Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 12. 5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании



страница1/4
Дата01.05.2016
Размер0.58 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ГОУВПО МГГУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.12.5 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании

ДС 9 Формирование темпоритмической организации устной речи при заикании


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности (специальностям)


050715 «Логопедия»

050716.65 Специальная психология с доп.спец. Логопедия

Утверждено на заседании кафедры

СПиП, факультета СПиП

(протокол №15 от16.05.08 г.)


Зав.кафедрой
__________________

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы программы: Онопа Оксана Алексеевна, ст. преподаватель кафедры СПиП, Лобанова О.В., ст. преподаватель кафедры СПиП, Вакуленко Л.С., ст. преподаватель кафедры СПиП.
1.2 Рецензенты: Т.В. Кузьмичева, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии МГПУ Е.Й. Скиотис, доцент кафедры социальной психологии Мурманского гуманитарного института.
1.3 Пояснительная записка
Раздел программы предназначен для студентов 4 курса (7 сем.)

отделения логопедии по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика». Он строится на основе междисциплинарных и внутридисциплинарных связей. Курс базируется на знаниях, полученных студентами в рамках дисциплин медицинского цикла, психологии, психолингвистики и др.; учитывает подготовку по ранее изученным и параллельно изучаемым разделам логопедии.

Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

Цели дисциплины:


  • закрепление имеющихся у студентов знаний о феномено­логии заикания и об особенностях нарушения темпо-ритмоинтонационной стороны речи заикающихся; формирование теоретических представлений о психофи­зиологическом и психолингвистическом значении темпо-ритма в развитии речи и других сторон психики человека;

  • формирование теоретических представлений об использо­вании различных темпо-ритмоинтонационных стилях про­изношения как основы восстановления плавной речи заи­кающихся;

  • поэтапное формирование у студентов практических умений, направленных на выработку автоматизированных навыков темпо-ритмоинтонационной саморегуляции в речи заикающихся и введение этих навыков в их речевую коммуникацию.

Задачи дисциплины:

  • актуализировать знания о структуре речевого дефекта при заикании и способах выявления нарушений темпо-ритмической организации речи заикающихся;

  • ознакомить студентов с различными научными подходами о связи лингвистических параметров языка и особеннос­тями психофизиологии человека;

  • сформировать у студентов научно-практические представ­ления о разнообразных логопедических технологиях вос­становления плавной речи заикающихся, используемых в комплексе различных систем реабилитации;

  • обучить студентов применению различных средств восста­новления темпо-рятмоинтонационной стороны речи заика­ющихся, в частности полному стилю произношения.

Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, учебно-воспитательный, научно-методический, организационно-управленческий я консультативный • виды профессиональной деятельности. Ее изучение способствует решению следующих типовых задач:
в области коррекционно-развивающей деятельности:

  • коррекционное обучение детей, подростков, взрослых с нарушениями речи;

  • реализация личностно-ориентированного подхода к образованию, воспитанию и развитию детей с нарушениями речи;

  • осуществление профилактики речевых нарушений;

В области диагностико-аналитической деятельности:



  • дифференциальная диагностика для определения типа на­рушения;


в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

  • -планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных и наибо­лее адекватных приемов, методов и средств обучения;

  • использование технических средств обучения, информаци­онных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;


в области научно-методической деятельности:

- выполнение научно-методической работы, участие в рабо­те научно-методических объединений;

- анализ собственной деятельности в целях ее совершенство­вания и повышения своей квалификации;

в области организационно-управленческий:

- ведение документации логопеда, речевых карт;
В области консультативной деятельности-.

- консультирование детей и взрослых с отклонениями в ре­чевом развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения и развития;

проведение психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье.


Студент, изучивший дисциплину, должен

знать:

  • характер специфических проявлений заикания в экспрессив­ной речи;

  • характеристики интонации в норме и при заикании, особен­но определение темпа и ритма речи как основных компонентов интонации, которые способствуют объединению ряда слогов в синтагму;

  • об использовании разных интонационных стилей как осно­вы логопедических технологий при формировании плавной речи заикающихся, где основная роль принадлежит пол­ному стилю произношения;

уметь:

  • обследовать темпо-ритмоинтонационную сторону речи за­икающихся;

  • использовать приемы поэтапного обучения заикающихся разного возраста полному стилю произношения; использовать игровое моделирование ситуации общения я проведение функциональных речевых тренировок в реаль­ных жизненных ситуациях для устойчивого введения на­выков полного стиля произношения в речевую коммуни­кацию заикающихся;

владеть навыками:

  • составления протоколов и анализа результатов обследования темпо-ритмической стороны речи заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения приемов коррекции темпо-ритма заикающихся;

  • самостоятельного воспроизведения всех эталонов обучения полному стилю произношения; подбора «эталонных» текстов;

  • моделирования игровых коммуникационных ситуаций для отработки приемов коррекции темпо-ритмической органи­зации речи заикающихся;

  • использование приемов полного стиля произношения и вве­дения их в собственную речевую коммуникацию;

  • составления планов проведения индивидуальных я групповых занятий по формированию плавной речи заикающихся разного возраста.

Курс рассчитан на 8 часов лекционных, 10 часов практических, 18 часов самостоятельной работы для специальностей «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика».

4 часа лекционных, 2 часа практических, 30 часов самостоятельной работы для специальности «Логопедия» ЗФО.


Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО
050715 «Логопедия»

ДПП.Ф.12 Технология формирования темпоритмической организации устной речи при заикании. Психофизиологический и лингвистический аспекты изучения темпоритма. Характеристика интонации при заикании. Средства для восстановления темпоритмоинтонационной стороны речи. Формирование речевого дыхания, рациональной голосоподачи и голосоведения. Развитие просодической стороны речи. Формирование практических умений, направленных на выработку навыков речевой саморегуляции темпоритма заикающихся. Автоматизация навыков речевой саморегуляции и введение их в речевую коммуникацию. Поэтапное овладение студентами различными приемами коррекции темпоритма заикающихся
050716.65Специальная психология с доп. спец. Логопедия -


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница