Учебно-методический комплекс дисциплины сд основы социальной работы основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



страница1/9
Дата27.04.2016
Размер1.48 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.5. Основы социальной работы
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
050711 — Социальная педагогика

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

протокол № 1 от 12 сентября 2008г.

Зав. кафедрой_______ В.Р. Рыбкин

Мурманск 2008

РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Авторы составители программы:

Тегалева Т.Д. – старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы.

Шовина Е.Н., к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.
1.2 Рецензенты:

Рыжкова И. В. – к. п. н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ;

Габова Н. Д. – директор детского дома № 3 г. Мурманска
1.3 Пояснительная записка
Предлагаемый курс «Основы социальной работы» является одним из системообразующих элементов профессиональной подготовки специалистов по социально-педагогической работе.

Цель изучения: формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики, как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и обеспечение социальных изменений в обществе.

Задачи курса:


  • получение представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах социальной работы, о существующих подходах к теории и практике современной социальной работы в отечественном и зарубежном опыте, об основных направлениях исследований;

  • формирование представлений об актуальных направлениях и формах социальной работы с различными категориями населения;

  • овладение студентами знаниями и умениями в области основ социальной работы как необходимой базы для получения полноценного образования в ВУЗе

  • формирование понятийного аппарата и расширение социокультурного тезауруса студентов;

  • формирование аксиологического мышления и гуманистических взглядов на вопросы социальной помощи, обеспечения и защиты;

  • выработка личностно-ценностного отношения к социально-педагогической деятельности;

  • формирование устойчивой мотивации к избранной профессии, развитие потребности в профессионально-педагогическом самообразовании

Место курса в общей системе подготовки специалиста

В подготовке будущего специалиста к профессиональной деятельности дисциплина «Основы социальной работы» занимает важное место, поскольку она представляет собой систему знаний о месте и роли социального работника в жизнедеятельности общества, группы и человека, дает ответ на вопрос что и на каком научно-теоретическом основании делает специалист. «Основы социальной работы» раскрывают смысл деятельности как отдельного специалиста, так и всего института социальной работы вне зависимости от конкретных направлений и ситуативной специфики их непосредственной деятельности.

Данная дисциплина устанавливает связи между смыслом, сущностью, содержанием, формами и направлениями деятельности и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста.

Курс "Основы социальной работы" также является фундаментальной методологической основой познания и исследования социальных явлений и процессов, входящих в проблемное поле социальной педагогики и социальной работы.

В данном курсе находят развитие многие положения, сформулированные ранее при изучении ряда дисциплин и создавшие методологическую и теоретическую базу для углубленного изучении проблем социализации ребенка, оказания социальной помощи различным категориям граждан и их социальной защиты. «Основы социальной работы» непосредственно связаны с предметами общекультурного и общепрофессионального блока, т.к. социальная работа представляет собой феномен современного мира, рассматриваемый с различных точек зрения.

Курс «Основы социальной работы» является одним из ведущих в профессиональной подготовке будущего социального педагога, поскольку приобщает студента к знаниям, необходимым для его дальнейшего обучения. Этим определяется место и роль курса в профессиональной подготовке будущего специалиста.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения материалов курса студенты должны знать:



  • систему понятий теории социальной работы;

  • различные теоретические концепции в области социальной работы;

  • основные этапы и закономерности развития социальной работы в России и за рубежом;

  • взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;

  • основные направления и уровни социальной работы;

  • формы и методы социальной работы с различными категориями граждан;

  • основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;

  • теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;

  • проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке.

В результате изучения материалов курса студенты должны уметь:

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений.

  • понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;

  • использовать различные формы и методы социальной работы в практической деятельности с различными категориями граждан;

  • анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком;

  • грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов и рефератов).

При разработке учебной программы по дисциплине «Основы социальной работы» использовались программы и учебные пособия следующих авторов: Фирсова М. В., Червяковой Г. А., Малых В. Н. Холостовой Е. И., Павленка П. Д., Сорвиной А. С., Гусляковой Л. Г. и др.
1.4 Извлечение (в виде ксерокопии) из ГОС ВПО



ДПП.Ф.05

Основы социальной работы

Социальная работа как объект изучения и профессиональная деятельность. Сущность, цели и принципы социальной работы. Субъекты и объекты социальной работы Социальная работа как система. Психолого-педагогические аспекты социальной работы. Социальная работа с семьей, молодежью, безпризорниками, престарелыми, одинокими, безработными, мигрантами и беженцами, инвалидами и др. Методы социальной работы: коммуникативная техника, правовой инструментарий, медико-социологические, социально-психологические и др. Этика социального работника. Технология социальной работы: диагностика, адаптация, реабилитация, помощь, обслуживание, защита, поддержка, попечительство, консультирование. Тенденции, инновации.



200


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля

(форма отчётности)

Трудо-ёмкость

Всего аудит.

часов

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа

1.

050711 — Социальная педагогика с дополнительной специальностью «Педагогика и психология»

3

4

6

7


200

(всего)

54

46

28

26

26

20

0

0


100

(всего)



экзамен




Итого:







200

100

54

46

0

100





1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени


п/п



Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа




Раздел 1. Методологические основы социальной работы.













1.

Социальная работа как феномен современного мира и как профессиональная деятельность.

2

2

0

8

2.

Сущность, цели, структура социальной работы.

2

2

0

4

3.

Социальная политика и социальная работа.

8

4

4

4

4.

Общественные объединения и благотворительные организации в системе социальной защиты населения.

6

4

2

4

5.

Социальная работа в системе социального обслуживания населения.

6

4

2

6

6.

Социальный работник как субъект помощи.

4

2

2

4

7.

Профессиональное взаимодействие социального работника и индивида, имеющего проблему.

6

2

4

4

8.

Клиент как объект познания социального работника.

4

2

2

4

9.

Методы социальной работы.

4

2

2

8

10.

Технология социальной работы.

4

2

2

8




Раздел 2. Основные направления социальной работы













11.

Социальная работа с женщинами.

4

2

2

4

12.

Семья как объект социальной работы.

4

2

2

4

13.

Социальная работа с молодёжью.

8

4

4

6

14.

Особенности социальной работы с пожилыми и престарелыми людьми.

4

2

2

4

15.

Социальная работа с инвалидами.

4

2

2

4

16.

Социальное измерение проблемы занятости населения

4

2

2

4

17.

Миграция и проблемы социальной работы.

4

2

2

4

18.

Социальная работа в пенитенциарной системе.

4

2

2

4

19.

Социальная работа с лицами БОМЖ

4

2

2

4




Раздел 3. Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы













20.

Проблемы эффективности социальной работы.

8

4

4

4

21.

Проблемы и ориентиры развития социальной работы.

6

4

2

4




Итого:

100

54

46

100



  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница