Учебно-методический комплекс дисциплины шифр дисциплины опд. В 2 основы научно методической деятельности в области бжд



страница1/10
Дата29.04.2016
Размер2.25 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(МГГУ)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

Шифр дисциплины

ОПД.В.4.2 ОСНОВЫ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЖД

Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА

Утверждено на заседании кафедры



БЖДиОМЗ

факультета ЕФКиБЖД

(протокол № 5 от 26 января 2011 г.)

Зав.кафедрой БЖДиОМЗ

_____________________Коган Г.В.



Раздел I. Программа учебной дисциплины.

1.1 Автор программы:

Коган Галина Валерьевна- канд. пед. наук, доцент кафедры БЖДиОМЗ МГГУ



1.2 Рецензенты:

Декан экономического факультета НОУ ВПО МГИ г. Мурманска Е.В. Анасенко

доктор пед. наук, профессор кафедры СПДиНО МГГУ Левитес Д.Г.;

1.3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа курса «ОСНОВЫ НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ БЖД» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и учебным планом Мурманского государственного гуманитарного университета.

В последние годы наступил новый период инновационного развития образования в нашей стране - период упорядочения, проверки на общественную востребованность, эффективность родившихся инновационных начинаний, их гармоничного сочетания друг с другом в образовательном пространстве территории. Это означает, что требования к обоснованности, корректности практической отдаче исследований становятся еще более высокими.

В целях усиления подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности, в образовательный процесс вузов включена учебная дисциплина ОПД. В. 5.2. «Основы научно-методической деятельности в области БЖД».

Освоение данной программы позволит студентам лучше осознать новые цели, задачи образования и воспитания, освоить прогрессивные технологии, гибкие организационные формы, найти способы органического сочетания педагогических и психологических методов исследования.

Цель данного курса состоит в том, чтобы привлечь внимание будущих специалистов к поиску путей использования психолого-педагогической науки для осмысления и совершенствования практической деятельности.

Настоящая программа ориентирована на решение следующих задач:



  1. Рассмотреть методологические проблемы подготовки, организации и проведения психолого-педагогического исследования в области безопасности жизнедеятельности, выявить и уточнить взаимосвязи психолого-педагогических явлений.

  2. Раскрыть сущность и значение различных исследовательских методов, особенности опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования.

  3. Обеспечить прочность знаний, умений, навыков в освоении теории и технологий исследовательской работы в области БЖД.

  4. Приобщить студентов к грамотному ведению научного психолого-педагогического исследования; к работе в образовательных учреждениях в режиме опытно-экспериментальной деятельности.

  5. Развивать потребность в профессионально - педагогическом самообразовании.

Содержание курса опирается на межпредметные связи в области педагогики, общей и экспериментальной психологии, истории педагогики и психологии, педагогической и психологической диагностики. Изучение его осуществляется в единстве лекционных и практических занятий с выполнением групповых, индивидуальных заданий и упражнений, проведением предусмотренных в аудиторное и внеаудиторное время микроисследований.

В результате изучения учебной дисциплины «Основы научно – методической деятельности в области БДЖ» студенты должны знать:



  • Основные категории развития научного знания, функции и уровни методологии, методологические принципы и парадигмы науки.

  • Уровни, структуру, этапы конструирования логики научного исследования, виды и типы научных психолого-педагогических исследований

  • Основные подходы к классификации методов научного психолого-педагогического исследования в отечественной науке, исследовательские возможности различных методов; психологические основы эксперимента.

Студенты должны быть готовы к выполнению курсовых и дипломных работ, а также к любой научно-исследовательской работе, используя те знания, которые ими были получены в ходе изучения курса.

Для этого они должны уметь:



  • осуществлять библиографическую подготовку будущего исследования, включающую построение литературного обзора, работу с каталогами, составление библиографии, оформление ссылок на литературу;

  • определять и формулировать цель, проблему, гипотезу исследования; обосновывать актуальность, новизну и доказательность научного исследования, выделять наиболее важные факторы, определяющие наблюдаемый феномен;

  • использовать валидные, надежные, репрезентативные методы и методики; формировать достаточную для анализа репрезентативную выборку; применять методы организации и проведения опытно-поисковой работы;

  • осуществлять количественный и качественный анализ, обобщение результатов исследования (группирование в таблицы), статистическую обработку полученных данных.


Структура дисциплины составляет 3 раздела:

Первый раздел «Общая характеристика психолого-педагогического исследования» ориентирует студентов на специфику научного психолого-педагогического знания, знакомит с методологией научного исследования в области БЖД. В программе рассматриваются уровни, этапы конструирования логики научного исследования и т.д.

Второй раздел «Характеристика методов психолого-педагогического исследования» направлен на изучение исследовательских возможностей различных методов в психологии и педагогике (наблюдение, эксперимент, тест, опросные методы, метод анализа продуктов детской деятельности, экспертной оценки, психосемантические и проективные методики).

Третий раздел «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования» позволяет студентам освоить методы организации, планирования психолого-педагогического исследования в условиях образовательного учреждения.

Итоговая аттестация - зачет по теоретическим вопросам и выполнению практических заданий.

В списке литературы студентам предложены работы, опубликованные в последние годы. Разработанные практические и лабораторные занятия позволяют организовывать самостоятельную работу студентов.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО

Дисциплина входит в перечень дисциплин по выбору и ее содержание не предусмотрено ГОС ВПО


1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы

№ п/п

Шифр

и наименование специальности



Курс

Се-

местр


Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

работа


1

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

5

10

18

10

10

10

-

8

ЗАЧЕТ

1.6 Содержание дисциплины




Наименование раздела, темы

Количество часов

Вариант 1

050104 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ТРУДА

Вариант 2


Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.

1

Раздел 1. «Общая характеристика психолого-педагогического исследования»




4







2
















2

Раздел 2. «Характеристика методов психолого-педагогического исследования»




2







2
















3

Раздел 3. «Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования»




4







4

























10







8

















1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени

1.6.2 Содержание разделов дисциплины.

п/п


Наименование раздела, темы

Всего

ауд.


ЛК

ПР/

СМ


ЛБ

Сам.

раб


1

Методология психолого-педагогического исследования в оласти БЖД

1

1










2

Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация в области БЖД

1

1










3

Метод и методика психолого-педагогического исследования

1

1







1

4

Метод наблюдения, его исследовательские возможности

1

1







1

5

Метод эксперимента, его исследовательские возможности

1

1







1

6

Общая характеристика метода опроса

1

1







1

7

Метод тестов, его сущность и значение

-

-







1

8

Психосемантические и проективные методики.

-

-







1

9

Метод экспертных оценок и метод анализа результатов деятельности

-

-







1

10

Виды учебно-исследовательской работы студентов

1

1







1

11

Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы в учреждениях образования

1

1










12

Этические принципы проведения исследования на человеке

1

1













Итого:

10

10







8

Содержание разделов дисциплины.



Наименование раздела, темы

1.

Раздел 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования в области БЖД

Тема 1.1. Методология психолого-педагогического исследования в области БЖД

Тема 1.2. Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация в области БЖД

Тема 1.3. Метод и методика психолого-педагогического исследования



2.

Раздел 2. Характеристика методов психолого-педагогического исследования

Тема 2.1. Метод наблюдения, его исследовательские возможности

Тема 2.2. Метод эксперимента, его исследовательские возможности.

Тема 2.3. Общая характеристика метода опроса

Тема 2.4. Метод тестов, его сущность и значение

Тема 2.5. Психосемантические и проективные методики

Тема 2.6. Метод экспертных оценок. Метод анализа продуктов деятельности.


3.

Раздел 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования

Тема 3.1. Виды учебно-исследовательской работы студентов

Тема 3.2. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

Тема 3.3. Этические принципы проведения исследования на человеке.



1.6.3 Темы для самостоятельного изучения



Наименование раздела. Тема.


Форма самостоятельной работы

Кол-во часов

Форма контроля выполнения см. работы

1

Раздел 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования в области БЖД

Тема 1.1. Методология психолого-педагогического исследования

Тема 1.2. Процесс психолого-педагогического исследования, его структура и организация

Тема 1.3. Метод и методика психолого-педагогического исследования



Изучение литературы; составление конспекта;

2

Проверка конспекта

2

Раздел 2. Характеристика методов психолого-педагогического исследования в области БЖД

Тема 2.1. Метод наблюдения, его исследовательские возможности

Тема 2.2. Метод эксперимента, его исследовательские возможности.

Тема 2.3. Общая характеристика метода опроса

Тема 2.4. Метод тестов, его сущность и значение

Тема 2.5. Психосемантические и проективные методики

Тема 2.6. Метод экспертных оценок. Метод анализа продуктов деятельности.


Изучение литературы; составление конспекта;

2

Проверка конспекта

3

Раздел 3. Организация опытно-экспериментальной и исследовательской работы студентов в учреждениях образования

Тема 3.1. Виды учебно-исследовательской работы студентов

Тема 3.2. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования.

Тема 3.3. Этические принципы проведения исследования на человеке.




Изучение литературы; составление конспекта; заполнение таблицы

4

Проверка конспекта, таблицы

1.7 Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

1.7.1 Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:

Лекционные занятия.

Раздел 1. Общая характеристика психолого-педагогического исследования

Тема 1.1. Методология психолого-педагогического исследования

Понятие науки. Функции науки. Категории развития научного знания (закон, теория, гипотеза). Связь науки с другими формами познания. Объект и предмет науки.

Понятие методологии, ее функции и уровни: философская, общенаучная и конкретно-научная методология, уровень методики и техники исследования (Э.Г. Юдин). Естественно-научная и гуманитарная парадигмы в науке.

Понятие методологического принципа психолого-педагогического исследования. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования: принцип детерминизма, принцип единства сознания и деятельности (С.Л. Рубинштейн), генетический принцип, принцип объективности, принцип научной обоснованности, принцип концептуального единства, принцип целостности и систематичности, принцип необходимости научных обобщений с учетом индивидуальных различий и личностных особенностей и др. Системный подход в педагогике и психологии.



Литература к теме 1.1.

    1. Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования. - Л.,1989.-с.12-42.

  1. Введение в психологию / Под общ. ред. А.В. Петровского. - М., 1995.,гл.2.1.-с.88-92.

  2. Ганзен В.А., Балин В.Д. Теория и методология психологического исследования:

практическое руководство. - СПб., 1991.-с.74-129

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. - М.,1997.-с.101-105

  2. Данилюк А.Е. Проблема эмпирического и теоретического в отечественной науке //

Педагогика. - 1997. - № 5.

  1. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. - М.,1997,гл. 1.-с.9-28

  2. 3агвязинский В.И., Закирова А.Ф. Идея, замысел и гипотеза педагогического исследова-

ния // Педагогика. -1997. - №2.

  1. 3агвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. -

М., 1995.-с.8-64

  1. 3агвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического

исследования. - М., 2001.-с.34-78

  1. Краевский В.В. Методология педагогического исследования: Пособие для педагога-

исследователя. - Самара, 1994.-с.12-34

  1. Ломов Б.Ф. Методологические проблемы психологического эксперимента // История ста-

новления и актуальные проблемы развития экспериментальной психологии в России. –

М., 1990.



  1. Общая психология: Учебник для вузов.- Глава 21. Методология экспериментальных

исследований личности.- Спб.,2003.-с.503-510.

  1. Петров Ю.А. Культура мышления. Методологические проблемы научно-педагогической

работы. –М.: МГУ, 1990.

  1. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии.-М., 1998.

  2. Сластенин В.А., Каширин В.П. Основы педагогики и психологии. – Часть 2. Педагогика.

Теоретико-методологические основы педагогики, Глава 11. Методология и методы

педагогических исследований - М., 2001.-с.146-156



  1. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1986.-с.18-34

  2. Хомская Е.Д. О методологических проблемах современной психологии // Вопросы

психологии. - 1997. - № 3.- С.112-133

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница