Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 4 Методическое обеспечение социально-культурной деятельности



Скачать 382.18 Kb.
страница1/3
Дата26.06.2016
Размер382.18 Kb.
  1   2   3


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.4
Методическое обеспечение социально-культурной деятельности

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 071401 – Социально-культурная деятельность

Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 01.09.2008 г.)

Зав.кафедрой _____________ Телицына С.В.
РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины

1.1 Автор-составитель:

Байбак Е.И., старший преподаватель;


1.2 Рецензенты:

Телицына С.В.,

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующая кафедрой СКД и НХТ МГПУ


Павлова О.А.,

кандидат педагогических наук, доцент


1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изучение дисциплины «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности» осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности 071401 «Социально-культурная деятельность» (Москва, 2003 г.).

Данная учебная дисциплина разработана и преподается в неразрывной связи с российской историей, теорией и историей социально-культурной деятельности и другими дисциплинами, образующими фундамент подготовки профессиональных менеджеров социально-культурной деятельности.



Цель данной дисциплины – изучение основных теоретических, организационных и практических вопросов методического обеспечения социально-культурной деятельности. Дисциплина способствует развитию интереса, творческому осмыслению накопленного опыта методической деятельности, поиску наиболее эффективных методов, средств и форм методического обеспечения СКД.

В результате освоения дисциплины студенты должны знать и понимать:

- сущность методической деятельности, ее цели и задачи;


- историю становления и развития методической деятельности;

- принципы построения организационной структуры методической деятельности.

Студенты должны уметь:


  • применять полученные знания на практике;

  • разрабатывать различные виды методических документов;

  • распространять передовой опыт, внедрять его в массовую практику, контролировать ход и результаты внедрения;

  • собирать, систематизировать и анализировать информацию об опыте социально-культурной деятельности.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО

СД.Ф.01.04. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Основные этапы становления и развития методической деятельности. Принципы построения организационной структуры методической деятельности. Методические органы как элементы государственной системы методической деятельности. Общие и отличительные черты методических центров различных уровней. Понятие о системе методического обеспечения социально-культурной деятельности. Цели и задачи методического обеспечения. Объект и субъект методического обеспечения. Средства, технологии и формы методического обеспечения. Методическое обеспечение как вид деятельности, регулирующей содержание социокультурных процессов. Взаимосвязь методического обеспечения и административно-управленческого руководства. Эмпирический и теоретический уровни методического обеспечения.

Разработка рекомендаций, моделирование методик, информационно-методическая деятельность, организационно-педагогическое сопровождение процессов внедрения инновационных методик. Продукт методической деятельности. Виды и характеристика методических материалов. Жанровая направленность методических материалов. Дифференциация методических материалов. Требования к методической литературе (методические пособия, методические рекомендации, сценарии, аудиовидеоматериалы, информационно-рекламные материалы, описание опыта внедрения инновационных приемов и методов социально-культурной деятельности).

Информационная деятельность центров народного творчества и досуга. Информационные службы, информационные банки данных центров народного творчества. Отраслевая информационная система "Информкультура". Принципы построения отраслевой системы информации по культуре и искусству. Цели и задачи отраслевой системы научной информации. Государственная система дополнительного образования и повышения квалификации работников культуры и искусства. Приоритетные направления развития научно-методического обеспечения современной социально-культурной деятельности.
1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.




Шифр и

наименование специальности



Курс

Семестр

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам. работа

Вид

итогового контроля



1

071401 –

Социально-культурная деятельность



3-4

6-7

136

20

10

10

116

экзамен


1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий.

Примерное распределение учебного времени


п/п


Наименование, раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР



Тема 1. Основные этапы становления и развития методической деятельности. Становление организационной структуры методической деятельности.

2

2




12



Тема 2. Понятие о системе методического обеспечения СКД. Предмет и сущность методической деятельности.

2

2




12



Тема 3. Функции методического обеспечения СКД. Основные направления методической деятельности.

2

2




12



Тема 4. Средства, технологии, формы методического обеспечения.

2

2




12



Тема 5. Принципы построения организационной структуры методической деятельности. Методические органы как элементы государственной системы методической деятельности.

4

2

2

12



Тема 6. Взаимосвязь методического обеспечения и административно - управленческого руководства. Специфика методической деятельности.

2




2

12



Тема 7. Техника внедрения прогрессивной методики в практику институтов СКД

2




2

12



Тема 8. Продукт методической деятельности. Виды и характеристика методических материалов.

2




2

12



Тема 9. Отраслевая информационная система «Информкультура»

2




2

20




Итого

20

10

10

116



1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Основные этапы становления и развития методической деятельности. Становление организационной структуры

методической деятельности

История становления и развития методической деятельности в рамках утвердившейся периодизации. Первый этап (1917-1923 годы). Второй этап (1923-1926 годы). Третий этап (1926-1928 годы). Четвертый этап (1928-1932 годы). Пятый этап (1932-1956 годы). Шестой этап (1966-1979 годы). Термины «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта», отражающие определенную последовательность в развитии рассматриваемого явления.

Становление организационной структуры методической деятельности. Образование Главполитпросвета. Создание особых «методических» учреждений (методический кабинет, методическое бюро, методические комиссии).
Тема 2. Понятие о системе методического обеспечения

социально-культурной деятельности.

Предмет и сущность методической деятельности

Методика социально-культурной деятельности как совокупность правил, требований и приемов психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени. Развитие, совершенствование и преобразование методики. Эмпирический и теоретический уровни методического обеспечения.

Цели и задачи, объект и субъект методической деятельности.
Тема 3. Функции методического обеспечения

социально-культурной деятельности и их виды.

Основные направления методической деятельности

Понятие о функциях методического обеспечения и их видах. Общие – характеризующие методическую деятельность как разновидность управленческого процесса. Специфические – присущие собственно методической деятельности и отличающие черты этой системы от других.

Виды предметно-практической деятельности, реализующие конкретные функции методической деятельности.
Тема 4. Средства, технологии и формы методического обеспечения

Техника методического труда. Основные задачи, решаемые работниками методических служб.

Классификация средств, применяемых в работе методиста. Средства сбора информации об опыте социально-культурной деятельности на примере современного института социально-культурной деятельности (клуба, парка, музея).

Средства первичной обработки и анализа информации об опыте социально-культурной деятельности. Критерии оценки опыта социально-культурной деятельности.


Тема 5. Принципы построения организационной структуры методической деятельности. Методические органы как элемент государственной системы методической деятельности

Структурные звенья системы методического обеспечения. Создание и развитие системы методического обеспечения социально-культурной деятельности.

Организационная структура государственной системы методической деятельности. Всероссийский научно-методический центр. Республиканские научно-методические центры народного творчества и социально-культурной деятельности. Городской единый научно-методический центр. Областные (краевые, автономные) научно-методические центры. Задачи и функции. Права. Структура, штаты и средства. Руководство.
Тема 6. Взаимосвязь методического обеспечения

и административно-управленческого руководства.

Специфика методической деятельности

Административно-управленческое руководство социально-культурной деятельностью – система, внутри которой возникло методическое обеспечение социально-культурной деятельностью. Функциональная общность этих систем. Сходства и отличия.

Методическая деятельность как «связующий элемент» в процессе взаимодействия теории и практики социально-культурной деятельности.
Тема 7. Техника внедрения прогрессивной методики в практику институтов социально-культурной деятельности

Виды внедрения прогрессивной методики. Цели, принципы и этапы внедрения. Значение профессионального мастерства специалиста в процессе распространения передового опыта.

Повышение методической квалификации специалиста. Формы и методы.

Работа методических кабинетов по распространению и внедрению передового опыта.


Тема 8. Продукт методической деятельности.

Виды и характеристика методических материалов

Понятие «методические материалы». Виды и характер методических материалов.

Методические рекомендации. Структура и содержание. Методические пособия, сценарии, информационно-рекламные материалы. Методическое письмо, справка, сообщение.

Требования к методическим материалам.


Тема 9. Отраслевая информационная система «Информкультура»

Информационные ресурсы интернет. Классификация электронных информационных ресурсов по типу, по месту расположения, по месту использования. Цели и задачи создания отраслевой информационной системы «Информкультура». Внедрение отраслевой информационной системы «Информкультура». Состав средств, обеспечивающих функционирование отраслевой информационной системы «Информкультура». Инструментальные средства создания отраслевой информационной системы «Информкультура».



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения




Тема

Кол. час.

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоят. работы

1

Тема 1. Основные этапы становления и развития методической деятельности. Становление организационной структуры методической деятельности.

8

Работа с литературой

Обсуждение на занятии

2

Тема 2. Понятие о системе методического обеспечения СКД. Предмет и сущность методической деятельности.

6

Сформулировать правила и приемы воздействия на поведение людей в условиях свободного времени

Обсуждение на занятии

3

Тема 3. Функции методического обеспечения СКД. Основные направления методической деятельности.

8

Выписать и составить характеристику видов предметно-практической деятельности

Проверка выполнения задания

4

Тема 4. Средства, технологии, формы методического обеспечения.

12

Составить схему форм и средств методического обеспечения.

Составить план работы по обобщению опыта современного института социально-культурной деятельности (по выбору студента)



Защита плана

5

Тема 5. Принципы построения организационной структуры методической деятельности. Методические органы как элементы государственной системы методической деятельности.

4

Составить схему региональной административно-управленческой системы социально-культурной деятельности

Проверка выполнения задания

6

Тема 6. Взаимосвязь методического обеспечения и административно - управленческого руководства. Специфика методической деятельности.

8

Дать характеристику региональной административно-управленческой системы социально-культурной деятельности

Обсуждение на занятии

7

Тема 7. Техника внедрения прогрессивной методики в практику институтов СКД

12

Составить тематику семинаров для курсов повышения квалификации менеджеров социально-культурной деятельности. Разработать план 5-ти дневного семинара

Деловая игра

8

Тема 8. Продукт методической деятельности. Виды и характеристика методических материалов.

10

Составить:

справку,

методическое письмо,

рекламу,


рецензию на методическое пособие

Проверка выполнения задания

9

Тема 9. Отраслевая информационная система «Информкультура»

4

Составить список Интернет-ресурсов по разделу «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности»

Проверка выполнения задания




Итого

116








1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ


Занятие 1. Основные этапы становления и развития методической деятельности (2 ч.)

Форма организации занятия - СМ

План

  1. Становление организационной структуры методической деятельности.

  2. История развития методической деятельности в рамках утвердившейся периодизации.

Вопросы для обсуждения и задания для самостоятельной работы

  1. Сформулируйте понятия «организационно-методическая работа», «методическая помощь», «обобщение и внедрение передового опыта».

  2. Дайте характеристику этапам истории становления и развития методической деятельности.

    • Первый этап (1917-1923 годы) истории становления и развития методической деятельности.

    • Второй этап (1923-1926 годы) истории становления и развития методической деятельности.

    • Третий этап (1926-1928 годы) истории становления и развития методической деятельности.

    • Четвертый этап (1928-1932 годы) истории становления и развития методической деятельности.

    • Пятый этап (1932-1956 годы) истории становления и развития методической деятельности.

    • Шестой этап (1966-1979 годы) истории становления и развития методической деятельности.

Задание для самостоятельной работы

Изучение литературы.



Литература

Основная: 1, 3, 7.

Дополнительная: 5, 7.
Занятие 2. Понятие о системе методического обеспечения социально-культурной деятельности (2 ч.)

Форма организации занятия - СМ

Вопросы для обсуждения


  1. Предмет и сущность методической деятельности.

  2. Методика социально-культурной деятельности.

  3. Эмпирический и теоретический уровни методического обеспечения.

  4. Цели и задачи, объект и субъект методической деятельности.

Задание для самостоятельной работы

Сформулировать правила и приемы воздействия на поведение людей в условиях свободного времени.



Литература

Основная: 2, 5, 6, 8.

Дополнительная: 1, 2, 6,7.
Занятие 3. Функции методического обеспечения социально-культурной деятельности и их виды (4 ч.)

Форма организации занятия - СМ

Вопросы для обсуждения


  1. Общие функции методической деятельности.

  2. Специфические функции методической деятельности.

  3. Виды предметно-практической деятельности, реализующие конкретные функции методической деятельности.

  4. Основные направления методической деятельности.

Задание для самостоятельной работы

Выписать и составить характеристику видов предметно-практической деятельности.



Литература

Основная: 2, 4, 5, 6, 8.

Дополнительная: 1, 2, 6,7.
Занятие 4. Средства, технологии и формы методического обеспечения (4 ч.)

Форма организации занятия – СМ-ПР

План


  1. Средства методического обеспечения.

  2. Технологии методического обеспечения.

  3. Формы методического обеспечения.

Вопросы для обсуждения

  1. Техника методического труда.

  2. Основные задачи, решаемые работниками методических служб.

  3. Классификация средств, применяемых в работе методиста.

  4. Средства первичной обработки информации об опыте социально-культурной деятельности.

  5. Критерии оценки опыта социально-культурной деятельности.

  6. Анализ информации об опыте социально-культурной деятельности.

  7. Основные формы методического обеспечения.

  8. Технологии методического обеспечения.

Задания для самостоятельной работы

    1. Составить схему форм и средств методического обеспечения.

    2. Составить план работы по обобщению опыта современного института социально-культурной деятельности (по выбору студента).

Литература

Основная: 2, 5, 6, 8.

Дополнительная: 1, 2, 6,7.
Занятие 5. Принципы построения организационной структуры методической деятельности (4 ч.)

Форма организации занятия - СМ

План


  1. Система методического обеспечения, ее создание и развитие.

  2. Государственная система методической деятельности. Научно-методические центры народного творчества и социально-культурной деятельности.

Вопросы для обсуждения

  1. Структурные звенья системы методического обеспечения.

  2. Создание и развитие системы методического обеспечения социально-культурной деятельности.

  3. Организационная структура государственной системы методической деятельности.

  4. Всероссийский научно-методический центр.

  5. Республиканские научно-методические центры народного творчества и социально-культурной деятельности.

  6. Городской единый научно-методический центр.

  7. Областные (краевые, автономные) научно-методические центры.

  8. Задачи и функции. Права. Структура, штаты и средства. Руководство.

Задание для самостоятельной работы

Составить схему региональной административно-управленческой системы социально-культурной деятельности.



Литература

Основная: 2, 4, 5.

Дополнительная: 1, 6,7.
Тема 6. Методические органы как элемент государственной системы методической деятельности (2 ч.)

Форма организации занятия – СМ

Вопросы для обсуждения

1.Административно-управленческое руководство социально-культурной деятельностью.

2.Функциональная общность систем государственной системы методической деятельности.

3.Методическая деятельность в процессе взаимодействия теории и практики социально-культурной деятельности.

4. Государственная система методической деятельности.

Задание для самостоятельной работы

Дать характеристику региональной административно-управленческой системы социально-культурной деятельности.



Литература

Основная: 2, 5, 8.

Дополнительная: 1, 6,7.
Тема 7. Взаимосвязь методического обеспечения и административно-управленческого руководства (2 ч.)

Форма организации занятия - СМ

План


  1. Значение профессионального мастерства специалиста в процессе распространения передового опыта. Внедрение прогрессивных методик.

  2. Повышение квалификации специалистов социокультурной сферы: формы и методы.

  3. Распространение и внедрение передового опыта.

Вопросы для обсуждения

  1. Виды внедрения прогрессивной методики.

  2. Цели, принципы и этапы внедрения прогрессивной методики.

  3. Значение профессионального мастерства специалиста в процессе распространения передового опыта.

  4. Повышение методической квалификации специалиста.

  5. Формы и методы.

  6. Работа методических кабинетов.

Задания для самостоятельной работы

  1. Составить тематику семинаров для курсов повышения квалификации менеджеров социально-культурной деятельности.

  2. Разработать план 5-ти дневного семинара.

Литература

Основная: 2, 5, 8.

Дополнительная: 1, 6,7.
Тема 8. Виды и характеристика методических материалов (4 ч.)

Форма организации занятия – СМ-ПР

План


  1. Методические материалы, их виды.

  2. Характеристика и содержание методических материалов.

  3. Требования к методическим материалам.

Вопросы для обсуждения

  1. Понятие «методические материалы».

  2. Виды и характер методических материалов.

  3. Структура и содержание методических рекомендаций.

  4. Методические пособия.

  5. Сценарии.

  6. Информационно-рекламные материалы.

  7. Методическое письмо.

  8. Справка.

  9. Сообщение.

  10. Требования к методическим материалам.

Задание для самостоятельной работы

  1. Изучить требования к составлению методических материалов.

  2. Составить:

    • справку,

    • методическое письмо,

    • рекламу,

    • рецензию на методическое пособие.

Литература

Основная: 1, 5, 6, 7.

Дополнительная: 3, 7.
Тема 9. Отраслевая информационная система «Информкультура»

Форма организации занятия - СМ

План


  1. Информационные структуры, их виды, цели и задачи.

  2. Инструментальные средства создания отраслевой информационной системы.

Вопросы для обсуждения

  1. Классификация электронных информационных ресурсов.

  2. Цели создания отраслевой информационной системы «Информкультура».

  3. Внедрение отраслевой информационной системы «Информкультура».

  4. Состав средств, обеспечивающих функционирование отраслевой информационной системы «Информкультура».

  5. Инструментальные средства создания отраслевой информационной системы «Информкультура».

  6. Задачи создания создания отраслевой информационной системы «Информкультура.

Задание для самостоятельной работы

Составить список Интернет-ресурсов по разделу «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности».



Литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник – М., 2002.

  2. Киселёва Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность: Учебник. – М., МГУКИ, 2004.

  3. Методика информационно-просветительской деятельности в сфере досуга. – СПб., 1993.


1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.8.1 Рекомендуемая ЛИТЕРАТУРА

Основная

  1. Бирженюк Г.М., Бузене Л.В., Горбунова Н.А. Методическое руководство культурно-просветительной работой: Учеб. пособ. – М., 1989.

  2. Ванеев А.Н. Система методического руководства библиотечным делом. – Л., 1982.

  3. Галин С.А. Исторический опыт культурного строительства в первые годы Советской власти (1917-1925). – М., 1990.

  4. Гугушвили Н.И. Сущность, функции, структура организационно-методической деятельности районного Дома культуры // Актуальные вопросы клубной работы. – М., 1979.

  5. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. – М., 1989.

  6. Мосалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. – М., 1989.

  7. Новаторов Б.Е. Организаторы досуга. – М., 1987.

  8. Организация и методика художественно-массовой работы / Под ред. Генкина Д.М. – М., 1987.

  9. Триодин В.Е. Педагогика клубной работы. – М., 1985.

  10. Триодин В.Е. Клуб и свободное время. – М.,1982.

  11. Хренов Н.А. Человек играющий в русской культуре. – С1, Пб.,2005.


Дополнительная
  1. Бузене Л.В. Методическое руководство клубами. – Л., 1977.


  2. Владимиров Е.А. Сельский культурный комплекс. – М., 1982.

  3. Гугушвили Н.И. Помочь, подсказать, научить: О метод. работе. – М., 1972.

  4. Мосалев Б.Г. Методическое руководство деятельностью клубного учреждения. – М., 1989.

  5. Пиналов С.А., Чернявский Г.И., Виноградов А.П. История культурно-просветительной работы в СССР. – М., 1983.

  6. Стрельцов Ю.А. Научно-методические основы культурно-просветительной работы. – М., 1988.

  7. Чижиков В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности. – М., 1991.


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.9.1 ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ



  1. теле-, видеосредства;

  2. компьютер;

  3. мультимедийная установка.


1.10 ПРИМЕРНЫЕ ЗАЧЕТНЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Не предусмотрен



  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница