Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 7 Психология труда



страница1/5
Дата27.04.2016
Размер1.07 Mb.
  1   2   3   4   5


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Ф.7

ПСИХОЛОГИЯ ТРУДА
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«050706-Педагогика и психология»

Утверждено на заседании

кафедры психологии

психолого-педагогического института

(протокол № 10 от 14 июня 2011 г.)


Зав. кафедрой

________________И.А. Синкевич

2011г.
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.



1.1 Автор программы: М.А. Тишкевич, ст. преподаватель кафедры психологии
1.2 Рецензенты:

Г.И. Горлов, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии МГПУ

А.В. Прялухина, кандидат психологических наук, доцент, зав. кафедрой психологии Российского государственного социального университета (РГСУ)

    1. Пояснительная записка

Учебный курс «Психология труда» является составной частью комплекса дисциплин психологической подготовки студентов, обучающихся по специальности 050706 «Педагогика и психология». В процессе изучения данной учебной дисциплины студенты получают возможность сформировать систему научных понятий и базовых представлений о существенных аспектах активности человека как субъекта труда.

Программа курса «Психология труда» составлена с учетом как традиционных вопросов психологии труда, так и ее актуальных проблем и данных, полученных в современных методологических и прикладных исследованиях.

Образовательная цель учебной дисциплины – обеспечить ориентировку студентов в специфических психологических составляющих труда, являющегося предметом изучения многих наук, понимая ее как основу, которая позволит молодому специалисту, с одной стороны, сохранить профессиональную позицию в научной и практической работе и, с другой стороны, взаимодействовать с представителями смежных областей знания о труде при решении комплексных междисциплинарных задач.

Задачи курса:



  • раскрыть специфику психологии труда как отрасли психологической науки, сформировать понимание значимости знания психологии труда для профессиональной деятельности психолога;

  • раскрыть содержание основных (классических и современных) проблем психологии труда;

  • научить соотносить частные задачи, возникающие в практике психологического обслуживания труда и трудящихся, с контекстом фундаментальных проблем психологии в целом.

Воспитательные цели курса состоят в укреплении и развитии у студентов интереса к фактам и закономерностям психики на материале разнообразных видов активности людей в труде, культивирование равного уважения к разным видам труда и представителям разных профессиональных общностей, формирование правильного отношения к труду психолога-практика как человека, в сфере деятельности которого не только применяется, но и порождается истинное психологическое знание, формирование у студента готовности и способности работать не только «по интересам», но и «по заданию», что является важнейшим условием успешной адаптации выпускника вуза в различных сферах практики.

В связи с тем, что трудовая деятельность - важнейший вид деятельности, предполагается, что без сформированности представлений и понятий, умений и отношений личности, обеспечиваемых курсом психологии труда, подготовка студента-психолога не может быть полной.

В результате изучения дисциплины «Психология труда» студенты должны знать:


  • основные актуальные проблемы современной психологии труда;

  • методы психологии труда (методы построения теории, эмпирико-познавательные методы, методы диагностики, методы анализа и обработки эмпирических данных, преобразующие, или конструктивные методы);

  • специфическую структуру субъекта труда, мотивы, обуславливающие производительность труда и качество продукции, выпускаемой человеком;

  • особенности функциональных состояний человека, возникающих в ходе реализации трудовой деятельности, а также динамику работоспособности и факторы, ее определяющие;

  • психологическое профессиоведение как основу познания мира профессий, его классификации и дифференциации с позиций психологической науки;

  • особенности взаимосвязи психологии труда с инженерной психологией и эргономикой;

  • факторы, определяющие конструктивную реализацию педагогической деятельности.

Студенты должны уметь:

  • оказывать помощь в профессиональной адаптации и реабилитации рабочих кадров;

  • анализировать профессиограммы и психограммы различныъх профессий, использовать их в практической работе;

  • применять методы диагностики и коррекции функциональных состояний, осуществлять профилактику возникновения неблагоприятных функциональных состояний в труде;

  • оказывать помощь в совершенствовании профессиональной деятельности педагога.

При разработке курса большое внимание уделено фундаментальным аспектам рассматриваемых вопросов. Профессиональное владение методами психологии труда (и гностическими, и конструктивными, «воздейственными», включая методы построения теоретического знания на материале изучения труда и трудящегося) должно опираться не только на систему практических занятий, но и на базовую фундаментальную подготовку студента, органично ее обогащая.

Курс «Психология труда» не является чисто вербальным, он должен проводиться с систематическим применением адекватных средств наглядности и активизации деятельности студентов: демонстрация кинофрагментов о тех или иных видах труда, наблюдение за трудовой деятельностью людей в естественных условиях, рассмотрение примеров аварийных ситуаций, документированных фактов, характеризующих какой-либо труд, и пр., включая работу педагогов и психологов. На практических занятиях может быть организована работа студентов по наблюдению и анализу простейших моделей трудовых процессов, которые можно представить в условиях учебного заведения.


Программа курса «Психология труда» разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

При подготовке УМК учебной дисциплины были использованы следующие источники:



  1. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. – М.: МГУ, 1992.

  2. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда: Учебное пособие к курсу «Психология труда и инженерная психология». – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997. – 352 с.

  3. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.

  4. Психология труда: Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 031000 «Педагогика и психология» / Авт. – сост. М.А. Тишкевич. – Мурманск: МГПУ, 2006. – 34 с.


1.4. Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО

Предмет, цели и задачи психологии труда. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности. Динамика работоспособности. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции. Психология профессий. Метод профессиографии, составления профессиограмм и психограмм. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда. Психология труда педагога.



1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п\п

Шифр и наиме-нование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (формы отчетности)

Тру-доемкость

Всего аудит

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам работа

1.

«050706-Педагогика и психология»

3

6

150

78

36

42




72

зачет



1.6 Содержание дисциплины

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:


специальность «050706 — Педагогика и психология»

№п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

Вариант 2

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам. раб.

1

Предмет психологии труда. Цели и задачи психологии труда.

12

6

6




12
















2

Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.

14

6

8




12
















3

Динамика работоспособности. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

12

6

6




12
















4

Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.

14

6

8




12
















5

Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

14

6

8




12
















6

Психология труда педагога.

12

6

6




12



















Всего

78

36

42




72

















1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Предмет психологии труда. Цели и задачи психологии труда.

Психология труда как область знания, складывающаяся в общественной практике людей и находящая отражение в формах общественного сознания. Психология труда как область научного знания о труде и трудящихся, изучающая условия и разрабатывающая пути и методы решения практических задач в области функционирования и формирования человека как субъекта труда.

Предмет психологии труда. Актуальные проблемы (теоретические и практические) и задачи психологии труда. Методические и теоретические основы психологии труда как отрасли научного знания, решающей вопросы установления взаимодействия человека и профессии.

Смежные области научного знания психологического и междисциплинарного о человеке и труде. Психология труда и НОТ.

Краткая история психологии труда. Возникновение и развитие психологии труда за рубежом (система научного управления Ф. Тейлора, возникновение и развитие индустриальной психотехники, проблемы индустриальной психотехники и работы Г. Мюнстерберга), история отечественной психологии труда.

Психология труда как профессия и учебная дисциплина. Обзорная характеристика учебного плана, форм и методов подготовки, перспектив профессионального трудоустройства.

Методы психологии труда. Методы построения теории в психологии труда (методы построения простых теоретических объектов: методы наименования, логического генерирования, вербального комбинирования; методы интерпретации, номологизации, определения; их взаимосвязь; методы построения сложных теоретических объектов: методы индуктивного предсказания, дедуктивного предсказания; синтаксического комбинирования, методы верификации, доказательства, объяснения; их взаимосвязь).

Эмпирико-познавательные методы: наблюдение как деятельность, как методика и метод, виды наблюдения; опросные методы (беседа, интервью, анкета), метод изучения документации, метод экспертной оценки, метод анализа продуктов деятельности, метод анализа ошибок, трудовой метод; биографический метод; алгоритмический метод; метод обобщения независимых характеристик.

Методы диагностики: экспериментальный метод в психологии труда (лабораторный и естественный); бланковые и аппаратурные методики диагностики различных психологических, психофизиологических и личностных характеристик субъекта труда.

Методы анализа и обработки эмпирических данных: сравнительный анализ качественных характеристик, методы статистического и графического анализа. Методы интерпретации эмпирических данных (разновидности структурного и генетического методов).

Преобразующие, или конструктивные методы психологии труда: методы использования и формирования субъективных факторов труда; методы использования и формирования, проектирования объективных факторов труда.

Непсихологическое знание о труде. Психологические признаки труда. Обзор психических регуляторов труда.

Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Их эволюция в истории человеческого общества. Основные группы эргатических функций: функции духовного производства, функции производства упорядоченности социальных процессов, функции производства полезных действий обслуживания и самообслуживания, функции материального производства.

Понятие «трудовой пост». Способы социально-исторической фиксации трудовых постов. Структура трудового поста.

Цели труда. Объективно заданные и субъективно принятые цели труда, их разновидности. Цели труда как субъективные образы желаемого будущего.

Предмет труда как социально фиксированная система признаков объекта труда и как система свойств и взаимоотношений объектов, явлений, процессов, которыми человек мысленно или практически оперирует в процессе профессиональной деятельности - как ориентирующий психический образ.

Средства, орудия труда и их основные разновидности. Вещественные и внешние функциональные средства труда.

Условия труда (профессиональная среда). Обзорная характеристика основных разновидностей объективных условий труда в различных трудовых процессах: физической, социальной и организационной среды.

Система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций) и система прав как составляющие трудового поста.

Перспективы развития психологии труда. Перспективы развития психологии труда как области научных знаний о субъекте труда, как научной дисциплины, развивающей методологические и теоретические основы изучения человека в трудовой деятельности, как социально необходимой профессии.


Тема 2. Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.

Субъект труда и его структура. Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент системы «трудовой процесс».

Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система.

Структура субъекта труда - мотивационные, когнитивные, операторные и эмоционально-волевые показатели профессиональной деятельности человека.

Внешняя структура: деяние («отдельная деятельность») как целостный цикл (этап) трудовой деятельности; психологические действия и операции (навыки, умения).

Внутренняя структура (внутренние условия деятельности субъекта труда) - знания, представления, ценностные ориентации, интересы, цели и мотивы (профессиональные), профессиональное самосознание, индивидуально-типологические особенности и профессионально-обусловленные способности (психические процессы и профессионально-важные качества, актуализируемые у человека в процессе труда: сенсорные и перцептивные свойства, аттенционные свойства, психомоторные свойства, мнемические свойства, имажинитивные свойства, мыслительные свойства, волевые свойства), функциональные состояния.

Мотивы профессиональной деятельности. Проблема бессознательного и сознательного в мотивации. Проблема врожденного и приобретенного в мотивации. Качественная характеристика мотивов: классификация потребностей личности, проблема мотивации в работах Л. И. Божович, проблема отношения к труду и путей оптимизации этого отношения по А. А. Русалиновой. Мотивация и этика. Генезис мотивационной структуры: направления развития мотивационной структуры субъекта деятельности, исследование динамики мотивов трудовой деятельности В. А. Ядовым, теория мотивации А. Маслоу, теория Ф. Герцберга, классификация мотивов трудовой деятельности, разработанная Т. Томашевским. Методы исследования мотивов трудовой деятельности.

Формирование и развитие человека как субъекта труда. Направления развития человека как субъекта труда: приобретение познавательной ориентированности в окружающей среде (природной, технической, социальной, информационной), развитие ориентировки в мире профессий, формирование трудовой (профессиональной) направленности, усвоение (и совершенствование) общественно выработанных способов действия и использования орудий, средств деятельности, формирование системы устойчивых личностных качеств, создающих возможность успешного выполнения деятельности, развитие знания человека о себе и формирование индивидуального стиля трудовой деятельности.

Основные этапы развития человека как субъекта труда: периодизация развития человека как субъекта труда В. Ф. Моргуна и Н. Ю. Ткачева, Е. А. Климова, В. А. Бодрова, периодизация развития человека Э. Эриксона, формирование ценностно-нравственной, смысловой и личностной структуры по А. Н. Леонтьеву и по Н. С. Пряжникову, основные этапы самопознания, выделенные Ю. Б. Гиппенрейтер, периодизация выбора профессий учащимися Э. Гинзберга, теория стадий профессиональной жизни Ш. Бюлер, классификация стадий профессиональной жизни, разработанная Д. Сьюпером, типы карьеры по Д. Сьюперу, периоды наиболее продуктивной деятельности для различных профессий (по Б. Г. Ананьеву, Ю. В. Укке).

Проблема индивидуальных различий в психологии труда. Концепция интегрального исследования индивидуальности В. С. Мерлина. Уровни исследования индивидуальности. Метаиндивидуальность и интраиндивидуальность. Онтогенез интегральной индивидуальности.

Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.

Способности (общие и специальные профессиональные). Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект – объект». Структура субъектных факторов профпригодности (гражданские качества, система отношений субъекта данной деятельности, общие и специальные способности, дееспособность – состояние здоровья по отношению к требованиям данной деятельности, подготовленность к профессии). Типы профессиональной пригодности.

Понятие и критерии профессиональной успешности. Способности и профессиональная успешность.

Проблема установления наилучшего взаимосоответствия субъекта труда и требований трудового поста. Основные тенденции установления взаимосоответствия человека и работы. «Золотое правило» психологии труда.

Индивидуальный стиль трудовой и учебно-производственной деятельности.

Нестандартность «человеческого фактора» труда как одно из условий эффективной кооперации работников, их взаимообогащения трудовым опытом, развития как членов общества, как одно из условий изменчивости и развития мира профессий.

Факт множества индивидуально своеобразных и социально-равноценных образцов построения трудовой деятельности.

Эффективный индивидуальный стиль трудовой деятельности и «псевдостиль». Методы и принципы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности. Пути и способы формирования индивидуального стиля трудовой деятельности. Опыт изучения и формирования индивидуального стиля в психологии труда.

Психологические основы профессиональной ориентации и консультации. Понятие профессиональной ориентации. Функции профориентации. Принципы осуществления профориентации. Направления профессиональной ориентации. Основные подходы к проблеме профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация как социальная и психологическая проблема. Цели и задачи профориентации на различных уровнях школьного обучения. Планирование и организация профориентационной работы в школе.

Индивидуальная профконсультация как условие активизации профессионального самоопределения подрастающего человека. Принципы организации и проведения профконсультации.

Психологические основы профессионального обучения и воспитания. Профессиональные умения и навыки. Классификация умений, предложенная Е. А. Милерян, классификация умений в соответствии с основными этапами обработки информации оператором в системе «человек-машина», разработанная Ю. З. Гильбух. Формирование профессиональных умений и навыков. Кривые развития навыков в процессе упражнения. Явления переноса навыков (положительного и отрицательного). Теоретические основы производственного обучения. Опыт использования теории поэтапного формирования умственных действий в профессиональной подготовке. Зависимость результативности обучения исполнительным приемам действий от усвоения информационной основы действий. Значение психологического анализа профессии в совершенствовании содержания программы обучения профессии. Психологические принципы оптимизации методов профессионального обучения. Активные методы обучения. Тренажеры и их виды. Возможности формирования и развития профессионально-важных качеств, способностей, умений (сенсомоторных, перцептивных, мнемических), видов профессионального мышления, навыков саморегуляции.

Психологические основы трудового и профессионального воспитания. Возможности формирования системы профессиональных ценностей, профессиональных интересов, направленности личности.

Принципы и методы оценки уровня профессиональной квалификации, профессиональных достижений.

Психологические вопросы переподготовки кадров, психологического обеспечения нововведений.

Психологические основы профессионального отбора, подбора, расстановки и аттестации кадров, выдвижения резерва кадров. Профессиональный отбор как составная часть профессиональной ориентации. Профессиональная пригодность как уровень соответствия физических качеств и психофизиологических особенностей человека профессиональным требованиям. Структура субъектных факторов профпригодности. Разновидности эмпирических феноменов установления взаимосоответствия человека и профессии. Профессиональный отбор (подбор) как специально организованный исследовательский процесс. Цель профессионального отбора. Виды профотбора: констатирующий и организующий. Профотбор в условиях школы. Влияние характера человека на выбор и успешное овладение профессией. Профподбор видов деятельности, наиболее соответствующих типу темперамента человека.

Психологические вопросы адаптации, реабилитации и стабилизации рабочих кадров. Профессиональная адаптация как завершающее звено системы мер по профессиональному самоопределению человека. Виды адаптации. Факторы, обуславливающие процесс адаптации (внешние – объектные, внутренние – субъектные). Критерии и методы оценки адаптации рабочих кадров. Выдвижение кадрового резерва.

Трудовая реабилитация больных и инвалидов как средство компенсации различных нарушений физического и психического здоровья человека и как средство пополнения трудовых ресурсов страны. Условия подбора профессий и возможности компенсаторного приспособления человека к требованиям профессии.

Психологические вопросы безопасности труда. Актуальность проблемы безопасности труда в связи с использованием автоматизированных орудий труда. Основные группы факторов, предопределяющих возникновение опасности при исполнении профессиональной деятельности. «Человеческий фактор» в травматизме и аварийности. Классификация причин ошибок человека. Роль психолога в изучении причин и предотвращении несчастных случаев. Вопросы безопасности труда в работах отечественных психотехников (С. Г. Геллерштейна, А. И. Колодной, Ю.А. Шпигель, Ю. В. Котеловой). Методы изучения и анализа причин несчастных случаев и аварий. Психологические средства повышения безопасного поведения человека в трудовой деятельности.

Социально-психологические проблемы взаимоотношений в трудовом коллективе. Социально-психологическая характеристика конфликта. Причины возникновения конфликта. Функции конфликта. Стадии конфликтов. Виды конфликтов и их характеристика. Стратегии поведения в конфликте. Методы исследования и способы оптимизации социально-психологического климата в трудовом коллективе.

Тема 3. Динамика работоспособности. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

Трудоспособность, работоспособность (актуальная, потенциальная). Факторы (внешние и внутренние), обуславливающие работоспособность человека. Работоспособность как показатель изменений функционального состояния человека в процессе трудовой деятельности. Критерии оценки работоспособности. Закономерности (фазы) изменения работоспособности в процессе труда.

Функциональное состояние – интегральный комплекс наличных характеристик функций и качеств человека, прямо или косвенно обуславливающих выполнение трудовой деятельности. Виды функциональных состояний. Уровни изменения функциональных состояний в труде (1 – максимальных возможностей; 2 – продуктивности, 3 – эмоционального напряжения; 4 – утомления). Усталость, утомление, переутомление как негативные проявления функционального состояния. Физиологические механизмы утомления. Субъективные и объективные показатели утомления.

Методы диагностики функциональных состояний, средства снижения профессионального утомления и повышения профессиональной работоспособности (режимы труда и отдыха, чередование операций, нормирование труда, саморегуляция состояний). Психологические методы коррекции и профилактики неблагоприятных функциональных состояний.

Монотонный труд – пример для изучения изменений функционального состояния человека в процессе работы в целях его нормализации. Монотонность труда, ее виды, критерии оценки. Сущность неблагоприятного воздействия на работника. Состояние монотонии, ее физиологические механизмы. Психологические способы преодоления аномальных состояний человека в условиях монотонного труда и средства профилактики возникновения состояния монотонии у человека в процессе деятельности.

Эмоциональные состояния человека в процессе трудовой деятельности.
Тема 4. Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.

Современный мир профессий и тенденции его развития.

Психологическое профессиоведение – основа познания мира профессий, его классификации и дифференциации с позиций психологической науки. Понятия «профессия», «трудовой пост», «специальность». Субъектно-объектные взаимосвязи в профессиональной деятельности.

Понятия «профессиография», «профессиограмма», «психограмма». Понятие «системная профессиограмма».

Профессиография как средство организации психологического изучения профессий и профессиональной деятельности человека в целях ее формирования, диагностики, коррекции, регуляции, оптимизации и гуманизации при решении практических задач: профориентации и профконсультации, профессионального обучения, повышения работоспособности, безопасности труда, профессионального отбора, подбора и расстановки кадров, рационализации и проектирования труда, трудовой реабилитации и др. Принципы профессиографии, разработанные К. К. Платоновым. Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы. Способы фиксации профессиографического материала (табличные, описательные, графические, алгоритмические). Профессиограммы различных профессий.

Методы профессиографии: организационные методы, методы сбора эмпирических данных, методы обработки эмпирических данных, интерпретационные методы.

Классификация профессий, психологические признаки ее построения, цели применения. Обзор психологических классификаций профессий: классификация видов труда В. Н. Татищева, классификация профессий по степени самостоятельности человека в труде, предложенная С. П. Струмилиным, классификация профессий по преимущественным профессиональным ценностям Л. А. Йовайша, классификация профессий по степени жесткости требований, предъявляемых к психофизиологическим и психологическим особенностям человека, разработанная К. М. Гуревичем, многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий Е. А. Климова, ее структура и возможности применения.
Тема 5. Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

Инженерная психология как научная дисциплина. Предмет инженерной психологии. Основные задачи инженерной психологии.

Эргономика как комплексная наука о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности человека. Сравнительная характеристика применения психологии труда, инженерной психологии и эргономики в целях обеспечения оптимальных взаимосвязей человека и трудового поста.

Деятельность оператора в автоматизированных системах производства и управления. Структура операторской деятельности. Факторы, влияющие на операторскую деятельность. Виды деятельности оператора. Количественные характеристики деятельности оператора. Напряженность работы оператора. Алгоритмическое описание деятельности оператора.

Инженерно-психологическое проектирование. Возникновение и структура инженерно-психологического проектирования. Содержание работ по учету человеческого фактора на различных стадиях проектирования. Общие инженерно-психологические требования к проектированию систем «человек – машина». Возможные методы решения отдельных задач инженерно-психологического проектирования.
Тема 6. Психология труда педагога.

Профессионализм и мастерство в педагогической деятельности. Индивидуально-психологические факторы успешности педагогической деятельности. Психологические особенности разрешения педагогических ситуаций. Общение и коммуникативно-организаторская деятельность педагога в процессе обучения. Профессиональное самосознание учителя как фактор эффективности педагогической деятельности. Пути перестройки, коррекции и совершенствования педагогической деятельности.



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения


п/п


Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы

Кол-во час.

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1

Предмет психологии труда. Цели и задачи психологии труда.

вопросы для самостоятельного изучения,

рефераты,

контрольные работы


12

Защита рефератов,

проверка контрольных работ



2

Человек как субъект труда. Мотивы трудовой деятельности.

вопросы для самостоятельного изучения,

тесты,


контрольные работы

12

Выполнение тестов,

защита рефератов,

проверка контрольных работ


3

Динамика работоспособности. Функциональные состояния человека в труде, принципы и методы их диагностики и коррекции.

Моделирование диагностического исследования функционального состояния человека в труде.

12

Презентация программы исследования на семинарском или лабораторном занятии

4

Психология профессий. Метод профессиографии, составление профессиограмм и психограмм.

Письменное составление профессиограммы

12

Индивидуальное собеседование

5

Инженерная психология и эргономика, их место в психологии труда.

вопросы для самостоятельного изучения,

тесты,


контрольные работы

12

Выполнение тестов,

защита рефератов,

проверка контрольных работ


6

Психология труда педагога.

Прогнозирование успешности профессиональной деятельности педагога

12

Презентация модели на лабораторном занятии




Всего




72







    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изучаемому материалу.

Практическое занятие № 1.

Тема: Понятие психологии труда. Предмет и задачи психологии труда.


Вопросы для обсуждения

  1. Психология труда как отрасль научного знания. Предмет психологии труда. Актуальные проблемы и задачи психологии труда.

  2. Связь психологии труда с различными отраслями психологической науки, со смежными непсихологическими отраслями знания.

  3. Инженерная психология как научная дисциплина. Предмет инженерной психологии. Основные задачи инженерной психологии.

  4. Эргономика как комплексная наука о закономерностях и характеристиках трудовой деятельности человека.

  5. Краткая история отечественной и зарубежной психологии труда.

Задания для самостоятельной работы

1. Зарисовать и проанализировать схему основных проблем психологии труда, схему психологических факторов гуманизации труда и повышения его производительности (3, с. 114 – 116).

2. Зарисовать и проанализировать схему направлений исследования в инженерной психологии (4, с. 9).

3. Сделать конспект источника 2.

4. Сделать краткие выписки из источников 1, 4, 5.

Основная литература


  1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979, с. 129 – 137 (кр. выписки).

  2. Забродин Ю.М., Зазыкин В.Г., Зотова О.И. и др. Проблемы психологии труда и профессий // Психологический журнал. – 1981. - № 6 (конспект).

  3. Котелова Ю.В. Очерки по психологии труда. - М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 5 – 78, 114 – 116.

  4. Основы инженерной психологии./ Под ред. Б.В. Ломова. - М.: Высшая школа, 1977, с. 5 – 19 (кр. выписки).

  5. Пряжников Н.С. Психологические вопросы труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 7 – 37, с. 55 – 77 (кр. выписки).

  6. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).

Дополнительная литература



  1. Климов Е.А., Носкова О.Г. История психологии труда в России. - М.: Изд-во МГУ, 1992.


Практическое занятие № 2.

Тема: Методы психологии труда.


Вопросы для обсуждения

  1. Методологические основы психологии труда.

  2. Методы психологии труда:

а/ методы построения теории в психологии труда,

б/ эмпирико-познавательные методы,

в/ методы диагностики,

г/ методы анализа и обработки эмпирических данных,

д/ преобразующие, или конструктивные методы психологии труда.


  1. Методы исследования в инженерной психологии.

Задания для самостоятельной работы



  1. Выписать в словарь понятия: метод наименования, метод логического генерирования, метод вербального комбинирования, метод интерпретации, метод номологизации, метод определения, метод индуктивного предсказания, метод дедуктивного предсказания, метод синтаксического комбинирования, метод верификации, метод доказательства, метод объяснения, трудовой метод.

  2. Составить таблицу «Эмпирико-познавательные методы психологии труда: условия их проведения, достоинства и недостатки» (1).

  3. Сделать конспект источника 3.

  4. Сделать краткие выписки из источника 2.

Основная литература



  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 99 - 197.

  2. Основы инженерной психологии. / Под ред. Б.Ф. Ломова. - М.: Высшая школа, 1977, с. 10 - 18 (краткие выписки).

  3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 58 - 59 (конспект).

  4. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).


Практическое занятие № 3.

Тема: Психологическое понимание труда и профессии.


Вопросы для обсуждения

  1. Система психических регуляторов труда.

  2. Психологические признаки труда.

  3. Понятия «эргатическая система», «эргатическая функция». Их эволюция в истории человеческого общества. Основные группы эргатических функций.

  4. Понятие «трудовой пост». Структура трудового поста:

а/ цели, представление о результате труда,

б/ заданный предмет труда,

в/ система средств, орудий труда, их основные разновидности,

г/ система профессиональных служебных обязанностей (заданных трудовых функций),

д/ система прав субъекта труда,

е/ производственная среда (предметные и социальные условия труда).


Задание для самостоятельной работы

1.Выписать в словарь основные понятия темы: эргатическая система, эргатическая функция, трудовой пост, профессия, специальность, квалификация, должность.

2. Сделать конспект источника 1.
Основная литература


  1. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 19 – 21, с. 29 – 45, с. 56 – 58, с. 61 – 68 (конспект).

  2. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).

Дополнительная литература



  1. Зараковский Г.М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности. - М., 1996.

  2. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. – Обнинск: Изд-во МГУ, Центр «Детство», 1993.

  3. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. - М.: Изд-во МГУ, 1995.

  4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 139 – 257.

  5. Конопкин О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. - М., 1980.

  6. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. - М. - Воронеж, 1997, с. 26 – 36.

  7. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. - М., 1994, с. 9 – 120.


Практическое занятие № 4.

Тема: Субъект труда и его структура.


Вопросы для обсуждения

  1. Субъект труда как главный, осознанно преобразующий, регулирующий и оценивающий компонент системы «трудовой процесс».

  2. Субъект труда как «многопризнаковая» разноуровневая система. Структура субъекта труда.

  3. Профессионально значимые свойства субъекта труда и их динамика.

  4. Проблема мотивации трудовой деятельности. Методы исследования мотивов трудовой деятельности.

  5. Направления развития человека как субъекта труда.

  6. Этапы развития человека как субъекта трудовой деятельности.

Задания для самостоятельной работы



  1. Проанализировать и зарисовать схему классификации потребностей личности (4, с. 19).

  2. Проанализировать и зарисовать схему мотивации деятельности (4, с. 22).

  3. Проанализировать и зарисовать схему связи профессионального мастерства и возможности удовлетворения различных потребностей личности (4, с. 24).

  4. Сделать краткие выписки из источников 1, 4.

Основная литература



  1. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 330 – 365, с. 404 – 425 (кр. выписки).

  2. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.

  3. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).

  4. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 19, 22, 24, 69 – 100 (кр. выписки).

Дополнительная литература



  1. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия. – М.: Зниние, 1991, с. 39 – 67.

  2. Пряжников Н.С. Психологические вопросы труда. – М. – Воронеж, 1997, с. 77 – 110.

  3. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 14 – 32.



Практическое занятие № 5.

Тема: Психологическое профессиоведение.


Вопросы для обсуждения

  1. Современный мир профессий и тенденции его развития. Понятие «профессия», «трудовой пост», «специальность», «карьера», «должность».

  2. Профессиография как средство организации психологического изучения профессии, профессиональной деятельности человека. Принципы профессиографии.

  3. Типы профессиограмм. Особенности профессиограмм, составленных с целью профотбора, профориентации и профконсультации, производственного обучения, рационализации режима и условий труда.

  4. Схемы профессиографирования. Структура профессиограммы и психограммы.

  5. Профессиограммы различных профессий.

  6. Методы профессиографии.

  7. Классификация профессий, психологические признаки ее построения. Многопризнаковая и многоуровневая психологическая классификация профессий Е. А. Климова, ее структура и возможности применения.

Задания для самостоятельной работы

1. Выписать в словарь понятия: профессиография, профессиограмма, психограмма, системная профессиограмма.

2. Сделать конспект источника 1.

Основная литература


  1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. – 1987. - № 1. - С. 111 – 117 (конспект).

  2. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).

Дополнительная литература



  1. Гарбер Е.И., Козача В.В. Методика профессиографии. – Саратов, 1992.

  2. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие. – М., 1992.

  3. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М.: Изд-во МГУ, 1988, с. 107 – 117.

  4. Климов Е.А. Общечеловеческие ценности глазами психолога-профессиоведа // Психологический журнал. – 1994. - № 4. - С. 130 – 136.

  5. Климов Е. А. Психология самоопределения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996, с. 139 – 329, с. 442 – 508.

  6. Котелова Ю В. Очерки по психологии труда. – М.: Изд-во МГУ, 1986, с. 79 – 99.

  7. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М. – Воронеж, 1997, с. 37 – 54.

Практическое занятие № 6.

Тема: Проблема индивидуальных различий в психологии труда. Индивидуальный стиль деятельности.


Вопросы для обсуждения

  1. Концепция интегрального исследования индивидуальности В.С. Мерлина. Уровни исследования индивидуальности. Онтогенез интегральной индивидуальности.

  2. Индивидуальный стиль деятельности как системообразующая функция интегральной индивидуальности.

  3. Методы и принципы исследования индивидуального стиля трудовой деятельности, пути и способы его формирования.

  4. Профессиональная пригодность как свойство системы «субъект – объект». Структура субъектных факторов профпригодности. Типы профессиональной пригодности.

  5. Понятие и критерии профессиональной успешности. Способности и профессиональная успешность.

  6. Проблема установления наилучшего взаимосоответствия субъекта труда и требований трудового поста.

Задания для самостоятельной работы



  1. Выписать в словарь понятия: индивидуальность, индивидуальный стиль деятельности, профессиональная пригодность.

  2. Сделать конспект источников 2, 4.

Основная литература



  1. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. – М.: Педагогика, 1986.

  2. Толочек В.А. Индивидуальный стиль деятельности – устойчивость и изменчивость // Вопросы психологии. – 1987. - № 4. - С. 100 – 108 (конспект).

  3. Психология труда: Учеб. для студ. вузов, обуч. по спец. 031000 «Педагогика и психология» / Конева Е.В., Маркова Е.В., Мышкин И.Ю., Орел В.Е.; под ред. А.В. Карпова. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2011. – 350 с: ил. – (Основы наук).

  4. Щукин М.Р. О структуре индивидуального стиля трудовой деятельности // Вопросы психологии. – 1984. - № 6. - С. 26 – 32 (конспект).

Дополнительная литература:



  1. Дмитриева М.А., Крылов А.А., Нафтульев А.И. Психология труда и инженерная психология. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1979.

  2. Климов Е.А. Введение в психологию труда. - М.: Изд-во МГУ, 1988.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997, с. 96 – 119.

  4. Петрова Н.И. Индивидуальный стиль деятельности учителя. – Казань, 1982.

  5. Пряжников Н.С. Мотивация трудовой деятельности: Учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по направл. «Психология» и психол. спец. – М.: Академия, 2008.

  6. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М., 1994, с. 89 – 100, с. 180 – 275.



  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница