Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В 2 Социология досуга основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности



Скачать 342.47 Kb.
Дата01.05.2016
Размер342.47 Kb.
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

СД.В.2.2 Социология досуга
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ
071401 Социально-культурная деятельность

Утверждено на заседании кафедры

социальных наук

факультета истории и социальных наук

(протокол № 1 от 5 сентября 2012г.)

Зав. кафедрой ________ Л.И.Геращенко




РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.
1.1 Автор составитель программы:

В.П. Сапрыкин, кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.
1.2 Рецензенты:

Л.С. Вагинова, доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой культурологи МГГУ.

А.В.Руденко, кандидат педагогических наук, главный специалист областного Комитета по делам молодежи.
1.3 Пояснительная записка
В течение долгого времени социология досуга была социологической дисциплиной второго плана. Это объясняется спецификой видения досуга в социальном аспекте. Это можно объяснить результатами сложного социально-культурного процесса в нашем обществе. Социология досуга, наряду с другими прикладными сферами науки формируется именно сейчас и в скором времени станет одной из дисциплин, которая поможет разобраться в сложных переплетениях судеб человека и общества.

Целью дисциплины является формирование у студентов глубоких знаний о структуре, функциях досуга, формах и методах организации досуговой деятельности, о механизмах и специфике взаимодействия личности в условиях свободного времени и в процессе досуговых занятий.

Задачи курса заключаются в закреплении студентами знаний по теории и практике досуговой деятельности, изучении особенностей социальной мотивации индивидов по организации и нормализации собственной деятельности в условиях свободного времени.

В ходе изучения курса студент должен знать:

- основные понятия социологии досуга;

- структуру досуговой деятельности, его виды и формы;

- научные направления и дисциплины, в рамках которых изучается личность в процессе досуга.

Студент должен уметь анализировать социокультурные процессы, выявлять факторы, влияющие на выбор досуговых занятий индивидом.

Данный курс тесно связан с основными дисциплинами специализации «Социокультурные технологии», «Досуговедение», «Социология семьи» и другими.

При разработке данной программы курса были использованы различные учебники и учебные материалы, в частности, такие как:

Батыгин Г.С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для студентов гуманитарных вузов и аспирантов. –М.: Аспект-Пресс, 1995. – 285 с.

Ионин Л.Г. Социология культуры: Учебное пособие. – М., 1998. – 278 с.

Культурно-досуговая деятельность: Учебник/ под науч. ред. А.Д. Жаркова и В.М. Чижикова. – М., 1998. -460 с.

Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л., 1979.


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы, в часах


Вид итогового контроля


Труд

Всего ауд.

ЛК

ПР

ЛБ

Сам. работа

1

071401Социально-культурная деятельность

2

4

138

34

24

10

-

104

Зачет


1.6 Содержание дисциплины
1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени


п/п



Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа




Раздел 1.

6

4

2

12

1.

Социология досуга. Предмет, структура и функции.

1

1

-

3

2.

Досуг как социально-культурный феномен

1

1

-

3

3.

Коммуникация в сфере досуга

2

1

1

3

4.

Игра как творческое коммуникационное действие

2

1

1

3




Раздел 2.

6

2

4

12

5.

Социальные формы организации досуговой деятельности

2

1

1

3

6.

Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга

2

1

1

3

7.

Духовная культура личности и досуг

1

-

1

3

8.

Мультимедиа как социокультурный феномен

1

-

1

3




Всего:

12

6

6

24



1.6.2 Содержание разделов дисциплины



Раздел 1. Социология досуга. Предмет, структура и функции. Досуг как социальный феномен. Коммуникация в сфере досуга. Игра как творческое коммуникационное действие.
Раздел 2. Социальные формы организации досуговой деятельности. Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга. Духовная культура личности и досуг. Мультимедиа как социально-культурный феномен.

3 Темы для самостоятельного изучения

№ п/п


Наименование раздела дисциплины

Тема


Кол-во часов

Форма самостоятельной работы

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

1.

Социология досуга. Предмет, структура и функции.

Русские обряды и традиции. Их роль в становлении досуговых форм

3

реферат

защита

2.

Досуг как социально-культурный феномен

Культурные традиции русского общества в XVIII веке

3

реферат

защита

3.

Коммуникация в сфере досуга

Культурные традиции русского общества в XIX веке

3

реферат

защита

4.

Игра как творческое коммуникационное действие

Досуг в XX столетии

3

реферат

защита

5.

Социальные формы организации досуговой деятельности

Досуг и элитарная культура

3

реферат

защита

6.

Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга

Социальные общности в жизнедеятельности духовно-интеллектуальной элиты

3

реферат

защита

7.

Духовная культура личности и досуг

Мультимедийные технологии и современный досуг

3

реферат

защита

8.

Мультимедиа как социокультурный феномен

Социальные коммуникации в сфере досуга

2

реферат

защита



1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу
Практическое занятие № 1.

Тема: Коммуникация в сфере досуга.
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Досуг как сфера коммуникативных связей.

  2. Общение как приоритетная форма досуговой коммуникации.

  3. Общение как социально- психологическая и коммуникативная категория (А.В.Соколов).

  4. Культура общения в условиях досуга (М.С.Каган, В.Н.Сагановский, И.И.Серова)


Литература:

  1. Зеленова Е.В.Туризм как разновидность социальных технологий //СОТИС. – 2007. - №5. – С. 76-82.

  2. Социодинамика культуры. Вып.1,2. – М., 1992- 1993.


Практическое занятие № 2.

Тема: Игра как творческое коммуникационное действие.
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Игра на стадии археокультуры.

  2. Игра в эпоху палеокультуры.

  3. Игра в эпоху неокультуры.

  4. Игра в постнеокультуре.

  5. Творческо-коммуникативная миссия игры.

  6. Псевдоигра как нетворческое коммуникативное действие.


Литература:

  1. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1992-1993.

  2. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989.

  3. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер с нидерл./ Общ. Ред. и послесл. Г.М. Тавризян. – М., 1992. – 464 с.


Практическое занятие № 3.

Тема: Социальные формы организации досуговой деятельности
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Клубные традиции в российском обществе

  2. Салоны в культурной жизни русского общества

  3. Художественная самодеятельность и творческие объединения


Литература:

  1. Афанасьев. М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

  2. Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие. – СПб., 2003.- 96 с.

  3. Дуликов В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб пособие. – М.: МГУКИ, 2003.

  4. Новаторов В.Е. Маркетинговые технологии в деятельности организаций социально-культурной сферы //Культурология - культура - развитие: Материалы междунар. конф. – М.: НИИ культурологии, 2001. – С.132-134.

  5. Соколов Э.В. Культура и общество. – Л., 1979.

  6. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб.пособие. – М., МГУКИ, 2000. – 109 с.


Практическое занятие № 4.

Тема: Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга.
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Рекреативные модели досуга в зарубежной и отечественной науке.

  2. Самоорганизационные и самореализационные ресурсы личности.

  3. Духовный опыт и его роль в формировании личности (на примере духовно-интеллектуальной элиты российской культуры).


Литература:

  1. Афанасьев. М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

  2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. – 176 с.


Практическое занятие № 5.

Тема: Духовная культура личности и досуг.
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Духовный опыт как условие культурации человека

  2. Аксиологические аспекты духовности

  3. Духовная культура и элитарность


Литература:

  1. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1992-1993.

  2. Социальная идентификация личности. Вып.1,2. - М., 1993 – 1994.

  3. Жарков А.Д. Технологии культурно-досуговой деятельности: Учеб.пособие. – М.: МГУКИ, 1996.


Практическое занятие № 6.

Тема: Мультимедиа как социально-культурный феномен.
План занятия:

1. Подготовка аудитории

2. Установка аудио-, видеоаппаратуры

3. Определение цели и задач занятия

4. Обсуждение вопросов

5. Заключение, выводы


Вопросы для обсуждения:

  1. Концептуальная модель информационного пространства

  2. Медиатизация информационного пространства

  3. Мультимедиа и Интернет

  4. Виртуальность культуры: прошлое, настоящее, будущее


Литература:

  1. Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие. – СПб., 2003.- 96 с.

  2. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1992-1993.

  3. Ярошенко Н.Н. Социально-культурная анимация: Учеб.пособие. – М., МГУКИ, 2000. – 109 с.



1.8 Учебно-методическое обеспечение дисциплины
1.8.1 Рекомендуемая литература
Основная литература:

  1. Афанасьев. М.Н. Западные концепции художественного творчества. – М., 1990.

  2. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентом. М., 1989. – 176 с.

  3. Бутенко М.Э. Зарубежный опыт социально-культурного развития: Учебное пособие. – СПб., 2003.- 96 с.

  4. ГОСТ 7. 32-91. Отчет о научно-исследовательской работе. Общие требования и правила оформления.

  5. Иениш Е.В.Библиографический поиск в научной работе. – М., 1982. -248 с.

  6. Ионин Л.Г.Социология культуры: Учебное пособие. 2-е издание. – М., 1998. – 280 с.

  7. Никифоров А.Т., Семенов В.С. Метод наблюдения в социально-педагогических исследованиях. Учеб.пособие. – Л., 1987. – 86 с.

  8. Социальная идентификация личности. Вып.1,2. - М., 1993 – 1994.

  9. Социодинамика культуры. Вып.1,2. – М., 1992- 1993.

  10. Соколов Э.В. Культура и общество. – Л., 1979.

  11. Структура культуры и человек в современном обществе. - М., 1992-1993.

  12. Тайлор Э.Б. Первобытная культура – М., 1989.

  13. Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер с нидерл./ Общ. Ред. и послесл. Г.М. Тавризян. – М., 1992. – 464 с.

  14. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987. – 248 с.

  15. Франселла Ф., Баннистер Д Новый метод исследования личности. Руководство по репертуарным личностным методикам. Пер. с анг. – М., 1987. – 236 с.


Дополнительная литература:

  1. Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы. Исторические корни и развитие обычаев. – М., 1983.

  2. Кон И.С. В поисках себя. М., 1984.

  3. Рабочая книга социолога. 2-е изд. Перераб.и доп. – М., 1983. – 477 с.

  4. Соколов Э.В. Культура и общество. – Л., 1979.

  5. Соколов Э.В. Понятие, сущность и основные функции культуры. – Л., 1989.

  6. Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. – Новосибирск, 1995.

  7. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, личность. – М., 1991.


1.10 Примерные зачетные тестовые задания
Тест

Вариант №1


Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным


  1. Досуг – это…

а) бытовое время

б) физиологическое время

в) свободное время

г) часть свободного времени




  1. Отдых, не связанный с достижением каких-либо целей называется

а) активный отдых

б) пассивный отдых

в) курортный отдых

г) домашний отдых




  1. Процесс на досуге, ставящий целью реализовать способности и силы человека, оставшиеся невостребованными в ходе трудовой деятельности

а) самореализация

б) инициация

в) инкультурация

г) социализация




  1. Процесс, направленный на психическую реабилитацию и восстановление сил путем замены повседневного труда игровыми видами деятельности, требующими значительных умственных и физических усилий

а) самообразование

б) самосовершенствование

в) активный отдых

г) пассивные развлечения




  1. Традиционной формой активного отдыха являются

а) танцы

б) игра в карты

в) народные гулянья

г) просмотр телепрограмм




  1. Традиционным способом самообразования являются

а) просмотр телепередач

б) чтение

в) путешествия

г) компьютер




  1. Процесс, ставящий своей целью достижение физического идеала, силы, красоты, здоровья называется

а) самореализация

б) самообразование

в) самоидентификация

г) самосовершенствование




  1. Функцию внешкольной социализации и индивидуализации подростков выполняют следующие социально-культурные институты

а) детский дом

б) библиотека

в) приют

г) клубное учреждение




  1. Педагогический процесс в массовых библиотеках осуществляется по принципу

а) доступности

б) систематичности

в) добровольности

г) долженствования




  1. Клуб – это …

а) центр общения

б) место для неформальных встреч

в) место развлечений и отдыха

г) место для творческой деятельности




  1. Коммуникативная потребность личности и социума называется - …

а) практическая деятельность

б) общение

в) игра

г) традиция




  1. Культурное пространство подросткового сообщества, куда как в данность включен каждый подросток, называется …

а) подростковая субкультура

б) неформальное формирование

в) «тусовка»

г) контркультура




  1. Тип субкультуры, направленной на получение удовольствий и поиск развлечений

а) полуделинквентный

б) радикально-деструктивный

в) гедонистский

г) романтико-эскапистский




  1. Целесообразная и продуктивная социально-культурная деятельность независимых субъектов, осуществляемая в рамках добровольно принятых ими условных правил и обладающая этической и эстетической привлекательностью

а) творчество

б) путешествие

в) просмотр концерта (спектакля)

г) игра



  1. Часть свободного времени, используемая для общения в кругу семьи

а) пассивный отдых

б) семейный досуг

в) свободное времяпрепровождение

г) досуговое время


Ключи к тесту Вариант №1

  1. – г

  2. – б

  3. – а

  4. – в

  5. – а,в

  6. – б,в

  7. – г

  8. – б,г

  9. – а,г

  10. – б

  11. – а

  12. – а

  13. – в

  14. – г

  15. – б

Тест

Вариант №2


Внимательно прочтите вопросы и все ответы на него. Затем обведите кружком номер ответа, который является, по Вашему мнению, правильным


  1. 1.Какой древний философ считал, что игра является источником душевного равновесия, гармонии души и тела

а) Платон

б) Сенека

в) Аристотель

г) Плотин




  1. Кто из западных психологов явился автором метода «игротерапии»

а) Я.Морено

б) З Фрейд

в) Ж.Пиаже

г) Э.Эриксон




  1. Укажите, какое из понятий соответствует требованию культурной активности индивида

а) отдых

б) рекреация

в) реабилитация

г) досуг



  1. Пространством стихийной социализации является

а) школа

б) творческий коллектив

в) улица

г) дом



  1. 5. Швейцарский философ конца XIX в. К.Гросс рассматривал … как первичную форму приобщения человека к социуму

а) занятия спортом

б) учебу


в) освоение трудовых навыков

г) детскую игру




  1. 6.Верхней ступенью культурного развития личности является

а) социализация

б) индивидуализация

в) идентификация

г) инкультурация




  1. Человек массовой культуры является продуктом процесса

а) индивидуализации

б) демократизации

в) социализации

г) глобализации




  1. 8.Потребность в приобретении и накоплении знаний (умений, опыта), критическом пересмотре, обновлении, постоянной перестройке знания является

а) этическая

б) эстетическая

в) коммуникативная

г) познавательная




  1. Результатом педагогической запущенности считается

а) отклонения в поведении

б) отклонение в обучении

в) отклонения в мышлении

г) отклонения в восприятии




  1. Наиболее разнообразными социально-педагогическими возможностями обладает следующая форма семейного досуга

а) семейный поход

б) семейный клуб

в) семейный лекторий

г) семейный туризм




  1. Оптимальным методом работы с лидерами неформальных объединений является

а) нейтрализации

б) дискредитации

в) выдвижение «альтернативного» лидера

г) переориентации




  1. В работе с подростками педагог должен руководствоваться следующим подходом

а) поощрением инициатив подростков

б) отрицанием инициатив подростков

в) игнорированием инициатив подростков

г) собственным предложением инициативы




  1. Приобщение подростка к продуктивным, творческим формам деятельности возможно при условии

а) сильного эмоционального переживания

б) материального стимулирования

в) доступной и легкой формы

г) минимальной психологической нагрузке




  1. Стратегия современной социальной педагогики в отношении подростковой субкультуры должна заключаться

а) в реанимации старых форм

б) в непримиримом противостоянии

в) в создании параллельных, но контролируемых движений

г) в понимании и принятии как реальности




  1. Эффективным методом взаимодействия с явлениями подростковой субкультуры в условиях досуга является

а) введение запретов и ограничений

б) дезорганизация внутренней структуры и механизмов управления

в) переориентация

г) разобщение


Ключи к тесту вариант №2

  1. – в

  2. – а

  3. – г

  4. – в

  5. – г

  6. – б

  7. – в

  8. – г

  9. – а


1.11 Примерный перечень вопросов к экзамену


  1. Подходы к пониманию досуга в зарубежной науке.

  2. Подходы к пониманию досуга в отечественной науке.

  3. Досуг как предмет изучения.

  4. Досуг как социальный феномен.

  5. Аксеологические ресурсы досуга.

  6. Гносеологические ресурсы досуга.

  7. Структура досуга.

  8. Виды и формы досуговых занятий.

  9. Культурные традиции досуга в России XVIII века.

  10. Культурные традиции досуга в России XIX века.

  11. Культурно-исторические корни современных форм досуга.

  12. Досуг и средства социальной коммуникации.

  13. Телевидение и его роль в формировании культурных смыслов человека.

  14. Книга и его роль в формировании культурных смыслов человека.

  15. Интернет и его роль в формировании культурных смыслов человека.

  16. Мультимедиа и досуг.

  17. Общение в сфере досуга и его специфика.

  18. Коммуникативные ресурсы игры.

  19. Социально-культурные институты и их роль в организации досуговой деятельности.

  20. Культурные запросы населения и деятельность учреждений социально-культурного профиля.

1.13 Примерная тематика рефератов





  1. Русские обряды и традиции. Их роль в становлении досуговых форм

  2. Культурные традиции русского общества в XVIII веке

  3. Культурные традиции русского общества в XIX веке

  4. Досуг в XX столетии

  5. Досуг и элитарная культура

  6. Социальные общности в жизнедеятельности духовно-интеллектуальной элиты

  7. Мультимедийные технологии и современный досуг

  8. Социальные коммуникации в сфере досуга

  9. Организационный процесс в социально-культурной сфере

РАЗДЕЛ 2. Методические указания по изучению дисциплины (или ее разделов) и контрольные задания для студентов заочной формы обучения

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов1


  1. Написание реферата.

  2. Самостоятельная работа над текстом.

  3. Подготовка к семинарским занятиям.

1.

Сегодня одной из наиболее актуальных форм индивидуальной работы студента является реферат.



Реферат является обязательным видом контроля по курсу «Социология досуга». Реферат представляет собой исследование, связанное с разработкой социологических вопросов досуга.

«Реферат» — (от лат. «reffere» — докладывать, сообщать), согласно «Словарю иностранных слов» (М., 1979), представляет собой:



  1. доклад на определенную тему, включающий обзор соответствующих литературных и других источников;

  2. изложение содержания научной работы, книги.

Таким образом, в традиционном “латинском” смысле реферат — это творческий доклад или изложение содержания научной работы. Именно в этом смысле реферат как творческая форма индивидуальной работы студента широко используется во всех гуманитарных науках.

Можно выделить, по крайней мере, следующие типы рефератов:



I. «Реферат — научное исследование» (РНИ)

«Реферат — научное исследование» — наиболее распространенный тип студенческой реферативной работы. Форма и содержание данного типа реферата творчески излагают содержание той или иной темы научного культурологического исследования. Темы предлагаются программой курса и творчески модифицируются в совместной работе преподавателя и студента в зависимости от знаний, интересов, способностей и возможностей студента, его склонности к научному поиску.

Определив тему реферата, автор исследования должен ограничить его предмет. Творчески работающий студент может углубить или развить некоторые идеи разделяемой им точки зрения, существующей в науке, но может дать свою собственную оригинальную трактовку, исходя от противного, т.е. отрицая существующие позиции и предлагая свою интерпретацию проблемы.

Творческий характер подобного типа реферата не столько в самостоятельном гуманитарном научном поиске студента (что очень трудно для первокурсника), сколько в его творческом интересе, самостоятельном выборе темы, том ракурсе изложения иногда общеизвестных положений, который может найти только самостоятельно мыслящий человек.

Выбор темы должен быть объяснен автором. Важную роль в подобном типе реферата играет обзор литературы и его указатель в конце работы. По списку литературы, её новизне и объему можно всецело судить о знаниях, интересах и эрудиции автора, его желании серьезно осмыслить тему. Обзор литературы связывает автора с событиями сегодняшнего дня и позволяет ответить на вопрос — почему исследуется данная тема, что взволновало в ней автора, как он понимает актуальные проблемы сегодняшнего дня.

В «реферате — научном исследовании» обычно распространено широкое цитирование. В этом случае автор в конце страницы дает полное указание на цитируемую литературу. Если цитирование неправильно или небрежно оформлено, реферат вызывает большие сомнения в плане серьезности работы над ним.

Особым видом РНИ является так называемый «компенсаторный реферат». Это небольшая студенческая работа — отчёт по пропущенной или слабоизученной теме. В отличие от РНИ, объем которого составляет 15—20 страниц, реферат, компенсирующий незнание ранее изученного материала, может не носить творчески-поискового характера и иметь меньший объем. Оба типа реферата обычно оформляются либо в распечатанном машинописным текстом, либо в электронном варианте.
II. «Реферат-дискурс» (РД)

«Реферат-дискурс» является особой формой РНИ, предполагающей все основные требования, которые предъявляются к студенческой работе и описаны выше. Особенностью (РД) — «реферата-дискурса» является форма изложения материала, представляющая собой подбор цитат различных мыслителей и ученых по данной теме. Понятие «дискурс», введенное в середине нашего века французскими структуралистами, и обозначает в самом общем виде «речь, беседу». Студент как бы беседует с великими мыслителями по данной проблеме, составляя свою хрестоматию по исследуемой проблеме.

В процессе работы он знакомится с трудами специалистов теоретиков досуга и специалистов, работающих в области детской и подростковой педагогики. Для студента-первокурсника написание реферата-дискурса легче и полезнее постольку, поскольку он ещё не готов к серьезному научному поиску. Для него подобный «реферат-хрестоматия» — первый шаг в науке о культуре, за которым последуют более серьезные шаги через систему авторских комментариев, даваемых многими студентами в своих «рефератах–дискурсах».

Работы типа РД предполагают прочтение большого числа источников, что требует от студента хорошего знания литературы по целому ряду наук о культуре.



Структура реферата.

Как и всякое научное исследование, реферат должен иметь чёткую структуру. В ней должны присутствовать следующие компоненты: титульный лист, оглавление, введение, историческая и теоретическая (при необходимости и практическая) части, заключение, список использованных источников. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, её новизна(при необходимости научная и практическая значимость), выделяется цель, ставятся задачи, объект и предмет творческого исследования (при необходимости указывается гипотеза); рассматриваются основные литературные источники. В теоретической – рассматриваются основные понятия и эволюция взглядов на данную проблему. В практическом разделе реферата дается характеристика объекта изучения, раскрываются его особенности свойств, качеств, действий и пр. В заключении на основании поставленной цели и экспонированных задач приводятся основные выводы, к которым в результате написания реферата пришёл студент (при наличии – гипотезы, приводится подтверждение или опровержение последней). В списке использованных источников указываются источники, с которыми работал студент при написании реферата, они могут быть как литературные, так и интерактивные (электронные). Список использованных источников оформляется в соответствии с существующими библиографическими требованиями.



Критерии оценки реферата:

Оценка «отлично» выставляется за работу, в которой обоснована актуальность избранной темы. Полно и чётко представлены основные теоретические понятия. Соблюдена структура написания реферата. В теоретической части дан полноценный анализ философских, психологических, педагогических исследований по проблеме. В практической части точно и полно раскрыты аспекты, отражающие содержание в соответствии с поставленными задачами. В заключении сформулированы развернутые выводы. Работа грамотно оформлена и представлена к проверке в срок.

Оценка «хорошо» выставляется за работу, в которой во введении раскрыта актуальность темы. В теоретической части представлен круг основной литературы по теме. Во второй части дано описание социально-педагогической практики. В заключении сформулированы общие выводы. Работа тщательно оформлена. Все этапы работы выполнены в срок.

Оценка «удовлетворительно» выставляется за работу, в которой не проработана актуальность темы. Теоретический анализ дан описательно. Библиография ограничена. Практическая часть представлен схематично. В заключении сформулированы общие выводы. Оформление работы соответствует требованиям.


Основные требования к написанию реферата:

1.Реферат выполняется в текстовом редакторе Microsoft Word, формат листа А4.

2.Структура. Реферат (контрольная работа) должен иметь введение, основную часть (2-3 главы), заключение и список использованных источников (книги, журналы, газеты, интернет-публикации, электронные ресурсы и др.).

3.Страница. Нумерация выполняется со 2-ой страницы, внизу («от центра» или «справа»). Размер шрифта: основной – 14, сноски (внизу страницы в автоматическом режиме) – 12. Абзац (красная строка) – отступ – 1,25 см. Межстрочный интервал – полуторный.

4.Объём реферата – 1 печатный лист (40 тыс. знаков с пробелами).

2.

Одним из важнейших элементов освоения студентами курса является изучение учебной литературы. Речь идёт прежде всего об учебниках и учебных пособиях, а также монографиях и статьях в периодических изданиях, позволяющих углубить знания по соответствующим темам, получить навыки работы с научной литературой.



Учебная литература содержит всю необходимую информацию по данному курсу, а дополнительная литература включает значительный объем информации, позволяющий, значительно расширить кругозор студента, помочь увидеть, что досуговая деятельность представляет собой активно развивающуюся научную дисциплину, многие темы и проблемы которой органично связаны с содержанием смежных научных дисциплин и направлений: философии, истории, социологии, психологии, педагогики и т.д.

Поскольку количество лекционных часов по данному курсу невелико, студент должен особенно продуктивно использовать учебную литературу для более прочного усвоения той информации, которая дается в лекциях. В условиях, когда он может пользоваться различными учебниками и другими источниками, особое значение приобретает умение сопоставлять информацию из различных источников, способность воспринимать аргументацию тех и иных тезисов, теоретических постулатов, зависимость их обоснованности и доказательности от доступных на данный момент эмпирических данных. Поскольку помимо рекомендуемой литературы по курсу студенты широко используют Интернет-ресурсы, в том числе для самостоятельной работы, навыки критической рефлексии, осмысления соответствующей информации (нередко огромной по объему, но плохо систематизированной и структурированной, часто ненадежной) приобретают еще большее значение. Формированию этих навыков существенно способствует работа с литературными источниками.


3.

Одной из форм практических занятий являются семинарские занятия. Семинарские занятия играют важную роль в выработке у студентов навыков применения полученных знаний для решения практических задач совместно с преподавателем.

Семинарские занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности.

Они развивают научное мышление и речь, позволяют проверить знания студентов и выступают как средства оперативной обратной связи.

План семинарских занятий отвечает общим идеям и направленности лекционного курса и соотнесен с ним в последовательности тем.

Разнообразие семинарских занятий вытекает из собственно практической части. Это могут быть обсуждения рефератов, дискуссии, решение задач, доклады, тренировочные упражнения, наблюдения, эксперименты.

Само слово «семинар» происходит от латинского «seminarium» – рассадник и связано с функциями «посева» знаний, от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным суждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. Он представляет собой средство развития у студентов культуры научного мышления. Семинар предназначен для углубленного изучения дисциплины, овладения методологией научного познания. Главная цель семинарских занятий – обеспечить студентам возможность овладеть навыками и умениями использования теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли.

В высшей школе практикуется 3 типа семинаров:


  1. Семинар, имеющий основной целью углубленное изучение определенного систематического курса и тематически прочно связанный с ним.

  2. Семинар, предназначенный для основательной проработки отдельных наиболее важных и типичных в методологическом отношении тем курса или даже одной темы.

  3. Семинар исследовательского типа с тематикой по отдельным частным проблемам науки для углубленной их разработки.


Форма семинарских занятий:

    • развернутая беседа по заранее известному плану;

    • небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Метод докладов предполагает обмен мнениями, т. е. момент живой беседы. Семинар – это всегда непосредственный контакт преподавателя со студентами, установление доверительных отношений, продуктивное педагогическое общение.

В организации семинарских занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества. Согласно исследованиям совместной учебной деятельности процесс мышления и усвоения знаний более эффективен в том случае, если решение задачи осуществляется не индивидуально, а предполагает коллективные усилия. Поэтому семинарское занятие эффективно тогда, когда проводится как заранее подготовленное совместное обсуждение выдвинутых вопросов каждым участником семинара. Реализуются общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения у студентов. Такое проведение семинаров обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления студентов.

Каждый из участников семинара должен научиться точно выражать свои мысли в докладе или выступлении по вопросу, уметь доказывать свою точку зрения, аргументировано возражать, опровергать ошибочную позицию. Необходимым условием продуктивной работы являются личные знания, которые приобретаются студентами на лекциях и в самостоятельной работе.

Существует особая форма семинарских занятий, семинар-исследование, который, чаще всего, применяется при чтении спецкурса. В начале семинара по предложению преподавателя студенты образуют небольшие группы, 7-9 человек, которые получают список проблемных вопросов по теме занятия. В течение 0,5-0,8 часа студенты обмениваются мнениями, готовят выступление. Подгруппа выделяет докладчика. Остальные студенты подгруппы отвечают на вопросы, заданные преподавателем или студентами других подгрупп. В конце занятия преподаватель подводит итога и оценивает работу студентов.


Работа на семинарских занятиях включает в себя:

• выступление на семинарских занятиях;

• реферат (с защитой);

• рецензирование студентом реферата;

• тестирование;

• контрольные работы.

Подготовительная работа участников семинара заключается в: самостоятельном составлении библиографии (список литературы) к выбранной теме. Литература тщательно просматривается (чтение-просмотр), а затем выборочно читается и фиксируется (аннотация, выписка цитат, тезисы, конспект) все, что представляет интерес для темы. Собранный материал организуется: приводится в систему, определяется его главное содержание, логика движения мыслей (план), подбираются аргументы. В этой работе немалую роль играют индивидуальные особенности докладчика: его склад ума, умение формулировать мысль, умело использовать способы изложения, аргументировано отстаивать свою точку зрения и, конечно же, владеть устной речью.

Способам и приемам выступления с докладом на семинаре можно и нужно учиться. Например, лучше всего сделать сообщение не информационным, а проблемным: не просто в определенном порядке перечислять мысли (скорее всего – заимствованные), а воспроизвести перед слушателями сам процесс рождения мысли, поиск ее доказательств и определение причинно-следственных связей.

Доклад на семинаре, как правило, не должен быть длительным (от десяти до пятнадцати минут). Но он обязательно должен вызвать реакцию со стороны слушателей, заинтересовать их, - только в этом случае можно считать, что ваша цель достигнута.
1В подготовке методических указаний использованы источники:


  1. Папченко Е.В. Методические рекомендации по подготовке студентов к семинарскому занятию по курсу «Культурология». Для студентов всех специальностей. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. – 13с.

  2. Терещенко, Е.Ю. ЭУМК по Культурологии. – Мурманск, 2006.

РАЗДЕЛ 3. Содержательный компонент теоретического материала


Тема 1. Социология досуга. Предмет, структура и функции.

Понятие досуга и его сущности. Досуг как форма общения, познания, отдыха и удовольствия. Соотношение понятий «внерабочее время» и «свободное время». Критика методологии априоризма и эмпиризма в современных теориях рекреации и досуга. Системный подход в изучении индустрии досуга. Характеристика актуальных проблем индустрии досуга в современных условиях.


Тема 2. Досуг как социально-культурный феномен.

Культурно-исторические корни досуга. Проявления досуговых форм в традиционной народной культуре. Связь с религиозно-мифологической практикой. Формы досугового времяпрепровождения в сословной культуре России. Особенности досуговых занятий в петровскую, екатерининскую эпохи. Эволюция досуговых форм в XIX – XX вв. Досуг как сфера формирования своеобразных жизненных моделей людей.


Тема 3. Коммуникация в сфере досуга.

Досуг как сфера коммуникативных связей. Общение как приоритетная форма досуговой коммуникации. Общение как социально- психологическая и коммуникативная категория (А.В.Соколов). Культура общения в условиях досуга (М.С.Каган, В.Н.Сагановский, И.И.Серова и др).


Тема 4. Игра как творческое коммуникационное действие.

Сущность игры. Функции игры на стадии археокультуры. Смысловой код игровой деятельности. Игра в палеокультуре. Народная и элитарно-профессиональная культура - два направления развития игровой деятельности. Игровые виды занятий в неокультуре (газетно-журнальное и книжное дело, кино, театр, радиовещание, телевидение). Повышенный спрос на развлечения, зрелища и игры, их массовый характер. Становление индустрии досуга. Коммерческая массовая культура как признак новой культурной эпохи. Постнеокультура и мультимедийный рынок. Компьютерные игры, их роль в социализации и культурации современной молодежи.


Тема 5. Социальные формы организации досуговой деятельности.

Понятие досуга в отечественной культуре XVIII-XIX веков. Характеристика досуговых форм русского обществ. Трапеза как культурная и сословная традиция. Ассамблеи петровского времени. Российские собрания в отечественной культуре. Досуговые сообщества трактиров и кабаков. Клубные традиции в российском обществе. Кружки по интересам как культурные модели интеллектуальной жизни. Салоны в культурной жизни русского общества. Художественная самодеятельность и творческие объединения. Неформальные молодежные объединения.


Тема 6. Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга.

Человек и новые условия жизнедеятельности. Рекреация как насущная потребность современного человека. Рационализация досуга. Формирование досуговых интересов. Способы их удовлетворения. Организация социально-культурной сферы. Культурно-досуговые учреждения, их роль в организации досуговых потребностей и интересов людей.



РАЗДЕЛ 4. Словарь терминов (глоссарий)


Тема 1. Социология досуга. Предмет, структура и функции.

Бытовое время – домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей: покупки в магазинах, приготовление пищи, уборка помещений, уход за детьми

Физиологическое время – время, требующееся на естественно-физиологическую деятельность: сон, еда, движение, отдых

Свободное время – часть общего бюджета времени, свободная от выполнения профессиональных, гражданских, семейных, физиологических функций и иных непреложных дел, в которой личность выбирает вариант действий с учетом своих склонностей, материальных возможностей, физического состояния и уровня культуры
Тема 2. Досуг как социально-культурный феномен.

Досуг – это часть свободного времени, используемая для товарищеского общения, потребления ценностей духовной культуры, прогулок, развлечений и других форм нерегламентированной деятельности, обеспечивающей отдых и дальнейшее развитие личности

Досуговое поведение – последовательность автономных поступков в условиях досугового времени

Досуговая деятельность - целесообразно организованная последовательность операций в условиях досугового времени
Тема 3. Коммуникация в сфере досуга.

Пассивный отдых – отдых, не связанный с достижением каких-либо других целей, кроме восстановления физических сил и душевного равновесия

Пассивное развлечение – развлечения свойственные людям «массовой культуры», образующим массовые аудитории кинозрителей, спортивных болельщиков, читателей детективов, фантастики, игроков в лото, домино, карты и оказывающие благоприятное эмоциональное воздействие на людей, удовлетворяя их эстетические, иногда этические и другие духовные потребности

Активный отдых – отдых, нацеленный на психическую реабилитацию и восстановление сил путем замены повседневного труда игровыми видам деятельности, иногда требующих приложения умственных и физических сил

Самосовершенствование – процесс, ставящий цель достижение физического совершенства, красоты, здоровья или систематическое и целенаправленное освоение духовных ценностей классического культурного наследия и современных инноваций

Самообразование – необходимое средство социализации и индивидуализации современного человека

Самореализация на досуге – процесс, ставящий своей целью реализовать те способности и силы человека, которые остались невостребованными в ходе повседневной трудовой деятельности

Общение – коммуникативная потребность – одна из абсолютных потребностей личности и социума
Тема 4. Игра как творческое коммуникационное действие.

Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях

Игра – есть целесообразная и продуктивная социально-культурная деятельность независимых субъектов, осуществляемая в рамках добровольно принятых ими условных правил и обладающая этической и эстетической привлекательностью
Тема 5. Социальные формы организации досуговой деятельности.

Социальные нормы – правовые и моральные поведенческие стандарты и ожидания, регулирующие действия людей, общественную жизнь в соответствии с ценностями определенной культуры и укрепляющие стабильность и единство общества

Одаренность – опережение в умственном развитии, значительное по сравнению с возрастными нормами или исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных или других) подростков

Семейный досуг – часть свободного времени, используемая для общения в кругу семьи, совместного потребления ценностей духовной культуры или занятий спортом, прогулок и других форм нерегламентированной деятельности
Тема 6. Рекреативные и духовные потребности человека в сфере досуга.

Рекреация – комплекс восстановления психологических и физиологических сил человека для необходимого качества жизнедеятельности

Потребность – состояние недостатка в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; побудитель активности

Духовная потребность – состояние недостатка в освоении духовно-культурных ценностей, идей, теорий, представлений и пр.
Тема 7. Духовная культура личности и досуг

Жизненные планы – основные цели, идеи, мечты, ориентированные на выбор жизненного пути;

Жизненный стиль – это совокупность ценностных ориентаций, убеждений, интересов и соответствующих стереотипов жизненного поведения;

Жизненная стратегия – это социально, психологически и культурно обусловленная система долгосрочных жизненных перспектив человека, фиксирующая и определяющая совокупность его жизненных проявлений;

Зрелость социальная – объективно необходимый этап развития личности, характеризуемый самостоятельным положением человека

Социализация – процесс становления личности, усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной группе

Тема 8. Мультимедиа как социально-культурный феномен.

Мультимедийные технологии – комплекс современных компьютерных, аудиовизуальных и телекоммуникационных средств передачи информации

Цифровое вещание – телевидение последнего поколения с высоким качеством изображения

Аудиовизуальные технологии – способы передачи звуковой и визуальной информации
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:


Ф.И.О., ученая степень и звание преподавателя

Учебный год

Факультет

Специальность

Сапрыкин В.П., кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы

2011/2012


ХОТиД

071401 СКД































База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница