Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 1 социальное прогнозирование



страница1/3
Дата29.06.2016
Размер0.5 Mb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В 1.1 СОЦИАЛЬНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

050716 «Специальная психология»

050715 «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № _____ от ________2008 г.)

Зав.кафедрой _______________Рыбкин В.Р.




СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социальное прогнозирование»


РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины

Структура программы учебной дисциплины
1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2.Рецензенты программы:

Беляев Д.П., доцент, канд. ист. наук, зав.кафедрой «Гуманитарные и социальные науки» Мурманского института экономики Санкт-Петербургской академии управления.

Беспалая О.П., канд.философ. наук, доцент кафедры философии и социологии МГПУ.

1.3. Пояснительная записка

«Социальное прогнозирование» - курс по выбору, адресованный студентам V курса, обучающимся по специальностям «Специальная психология» и «Логопедия» (факультет специальной педагогики и психологии, очная форма обучения).

В настоящее время вузовская система РФ обрела право и возможность изучения социального прогнозирования и проектирования как общепрофессиональной дисциплины для специалистов любого профиля.

Выход России из кризиса, обоснование стратегии социального развития, определение ближайших и долгосрочных программ требуют инновационных действий и широкого современного мышления, основанного на интеграции наук. Социальное прогнозирование и проектирование занимают особо важное место как высокотехнологические методы научного анализа и предвидения.

В современных условиях умение предвидеть и прогнозировать будущее, а, следовательно, влиять на социальные процессы, становится одним из самых ценных качеств специалиста в любой области.

Сущность данного научного и учебного направления состоит в систематическом анализе тенденций социальных процессов, проблем общественного развития через призму теоретико-методологических принципов, в определении путей конструктивного решения социальных задач.



Цель курса – сформировать основополагающие знания в области истории, теории и практики социального прогнозирования.

Задачи:

  1. Ознакомление с историческим контекстом возникновения, становления и развития социального прогнозирования.

  2. Формирование у студентов представления о социальном прогнозировании как методе научного познания.

  3. Анализ современных проблем в области социального прогнозирования.

  4. Знакомство с основными технологиями прогнозных разработок социальных процессов, методикой и техникой проведения конкретного социально-прогностического исследования.

Курс «Социальное прогнозирование» связан с такими дисциплинами, как философия, экономика, социология, технологии социальной работы.


В результате изучения курса студент должен знать:

- историю возникновения и развития социального прогнозирования;

- основные понятия и категории прогностики;

- функции и принципы социального прогнозирования;

- проблемы социального прогнозирования на современном этапе;

- технологии прогнозирования различных областей социальной сферы.


По окончании курса студент должен уметь:

- формулировать цели и ставить задачи социального прогнозирования;

- владеть методами социальной прогностики;

- использовать технологии поискового и нормативного прогнозирования;

- представить собственное прогнозное исследование.
При разработке программы использовались:

1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование.- М., 2002.

2. Курбатов В.И., Курбатова О.В.. Социальное проектирование. – Ростов-на-Дону, 2001.

3. Луков В.А. Социальное проектирование. – М., 2003;

4.Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. – М., 2007;

5. Сафронова В.М. Прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе. Учеб.-методические материалы. – М., 2003.


1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего ауд.

ЛК

ПР\СМ

ЛБ

СР




050716 «Специальная психология»

5

10

100

28

10

18

-

72

зачет




050715 «Логопедия»

5

9

25

22

10

12

-

3

зачет


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени






Наименование раздела,

темы

Количество часов

050716 «Специальная психология»

050715 «Логопедия»

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

Сам.раб.

1.

Тема 1. Возникновение, становление и развитие социального прогнозирования. Современный этап развития исследований будущего.


6

2

4

18

6

2

4

-

2.

Тема 2. Социальное прогнозирование и социальная прогностика.

6

2

4

18

2

4

-

-

3.

Тема 3. Виды и функции прогнозов. Принципы, методы и технологические этапы социального прогнозирования.

8

2

6

18

6

2

4

3

4.

Тема 4. Демография в системе социального прогнозирования

8

4

4

18

6

2

4

-




Всего:

28

10

18

72

22

10

12

3

1.6.2.Содержание разделов дисциплины

Тема 1. Возникновение, становление и развитие социального прогнозирования. Современный этап развития исследований будущего.
Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества. «Презентизм» первобытного мышления. Футурофобия как рецидив презентизма первобытного мышления.

Связь формирования представлений о будущем с эволюцией первобытной мифологии. Древнейшие религиозные концепции будущего: иудаистско-буддийско-джайнистская и иудейско-христианско-исламская. Идеи, выработанные религиозно-философским мышлением древних, их влияние на развитие утопизма и идеалистической философии.

Возникновение утопических концепций и их роль в предыстории и истории научного предвидения. Виды утопий. Классификация социальных утопий. Эволюция утопизма, этапы его развития.

Зарождение представлений о законах и закономерностях исторического процесса. Формирование и развитие основных философско-исторических концепций будущего: регрессивная (от «золотого века» в древности к гибели культуры); циклическая; прогрессивная (от низшего к высшему).

Научная публицистика и научная фантастика, их вклад в теорию и практику социального прогнозирования. Появление нового жанра научной публицистики – «размышлений о будущем» ученых или писателей, пытающихся «заглянуть в будущее» средствами не только искусства, но и науки (П.Гартинг, Ш.Рише, Г.Тард, Э.Годвард, Д.И. Менделеев, И.И. Мечников).

Технологическое прогнозирование. Концепция генетического и телеологического прогноза В.А.Базарова-Руднева.

Современный этап развития исследований будущего.

Футурология и прогнозирование. Концепция «постиндустриального общества» (У.Ростоу, Дж.Гэлбрейта, Р.Арона, Д.Белла, Г.Кана и др.)

Антифутурология. «Футурошок» О.Тоффлера. «Антифутурологические волны».

Римский клуб и его роль в исследовании проблематики будущего. Глобальные проблемы человечества и глобальное прогнозирование. Понятия внешних и внутренних пределов роста и качества жизни. Историческое значение Римского клуба.

Альтернавистика. «Альтернативная цивилизация».
Тема 2. Социальное прогнозирование и социальная прогностика.
Соотношение понятий «футурология», «прогнозирование» и «прогностика». Прогностика как область исследования будущего, совокупность теории и практики прогнозирования. Прогнозирование как практика разработки прогнозов, научное исследование перспектив развития или возможного состояния исследуемого объекта. Прогноз как вероятностное научно обоснованное суждение о перспективах, возможных состояниях того или иного явления в будущем и (или) об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Объект и предмет социального прогнозирования. Социальная политика и социальная деятельность как главные объекты социального прогнозирования.

Специфика прогнозирования социальных явлений и процессов. «Эффект Эдипа» и «Эффект Пигмалиона» в социальном прогнозировании.

Методологические принципы социального прогнозирования. Междисциплинарный характер исследований по прогнозированию и моделированию социальных процессов



Тема 3. Виды и функции прогнозов. Принципы, методы и технологические этапы социального прогнозирования.
Основные критерии и принципы типологизации прогнозов. Типы прогнозов по времени упреждения: оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные; по сложности объекта прогнозирования: простые, сложные; по организационно-целевому критерию: поисковые и нормативные. Виды прогнозов второго порядка: плановые, программные, проектные, организационные и др.

Цели прогнозирования: обозначение и исследование проблем, формулирование альтернативной программы, повышение способности кадров в социальной сфере выявлять новые позитивные и кризисные ситуации, более четкое определение цели социальной политики.

Функции социального прогнозирования: диагностическая, методологическая, методическая, организационная, проектировочная.

Принципы прогнозирования: системность, согласованность, вариативность, непрерывность, верифицируемость, эффективность.

Формализованные методы социального прогнозирования. Методы экстраполяции.

Неформальные методы социального прогнозирования. Методы экспертных оценок. Экспертный опрос. Метод Дельфи. Методы прогнозных сценариев.

Технология социального прогнозирования: разработка программы исследования (предпрогнозная ориентация): определение и уточнение объекта, предмета, цели, задач, структура, рабочих гипотез, методики и организации исследования; собственно прогнозное исследование (построение исходной (базовой) модели, построение модели прогнозного фона, разработка прогноза, поисковый и нормативный прогнозы), обработка и анализ результатов, определение достоверности прогноза. Выработка рекомендаций для решения вопросов в сфере управления на основе сопоставления поисковых и нормативных прогнозов.

Тема 4. Демография в системе социального прогнозирования
Объект и предмет демографии. Место демографии в системе социального прогнозирования. Демографическая ситуация как одна из основ социального прогнозирования.

Необходимость демографических прогнозов для социального прогнозирования. Прогнозирование численности населения. Математическое прогнозирование. Прогнозирование по демографическим моделям. Метод передвижки возрастов

Технология демографического прогнозирования.

1.6.3. Темы для самостоятельного изучения





Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной работы


Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

СП

ЛГП

1.

Тема 3. Виды и функции прогнозов. Принципы, методы и технологические этапы социального прогнозирования.



Подготовка к разработке на практических занятиях собственной программы прогнозного исследования: определение проблемной ситуации, подбор материалов для предпрогнозной ориентации, анализ прогнозного фона, поиск источников для профильной и фоновой информации об объекте прогнозирования и др.



72


3


Работа на практи-ческом занятии




1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Семинар 1

Тема «Возникновение, становление и развитие социального прогнозирования. Современный этап развития исследований будущего» (4 часа)
Часть 1. Религиозные, утопические и философско-исторические корни теории прогнозирования

План:


  1. Развитие представлений о будущем на ранних стадиях существования человечества.

  2. Религиозная эсхатология и ее роль в формировании прогностической науки.

  3. Возникновение и развитие утопических концепций будущего.

  4. Основные философско-исторические концепции будущего.

  5. Марксизм – величайшая утопия ХХ в.?



Вопросы для коллективного обсуждения:


  1. Каковы особенности представления древних людей о времени?

  2. Насколько современным людям свойственна футурофобия?

  3. Какова роль утопических концепций для современного прогнозирования?

  4. Можно ли считать пророчества Нострадамуса прогнозом?

  5. Каково соотношение социалистических и религиозных идей?

  6. В чем заслуга социалистических идей перед историей и в чем причина их живучести?

  7. В чем Вы видите причины краха коммунизма?


Задания для самостоятельной работы
1. Выпишите определения следующих понятий: презентизм, футурофобия, миф, религия, утопия.

2. Дайте краткий анализ одной из утопических концепций.

3. Дайте краткий анализ одной из философско-исторических концепций будущего.
Литература

Основная


  1. Бестужев-Лада И.В., Наместникова Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. М.: Педагогическое общество России. 2001.

  2. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология. – СПб, 1997.

  3. Мор Томас. Утопия. – М.,1978

  4. От какого марксизма мы отказались?//Социально-гуманитарные знания. – 2001. – № 1.


Дополнительная

1.Баталов Э. Социалистическая перспектива и утопическое сознание//Коммунист. – 1983. - № 3.

2.Берзин Э.О. Нострадамус и его предсказания. – М.,. 1992.

3.Виноградов В.Н. Гончарук С.И. Законы общества и научное предвидение. М.

4.Зима Дм. 13 дат, которые потрясли мир. Впереди новые испытания: место действия. – Россия. – М., 1998.

5.Косидовский З. Библейские сказания.- М., 1990.

6.Левандовский А.П. Сен-Симон. – М., 1973.

7.Ленин В.И. Три источника и три составные части марксизма.

8.Львов С.Л. Гражданин города Солнца: Повести о Томазо Кампанелле. – М., 1981.

9.Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии. – М., 1979.

10.Мор Томас. Утопия; Эпиграммы. История Ричарда III. – М., 1998.

11.Морен Мишель. Нострадамус: Толкование пророчеств. – М., 1992.

12.Николаев В. Кому нужен Нострадамус?//Москва. – 2003. - № 2. – С.120-134.

13.Нострадамус и его предсказания. – М., 1992.

14.Никитина А.Г. Предвидение как человеческая способность. М., Эврика, 1975.

15.Осиновский И.Н. Томас Мор: утопический коммунизм, гуманизм, реформация. – М., 1978.

16.Пензенский А.А. Мишель Нострадамус: Мифы и реальность в свете новейших исследований//Новая и новейшая история. – 2002. - № 1. – С.130-151.

17.Рабочая книга по прогнозированию / Отв. ред И.В. Бестужев-Лада. М.: Мысль, 1982.

18.Сапелкин А.А. Апокалипсис Нострадамуса. – М., 1993.

19.Саркисян С.А. Великий социалист-утопист – Роберт Оуэн. – Ереван, 1974.

20.Смирнов Г.Л., Андреев Э.М., Баграмов Э.А. и др. Очерк теории социализма. – М., 1989.

21.Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. – М., 1992.

22.Тайны предсказаний великого Нострадамуса. – Минск, 1999.

23 Т.Мор, Оуэн, Дидро, Д Алабер, Кондорсе: Биографические повествования. – Челябинск: Урал, 1998.

24.Тойнби А. Постижение истории. – М., 1991.

25.Утопический социализм в России: Хрестоматия. – М.,1985.

26.Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы. – М., 1991.

27. Фурье Ш. Избранные сочинения. – М.-Л., 1951-1954.

28.Шпенглер О. Закат Европы. – М., 1993.

29. Ясперс К. Смысл и назначение истории. – М., 1991.


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница