Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 Функциональная грамматика



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.71 Mb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.В.5.2 Функциональная грамматика
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050303.65 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК С ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТЬЮ, очная форма обучения



СД.В.1.2 Функциональная грамматика
Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050303 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК (Английский язык), очно-заочная форма обучения

Утверждено на заседании

кафедры иностранных языков

факультета ФЖ и МК

протокол № 7 от 25 февраля 2013 г.


Зав. кафедрой

_________________________С.А.Виноградова



Раздел 1. Программа учебной дисциплины

    1. АВТОР: Учебная программа по предмету «Аспекты теории функциональной грамматики» подготовлена кандидатом филологических наук, доцентом кафедры английского языка и английской филологии факультета филологии и журналистики МГПУ Беличенко Еленой Александровной.


1.2. РЕЦЕЗЕНТЫ: кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка и английской филологии МГПУ Рахманкулова Л.К.;

кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков МГИ Билоус Л.С.


1.3. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Функциональная грамматика» является одним из специализированных курсов в системе методологических теоретических дисциплин профессиональной направленности, имеющих целью специализацию при подготовке учителя и переводчика английского языка.

Курс продолжает знакомство студентов с особенностями грамматического строя английского языка в сравнении с родным языком, рассматривая его с позиций взаимосвязи с такими фундаментальными областями лингвистики как грамматика, семантика, прагматика.

Основная цель изучения курса – углубление и специализация знаний, полученных студентами в процессе изучения нормативных курсов по теоретической грамматике и лексикологии английского языка, а также языкознанию. Отсюда определяются основные задачи спецкурса: 1) систематизировать и углубить знания студентов, имеющиеся после прохождения курса теоретической грамматики на 4-ом году обучения в ВУЗе; 2) ознакомить студентов в общих чертах с основными проблемами функциональной грамматики и дать краткий обзор теорий и концепций русской и зарубежной лингвистических школ по данным проблемам; 3) дать представление студентам о методах и приёмах исследования в данной области лингвистики с целью применения полученных знаний в процессе практического совершенствования и углубления знаний по лексикологии и теоретической грамматике; 4) помочь студентам сориентироваться в выборе направления научного исследования при написании дипломных работ и научных докладов в этой области.

Материал курса составлен таким образом, чтобы позволить преподавателю решить ряд методических задач в процессе изучения данной дисциплины: 1) углубить теоретическую и профессиональную подготовку студентов-филологов; 2) научить студентов приемам сравнительного анализа грамматического строя английского языка с грамматическим строем родного языка; 3) привлечь внимание студентов к основным спорным и нерешенным проблемам функциональной грамматики с целью формирования аналитических и исследовательских навыков у будущих преподавателей и переводчиков английского языка.

Изучение дисциплины способствует формированию многостороннего подхода к пониманию процессов функционирования языка и неразрывности как единого целого комплекса «язык-речь». С этой точки зрения предполагается разъяснение основных положений, научных понятий и терминов функциональной грамматики с целью применения полученных знаний непосредственно на практике, при проведении научных исследований, повышая уровень лингвистической компетенции студентов в целом.

Изучение курса осуществляется на лекциях, а также в процессе самостоятельной работы студентов с рекомендуемой литературой. Особое внимание направлено на активное применение полученных знаний учащимися в аспекте повышения общей профессиональной подготовки в прохождении целого блока лингвистических дисциплин, таких как лексикология, грамматика, языкознание.

Учебная программа по курсу «Функциональная грамматика» подготовлена в дополнении к основному учебному курсу «Теоретическая грамматика английского языка» на основе теоретических трудов и разработок следующих авторов: Адмони В.Г. «Грамматический строй как система построения и общая система грамматики», «Аспекты семантических исследований» (сборник), Бондарко А.В. «Функциональная грамматика», Болдырев Н.Н. «Функциональная категоризация английского глагола», «Теория функциональной грамматики» (сборник), «Современная американская лингвистика: фундаментальные направления» и т.д. в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

Программа учебного спецкурса функциональной грамматики предназначена для подготовки специалистов по специальности 050303 – иностранный язык с дополнительной специальностью и продолжает процесс изучения студентами основ грамматического строя английского языка и углубления базовых знаний по теоретической грамматике, ориентируя студентов на выбор тем для написания дипломных работ.
1.4. Извлечение из ГОС ВПО

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования Российской Федерации

В.Д. Шадриков

29.05. 2000 г.

Номер государственной регистрации

413 пед/П



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 033200.00 Иностранный язык с дополнительной специальностью

Квалификация учитель иностранного языка и (в соответствии с дополнительной специальностью)

Вводится с момента утверждения

Москва 2000
ДПП.Р.00 Национально-региональный (вузовский) компонент 200

ДПП.В.00 Дисциплины и курсы по выбору студента, устанавливаемые вузом 200



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:

№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетн.)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1.

050303 – иностранный язык с доп. спец. ОФО

4

8

40

20

20







20

зачет

2.

050303 – иностранный язык (английский язык) ОЗО

3

6

42

12

12







30

зачет


1.6. Содержание дисциплины
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п


Наименование разделов

и тем


Вариант 1

Количество часов



Вариант 2

Количество часов



Всего ауд.

ЛК

Сам. раб.

Всего ауд.

ЛК

Сам. раб.

1

Введение. Функциональная грамматика. Цели и задачи функциональной грамматики. Течения в рамках функционализма.

4

2

2

1

1

2

2

Морфосинтаксические исследования и функционализм.

8

4

4

2

2

4

3

Дискурсивно-ориентированные исследования в рамках функционализма

8

4

4

2

2

4

4

Связь функционализма и других лингвистических течений.

4

2

2

1

1

2

5

Течения функционализма в русской лингвистике. Функционально-семантическое поле в теории А. В. Бондарко.

6

2

4

2

2

4

6

Субъектно-предикатно-объ­ектная ситуация и ее струк­тура.

6

4

2

2

2

4

7

Функционально-семиологическая специфика категориального значения английского глагола. Факторы функциональной категоризации английского глагола. Категориальные классы английского глагола и их характеристики.

4

2

2

2

2

10




итого по курсу

40

20

20

12

12

20



1.6. Содержание разделов дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

Введение. Функциональная грамматика. Цели и задачи функциональной грамматики. Течения в рамках функционализма.

Понятие функции и функционального подхода к изучению языковых явлений. Специфика функциональной грамматики. Аспекты функциональной грамматики. Сферы пересечения функциональной грамматики с теориями грамматической типологии, грамматической семантики, психолингвистики и т.д. Типы функционально-грамматического описания. Функционализм и объяснение (иконизм, дискурсивное употребление, диахронический принцип).


Морфосинтаксические исследования и функционализм.

Референциально-ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина. Основные идеи РРГ. Теория структуры клаузы. Теория семантических ролей и лексических представлений. Теория синтаксических отношений и падежа. Теория сложного предложения. Приложения РРГ. Вершинное/зависимостное маркирование и его корреляты (теория Дж. Николс). Морфосинтаксические исследования в диахронии и синхронии (Дж. Байби).


Дискурсивно-ориентированные исследования в рамках функционализма.

Дискурс и возникновение фукционализма. Роль дискурсивного анализа в функциональной лингвистике. Теория риторической структуры У. Манна и С. Томпсон. Дискурсивно-ориентированный подход к синтаксису (теория Т. Гивона). Понятия дискурса и сознания (теория У. Чейфа). Порядок слов и функциональные принципы. Дискурсивные выборы как производные когнитивных состояний (Р. Томлин). Исследования устного дискурса в рамках функционализма.


Связь функционализма и других лингвистических течений.

Функционализм и лингвистическая типология. Явление грамматикализации. Семантическая и грамматическая переходность. Когнитивная лингвистика как часть функционализма. Психолингвистика и функционализм. Отличие отечественного и зарубежного понимания психолингвистических исследований. Порядок слов и подходы к его описанию в американском функционализме. Место функционализма в общей панораме лингвистики и перспективы развития данного направления.


Течения функционализма в русской лингвистике. Функционально-семантическое поле в теории А. В. Бондарко.

Понятие поля (В.Г. Адмони, Е. В. Гулыга и Е. И. Шендельс, Г. С. Щур,


В. М. Павлов) и функционально-семантического поля (ФСП) в теории А. В. Бондарко. Типы ФСП и основания для их выделения (ФСП аспектуальности, модальности, персональности, залоговости, бытийности). Принцип построения ФСП. Семантический инвариант ФСП. Компоненты ФСП. Система функций поля.
Субъектно-предикатно-объектная ситуация и ее структура.

Понятие предиката, субъекта и объекта. Субъект и объект как синтактико-семантические категории. Аргументы предикат его семантические роли. Семантическая и синтаксическая валентности. Отношения между аргументами предиката и категориями субъекта и объекта. Понятие “гиперролей” в терминологии В.В. Богданова. Понятие прототипической конструкции. Переходность как одно из основных условий построения прототипической конструкции. Шкала степени переходности (П. Дж. Хоппер, С. А. Томпсон). Прототипическая переходная конструкция.

Понятие категориальной ситуации как основы СПО-ситуации. СПО-ситуация - ядро семантической структуры предложения-высказывания. Предикат, субъект и объект как элементы типовой СПО-ситуации. Двусторонняя зависимость субъекта, объекта и предиката в структуре СПО-отношений. Многоаспектность СПО-отношений. Типы СПО-ситуаций.
Функционально-семиологическая специфика категориального значения английского глагола. Факторы функциональной категоризации английского глагола. Категориальные классы английского глагола и их характеристики.

Основания семантической и грамматической классификации предикатов. Глагол как единица лексики (лексема) и пропозициональная функция (предикат). Понятия глагольности, сказуемости и предикативности. Категориально-понятийная основа глагола и факторы, определяющие ее формирование. Проблемы классификации глагольной лексики.

Функционально-семиологический подход к глагольной таксономии. Особенности категоризации английского глагола. Акционально-актантные категориальные значения и факторы функциональной категоризации английского глагола. Роль категориальных признаков субъекта и объекта в процессе функциональной категоризации английского глагола. Прототипические признаки субъекта и объекта и основания для их выделения.

Класс глаголов с акциональным категориальным значением. Каузативные глаголы. Процессуальный категориальный класс глаголов. Статальные глаголы. Класс глаголов состояния. Релятивные глаголы.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

Курс включает определенное количество тем, предполагающих активную самостоятельную работу студентов, направленную на изучение научных трудов по лингвистике, а также словарями, включающими различную информацию как лингвистического, так и философско-лингвистического характера. Ряд тем предполагает подготовку научных докладов и сообщений и их репрезентацию в процессе ежегодной научно-практической конференции. Отдельные вопросы курса включены в программу как углубление знаний по предметам теоретической грамматики и языкознания.



п/п

Наименование раздела

дисциплины.

Тема.

Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

(20)

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Тема 1. Введение. Функциональная грамматика. Цели и задачи функциональной грамматики. Течения в рамках функционализма.

1) Генеративная грамматика Н. Хомского и функционализм.



- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты



2
2

Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

2

Тема 2. Морфосинтаксические исследования и функционализм.

1) Классические теории географического распределения языковых семей.

2) Происхождение категории перфекта.


- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты



4

2


2


Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

3.

Тема 3. Дискурсивно-ориентированные исследования в рамках функционализма.

1) Исследования дискурса в современной лингвистике.

2) Дискурсивный подход к синтаксису Т. Гивона.


- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты


4

2
2


Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

4.

Тема 4. Связь функционализма и других лингвистических течений.

1) Синтаксический анализ и усвоение языка ребенком с точки зрения психолингвистов-функционалистов (Д. Слобин, Дж. Бейтс, М. Томаселло).



- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты



2

2


Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

5.

Тема 5. Течения функционализма в русской лингвистике. Функционально-семантическое поле в теории А. В. Бондарко.

1) ФСП залоговости и модальности.

2) Категория таксиса.


- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты



4
2
2

Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

6.

Тема 6. Субъектно-предикатно-объ­ектная ситуация и её струк­тура.

1) Основные типы СПО- ситуаций в русском языке.



- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;

- тесты


2

2


Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов

7

Тема 7.
Функционально-семиологическая специфика категориального значения английского глагола.

1) Основные принципы классификации глагольной лексики



- Вопросы для самостоятельного изучения;

- подготовка докладов и сообщений;



- тесты


2
2

Выступление на заседаниях СНО, научно-практической конференции, проверка тестов


1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

1.7.1. Тематика семинарских занятий по дисциплине. Не предусмотрено
1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

1.8.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Адмони В.Г. О многоаспектно-доминантном подходе к грамматическому строю // Вопросы языкознания. 1961. №. 2.

  2. Адмони В.Г. Партитурное строение речевой цепи и система грамматических значений в предложении. НДВШ. Филологические науки. 1961а. №. 3.С.3-15.

  3. Адмони В.Г. Полевая природа частей речи (на материале числительного) // Вопросы теории частей речи. Л.: Наука, 1968. С.98-106.

  4. Адмони В.Г. Грамматический строй как система построения и общая система грамматики. Л.: Наука, 1988.

  5. Аринштейн В.М. Лексическая семантика глагола и способ представления ситуации (“сцены”) // Лексическая семантика и части речи. Л., 1986.

  6. Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл: Логико-семантические проблемы. М.: Наука, 1976.

  7. Аспекты семантических исследований. М.: Наука, 1980.

  8. Болдырев Н.Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспект. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1994.

  9. Болдырев Н.Н. Функциональная категоризация английского глагола. СПб.; Тамбов: РГПУ им. А.И. Герцена; ТГУ им. Г.Р. Державина, 1995.

  10. Бондарко А. В. Грамматическое значение и смысл. Л.: Наука, 1978.

  11. Бондарко А. В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.

  12. Бондарко А.В. Субъектно-предикатно-объектные ситуации // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность. СПб.: Наука, 1992.

  13. Гак В.Г. К типологии функциональных подходов к изучению языка // Проблемы функциональной грамматики / Отв. ред. В. Н. Ярцева. М., 1985.

  14. Головин Б. Н. К вопросу о сущности грамматической категории // Вопросы языкознания. 1955. №. 1.

  15. Есперсен О. Философия грамматики / Под ред. и с предисл. Б.А. Ильиша. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.

  16. Долинина И.Б. Функциональная грамматика и содержательная классификация грамматических категорий // Проблемы функциональной грамматики. М.: Наука, 1985.

  17. Долинина И.Б. Категория переходности в её отношении к лексике и синтаксису // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определённость/неопределённость. СПб.: Наука, 1992.

  18. Касевич В.Б. Субъектность и объектность: проблемы семантики // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определённость/неопределённость. СПб.: Наука, 1992.

  19. Кацнельсон С.Д. Типология языка и речевое мышление. Л.: Наука, 1972.

  20. Кобрина Н.А. Лексическая и категориальная семантика глагола как фактор категоризации его актантов // Сб. ст. Studia Linguistica. №1. СПб., 1995.

  21. Семантические типы предикатов /Отв. ред. О. Н. Селиверстова. М.: Наука, 1982.

  22. Сильницкий Г.Г. Семантические классы глаголов в английском языке. Смоленск: СГПИ, 1986.

  23. Слюсарева Н.А. Проблемы функциональной морфологии современного английского языка. М.: Наука, 1986.

  24. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002.

  25. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб.: Наука, 1991.

  26. Теория функциональной грамматики. Субъектность. Обектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определённость/неопределённость. СПб.: Наука, 1992.

  27. Уорф Б.Л. Лингвистика и логика // Новое в лингвистике. Вып. 1. М.: Изд-во иностр. лит-ры., 1960.

  28. Штелинг Д.А. Грамматическая семантика английского языка: Фактор человека в языке. М.: МГИМО: ТОО “ЧеРо”, 1996.

  29. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. М., 1974.

  30. Ярцева В.Н. Иерархия грамматических категорий и типологическая характеристика языков // Типология грамматических категорий (Мещаниновские чтения). М.: Наука, 1975.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Бондарко А.В. Теория морфологических категорий. Л.: Наука, 1976.

  2. Витгенштейн Л. Философские работы: (Пер. с нем./Сост., вступ. ст. и коммент. М.С. Козловой) М.: Гнозис, 1994. (Феноменология. Герменевтика. Философия языка). Ч.1.

  3. Гулыга Е.В., Шендельс Е.И. Грамматико-лексические поля. М.: Просвещение, 1969.

  4. Долинина И.Б. Семантически значимые категории английского глагола. Л.: Наука, 1989.

  5. Касевич В.Б., Храковский В.С. Конструкции с предикатными актантами: Проблемы семантики // Категории глагола и структура предложения. Л.: Наука, 1983.

  6. Кубрякова Е.С. О двоякой сущности языковых категорий и новых проблемах в их изучении // Общие проблемы строения и организации языковых категорий Грамматические, словообразовательные, лексические текстовые категории). Материалы науч. конф. (23-25 апреля). М., 1998.

  7. Никитин М.В. Курс лингвистической семантики. Учебное пособие к курсам языкознания, лексикологии и теоретической грамматики. СПб., 1996.

  8. Павлов В.М. Полевые структуры в строе языка. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

  9. Падучева Е.В. Глаголы действия: толкование и сочетаемость // Логический анализ языка. Модели действия. М., 1992.

  10. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении / Предисл. проф. А.Б. Шапиро. 7-е изд. М.: Учпедгиз, 1956.

  11. Почепцов Г.Г. Об обязательном и факультативном окружении // Вопросы языкознания. 1968. №. 1.

  12. Почепцов Г.Г. О принципах синтагматической классификации глаголов (на материале глагольной системы современного англйского языка) // НДВШ Филологические науки. 1969. № 3.

  13. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения (семиологическая грамматика). М.: Наука, 1981.

  14. Типология результативных конструкций: (Результатив, статив, пассив, перфект) / Отв. ред. В.П. Недялков. Л.: Наука, 1983.

  15. Филлмор Ч.Дж. Дело о падеже // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. Х.: Лингвистическая семантика. М.: Прогресс, 1981.

  16. Филлмор Ч.Дж. Дело о падеже открывается вновь // Новое в зарубежной лингвистике. Вып.Х.: Лингвистическая семантика. М.: Прогресс, 1981.

  17. Холодович А.А. Проблемы грамматической теории. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1971.

  18. Худяков А.А. К вопросу о соотношении семантических и понятийных категорий // Актуальные проблемы семасиологии: Межвуз. сб. науч. тр. Л.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1991.

  19. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. Л.: Наука, 1974.

  20. Chomsky N. Language and Mind. N. Y.: Harcourt, Brace & World, 1968.

  21. Givón T. English Grammar: a Functional-Based Introduction. Vol. 2.: Verbal Complements. Amsterdam: Benjamins Publishing Co., 1993.

  22. Halliday M.A.K. An Introduction to Functional Grammar. London: Arnold, 1985.

  23. Harder P. Functional Semantics: A Theory of Meaning, Structure and Tense in English. Berlin; N.Y.: Mouton de Gruyter, 1996.

  24. Jespersen O. Essentials of English Grammar. London: Longmans, 1933.

  25. Keenan E. Towards a universal definition of “subject” // Subject and Topic /Ed. by Ch. N. Li. N.Y.: Academic Press, 1976.

  26. Kenny A. Action, Emotion, and Will. L.: Clarendon Press, 1963.

  27. Kobrina N.A. Functional, or “ extraneous” categorization of words in a structure // Категориально-формальный и функционально-прагматичеcкий аспекты. СПб., 1993.

  28. Lakoff G. Categories: an essay in cognitive linguistics // Linguistics in the
    Morning Calm. Seol: Hanstein, 1983.

  29. Langaker R.W. Foundation of Cognitive Grammar. Vol.1.: Prerequisites Stanford, Calif: Stanford Univ. Press, 1987.

  30. Leech G., Svartvik J. A Communicative Grammar of English. Moscow: Prosveshcheniye, 1983.

  31. Longacre R.E. An Anatomy of Speech Notions. Lisse: Peter and Ridder, 1976.

  32. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A Grammar of Contemporary English. London: Longman, 1991.

  33. Subject and Topic / Ed. by Ch. N. Li. N.Y.: Academic Press, 1976.

  34. Vendler Z. Linguistics in Philosophy. Ithaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1967.

  35. Worf B.L. Language, Thought and Reality. Cambridge, MA. N.Y.: MIT press and J. Wiley, 1956.

  36. Wiezbicka A. Lingua Mentals: The Semantics of Natural Language. Sydney: Academic Press, 1980.

СПРАВОЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Лингвистический энциклопедический словарь/ Под. ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

  2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. 2-е изд. М., 1969.

  3. Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М., 1976.


1.9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

1.9.1. Перечень используемых технических средств:

1. Мультимедийный проектор

2. Компьютер.

1.9.2. Перечень используемых пособий


  1. Болдырев Н.Н. Категориальное значение глагола: Системный и функциональный аспект. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1994.

  2. Бондарко А. В. Функциональная грамматика. Л.: Наука, 1984.

  3. Есперсен О. Философия грамматики / Под ред. и с предисл. Б.А. Ильиша. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.

  4. Современная американская лингвистика: фундаментальные направления. М., 2002.

  5. Степанов Ю.С. Имена. Предикаты. Предложения (семиологическая грамматика). М.: Наука, 1981.

  6. Теория функциональной грамматики. Персональность. Залоговость. СПб.: Наука, 1991.

  7. Теория функциональной грамматики. Субъектность. Обектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность. СПб.: Наука, 1992.

  8. Щур Г.С. Теории поля в лингвистике. М., 1974.

  9. Givón T. English Grammar: a Functional-Based Introduction. Vol. 2: Verbal Complements. Amsterdam: Benjamins Publishing Co., 1993.

  10. Quirk R., Greenbaum S., Leech G., Svartvik J. A Grammar of Contemporary English. London: Longman, 1991.


1.9.3. Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения. Не предусмотрено
1.10. Примерные зачетные тестовые задания

Вариант 1

1. Лингвистическим функционализмом называется подход к языку, утверждающий, что:

а) фундаментальные свойства языка не могут быть описаны без апелляции к функциям языка;

б) универсальная грамматика (компетенция) является врожденной.

2. Функционализм и типология связаны следующим образом:

а) функционализм – принципиально типологически ориентированная лингвистика;

б) функционализм и типология не имеют точек соприкосновения.

3. Р.Д. Ван Валин относится к группе:

а) консервативных функционалистов;

б) умеренных функционалистов;

в) радикальных функционалистов.

4. Иконизм это:

а) непроизвольное, неслучайное соответствие между формой и функцией;

б) произвольное, случайное соответствие между формой и функцией.

5. Наиболее распространенный принцип в функциональных объяснениях – принцип:

а) иконизма;

б) экономии;

в) дискурсивной мотивации.

6. Согласно теории референциально-ролевой грамматики Р.Д.Ван Валина, первое членение клаузы соответствует следующей структуре:

а) центр-периферия;

б) ядро/аргументы предиката.

7. Согласно теории референциально-ролевой грамматики Р.Д.Ван Валина, функция операторов:

а) функционально-грамматическая модификация элементов определенного слоя;

б) семантическая модификация элементов определенного уровня.

8. В теории РРГ время, засвидетельствованность, иллокутивная сила относятся к операторам:

а) ядра клаузы;

б) центра клаузы;

в) клаузы в целом.

9. В теории РРГ топик высказывания соответствует информации:

а) входящей в прагматическую пресуппозицию говорящего;

б) добавляемой к пресуппозиции в данном высказывании.

10. В следующем предложении-высказывании «Как твоя сестра? – Она уехала» тип широкого фокуса описывается как:

а) сентенциальный;

б) предикатный.

11. В теории РРГ в понятие «макророли» входят:

а) предикат и объект;

б) субъект и предикат;

в) актор и претерпевающий.

12. Согласно теории РРГ и классификациям З. Вендлера и Д. Доути, простейшие классы глаголов:

а) состояния и достижения;

б) достижения и выполнения;

в) состоянии и деятельности.

13. Согласно теории РРГ, наиболее типичный Претерпевающий – это:

а) агенс;

б) тема;

в) пациенс.

14. Согласно теории РРГ:

а) в языке обязательно должны быть синтаксические отношения;

б) есть языки, где нет оснований постулировать синтаксические отношения.

15. Согласно теории РРГ, выбор оси синтаксической конструкции зависит от следующих факторов:

а) дискурсивно-прагматических (например, в английском языке);

б) семантических факторов (папуасский язык амеле);

в) от обеих групп факторов.

16. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, посессивное отношение в конструкции «дом мужчины» маркируется на:

а) главном элементе - обладаемом;

б) зависимом элементе - посессоре.

17. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, для Евразии характерно:

а) зависимостное маркирование;

б) вершинное маркирование.

18. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, географическая стабильность предполагает:

а) предопределение одной характеристики языка другой;

б) проявление одной и той же характеристики в неродственных языках определенного ареала;

в) общность одной и той ж характеристики для языков одной генетической группы.

19. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, семья как генетическая группа языков (например, индоевропейская семья) – генетическое единство глубиной более:

а) 5000 лет;

б) более 2500-4000 лет.

20. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, протяженная лингвогеографическая зона обычно представлена:

а) на ограниченной горами, океанами и т.д. местности и отличается высоким уровнем разнообразия языков;

б) на равнинах и характеризуется сравнительно малым генетическим разнообразием языков.

21. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, такая базовая морфосинтаксическая характеристика как морфологическая сложность:

а) характерна для языков Северной Америки;

б) характеризуется нормальным распределением по языкам мира.

22. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, вершинное маркирование коррелирует с:

а) меньшей морфологической сложностью;

б) большей морфологической сложностью.

23. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс,

Старый Свет представляет собой:

а) периферийный ареал языковой эволюции;

б) ядро языковой эволюции.

24. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс,

языковая эволюция:

а) аналогична биологической эволюции видов;

б) не похожа на биологическую эволюцию видов.

25. В исследованиях Дж. Байби понятие релевантности понимается как:

а) степень соответствия одной морфологической структуры другой;

б) степень изменения значения одной морфемы (прежде всего, корня) под воздействием значения другой морфемы (прежде всего, аффикса).

26. Согласно исследованиям Дж. Байби, супплетевизм возникает:

а) произвольно;

б) только в определенных точках грамматической системы.

27. Согласно исследованиям Дж. Байби, носители языка хранят в памяти в готовом виде, а не порождают в процессе речи:

а) элементы, представляющие собой совокупность наиболее релевантной информации;

б) элементы «словаря».

28. Согласно исследованиям Дж. Байби, грамматикализации подвергаются:

а) разнородные лексические элементы;

б) сходные лексические элементы.

29. Дискурс:

а) более широкое понятие, чем текст;

б) понятие, аналогичное по формату понятию «текст».

30. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, любая единица дискурса:

а) связана хотя бы с одной другой единицей данного дискурса посредством некоторой осмысленной связи;

б) связана с не менее чем двумя единицами данного дискурса посредством некоторой осмысленной связи.

31. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, следующие риторические отношения – уступка/обстоятельство/побудительная причина – относятся к:

а) симметричным;

б) ассиметричным.

32. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, в первой зоне, дающей определение риторическим отношениям, указываются:

а) ограничения, связанные с данным отношением (на ядро, сателлит, комбинацию ядра и сателлита);

б) эффект данного риторического отношения (для отношения «свидетельство» - убежденность адресата в информации, содержащейся в ядре, возрастает).

33. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, для одного и того же текста:

а) возможна альтернативная трактовка графа риторической структуры;

б) невозможна альтернативная трактовка графа риторической структуры.

34. Согласно концепции дискурсивно-ориентированного подхода к дискурсу
Т. Гивона, теоретическая идея подхода заключается в следующем:

а) языковая форма иконически кодирует содержание (чем больше ожидаем, предсказуем референт, тем меньше усилий требуется для его «обработки»);

б) предсказуемость референта («непрерывность топика») может быть количественно измерена.

35. Согласно концепции дискурсивно-ориентированного подхода к дискурсу


Т. Гивона, в когнитивной модели референциальной связности активация внимания понимается как:

а) проспективная операции, предназначенная для адаптации новой информации;

б) ретроспективная операция, предназначенная для нахождения референтов.

36. В работе У. Чейфа «Значение и структура языка» декларируется право исследователя:

а) опираться на интроспекцию как на законный источник информации о когнитивных процессах;

б) признавать только публично верифицируемые данные.

37. Современные дискурсивные исследования имеют преобладающую ориентацию на следующий тип дискурса:

а) внутренний монолог;

б) устный бытовой диалог;

в) письменный текст.

38. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, примером грамматической категории, в структуре которой заключено отношение неоппозитивного различия, может служить категория:

а) вида в русском языке;

б) категория падежа в английском языке;

в) категория падежа в русском языке.

39. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, функциональная грамматика, в отличие от формальной, строится на принципе:

а) «от средства к функции»;

б) «от функций к средствам»;

в) учитывает оба этих принципа.

40. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, в русском языке комплекс ФСП аспектуально-темпоральных отношений - аспектуальность, темпоральность, таксис – относится к группировке полей:

а) с предметным (субъектно-объектным ядром);

б) с акциональным (предикативным) ядром;

в) с квалитативно-квантитативным ядром.


Вариант 2

1. Отличие функционализма от формализма заключается в следующем:

а) языковые факты объясняются, но не языковыми функциями, а аксиомами;

б) языковые факты объясняются языковыми функциями.

2. Для функционализма не характерно следующее:

а) ориентированность на типологию;

б) эмпиризм;

в) использование количественных методов;

г) формулирование априорных аксиом;

д) междисциплинарность интересов.

3. П. Хоппер и У. Чейф относятся к группе:

а) консервативных функционалистов;

б) умеренных функционалистов;

в) радикальных функционалистов.

4. Принцип экономии в рамках функционализма гласит:

а) при прочих условиях выбираются более длинные и подробные формы;

б) при прочих условиях выбираются более короткие формы.

5. Произвольность грамматической структуры предполагает следующее объяснение:

а) через принцип конкурирующей мотивации;

б) через диахронический принцип.

6. Согласно теории референциально-ролевой грамматики Р.Д.Ван Валина, периферия клаузы включает следующие элементы:

а) предикат и его аргументы;

б) сирконстанты.

7. В РРГ одно и то же предложение:

а) может иметь разные проекции;

б) не может иметь разные проекции.

8. В теории РРГ вид относится к операторам:

а) ядра клаузы;

б) центра клаузы;

в) клаузы в целом.

9. В теории РРГ фокус высказывания соответствует информации:

а) входящей в прагматическую пресуппозицию говорящего;

б) добавляемой к пресуппозиции в данном высказывании.

10. В следующем предложении-высказывании «Как дела? – У меня заболела сестра» тип широкого фокуса описывается как:

а) сентенциальный;

б) предикатный.

11. Следующие глаголы относятся к классу выполнений, согласно теории РРГ и классификациям З. Вендлера и Д. Доути:

а) знать, иметь;

б) научить, дать;

в) узнать, получить.

12. Согласно теории РРГ, суть семантической роли «тема» заключается в следующем: это участник, который:

а) подвергается воздействию, но радикально не меняет своего состояния;

б) представляет собой инструмент или силу, которая осуществляет воздействие.

13. Согласно теории РРГ, если глагол имеет более 2-х аргументов (например, глагол послать), то один из аргументов:

а) всегда должен соответствовать макророли Актора или Претерпевающего;

б) не соответствует никакой макророли.

14. В теории РРГ ось синтаксической конструкции:

а) всегда совпадает семантическими ролями;

б) часто не совпадает семантическими ролями.

15. Согласно теории РРГ, следующий тип синтаксической оси носит более универсальный характер:

а) семантический;

б) прагматический.

16. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, склонность к вершинному либо зависимостному маркированию:

а) изменчивая, непостоянная характеристика языка;

б) исторически устойчивая характеристика языка.

17. Гораздо большее количество генетических семей языков в Америке, по сравнению с Евразией, объясняется в теории Дж. Николс следующими географическими факторами:

а) низкие широты, побережье и горы;

б) большое количество рек и равнин.

18. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, типологическая стабильность предполагает:

а) предопределение одной характеристики языка другой;

б) проявление одной и той же характеристики в неродственных языках

определенного ареала;

в) общность одной и той ж характеристики для языков одной генетической группы.

19. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, подсемья как генетическая группа языков (например, балтославянская группа) – генетическое единство глубиной более:

а) 5000 лет;

б) более 2500-4000 лет.

Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, замкнутая лингвогеографическая зона обычно представлена:

а) на ограниченной горами, океанами и т.д. местности и отличается высоким уровнем разнообразия языков;

б) на равнинах и характеризуется сравнительно малым генетическим разнообразием языков.

21. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, такая базовая морфосинтаксическая характеристика как базовый порядок слов (глагол в начале/середине/конце) имеет преобладающей тип:

а) глагол в середине;

б) глагол в конце;

в) глагол в начале.

22. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, начальное положение глагола коррелирует с:

а) зависимостным маркированием

б) вершинным маркированием.

23. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, процесс заселения Земли человеком начался:

а) 60-30 тыс. лет назад;

б) в конце ледникового периода;

в) 100-60 тыс. лет назад на африканской прародине.

24. Согласно теории вершинного/зависимостного маркирования Дж. Николс, в отличие от гипотезы Дж. Гринберга, все языки мира:

а) генетически сходны;

б) не являются генетически сходными.

25. Согласно исследованиям Дж. Байби, аспектуальные показатели:

а) сильнее меняют значения глагольного корня, чем показатели времени;

б) слабее меняют значения глагольного корня, чем показатели времени.

26. Согласно исследованиям Дж. Байби, менее релевантные и менее общие по природе значения:

а) имеют статус словообразовательных показателей;

б) становятся словоизменительными элементами;

в) получают лексическое выражение.

27. Согласно исследованиям Дж. Байби, наиболее употребительные словоформы носители языка хранят в памяти:

а) в расчлененном виде;

б) в готовом виде.

28. Согласно исследованиям Дж. Байби, процесс грамматикализации сопровождается:

а) семантической редукцией грамматического показателя;

б) фонологической редукцией грамматического показателя;

в) семантической и фонологической редукцией грамматического показателя.

29. Понятие «дискурс» включает:

а) процесс языковой деятельности;

б) результат языковой деятельности (текст);

в) оба вышеупомянутых понятия.

30. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, единицы дискурса, вступающие в риторические отношения, могут быть:

а) максимальными (непосредственные составляющие целого дискурса);

б) минимальные (отдельные клаузы);

в) обоих типов.

31. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, следующие риторические отношений – последовательность/противопоставление/конъюнкция – относятся к:

а) симметричным;

б) ассиметричным.

32. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, во второй зоне, дающей определение риторическим отношениям, указываются:

а) ограничения, связанные с данным отношением (на ядро, сателлит, комбинацию ядра и сателлита);

б) эффект данного риторического отношения (для отношения «свидетельство» - убежденность адресата в информации, содержащейся в ядре, возрастает).

33. Согласно теории риторической структуры У. Манна и С. Томпсон, многие сателлиты в риторических парах:

а) могут быть опущены при условии сохранения связности и презентабельности результирующего текста;

б) не могут быть опущены.

34. Согласно концепции дискурсивно-ориентированного подхода к дискурсу
Т. Гивона, методологическая идея подхода заключается в следующем:

а) языковая форма иконически кодирует содержание (чем больше ожидаем, предсказуем референт, тем меньше усилий требуется для его «обработки»);

б) предсказуемость референта («непрерывность топика») может быть количественно измерена.

35. Согласно концепции дискурсивно-ориентированного подхода к дискурсу


Т. Гивона, в когнитивной модели референциальной связности поиск в памяти понимается как:

а) проспективная операции, предназначенная для адаптации новой информации;

б) ретроспективная операция, предназначенная для нахождения референтов.

36. В работе У. Чейфа «Значение и структура языка» приоритетными для исследователя считаются:

а) искусственные данные;

б) естественные данные.

37. Современные дискурсивные исследования имеют преобладающую ориентацию на следующий тип дискурса:

а) внутренний монолог;

б) устный бытовой диалог;

в) письменный текст.

38. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, функциональная грамматика имеет непосредственное отношение к грамматике:

а) в широком смысле, базирующейся на основе не только грамматической, но и понятийной категориальности;

б) грамматики в узком смысле, строящейся на основе билатеральной грамматической категориальности.

39. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, ФСП (функционально-семантическое поле) формируется:

а) грамматическими средствами данного языка;

б) лексическими, лексико-грамматическими и словообразовательными элементами, относящимися к той же семантической зоне;

в) всеми вышеперечисленными компонентами.

40. Согласно теории функциональной грамматики А.В. Бондарко, в русском языке комплекс ФСП качественности, количественности, компаративности, посессивности – относится к группировке полей:

а) с предметным (субъектно-объектным ядром);

б) с акциональным (предикативным) ядром;

в) с квалитативно-квантитативным ядром.
1.11. Примерный перечень вопросов к зачету

Формы контроля

Текущий контроль осуществляется на лекционных занятиях в форме фронтального опроса студентов, а также в форме докладов и сообщений студентов для выступления на ежегодной научно-практической конференции и заседаниях СНО. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по дисциплине. Возможна замена процедуры сдачи зачета устно защитой реферата.


Требования к сдаче зачЕта по дисциплине

Успешная сдача зачета студентом предполагает посещение всех лекций по дисциплине, активное участие в работе курса с показом соответствующих знаний и навыков владения предметом, подготовку докладов, сообщений и рефератов по темам дисциплины для выступления на научно-практической конференции и заседаниях СНО и как первичная ступень подготовки материала для написания дипломных работ на 5 курсе.

В процессе зачета студент должен демонстрировать высокий уровень владения знаниями по предмету, свободно ориентироваться в научных направлениях и теориях, изложенных в процессе преподавания курса, владеть и оперировать необходимой терминологией при изложении ответа на билет.

Студент не получает зачет по дисциплине при несоблюдении вышеизложенных требований.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАММАТИКА»

  1. Понятие функции и функционального подхода к изучению языковых явлений. Специфика и аспекты функциональной грамматики. Функционализм и объяснение языковых явлений.

  2. Понятия поля и полевой структуры. Принципы построения функционально-семантического поля. Семантический инвариант ФСП. Компоненты и система функций ФСП. Типы ФСП и основания для их выделения.

  3. Основные направления морфосинтаксических исследований. Референциально-ролевая грамматика Р.Д. Ван Валина. Вершинное/зависимостное маркирование и его корреляты (теория Дж. Николс). Морфосинтаксические исследования в диахронии и синхронии (Дж. Байби).

  4. Предикат и его аргументы. Субъект и объект как синтактико-семантические категории. Прототипическая конструкция и условия ее построения. СПО-ситуации и их типы.

  5. Понятия глагольности, сказуемости и предикативности. Проблемы классификации глагольной лексики. Типы предикатов. Семантическая и грамматическая классификация предикатов.

  6. Особенности категоризации английского глагола. Функционально-семиологический подход к глагольной таксономии. Факторы функциональной категоризации английского глагола. Категориальные классы английского глагола и их характеристики.

  7. Дискурсивно-ориентированные исследования в рамках функционализма. Теория риторической структуры У. Манна и С. Томпсон. Дискурсивно-ориентированный подход к синтаксису (теория Т. Гивона). Понятия дискурса и сознания (теория У. Чейфа). Дискурсивные выборы как производные когнитивных состояний (Р. Томлин).

  8. Связь функционализма и других лингвистических течений. Функционализм и лингвистическая типология. Когнитивная лингвистика как часть функционализма. Психолингвистика и функционализм.


1.12. Комплект экзаменационных билетов (утвержденный зав. кафедрой до начала сессии). Не предусмотрено
1.13. Примерная тематика рефератов

  1. К истории развития понятия “категория” в философии и лингвистике;

  2. А. М. Пешковский и А. А. Шахматов о категориях субъекта и объекта.

  3. Типология предикатов в русском и английском языках.

  4. Субъектно-объектные отношения и маркировка валентностных категорий английского глагола (теория И.Б. Долининой).

  5. Приложения РРГ: употребление предлогов в английском языке.

  6. Теория проверки языковых типов Г.А. Климова.

  7. Теория «естественной фонологии».

  8. Основные направления диахронической типологии.

  9. Теории дискурса в современном языкознании.

  10. Когнитивная грамматика Т. Гивона.

Предусмотрена возможность замены одного из вопросов зачета рефератом студента по предложенной тематике.
1.14. Примерная тематика курсовых работ

  1. Функциональные значения английского притяжательного падежа.

  2. Принцип выделения категории объекта в английском и русском языках.

  3. Функциональные исследования дискурса.

  4. Валентностные категории английского глагола.

  5. Понятие функции в современном языкознании.


1.15. Примерная тематика квалификационных (дипломных) работ

  1. Глаголы партитивного отношения современного английского языка: системный и функциональный аспект.

  2. Особенности функциональной категоризации английских релятивных глаголов.

  3. Глаголы направленного движения: системный и функциональный аспекты категоризации.

  4. Функционально-грамматическое пространство английских ментальных глаголов.

  5. Видо-временные характеристики английского имени существительного.


1.16. Методика исследования

Парадигматико-синтагматический анализ.


1.17. Балльно-рейтинговая система

Посещение лекций

Итоговый тест

Написание реферата

Выступление на заседаниях СНО и конференциях

Итого

10 баллов

70-60 б – 5

59-49 б – 4

48-35 б – 3

менее 35 б – не аттестован



5 баллов

10 б

70 б и более- зачет


  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница