Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. «Основы олигофренопедагогики»



страница1/7
Дата27.04.2016
Размер1.83 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ


СД. Ф. 8. «Основы олигофренопедагогики»
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050715 «Логопедия»
(для студентов очной формы обучения)

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)
Зав. кафедрой

_______________________________



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор программы: ст.преподаватель Демяшина

1.2 Рецензенты: старший преподаватель кафедры СПиСП Яшина Е.В., зам.директора МБОУ ЦППРК Филатова О.В.
1.3 Пояснительная записка.
Курс «Основы олигофренопедагогики» - важнейшая специальная дисциплина, которая изучается на дефектологических факультетах педагогических университетов и институтов.

Курс построен в сравнительном плане и базируется на содержании пройденных ранее дисциплин по общей и специальной педагогике, анатомии, физиологии, невропатологии и пр. Благодаря этому курсу у студентов должны сформироваться глубокие и устойчивые представления о сущности деструктивного влияния органического поражения ЦНС на процесс обучения и воспитания умственно отсталого ребёнка.

Курс «Основы олигофренопедагогики» направлен на формирование у студентов необходимых представлений о закономерностях психического развития детей с интеллектуальным недоразвитием, правильного понимания сущности искажений нормального хода развития при органических поражениях ЦНС, формирование умения осуществлять сравнительный анализ аномального и нормального развития в различные периоды детства, а также на знакомство с содержанием и методами обучения детей с нарушениями интеллекта и с системой помощи умственно отсталым.

В содержание курса включены вопросы, отражающие общие проблемы олигофренопедагогики, этапы её развития в нашей стране, анализируется роль Л.С. Выготского в формировании и развитии олигофренопедагогики.

Логика построения курса заключается в том, чтобы сначала охарактеризовать олигофренопедагогику как науку: определить предмет, объект, цель, задачи, принципы и методы этой науки, связь ее с другими науками; затем раскрываются, в целом, особенности психического развития умственно отсталого ребёнка, рассматриваются особенности системы целенаправленной коррекционно-педагогической работы в учреждениях для умственно отсталых: представлена организация коррекционно-педагогического процесса, а также направления формирования всех видов деятельности, определены качества личности, которые следует воспитывать у детей с целью формирования психологической готовности к школьному обучению и их дальнейшей социализацией.

Понимание механизмов различных нарушений психического развития при умственной отсталости даёт возможность студентам осознанно подходить к моделированию коррекционно-педагогического процесса, учитывая особенности возраста и структуру нарушения в каждом конкретном случае, реализуя тем самым принцип личностно ориентированного обучения.

В предлагаемой программе помимо лекционного курса раскрывается содержание практических занятий, в процессе которых студенты овладевают практическими навыками применения теоретических знаний. Они составляют сравнительные карты психического развития нормального и аномального ребёнка, анализируют структуру дефекта в каждом конкретном случае, научно обосновывают индивидуальные программы коррекционного обучения с позиций последних достижений психолого-педагогических наук.

Программа направлена также на совершенствование умений студентов самостоятельно работать с литературными источниками. С этой целью к каждой теме даны не только вопросы, но и задания для самостоятельной работы, в процессе которой они пишут рефераты, готовят научные доклады и сообщения, проводят наблюдения за детьми и составляют на них психолого-педагогические характеристики.

Дисциплина «Основы олигофренопедагогики» предназначена для студентов дефектологического профиля педагогических университетов и институтов.

Цель дисциплины: подготовить студентов к работе с умственно отсталыми детьми в учреждениях системы специального образования и социальной защиты населения.

Задачи дисциплины:

-раскрыть биологические, психолого-педагогические и социально-экономические аспекты проблемы нарушений интеллектуального развития;

-познакомить будущих дефектологов с основными видами интеллектуального недоразвития детей дошкольного и школьного возраста;

-показать единство закономерностей нормального и нарушенного развития детей дошкольного и школьного возраста с умственной отсталостью, основные механизмы компенсации, принципы коррекционного обучения и воспитания;

--познакомить с организацией системы помощи детям с нарушением интеллекта в России и за рубежом;

-познакомить с принципами, методами и содержанием обучения в коррекционной школе 8 вида;

-повысить теоретическую и практическую подготовку будущих дефектологов к работе с умственно отсталыми детьми.

В результате изучения дисциплины «Основы олигофренопедагогики» студенты должны знать:



  • основные категории олигофренопедагогики (дефект, психофизическое недоразвитие, дизонтогенез, умственно отсталый ребенок, коррекция, компенсация, социальная адаптация, социальная реабилитация, социализация, интеграция, специальное (коррекционное) образование);

  • классификации умственной отсталости;

  • систему помощи детям с нарушением интеллекта в РФ и Западных странах;

  • особенности процесса обучения, воспитания, развития и коррекции как единого педагогического процесса;

  • сущность процесса обучения в коррекционной (специальной) школе 8 вида;

  • принципы и методы обучения в школе для детей с интеллектуальным недоразвитием;

  • сущность содержания образования в коррекционной (специальной) школе 8 вида;

  • сущность, цели, задачи и принципы воспитания умственно отсталых детей.

В результате изучения дисциплины «Основы олигофренопедагогики» студенты должны уметь:



  • составлять психолого-педагогические характеристики на воспитанников СКОШ

  • составлять психолого-педагогические рекомендации для воспитанников

  • составлять конспекты коррекционных занятий

У истоков олигофренопедагогики стояли такие врачи и физиологи, как В. М. Бехтерев, П. Ф. Лесгафт, И. В. Маляревский, Г. И. Россолимо. Дальнейшее формирование отечественной олигофренопедагогики связано с именами Д. И. Азбукина, Т. А. Власовой, А. Н. Граборова, Л. В. Занкова, Ф. М. Новика и других.

Большой вклад в разработку теоретических основ обучения и воспитания умственно отсталых детей внесли ведущие ученые-олигофренопедагоги Н. П. Долгобородова, Г. М. Дульнев, И. Г. Еременко, X. С. Замский. В их трудах коррекция рассматривается как неотъемлемая сторона образовательно-воспитательной работы вспомогательной школы.

Теория и практика воспитания и обучения умственно отсталых детей значительно обогатилась благодаря большому количеству публикаций, в которых освещен опыт работы учителей вспомогательных школ (авторы публикаций — учителя В. А. Грузинская, Е. Д. Микулина, А. Н. Смирнова, К. Ф. Ширина и другие).
1.4 Извлечение из ГОС ВПО

050715 «Логопедия»



ДПП.Ф.08

Основы олигофренопедагогики

Умственно отсталые дети как субъект и объект изучения, воспитания и обучения. Классификация умственной отсталости. Система помощи детям с нарушениями интеллекта в Российской Федерации. Обучение, воспитание, развитие и коррекция как единый педагогический процесс. Сущность процесса обучения в коррекционной школе VIII типа. Принципы и методы обучения. Содержание образования. Сущность, цели, задачи и принципы воспитания учащихся в специальной школе VIII типа.





1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Сем

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля

Трудое

мкость


Всего аудит

ЛК

ПР

ЛБ

СР

1

050715 «Логопедия»

5

9

36

22

12

10

-

14

зачет



1.6 Содержание дисциплины.

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего ауд.

ЛК

ПР

СР

1.

Олигофренопедагогика как наука

2

2




2

2.

Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта

2

2




2

3.

Система специального образования детей с нарушением интеллекта в РФ

4

2

2

2

4.

Коррекционно-педагогическая работа как целостный процесс. Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта

4


2

2

2

5.

Содержание специального образования.

4

2

2

2

6.

Процесс воспитания учащихся с умственным недоразвитием, научно-организационные и методические основы

4

2

2

2

7.

Система работы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы по социальной адаптации учащихся с нарушением интеллекта

2




2

2




ИТОГО

22

12

10

14

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.


ТЕМА 1. Олигофренопедагогика как наука
План.

1.Понятие предмет, объект и задачи олигофренопедагогики.

2. Категориальный аппарат олигофренопедагогики.

3.Место олигофренопедагогики в системе педагогических наук, ее

связь с другими науками.

4. Научные и методологические основы олигофренопедагогики.


Предмет и задачи олигофренопедагогики. Олигофренопедагогика как наука об изучении, воспитании, развитии, обучении и путях социально-трудовой адаптации умственно отсталых школьников. Основные категории олигофренопедагогики - воспитание, обучение, коррекция, компенсация, адаптация. Теоретические основы олигофренопедагогики. Задачи специального образования лиц с интеллектуальным недоразвитием. Основные этапы развития теории и практики обучения и воспитания умственно отсталых детей. Перспективные направления развития олигофренопедагогики в современные условиях. Связь олигофренопедагогики с современными науками. Методы научных исследований в олигофренопедагогике. Актуальные проблемы и перспективы олигофренопедагогики на современном этапе.
Тема 2. Состав учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта
План.

1.Понятие об умственной отсталости: этиология, клиника, патогенез, прогноз развития.

2.Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта по возможностям обучения.

3.Характеристика детей со специфическими нарушениями.

Основные тенденции в понимании сущности умственной отсталости. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением интеллекта. Педагогическая дифференциация учащихся по возможностям обучения. Контингент специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта: медицинские показания и противопоказания к приему детей в школу; характеристика состава учащихся школы. Психолого-педагогическое изучение учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы: основные подходы, этапы, методы и формы изучения школьников.
Тема 3. Система специального образования детей с нарушением интеллекта в РФ
План.

1.Система специального образования.

2.Правовые основы образования лиц с умственной отсталостью в России.

3.Становление специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта.

Понятие « система специального образования», его соотношение с понятием «система образования». Правовые основы образования детей с интеллектуальным недоразвитием в России: принципы государственной политики; Закон РФ « Об образовании»(1992); проект Закона РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) № (1996) .

Система специального образования: характеристика ее структуры, компонентов, форм. История становления, современное состояние и пути развития. Идеи интегрированного обучения.

Реформирование системы специального образования лиц с умственной отсталостью в России на современном этапе развития общества, экономики, педагогической науки и практики. Основные идеи, подходы, этапы ее развития. Современная специальная (коррекционная) общеобразовательная школа для детей с нарушением интеллекта.
Тема 4. Коррекционно-педагогическая работа как целостный процесс. Принципы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта
План.

1.Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, специфические свойства.

2.Коррекционно-развивающая направленность процессов воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.

3.Характеристика принципов олигофренопедагогики.

Сущность коррекционно-педагогического процесса: понятие, функции, специфические свойства. Взаимосвязь понятий «развитие», «воспитание», «коррекция», «компенсация» в рамках целостного коррекционно-педагогического процесса. Роль и место коррекционной работы в системе образования детей с умственной отсталостью. История развития различных подходов к коррекционной работе с умственно отсталыми детьми. Характеристика современной системы коррекционно-педагогической работы.

Коррекционно-развивающая направленность процессов воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Методологические основы коррекционной работы. Учение Л.С. Выготского о соотношении обучения и развития, единстве законов развития нормального и аномального ребенка, структуре дефекта, социальной направленности коррекционно-воспитательной работы и пр. Основные направления и условия эффективности коррекционно-педагогического процесса.

Характеристика принципов олигофренопедагогики (воспитывающая и развивающая направленность обучения; научность и доступность обучения, систематичность, последовательность, наглядность, индивидуальный и дифференцированный подходы и др.), особенности их реализации в коррекционно-педагогическом процессе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Сущность и значение принципа коррекционной направленности как ведущего принципа обучения детей с интеллектуальной недостаточностью.
Тема 5. Содержание специального образования
План.

1.Методы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта.

2. Формы организации обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта.

3.Проверка и оценка знаний умений и навыков учащихся.


Содержание образования: понятие, сущность, функции, основные принципы и подходы к его формированию. Система и взаимосвязь носителей содержания образования: государственный образовательный стандарт, учебные планы, учебные программы, учебники и учебные пособия.

Требования к содержанию образования лиц с умственной отсталостью (коррекционная направленность обучения, завершенность, доступность, научность, систематичность, практическая направленность, концентричность расположения учебного материала, наличие пропедевтического этапа обучения, реализация внутри - и межпредметных связей, дифференциация требований).

Учебный план как отражение содержания специального образования детей с нарушением интеллекта, его типы, структура. Учебные программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта. Характеристика учебных предметов, их роль и место в системе образования детей с интеллектуальной недостаточностью.

Учебники и учебные пособия для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта: структура, разновидности, назначение. Основные требования к учебникам и организации работы с ними.

Сущность и специфика методов обучения, применяемых в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Характеристика факторов, определяющих выбор методов обучения.

Понятие о формах обучения (индивидуально-групповое обучение, классно-урочная система).

Разновидность форм обучения, используемых в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Характеристика основных форм организации обучения школьников с умственной отсталостью: урок, учебные экскурсии, домашняя учебная работа, специальные коррекционные занятия. Требования к их организации и проведению. Подготовка учителя к организации обучения: основные этапы работы, виды планирования, выбор форм и методов обучения.

Сущность контроля обучения детей с интеллектуальной недостаточностью. Функции контроля (обучающая, воспитательно-развивающая, коррекционная, стимулирующая, проектировочная). Основные виды, методы и формы контроля. Требования к организации и проведению учета успеваемости детей с нарушением интеллекта.


Тема 6. Процесс воспитания учащихся с умственным недоразвитием, научно-организационные и методические основы
План.

1.Методы воспитания учащихся с умственным недоразвитием.

2.Формы организации воспитательного процесса.

3.Трудовое обучение и воспитание в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта.

4.Физическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

5.Нравственно-этическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

6.Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта.

Процесс воспитания: понятие, цель, задачи, основные направления воспитательного процесса в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта.

Методы воспитания: понятие, классификация методов воспитания (по направленности, характеру деятельности воспитателя и воспитанников, по месту в процессе воспитания). Методы воспитания, традиционно используемые в системе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы для детей с нарушением интеллекта (практические, словесные, стимулирующие). Характеристика ситуаций оказания педагогической помощи и методов наиболее эффективного педагогического воздействия в каждой из них.

Формы организации воспитательного процесса. Методика организации и проведения различных внеклассных мероприятий.

Основные формы деятельности воспитателей: традиционного, передового, перспективного – и их характеристика. Сущность личностно-ориентированного подхода в воспитании как условия успешности индивидуальной работы с умственно отсталыми школьниками.

Сущность трудовой подготовки учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе для детей с нарушением интеллекта. Основные виды труда, осваиваемые учащимися. Типы занятий по трудовому обучению, требования к их проведению.

Трудовое воспитание: понятие, цель, задачи, характеристика содержания. Формы организации общественно полезной трудовой деятельности и виды общественно полезного труда.

Физическое воспитание: понятие, цель, содержание работы. Особенности организации деятельности педагогов по физическому воспитанию школьников с умственной отсталостью. Организационные формы физического воспитания в специальной школе. Физкультурные мероприятия в режиме дня; лечебная физкультура. Физзарядка, физпаузы, организация подвижных перемен. Физическое воспитание в процессе трудового обучения. Условия повышения эффективности работы по физическому воспитанию школьников с нарушением интеллекта.

Нравственно-этическое воспитание детей с нарушением интеллекта: понятие, цель, актуальные задачи, основные направления работы, характеристика их содержания.

Методы нравственного воспитания: методы формирования нравственного поведения, нравственного сознания.

Эстетическое воспитание детей с нарушением интеллекта: понятие, цель, задачи. Система коррекционно-воспитательной работы по эстетическому воспитанию учащихся в процессе обучения и во внеурочное время. Характеристика средств эстетического воспитания умственно отсталых школьников. Условия эффективности эстетического воспитания и критерии эстетической воспитанности школьников с нарушением интеллекта.

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница