Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 9 Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом



Скачать 410.15 Kb.
Дата26.06.2016
Размер410.15 Kb.




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.Ф.9 Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности 071301 – Народное художественное творчество


Утверждено на заседании кафедры

социально-культурной деятельности

и народного художественного творчества

факультета культуры и искусств

(протокол № 1 от 05.09. 2009 г.)

Зав.кафедрой

______________С.В.Телицына






Раздел 1. Программа учебной дисциплины
1.1 Автор: Выдрин В.Б., доцент кафедры социально-культурной деятельности и народного художественного творчества
1.2 Рецензенты: Смирнов Я.И., директор Мурманского областного Центра творчества и досуга, засл. работник культуры РФ

Ковалева В.В., ведущий специалист по хореографии Мурманского областного Центра творчества и досуга.


1.3 Пояснительная записка
В системе подготовки специалиста-педагога в области хореографического искусства «Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом» выполняет обучающие и интегрирующие функции. Он предполагает базовую подготовку педагога-руководителя детского танцевального коллектива и создает основу для совершенствования его профессионального мастерства. В содержании курса интегрируются и профессионально адаптируются знания и практический опыт, полученный на курсах «Танец и методика его преподавания», «Танцевальный репертуар», «Мастерство хореографа» и других специальных дисциплин, составляющих программный комплекс подготовки специалиста.

Цели курса:

- дать знания в области танцевальной педагогики и психологии;

- подготовить студентов к самостоятельной педагогической, исполнительской, организационной деятельности в коллективах.

Задача курса:

- обучить студентов использованию в организационной учебно-методической и творческой деятельности богатого арсенала методов и средств педагогического воздействия.


Изучение материала предполагает сочетание лекционных и практических занятий, которые дополняются различными формами внеаудиторной работы: посещение занятий в хореографических коллективах, творческих лабораторий и уроков, проводимых опытными педагогами.

В процессе практических и самостоятельных занятий студенты приобретают навыки управления коллективом, уделяя значительное внимание вопросам руководства, учета и контроля деятельности, а также ведению финансово-хозяйственной работы.

Учебно-тематический план составлен из расчета 30 часов, которые распределяются на 2 семестра на 3 курсе, что позволяет освоить весь комплекс методов организационной, учебно-воспитательной и творческой деятельности в хореографическом коллективе. Изучение дисциплины завершается экзаменом. Организационно-педагогические способности студентов закрепляются в ходе прохождения ими шестинедельной воспитательной практики согласно учебному плану, составленному в соответствии с ГОС ВПО.
Таким образом, студент должен знать:

- о роли и месте художественного образования в образовательном процессе.

- основные закономерности психического развития, социального становления личности детей различных возрастных периодов, индивидуально-психологические особенности и проявления.

- современные тенденции художественного образования.

- о сущность, целях и задачах деятельности руководителя хореографического коллектива.

- о формах, методах и приемах физического, нравственного, трудового, эстетического образования.

- содержание законодательных актов, постановлений, ведомственных инструкций, определяющих деятельность руководителя хореографического коллектива.

- систему образовательных учреждений, основы организации их деятельности.

- труды известных мастеров хореографического искусства в области педагогики и творчества.

- методы преподавания различных видов танца, правила использования движений, построения комбинаций, урока и его отдельных частей.

- специфику проведения урока в коллективах различных направлений.

- должен владеть культурой речи, мышления, поведения; иметь целостное представление о взаимосвязях процессов и явлений в социальной, культурной и политической жизни человека.


Студент должен уметь:

- составлять план работы хореографического коллектива на год.

- составлять календарно-тематический план работы на год.

- работать с типовыми учебными программами.

- составлять образовательную программу по специальному предмету с учетом возрастных особенностей участников.

- составлять поурочные планы.

- подбирать к занятиям необходимый музыкальный материал.

- использовать методическую литературу, наглядные пособия, готовить упражнения, этюды для проведения урока танца.

- писать сценарии массовых мероприятий.

- соблюдать правила учета и отчета, грамотно вести журнал.

- осуществлять деятельность, связанную с процессом воспитательной работы в хореографическом коллективе.

- организовывать набор участников в коллектив, проводить рекламную кампанию по пропаганде хореографического искусства.

- проводить уроки хореографии в коллективах различных жанров, форм и возрастных групп.

- составлять план работы с родителями, активом коллектива, проводить мероприятия, связанные с этим видом деятельности.

- планировать концертно-исполнительскую деятельность коллектива, связывать репертуарную политику с образовательным процессом в коллективе.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

СД.Ф.04.09 Организационно-творческая работа с хореографическим коллективом

Цели и задачи хореографических коллективов. Классификация коллективов. Аспекты деятельности руководителя: организационная, учебно-тренировочная, постановочно-репетиционная, концертно-исполнительская, образовательно-воспитательная работа. Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников коллектива. Составление учебных и концертных программ, календарно-тематических и поурочных планов работы.


1.5 ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ




Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР

Сам. работа

Вид итогового контроля

1

071301 Народное художественное творчество

2-3

3-5

100

28

10

18

72

зачет

зачет



1.6 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий

Примерное распределение учебного времени



Наименование, раздела, темы



Всего аудит.

ЛК

ПР

СР

Форма отчета

1

Цели и задачи хореографических коллективов

2

2

-

15

-

2

Классификация хореографических коллективов

2

2

2

15

-

3

Аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива:

8

2

2

15

-

4

Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников

8

2

8

15

-

5

Составление учебной программы, календарно-тематического плана, плана-конспекта, концертной программы

8

2

6

12

-




ИТОГО:

28

10

18

72

зачет


1.6.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Цели и задачи хореографических коллективов

Художественное творчество как часть культурно-просветительской деятельности. Отличие культурно-просветительской деятельности от деятельности профессиональных художественных коллективов.

Коллектив как пропагандист, агитатор. Цели и задачи деятельности хореографических коллективов. Обучение и воспитание в творческом коллективе. Репертуарная политика.

Идейно-политическое, интернациональное, патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, художественное и физическое воспитание участников коллектива средствами хореографического искусства.


Тема 2. Классификация хореографических коллективов

Организация хореографического коллектива в учреждениях культуры, общего среднего образования, системе дополнительного образования, частных организациях.

Отличие от деятельности профессиональных коллективов по целям и задачам, организационным формам.

Виды коллективов по жанру хореографического искусства. Организационные формы хореографических коллективов.

Правовые основы организации коллектива.
Тема 3. Аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива

Функции руководителя хореографического коллектива. Руководитель хореографического коллектива как организатор, педагог, воспитатель, репетитор, методист, балетмейстер.

Организационно-методическая работа. Мероприятия по выявлению запросов и интересов населения. Формы вовлечения. Планы, программы. Комплектование групп. Ведение учетно-отчетной документации.

Учебная работа в хореографическом коллективе. Цели и задачи учебно-тренировочной работы. Специфические особен­ности проведения учебных занятий в хореографических коллективах. Харак­терные особенности содержания учебных программ для коллективов различ­ных жанров и форм, различных возрастных групп.

Постановочно-репетиционная работа. Организация постановочной работы. Участие коллектива в подготовительном периоде. Методика подготовки и проведения репетиционной работы.

Концертно-исполнительская деятельность. Критерии и принципы отбора репертуара. Идейная направленность, со­временность, актуальность, художественные достоинства, оригинальность репертуара. Характер, содер­жание, разновидности репертуара. Формы концертной деятельности.

Воспитательная работа. Художественное, эстетическое, нравственное, патриотическое, интер­национальное, трудовое и физическое воспитание - участников хореографи­ческого коллектива. Формы и методы воспитательной работы в хореографи­ческом коллективе.
Тема 4. Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психо­логических особенностей учеников

Творческий подход к работе с детским коллективом. Руководитель дет­ского хореографического коллектива - педагог и воспитатель. Условия, необ­ходимые для работы детского хореографического коллектива. Характерные особенности содержания и форм учебно-тренировочной работы в различных возрастных группах.

Классификация практических занятий. Принцип построения учебных занятий. Структура урока хореографии. Задачи и содержание различных разделов практических занятий.
Тема 5. Составление учетно-отчетных документов

Учебные программы. Календарно-тематический план. План-конспект урока. Ведение журнала. Формы отчетов. Концертный репертуар. Виды и типы. Требования к составлению и содержанию.


1.6.3 ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ




Раздел, тема

Кол. часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения сам. работы

1

Раздел 3. Аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива:

10

реферат

защита реферата

2

Раздел 4. Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников


10

Сочинить, исполнить и записать одно из упражнений экзерсиса у станка урока классического танца.

Сочинить, исполнить и записать полный урок классического танца по программе хореографического отделения школы искусств.

Построить и провести занятие для начинающих.

Сравнить содержание и методику построения упражнений экзерсиса классического танца в зависимости от возрастных особенностей участников



исполнение на практическом; конкурс на лучшее упражнение, урока, занятия;

контр. практич. работа



3

Раздел 5. Составление учебной программы, календарно-тематического плана, плана-конспекта, концертной программы



10

Составить годовой план учебно-воспитательной работы хореографического коллектива по разделам.


обсуждение на практическом; конкурс на лучший план

4

10

Составить программу праздничного концерта.

Составить программу концерта для родителей.

Составить программу отчетного концерта.


обсуждение на практическом; конкурс на лучший программу

5

6

7

10

Написать план подготовки внеклассного мероприятия.

Написать сценарий мероприятия.

Написать план проведения внеклассного мероприятия.


обсуждение на практическом; конкурс на лучший план, сценарий

10

Написать структуры плана работы коллектива на год.

Перечислить правила ведения журнала посещаемости.




обсуждение на практическом

12

Составить смету постановки нового хореографического номера.

Составить смету проведения конкурса хореографии.




обсуждение на практическом; конкурс на лучшую смету




Итого:

72







1.7 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.7.1 ТЕМАТИКА И ПЛАНЫ АУДИТРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
Составление учебной программы, календарно-тематического плана, плана-конспекта, концертной программы
Практическое занятие №1

План:


  1. Организационно-методическая работа в хореографическом коллективе.

  2. Учебная работа в хореографическом коллективе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияет творческая направленность коллектива на содержание организационно-методической работы руководителя хореографического коллектива?

  2. Как взаимосвязаны структура урока хореографии и содержание учебных программ с возрастными особенностями хореографического коллектива?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить годовой план учебно-воспитательной работы хореографического коллектива по разделам:

- организационная работа.

- творческая работа.

- методическая работа.

- воспитательная работа.

- массовая работа.

- концертная работа.

- хозяйственная и финансовая работа.

- общественно-полезная работа.

Литература:

См. список литературы №№ 1,5,7,13,19,20,22,23,25,26,29,30,32.


Практическое занятие №2

План:


  1. Творческая работа в хореографическом коллективе.

  2. Концертно-исполнительская работа в хореографическом коллективе.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как взаимосвязаны учебно-воспитательный процесс и концертно-исполнительская деятельность?

  2. От чего зависит репертуарная политика и как она влияет на характер деятельности хореографического коллектива?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить программу праздничного концерта.

  2. Составить программу концерта для родителей.

  3. Составить программу отчетного концерта.

Литература:

См. список литературы №№ 1,5,7,13,19,20,22,23,25,26,29,30,32.


Практическое занятие №3

План:


  1. Воспитательная работа в хореографическом коллективе.

  2. Внеклассные мероприятия.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как влияет творческая работа на воспитательный процесс в хореографическом коллективе?

  2. Вариативные программы для разновозрастных групп.

Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать план подготовки внеклассного мероприятия.

  2. Написать сценарий мероприятия.

  3. Написать план проведения внеклассного мероприятия.

Литература:

См. список литературы №№ 1,5,7,13,19,20,22,23,25,26,29,30,33.


Практическое занятие №4

План:


  1. Виды отчетности.

  2. Творческие отчеты.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как взаимосвязаны отчетность работы хореографического коллектива с работой базового учреждения?

  2. Каков план содержания письменной отчетности по одному из разделов плана работы коллектива?

  3. Каково значение статистического учета в отчетности руководителя хореографического коллектива?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Написать структуры плана работы коллектива на год.

  2. Перечислить правила ведения журнала посещаемости.

Литература:

См. список литературы №№ 1,5,7,13,19,20,22,23,25,26,29,30,32.


Практическое занятие №5

План:


  1. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях.

  2. Подтверждение звания.

Вопросы для обсуждения:

  1. Что такое «День открытых дверей»?

  2. Чем отличается программа отчетного концерта от концерта на подтверждение звания «Образцовый»?

Задания для самостоятельной работы:

  1. Составить смету постановки нового хореографического номера.

  2. Составить смету проведения конкурса хореографии.

Литература:

См. список литературы №№ 1,5,7,13,19,20,22,23,25,26,29,30,33


Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психологических особенностей участников
Практическое занятие №1

Задания для самостоятельной работы:



  1. Сочинить, исполнить и записать одно из упражнений экзерсиса у станка урока классического танца.

  2. Сочинить, исполнить и записать полный урок классического танца по программу хореографического отделения школы искусств.

  3. Построить и провести занятие для начинающих.

  4. Сравнить содержание и методику построения упражнений экзерсиса классического танца в зависимости от возрастных особенностей участников.


Требования к экзамену:

Для получения положительной оценки на экзамене необходимо:



  1. Посещать лекции и практические занятия.

  2. Активно участвовать в обсуждении тем практических и лабораторных занятий.

  3. Выполнять все предусмотренные виды заданий.

  4. Иметь конспекты лекций.

  5. Написать контрольные (самостоятельные) работы на положительную оценку.

  6. Выступить с реферативным сообщением.



1.8 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
1.8.1 Рекомендуемая литература:

  1. Актуальные вопросы преподавания хореографического искусства.- СПБ., 1994.

  2. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания.- М., 1986.

  3. Базарова Н., Мей В. Азбука классического танца.- Л.-М., 1964.

  4. Баднин И.А. Отбор детей в хореографическое училище // Охрана труда и здоровья артистов балета.- М., 1987.

  5. Березова Г. Классический танец в детских хореографических коллективах.- Киев, 1979.

  6. Болшобская М.С. Учебно-воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах: Учебное пособие.- М., 1982.

  7. Ваганова А.Я. Основы классического танца.- М.-Л., 1980.

  8. Ванслов В.В. Что такое искусство?- М., 1988.

  9. Ветлугина Н.А. Ребенок и художественное творчество.- М., 1989.

  10. Властовский В.Г. Акселерация роста и развития детей.- М., 1987.

  11. Выготский Л.С. Психология искусства.- М., 1968.

  12. Гальперин С.Н. Анатомия и физиология человека.- М., 1974.

  13. Громов Ю.И. Работа педагога-балетмейстера в детских хореографических коллективах.- Л., 1962.

  14. Гитман М.М. Работа органов самоуправления коллективов художественной самодеятельности.- Л., 1983.

  15. Ершова А.П. Использование методов театральной педагогики на уроках в начальной школе // Начальная школа.- 1999.- №2.

  16. Зацепина К., Климов А. Народно-сценический танец.- М., 1976.

  17. Захаров Р. Беседы о танце.- М., 1963.

  18. Костровицкая В., Писарев А. Школа классического танца.- Л., 1976.

  19. Клтмов А. Основы русского народного танца.- М., 1981.

  20. Кутасова П. Самодеятельный танцевальный коллектив.- М., 1954.

  21. Лопухов А., Ширяев А., Бочаров А. Основы характерного танца.- Л.-М., 1959.

  22. Методика учебно-творческой работы в самодеятельном танцевальном коллективе.- Л., 1972.

  23. Организация и методика художественной самодеятельности: Учебное пособие.- Л., 1980.

  24. Проблемы развития самодеятельного художественного творчества. Сборник научных трудов.- Л., 1979.

  25. Работа по формированию репертуара коллективов художественной самодеятельности. Методическая разработка.- Л., 1982.

  26. Соколовский Ю.С. Коллектив художественной самодеятельности.- М., 1979.

  27. Тарасов Н. Классический танец.- М., 1981.

  28. Танцевальный коллектив в клубе.- М., 1962.

  29. Ткаченко Т. Народный танец. Репертуар и методика.- М., 1976.

  30. Уральская В. Нужна ли классика? // Клуб и художественная самодеятельность.- 1969.- №2.

  31. Уральская В. Природа танца. Методическое пособие для художественной самодеятельности.- М., 1981.

  32. Уральская В. Некоторые направления учебно-воспитательной работы в хореографических коллективах.- М., 1973.

  33. Характерный танец и его преподавание.- М., 1972.

  34. Хореографический коллектив в клубе.- Л., 1981.

  35. Чурко Ю.М. Рассказы о танцах.- Минск, 1988.

  36. Ярмолович С. Принципы музыкального оформления уроков классического танца.- Л., 1968.


1.9 МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1.9.1 Перечень используемых технических средств



  1. музыкальный центр, CD

  2. теле-, видеосредства

  3. рояль


1.10. Примерные зачетные тестовые задания
Д.Е. 1. Цели и задачи хореографических коллективов


  1. 1. Функцией хореографического коллектива не является:

а). досуг

б). просветительская деятельностью

в). учебно-творческая деятельность

г). концертная деятельность

д). общественно-политическая деятельность


  1. Характер участия в деятельности хореографического коллектива определяется:

а). добровольностью

б). любопытством

в). принудительностью

г). коллективизмом


3. Назовите основную цель деятельности творческого хореографического коллектива_______________________________________________________
4. Что не является задачей деятельности хореографического коллектива:

а). воспитание

б). обучение

в). накопление опыта

г). развитие способностей

д). финансовая заинтересованность


5. Основная форма деятельности хореографического коллектива__________________________________________________
Д.Е. 2. Классификация коллективов


  1. Форму хореографического коллектива определяет:

а). жанровая направленность

б). организационная структура учебно-творческого процесса

в) виды деятельности коллектива
2. К младшей возрастной группе относятся дети в возрасте:

а). 4-6 лет

б). 7-10 лет

в). 11-15 лет

г). 16-18 лет


  1. Назовите простейшую организационную форму коллектива:_________________________________________________




  1. Репертуарная политика коллектива в первую очередь зависит от:

а). творческой направленности

б). учебно-воспитательного процесса

в). планов работы базового учреждения


  1. Звание «Образцового» коллектива защищается один раз в:

а). 2 года

б). 3 года

в). 4 года

г). 5 лет


5. Участие в конкурсах, смотрах, фестивалях в первую очередь является:

а). формой отчётности

б). видом поощрения

в). сохранением традиций


Д.Е.3. Аспекты деятельности руководителя: организационная, учебно-тренировочная, постановочно-репетиционная, концертно-исполнительская, образовательно-воспитательная работа
1. Руководитель хореографического коллектива не является:

а). воспитателем

б). балетмейстером

в). методистом

г). художником
2. Деятельность руководителя хореографического коллектива определяет:

а). его функциональные обязанности

б). его творческая направленность

в). его профессиональная подготовка




  1. Может ли репетиционная работа быть частью образовательного процесса:

а). это другой вид деятельности

б). может замещать учебный процесс

в). должна вытекать из содержания образовательного материала



  1. Какие виды хореографических постановок наиболее близки детям младшего возраста:

а). сюжетные танцы

б). тематические танцы

в). игровые танцы

г). образные танцы


5. Учебно-воспитательный процесс в первую очередь связан с:

а). концертно-исполнительской деятельностью

б). творческой работой

в). методической работой

г). массовыми мероприятиями
6. Какие методы нельзя использовать в работе с детьми:

а). убеждения

б). побуждения

в). поощрения

г). наказания

д). угрозы

е). внушения
Д.Е. 4. Построение и проведение уроков в зависимости от возраста и психологических особенностей участников коллектива
1. Одной из форм проведения образовательных занятий в хореографическом коллективе является___________________________________________________
2. Выберите правильную структуру урока для коллектива старшей возрастной группы:

а).- подготовительная часть



  1. партерная гимнастика

  2. урок у станка

  3. урок на середине

  4. педагогический репертуар

  5. заключительная часть

б). - урок у станка



  1. урок на середине

  2. педагогический репертуар

  3. разучивание танца

  4. заключительная часть

3. К общеобразовательным упражнениям не относятся

а). партерная гимнастика

б). аэрофитнес

в). стрит-данс


  1. Хореографический экзерсис, в первую очередь, это:

а). воздействие

б). воспитание

в). содержание

г). деятельность


5. Критерием организации содержания занятий не является:

а). популярность

б). научность

в). систематичность

г). последовательность
6. Содержание учебно-образовательной программы — это:

а). календарно-тематический план

б). поурочные планы занятий на год

в). последовательное изложение содержания дисциплины

г). план учебно-творческой работы
Д.Е. 5. Составление учебных и концертных программ, календарно-тематических и поурочных планов работы
1. Планы работы коллектива подразделяются по:

а). типам

б). формам

в). критериям

г). принципам
2. Чем отличается пояснительная записка от введения:

а). содержанием

б). целью

в). формой


3. Основным документом отчётности является__________________________
4. Виды отчётности бывают:

а). публичные

б). досрочные

в).официальные

г). устные
5. Календарно-тематический план утверждает:

а). собрание коллектива

б). староста коллектива

в). директор учреждения


6. Учебно-образовательную программу утверждает:

а). родительский комитет

б). методический совет

в). специальная комиссия


1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену

  1. Взаимосвязь творческой направленности коллектива, его хореографического жанра и организационных форм деятельности.

  2. Виды подготовительных работ руководителя хореографического коллектива по организации деятельности коллектива различных возрастных групп.

  3. Взаимосвязь характера деятельности хореографического коллектива
    с работой базового учреждения.

  4. Влияние органов самоуправления на работу хореографического коллектива.

  5. Место хореографического коллектива в сфере досуга.

  6. Функции хореографического коллектива.

  7. Работа с одаренными детьми. Формы работы хореографического
    коллектива в области коррекционной педагогики.

  8. Организационно-методические проблемы и их влияние на работу
    хореографического коллектива.

  9. Творческий отчет коллектива, его организация и влияние по формированию деятельности и репертуарной политики коллектива.

  10. Специфические особенности проведения учебных занятий в хореографических коллективах различных форм и жанров.

  11. Характерные особенности составления учебно-воспитательных про­грамм для хореографических коллективов различных типов и видов, различных возрастных групп.

  12. Принципы построения учебных занятий в группах младшего возрас­та. Структура урока хореографии.

  13. Задачи и содержание различных разделов практических занятий.

  14. Значение общеразвивающих упражнений, партерной гимнастики, ритмики, аэробики и фитнеса на уроках хореографии.

  15. Специфика преподавания классического танца в хореографических коллективах.

  16. Специфика преподавания народно-сценического танца в хореогра­фическом коллективе.

  17. Специфика преподавания современного бального танца в хореогра­фическом коллективе.

  18. Специфика преподавания современного танца в хореографическом коллективе.

  19. Импровизация как форма развития творческих способностей участ­ников хореографического коллектива.

  20. Критерии и принципы отбора репертуара.

  21. Постановка новых хореографических номеров как средство нравст­венного, эстетического воспитания участников хореографических коллективов.

  22. Деятельность участников хореографических коллективов в различ­ных формах концертной деятельности.

  23. Формы и методы воспитательной работы в хореографическом кол­лективе.

  24. Развитие личности в процессе учебно-творческой работы хореогра­фического коллектива.

  25. Методика разработки планов. Виды. Разделы.

  26. Виды отчетности работы хореографического коллектива.

  27. Функции руководителя хореографического коллектива.

  28. 3начение работы концертмейстера в хореографическом коллективе.

  29. Специфика учебно-воспитательной и творческой работы в детском

хореографическом коллективе.

  1. Принципы хореографического решения танцевальных произведений для детей.

  2. 0бщие требования к организации концертной деятельности хорео­графического коллектива.

  3. Спонсорская и родительская помощь в деятельности хореографического кол­лектива.

  4. Специфическое оборудование, спецодежда - требования к их качест­ву. Внешний вид. Гигиена участника хореографического коллектива.

  5. Работа с техническими средствами. Звук. Свет. Сценическое обору­дование.

  6. Формы повышения квалификации руководителя хореографического коллектива.


1.13 Примерная тематика рефератов


  1. Методика организации хореографического коллектива.

  2. Цели и задачи хореографического коллектива.

  3. Общие аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива.

  4. Функциональные обязанности руководителя хореографического коллектива.

  5. Хореографический коллектив, его типы и функции.

  6. Планирование работы хореографического коллектива.

  7. Учет и отчетность в хореографическом коллективе.

  8. Учебная работа в хореографическом коллективе.

  9. Творческая работа в хореографическом коллективе.

  10. Организационно-методическая работа в хореографическом коллективе.

  11. Воспитательная работа в хореографическом коллективе.

  12. Культурно-массовая работа в хореографическом коллективе.

  13. Концертная деятельность хореографического коллектива.

  14. Общественно-полезная деятельность коллектива.


РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала
Тема 1. Цели и задачи хореографических коллективов

План

  1. Художественное творчество как часть культурно-просветительской деятельности.

  2. Формирование интереса к художественному творчеству.

  3. Воспитание участников коллектива средствами хореографического искусства.


Основные понятия

Деятельность

Досуг

Идеал


Интерес

Коллектив

Творчество

Хореография

Художественное творчество

Ценности
Тезисы

Художественное творчество как часть культурно-просветительской деятельности. Добровольный характер участия в различных видах деятельности в сфере досуга. Сочетание добровольной и организационной учебной деятельности. Отличие культурно-просветительской деятельности от деятельности профессиональных художественных коллективов.

Формирование интереса к художественному творчеству, потребности к самостоятельному потреблению произведений искусства. Приобщение к национально-художественным традициям. Формирование исполнительского мастерства, овладение художественными навыками. Накопление опыта, знаний, умений в сфере хореографического творчества. Самостоятельная деятельность. Активный отдых. Общение. Формирование эстетических вкусов, облика человека, его манер и имиджа. Поддержание чувства радости и оптимизма. Развитие физических и творческих способностей участников коллектива. Воспитание высоких моральных качеств, творческого отношения к труду, общественной активности.

Коллектив как пропагандист, агитатор. Распространение художественно-эстетических идеалов и ценностей. Использование лучших образцов хореографии в учебно-творческом процессе. Обучение и воспитание. Репертуарная политика. Расширение культурного кругозора. Работа с талантливыми участниками хореографического коллектива. Конкурсы. Фестивали. Смотры. Концертная деятельность. Подготовка участников к дальнейшему обучению по выбранной специальности в области хореографического творчества.

Идейно-политическое, интернациональное, патриотическое, нравственное, трудовое, эстетическое, художественное и физическое воспитание участников коллектива средствами хореографического искусства.


Тема 2. Классификация хореографических коллективов

План

  1. Организация хореографического коллектива.

  2. Виды коллективов.

  3. Организационные формы хореографических коллективов.


Основные понятия

Жанр


Репертуар

Учреждение

Фольклор
Тезисы

Организация хореографического коллектива в учреждениях культуры, образования, системе дополнительного образования, профсоюзных комитетах, частных организациях.

Отличие от деятельности профессиональных коллективов по целям и задачам, организационным формам.

Виды коллективов по жанру хореографического искусства (классический, народный, фольклорный, бальный, спортивный танец, эстрадный, ритмико-пластический, джаз, модерн, степ и т.д.). Определение творческой направленности коллектива. Репертуарная политика.

Организационные формы хореографических коллективов (кружок, хореографическая школа, балетная студия, ансамбль танца, ансамбль песни и пляски, театр миниатюр, театр танца, театр балета, балетный центр и т.д.)

Учет возрастных категорий участников коллектива в его организационных формах работы. Правовые основы организации коллектива, аспекты аттестации и присвоения званий «образцовый», «народный коллектив».


Тема 3. Аспекты деятельности руководителя хореографического коллектива.

План

  1. Функции руководителя хореографического коллектива.

  2. Организационно-методическая работа.

  3. Учебная работа в хореографическом коллективе.

  4. Постановочно-репетиционная работа.

  5. Концертно-исполнительская деятельность.

  6. Воспитательная работа.


Основные понятия

Аттестация

Балетмейстер

Воспитание

Должность

Квалификация

Средства

Обучение


Опыт

Развитие


Руководитель

Формирование


Тезисы

Функции руководителя хореографического коллектива.

Руководитель хореографического коллектива как организатор, педагог, воспитатель, репетитор, методист, балетмейстер. Содержание должностных инструкций руководителя хореографического коллектива в зависимости от категорий учреждения, организационной формы коллектива, содержания деятельности коллектива, образования и опыта работника. Право на работу. Увольнение с работы. Название должности. Проблемы аттестации. Повышение квалификации.



Организационно-методическая работа.

Мероприятия по выявлению запросов и интересов населения региона, города, школ, учреждения. Работа по вовлечению в коллектив но­вых участников из школ, училищ, вузов, трудовых коллективов, по месту жительства. Возрастные категории участников. Формы вовлечения. Исполь­зование средств массовой информации. Привлечение общественности. Под­готовительная работа к приему участников. Помещение для занятий, техни­ческие средства, репетиционная форма, наглядная агитация, костюмы, музы­кальный материал. Планы, программы. Организация нового и дополнитель­ного набора. Проверочные испытания. Комплектование групп. Организаци­онное собрание. Выборы общественных органов самоуправления. Обсужде­ние вопросов работы хореографического коллектива на заседаниях художе­ственного, методического, репертуарного советах. Участие в работе семина­ров, курсов, консультаций для руководителей хореографического коллекти­ва. Организация участия коллектива в мероприятиях учреждения. Проведе­ние творческих отчетов. Участие в смотрах, конкурсах, фестивалях. Ведение учетно-отчетной документации.



Учебная работа в хореографическом коллективе

Цели и задачи учебно-тренировочной работы. Специфические особен­ности проведения учебных занятий в хореографических коллективах. Харак­терные особенности содержания учебных программ для коллективов различ­ных жанров и форм, различных возрастных групп в зависимости от целей и задач работы учреждения, деятельности коллектива, творческой направлен­ности. Задачи отдельных этапов обучения танцевальному мастерству. Полихудожественный характер содержания программ обучения. Единство учебно­го и воспитательного процесса обучения. Интегрированный характер содер­жания программ обучения в зависимости от жанра хореографического кол­лектива. Связь учебного процесса с концертной деятельностью, массовой ра­ботой. Научность, систематичность, последовательность занятий. Индивиду­альные занятия, самостоятельная работа. Формы аттестации. Критерии оце­нок.



Постановочно-репетиционная работа.

Организация постановочной работы. Участие коллектива в подготовительном периоде. Лекции, беседы. Просмотр видеофильмов. Зна­комство с литературными источниками. Связь учебного процесса с постано­вочной работой. Выбор исполнителей. Методика подготовки и проведения репетиционной работы. Виды репетиций: постановочная, репетиция на сце­не, репетиция в костюмах, репетиция в декорациях, со светом; репетиция с хором, оркестром, сводная репетиция. Прогон. Генеральная репетиция. Сда­ча хореографического номера. Проблемы обучения в постановочно-репетиционный период. Аспекты воспитательной работы, связанные с про­цессом постановочно-репетиционной работы. Самостоятельная работа уча­щихся. Обсуждение и анализ итогов постановочной работы с учащимися. Общественный просмотр.



Концертно-исполнительская деятельность.

Критерии и принципы отбора репертуара. Идейная направленность, со­временность, актуальность, художественные достоинства, оригинальность репертуара. Учет условий творческой работы исходя из контингента участ­ников, возрастных категорий, степени подготовленности исполнителей, ма­териальных возможностей, востребованности репертуара. Характер, содер­жание, разновидности репертуара. Воспитательное значение работы над сюжетным, игровым, образным танцем. Источники формирования репертуара. Формы концертной деятельности. Содержание и виды деятельности во время проведения концерта. Обсуждение итогов выступлений. Принципы оценки хореографических произведений и уровня исполнительского мастерства. Связь с учебно-воспитательным процессом. Общественно полезная деятель­ность. Шефская работа. Подготовка к смотрам, конкурсам, фестивалям.



Воспитательная работа.

Художественное, эстетическое, нравственное, патриотическое, интер­национальное, трудовое и физическое воспитание - участников хореографи­ческого коллектива. Формы и методы воспитательной работы в хореографи­ческом коллективе. Развитие личности участника в процессе учебно-творческой работы методами внушения, убеждения, побуждения, поощрения,

наказания. Воспитание посредством учебно-образовательной работы: теоретические занятия по истории хореографического искусства, развитию многонациональной танцевальной культуры России и мира. Лекции и беседы о профессиональных и самодеятельных хореографических коллективах. Творческие портреты лучших отечественных исполнителей. Занятия на се­минарах, курсах, факультетах культуры и искусства. Воспитание через ре­пертуар высоких эстетических чувств, высоких моральных качеств, патрио­тизма, интернационализма, народных традиций. Публичные выступления -средство воспитания общественной активности. Воспитание с помощью ме­роприятий, проводимых во внеурочное время: беседы на внутренние и международные темы политической и культурной жизни; вече­ра-диспуты на тему, волнующие коллективы; просмотр концертов и спектак­лей, кинофильмов, телепередач, видеофильмов с последующим обсуждением увиденного. Посещение музеев театрального и изобразительного искусства, экскурсии, туристические поездки и т.д. Дружеские встречи с участниками других хореографических коллективов, других учреждений.
Тема 4. Построение и проведение уроков в зависимости от возрастных и психо­логических особенностей учеников

План


  1. Характерные особенности содержания и форм учебно-тренировочной работы в различных возрастных группах.

  2. Принципы формирования детского репертуара.

  3. Классификация практических занятий.

  4. Принципы построения учебных занятий.

  5. Структура урока хореографии.

  6. Задачи и содержание различных разделов практических занятий.


Основные понятия

Задача


Занятие

Педагог


Принцип

Структура

Урок

Цель
Тезисы



Творческий подход к работе с детским коллективом. Руководитель дет­ского хореографического коллектива - педагог и воспитатель. Условия, необ­ходимые для работы детского хореографического коллектива. Характерные особенности содержания и форм учебно-тренировочной работы в различных возрастных группах. Значение уроков классического танца в учебно-воспитательной работе хореографических коллективах различных видов и жанров. Специфика воспитательной работы в детских хореографических коллективах. Связь со школой и семьей. Принципы формирования детского репертуара. Тематика постановок с учетом возрастных особенностей, ее зна­чение в формировании личности ребенка. Воспитательное значение сюжет­ных танцев. Принципы хореографического решения танцевальных произве­дений для детей.

Классификация практических занятий. Принципы построения учебных занятий. Структура урока хореографии. Задачи и содержание различных разделов практических занятий. Проведение первых занятий с начинающей группой. Общеразвивающие упражнения, ритмика, аэробика и фитнесс на уроках хореографии. Роль родителей в освоении учебных программ учащимися. Открытые уроки. Вопросы аттестации.


Тема 5. Составление учетно-отчетных документов

План

  1. Учебные программы.

  2. Календарно-тематический план.

  3. План-конспект урока.

  4. Ведение журнала.

  5. Формы отчетов.


Основные понятия

Контроль


Конспект

План


Прием

Программа

Репертуар

Метод


Методика
Тезисы

Учебные программы. Вводная часть. График учебных часов. Содержание разделов и тем. Методические рекомендации. Содержание практических занятий. Литература. Виды программ (федеральная, авторская, экспериментальная, учебная, рабочая), их отличие.

Календарно-тематический план. Разделы плана. Формы реализации содержания. Сроки. Ответственные. Формы контроля. Связь с учебной программой. Связь с планом работы учреждения.

План-конспект урока. Тема урока. Форма урока. Структура урока. Ход урока. Описание нового материала. Педагогические приемы и средства обучения. Наглядные видео-, аудиоматериалы.

Ведение журнала. Правила ведения. Посещаемость. Успеваемость. Регистрация мероприятий. Учет отработанного времени.

Формы отчетов. Устные. Письменные. Заявления. Служебные записки. Годовой отчет. Статистика. Тестирование.

Концертный репертуар. Сроки постановок. Сроки премьер. Разнообразие жанров и форм. Востребованность репертуара. Актуальность. Художественность. Эстетическая ценность.

РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)
Балетмейстер - автор и режиссер-постановщик балетов, концертных номеров, а также танцевальных сцен и отдельных танцев.

Воспитание - процесс целенаправленного систематического формирования личности в соответствии с действующими в обществе нормативными стандартами.

Деятельность - специфическая для человека форма активности, направленная на целесообразное преобразование окружающего мира.

Должность - служебное место, связанное с исполнением определенных служебных обязанностей и определенной ответственностью.

Досуг - система различных видов человеческой деятельности, ориентированная на реализацию разнообразных потребностей людей и осуществляемая в свободное время индивида.

Жанр - род произведений в пределах какого-нибудь искусства, отличающийся особыми, только ему свойственными сюжетными, стилистическими признаками (искус.).

Задача- 1) поставленная цель, которую стремятся достигнуть. 2) Поручение, задание.



Идеал (лат. idealis — образ, идея) — высшая ценность; наилучшее, завершенное состояние того или иного явления; образец личных качеств, способностей; высшая форма нравственной личности; высшая степень нравственного представления о благом и должном; совершенство отношений между людьми; наиболее совершенное устройство общества.

Интерес - внимание, возбуждаемое по отношению к кому-л., чему-л. важному, полезному. Занимательность, увлекательность.

Квалификация — 1) степень профессиональной подготовленности к какому-л. виду труда. 2) Профессия, специальност



Коллектив - это контактная общность людей, объединенных единством общественно полезной деятельности, организации и коллективистической психологии.

Контроль - проверка, а также постоянное наблюдение в целях проверки или надзора.

Конспект — краткая запись, изложение содержания чего-л. (лекции, речи, какого-л. печатного произведения).

Обучение - процесс передачи знаний, навыков.

Опыт — 1) отражение в человеческом сознании законов объективного мира и общественной практики, полученное в результате активного практического познания. 2) Совокупность практически усвоенных знаний, навыков. /Знание жизни, основанное на пережитом, испытанном. 3) Воспроизведение какого-л. явления в искусственно созданных условиях с целью его исследования.

Метод (от греч. methodos — путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Методика — совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь.

Педагог - тот, кто профессионально занимается воспитательной и преподавательской работой. 2. Тот, кто имеет способности учить, воспитывать и проявляет это в своей деятельности.

План-1) намеченная на определенный период работа с указанием ее целей, содержания, объема, методов, последовательности, сроков выполнения; 2) замысел, предусматривающий ход, развитие чего-либо.

Прием - 1) характер встречи, оказываемый кому-л. 2) Восприятие чего-л., отношение к чему-л. 3) Сбор приглашенных лиц (обычно у официальных лиц в честь кого-л., чего-л.). 4) Совершение, исполнение действия за один раз. 5) Способ, образ действий при выполнении чего-л.

Принцип (лат. principium основа, начало) -1) основное, исходное положение какой-либо теории, учения и так далее; руководящая идея, основное правило деятельности; 2) внутреннее убеждение, взгляд на вещи, определяющие норму поведения; основа устройства, действия какого-либо механизма, прибора, установки.

Программа - 1) план деятельности, работ; 2) краткое изложение содержания учебного предмета.

Развитие — процесс закономерного изменения, перехода от одного состояния в другое, более совершенное, от старого качественного сотояния к новому, более высокому, от простого к сложному, от низшего к высшему. 2)Степень просвещенности, культурности, умственной и духовной зрелости.

Репертуар — 1) Совокупность спектаклей, муз. произведений, идущих в театрре, на концертной эстраде и т.п.; 2) совокупность исполняемвх артистом театральных ролей или произведений.

Руководитель - лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвердившей) его инстанцией он располагает строго определенными возможностями санкционирования наказания и поощрения, подчиненных в целях воздействия на их производственную (научную, творческую и пр.) активность.

Средства - это всё то, что использует субъект для достижения цели своей деятельности.

Структура - строение, внутреннее устройство

Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей

Хореография (от греч choreia - танец, хоровод и grapho — пишу). - 1) Искусство танца. 2) Композиция и постановки балетных танцев. (Первонач. письменное обозначение фигур танца.)

Художественное творчество - процесс создания художественного произведения, начиная от зарождения образного замысла до его воплощения.

Урок — учебный час или иной промежуток времени, установленный для проведения учебного занятия.

Учреждение — организация, ведающая какой-л. областью управления, хозяйства, торговли и т.п.



Фольклор - разные виды народного творчества, народное творчество вообще.

Цель- один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, характеризуемый предвосхищением в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Цель выступает как способ интеграции различных действий человека, а для организации - действий различных людей, в некоторую упорядоченность или систему. Цель является исходным пунктом, определяющим отношения между субъектом и объектом управления.

Ценности - набор стандартов и критериев, которым человек следует в своей жизни; общие убеждения, вера человека по поводу того, что хорошо и что плохо, или что безразлично в жизни.
Раздел 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы:


Характер изменений в программе

Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение

Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение

Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение














Раздел 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


ФИО, ученое звание и степень преподавания

Учебный год

Факультет

Специальность

Выдрин В.Б., доцент

2011-2012 уч.г

ХОТиД

071301 Народное художественное творчество

Выдрин В.Б., доцент

2012-2013 уч.г

ХОТиД

071301 Народное художественное творчество












База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница