оркестр и его инструментальный состав.

  25. Целеполагание музыкального воспитания в истории музыкально-педагогической мысли.

  26. Основные положения концепции музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

  27. Принципы музыкально-эстетической педагогики.

  28. Педагогические условия музыкального воспитания дошкольников.

  29. Музыкальные способности ребенка и методика их развития.

  30. Виды и особенности музыкальной деятельности детей дошкольного возраста.

  31. Формы организации музыкальной деятельности дошкольников.

  32. Особенности типовых и доминантных музыкальных занятий.

  33. Особенности тематических и комплексных музыкальных занятий.

  34. Музыка и физкультура в повседневной жизни детского сада.

  35. Развлечение как форма организации детей в повседневной жизни детского сада.

  36. Целеполагание и педагогические возможности праздника в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

  37. Специфические особенности музыкального воспитания в семье.

  38. Основные педагогические формы и методы в семейном музыкальном воспитании.

  39. Требования к заведующему и старшему воспитателю в контексте музыкального воспитания дошкольников.

  40. Общепедагогические и общетрудовые функции музыкального руководителя и воспитателя.



1.17. Бально-рейтинговая система, используемая для оценивания знаний студентов по дисциплине.


Критерии оценки (по 5-балльной шкале)

Кол-во

баллов


Ответы студента демонстрируют глубокие знания в области методологических, теоретических и методических вопросов педагогики музыкального воспитания, полученные в результате систематического освоения лекционного материала и научно-теоретической литературы; изложение материалов осуществляется в контексте как традиционных, так и новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает знаниями и развитыми умениями обосновывать целеполагание музыкального воспитания дошкольников, проводить музыкально-педагогические диагностические процедуры, разрабатывать планы-конспекты музыкальных занятий и реализовывать их в лабораторных условиях.



5

Ответы студента свидетельствуют о владении достаточно подробными сведениями методологических и теоретических вопросов педагогики музыкального воспитания дошкольников; однако проявляются затруднения в целостном взгляде на содержание музыкально-воспитательного процесса, в привлечении в процессе обоснования музыкально-педагогических положений новейших достижений научной мысли в области педагогики музыкального воспитания.

Студент обладает определенными умениями музыкально-педагогического анализа, может выявлять ведущую проблематику современного музыкального воспитания дошкольников, но испытывает затруднения в планировании адекватных психолого-педагогических диагностических процедур. Разработка планов-конспектов музыкальных занятий характеризуется схематичностью, недостаточной направленностью на творческое развитие детей.



4

Ответы студента показывают на поверхностный уровень освоения теоретического материала дисциплины, методологические и теоретические знания разрозненны и не связываются с целеполаганием и проблемами современной педагогики музыкального воспитания. Студент демонстрирует неумение синтезировать искусствоведческие, психологические и музыкально-педагогические знания в процессе обоснования теоретических и методических основ эффективной музыкально-воспитательной деятельности воспитателя и музыкального руководителя.

Студент испытывает затруднения с проведением полноценного музыкально-педагогического анализа, с разработкой конспектов музыкальных занятий, недостаточно развиты умения нормативного проведения диагностических процедур и адекватного анализа их результатов.



3

Студент не обладает достаточными сведениями в области теоретического материала дисциплины; ответы демонстрируют неспособность отличить методологическую проблематику от собственно методической; отсутствует понимание искусствоведческой и психологической основы музыкально-воспитательного процесса.

В прикладном аспекте дисциплинарная подготовка студента характеризуется неумением: проводить музыкально-педагогический анализ; разрабатывать конспект музыкального занятия; осуществлять адекватную музыкально-педагогическую диагностику.



2



  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница