Учебно-методический комплекс дисциплины сд 30 (СД. Ф. 30) «Технические средства коррекции нарушения зрения»



страница1/6
Дата07.06.2016
Размер1.53 Mb.
  1   2   3   4   5   6
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД 30 (СД.Ф.30) «Технические средства коррекции нарушения зрения».


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности


050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ОФО, ЗФО)

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология

Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



    1. Автор программы: старший преподаватель кафедры СПиП МГПУ Полюсова Наталья Ивановна.


1.2 Рецензенты: Калач Марина Григорьевна, учитель-дефектолог СКОШ №58, Онопа Оксана Алексеевна, ст. преподаватель кафедры СПиП МГГУ.
1.3 Пояснительная записка

Настоящий курс занимает важное место в профессиональной подготовке специальных педагогов-психологов, имея целью формирование у студентов знаний и умений, связанных с реализацией общих и специфических путей восполнения утраченных зрительных функций, компенсации недостаточности зрения.

В результате освоения курса студенты должны знать:


  • теоретическое обоснование приемов и методов помощи людям со зрительной недостаточностью,

  • психофизиологические основы тифлотехники,

  • принципы разработки тифлотехнических устройств,

  • группы технических средств, применяемых в учреждениях для лиц с нарушениями зрения,

  • исторические этапы развития тифлотехники.

Студенты должны уметь:

  • использовать и развивать остаточное зрение,

  • создавать офтальмо-гигиенические условия для организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими нарушения зрения,

  • самостоятельно пользоваться тифлотехникой дошкольного, школьного обучения и воспитания.

Наряду с чтением лекционного курса большое место отводится практическим занятиям, на которых студенты знакомятся, учатся пользоваться тифлотехническими приборами. При посещении дошкольных, школьных образовательных учреждений для лиц с нарушениями зрения, библиотеки для слепых дополняют свои знания и закрепляют практические навыки по использованию разнообразных технических средств коррекции нарушений зрения.

Изучение курса заканчивается сдачей зачета.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО
050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Предмет и задачи тифлотехники. Основные направления развития тифлотехники. Психофизиологические основы тифлотехники. Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у лиц с нарушениями зрения. Основные виды чувствительности, используемые в тифлотехнике. Общее понятие о технических средствах для детей с нарушениями зрения. Особенности использования наглядности при дефектах зрения. Тифлотехника дошкольного воспитания и обучения. Особенности использования и развития остаточного зрения, осязания и мелкой моторики, слуха и ориентировки в пространстве. Тифлотехника школьного обучения. Тифлотехника ориентировки в пространстве. Тифлотехника быта. Тифлотехника физического развития. Вспомогательные оптические приборы и средства коррекции.


050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология

Предмет и задачи тифлотехники. Основные направления развития тифлотехники. Психофизиологические основы тифлотехники. Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у лиц с нарушениями зрения. Основные виды чувствительности, используемые в тифлотехнике. Общее понятие о технических средствах для детей с нарушениями зрения. Особенности использования наглядности при дефектах зрения. Тифлотехника дошкольного воспитания и обучения. Особенности использования и развития остаточного зрения, осязания и мелкой моторики, слуха и ориентировки в пространстве. Тифлотехника школьного обучения. Тифлотехника ориентировки в пространстве. Тифлотехника быта. Тифлотехника физического развития. Вспомогательные оптические приборы и средства коррекции.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):


п/п



Шифр и наименование специальности


Курс


Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

(форма отчетности)



Трудоем­кость



Всего

аудит.



ЛК


ПР/

СМ


ЛБ



Сам.

работа



1



03.20.00

«Специальная дошкольная педагогика и психология»



4

7

72

32

16

16

-

40

Зачет

2

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология


3

5

54

24

12

12




30

зачёт

3.

050717 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)


5

10

72

8

4

4




64

зачёт



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:




п/п



Наименование раздела темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего

ЛК


ПР/

СМ


ЛБ


Сам.

работа



Всего

ЛК


ПР/

СМ


ЛБ


Сам.

работа



1

Предмет и задачи тифлотехники.

2

2







4

2

2







2

2

Основные направления развития тифлотехники.

2

2







3

2

2







2

3

Психофизиологические основы тифлотехники.

2

2







3

2

2







2

4

Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у лиц с нарушением зрения.

2

2







3

2

2







2

5

Основные виды чувствительности, используемые в тифлотехнике.

2

2







3

2

2







2

6

Общее понятие о технических средствах для детей с нарушениями зрения.

4

2

2




3

2

2







2

7

Особенности использования наглядности при дефектах зрения.

4

2

2




3

2




2




2

8

Тифлотехника дошкольного воспитания и обучения.

4

2

2




3

2




2




2

9

Тифлотехника школьного обучения.

2




2




3

2




2




2

10

Тифлотехника ориентировки в пространстве.

2




2




3

2




2




2

11

Тифлотехника быта.

2




2




3

2




2




2

12

Тифлотехника физического развития.

2




2




3

2




2




2

13.

Вспомогательные оптические приборы и средства коррекции.

2




2




3



















ИТОГО:

32

16

16




40

24

12

12




30


п/п



Наименование раздела темы

Количество часов

Вариант 3

Вариант

Всего

ЛК


ПР/

СМ


ЛБ


Сам.

работа



Всего

ЛК


ПР/

СМ


ЛБ


Сам.

работа



1

Предмет и задачи тифлотехники.

1

1







4
















2

Основные направления развития тифлотехники.

1

1







5
















3

Психофизиологические основы тифлотехники.

1

1







5
















4

Взаимодействие анализаторов при восприятии окружающего у лиц с нарушением зрения.

1

1







5
















5

Основные виды чувствительности, используемые в тифлотехнике.

1




1




5
















6

Общее понятие о технических средствах для детей с нарушениями зрения.

1




1




5
















7

Особенности использования наглядности при дефектах зрения.

1




1




5
















8

Тифлотехника дошкольного воспитания и обучения.

1




1




5
















9

Тифлотехника школьного обучения.













5
















10

Тифлотехника ориентировки в пространстве.













5
















11

Тифлотехника быта.













5
















12

Тифлотехника физического развития.













5
















13.

Вспомогательные оптические приборы и средства коррекции.













5



















ИТОГО:

8

4

4




64


















Примечание:

Вариант 1 для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Вариант 2 для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с доп.спец. Специальная психология

Вариант 1 для специальности 050717.65 «Специальная дошкольная педагогика и психология» (ЗФО)

1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница