Учебно-методический комплекс дисциплины теория и методика обучения информатике



страница1/3
Дата29.04.2016
Размер0.8 Mb.
  1   2   3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мурманский государственный гуманитарный университет»


(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДИСЦИПЛИНЫ

Теория и методика обучения информатике


Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальностям
050202.65 Информатика (ОПД.Ф.15)

050202.65 Информатика с доп.спец. «Математика» (ОПД.Ф.4.1)

050202.65 Информатика с доп.спец. «Физика» (ОПД.Ф.15)

050201.65 Математика с доп. спец. «Информатика» (ОПД.Ф.15)



Утверждено на заседании кафедры

физики, информатики и ИТ

факультета физико-математического образования,
информатики и программирования

(протокол №11 от «24» апреля 2013 г.)


Зав. кафедрой физики, информатики и ИТ
___________________Н.Ю.Королева


РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины

    1. Автор программы: Королева Наталья Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры информатики и ОТД




    1. Рецензенты: Рыжова Н.И. – доктор пед. наук, профессор

Карпенко А.В. – канд. пед. наук, доцент, директор НОУДО «Центр Интернет-образования»


    1. Пояснительная записка:

Целью курса является подготовка студента к работе учителем информатики в общеобразовательной школе. Программа предназ­начена дать теоретическую и практическую подготовки учителей в области теории и методики обучения информатике.

Задачи курса - сформировать у студента целостное представ­ление об основных этапах становления современной методики преподавания информатики и ее структуре, об основных катего­риях, понятиях и методах, о роли и месте методики преподава­ния информатики в профессиональной подготовке учителя ин­форматики, сформировать готовность будущего учителя инфор­матики к эффективному преподаванию базового курса информатики в основ­ной школе и курсов информатики на старшей ступени.

Основными видами изучения теории и методики обучения информатике выступают лекционные и семинарские занятия, а так же лабораторные работы. При проведении семинаров используются такие активные методы обучения, такие как, как мозговой штурм, дискуссии, орга­низуемые на основе обсуждения заранее подготовленных тео­ретических сообщений студентов, а так же иные приемы активиза­ции учебной работы, применяемые при выработке умений применять общетеорети­ческие знания для изучения предметного материала: ролевая игра, коллоквиум, самостоятельные проекты и др. Изучение вопросов частной методики происходит в разделах, соответствующих трем этапам изучения непрерывного школьного курса информатики: про­педевтический курс, базовый курс, профильное обучение.



Требования к уровню освоения содержания дисциплины. В результате изучения курса студенты

должны знать:

  • пути развития личности школьника в процессе изуче­ния информатики;

  • основные концепции обучения информатике программы и учебники, разработанные на их основе;

  • содержательные и методические аспекты преподавания школьной информатики на разных уровнях

  • содержание работы учителя по организации, планированию и обеспечению уроков информатики;

  • функции, виды контроля и оценки результатов обуче­ния, уметь разрабатывать и использовать средства провер­ки, объективно оценивать знания и умения школьников;

должны уметь:

  • использовать средства обучения и оценивать их методическую эффективность и целесообразность,

  • уметь организовывать занятия по информатике для учащих­ся различных возрастных групп.




    1. Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления) 050202 Информатика


ОПД.Ф.04 Теория и методика обучения информатике (332 часа)

Информатика как наука и учебный предмет в школе. Методическая система обучения информатике в школе, общая характеристика ее основных компонентов. Цели и задачи обучения информатике в школе. Педагогические функции курса информатики. Структура обучения информатике в средней общеобразовательной школе. Стандарт школьного образования по информатике. Содержание школьного образования в области информатики. Пропедевтика основ информатики в начальной школе. Базовый курс школьной информатики. Дифференцированное обучение информатике на старшей ступени школы. Предпрофильная подготовка. Элективные курсы. Организация проверки и оценки результатов обучения информатике. Организация обучения информатике в школе. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологий в реализации информационно-деятельностного подхода в обучении информатике и активизации познавательной деятельности учащихся.



Аудиовизуальные технологии обучения информатике.

Интерактивные технологии обучения. Дидактические принципы построения аудио, видео- и компьютерных учебных пособий. Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения. Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.



Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе. Основные понятия и определения предметной области - информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся. Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения. Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.




    1. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):

п/п


Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудо-емкость

Всего ауд.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.




1

050202.65

Информатика

4,5

7,8,9,10

332

160

26

34

20

80


7,9 сем – зач;

8,10 - экз






Аудиовизуальные технологии обучения информатике

8

100

10

10

30

50

зачет





Использование современных ИКТ в учебном процессе

10

72

8

8

20

36

зачет


2

050201.65

Математика, Информатика

4,5

7,8,9


80

60

20

28

12

20


8 сем – зач;

9 сем - экз



3

050202.65 Информатика, Физика

4
5


7

8

9



10

110

20

20

20



20

8

6

6



6

12

10

6



6

-

4

8



8

8

10

6



6

Зачет

-

Экзамен, курсовая



Зачет













110

80

26

34

20

30




4

050202.65 Информатика, Математика

4
5


7

8

9



10

112

20

20

20

20

8

6

6



6

12

10

6



6

-

4

8



8

8

8

8

8

-

Зачет


Курсовая работа

Экзамен














112

80

26

34

20

32







    1. Содержание дисциплины:


1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:



п/п




Наименование раздела

Количество часов

Информатика/Информатика, Физика (Математика)

Математика, Информатика


Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

Всего

ауд.

ЛК

ПР/

СМ

ЛБ

Сам.

раб.

1

Общая методика

40

14

22

4

40/10(10)

30

14

22

4

10

2

Частная методика

40

12

12

16

40/20(22)

30

6

6

8

10




ВСЕГО

80

26

34

20

80/30(32)

60

20

28

12

20

3

Аудиовизуальные технологии обучения информатике

50

10

10

30

50


-

-

-

-

-

4

Использование современных ин-формационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

36

8

8

20

36


-

-

-

-

-




ВСЕГО

166

44

52

70

166

60

20

28

12

20


1.6.2. Содержание разделов дисциплины.

Общая методика

Методика преподавания информатики как наука: ее цели, задачи, место в будущей подготовке будущего учителя информатики. Информатика как наука и учебный предмет в школе. Становление и перспективы развития школьного курса информатики. Цели, задачи и содержание обучения информатике в школе. Компьютерная грамотность и информационная культура. Стандартизация школьного образования в области информатики.

Методическая система обучения информатике и ИТ в средней школе. Учебно-методическое и программное обеспечение курса. Основные подходы к разработке учебных программ. Примерные учебные программы обучения информатике и ИТ в школе. Учебная и методическая литература по школьному курсу информатики. Программная поддержка базового курса информатики: базовый и прикладной комплекты ПО, принципы отбора ПО и требования программным средствам учебного назначения.

Обучение информатике и ИТ на различных этапах обучения в школе. Концепция непрерывного обучения информатике. Пропедевтический курс информатики и ИТ для младших школьников. Цели и задачи пропедевтического курса информатики, его общее содержание. Авторские курсы и программно-методические комплексы.

Общее содержание курса информатики и ИТ в основной школе. Цели, задачи, содержание. Анализ различных учебников и учебных пособий по курсу информатики ИТ в основной школе, их авторские концепции и специфические особенности.

Профильное обучение информатике в старшей школе. Профилизация старшей школы. Принципы разработки и возможности реализации профильных и элективных курсов информатики.

Формы организации учебных и внеклассных занятий по информатике. Традиционные формы обучения, специфика проведения занятий при обучении школьников информационным технологиям. Внеклассные формы работы по информатике. Контроль и оценка знаний и умений учащихся по информатике и ИКТ.

Оборудование и организация работы школьного кабинета ВТ: размещение и оснащение рабочих мест учащихся, гигиенические рекомендации к работе в кабинете информатики, требования к помещениям с ПЭВМ. Организация работы КВТ: назначение КВТ, заведующий и его обязанности, лаборант. Охрана здоровья школьников при использовании компьютеров: санитарно-гигиенические нормы и правила.



Частная методика

Научно-методические основы обучения школьников работе со средствами ИКТ. Задачи, структура и содержание учебного материала, основные виды программных средств. Методика обучения учащихся технологии обработки текстовой информации. Методика обучения учащихся технологии обработки графической информации. Методика обучения учащихся технологии обработки числовой информации. Методика обучения учащихся технологии поиска, хранения и обработки информации в СУБД. Знакомство школьников с мультимедиа и гипермедиа-технологиями.

Элементы теории информации в школьном курсе информатики. Методика изложения учебного материала по вопросам, связанным с информацией, информационными процессами и их сущности в системах различной природы. Содержание и методика изучения способов представления информации, понятия о языке как средстве представления информации. Формирование представлений о кодировании информации. Различные подходы к определению количества информации. Формирование представления о системах счисления, используемых в ПК. Основные понятия и операции формальной логики, основные логические элементы компьютера.

Научно-методические основы изучения аппаратных средств ИКТ. Формирование у учащихся представлений о функциональной организации ПК, принципах работы, его основных и периферийных устройствах. Изучение основных компонентов и команд операционной системы.

Научно-методические основы обучения школьников основам компьютерного моделирования. Методика формирования представления о моделях и формализации: формализация, основные типы моделей, информационные модели и их исследование. Знакомство школьников с основными понятиями системного анализа: система, связь, структура, среда и др. Знакомство с этапами компьютерного моделирования и его инструментарием.

Научно-методические основы обучения учащихся основам алгоритмизации и программирования. Анализ структуры и методика изложения раздела «Алгоритмы»: понятие, способы описания, основные алгоритмические конструкции и способы разработки алгоритмов.

Методика изучения языков программирования: обзор и выбор языков программирования для обучения школьников, их связь с учебным алгоритмическим языком. Методика изучения темы «Основные этапы решения задач на ЭВМ».

Методические особенности изучения учащимися компьютерных коммуникаций и ресурсов всемирной информационной сети. Знакомство школьников с аппаратным и программным обеспечением компьютерных коммуникаций, видами сетей, современными информационными ресурсами и службами.



Аудиовизуальные технологии обучения информатике

Интерактивные технологии обучения.

Дидактические принципы построения аудио, видео- и компьютерных учебных пособий.

Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения.

Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов.

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе.

Основные понятия и определения предметной области - информатизация образования. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании. Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении.

Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

Методы анализа и экспертизы для электронных программно-методических и технологических средств учебного назначения.

Методические аспекты использования информационных и коммуникационных технологии в школе.


1.6.3. Темы для самостоятельного изучения.



Раздел

Тема

Кол-во

Часов


Форма

сам. работы

Форма контроля сам. работы










ИНФ, ИФ, ИМ

МИ

ФИ










1

Общая методика

Методическая система обучения информатике и ИТ в школе.

8(2)

2




Самостоятельное изучение методических трудов, анализ учебной литературы, источников из периодической печати.

Рефераты.



Выступления на семинарских занятиях.

Защита рефератов.



2

Пропедевтика основ информатики в начальной школе.

10(4)

2




3

Профилизация старшей школы. Обучение информатике и ИТ в старших классах.

12(2)

2




4

Организация учебной и внеклассной работы по информатике и ИТ. Контроль и оценка знаний учащихся.

12(2)

2




5

Оборудование и организация работы школьного кабинета информатики.

8(2)

2




Изучение норма-тивных документов по технике безо-пасности работы, санитарно-гигие-нических норм и правил.

Эссе

6

Частная методика

Научно-методические основы изложения тем «Информация и информационные процессы» и «Представление информации».

8(4)

2




Анализ изложения учебного материала в различных учебных и методи-ческих пособиях. Разработка конспекта урока.

Выступление на семинарских занятиях, проверка конспектов уроков.

7

Научно-методические основы обучения школьников работе со средствами НИТ и использованию мульти-медийных технологий.

8(4)

2




Разработка фрагментов практических занятий для учащихся.

Проверка подготовленных разработок для учащихся.

8

Научно-методические основы обучения школьников основам компьютерного моделирования.

8(4)

2




Подбор задач для моделирования в различных средах, разработка информационных моделей. Разработка конспектов уроков.

Проверка отобранных задач, их решений, конспектов уроков.

Эссе


9

Научно-методические основы обучения учащихся основам алгоритмизации и программирования.

8(4)

2




Разработка конспектов уроков, решение нестандартных задач.

Выступление на семинарском занятии.

Эссе


10

Методические особенности изучения учащимися компьютерных коммуникаций и информационных ресурсов всемирной сети.

8(4)

2




Разработка фраг-ментов прак-тических занятий для учащихся.

Поиск в Интернет методических сай-тов и материалов, участие в педаго-гических форумах.



Проверка подготовленных разработок для учащихся и конспектов уроков.

Выступление на семинарском занятии.



11

Аудиовизуальные технологии обучения информатике


Типология учебных аудио-, видео- и компьютерных пособий и методика их применения.

25(-/-)

-




Изучение и подбор различных ресурсов и разработка конспектов уроков с их применением

Выступление на семинарском занятии.

Проверка конспектов



Банк аудио-, видео- и компьютерных учебных материалов

25(-/-)

-




Поиск учебных материалов на образовательных сайтах. Составление собственного банка ресурсов.

Предоставление преподавателю отчета . Демонстрация ресурсов из коллекции.

12

Использование ИКТ в учебном процессе


Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

25(-/-)

-




Разработка фрагментов уроков с применением интерактивной доски.

Выступление на занятии.

Проверка разработок уроков.



Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся.

25(-/-)

-




Разработка системы тестовых заданий по отдельным темам школьной информатики.

Демонстрация на семинарском занятии разработанной системы мониторинга достижений учащихся







ВСЕГО

80 (30/32)

20













    1. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

Модульное построение курса «Теория и методика обучения информатике»



7 семестр

МОДУЛЬ 1

МОДУЛЬ 2

8 семестр

МОДУЛЬ 3

МОДУЛЬ 4

9 семестр

МОДУЛЬ 5

10 семестр

МОДУЛЬ 6

7 семестр

Модуль 1

Информатика как наука и учебный предмет

Цели: 1. Изучить значение информатики как науки и учебного предмета в развитии человека.

2. Познакомиться со структурой и содержанием государственного стандарта общего образования (ГСОО), понять его роль и назначение.

Результат: уметь

  • ориентироваться в развитии современной информатики;

  • понимать цели и задачи школьного курса информатики и ИКТ;

  • анализировать содержание реального курса «Информатика и ИКТ» в школе на основе ГСОО.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

1. Теория и методика обучения информатике как раздел педагогической науки, ее предмет, цели, задачи.

2. Школьный курс информатики: становление, современное содержание и структура.

3. Государственный стандарт общего образования и его назначение.

II. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров.

1.1 Информатика как наука и учебный предмет в школе

1.2 Стандарт по информатике и информационным технологиям (ИТ). Учебный предмет “Информатики и ИКТ”.

III. Выполните тестовое задание.

Семинарское занятие 1.1.

«Информатика как наука и учебный предмет в школе».

Цель: Изучить роль и значение информатики как науки и учебного предмета.

Задание: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:


  1. Информатика как область человеческой деятельности и как наука.

  2. Информатика как учебный предмет в школе. Этапы становления школьного курса информатики и перспективы его развития.

  3. Цели и задачи курса информатики в школе на современном этапе.

  4. Теория и методика обучения информатике: ее предмет, цели задачи. Место курса в подготовке будущих учителей информатики.

Семинарское занятие 1.2.

Стандарт по информатике и информационным технологиям (ИТ).

Учебный предмет «Информатика и ИКТ»

Цель: Изучить вопросы стандартизации школьного образования. Рассмотреть стандарт по информатике и информационным технологиям, его структуру, содержание.

Задание: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:

  1. Стандартизация школьного образования: исторические предпосылки, проблемы разработки и цели внедрения.

  2. Назначение и роль государственного стандарта общего образования (ГСОО) в реализации программы модернизации российского образования.

  3. Структура документа и его основное содержание.

  4. Федеральный, региональный и школьный компоненты ГСОО.

  5. Специфика ГСОО (2004 г.) и его отличие от проекта ГСОО (1996 г.).

Модуль 2

Школьный курс информатики

Цели: 1. Изучить цели и задачи школьного курса информатики.

2. Рассмотреть особенности и содержание обучения информатике и ИКТ на различных ступенях обучения.

Результат: уметь

  • ориентироваться в школьном курсе информатики, понимать его цели и задачи.

  • грамотно строить содержание учебного предмета «Информатика и ИКТ» на различных ступенях обучения.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

1. Цели и задачи школьного курса информатики.

2. Пропедевтический курс информатики в школе.

3. Обучение информатике и ИКТ в старшей школе.

II. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров.

2.1 Содержание обучения информатике и ИКТ на различных ступенях обучения.

2.2 Профилизация старшей школы.

2.3 Пропедевтика изучения основ информатики и ИКТ.



III. Выполните тестовое задание.

Семинарское занятие 2.1.

Содержание обучения информатике и ИКТ на различных ступенях обучения.

Цель: Изучить вопросы содержания обучения информатике и ИКТ на различных ступенях обучения. Рассмотреть авторские концепции школьного курса информатики.

Задание: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:

  1. Цели обучения информатике и ИКТ в основной школе.

  2. Содержание обучения информатике и ИКТ в основной школе.

  3. Авторские концепции школьного курса информатики (Гейн А.И., Кушниренко А.Г., Макарова Н.В., Семакин И.Г., Угринович Н.Д., Бешенков С.А., Горячев А.В.).

Семинарское занятие 2.2.

Профилизация старшей школы.

Цель: Изучить вопросы профилизации старшей школы особенности построения курса информатики в профильной школе.

Задание: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:

  1. Профилизация старшей школы.

  2. Преподавание информатики и ИКТ на старшей ступени школьного образования.

  3. Профильные курсы как средство дифференциации обучения информатике на старшей ступени школы.

Семинарское занятие 2.3.

Пропедевтика изучения основ информатики и ИКТ.

Цель: Изучить вопросы пропедевтики изучения основ информатики и ИКТ.

Задание: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:

  1. Целесообразность и негативные последствия обучения младших школьников работе на ПК.

  2. Возможность реализации пропедевтического курса информатики в школе: Формы организации обучения, виды курсов.

  3. Варианты содержания пропедевтического обучения информатике: учебно-методическое и программное обеспечение различных курсов.

  4. Компьютерная поддержка предметов начальной школы. Использование игровых программ..

  5. Обучение младших школьников работе с программным обеспечением ПК.

8 семестр

Модуль 3

Методическая система обучения информатике и ИКТ в школе

Цели: 1. Изучить учебно-методическое обеспечение курса «Информатика и ИКТ».

2. Рассмотреть вопросы организации работы школьного кабинета информатики.



Результат: уметь

  • ориентироваться в учебно-методическом обеспечении курса школьной информатики.

  • грамотно организовывать работу школьного кабинета информатики.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

  1. Учебно-методическое и программное обеспечение школьного курса информатики.

  2. Кабинет информатики в школе.

II. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров.

3.1 Методическая система обучения информатике и ИКТ в школе.



3.2 Оборудование и организация работы школьного кабинета информатики.

III. Выполните тестовое задание.

Семинарское занятие 3.1.

Методическая система обучения информатике и ИКТ в школе.

Цель: Изучить учебно-методическое обеспечение курса «Информатика и ИКТ».

Задания: На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников и школьных учебников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

Вопросы:

  1. Учебно-методическое обеспечение курса «Информатика и ИКТ».

  2. Авторские концепции школьного курса информатики (Гейн А.И., Кушниренко А.Г., Макарова Н.В., Семакин И.Г., Угринович Н.Д., Бешенков С.А., Горячев А.В.).

  3. Программное обеспечение школьного курса информатики. Критерии выбора языка для обучения школьников основам программирования.

Семинарское занятие 3.2.

Организация работы школьного кабинета информатики.

Цель: Рассмотреть вопросы организации работы школьного кабинета информатики.

Задания:

  1. На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

  2. Предложить методику организации и проведения работы по ознакомлению учащихся с правилами техники безопасности и поведения в компьютерном классе.

Вопросы:

  1. Организация работы КВТ: назначение КВТ, заведующий и его обязанности, лаборант,

  2. Оборудование кабинета ВТ: размещение и оснащение рабочих мест учащихся, гигиенические рекомендации к работе в кабинете информатики, требования к помещениям с ПЭВМ.

  3. Охрана здоровья школьников при использовании компьютеров: требования к правильной посадке учащихся при работе на ПЭВМ, к организации режима работы на ПЭВМ или ВДТ, охрана зрения.

  4. Вопросы оплаты труда учителей информатики: должностные обязанности, аттестация учителей, доплаты.

Модуль 4

Организация учебных занятий по информатике

Цель: Изучить роль и значение организационных форм учебной работы по информатике; способы проверки и критерии оценки ЗУН учащихся в рамках предмета «Информатика и ИКТ»

Результат: уметь

  • целесообразно выбирать организационную форму учебной и внеклассной работы по информатике;

  • грамотно строить урок и рационально использовать время каждого этапа урока;

  • правильно подходить к проверке и оценке ЗУН учащихся, исходя из специфики предмета.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

Организационные формы учебной и внеклассной работы по информатике.

II. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров:

4.1 Формы организации учебных и внеклассных занятий по информатике.

4.2 Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по информатике.

III. Выполните лабораторные работы, предварительно осуществив письменную подготовку к ним:

4.1 Обзор и анализ программных средств обучения информатике.

4.2 Разработка набора тестовых заданий для промежуточного контроля знаний по одной из тем школьного курса.

IV. Выполните тестовое задание.

Семинарское занятие 4.1

Формы организации учебных и внеклассных занятий по информатике.

Цель: Изучить основные формы организации учебных и внеклассных занятий по информатике.

Задания:


  1. На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

  2. Сделать подборку заданий по информатике на основе ИКТ и разработать план проведения внеклассного мероприятия.

Вопросы:

  1. Виды и формы организации учебных занятий и их особенности при обучении информатике.

  2. Нелинейные технологии обучения на уроках информатики: реализация деятельностного подхода в обучении информатике на примере подходов: модульного, проектного, проблемного.

  3. Формы организации внеклассной работы по информатике в школе на различных ступенях обучения. Методика организации и проведения олимпиад по информатике и программированию на различных уровнях.

  4. Компьютерные игры: достоинства и негативные последствия их использования в обучении.

Семинарское занятие 4.2

Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся по информатике и ИКТ.

Цель: научиться грамотно подходить к оценке ЗУН учащихся, исходя из специфики предмета информатики.

Задание:

    1. На основе лекционного материала и предлагаемой ниже подборки литературы из периодических источников письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

    2. Решить и сдать в письменном виде один из вариантов ЕГЭ по информатике.

Вопросы:

  1. Проблемы контроля и оценивания знаний, умений и навыков школьников по информатике.

  2. Формы контроля: текущий, остаточных знаний, итоговый (ЕГЭ).

  3. Виды тестовых заданий: достоинства и недостатки.

  4. Основные этапы разработки тестов.

9 семестр

Модуль 5

Методические аспекты обучения учащихся работе со средствами ИКТ

Цели: 1. Изучить методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования.

2. Рассмотреть основные методические аспекты обучения учащихся обработке различных видов информации.



Результат: уметь

  • ориентироваться в методических подходах к изложению учебного материала в школьных учебниках по разделу «Алгоритмизация и программирование»;

  • грамотно излагать основные вопросы алгоритмизации и программирования;

  • грамотно организовывать обучение учащихся использованию средств ИКТ для обработки различных видов информации.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

  1. Методические аспекты обучения учащихся работе со средствами ИКТ.

II. Выполните лабораторные работы, осуществив письменную подготовку к ним:

5.1 Методика обучения школьников работе в среде операционных систем.

5.2 Методика обучения учащихся обработке графической информации.

5.3 Методика обучения учащихся обработке текстовой информации.

5.4 Методика обучения учащихся обработке числовой информации.

III. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров.

5.1 Методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования (часть 1).



5.2 Методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования (часть 2).

IV. Выполните тестовое задание.

Лабораторная работа № 5.1

Методика обучения школьников работе в среде операционных систем.

Задания:

  1. Проанализировать и выписать в тетрадь логику изложения учебного материала по рассматриваемой теме в школьных учебниках и учебных пособиях (Макарова Н.В., Угринович Н.Д).

  2. Продумать и письменно подготовить в тетради систему заданий для создания методической разработки проведения практического занятия по работе с файлами и папками в любой операционной среде.

Лабораторная работа № 5.2

Методика обучения учащихся обработке графической информации.

Задания:

  1. Проанализировать письменно изложение учебного материала, посвященного изучению обработки графической информации, в учебниках и учебных пособиях (2-3 авторов).

  2. Продумать и зарисовать в тетради графическое изображение для создания методической разработки проведения практического занятия в среде любого графического редактора.

Лабораторная работа № 5.3

Методика обучения учащихся обработке текстовой информации

Задания:

  1. Проанализировать и выписать логику изложения учебного материала, посвященного изучению обработки текстовой информации, в учебниках и учебных пособиях (2-3 авторов).

  2. На основе анализа выбрать одну тему для создания методической разработки проведения практического занятия в среде любого текстового процессора, продумать и письменно подготовить в тетради систему заданий.

Лабораторная работа № 5.4

Методика обучения учащихся обработке числовой информации

Задания:

  1. Проанализировать письменно изложение учебного материала по обучению учащихся работе с ЭТ в школьных учебниках и учебных пособиях (2-3 авторов).

  2. Подобрать задачу и письменно в тетради оформить ее решение в виде таблицы.

  3. На основе лекционного материала продумать систему заданий по реализации таблицы описанной в тетради задачи в среде электронных таблиц для создания методической разработки проведения практического занятия.

Семинар 5.1 (Часть 1)

Методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования.

Цель: рассмотреть методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования

Задания:

  1. На основе предлагаемой подборки литературы письменно подготовить ответы на вопросы для обсуждения.

  2. На основе письменного анализа изложения учебного материала в школьных учебниках (Макаровой Н.В., Кушниренко А.Г., Гейна А.Г., Семакина И.Г., Угриновича Н.Д.) определить различие в методических подходах авторов к его изложению.

Вопросы:

    1. Содержание учебного материала «Основы алгоритмизации и программирования».

    2. Функции изучения языка программирования в школе. Критерии выбора языка программирования для обучения школьников.

    3. Различные методические подходы к изложению учебного материала в школьных учебниках по разделу «Алгоритмизация и программирование»

Семинар 5.2 (Часть 2)

Методические основы обучения школьников основам алгоритмизации и программирования.

Цель: научиться применять теоретические сведения по вопросам методических основ обучения школьников основам алгоритмизации и программирования для написания конспекта урока.

Задания: Разработать конспект урока (и выступление по нему) на одну из предложенных ниже тем:

1. Понятие системы и языка программирования

2. Понятия алгоритм, исполнитель, система команд исполнителя

3. Типы переменных в алгоритмах и программах.

4. Алгоритмы следования и их реализация в языках программирования.

5. Ветвления в алгоритмах и программах в языках программирования.

6. Циклы с параметром в алгоритмах и программах.

7. Циклы с предусловием в алгоритмах и программах.

8. Циклы с постусловием в алгоритмах и программах.

9. Ввод одномерных массивов в алгоритмах и программах.

10. Понятие обработки одномерных массивов.

11. Ввод двумерных массивов в алгоритмах и программах.

12. Понятие обработки двумерных массивов.

13. Обработка символьных переменных в алгоритмах и программах.

14. Графические возможности языков программирования.

Модуль 6

Моделирование в школьном курсе информатики

Цель: Изучить методические основы изучения линии «Формализация и моделирование» в рамках школьного курса информатики.

Результат: уметь

  • выстраивать логико-структурную модель изложения учебного материала линии «Формализация и моделирование»;

  • грамотно излагать основные вопросы технологии компьютерного моделирования;

  • целесообразно подходить к выбору методик и средств ИТ для решения задач по компьютерному моделированию.

План освоения модуля:

  1. Изучите теоретический материал:

Моделирование в школьном курсе информатики

II. Выполните письменную подготовку и примите участие в работе семинаров.

6.1 Методические подходы к раскрытию темы «Моделирование» в учебной литературе.

6.2 Моделирование в курсе школьной информатики.

6.3 Основные понятия раздела «Моделирование» в школьном курсе информатики.



III. Выполните лабораторные работы, предварительно осуществив письменную подготовку к ним:

6.1 Методика решения задач по моделированию в электронных таблицах.

6.2 Технологическая цепочка решения задач на компьютере.

6.3 Методика решения задач по моделированию на языке программирования.



IV. Выполните тестовое задание

Лабораторная работа 6.1

Методика решения задач по моделированию в электронных таблицах.

Задания:

  1. Из учебной или методической литературы выписать три задачи для компьютерного моделирования в электронных таблицах для решения:

- в базовом курсе средней школы;

- в базовом курсе старшей школы;

- в профильном курсе старшей школы.


  1. В тетради написать решение данных задач на основе этапов, предлагаемых в учебниках Макаровой Н.В. или Угриновича Н.Д.

  2. Разработать табличные модели решения задач, способы тестирования и компьютерные эксперименты исследования разработанных моделей.

В ходе лабораторной работы:

    • протестировать построенные модели;

    • проверить корректность постановки заданий для компьютерного эксперимента по исследованию моделей;

    • описать этапы тестирования и компьютерного эксперимента в виде фрагмента разработки для организации практической деятельности учащихся на уроке.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница