Учебно-методический комплекс дисциплины сд 29 методика развития речи дошкольника с нарушением слуха



страница1/8
Дата30.04.2016
Размер1.59 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 29 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКА С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050717 Специальная дошкольная педагогика и психология (ОФО, ЗФО)

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология c доп.спец. Специальная психология

(код и наименование специальности)

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1Автор программы: Яшина Екатерина Викторовна старший преподаватель кафедры СПиП.

1.2 Рецензенты: Пельтихина Ю.В., старший преподаватель кафедры СПиСП; Усанова И.И., директор МБОУ г. Мурманска ЦППРК

1.3 Пояснительная записка

Настоящая программа предназначена для подготовки учителей – дефектологов специальных коррекционных дошкольных учреждений разных типов для детей с нарушениями слуха т.к. эти дети c самого раннего возраста нуждаются в особых условиях воспитания и обучения, обеспечивающих коррекцию нарушенной слуховой и речевой функции.

Курс «Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха» раскрывает современные научно обоснованные подходы к организации, отбору содержания способам коррекционно - развивающего обучения словесной речи глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Цель дисциплины: познакомить студентов с концептуальными основами современного подхода к обучению языку, и, прежде все­го, коммуникативно-деятельностной системы обучения языку.

Задачи дисциплины:

- характеристика методологических подходов и принципов формирования речи дошкольников;

- знакомство студентов с условиями развития речи в дош­кольных учреждениях коррекционного вида;

- раскрытие задач, содержания, методов и приемов работы над речью в разных возрастных группах;

- формирование умения планировать занятия по развитию речи с учетом современных требований;

- знакомство студентов с принципами анализа научной и ме­тодической литературы.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий вид профессиональной деятельности, ее изучение способствует реше­нию следующих типовых задач профессиональной деятельности: работа по развитию речи детей дошкольного возраста с на­рушениями слуха;

- реализация личностно-ориентированного подхода к разви­тию детей дошкольного возраста с нарушениями слуха.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

- методологические основы методики развития речи детей с нарушениями слуха;

- требования к использованию разных форм речи (устной, письменной, дактильной);

- методы и приемы развития речи в разных возрастных группах, творчески использовать их;

- научную и методическую литературу по вопросам разви­тия речи детей с нарушениями слуха;

уметь:

- охарактеризовать состояние речи дошкольников с недос­татками слуха;

- организовать совместную работу по развитию речи детей с воспитателями и родителями;

- организовать работу по развитию речи в связи с разными видами детской деятельности (игрой, рисованием, констру­ированием, трудом и др.);

- реализовать индивидуальный подход к детям с различным состоянием слуха и речи;

- работать и аргументировать индивидуальную програм­му развития речи глухих и слабослышащих детей со слож­ными недостатками в развитии;

- планировать работу по развитию речи в разных возраст­ных группах, оказывать помощь воспитателям и родите­лям в планировании работы по развитию речи;

владеть:

- методами изучения речи глухих и слабослышащих дош­кольников;

- методикой организации занятий по развитию речи в дош­кольных учреждениях для глухих и для слабослышащих детей.

- специальными методическими приемами и средствами обучения, для того, чтобы правильно начать работу по формированию словесной речи неслышаших дошкольников;

- уметь оценить исходный уровень речевого развития, его темпы и результаты на каждом возрастном этапе;

- разумно сочетать работу над речью с развитием и воспитанием глухого ребенка, как гармонически развитой личности.

Без понимания особенностей психического и речевого развития детей с нарушениями слуха, без моделирования обходных компенсаторных путей развития, без усвоения теоретических основ методики обучения этих детей устной речи, являющейся основным средством общения, без осмысления природы самого языка, работа сурдопедагога не может быть достаточно эффективной.

Данный курс как один из сурдологических предметов, показывает важность всех компонентов работы над речью, помогает выработать общую стратегию сурдопедагогической деятельности, вселить в будущего дефектолога веру, что при умелом подходе к неслышащему ребенку, результаты обучения будут неизмеримо выше уже достигнутых в практике обучения этих детей, т.к. методика обучения языку неслышаших детей представляется как ремесло, как наука, как искусство.

Материал программы рассчитан на 20 лекционных часов, 16 часов практических занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО
Теоретические основы обучения речи дошкольников с нарушениями слуха. Коммуникативно-деятельностная система обучения речи. Принципы обучения речи дошкольников с нарушениями слуха. Условия формирования речи в детском саду. Взаимосвязь различных форм речи в обучении дошкольников с нарушениями слуха. Работа воспитателя по развитию речи. Задачи и содержание занятий по развитию речи. Особенности работы по развитию речи в разных возрастных группах. Работа по развитию речи в семье. Планирование работы по развитию речи.
1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)




Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

03.20.00 Специальная дошкольная педагогика и психология

3

5

72

36

20

16




36

экзамен

2.

03.20.00 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)

4

7

72

8

4

4




66

экзамен

3

050717 Специальная дошкольная педагогика и психология c доп.спец. Специальная психология


4

7

54

28

12

16




26

экзамен



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Тема1 Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха.

4

2

2




6

2

2







10

2

Тема2 Принципы системы обучения языку.

4

2

2




4

2




2




10

3

Тема 3 Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха

4

2

2




2

2




2




6

4

Тема4 Условия речевого развития детей с недостатками слуха.

6

4







4













8

5

Тема5 Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.

10

6

6




10

2

2







16

6

Тема6 Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.

4

2

2




2













8

7

Тема7 Планирование работы по развитию речи.

4

2

2




8













6




Итого

36

20

16




36

8

4

4




64



№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант 4

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Тема1 Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха.

6

2

4

2



















2

Тема2 Принципы системы обучения языку.

4

2

2

4



















3

Тема 3 Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха

4

2

2

4



















4

Тема4 Условия речевого развития детей с недостатками слуха.

4

2

2

4



















5

Тема5 Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.

4

2

2

4



















6

Тема6 Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.

4

2

2

4



















7

Тема7 Планирование работы по развитию речи.

2




2

4






















Итого

28

12

16

26




















Примечание:

Вариант 1 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология

Вариант 2 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология (ЗФО)

Вариант 3 для специальности 050717.65 Специальная дошкольная педагогика и психология с доп.спец. Специальная психология




1.6.2 Содержание разделов дисциплины.
Тема 1. Теоретические основы методики развития речи дошкольников с нарушениями слуха.

Предмет, объект и задачи методики развития речи. Возрастные особенности детей с нарушением слуха.

Своеобразие общего и речевого развития дошкольников с нарушением слуха. История обучения языку глухих и слабослышащих дошкольников.

Тема 2. Принципы системы обучения языку.

Понятие «принцип».

Генетический принцип. Генетический принцип отражает генезис речевого развития, корней и источников овладения языков.

Деятельностный принцип – система , которая непрерывно развивается , совершенствуется, приводится в соответствие с данными смежных наук и требованиями времени. С.А. Зыков, Б.Д.Корсунская. Структура речевой деятельности по А.Н. Леонтьеву. Взаимосвязь между генетическим и деятельностным принципами.

Структурно- семантический принцип. Семантическое и фазическое синтаксирование.

Этапы обучения языку.

I этап – от 1,5- 2 до 4 лет.

II этап – от 4 до 6 лет.

III этап - от 6 до 7 лет.
Тема 3. Формы словесной речи в системе обучения дошкольников с нарушениями слуха.

Устная речь.

Словесная речь.

Строение речевого аппарата.

Письменная речь. Различия между устной и письменной формами речи.

Дактильная форма словесной речи.

Требования к использованию устной, письменной, дактильной форм словесной речи.
Тема 4. Условия речевого развития детей с недостатками.

Коррекционное обучение в специальных дошкольных учреждениях и группах.

Организация специальных занятий по развитию речи. Задачи.

Программы воспитания и обучения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста.

Коррекционная работа с дошкольниками с нарушениями слуха в условиях интегрированного обучения в массовых детских садах. Показатели успешной интеграции.

Организация педагогической помощи детям с нарушениями слуха в сурдологических кабинетах и центрах.


Тема 5. Методика развития речи дошкольников с нарушением слуха на разных возрастных этапах.

Развитие речи в быту.

Речевое развитие детей в разных видах деятельности (игровой, изобразительной, конструктивной и др.)

Развитие речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Особенности организации и содержания занятий по развитию речи.

Первоначальный этап развития речи. Предпосылки к овладению развития речи.

Тематика занятий. Отбор речевого материала. Взаимосвязь разных видов речевой деятельности. Обучение глобальному чтению. Методические приемы. Требования к дидактическому материалу.

Содержание и методы развития речи детей среднего дошкольного возраста.

Особенности работы по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста.
Тема 6. Развитие речи детей с нарушениями слуха в семье.

Значение работы с семьей в воспитании и обучении детей с нарушениями слуха.

Организация педагогической работы в семье с детьми, не посещающими дошкольные учреждения. Задачи работы. Организация в семье работы по развитию речи детей с нарушенным слухом, посещающих специальные ДОУ.
Тема 7. Планирование работы по развитию речи.

Планирование в системе специального дошкольного образования.

Виды планирования. Формы планирования. Структура планирования.

Требования к ежедневному планированию. Структура ежедневных планов занятий по развитию речи, изложение хода.

Анализ перспективного плана по развитию речи.
1.6.3 Темы для самостоятельного изучения.



№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1 вар

2 вар

1.

Практическое ознакомление с организацией сурдологической работы в детском саду.

-Проанализировать и сделать краткий конспект нормативных документов «Положение о временной группе для детей с нарушением слуха в дошкольном учреждении общего типа», «Должностные обязанности учителя-сурдопедагога».

-Представить режим дня группы для детей с нарушением слуха и примерную сетку занятий на неделю- (по результатам посещения ДОУ)



6

12

«Круглый стол»


2.

Присутствие на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях в группах для детей с нарушением слуха по формированию лексико-грамматических категорий.

- сделать анализ занятий


10

18

«Круглый стол»

3.

Знакомство с документацией, предметно-развивающей средой и оборудованием группы для детей с нарушением слуха.

-Составить схему видов документов, определяющих деятельность воспитателя в ДОУ,

-Разработать проект группы для детей с нарушением слуха.



4

10

защита созданных проектов на ПР

4.

Изучить формы сотрудничества педагогического коллектива ДОУ с семьей.

-Разработать консультацию для родителей по теме « Характеристика речевого развития детей с нарушением слуха»;

-Разработать план родительского собрания по теме « Роль семьи в воспитании неслышащего малыша»



8

12

«Круглый стол»

5.

Взаимодействие в работе сурдопедагога и воспитателя

-Подобрать примеры общего и различного в работе сурдопедагога и воспитателя, проводимой по одной лексической теме;

- Проанализировать тетрадь взаимосвязи воспитателя и сурдопедагога.



8

12

выполнение тестов

ИТОГО

36

64






1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.


Занятие 1.

  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница