Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 5 Методики преподавания: Методика преподавания изобразительной деятельности



страница1/4
Дата07.06.2016
Размер0.59 Mb.
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего

профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ


СД.Ф.13.5


Методики преподавания: Методика преподавания

изобразительной деятельности

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
050715.65 Логопедия со специализацией Семейная коррекционная педагогика

Утверждено на заседании кафедры

педагогики

Психолого-педагогического института

(протокол № 1 от 25.09.2012г.)
Зав. кафедрой:

____________ Рычкова Н.А.

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
Структура программы учебной дисциплины
1.1 Автор программы: Лагутина О.Р., д.п.н., доцент

1.2 Рецензенты: д.п.н., профессор Зацепина М.Б.; д.п.н., профессор Рычкова Н.А.

1.3 Пояснительная записка:
Курс изобразительного искусства имеет целью подготовить студентов, к самостоятельному проведению занятий по изобразительному искусству, а также к применению знаний, умений, навыков, полученных при обучении рисованию, в воспитательной работе.

Важнейшими задачами в обучении и воспитании студентов на занятиях изобразительным искусством программа ставит:



  • дать студентам основу изобразительной грамоты, познакомить с правилами и приемами рисования с натуры, изучить основы перспективы, строение, конструкцию, положение предметов в пространстве;

  • познакомить с вопросами теории цвета, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, учить владеть цветом как элементом художественной формы;

  • дать представление о специфике образной природы декоративно-прикладного искусства;

  • способствовать формированию творческих способностей и наклонностей студентов;

  • развивать художественный вкус и эстетические чувства, раскрывать эстетическую сущность искусства, помогать формированию эстетического идеала.

Соответственно поставленным учебно-воспитательным задачам структуру

программы определяют пять основных видов занятий: рисование, живопись, декоративная работа, композиция, методика преподавания изобразительного искусства в начальной школе. Ознакомление студентов с произведениями изобразительно искусства осуществляется в процессе учебных занятий по всем видам. Основные виды занятий по рисованию и методике преподавания должны быть взаимосвязаны друг с другом.

Студенты должны знать:


  • основы изобразительной грамоты с последовательностью выполнения работ в различных техниках;

  • элементы теории (композиция, перспектива, светотень, цвет и т.п.);

  • процесс стилизации, переработки предметов действительности в декоративную форму.

Студенты должны уметь:

  • владеть цветом как средством передачи натуры, приемами и последовательностью выполнения акварельной живописи, техникой работы гуашью, приёмами декоративного рисования и изготовления эскизов, оформления учебных пособий;

  • создать образ в изображении, подчеркнув идейный замысел, смысловые связи в рисунке;

  • выполнять сюжетный рисунок в процессе работы над композицией на заданную тему.

Задача курса методики преподавания изобразительного искусства — вооружить студентов научными теоретическими знаниями, обосновывающими содержание программы по изобразительному искусству для начальных классов. На практических занятиях студенты составляют методические разработки уроков и изготовляют наглядные пособия к ним. В ходе педагогической практики студенты проводят пробные уроки в школе.

Рекомендации к организации занятий

Прохождение каждой учебной темы следует начинать с изложения теоретического материала. Преподаватель сообщает соответствующие законы и правила, демонстрирует наглядно изучаемые явления перспективы, светотени и т. д. Студенты должны вести записи, сопровождая их зарисовками в специальных альбомах, которые в конце года представляются к зачету.

При изучении каждого раздела программы целесообразно демонстрировать произведения изобразительного искусства. Внимание студентов акцентируется на тех элементах в системе изобразительно-выразительных средств, которые наиболее ярко отражены в произведении художника и помогают студентам эстетически воспринять действительность.

Изложенный теоретический материал усваивается и закрепляется студентами на практических занятиях по рисованию. Для более прочного и сознательного усвоения следует применять разнообразные виды упражнений на лабораторных занятиях: рисование с натуры (как длительные рисунки, так и наброски), рисование по представлению, рисование по па­мяти с изменением положения или освещения предмета, различные графические и конструктивные упражнения, перспективные задачи и т. д.

Для обеспечения педагогической направленности обучения необходимо связывать изучаемый материал программы с практикой работы в школе, чаще применять рисование на классной доске. Объясняя студентам задания по рисованию, следует обращать их внимание на методическую сторону (рассказывать, каким образом лучше объяснить аналогичные задания ученикам). Следует также практиковать перед началом рисования выполнение студентами небольших эскизов рисунка по стадиям.

Помня, что рисование с натуры является основным и наиболее трудным разделом рисования и что нельзя допускать больших перерывов, следует включать краткие (5—10 минут) наброски с натуры во все лабораторные


занятия, не только по рисованию с натуры, но и по другим видам работы: декоративному, тематическому рисованию.

В конце курса проводится зачет. К зачету студенты должны представить все рисунки, выполненные, в течение учебного года на лабораторных занятиях, альбомы с записями и зарисовками. На зачете студенты должны ответить на вопросы по теории, сопровождая свой ответ иллюстрациями на классной доске или на бумаге.

Учебная работа по курсу рисования с методикой преподавания проводится в форме обязательных теоретических и практических занятий.

Теоретические занятия могут проводиться и как лекционные занятия, и в форме беседы. Преподаватель излагает программный материал, дает методические указания к изучению отдельных разделов, рекомендует студентам литературу для самостоятельной работы. В программе дано примерное распределение занятий по каждому разделу. Преподаватель вправе варьировать время теоретических занятий в зависимости от подготовленности данной группы, наличия наглядных пособий и т.д.

Все практические занятия проводятся только после сообщения преподавателем теоретического материала соответствующих тем и разделов.

Конспект урока должен содержать обоснование учебно-воспитательных и развивающих целей и задач, раскрывать методику проведения урока с использованием наглядных пособий.

В планах-конспектах урока студентам необходимо отображать: класс, вид урока, тему урока, цели и задачи урока, материалы и оборудование урока для учителя и ученика, схему оформления классной доски, эскизы наглядных пособий. Необходимо продумать систему вопросов, которые учитель задаст ученику по теме, а также в конце конспекта необходимо отметить прогнозируемые ошибки и способы их исправления.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО:

История изобразительного искусства. Изобразительная деятельность как составная часть эстетического воспитания младших школьников. Изобразительная грамота и творчество. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности детей младшего школьного возраста. Организация изобразительной деятельности младших школьников и развитие их творчества на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в процессе обучения детей изобразительному искусству.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудо-

емкость


Всего

аудит.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа





4

7,8

72

36

20

16




36

зачет


1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:






Наименование

раздела, темы



Всего

ауд.


количество часов

ЛК

ПР

ЛБ

сам. раб.

1.

2.


Введение. Предмет и задачи курса. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушением речи.

Теория искусства, его виды и жанры.






1







2

3.

Художественные направления в искусстве. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание детей с нарушением речи.




1







2

4.

Художественный стиль и анализ художественного произведения в искусствознании. Иерархия восприятия произведений искусства. Виды изобразительной деятельности в дошкольном и школьном учреждениях с детьми с нарушением речи.




1







2

5.

Отечественные и зарубежные подходы к обучению детей рисованию.




1







2

6.

Методы обучения рисованию в России (18в. – н.20в.)




1

2




2

7.

Зарубежные методы обучения рисованию. Современные научные исследования в области коррекционной педагогики.




1







2

8.

Методы обучения рисованию в отечественной школе.




1







2

9.

Цели и задачи преподавания изобразительного искусства




1







2

10.

Дидактические принципы методики преподавания изобразительного искусства.




1

2




2

11.

Содержание занятий по изобразительному искусству




1







2

12.

Теоретические основы обучения рисунку.




1







2

13.

Теоретические основы обучения живописи.




1







2

14.

Теоретические основы обучения декоративно-прикладному искусству.




1







2

15.

Содержание коррекционно-образовательных программ




1







2

16.

Методика работы над живописным изображением натюрмортов, фигуры человека, пейзажа.




1

4




2

17.

Методика освоения декоративной росписи.




1

4







18.

Методика работы над лепкой и росписью народных глиняных игрушек.




1

4




2

19.

Связь занятий изобразительным искусством с уроками чтения, природоведения, труда, физкультуры.




1










20.

Ознакомление учащихся с тяжелыми нарушениями речи с произведениями изобразительного искусства.




1







2




Итого:




20

16




36

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.



Раздел 1. Предмет и задачи курса.

Тема 1.Теория искусства. Его виды и жанры.

Роль искусства в жизни общества.

Искусство как художественное отражение действительности. Графика. История графики как самостоятельной области изобразительного искусства. Рисунок. Печатная графика. Виды графики. Живопись. Монументальная живопись. Миниатюра. Станковая живопись. Скульптура. Виды скульптуры, их специфика. Материалы и техника. Архитектура. Специфика. Основные конструктивные элементы. Экстерьер и интерьер. Цвет в архитектуре. Декоративно-прикладное искусство. Виды, материал, обработка, техника исполнения. Значение в пластике и точности рисунка. Жанры изобразительного искусства.

Основная литература:



  1. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2003.

  2. Недошивин Г.А. Из истории зарубежного и отечественного искусства.- М., 1990.

  3. Раппопорт С.Х. Как построено и функционирует произведение искусства.- М., 1978.

Дополнительная литература:

1. Дажина В.Д. Микеланджело. Рисунок в его творчестве.- М., 1986.

2. Современное искусство. Краткая энциклопедия.- М., 2001.
Тема 2. Искусство Древних цивилизаций.

Искусство Древнего Египта (искусство погребальное), Индии (гроты и ступы, скульптуры индуистских храмов), Китая (деревянная скульптура, пейзажная живопись, фарфор), Японии (горшечное искусство, лаковая миниатюра, традиции гравюры), Древней Америки (пирамиды майя, скульптуры ацтеков, золотые предметы инков), Океании и Северной Америки 9идолы с о-ва Пасхи, маски индейских племён), Африки (статуэтки из дерева, глины и металла, церемониальные маски)

Основная литература:


  1. Искусство. Энциклопедия для юношества.- М., 2001.

  2. Нодэн К. Искусство.- М., 2001.

Дополнительная литература:

1. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой, Н.Л. Мальцевой.- М., 1983.


Тема 3. Художественные направления в искусстве.

Абстрактный экспрессионизм. Баухауз. Вортицизм. Дадаизм. «Де-Стейл». Импрессионизм. Кинетическое искусство. Концептуальное искусство. Конструктивизм. Кубизм. Ландшафтное искусство. Минимализм. Неоэкспрессионизм. Оп-арт. Орфизм. Перфоманс. Поп-арт. Постимпрессионизм. Пуантилизм. Символизм. Социалистический реализм. Супрематизм. Сюрреализм. Фовизм. Футуризм. Экспрессионизм.

Основная литература:


  1. Ильина Т.В. Введение в искусствознание.- М., 2003.

Дополнительная литература:

1. Маккиавелли М. Спрей – арт.- М., 2002.


Тема 4. Художественный стиль и анализ художественного произведения в искусствознании. Иерархия восприятия произведений искусства.

Романский стиль. Готика. Барокко. Классицизм. Романтизм. Реализм. Натурализм. Взаимодействие и взаимопроникновение стилей. Анализ художественного произведения. Анализ 4-х основных разделов изменения натурального цвета предмета: «свет». «натуральный», «тень», «рефлекс». Анализ освещения в живописном произведении. Анализ воздушной перспективы. Анализ цветовой гармонии. Анализ фактуры красочного слоя. Анализ рисунка. Анализ композиции. Системы цвета и формы. Иерархия восприятия художественного произведения.

Основная литература:


  1. Визер В.В. Система цвета в живописи.- СПб., 2004.

Дополнительная литература:

1. Маккиавелли М. Спрей – арт.- М., 2002.


Раздел 2. Теоретические основы обучения детей изобразительной деятельности.

Тема 5. Отечественные и зарубежные подходы к обучению детей рисованию.

Изобразительная деятельность как основа для формирования художественной культуры в отечественной педагогике. Теория и практика эстетического воспитания в США. Критерии художественного развития. Проблемы эстетического воспитания в Англии, Франции.

Основная литература:

1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.


Тема 6. Методы обучения рисованию в России.

Подходы к обучению рисованию в России н.18-н.19вв. Идеи «свободного воспитания». Вопросы детского творчества, психологии, экспериментальной педагогики.

Основная литература:

1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.



Тема 7. Зарубежные методы обучения рисованию. Современные научные исследования в области арт-терапии.

Искусство Возрождения. Я.А. Коменский, Д.Локк, И.Гёте, И.Песталоцци, П.Шмид. А.Дюпюи, Гальяр, Г. Кершенштейнер и др. об обучении рисованию. Практика арт-терапии. Психопатологическая экспрессия и арт-терапия. Применение рисуночных тестов.

Основная литература:


  1. Копытин А.И. Арт-терапия.- СПб., 2001.

Дополнительная литература:

1. Копытин А.И. Основы арт-терапии.- СПб., 1999.

2. Копытин А.И. Системная арт-терапия.- СПб., 2001.

3. Копытин А.И. Практикум по арт-терапии.- СПб., 2001


Тема 8. Методы обучения рисованию в отечественной школе.

Проблемы обучения рисованию в стране с 20-х гг. 20в. Развитие школы рисунка (с 70-х гг.20в. по наст. время).

Основная литература:

1. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М., 1980.



  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.

Дополнительная литература:

1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах: Пособие для учителей.- М.: Просвещение, 1979.

2. Хижняк Ю.Н. Как прекрасен этот мир.- М., 1986.

3.Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 1, 2, 3 классе. Пособие для учителей.- М.,1981.


Тема 9. Цели и задачи преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Цели, задачи, необходимость использования системы, оптимальной методики работы со школьниками, учёта возрастных особенностей.

Основная литература:


  1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 кл.- М., 1979.

  2. Рожкова Е. Изобразительное искусство в начальной школе.- М., 1980.

Дополнительная литература:

1. Костерин Н.П. Учебное рисование.- М., 1980.


Тема 10. Дидактические принципы методики преподавания изобразительного искусства в начальной школе.

Принципы воспитывающего обучения, научности, наглядности, активности и сознательности, систематичности и последовательности, доступности и посильности.

Основная литература:


  1. Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе.- М., 2000.

Дополнительная литература:

  1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М., 1979.


Тема 11. Содержание занятий по изобразительному искусству в начальной школе.

Организация изобразительной деятельности на уроке и во внеклассной работе. Использование альтернативных программ в обучении младших школьников изобразительному искусству. Рисование с натуры. Декоративное рисование. Рисование на темы. Беседы об искусстве.

Основная литература:

1. Вохмянина Л.А. Сборник программ для начальной общеобразовательной школы. Система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова.- М., 2001.

2. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе.- М., 2006.

Дополнительная литература:



  1. Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах.- М., 1979.


  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница