Учебно-методический комплекс дисциплины учебно-методический комплекс



страница1/10
Дата29.04.2016
Размер2 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Р.2, ОПД.Ф.04, ОПД.Ф.03, ОПД.Ф.2, ОПД.Ф.1.2, ОПД.Ф.02, ОПД.Р.1, ОПД.Ф.3



ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальностям

050301.65 «Русский язык и литература»

«050720 – Физическая культура»

«050104 – Безопасность жизнедеятельности»

«050201.00-Математика-физика»

«050403-Культурология с доп. специальностями «Музыкальное образование» и «СКД»

«050602-Изобразительное искусство со специализацией

«Живопись и живописная композиция»

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика»

«050502-Технология и предпринимательство»

«050717 -Специальная дошкольная педагогика и психология» со специализацией

«Семейная коррекционная педагогика»

«050716 — Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

«050714-Олигофренопедагогика»

«050715-Логопедия»

«050102-Биология» с доп. специальностью «География»

«050103-География»

«050401-История»

«05030-Иностранный язык»

«050203.00-Физика»
Утверждено на заседании кафедры

психологии

Психолого-педагогического института

(протокол № от 20 г)

Зав. кафедрой

______________И.А. Синкевич



РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.


    1. Автор программы: И.А. Синкевич, М.Ю. Двоеглазова, А.Н. Краснова


1.2 Рецензенты:

Е.М.Зубрицкая, кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, проректор по научной работе Мурманского гуманитарного института (МГИ)

О.Н. Недосека, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии МГПУ


    1. Пояснительная записка

«Экспериментальная психология» является методологической дисциплиной, определяющей реализацию естественнонаучного подхода в современной психологии. Этот курс занимает центральное место в профессиональной подготовке педагогов, соединяя теоретические дисциплины общепсихологического блока («Общая психология», «Психология развития и возрастная психология», «Психология личности», «Социальная психология» и др.) и практическую подготовку студентов (педагогическую практику, психодиагностическую практику, курсовые, дипломные и другие самостоятельные исследовательские работы студентов).

Целью данного курса является: знакомство студентов с основами психологического эксперимента; овладение умениями понимать типичные экспериментальные работы, судить о достоверности описанных результатов и самостоятельно проводить экспериментальные психологические исследования.

Для реализации обозначенных целей в процессе преподавания необходимо решение следующих задач:



  1. Сформировать представления о многообразии и особенностях экспериментов в психологии.

  2. Рассмотреть основы планирования эксперимента и оценки статистических гипотез.

  3. Овладеть навыками протоколирования экспериментальной деятельности.

  4. Освоить навыки контроля за внешней и внутренней валидностью экспериментов.

  5. Вооружить студентов методами экспериментальной психологии.

Студент должен знать:

  • особенности психологического экспериментального исследования;

  • основные характеристики экспериментального психологического исследования;

  • основные виды экспериментов;

  • экспериментальные и не экспериментальные планы;

  • особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии.

Студент должен уметь:

  • выявлять взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования.

  • формулировать проблему, гипотезы, цель и задачи экспериментального исследования;

  • проводить лонгитюдные и сравнительные экспериментальные исследования;

  • проверять валидность психологического эксперимента;

  • планировать эксперимент и предвидеть факторы, нарушающие внутреннюю и внешнюю валидность;

  • применять метод эксперимента в социально-психологических исследованиях.

Теоретический курс по экспериментальной психологии, нацеленный на знакомство с основными методами психологического исследования, подкреплен адекватной структурой и заданиями соответствующего типа.

Методологический контекст рассматривается в качестве приложения к программе «Экспериментальная психология» и дает представление о теоретических основах обучения исследовательским методам.



Основное содержание программы по курсу «Экспериментальная психология» отвечает всем требованиям государственного образовательного стандарта к современным программам педагогических вузов по всем специальностям.
1.4 Извлечение из ГОС ВПО
Экспериментальная психология. Предмет экспериментальной психологии. Научное исследование: принципы, структура, виды, этапы, направления, типы. Валидность. Научная проблема. Гипотезы: виды, типы, содержание. Общенаучные исследовательские методы. Психологический эксперимент. Психологическое измерение. Психологическое тестирование. Тестовые нормы. Результаты исследования: интерпретация, представление. Этические принципы проведения исследований человека.

1.5 Объем дисциплины и виды учебной работы


№п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр


Виды учебной работы в часах




Трудоёмкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам. работа




1.

«050303 - Русский язык и литература»

3

5

30

16

10

6




14

Зачет

2.

«050720 – Физическая культура»

1




30

20

10

10




10

Зачет

3.

«050104 – Безопасность жизнедеятельности»

1




30

20

10

10




10

Зачет

4.

«050201.00 -Математика-физика»

1

2

40

20

10

10




20

Зачет

5.

«050403-Культуроло­гия с доп. спе­циальностями «Музыкаль­ное образование» и «СКД»

1

2

52

20

12

8




32

Зачет

6.

«050602-Изобразительное искусство со специа­лизацией

«Живопись и живописная композиция»



2

3

46

20

14

6




26

Зачет

7.

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

1

2

40

20

10

10




20

Зачет

8.

«050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика»

2

3

52

36

20

16




16

Экзамен

9.

«050502-Технология и предпринимательство»

5

9

40

20

10

10




20

Зачет

10.

«050717 -Специальная дошкольная педагогика и психология» со специализацией

«Семейная коррекционная педагогика»



1

1

24

12

6

6




12

Зачет

11

«050716 — Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»


1

1

24

12

6

6




12

Зачет

12

«050714-Олигофренопедагогика»

1

1

24

12

6

6




12

Зачет

13

«050715-Логопедия»

1

1

24

12

6

6




12

Зачет

14

«050103-География»

1

2

40

20

16

4




20

Зачет

15

«050401-История»

1

2

80

20

10

10




60

Зачет

16

«05030-Иностранный язык»

1

2

40

20

16

4




20

Зачет

17

«050203.00-Физика»

1

2

40

20

10

10




20

Зачет

1.6Содержание дисциплины.

1.6.1 Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени




п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

«050104 – Безопасность жизнедеятельности», «050720 – Физическая культура»

«050502-Технология и предпринимательство», «050203.00-Физика»

«050401-История»

всего

ауд.


лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


всего

лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


1. Введение в экспериментальную психологию

4

2

2




2

4

2

2




15

1.1.

Предмет и задачи экспериментальной психологии































1.2.

Теоретическое и эмпирическое значение психологии































1.3.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования































1.4.

Классификация методов психологического исследования































1.5.

Методы организации психологического экспериментального исследования































1.6.

Метод измерения































2. Особенности психологического экспериментального исследования

8

4

4




2

8

4

4




15

2.1.

Специфика психологического экспериментального исследования































2.2.

Социально-психологические аспекты эксперимента































2.3.

Основные характеристики экспериментального психологического исследования































2.4.

Структура психологического экспериментального исследования































2.5.

Основные виды экспериментов































2.6.

Планирование эксперимента. Доэкспериментальные планы.































2.7.

Истинные экспериментальные планы в психологическом исследовании































2.8.

Избранные квазиэкспериментальные планы в психологическом исследовании































2.9.

Корреляционные планы в психологическом исследовании































3. Планирование и организация психологического экспериментального исследования

4

2

2




4

4

2

2




15

3.1.

Этапы психологического экспериментального исследования































3.2.

Основные требования к организации психологического эксперимента































3.3.

Методы обработки экспериментальных данных































3.4.

Интерпретация и представление результатов психологического экспериментального исследования































4. Особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии

4

2

2




2

4

2

2




15

4.1.

Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности































4.2.

Применение метода эксперимента в психолого-педагогических исследованиях































4.3.

Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры логической памяти































4.4.

Частные методы в психологическом исследовании































4.5.

Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации


































всего

20

10

10




10

20

10

10




60


п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

«050303 - Русский язык и литература», «050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Информатика»

«050201.00 -Математика-физика», «050708-Педагогика и методика начального образования» с дополнительной специальностью «Иностранный язык»

всего

ауд.


лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


всего

лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


1. Введение в экспериментальную психологию

6/8

4

2/4




6/4

4

2

2




4

1.1.

Предмет и задачи экспериментальной психологии































1.2.

Теоретическое и эмпирическое значение психологии































1.3.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования































1.4.

Классификация методов психологического исследования































1.5.

Методы организации психологического экспериментального исследования































1.6.

Метод измерения































2. Особенности психологического экспериментального исследования

8/10

4/6

4




6/4

8

4

4




8

2.1.

Специфика психологического экспериментального исследования































2.2.

Социально-психологические аспекты эксперимента































2.3.

Основные характеристики экспериментального психологического исследования































2.4.

Структура психологического экспериментального исследования































2.5.

Основные виды экспериментов































2.6.

Планирование эксперимента. Доэкспериментальные планы.































2.7.

Истинные экспериментальные планы в психологическом исследовании































2.8.

Избранные квазиэкспериментальные планы в психологическом исследовании































2.9.

Корреляционные планы в психологическом исследовании































3. Планирование и организация психологического экспериментального исследования

6/10

4/6

2/4




6/4

4

2

2




4

3.1.

Этапы психологического экспериментального исследования































3.2.

Основные требования к организации психологического эксперимента































3.3.

Методы обработки экспериментальных данных































3.4.

Интерпретация и представление результатов психологического экспериментального исследования































4. Особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии

6/8

4

2/4




6/4

4

2

2




4

4.1.

Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности































4.2.

Применение метода эксперимента в психолого-педагогических исследованиях































4.3.

Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры логической памяти































4.4.

Частные методы в психологическом исследовании































4.5.

Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации


































всего

26/36

16/20

10/16




24/16

20

10

10




20




п/п


Наименование раздела, темы

Количество часов

«050403-Культуроло­гия с доп. спе­циальностями «Музыкаль­ное образование» и «СКД»

«050103-География», «05030-Иностранный язык»

«050602-Изобразитель ное искусство со специа­лизацией «Живопись и живописная композиция»

всего

ауд.



лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


всего

лк

Пр/см

лб

Сам.

Раб.


1. Введение в экспериментальную психологию

6/4

4

2/-




8/4

6

4

2




8

1.1.

Предмет и задачи экспериментальной психологии































1.2.

Теоретическое и эмпирическое значение психологии































1.3.

Взаимосвязь методологии, методов и методик психологического экспериментального исследования































1.4.

Классификация методов психологического исследования































1.5.

Методы организации психологического экспериментального исследования































1.6.

Метод измерения































2. Особенности психологического экспериментального исследования

6/4

4

2/-




8/4

6

4

2




8

2.1.

Специфика психологического экспериментального исследования































2.2.

Социально-психологические аспекты эксперимента































2.3.

Основные характеристики экспериментального психологического исследования































2.4.

Структура психологического экспериментального исследования































2.5.

Основные виды экспериментов































2.6.

Планирование эксперимента. Доэкспериментальные планы.































2.7.

Истинные экспериментальные планы в психологическом исследовании































2.8.

Избранные квазиэкспериментальные планы в психологическом исследовании































2.9.

Корреляционные планы в психологическом исследовании































3. Планирование и организация психологического экспериментального исследования

4/6

2/4

2




8/6

4

2

2




6

3.1.

Этапы психологического экспериментального исследования































3.2.

Основные требования к организации психологического эксперимента































3.3.

Методы обработки экспериментальных данных































3.4.

Интерпретация и представление результатов психологического экспериментального исследования































4. Особенности использования экспериментального метода в разных отраслях психологии

4/6

2/4

2




8/6

4

4







4

4.1.

Особенности применения экспериментального метода в исследовании проблем психологии личности































4.2.

Применение метода эксперимента в психолого-педагогических исследованиях































4.3.

Ассоциативный эксперимент в исследовании структуры логической памяти































4.4.

Частные методы в психологическом исследовании































4.5.

Эффективность решения задач в зависимости от ситуационной мотивации


































всего

20

12/16

8/4




32/20

20

14

6




26
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница