Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 4 История и теория дизайна



страница1/4
Дата07.06.2016
Размер0.54 Mb.
  1   2   3   4
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.4 История и теория дизайна

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050501 «Профессиональное обучение (дизайн)»

Утверждено на заседании кафедры

Изобразительного искусства и дизайна

факультета ХОТиД

(протокол № 2 от 14 сентября 2010 г.)

Зав. кафедрой Т.В. Ашутова

______________________________
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: старший преподаватель Арунова М.М.

    2. Рецензенты: к.п.н. Игнатенко М.В., к.п.н., доцент

к.п.н., доцент, зам. директора по УР Мурманского филиала БИЭПП Возница В.М.

    1. Пояснительная записка:

В условиях современного общества постоянно возрастают требования к эстетической организации архитектурно- пространственной среды. Это выдвигает дополнительные задачи в деле подготовки молодых специалистов.

Изучение истории и теории дизайна призвано вооружить студента необходимыми для его будущей работы профессиональными знаниями о закономерностях формообразования, художественных приемах и средствах, общих для самых разных эпох и культур.



Предметно- пространственная среда воспринимается зрителями обычно через призму мировоззрения и понятий, свойственных его социальному окружению, народу и времени. Древняя архитектура оказывала гораздо более сложное и глубокое эмоциональное воздействие на людей своей эпохи, чем на нашего современника, который видит и оценивает в ней преимущественно эстетическую организацию объемов и пространств. Понять, эмоциональный образ интерьеров различных культур можно только ознакомившись с основой их семантического строя с учетом присутствия и деятельности человека того времени.

Задачи курса «История и теория дизайна».

  • Развитие психофизиологических и интеллектуальных качеств личности;

  • Духовно- нравственное, трудовое и эстетическое воспитание средствами архитектуры, искусства, дизайна;

  • Овладение знаниями, умениями и навыками в области дизайна;

  • Развитие познавательной деятельности, воспитание активной жизненной позиции, любви к своей профессии;

Студенты должны

знать:

  • Историю возникновения, развития и смены стилей разных эпох.

  • Историю становления и эволюции дизайна (мировой и отечественный опыт )

  • Теоретические концепции западного и отечественного дизайна.

  • Свободно ориентироваться в предметном содержании курса.

  • Закономерности освоения человеком окружающей действительности

Уметь:

  • Выбирать оптимальную модель профессионального поведения с учетом реальной ситуации

  • Формулировать документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче

  • Направлять развитие и саморазвитие личности




    1. Извлечение из ГОС ВПО

Определение дизайна как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы. Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций. Духовно-материальная культура в эпоху Средневековья; переход к индустриальной цивилизации в эпоху Возрождения. Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России, особенности развития материальной культуры в России. Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной мировой культуре; виды дизайна.

    1. Объём дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1


050501 Профессиональное обучение (дизайн)

3-4

6-7

130

22

10

12




108

зачет

экзамен




    1. Содержание дисциплины.

      1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение рабочего времени.

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб

22

10

12




108

1

Определение дизайна, как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы

0,5

0,5







4




  • Специфика дизайна. Основные понятия и определения. Виды дизайна. Понятие «стиль»

0,5

0,5







4

2

Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций


0,5

0,5







4




  • Зарождение зодчества. Древний Египет

0,5

0,5







4




  • Древняя Греция

0,5

0,5







4




  • Древний Рим

0,5

0,5







4




  • Христианское строительное искусство. Византия

1

0,5

0,5




4

3
Духовно-материальная культура в эпоху средневековья

1

0,5

0,5




4




  • Раннее средневековье (дороманский период V-X в.в.). Каролингское возрождение V-X в. в.

1

0,5

0,5




4




  • Романский период X-XII в. в.

1

0,5

0,5




4




  • Готический период XII-XV в.в.

1

0,5

0,5




4

4

Переход к индустриальной цивилизации


1

0,5

0,5




4




  • Ренессанс

1

0,5

0,5




4




  • Барокко

1

0,5

0,5




4




  • Рококо

1

0,5

0,5




4




  • Классицизм. Ампир-Франция. Основные европейские стили

1

0,5

0,5




4

5

Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России

1

0,5

0,5




4




  • Народное искусство и ремесло.

1

0,5

0,5




4

6
Индустриальный дизайн

1

0,5

0,5




4




  • Моррис. Модерн

1

0,5

0,5




4




  • Веркбунд. Баухауз

0,5




0,5




2

7
Особенности развития материальной культуры в России

0,5




0,5




2




  • ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН. Пионеры Советского дизайна.

0,5




0,5




2




  • Новый стиль. Середина века. 50-70е годы. 80-90е годы.

0,5




0,5




2

8
Современные стилевые направления

0,5




0,5




2

9
Теоретические концепции западного дизайна

0,5




0,5




2

10

История рекламы (отечественной) и промышленной графики.

Понятие фирменного стиля

0,5




0,5




2

11

Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов.

0,5




0,5




2

12
Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной культуре

0,5




0,5




2




  • Дизайн как объект промышленной собственности.

0,5




0,5




10




ИТОГО:

22

10

12




108




      1. Содержание разделов дисциплины.

Поскольку лекционный курс включает в себя 64 учебных часа, представляется более целесообразным разделить его на разделы, с последующим делением на темы, последовательно и систематически раскрывающие основные вопросы данного курса.

В программе конкретные темы, включенных практических занятий являются примерными. По усмотрению преподавателя они могут быть заменены аналогичными, в соответствии с конкретными условиями, по мере накопления в технической и художественной сферах общества новых идей.



  1. Определение дизайна, как формальной деятельности и как составного элемента экономической системы.

1.Тема.Специфика дизайна. Основные понятия и определения.

Термин «дизайн» сегодня употребляется для характеристики процесса художественного или художественно-технического проектирования, результатов этого процесса проектирования (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также осуществленных проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции и пр..



2.Тема. Виды дизайна.

Глобализация дизайна сопровождается специализацией проектировщиков, хотя эти процессы достаточно условны и многие дизайнеры успешно работают в нескольких сферах одновременно.

Основные виды современного проектного дизайнерского творчества: индустриальный дизайн, графический дизайн, компьютерный дизайн, дизайн архитектурной среды (охватывает интерьеры и внешнюю архитектурную среду), дизайн выставочных экспозиций, дизайн одежды и аксессуаров, арт- дизайн.

3.Тема. Понятие стиль.

2.Формирование предметно-пространственной среды в эпоху ремесленного производства древних цивилизаций.

1.Тема. Древний Египет.

Огромную роль в искусстве Египта, начиная с самых первых династий , играет религия. Религиозно-догматическое мышление египтян накладывает отпечаток на все стороны жизни и культуры, усиливает синкретичный характер искусства.



2.Тема. Древняя Греция.

Развитие искусства и архитектуры, их необычайно высокие художественные достижения, оказавшие огромное влияние на весь дальнейший ход мировой культуры, во многом связаны с новыми ,по сравнению с древневосточными деспотиями, социально-экономическими и идеологическими факторами: окончательным разложением первобытно-общинного строя, образованием полисов и рабовладельческой демократии, развитием торговли и ремесла.



3.Тема. Древний Рим.

На протяжении всей своей истории римская архитектура и искусство заимствовали многие черты у культуры покоренных Римом стран и народов.



4.Тема. Христианское строительное искусство.

С распространением христианской религии в первые века новой эры в Римской империи возникла необходимость создания архитектурных пространств для собрания приверженцев новой религии.



5.Тема. Византия.

Византийская империя в течение своего тысячелетнего существования сохраняла относительно единую замкнутую внутри себя культуру.



3.Духовно – материальная культура в эпоху средневековья.

1.Тема. Раннее средневековье (дороманский период V-X вв)

Каролингское Возрождение – расцвет культуры, культурный подъем, относящийся к эпохе императора «Священной Римской империи» Карла великого и в королевствах династии Каролингов. Оттоновское искуство.



2.Тема. Романский период (X-XIIвв.)

В создании более крупных и величественных построек, чем во времена раннего средневековья, складывается синтез пластических искусств, в котором архитектура подчиняет единой образной задаче живопись и скульптуру.



3.Тема. Готический период (XII-XVвв).

Ранняя готика (вторая половина XII в. началоXIII в.).

Высокая готика (XIII-вторая половина XIVв.).

Поздняя (пламенеющая) готика (конец XIV-XVвв.).

Кроме культового строительства дальнейшее развитие в период готики ( особенно высокой и поздней) получила городская жилая и дворцовая архитектура , появились новые , не известные ранее типы зданий : ратуши , дворцы Правосудия, странноприимные дома. Прогресс в различных отраслях материального производства обусловил расцвет многих видов искусств, формирующих предметно-пространственую среду интерьеров – в первую очередь художественного витража, декоративных тканей, мебели.

4.Переход к индустриальной цивилизации .

1.Тема.Ренессанс.XV-XVIвв.

Эта эпоха , которую характеризовали как «величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени человечеством» , отразилась на содержании и формах архитектуры. Основные периоды Ренессанса – ранний , высокий и поздний.



2.Тема. Барокко XVI-XVIIIвв.

Характерной особенностью стиля было создание иллюзии движения архитектурных масс, запутанности форм, различных пространственных эффектов. Это достигалось изогнутыми плоскостями и линиями, нагромождением форм, обилием декора, необычайно яркими контрастами цвета и освещенности.



3.Тема. Рококо - середина XVIIIв. (1723-1774)

Парадные дворцовые ансамбли сменяются сооружениями более интимного, камерного характера, с уютными изящными интерьерами. Черты и особенности стиля Шинуазри.



4.Тема.Классицизм – вторая половина XVIIIв.

Классицизм обратился к античным художественным формам, как эталону гармонии, что создало в определенном смысле совершенный стиль, выражавший этические и эстетические идеалы эпохи.



5.Тема.Ампир.Франция -последние годы XVIII-и начальный период XIX века.

Стиль ампир был создан, а не возник в результате естественного развития художественных традиций. Особенности стиля.



6.Тема. Основные европейские стили.

Бидермейер (середина XIX)- синоним мещанства.

Неорококо (1830-1860)-стиль Луи-Филиппа.

Романтизм – скорее художественное направление ,чем стиль- до конца XIX –начала XX века.



5.Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России.

Тема. Народное искусство и ремесло.
Орудия труда, используемые в сфере производственной деятельности. Формообразование нескольких видов орудий труда, выполненных в металле. Формы синтеза утилитарного и эстетического в орудиях домашнего труда.

6.Индустриальный дизайн.

1.Тема. Уильям Моррис.

Позиция: от массовой продукции с безвкусной имитацией ручного декора назад к выразительной работе ремесленников.



2.Тема. Модерн.

Урбанизм и мистика, «поэзия города» – и романтическая символика, пафос индустриального прогресса – и проповедь всевозможнейших «возвратов» к той или иной эстетической старине, успехи точных наук – и расцвет всяческих «онаученных» идеалистических философий – таков фон, связывающих модерн с другими явлениями буржуазной культуры конца века. Основные черты и особенности стиля.



3.Тема. Веркбунд.

Своей основной целью Веркбунд объявил « облагораживание немецкой работы сотрудничеством искусства, ремесла и промышленности путем воспитания и пропаганды», « одухотворение немецкой работы подъемом ее качества».



4.Тема. Баухауз.

Одним из наиболее ярких представителей того нового, что было выдвинуто передовыми кругами мелкой буржуазии в области художественной промышленности и архитектуры на Западе, надо считать деятельность германского Баухауза. Основные концепции.



7.Особенности развития материальной культуры в России

1Тема. ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН.

Смена стиля на рубеже XX века. Комплексные художественные объединения и организации. Стремление создать эстетически полноценную предметную среду для широких слоев населения, внести в массовые виды труда художественно-творческое начало требовало художников, ориентированных на сферу промышленности.



2.Тема.Новый стиль. Пионеры Советского дизайна.

Степень красоты изделия определяется степенью соответствия его формы его функции.«Эстетика целесообразности» оказывается, таким образом, оборотной стороной крайнего, доведенного до своих последних пределов абстрактного формализма.



3. Тема. Середина века.

Самая важная цель дизайна – заставить звонить кассу, выбивающую чеки. Дизайн является хорошим в той степени, в какой он способствует сбыту.



4. Тема. 50-70-е годы.
Все более ясно понимается роль дизайна в повышении качества продукции. «Оливетти». «Браун». Международный Совет Организаций Индастриал Дизайна (ИКСИД) 1957г..

5.Тема. 80-90-е годы.

80-90-е годы в Советском Союзе. Союз дизайнеров СССР (1987). Московская выставка «Дизайн США» (сентябрь 1987).

80-90-е годы на международном уровне. Бум рутинных покупок «по необходимости» оставлен далеко позади новым рынком - «рынком удовольствия», рынком «эмоциональных покупок».

8.Современные стилевые направления.
Хай - тек. Кантри. Традиционный. Контемпорари. Эко-стиль. Арт-повери. Авангардный дизайн. Явление трансформинга. Интерактивный дизайн. Основные характеристики и объективные особенности.

9.Теоретические концепции западного дизайна.

Отправные точки зарождения концепций дизайна. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

Концепция, восходящая к традициям функционализма. Дизайн – специфическая художественная профессия, область самовыражения художника, форма искусства. Промежуточная позиция между «антивещистким» дизайном Т. Мальдонадо и «Арт-дизайном» Г. Рида. Коммерческий дизайн. Идеи системного подхода в дизайне. Создание изделий, пленяющих воображение, приносящих наслаждение, удобных, надежных.
10.Из истории рекламы (отечественной) и промышленной графики. Понятие фирменного стиля.
Рекламная графика в России: годы конца XIXв. и начала XXв.. Реклам конструкторы 1920-х годов. Начало 30-х годов. 60-е годы. Последние годы XX века. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля.
11.Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-80-х годов.

Аксиоморфологическая концепция дизайна. Принцип «открытой формы» художественного проектирования. Теория системного проектирования. Метод дизайн – программ.



12.Социально-экономические корни дизайна, место дизайна в современной мировой культуре.

Социальная природа дизайна. Роль дизайна.

Тема. Дизайн как объект промышленной собственности.

Условия охраноспособности промышленного образца. Художественно- конструкторское решение. Существенные признаки промышленного образца. Новизна. Оригинальность. Промышленная применимость. Промышленная собственность и произведения индустриального и графического дизайна.




      1. Темы для самостоятельного изучения.

№ п/п

Наименование раздела

дисциплины.



Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.



Теоретические концепции западного дизайна

контрольные работы

7

проверка контрольных работ



Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов.

контрольные работы

7

проверка контрольных работ



Зарождение зодчества. Древний Египет

подготовка к круглому столу

7

Проведение круглого стола



Древняя Греция

Подготовка к коллоквиуму

7

коллоквиум



Древний Рим

Подготовка к коллоквиуму

7

коллоквиум



Христианское строительное искусство. Византия

подготовка к круглому столу

7

Проведение круглого стола



Раннее средневековье (дороманский период V-X в.в.). Каролингское возрождение V-X в. в.

Конспектирование к лекции

7

Письменный отчет



Романский период X-XII в. в.

подготовка к круглому столу

7

Проведение круглого стола



Готический период XII-XV в.в.

Подготовка к коллоквиуму

7

коллоквиум



Ренессанс

Конспектирование к лекции

7

Письменный отчет



Барокко

подготовка к круглому столу

7

Проведение круглого стола



Рококо

Подготовка к коллоквиуму

7

коллоквиум



Классицизм. Ампир-Франция. Основные европейские стили

Подготовка к коллоквиуму

7

коллоквиум



Ремесленное производство и художественно-конструкторская деятельность в России

подготовка к круглому столу

17

Проведение круглого стола







ИТОГО

108







    1. Методические рекомендации по изучению разделов дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу.
Практическое занятие №1

ТЕМА: Древний Египет

ПЛАН:
1.Основные конструктивные особенности мебели египтян.(формы кроватей, стульев, столов)

2.Гончарное производство Древнего Египта.

3.Производство стекла эпохи фараонов.

4.Формы одежды различных групп населения.

5.Украшения в Древнем Египте
Контрольные вопросы:

Перечислить основные композиционные приемы архитектуры Древнего Египта, вызывающие эмоционально-эстетические переживания у зрителей.



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж “Мое видение Египта”



Литература:

  1. Пьер Монтэ “Египет Рамсесов”Москва “Наука” 1989г

  2. Т.А.Щербакова “Египет и Кушанское царство” Москва “Наука” 1991г

  3. А.Морэ “Во времена фараонов” Москва “Наука” 1998г

  4. Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

  5. Искусство стран и народов мира

  6. А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

  7. Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

  8. Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

  9. Каминская Н.М.”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

  10. Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986
Практическое занятие №2



Практическое занятие №2

ТЕМА: Древняя Греция

ПЛАН:

1.Многообразный мир изделий из металла, керамики.

2.Убранство жилого интерьера.

3.Домашняя утварь древних греков

4.Развитие вазописи в Древней Греции.

5.Костюм в Древней Греции, головные уборы, прически, украшения.



Контрольные вопросы:

Излюбленная древнегреческая цветовая гамма винтерьере и в одежде.



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж “Архаичная Греция”



Литература:

  1. Д.Е.Аркин Образы архитектуры и скульптуры.М. Искусство 1990

  2. Чарльз Мак-Коркодейл Убранство жилого интерьера от античности до наших дней. М. Искусство ,1990

  3. Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

  4. Искусство стран и народов мира

  5. А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

  6. Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

  7. Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

  8. Каминская Н.М.”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

  9. Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986



Практическое занятие №3

ТЕМА: Древний Рим

ПЛАН:

1. Различные предметы мебели (ложе-клине, бицеллиум, кадетра)

2.Рациональность предметов повседневного обихода.

3.Эстетический идеал красоты древних римлян.



Контрольные вопросы:

Стилевые особенности, заимствованные древними римлянами от древних греков.



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж, “Современный взгляд на Древний Рим”



Литература:

1.”Рим:эхо имперской славы” М. Терра, 1997

2Г.И. Соколов Искусство Древнего Рима. М. Искусство 1971

1.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

2.Искусство стран и народов мира

3.А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

4.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

5.Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

6.Каминская Н.М.”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

7.Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986

Практическое занятие №4

ТЕМА: Византия

ПЛАН:

1.Развитие и усовершенствование комнатной мебели, почетных кресел.

3.Основные направления в дизайне посуды – роскошь материалов, декор.

4.Стеклоделие.

5.Новый тип красоты-духовный.

Контрольные вопросы:

В чем выразилось противоречие Византийской культуры?



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж, “Византия- роскошь и аскетизм”.



Литература:

1.А.Банк Прикладное искусство Византии IX-XII вв. М. 1978

2.М.А. Поляковская, А.А.Чекалова Византия: быт и нравы. Свердловск,1989

3.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

4.Искусство стран и народов мира

5.А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

6.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

7.Н.Н. Соболев ”Стили в мебели” М.,2000

8.Каминская Н.М. ”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

9.Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986

Практическое занятие №5

ТЕМА: Романский период X-XII в. в.

ПЛАН:

1. Мебель романского периода.

2.Раннее средневековье. История развития костюма.

Контрольные вопросы:

Что способствовало развитию нового стиля?



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж, «Романский период»



Литература:

1.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

2.Искусство стран и народов мира

3.А.Спрун , Г. Филановский “Почему мы так одеты.”

4.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

5.Н.Н. Соболев ”Стили в мебели” М.,2000

6.Каминская Н.М. ”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

7.Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986

Практическое занятие №6

ТЕМА: Готический период XII-XV вв.

ПЛАН:

1.Характерные особенности архитектуры.

2.Типы мебели готической эпохи.

3.Художественная обработка стекла.

4.Готическая мода.

Контрольные вопросы:

Внутренние связи романского и готического стиля.


Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж. “Мрачное средневековье”



Литература:

1.Мартиндейл,Э. Готика ,Москва,2001

2.Лякоская,О.А. Французская готика:архитектура, скульптура,витражи.М.1973

3.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

4.Искусство стран и народов мира

5.А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

6.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

7.Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

8.Каминская Н.М.”История костюма” М., Легпромбытиздат,1986

9.Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986
Практическое занятие №7

ТЕМА: Ренессанс

ПЛАН:

1.Искусство мебели эпохи Возрождения.

2.Костюм эпохи Возрождения.

Контрольные вопросы:

Выдающиеся представители эпохи Возрождения.



Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж “Эпоха Возрождения ”



Литература:

1.А.Спрун , Г.Филановский “Почему мы так одеты.”

2.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

3.Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

4.Кибалова Л. и др. “Иллюстрированная энциклопедия моды” Арния, Прага, 1986

Практическое занятие №8

ТЕМА: Барокко, Рококо

ПЛАН:

1.Внутреннее убранство помещений эпохи Барокко.

2. Внутреннее убранство помещений эпохи Рококо.

Контрольные вопросы:

Характерные особенности, сходства и отличия Барокко и Рококо.



Задание для самостоятельной работы студентов:

Провести сравнительный анализ стилей Барокко и Рококо.



Литература:

1.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

4.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

5.Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

Практическое занятие №9

ТЕМА: Классицизм

ПЛАН:

1.Предметы интерьера эпохи классицизма.

2.Искусство мебели.

Контрольные вопросы:

Характерные особенности, своеобразие стиля.

Значение стиля.

Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж, “Классицизм сегодня”

Литература:

1.Соловьев Н.К. “Очерки по истории интерьера” Москва ,“Сварог и К”, 2001



1.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

2.Искусство стран и народов мира

3.Д.Кес “Стили мебели” Изд-во академии наук Венгрии, Будапешт, 1981

5.Н.Н. Соболев”Стили в мебели” М.,2000

Практическое занятие №10

ТЕМА: Модерн

ПЛАН:

1.Декоративные предметы

2.Украшения

3.Ювелирные изделия.


Контрольные вопросы:

Характерные признаки стиля.

Значение стиля.
Задание для самостоятельной работы студентов:

Составить коллаж. Орнаменты модерна.



Литература:

1.Г.Вейс “История цивилизаций” М., Эксмо-пресс, 1998

2.Искусство стран и народов мира

Семинарское занятие №1



ТЕМА: Специфика дизайна. Основные понятия и определения.

ПЛАН:

1.Дизайн в легендах.

2.Определения дизайна.

3. Три точки зрения на существование дизайна и определения.


Литература:


  • В. Л.Глазычев «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» М.: Искусство, 1970



Семинарское занятие №2



ТЕМА: Социально-экономические корни дизайна. Место дизайна в современной мировой культуре.
ПЛАН:

  1. Социальная природа дизайна.

  2. Коммуникативный аспект дизайна.

  3. Функционализм и социальная функция дизайна.

  4. Дизайнер в современном мире



Контрольные вопросы:

К какой категории социальных явлений принадлежит дизайн?


Задание для самостоятельной работы студентов:
Определить точки зрения знаменитых дизайнеров прошлого на место дизайнера в современном обществе.
Литература:


  • В. Л.Глазычев «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» М.: Искусство, 1970

  • Л.Н.Безмоздин «В мире дизайна» Ташкент, политехнический институт,1990

  • В.Л.Глазычев «К вопросу о роли дизайна

  • Кантор К. Правда о дизайне . М. : АНИР,1996

  • «100 дизайнеров Запада» -М. ,ВНИИТЭ, 1984

Семинарское занятие №3



ТЕМА: Дизайн как объект промышленной собственности.
ПЛАН:

1.Существенные признаки промышленного образца.

2. Новизна.

3. Оригинальность.


  1. Промышленная применимость.

  2. Промышленная собственность и произведения индустриального и графического дизайна.


Литература:

1.Шестимиров А.А., Минаев А.А. Промышленные образцы. М.,1995.

2.Корчагин А.Д., Джермакян В.Ю,… Теоретические и практические аспекты охраны промышленной собственности в Российской Федерации.-М.,1999

Семинарское занятие №4



ТЕМА: Теоретические концепции отечественного дизайна 1960-1980 годов.

ПЛАН:

  1. Аксиоморфологическая концепция дизайна.

  2. Принцип «открытой формы» художественного проектирования.

  3. Теория системного проектирования.

  4. Метод дизайн – программ.


Литература:

1. Федоров М.В. Научно- методические проблемы становления и развития отечественного дизайна.-М. ВНИИТЭ, 1998

2. Основы методики художественного конструирования, М. ,ВНИИТЭ, 1970

3. Основы технической эстетики.-М.,ВНИИТЭ,1970

4. Евг.Розенблюм «Художник в дизайне . Опыт работы центальн . уч. Экспер. Студии художественного проектирования на Сенеже» -М. Искусство 1974



  1. Средства дизайн-программирования.-М.,ВНИИТЭ,1987



Семинарское занятие №5



ТЕМА: ИЗ истории рекламы (отечественной) и промышленной графики.

Понятие фирменного стиля

ПЛАН:

  1. Рекламная графика в России: годы конца XIXв. и начала XXв.

  2. Реклам конструкторы 1920-х годов.

  3. Начало 30-х годов. 60-е годы.

  4. Последние годы XX века.

  5. Визуальные коммуникации и понятие фирменного стиля.


Литература:
1.Глинтерник Э. Из истории русского рекламного плаката // Мир дизайна, №1,1995

2.Бархатова Е. Реклам-конструкторы// Мир дизайна, 1998,№1

3.Серов С.И. Стиль в графическом дизайне. 60-80-е годы.-М.,ВНИИТЭ,1991

4.Дижур А,Л. Фирменный стиль ,Серия “Художественное конструирование за рубежом”.-М.,ВНИИТЭ,1970



5.Харшак Д. Эволюция и революция в истории знака.//Мир дизайна, 1999,№4

Семинарское занятие №6



ТЕМА: Теоретические концепции западного дизайна

ПЛАН:

  1. Отправные точки зарождения концепций дизайна.

  2. Теоретические взгляды основателей Германского Веркбунда.

  3. Коммерческий дизайн.

  4. Идеи системного подхода в дизайне.

Литература:


  • Л.Н.Безмоздин «В мире дизайна» Ташкент, политехнический институт,1990

  • В. Л.Глазычев «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» М.: Искусство, 1970

  • «100 дизайнеров Запада» -М. ,ВНИИТЭ, 1984

  • Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна.М.,ВНИИТЭ,1992

  • Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование.ПЕР с англ.-М.,Мир,1976



Семинарское занятие №7



ТЕМА: ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН

ПЛАН:

1.История

2. Основные концепции
Литература:

  • Кантор К. Правда о дизайне . М. : АНИР,1996

  • Н.В.Воронов Очерки истории отечественного дизайна» ч.1 и ч.2, М.1997 и 1998

  • С.О.Хан-Магометов «ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН»-М.,Ладья,1995

  • С.О.Хан-Магометов «Пионеры советского дизайна» М.,Галарт,1995



Семинарское занятие №8



ТЕМА: Баухауз

ПЛАН:

1.История

2.Концепции

3.Традиции
Литература:


  • В. Л.Глазычев «О дизайне. Очерки по теории и практике дизайна на Западе» М.: Искусство, 1970

  • «100 дизайнеров Запада» -М. ,ВНИИТЭ, 1984

  • Аронов В. Теоретические концепции зарубежного дизайна.М.,ВНИИТЭ,1992

  • Джонс Дж. К. Инженерное и художественное конструирование.ПЕР с англ.-М.,Мир,1976
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница