Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 4 Логопедические технологии: Технология формирования интонационной стороны речи



страница1/11
Дата01.05.2016
Размер1.13 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.12.4 Логопедические технологии: Технология формирования интонационной стороны речи.


050715.65 Логопедия




Утверждено на заседании кафедры

СПиСП ППИ

(протокол № 1 от 09.09.13 г.)

Зав. кафедрой СПиСП

______________Ю.А. Афонькина



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы программы: Закондырина Эльвира Геннадьевна, к.п.н., доцент кафедры СПиП.
1.2 Рецензенты: к.п.н., доцент кафедры СПиСП Кузьмичева Т.В., учитель – логопед высшей квалификационной категории гимназии № 2 г. Мурманска Щепкина Н.В.
1.3 Пояснительная записка (к курсу «Технология формирования интонационной стороны речи»)

Цели дисциплины:



  • формирование у студентов умения соотносить теорию по лингвистике, психолингвистике, психологии в рамках проблемы «интонации» с вопросами коррекционной пе­дагогики, а также умений структурно-содержательного модели­рования схем и фрагментов обследования произносительной сто­роны речи, системного анализа его результатов.

  • закрепление имеющихся у студентов знаний о феномено­логии заикания и об особенностях нарушения темпо-ритмоинтонационной стороны речи заикающихся; формирование теоретических представлений о психофи­зиологическом и психолингвистическом значении темпо-ритма в развитии речи и других сторон психики человека;

  • формирование теоретических представлений об использо­вании различных темпо-ритмоинтонационных стилях про­изношения как основы восстановления плавной речи заи­кающихся;

  • поэтапное формирование у студентов практических умений, направленных на выработку автоматизированных навыков темпо-ритмоинтонационной саморегуляции в речи заикающихся и введение этих навыков в их речевую коммуникацию.

Задачи дисциплины:



  • актуализировать знания о структуре речевого дефекта при заикании и способах выявления нарушений темпо-ритмической организации речи заикающихся;

  • ознакомить студентов с различными научными подходами о связи лингвистических параметров языка и особеннос­тями психофизиологии человека;

  • сформировать у студентов научно-практические представ­ления о разнообразных логопедических технологиях вос­становления плавной речи заикающихся, используемых в комплексе различных систем реабилитации;

  • обучить студентов применению различных средств восста­новления темпо-рятмоинтонационной стороны речи заика­ющихся, в частности полному стилю произношения.

  • актуализировать теорию, привлекаемую в процессе харак­теристики онтогенеза и механизмов восприятия и воспро­изведения интонационных структур, в процессе обследо­вания интонационной сферы и анализа его результатов у детей с нормальной и нарушенной речевой деятельностью;

  • учить отбору и оценке методических средств и приемов об­следования, коррекции и компенсации дефектов произно­шения;

  • формировать у студентов рефлексивную деятельность, предполагающую овладение действиями самоанализа фак­торов и условий организации и проведения обследования (фрагментов обследования), разработки занятий по разви­тию интонационной стороны речи детей с различной пато­логией;

  • организовать целенаправленную практическую деятель­ность студентов по изучению произносительной стороны речи детей, созданию содержательных и структурных мо­делей (схем) обследования, анализу его результатов;

  • обеспечить условия для овладения студентами методика­ми коррекционной работы по развитию интонационных умений у детей с речевой патологией;

  • предусмотреть виды заданий, связанные с индивидуаль­ной исследовательской работой, предоставление студентам возможности проведения микроисследований по конкретным темам.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-мето­дический и консультативный виды профессиональной деятельно­сти. Ее изучение способствует решению следующих типовых за­дач:


в области коррекционно-развивающей деятельности:

- коррекционное обучение детей и подростков с нарушения­ми речи;

- реализация личностно-ориентированного подхода к образованию и воспитанию детей с нарушениями речи;

- осуществление профилактики речевых нарушений;
в области диагностика-аналитической деятельности:

- проведение обследования голоса и ритмоинтонационной стороны речи у детей с различными речевыми нарушения­ми;

- проведение психолого-педагогического обследования;

в области учебно-воспитательной деятельности;

- планирование и проведение учебных занятий с учетом спе­цифики тем и разделов программы и в соответствии с учеб­ным планом;

- использование современных и наиболее адекватных при­емов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;
в области научно-методической деятельности;

- выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;
в области консультативной деятельности:

- консультирование детей с отклонениями в речевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития;

- проведение профилактической работы, направленной на пре­дупреждение нарушений ритмоинтонационной стороны речи.


Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • - характер специфических проявлений заикания в экспрессив­ной речи;

  • характеристики интонации в норме и при заикании, особен­но определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;

  • об использовании разных интонационных стилей как осно­вы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся, где основная роль принадлежит пол­ному стилю произношения;

  • компоненты интонации, подлежащие анализу в процессе об­следования; содержание и структурную организацию обсле­дования интонационной стороны речи;

  • критерии оценки материалов обследования интонации;

  • методические основы разработки и проведения коррекци-онных занятий по формированию интонационной стороны речи у детей с разными формами речевых нарушений;


уметь:

  • - обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи за­икающихся;

  • использовать приемы поэтапного обучения заикающихся разного возраста полному стилю произношения; использовать игровое моделирование ситуации общения я проведение функциональных речевых тренировок в реаль­ных жизненных ситуациях для устойчивого введения на­выков полного стиля произношения в речевую коммуни­кацию заикающихся;

  • определять задачи, содержание, организационные формы об­следования и формирования интонационной стороны речи у детей;

  • разрабатывать модели фрагментов фронтальных и индиви­дуальных занятий по развитию интонационной стороны речи;


владеть навыками:

  • - составления протоколов и анализа результатов обследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения приемов коррекции темпо-ритма заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения всех эталонов обучения полному стилю произношения; подбора «эталонных» текстов;

  • моделирования игровых коммуникационных ситуаций для отработки приемов коррекции темпо-ритмической органи­зации речи заикающихся;

  • использование приемов полного стиля произношения и вве­дения их в собственную речевую коммуникацию;

  • составления планов проведения индивидуальных я групповых занятий по формированию плавной речи заикающихся разного возраста.

  • составления протокола обследования особенностей восприятия и воспроизведения интонации, анализа материалов об­следования;

  • использования приемов развития различных компонентов интонации.

В основу содержания дисциплины положены разработки таких авторов, как: Волкова Л.С., Волкова Г.А., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.


1.4 Извлечение из ГОС ВПО

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница