Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 16 Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.87 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ




  1. СД.Ф.16 Ознакомление с окружающим миром.

  2. Методика развития речи.

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: «050717- Специальная дошкольная педагогика и психология»

(Очная, заочная форма обучения)

Утверждено на заседании кафедры

дошкольного и начального образования

факультета педагогики и психологии

протокол № _____ от ________ 2008 г.

Зав. кафедрой ________ Смага А.А.


СТРУКТУРА УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


1.1. Автор программы: А.А. Смага, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного и начального образования
1.2. Рецензенты:

И.А. Синкевич, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии

Л.Л. Семёнова, зав. кафедрой дошкольного образования (МПК)

1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи детей» является одним из основных в профессионально-образовательной программе подготовки специалистов по специальной дошкольной педагогики и психологии (специальность 050717- «Специальная дошкольная педагогика и психология»).



Это объясняется социальной значимостью речи, ее ролью в системе высших психических функций, в становлении и развитии личности ребенка.

Цель курса – формирование у студентов глубокого понимания лингводидактических и психофизиологических основ обучения родной речи, ознакомления с окружающим миром и вооружения их эффективными методами и приемами работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

Задачи курса:

  • вооружить студентов научно-методическими знаниями о процессе развития речи и речевого общения детей;

  • сформировать умение видеть и понимать возрастные и индивидуальные особенности развития речи и речевого общения дошкольников на разных возрастных этапах;

  • научить определять содержание речевой работы с группой и отдельными детьми, имеющими отклонения в развитии, правильно выбирать эффективные пути воздействия на их речь, анализировать полученный результат;

  • обеспечить усвоение обобщенных представлений о построении педагогического процесса обучения родному языку в специальном дошкольном учреждении, а также знаний конкретных способов речевого развития детей, имеющих отклонения в развитии , а также умений применять их в изменяющихся условиях;

- стимулировать изучение инновационного опыта работы по развитию речи и стремления создавать свои оригинальные способы воздействия на речь детей, имеющими отклонения в развитии.
Студенты должны знать:

  • теоретические основы ознакомления с окружающим миром и методики развития речи детей, имеющих проблемы в речевой активности;

  • цель и задачи по развитию речи детей в специальном дошкольном учреждении;

  • содержание учебного материала по развитию представлений у детей о себе, сверстнике, окружающих людях;

  • основные принципы речевой коммуникации;

  • особенности организации работы по развитию речи детей, имеющих отклонение в развитии, во взаимосвязи с работой, направленной на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребенка;

  • средства, формы, методы и приёмы работы у детей с нарушениями в развитии речевой активности;

  • принципы построения современных программ по воспитанию и обучению детей в специальном дошкольном учреждении;

  • особенности овладения речевыми сторонами (лексика, фонетика, грамматика, связность);

  • направления работы по обогащению лексики детей и обеспечению активного использования новых слов в общении, формированию грамматического строя речи и связной речи в разных возрастных группах;

  • современные подходы к развитию речи детей на занятиях и в повседневной жизни;

  • специфику речевого поведения педагога-дефектолога и воспитателя группы.

Теоретическая и практическая готовность студентов в ходе изучения данного курса должна способствовать формированию у них профессиональных умений:

  • умение обследовать речь детей, имеющих отклонения в развитии;

  • выделять необходимые для предстоящего общения с детьми особенности среды их развития;

  • составлять перспективный план, план-конспект конкретного мероприятия по развитию речи в специальном дошкольном учреждении;

  • составлять характеристики речевого развития;

  • планировать отдельный коммуникативный акт;

  • обеспечивать мотивацию речевой деятельности у детей с нарушениями в развитии речевой активности и потребности в общении с окружающими;

  • умение владеть речью и использовать невербальные средства общения;

  • создавать атмосферу сотворчества в процессе общения с детьми, имеющими отклонение в развитии;

  • умение анализировать коммуникативный акт с точки зрения его эффективности для речевого развития ребёнка и обобщать полученные результаты.

Программа курса базируется на следующих стержневых идеях:

  • осознание роли родного языка как одного из фундаментальных и универсальных аспектов человеческой культуры, основания всех структур сознания, а следовательно, и всей человеческой жизни вообще;

  • понимание роли речи в психическом развитии ребенка, своеобразия речевого онтогенеза, процесса развития речи как качественных изменений, скачков, внутренне связанного с развитием мышления и сознания, охватывающего все функции, стороны и связи слова (А.Н. Леонтьев);

  • трактовка речевого развития как формирования языковой способности на основе языковых обобщений, воспроизведения речевых образцов, интуитивного усвоения языковых средств и норм, саморазвития речи;

  • осознание того, что научно обоснованная методика обучения речи и языку должна опираться на понимание сущности и отличительных черт явлений языка и речи; механизмов и особенностей речевого онтогенеза; специфики содержания и методов дошкольной дидактики, в частности в вопросах ознакомления с окружающим миром и развития речи детей, имеющих проблемы в развитии речевой активности..

Последовательность расположения тем в программе определяется логикой научной дисциплины «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи».

В первых темах рассматриваются предмет, содержание и задачи курса, теоретические и методологические основы методики, дается характеристика цели, задач, содержания, форм и методов организации работы по развитию речи детей в специальном дошкольном учреждении. Далее следуют методические темы, в которых раскрываются вопросы развития словаря, грамматического строя, звуковой культуры речи, связной речи у детей дошкольного возраста.

Существенное место отводится формированию представлений о пре-дметном и социальном мире, развитию представлений о себе, сверстнике, окружающих людях.

В последующих темах рассматриваются рекомендации к речевому поведению педагога-дефектолога и воспитателя группы, раскрываются особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах и раскрывается методика работы по обогащению лексики детей и обеспечению активного использования новых слов в общении.

При изучении дисциплины «Ознакомление с окружающим миром. Методика развития речи» применяются различные формы учебной работы: лекции, практические занятия и используются технические средства обучения.

На практических занятиях обсуждаются методические вопросы развития речи в специальном дошкольном учреждении, особенности формирования представлений о предметном и социальном мире, развитии представлений о себе, сверстнике, окружающих людях. Студенты разрабатывают конспекты диагностических и обучающих занятий с детьми, дидактических игр и лексико-грамматических упражнений, планы работы по ознакомлению с окружающим миром.

Выполняя задания учебно-исследовательского характера, студенты изучают речевые навыки и умения детей и обобщают данные своих наблюдений, экспериментов, проводимых в специальном дошкольном учреждении.

Программа рассчитана на 36 часов аудиторных занятий и 36 часов самостоятельной работы студентов, обучающихся по дневной форме обучения; 20 часов аудиторной работы и 52 часа самостоятельной работы для студентов, обучающихся по заочной форме обучения.

Изучение курса проходит в одном семестре и завершается экзаменом.


1.4. Извлечения из ГОС ВПО по специальности «050717- Специальная дошкольная педагогика и психология», включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов.

(ксерокопия из стандарта).

1.5. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Шифр и наименование

специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах

Вид

итогового контроля

Трудоем-кость

Всего

ЛК

ПР,

СМ



1.

050717- «Специальная дошкольная педагогика и психология»

Очная форма обучения

II

3

72

34

20

14

38

Экзамен

Заочная форма обучения

II

3

72

20

4

16

52

Экзамен


1.6. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах)




Наименование

раздела, темы

Очная

форма обучения

Заочная

форма обучения

Количество часов

Количество часов

Всего

Аудиторных

СР

Всего

Аудиторных

СР

ЛК

ПР,

СМ

ЛК

ПР,

СМ

1.

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы развития речи детей

4

2




2

4

2




2

2.

Задачи и содержание работы по развитию речи в специальном дошкольном учреждении

8

2

2

4

6

2




4

3.

Принципы построения программы

4

1

1

2

6




2

4

4.

Классификация видов занятий по родному языку. Требования к ним

4

1

1

2

6




2

4

5.

Методы и приёмы развития

речи у детей с нарушениями



в развитии речевой активности

4

2




2

6




2

4

6.

Методика работы по обогащению лексики

12

2

4

6

6




2

4

7.

Формирование представлений о предметном и социальном мире

8

2

2

4

6




2

4

8.

Формирование грамматического строя речи

2

1




1

4




2

2

9.

Методика воспитания звуковой культуры речи

2

1




1

4




2

2

10.

Формирование связной речи

12

4

2

6

10




2

8

11.

Методика работы с художественной литературой в детском саду

4

1

1

2

6







6

12.

Особенности организации работы по развитию речи в разных возрастных группах специального дошкольного учреждения

8

1

3

4

8







8




Всего

72

20

16

36

72

4

16

52



1.6.2. CОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Лингвистические, психологические и психолингвистические основы

развития речи детей

Методика развития речи детей – прикладная наука, изучающая закономерности педагогической деятельности, направленной на формирование правильной речи и умений речевого общения у детей дошкольного возраста.

Методика развития речи как научная дисциплина, ее предмет, фундаментальные и прикладные задачи.

Роль родного языка в развитии личности ребенка. Родной язык как средство умственного, нравственного, эстетического воспитания.

Ознакомление с окружающим миром в широком и узком смысле. Задачи по ознакомлению детей с окружающим миром.

Научные основы методики и ее связь с другими науками.

Методологические характеристики языка и речи: язык как продукт общественно-исторического развития; язык как средство человеческого общения; язык как форма существования сознания, неразрывная связь языка и мышления. Определение на их основе общей направленности педагогического воздействия на детей и важнейших принципов методики.

Естественнонаучные основы методики развития речи: учение о двух сигнальных системах высшей нервной деятельности и их развитии у детей; роль речедвигательного и слухового анализаторов в становлении речи; взаимосвязь развития речи с двигательной активностью ребенка.

Психологические основы методики развития речи: психологическая природа речи; речь как деятельность; языковая способность как совокупность речевых навыков и умений, сформированных на основе врожденных предпосылок; творческий характер коммуникативно-речевых умений; роль подражания в усвоении родного языка; развитие речи как процесс формирования языковых обобщений. Учет в методике данных об особенностях развития разных сторон речи.

Лингвистические основы методики: язык как знаковая система, учет системных связей в языке при решении методических вопросов; понятия языка и речи; развитие речи как процесс усвоения норм языка. Роль данных разных отраслей лингвистики в определении основных направлений, содержания и методики работы по развитию речи.

Связь методики с другими науками: с психологией, дошкольной педагогикой, историей педагогики, психолингвистикой, анатомией, физиологией, языкознанием, логопедией, специальной дошкольной педагогикой и специальной дошкольной психологией и др.

Методы научного исследования в методике развития речи детей и ознакомления с окружающим миром.



Литература основная

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.

  2. Карпова С. Н. Осознание дошкольниками словесного состава речи. – М.: МГУ, 1968.

  3. Кольцова М.М. Ребенок учится говорить. – М., 1979.

  4. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М.: Просвещение, 2005.

  5. Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1987.

  6. Тимонен Е.И., Туюлайнен Е.Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжёлыми нарушениями речи. – СПб.: Детство-пресс, 2002.


Литература дополнительная

  1. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи. – М.: Просвещение, 1982.

  2. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Под-дъякова, Ф.А. Сохина. – М: Просвещение, 1988.



Задачи и содержание работы по развитию речи

в специальном дошкольном учреждении

Цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей, имеющих отклонение в развитии – формирование устной речи и навыков речевого общения на основе овладения литературным языком своего на-рода.

Задачи развития речи: воспитание звуковой культуры речи, развитие лексики, формирование грамматически правильной речи, развитие связной речи, ознакомление с художественной литературой, подготовка к усвоению грамоты; их психолого-педагогическое и лингвистическое обоснование; характеристика задач.

Средства развития речи: общение, языковая среда, речь педагога, обучение родному языку, игровая, трудовая и бытовая деятельность, художественная литература.

Общение взрослых и детей как ведущее средство развития речи. Роль социальной среды в возникновении и развитии речи. Зависимость уровня речевого развития детей от формы и характера общения с взрослым. Руководство речевым общением в разных видах деятельности. Влияние общения со сверстниками и детьми разного возраста на развитие речи.

Культурная языковая среда. Речь воспитателя, требования к ней (фонетическая, лексическая, грамматическая правильность речи, содержательность, точность, ясность, выразительность и эмоциональность речи).

Художественная литература как средство развития речи. Различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр) в развитии речи.

Взаимосвязь средств развития речи в педагогическом процессе детского сада. Использование разных средств в зависимости от характера познавательного языкового материала, уровня речевого развития детей.



Литература основная

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач развития речи на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста. – М., 1983.

  2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2000.

  3. Артемова Л.А. Окружающий мир в дидактических играх дошкольни-ков. – М.: Просвещение, 1992.

  4. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль, 1998.

  5. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991.

  6. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1992.

  7. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. – М.: Академия, 2000.

  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М.: Педагогика, 1986.

  9. Мир природы и ребёнок / Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуко-вой. – СПб.: Детство-пресс, 2000.

  10. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Сте-ркиной. – М.: Педагогика, 1990.

  11. Павлова Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М., 1987.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница