Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Р. 3 Психология творчества



страница1/28
Дата27.04.2016
Размер5.38 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.Р.3

ПСИХОЛОГИЯ ТВОРЧЕСТВА


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности

«071401 Социально-культурная деятельность»


(код и наименование специальностей)

Утверждено на заседании кафедры

___________Психологии________

ХОТиД факультета

(протокол № 1от 01.09.2012 г)

Зав. кафедрой

______________Синкевич И.А.__


2012 г.


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины


    1. Автор программы: И.А.Синкевич, доцент кафедры психологии (МГГУ)

    2. Рецензенты:

О.Н.Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии (МГГУ)

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)
Пояснительная записка

Противоречивые и сложные процессы во всех сферах жизнедеятельности людей высветили ряд проблем, связанных с духовным и нравственным климатом общества. В этих условиях возникла острая необходимость определения главных направлений в образовательной системе, учитывающих тот глобальный кризис, который проявляется в сфере социальных взаимоотношений и ставит перед человеком огромное число проблем, вызывая интеллектуальное, эмоциональное, духовное, физическое напряжение. Характер развития психолого-педагогических наук обуславливается сегодня ситуацией реального перехода человеческого сообщества в исторически новое состояние.

В познании духовной субстанции, в возможности улучшать ее качество важная роль принадлежит феномену искусства, которое, являясь опытом эстетического восприятия и моделирования мира, хранит в себе целостность культуры народа, нации, этноса и в процессе художественного творчества осуществляет передачу накопленного опыта, информации и познания. В психолого-педагогическом аспекте исследование восприятия различных видов искусства открывает новые возможности духовного, художественного развития личности.

УМК «Психология творчества» разработан на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс является базовым, теоретическим и практическим, в системе творческой подготовки студентов педагогических вузов, обучающихся по специальностям «050706-Педагогика и психология», «050703-Дошкольная педагогика и психология», «050602-Изобразительное искусство», «050403.00 - Культурология» с доп. спец. «Социально-культурная деятельность /Музыкальное образование», «071301-Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра центра», «050711-Социальная педагогика».



Цель курса «Психология творчества» заключается в формировании художественной культуры будущего педагога, как части культуры духовной; осознание места и значимости теоретической и практической подготовки специалиста к психолого-педагогическому творчеству и освоению различных видов художественно-творческой деятельности. Цель данной дисциплины может быть определена как комплекс приобретенных в процессе ее изучения новых способностей.

Сверхзадачей курса является осуществление связей разных видов искусства на основе единых духовных корней, как звеньев «креатосферы» - сферы духовного раскрытия личности в художественном творчестве.



Основные задачи:

  1. Раскрыть основные направления мировоззренческого содержания художественно-творческого развития будущих учителей.

  2. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении принципов и методов психологии художественного творчества, овладении специальной лексикой, средствами художественной выразительности, знаниями функции искусства и творчества и умениями раскрывать их варианты применения в педагогической деятельности.

  3. Осуществить психолого-педагогический подход к различным видам художественной деятельности.

  4. Приобщить студентов к различным видам художественного творчества, приобрести практические навыки художественно-творческой деятельности, владеть рефлексией проявления собственной творческой активности в тренингах и практической работе.

  5. Обобщить и систематизировать теоретические и практические знания, полученные студентами при изучении дисциплин культурологического характера, психолого-педагогических и специальных дисциплин.

Успешность достижения цели обучения студентов может быть обеспечена при условии организации межпредметных связей с такими дисциплинами, как «Введение в профессию», «Педагогика», «Культурология», «Эстетика», «Социология» и с психологическими дисциплинами: «Общая психология», «Возрастная психология», «Социальная психология», «Педагогическая психология» и др.

В результате изучения курса по выбору «Психология творчества» студенты должны знать:



  • основные направления, подходы, теории в психологии искусства и современные тенденции разви­тия психолого-педагогических концепций;

  • современные программы разви­тия художественно-творческих способностей детей в процессе интеграции искусств;

  • основные категории и понятия психологии художественного творчества;

  • новые технологии психологии художественного творчества;

  • сущность, специфику и основные компоненты психолого-педагогической деятель­ности и др.

Студенты должны быть готовы решать практические психолого-педагогические задачи, непременно используя знания, полученные в ходе изучения курса по выбору «Психология творчества».

Для этого они должны уметь:



  • применять методы психологии художественного творчества и интерпретировать полученные результаты в исследователь­ских целях;

  • осуществлять процесс художественно-творческого развития детей в образовательных учреждениях в социокультурном контексте;

  • придерживаться современных концепций психокоррекционной работы с детьми;

  • анализировать собственную художественно-творческую деятельность с целью совершенствования и эффек­тивности для каждого конкретного случая и др.

Структура дисциплины составляет два раздела:

Первый раздел - «Теоретические основы психологии художественного творчества»- ориентирует студентов на специфику научного психологического знания, необходимость его для профессиональной деятельности преподавателя мировой художественной культуры, изобразительного искусства и черчения. В программе рассматриваются основные подразделы психологии художественного творчества: литературного творчества, театрального искусства и сценической деятельности, музыкального и изобразительного творчества и т.д.

Второй раздел «Психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности» позволяет студентам практически осваивать основные средства художественной выразительности посредством диагностики художественно-творческих способностей и тренингов развития креативности, которые дают возможность получить личностно окрашенную обратную связь, осознать феномен творчества и развития умения и навыка управления его механизмами и латентными факторами, оптимизирующими творческий процесс.

В ходе работы студенты получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеры, препятствующие актуализации их собственных творческих ресурсов.

В рамках второго раздела программы исследуется психолого-педагогический аспект художественно-творческого развития личности на материале интегрированных программ. Специально организованная художественная среда предполагает наличие специального художественного оборудования, инструментов и материалов и возможность их свободного использования как в индивидуальном творчестве, так и в совместном с учениками, студентами, преподавателем и т.д.

Программа включает лекционный и практический курсы. Первый направлен на осознание специфики восприятия художественной информации различных видов искусства, а также на приобретение знаний теоретических основ психологии художественного творчества. Второй - на приобретение практического опыта решения творческих задач в процессе интеграции искусств.

Практические занятия проводятся в форме тренинга, дискуссий, художественных мастерских, на которых студенты приобретают навыки в использовании художественной информации на педагогической практике и в будущей профессиональной деятельности.

Организация учебного процесса предполагает использование технических средств обучения: слайды, аудио- и видеомагнитофон и учебные видеофильмы, альбомы, книги и репродукции по искусству и др.



Принципами системы профессиональной подготовки студентов к художественно-творческому развитию личности являются следующие:

  • целостность и этапность подготовки (единство ценностно-ориентационного, когнитивно-интеллектуального, процессуально-преобразовательного и эмоционально-мотивационного компонентов);

  • творческая доминанта (художественно-творческое развитие и учебно-творческий тренинг в процессе подготовки);

  • гедонизм («очеловечивание» целей учебно-воспитательного процесса, удовольствие и наслаждение как стимул для раскрепощения и творческого самовыражения);

  • межпредметные связи и синтез искусств, взаимосвязь методов (музыкальных, словесных, изобразительных) и приемов (аллегория, метафора, аранжировка, импровизация, имитация и т.д.);

  • адекватность выбора организационных форм, методов и средств психологии художественного образования поставленным целям и задачам профессиональной деятельности будущего учителя с учетом социокультурной адаптации детей;

  • интонационность искусства, способствующая развитию у студентов «внутреннего слуха», восприимчивости к выразительным возможностям материала конкретного вида искусства в целостном интегрированном психолого-педагогическом процессе художественно-творческого развития личности.

В связи с этим на практических занятиях формируются следующие умения:

    1. Художественно-конструктивные умения (умение моделировать психолого-педагогические задачи по творческому развитию школьников с учетом формирования художественных способностей, по развитию эмоциональной культуры школьников посредством воздействия произведений искусства, по активизации и развитию воображения, фантазии школьников в продуктивной и репродуктивной художественно-творческой деятельности).

    2. Профессионально-творческие или художественные умения (способность перенесения данной художественной формы в иную художественную модальность по всему диапазону полифонии, освоение внешнего и внутреннего пространства различных видов искусства через рисунок, движение, жест, слово, диалог «внутри картин», развитие полифонического воображения, сочинение рассказов, сказок по заданным ощущениям и др.).

    3. Художественно-организаторские умения (моделирование психолого-педагогических задач по художественно-творческому развитию школьников с учетом индивидуально-дифференцированного подхода, организация собственной психолого-педагогической деятельности, моделирование психолого-педагогической задачи по художественно-творческому развитию детей с учетом генетических особенностей формирования пространственных представлений и художественных способностей и др.).

    4. Художественно-коммуникативные умения (создание атмосферы эмоционально-духовного контекста на уроке, субъект-субъектные отношения между учениками и произведениями искусства, личностные отношения основанные на принятии друг друга как ценностей самих по себе).

    5. Художественно-исследовательские умения (анализ художественных закономерностей, жанрово-стилевых особенностей произведений искусства, диагностика стартового уровня художественно-творческих способностей детей, диагностика собственной художественно-педагогической деятельности и пути ее совершенствования, определение уровня эмоционального воздействия художественного образа в условиях взаимодействия искусств).

На практических занятиях организуется деятельность будущих учителей с учетом возможности трансформировать полученные знания в различных дисциплинах эстетического цикла, при написании курсовых и дипломных работ и на педагогической практике.

Целостность, комплексность курса «Психология художественного творчества» находится во взаимодействии с изучением специфики психологии каждого вида искусства, входящего в материал программы. В процессе художественно-творческой деятельности личности вместе с художественным освоением мира происходит познание, открытие себя, самосовершенствование, принятие себя как целостности, уникальности, единственности.

Итоговая аттестация - экзамен по теоретическим вопросам, зачетная выставка-иллюстрация художественно-творческих работ (творческих сочинений, рисунков, коллажей, музыкальных фрагментов, мини-спектаклей и т.д.)

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические занятия позволяет организовать самостоятельную работу студентов.

Программа составлена в соответствии с требованиями Го­сударственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования по специальностям «050706-Педагогика и психология», «050703-Дошкольная педагогика и психология», «050602-Изобразительное искусство», «050403.00 - Культурология» с доп. спец. «Социально-культурная деятельность /Музыкальное образование», «071301-Народное художественное творчество со специализацией «Руководитель этнокультурного центра центра», «040101 — Социальная работа», «Социальная работа».


    1. Объем дисциплины и виды учебной работы




№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах




Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




3

071401 «Социально-культурная деятельность»


5

10

166

16

10

6




150

Экзамен
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница