Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 1 Теория и история хореографического искусства



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.1 Теория и история хореографического искусства
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 071301 – Народное художественное творчество


Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 05.09. 2009 г.)

Зав.кафедрой

_______________С.В.Телицына






Раздел 1. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор: Выдрин В.Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
1.2 Рецензенты: Смирнов Я.И., директор Мурманского областного Центра творчества и досуга, засл. работник культуры РФ

Ковалева В.В., ведущий специалист по хореографии Мурманского областного Центра творчества и досуга.


1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача курса определяется его названием: дать представление об истории хореографии, ее истоках, самоопределении как вида искусства, разделении на жанры и подвиды, особенностях искусства танца в разные эпохи. В лекционном курсе выделены те проблемы, которые представляются главным для понимания специфики хореографии и хореографического процесса, где ведущую роль играет развитие профессионального танца – восточного и западного в Древнем мире, начиная со Средних веков – его западной ветви.

Наряду с этим в лекционном курсе, семинарских занятиях затрагиваются проблемы бытовой танцевальной культуры, массовых развлекательных жанров, причем, рассматриваются они как взаимодействующие с профессиональным «высоким» искусством. Вызвано это и необходимостью полной освещенности исторического процесса, и актуальной проблемой современной культуры – кризисным состоянием бытового танца.

Курс «Теория и история хореографического искусства», рассматривая исторически органичную связь бытового и профессионального танца, призван разъяснить причины и пути преодоления критической ситуации.

Особенностью курса является соотношение материала по зарубежной и русской хореографии. В разных темах оно различно. Вплоть до XVIII века речь идет о зарубежной культуре – восточной и западной. Это обусловлено исторически более ранним становлением цивилизаций и государств Европы, степенью освещенности в специальной литературе той или иной области культуры. Как известно, почти без изменений до нас дошло профессиональное искусство танца Древнего Востока (Индия), в памятниках материальной культуры, литературы, научных трудах сохранились сведения о танце Древней Греции и Рима. С XV века начинается запись танцев в различных странах Западной Европы. О русском профессиональном искусстве отдаленных эпох почти ничего не известно. Крайне драматично, например, сложилась судьба не зафиксированного средневекового профессионального искусства скоморохов, уничтоженного в XVII веке. Известная о них информация относится уже к Новому времени.

Начиная с XVIII века, культурная ситуация в России резко меняется. Начинаются серьезные сдвиги и в судьбе профессионального танцевального искусства. Богатства танцевального фольклора, пластическая одаренность нации обусловили уникальную восприимчивость к искусству западного классического танца в России, а исключительно благоприятные условия его бытования обусловили стремительный рост и развитие. С XIX века центр классического танца постепенно перемещается в Россию. Феномен русской школы хореографии, русского балета обусловил иное соотношение материала по отечественной и зарубежной культуре второй половины XIX-XX века. Хотя и здесь отмечаются важнейшие явления и процессы зарубежного искусства.

Жанровым стержнем в курсе по истории хореографического искусства закономерно стал балет. Именно со становлением балета связано развитие профессиональной хореографии с XV по XVII век, именно балет с XVIII века и до настоящего времени был самым значительным явлением в искусстве танца, его пластической и содержательной стороны. Наша страна обладает уникальным богатством в области хореографии - лучшей в мире школой классического танца и балетным театром, что и является основой решения проблем профессиональной и бытовой танцевальной культуры.

Данная программа опирается на новейшие исследования и творческие достижения в области хореографического искусства. Желательно, чтобы студенты, по мере возможности, знакомились с постановками классического и современного репертуара, идущим на сценах мира. Это поможет связать происхождение теоретического курса с познанием существующей в данное время художественной практики балетных спектаклей. Полезно вовлекать студентов в активную работу, поручать им составление докладов по периодике, написание рефератов, на практических занятиях приглашать их к активному обсуждению просмотренных фильмов-балетов, выступлений хореографических ансамблей. Наряду с этим следует, приучать учащихся регулярно знакомится с текущей литературой, газетными статьями и рецензиями по балету, не говоря уже о чтении литературы, рекомендованной в программе.

Курс «История хореографического искусства» рассчитан на 72 аудиторных часа, из них – 42 ч. – лекционные занятия, 30 ч. - практические занятия. Проверка знаний предлагается на семинарских занятиях, к зачету студенты пишут реферат по творчеству выдающихся хореографов или танцовщиков. Так же предусмотрена возможность написанием курсовых исследовательской работы по выработанной теме.

К программе прилагаются темы курсовых, рефератов, список выдающихся хореографов, вопросы к зачету, планы семинарских занятий, список литературы.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

СД.Ф.04.01 Теория и история хореографического искусства

Теоретические основы хореографического искусства. Связь истории хореографии с развитием мировой культуры. Основные этапы эволюции русского и зарубежного хореографического искусства от зарождения до современности. Деятельность выдающихся хореографов и танцовщиков. Основные проблемы развития хореографического искусства. Связи танца с музыкой. Становление и развитие хореографических форм. Эволюция выразительных средств хореографии. Связи балетного театра с педагогической и исполнительской деятельностью. Творчество современных отечественных и зарубежных хореографов. Состояние и проблемы развития современных направлений хореографического искусства.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы.





Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчета)

Трудоемкость

Всего аудиторных

ЛК

ПР

ЛБ

Самостоятельная работа студентов

1.
071301 Народное художественное творчество

1-3

1-5

180

40

26

14




140

Зачет

Экзамен
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница