Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 6 Этногеография и география религий



страница1/6
Дата01.05.2016
Размер0.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.6 ЭТНОГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм

(код и наименование специальности/тей)

Утверждено на заседании

кафедры географии и экологии

естественно-географического факультета

(протокол № 8 от 18.03.2008 г.)

Зав. кафедрой ______________

/А.В. Николаев/

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: к.и.н., доцент кафедры географии и экологии Фридкин В.Н.




    1. Рецензенты:

- к.б.н., доцент ЕГФ МГПУ Митина Е.Г.;

- к.б.н., доцент кафедры географии и экологии Лештаев А.А.




    1. Пояснительная записка.

Данный УМК составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов по специальности «учитель географии» и «география», которые являются основой для объективной оценки уровня подготовки выпускников, независимо от формы получения образования.

При подготовке учебно-методического комплекса использованы труды отечественных и зарубежных специалистов, учтены современные научные направления в данной области знаний и методические материалы, способствующие усвоению дисциплины.

Промежуточные формы контроля – письменные контрольные работы, коллоквиумы, доклады, тестирование, написание и защита рефератов, которые оцениваются по пятибалльной системе. Итоговая форма контроля - зачёт.


1.3.1 Роль и место дисциплины в курсе подготовки специалистов.

В настоящее время в России осуществляется глубокая реформа всей системы образования. Важными направлениями этой реформы являются гуманизация и гуманитаризация образования, изменение целевых установок в построении образовательного процесса, его ориентация на удовлетворение личностных запросов и потребностей конкретных людей. Сами реформы, изменившие за короткие сроки всю общественную жизнь, породили сложные проблемы во всех сферах жизни, серьёзно повлияли на характер межнациональных отношений, обнажив при этом огромный межэтнический конфликтный потенциал. В этой социокультурной ситуации очень важно понять, в каком обществе сегодня живут люди и каковы их возможности в изменении существующего положения, что позволяет лучше сделать знание этнологии и географии религий.

Познание географии религий расширяет духовный и интеллектуальный потенциал человека, оказывает огромное влияние на его мировоззрение, формирует в нем гражданина. Можно не знать многих наук и быть образованным человеком, но нельзя быть образованным, не зная основ исторических и географо-страноведческих знаний.

Этногеография и география религий призвана дать студентам системные знания о процессах этногенеза, историческом многообразии культур и религий, распространении в мире разных конфессий, роли этнического фактора в мировой истории и эволюции мировой культуры, особенностях этнического самосознания и сущности этнической идентичности, формах и способах межэтнической коммуникации, причинах этнических конфликтов и принципах их регулирования и разрешения. Изучение этих проблем обусловлено практическими требованиями к качеству подготовки специалистов с высшим образованием. Важность данного курса обусловливается тем, что человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей. Среди них особое место занимают образования, которые принято именовать этническими: племена, народности, нации и др. Неоднородность протекания социально-экономических, этнических и демографических процессов привела к огромным различиям между этими общностями в уровнях развития, условиях жизни и их численности. В связи с этим возникают и межэтнические столкновения, войны, напряжённость и т.д.

Многие проблемы в мире являются следствием массового социального и культурного невежества. Сегодня невозможно успешно адаптироваться в сложной и динамичной социокультурной обстановке без знания конфликтогенных факторов и особенностей межэтнических и межконфессионных отношений. Таким образом, научно-практические знания по этногеографии в современных условиях стали социально необходимыми. Для того, чтобы такого рода высококачественная информация получила широкое распространение в обществе, требуются условия для их трансляции через систему образования и учебно-методические пособия, которые могли бы дать студентам необходимые знания в этой области.


1.3.2 Цели и задачи учебного курса.

Программа ориентирует студентов на системное изучение важнейших проблем географической науки. Ее содержание направлено на то, чтобы способствовать развитию у будущих специалистов навыков самостоятельного мышления, повышению их общей культуры, кругозора, умению учитывать культурный плюрализм мирового сообщества при решении разнообразных проблем.

Главная цель курса – показать, как сложилась в результате длительного развития, начиная с древности и до наших дней, современная этноконфессиональная картина мира.

Главная задача дисциплины - дать студентам системные знания о процессах этногенеза, о роли географического фактора в формировании этнического и конфессионального разнообразия современного мира, об историческом многообразии культур и религий, об особенностях этноконфессионального самосознания, о причинах этнических конфликтов и принципах их урегулирования.


Основными целями и задачами курса являются следующие:
1. научить студентов:

  • определять место дисциплины «этногеография и география религий» как отрасли географической науки в системе географических знаний, конкретизировать предмет её изучения;

  • оперировать базовыми понятиями и категориями этногеографии и географии религий, понимать процессы, закономерности и связи, происходящие в современном мире, составлять страноведческие и этноконфессиональные характеристики крупнейших государств, анализировать разные проблемные ситуации;

  • отбирать необходимый материал для написания рефератов и других видов работ;

  • ориентироваться в теоретической и фактографической литературе по курсу, сформировать навыки эффективного поиска и анализа этой литературы;

2. формировать:

- представления о важнейших принципах, законах, категориях дисциплины «Этногеография и география религий»;



  • системные, научные представления об этнических и этнорелигиозных процессах и расселении разных народов мира,

  • мировоззренческие и ценностные ориентиры, патриотические убеждения на основе личностного осмысления опыта истории, восприятие идей гуманизма, уважение прав человека и гражданина, демократических ценностей;

  • культурно зрелую личность, способную жить в условиях свободы и демократии, реально и компетентно участвовать в общественной жизни страны;

  • навыки составления комплексной историко-этнографической и этнорелигиозной характеристики отдельных народов;

  • научные представления об историческом пути России с древности до наших дней, о социальном, духовном и нравственном опыте, накопленном людьми; о становлении религиозных воззрений;

3. дать представление:

- о характере современных межэтнических и этнокультурных процессов, причинах их обострения и возможных путях решения;



  1. ознакомить студентов:

  • с новыми данными, имеющимися точками зрения, новыми тенденциями в рамках читаемого курса;

- с особенностями географии рас, основных этносов, языков и религий современного мира;

  1. развивать интерес и уважение к истории и культуре своего народа, других стран; стремление сохранять и приумножать культурное наследие своей страны и всего человечества.

  2. показать:

- роль географии в решении этноконфессиональных проблем;

- возможности использования полученных знаний в школьных курсах географии, в воспитательной работе со школьниками.



1.3.3 Требования к уровню владения программным материалом
В результате изучения учебной дисциплины "Этногеография и география религий" (ЭГ) студенты должны:

  1. знать:

  • объект, предмет и метод курса ЭГ, его понятийно - категориальный аппарат;

  • основные трактовки понятий «этнос», «конфессия» и «религия»;

  • историю становления религиозных воззрений народов мира;

  • особенности основных этносов, языков и религий современного мира;

  • особенности межэтнических процессов в различных районах мира;

  • качественные черты этнической культуры крупных регионов мира.

  1. уметь:

    • выделить теоретические и прикладные, аксиологические и инструментальные компоненты историко-этногеографического знания, их роль и функции в подготовке специалистов и личного вклада в общественно-политическую жизнь;

    • ориентироваться в основных современных географических школах, концепциях, направлениях;

    • характеризовать крупные этноконфессиональные регионы мира;

    • объяснять закономерности размещения основных этносов и религий;

    • анализировать теоретическую и специальную литературу по географии религий, определяя принадлежность ее авторов к одной из научных школ и направлений;

    • самостоятельно составлять доклады и рефераты, содержащие материал географо-религиозного характера;

    • читать и сопоставлять тематические карты народов, языков; религий;

    • проводить сопряженный анализ тематических карт и статистических таблиц для получения новой информации;

    • анализировать информацию о современных этноконфессиональных процессах, полученную из различных источников (СМИ, Интернет и т.д.);

    • разбираться в межнациональных конфликтах (на примере этноконфессиональных), знать их генезис, классификации и способы преодоления;

    • приводить примеры отрицательного и положительного опыта в разрешении межэтнических и конфессиональных конфликтов в различных регионах мира;

  2. понимать значение и роль историко-географической информации в процессе формирования мировоззрения человека как гражданина РФ и члена мирового сообщества;

  3. овладеть навыками географической грамотности и осознать равновеликое и бесценное значение культуры всех без исключения народов мира.




    1. Извлечение из ГОС ВПО Курс относится к дисциплинам предметной подготовки. «Этногеография и география религий» в программе подготовки специалистов имеет большую познавательную, развивающую и воспитательную ценность. Базируясь на принципах научного исследования, он обеспечивает познание исторического процесса освоения Земли, формирует научное мировоззрение; способствует теоретическому обобщению и глубокому осмыслению историко-географических фактов.



    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина:




№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050103 География со специализацией Социальная география Скандинавских стран и туризм

2

4

75

36

20

16

-

39

зачет
  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница