Учебно-методический комплекс дисциплины сд. В трудный подросток



Скачать 460.07 Kb.
страница1/3
Дата27.04.2016
Размер460.07 Kb.
  1   2   3
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

образования «Мурманский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ
СД.В.2.1.Трудный подросток

Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
040104 – Организация работы с молодежью

Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной

работы социально-гуманитарного факультета

(протокол № 1 от 12 сентября 2008 г.)

Зав. кафедрой _______________Рыбкин В.Р.




СТРУКТУРА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО

КОМПЛЕКСА ДИСЦИПЛИНЫ

«Трудный подросток»

РАЗДЕЛ I. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1.Автор-составитель программы:

Грашевская О.В., канд. ист.наук, доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы.


1.2.Рецензенты программы:

Котова Е.А., канд.пед.наук, доцент кафедры педагогики Мурманского областного института повышения квалификации работников образования и культуры

Тегалева Т.Д., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ.

1.3. Пояснительная записка
Курс по выбору «Трудный подросток» предназначен для студентов очной формы обучения V курса социально-гуманитарного факультета, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью».

Проблема трудных подростков всегда считалась одной из центральных психолого-педагогических проблем. Но за последние 12-15 лет в обществе произошли фундаментальные социальные сдвиги, что привело к чрезвычайному обострению внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, тяжело отразилось на подрастающем поколении, что проявляется в усилении среди молодежи нигилизма, демонстративного и вызывающего поведения в крайних формах.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей и др.

Необходимо отметить, что в педагогике и психологии до сих пор не выработано единого понятия «трудный подросток», как не выработано и единого подхода к диагностике и коррекции его поведения.

В связи с этим актуальным и востребованным направлением в профессионально-педагогической деятельности является подготовка педагогов и других специалистов, способных выбрать методы работы с трудным подростком и поддержать его в трудных жизненных ситуациях.

Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:

- раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации;

- сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков;

- показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

Курс «Трудный подросток», тесно связанный с проблемами социализации человека, основывается на целом ряде психолого-педагогических и специальных дисциплин (педагогика, социальная работа, социальная психология, право и др.

Студент должен знать:

- основные подходы к определению девиантного поведения;

- виды девиантного поведения;

- причины девиантного поведения в подростковой среде;

- принципы социально-педагогической профилактики;

- принципы социально-педагогической реабилитации подростков.


Студент должен уметь:

- определять в практической деятельности проявления и виды девиантного поведения подростков;

- применять принципы социально-педагогической профилактики;

- применять принципы социально-педагогической реабилитации подростков.


При составлении программы использовались:

1. Змановская Е.В.. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

2. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М., 2004.
1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы



Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Виды итогового контроля (форма отчетности)

Трудоем-кость

Всего ауд.

ЛК

ПР\

СМ


ЛБ

СР

1.

040104 — Организация работы с молодежью

5

10

62

24

14

10

-

38

зачет


1.6.Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах).



Примерное распределение учебного времени


Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

СР

Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

3

2

1




4

Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

3

2

1




4

Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

5

4

1




4

Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков.

2




2




6

Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений.

2




2




6

Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

5

4

1




4

Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками

3

2

1




4

Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

1




1




6

Итого:

24

14

10




38

1.6.2.Содержание разделов дисциплины



Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

Проблемы подрастающего поколения на современном этапе. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

Проблемы семьи в современном обществе.

Основные макросоциальные тенденции в социализации детей и подростков: увеличение количества социальных институтов и изменение значимости конкретных агентов социализации; повышение активности и избирательности самого ребенка; усложнение и изменение целей и методов социализации (И.С.Кон).


Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.
Социальные девиации и девиантное (отклоняющееся) поведение.

Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.

Проблема классификации видов отклоняющегося поведения. Основные подходы к проблеме классификации: социально-правовой, клинический, психологический, педагогический.

Отклоняющееся поведение и дезадаптация.

Психологические классификации видов отклоняющегося поведения (Ю.А.Клейберг, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).

Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Социальные факторы отклоняющегося поведения (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Мид, Ю.Клейберг). Влияние современных субкультур на девиантное поведение.

Биологические теории объяснения поведенческих девиаций (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, К.Лоренц, Г.Мендель и др.).

Критерии определения девиантного поведения: статистический, качественно-количественный, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический

Основные виды девиантного поведения: агрессивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное.



Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Понятия школьной, социальной дезадаптации. Признаки школьной и социальной дезадаптации.

Проблема трудных подростков как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Актуальность проблемы на современном этапе.

Понятия «трудный» и «трудновоспитуемый».

Причины появления девиантных подростков: связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; связанные с возрастными кризисами; причины социального и психологического характера.

Особенности темперамента и характера трудных подростков. Трудные школьники с акцентуацией темперамента и характера. Трудные подростки из неформальных групп. Подростки с делинквентным и противоправным поведением. Подростки с аддиктивным поведением.

Понятие «дети группы риска». Причины попадания детей в группу риска. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Проблема безнадзорности и беспризорности как характерный пример социальной дезадаптации.

Реакция подростков на современную социально-экономическую ситуацию в стране. Усиление негативных тенденций в среде несовершеннолетних под влиянием взрослого окружения, СМИ и др.

Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

Профилактика социальной дезадаптации подростков как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, и разработку мер по ее предупреждению.

Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.. Законодательные акты, закрепляющие права ребенка в России. Приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности (поддержка семьи, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, обеспечение воспитания, образования и развития детей, поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях).

Организация системы социально-педагогической поддержки для детей группы риска. Меры по предупреждению, предотвращению и пресечению девиаций.

Девиантное поведение подростков как фактор отрицательной социализации. Кризисные, дезадаптивные тенденции в подростковой среде и социализирующий потенциал общества.

Необходимость комплексного характера профилактики социальной дезадаптации среди детей и подростков.


Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками
Типичные трудности при общении и работе с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.

Необходимость определения социальных, педагогических и психологических причин деформации личности.

Создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними как основное содержание работы с трудными детьми и подростками.

Необходимые требования при оказании психолого-педагогической помощи трудным детям: возрастная целесообразность, дифференцированность и индивидуализация, вариативность работы, гуманный подход, учет региональных особенностей.

Правила оказания помощи детям в преодолении отклоняющегося от нормы поведения: позитивный настрой, доверительное взаимодействие, субъективность взаимодействия, причинность, последовательность во взаимоотношениях, позитивность взаимодействия, привлекательная альтернатива, разумный компромисс, гибкость, системность, превентивность.

Трудные подростки в различных институтах воспитания (семья, школа, спецшкола и др.).

Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.

Технологии работы с аддиктивными, делинквентными подростками. Технологии «уличной социальной работы».



1.6.3. Темы для самостоятельного изучения

Наименование раздела дисциплины. Тема

Форма самостоятельной

работы

Количество часов

Форма контроля выполнения самостоятельной работы

Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века - «Век ребенка»?


4


Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.

Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др.

3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения?

4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.



4

Обсуждение на практическом занятии.

Проверка конспектов.



Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

  1. Охарактеризуйте подростков с акцентуацией темперамента и характера.

  2. Перечислите основные формы делинквентного поведения подростков.

  3. Выпишите научные концепции, объясняющие природы агрессии и насилия. Выделите причины агрессивного поведения подростков. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?

  4. Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».

  5. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?

  6. Какие формы аддиктивного поведения подростков наиболее распространены в настоящее время? В чем отличие зависимости от вредной привычки.

  7. Негативные тенденции в развитии российского общества и суицидальное поведение детей и подростков.




4

Обсуждение на практическом занятии
Проверка конспектов.

Понятийный диктант.



Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков.

1. Дети и подростки в современном информационном обществе.

2. Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.

3. Сделайте выписки из Федерального закона от 24 июня 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.14 «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу.


6

Обсуждение на практическом занятии.

Проверка конспектов.



Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений.

1. Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?

2.Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации.

3. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.

4. Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области?




6

Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.

Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков

1. Выпишите формы и методы профилактики:

- проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков;

- зависимости подростков от психоактивных веществ;

- Интернет-зависимости у подростков;

- безнадзорности и беспризорности подростков.

2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних?

3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер?


4

Проверка конспектов

Обсуждение на практическом занятии.



Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками

  1. Выпишите основные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. (См. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 и др.).

2. Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками:

- социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей.

- социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).

- технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью.

- технологии работы с подростками с делинквентным поведением.


4


Проверка

конспектов

Представление и обсуждение на практическом занятии


Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

  1. Охарактеризуйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками.

  2. Выпишите существующие е региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.

6


Проверка конспектов

Итого:




38






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу

Семинар 1

Тема « Положение детей и подростков в современном обществе»
План


  1. Проблемы детства в современном мире. Основные макросоциальные тенденции в социализации детей.

  2. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

  3. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.

Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Век ребенка» - одно из множества различных определений XX века. Как вы это понимаете?

  2. Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

  3. Когда и в связи с чем появился термин «социализация»? В чем особенности социализации современных детей и подростков?

  4. В чем специфика социально-экономического положения детей и подростков в современном российском обществе?


Задания для самостоятельной работы

1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

2. На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности.

3. Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России.

4. Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати).
Литература

Основная


  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе. – М., 1999.

  2. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 2003.

  3. Хухлаева О.В. Психология подростка - М., 2004.


Дополнительная

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс. – 2003. - № 9. – С.61-72.

  2. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.

  3. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  4. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.


Семинар 2

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница