Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 23 Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии



страница1/8
Дата01.05.2016
Размер1.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
СД. 23 Методика физического воспитания детей

с проблемами в развитии
Основная образовательная программа подготовки специалиста по

специальности


050717.65- Специальная дошкольная педагогика и психология со специализацией Семейная коррекционная педагогика

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
1.1. Автор программы: Алябьева Нина Владимировна, к.п.н., доцент
1.2. Рецензенты: Тучкова Т.В., кандидат философских наук, доцент МГТУ; Смага А.А., канд пед. наук, доцент
В учебно-методическом комплексе раскрываются содержание курса, практических занятий, виды самостоятельной работы.

В пояснительной записке рассматривается назначение дисциплины, краткие рекомендации к применению различных видов учебных занятий, приведён примерный тематический план, отражающий структуру дисциплины.

Составлен список основной и дополнительной литературы. Разработана тематика рефератов, включен лекционный материал, глоссарий, вопросы к зачёту «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии».
1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Курс «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии, изучаемый студентами факультета ППИ, в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования призван подготовить студентов к работе с детьми, имеющими отклонения в развитии и поведении, к эффективному их развитию, обучению и воспитанию, поскольку в массовых школах, в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения учатся дети не только с лёгкими остаточными нарушениями функций головного мозга, недоразвитием отдельных психических процессов, с проявлением незрелости в эмоционально-волевой сфере, соматической ослабленностью, двигательной расторможенностью, но и с ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем мире, низкой работоспособностью, плохим здоровьем, несформированностью операционных компонентов учебно-познавательной деятельности, педагогической запущенностью.

Цель обучения – подготовить высоко квалифицированного специалиста и привить умения практической реализации основных теоретико-методических положений в профессиональной деятельности по курсу «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии».

Задачи учебного курса:
- раскрыть основные категории и понятия в методике физического воспитания;

- освоить средства и методы физического воспитания;

- изучить организационные формы физического воспитания детей дошкольного возраста с проблемами в развитии;

Познакомить студентов с особенностями организации образователь- ного процесса по физическому воспитанию;

- научить студентов самостоятельно приобретать необходимые знания и применять на практике теорию и организацию физического воспитания, технологии процесса обучения двигательным действиям и развития физических качеств, формирования знаний на основе собственного мировоззрения, самостоятельности, инициативы, творчества;


  • способствовать овладению методами диагностики психофизического состояния организма ребенка и дифференцированного подхода к нему.

Курс методики физического воспитания тесно связан с учебными дисциплинами психолого-педагогического и медико-биологического циклов. Не менее важной является тесная связь его с педагогической практикой, которая должна стать “полигоном“ для интегрирования учебных дисциплин в целостное представление о профессиональной деятельности.

Рабочая программа по курсу «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» предусматривает занятия в форме лекций, семинарских, практических занятий; консультации, самостоятельная и научно-исследовательская работа.

В лекциях рассматриваются основные вопросы курса, наиболее сложные его разделы, сообщаются научные данные о результатах исследований, даются рекомендации по изучению курса.

На семинарских занятиях углубляются и конкретизируются положения, изложенные в лекциях, вырабатываются умения анализировать литературу, составлять методическую документацию. В содержание семинарских занятий входит материал для углубления знаний, развития познавательных творческих способностей студентов, для эвристических бесед, учебно-познавательных задач, дискуссий, деловых обучающих игр и др.

Важное место в профессиональной подготовке будущих специалистов занимает самостоятельная работа, которая направлена на освоение знаний и приобретение умений и навыков по изучению литературы, ее конспектирования, написания рефератов, составление конспектов физкультурных занятий с детьми с различными заболеваниями.

В содержание самостоятельных занятий входит работа с литературой, документами, их обобщение, анализ и оформление; решение учебно-познавательных задач.

В содержание индивидуальных занятий с преподавателем входит материал заданий по изучаемым разделам и темам. Основное место здесь занимают учебно-познавательные задачи. Учитываются пожелания студентов в выборе содержания и характера заданий.

В учебные планы включен зачет.


В результате изучения курса «Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии» студенты должны знать:


  • основные этапы развития системы физического воспитания русского народа в контексте мировой культуры;

  • эстетические, нравственные и духовные ценности физической культуры;

  • дидактические закономерности в физическом воспитании;

  • методику оздоровительных физкультурно-оздоровительных занятий с различными заболеваниями детей дошкольного возраста;

  • возрастно-половые и индивидуальные закономерности развития физических качеств и формирования двигательных навыков у детей с различными формами отклонений в развитии;

  • методы организации комплексного контроля в физическом воспитании детей;

  • иметь полное представление об основных категориях детей с нарушениями развития.

  • методы организации и проведения научно-исследовательской и методической работы.

Студенты должны уметь:




  • формулировать конкретные задачи в физическом воспитании различных групп детей с проблемами в развитии;

  • устанавливать контакт с ребёнком в процессе обучения физическим упражнениям;

  • применять специализированные средства обучения различных детей с проблемами в развитии двигательным действиям и воспитания физических качеств в занятиях;

  • подбирать методы и средства решения образовательных и оздоровительных задач;

  • оценивать эффективность физкультурно-оздоровительных занятий;

  • осуществлять консультационную деятельность по вопросам организации и проведения индивидуальных и коллективных физкультурно-оздоровительных занятий детей различного возраста и состояния здоровья;

  • использовать навыки рационального применения учебного и лабораторного оборудования, аудиовизуальных средств, компьютерной техники, тренажерных устройств и специальной аппаратуры в процессе различных видов занятий;

  • применять средства и методы формирования здорового стиля жизни на основе потребности в физической активности и регулярном применении физических упражнений, гигиенических и природных факторов с целью оздоровления и физического совершенствования обучаемых;

  • Определить основные формы и методы коррекционно-воспитательной работы, направленные на разностороннее физическое и психическое развитие ребёнка;

  • применять навыки научно-методической деятельности для решения конкретных задач, возникающих в процессе проведения физкультурно-оздоровительных занятий;

  • применять методы врачебно-педагогического контроля в конкретных ситуациях профессиональной деятельности;

  • оказать первую помощь при травмах в процессе выполнения физических упражнений;

  • определять причины ошибок в процессе освоения обучаемыми двигательных действий и развития физических качеств и находить методику их устранения;

  • творчески подходить к выполнению своих функциональных обязанностей.

Подготовка современного специалиста предполагает, что ещё в стенах вуза он овладевает методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования, поэтому так важна проблема активизации самостоятельной работы.

С целью организации данного вида подготовки и в целях развития систематического процесса усвоения содержания дисциплины нами разработаны и представлены тестовые задания.

Содержание тестовых заданий даёт возможность закрепить знания по основам методики физического воспитания детей с проблемами в развитии, увидеть её мощный гуманистический потенциал и технологическую оснащённость.




    1. Извлечение из ГОСВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).


Методика физического воспитания детей с проблемами в развитии

Роль двигательного анализатора в развитии специфических возможностей человека. Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии. Характеристика двигательных нарушений легкой, средней и тяжелой степени выраженности. Способы определения состояния моторного развития. Задачи и методы коррекционно-профилактического физического воспитания. Характеристика средств физического воспитания. Формы организации коррекционной работы. ЛФК: направленность, методические приемы. Специфика организации и содержания физического воспитания детей с проблемами в развитии (при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата).



1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



п/п


Шифр и наименова-

ние специ-альности



Курс

Сем.

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-

ёмкость.

Всего ауд.

ЛК

ПР/

См

Сам. раб.

1

050717-Специальная

дошкольная педагогика и психология



4


7

72


26


10


16


46


Зачет


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ методики физического воспитания детей с проблемами в развитии
1.6.1. Примерное распределение учебного времени (в часах)
Дневное отделение


п/п


Наименование разделов

Всего

ауд.


ЛК

ПР/ СМ

Сам.

работа


Общая характеристика предмета МФВ с проблемами в развитии

1.

Общая характеристика МФВ детей с проблемами в развитии

4


2


2

4

2.

Особенности моторного развития детей с проблемами в развитии

4

2

2

4

Задачи, средства и методы коррекционно-профилактического ФВ



3.

Задачи, средства и методы ФВ детей с проблемами в развитии

6

2

4

6

4.


Содержание и форма ФУ. Техника ФУ; их кинематические характеристики.

2

2




4

5.

Формирование двигательных навыков

2




2

4

6.

Воспитание психофизических качеств

2

2




4



Формы организации коррекционной работы.




7.

Физкультурные занятия дошкольников

2




2

6

8.



Физкультурно-оздоровительная работа. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Активный отдых детей

2




2

6



9.

Врачебно-педагогический контроль за физическим развитием

2




2

4

10.
Специфика организации и содержания ФВ детей при нарушениях интеллекта, слуха, зрения, речи, ОДА

2




2

4




Всего: дневное отделение

26

10

16

46


1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел I. Общая характеристика предмета МФВ детей

с проблемами в развитии
Тема 1. Общая характеристика МФВ детей

с проблемами в развитии.
Основные понятия в МФВ. Роль физической культуры в жизни, развитии и воспитании детей раннего и дошкольного возраста с проблемами в развитии. Обусловленность задач физического воспитания детей психофизиологическими и возрастными особенностями.

Зависимость задач от объективных и субъективных возможностей в конкретных социальных условиях. Физическое воспитание как приобщение ребенка к двигательным действиям.


Раздел II. Задачи, средства и методы

коррекционно-профилактического физического воспитания.
Тема 2. Особенности функционального развития дошкольников

с проблемами в развитии
Учет психофизиологических особенностей и закономерностей потенциальных возможностей детей с проблемами в развитии в возрастном аспекте.

Характерные закономерности физического развития детского организма: интенсивность и неравномерность развития основных систем организма от 0 до 7 лет жизни. Пластичность органов и систем. Роль наследуемых биологических свойств, внешней среды, особенности воспитания. Высокая активность обменных процессов, реактивность организма.

Единство и взаимосвязь физического и психического развития. Развитие и совершенствование функций различных органов и систем под влиянием физических упражнений.

Особенности созревания нервной системы под влиянием внешних и внутренних воздействий. Образование условных рефлексов, выработка динамических стереотипов. Созревание нервной системы и возрастные особенности моторной функции. Роль внешних воздействий (создание условий, особенности воспитания, занятия физическими упражнениями) для развития моторики.

Динамика основных показателей физического развития у детей от 0 до 7 лет и влияние на них физических упражнений. Особенности костно-мышечной системы детей. Совершенствование и перестройка деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем как основа повышения функциональных возможностей детей при мышечной деятельности. Влияние физических упражнений на сердечно-сосудистую и дыхательную системы.

Развитие психики ребенка под воздействием физических упражнений (развитие двигательных ощущений, представлений, изменение в эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере).

Особенности развития моторики в раннем возрасте. Значение своевременного развития моторики для полноценного воспитания ребенка, потребности ребенка в движении.

Качественные и количественные показатели уровня развития движений у детей разного возраста и состояния здоровья. Развитие функции равновесия как условие успешного формирования движений и действий. Развитие пространственных и временных ориентировок.

Значение двигательной активности для физического и психического развития детей с проблемами в развитии. Возрастная характеристика двигательной активности детей. Воспитание эстетического отношения к выполнению физических упражнений. Формирование эмоциональной сферы детей с проблемами в развитии.
Раздел III. Задачи, средства и методы коррекционно-профилактического физического воспитания детей с проблемами в развитии.
Тема 3. Задачи и средства физического воспитания детей

с проблемами в развитии
Оздоровительные задачи: охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций и систем организма, закаливание, воспитание правильной осанки, повышение работоспособности организма, формирование основ ЗОЖ.

Образовательные задачи: формирование двигательных навыков и развитие физических качеств; овладение знаниями о физической культуре и ЗОЖ; развитие двигательных способностей (координации, функции равновесия и т.д.) у разных возрастных групп. Активизация мышления и развитие осознанности двигательных действий. Формирование пространственных и временных ориентировок; развитие внимания, воображения, памяти.

Воспитательные задачи: воспитание потребности в ежедневных физических упражнениях, интереса к физической культуре; формирование творческой активности, развитие навыков самоорганизации. Воспитание нравственных и морально-волевых качеств личности. Комплексный подход к реализации оздоровительных, образовательных и воспитательных задач физического воспитания с детьми с проблемами в развитии.

Двигательная деятельность как необходимый компонент существования человека, как форма отношения к окружающему миру и способ его освоения. Роль двигательной активности в жизни человека. Характеристика средств физического воспитания: физические упражнения, естественные силы природы, гигиенические факторы. Особенности избирательного, комплексного их использования с детьми с проблемами в развитии.

Естественные силы природы как средства физического воспитания: значение, виды, принципы использования.

Гигиенические факторы (соблюдение требований личной и общественной гигиены), санитарно-гигиенические требования к месту проведения физических упражнений, их значение.

Физические упражнения. Факторы, определяющие воздействие физических упражнений.
Тема 4. Содержание и форма физических упражнений.
Форма физических упражнений как способ его выполнения, характеризующийся пространственной, временной и динамической упорядоченностью параметров. Диалектика соотношения содержания и формы физического упражнения.

Техника двигательного действия. Двигательное действие как система. Понятие о технике физических упражнений. Основы техники. Основное звено техники. Детали техники; индивидуализация техники; фазы техники. Критерии оценки эффективности техники.

Характеристика движений. Пространственная характеристика: исходное положение, положение тела и его частей, траектория движения (форма, направление, амплитуда). Временная характеристика - длительность и темп движения. Ритмическая характеристика - ритм. Пространственно-временная характеристика - скорость движений, ускорение. Динамическая характеристика - внутренние и внешние силы. Циклические и ациклические движения. Фазы ациклических движений - подготовительная, основная, заключительная.

Использование “искусственной” управляющей среды (тренажерных устройств, специального оборудования) для повышения эффективности физических упражнений с детьми с отклонениями в развитии.



Методы и приемы обучения детей с проблемами в развитии. .Методы словесного воздействия (вербальный). Наглядные методы. Практические методы обучения физическим упражнениям. Приемы обучения ребенка движениям.

Задачи и методы обучения детей основным движениям. . Последовательность обучения каждому виду в разные возрастные периоды. Характерные ошибки и методика их исправления. Физкультурные пособия, тренажеры, применяемые в обучении детей основным движениям.

Характеристика общеразвивающих упражнений (ОРУ), их влияние на укрепление опорно-двигательного аппарата; на формирование правильной осанки; на развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ЦНС.

Требования к составлению комплексов. Подбор ОРУ для детей разных возрастных групп. Использование предметов и снарядов, тренажеров, музыкального сопровождения.

Строевые упражнения, их характеристика и значение, место в системе физического воспитания дошкольников. Методика обучения строевым упражнениям детей с проблемами в развитии.
Тема 5. Формирование двигательных навыков у детей

с проблемами в развитии
Понятие о двигательном умении и навыке, характерные признаки; их значение, сущность. Стабилизация и пластичность навыка. Роль сознания и эмоций в процессе обучения двигательным действиям. Закономерности формирования двигательных навыков: фазовость, волнообразность, положительный и отрицательный перенос. Влияние музыки на развитие и совершенствование двигательных навыков.

Предпосылки процесса обучения: подготовленность педагога, готовность детей к усвоению конкретного учебного материала и практическому конструированию действия; наличие соответствующих условий (ТСО, учебные пособия, физкультурный инвентарь и оборудование и т.п.).

Этапы процесса обучения двигательным действиям. Взаимосвязь формирования двигательного навыка и этапов обучения.

Формирование специальных знаний в процессе обучения физическим упражнениям. Содержание знаний (сведения о физическом воспитании в целом, о закономерностях движения человеческого тела, о правилах разучивания двигательных действий и способах их выполнения, о влиянии занятий физическими упражнениями на организм человека и др.). Методика обучения специальным знаниям в разных возрастных группах. Индивидуальный и дифференцированный подход.


Тема 6. Воспитание психофизических качеств.
Определения понятия психофизических (двигательных) качеств, их физиологическое обоснование. Влияние физических качеств на соматическое и психическое здоровье ребенка. Средства и методы развития физических качеств. Ведущее оздоровительное значение циклических упражнений. Развитие физических качеств с учетом особенностей возрастных возможностей детей.

Регулирование нагрузки и отдыха как основа развития физических качеств. Приемы обеспечения нагрузки. Диагностика выявления уровня развития физических качеств у детей. Единство обучения двигательным действиям и развития физических качеств. Физическая нагрузка как специфическое средство развития двигательных качеств, виды и компоненты нагрузок.

Сила: определение понятия, формы проявления. Методика развития силы: задачи, средства, методы. Возрастные периоды развития качества силы. Контрольные упражнения для определения уровня развития силы.

Быстрота: определение понятия, формы и разновидности проявления быстроты. Методика развития быстроты: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня быстроты.

Выносливость: определение понятия, формы проявления, виды и возрастные периоды развития выносливости. Методика развития выносливости: задачи, средства, методы. Контрольные упражнения (тесты) для определения уровня выносливости.

Гибкость (подвижность в суставах): определение понятия, формы проявления гибкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития гибкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности развития гибкости. Тесты для определения уровня развития гибкости.

Ловкость (координационные способности): определение понятия, формы проявления ловкости и факторы, влияющие на ее проявление. Методика развития ловкости: задачи, средства, методы. Возрастные особенности ее проявления. Контрольные упражнения и тестовые задания для определения уровня развития ловкости. Связь обучения двигательным действиям с развитием физических качеств.

Раздел IV. Формы организации коррекционной работы по

физической культуре с детьми с отклонениями в развитии.
Тема 7. Физкультурные занятия дошкольников

с проблемами в развитии
Физкультурные занятия как основная форма организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям, их функционального развития. Задачи и структура занятий. Динамика работоспособности детей. Типы физкультурных занятий в зависимости от задач, содержания, методов обучения.

Методика проведения физкультурных занятий с детьми с проблемами в развитии: организация детей, общая и моторная плотность занятия; нагрузка и приемы ее регулирования; чередование двигательной деятельности.

Характеристика места проведения занятий: занятия в зале и на открытом воздухе. Необходимое оборудование и инвентарь для проведения занятий. «Взаимозаменяемые» предметы: обручи и короткие скакалки, малые мячи и мешочки с песком, гимнастические палки и короткие скакалки, сложенные вчетверо; особенности работы с ними.

Тренажеры и тренировочные устройства в системе занятий физической культурой с детьми с проблемами в развитии. Требования к тренажерам и устройствам. Применение специальных устройств и тренажеров на открытом воздухе, в виде “станций” на тропе здоровья. Составление комплексов упражнений для детей с разным уровнем и состоянием здоровья.

Дифференцированные двигательные задания, стимулирующие деятельность детей с проблемами в развитии. Особенности методики проведения занятий в помещении, на воздухе. Нетрадиционные формы проведения физкультурных занятий с детьми с проблемами в развитии.
Тема 8. Физкультурно-оздоровительная работа с детьми

с отклонениями в развитии.
Утренняя гимнастика в режиме дня детского сада, ее построение. Требования к подбору физических упражнений. Значение музыки и песни, дыхания при проведении утренней гимнастики. Физкультминутки.

Подвижные игры на прогулке. Спортивные игры. Эстафеты. Воспитание навыков самоорганизации детей с проблемами в развитии. Прогулки, турпоходы, экскурсии за пределы детского сада, их значение, выбор маршрута и способа передвижения. Организация детей и регулирование их двигательной активности. Преодоление препятствий, обеспечение страховки для детей с проблемами в развитии.

Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Обеспечение безопасности. Самостоятельная двигательная деятельность. Создание развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности ребенка. Приемы руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей с проблемами в развитии.

Активный отдых детей, специфика проведения с данным контингентом.

Физкультурный праздник, его содержание. Организация и методика проведения физкультурного праздника. Дозировка физической и психической нагрузки, музыкальное сопровождение. Длительность праздника. Награждение победителей.

Физкультурный досуг. Методика проведения физкультурных развлечений в разных возрастных группах. Организация и планирование дня здоровья в группах. Задачи и содержание каникул для детей. Задания на дом как средство решения задач физического воспитания семьи и детского сада особенных детей.


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница