Учебно-методический комплекс дисциплины



страница1/2
Дата27.04.2016
Размер0.51 Mb.
  1   2
Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Мурманский государственный гуманитарный университет»

(ФГБОУ ВПО «МГГУ»)

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

        1. ОПД.В.5.1 Трудный подросток


Основная образовательная программа подготовки специалиста

по специальности
050104 Безопасность жизнедеятельности

Утверждено на заседании

кафедры педагогики

Психолого-педагогического института


(протокол № 1 от 25.09.2012 г.)

Зав.кафедрой

____________ Рычкова Н.А.

Раздел 1. Программа учебной дисциплины.

1.1. Автор-составитель программы: Тишулина С.Г., к.п.н., доцент кафедры педагогики

1.2. Рецензенты:

Смага А.А., к.п.н., доцент кафедры педагогики;

Милиев В.А., директор Мурманского строительного колледжа им. Н.Е. Момота.


    1. Пояснительная записка:

Проблема трудных подростков всегда считалась одной из центральных психолого-педагогических проблем. За последние годы в обществе произошли фундаментальные социальные сдвиги, что привело к чрезвычайному обострению внутренних конфликтов. Это, в свою очередь, тяжело отразилось на подрастающем поколении, что проявилось в усилении среди молодежи нигилизма, демонстративного и вызывающего поведения в крайних формах.

С каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, чрезмерной занятости родителей и др.

Необходимо отметить, что в педагогике и психологии до сих пор не выработано единого понятия «трудный подросток», как не выработано и единого подхода к диагностике и коррекции его поведения.

В связи с этим актуальным и востребованным направлением в профессионально-педагогической деятельности является подготовка педагогов и других специалистов, способных выбрать методы работы с трудным подростком и поддержать его в трудных жизненных ситуациях.



Цель курса - сформировать представление о неоднозначности понятия «трудный подросток», о причинах и основных проблемах подростковой дезадаптации и возможных путях профилактики и реабилитации.

Реализация содержания курса предполагает решение следующих задач:

- раскрыть социально-экономические и культурные факторы подростковой дезадаптации;

- сформировать у студентов представление об основных видах и причинах девиантного поведения подростков;

- показать основные методы и формы социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков.

В основу отбора содержания курса положены следующие принципы:



  1. Принцип научности, предполагающий освещение содержания курса с позиций современной науки.

  2. Принцип интегративности, предполагающий отражение проблем трудных подростков в системе широкого взаимодействия с другими науками: философией, историей, психологией, педагогикой, социологией и др.


Методические аспекты преподавания курса определяются следующими принципами:

  1. Принцип диалогичности как постоянный диалог преподавателя и студентов на занятиях, обращение к жизненному опыту, обмен мнениями по обсуждаемым педагогическим проблемам.

  2. Принцип личностной ориентированности содержания, предусматривающий взаимосвязь обсуждаемых педагогических вопросов с личностными перспективами, профессиональными планами студентов в связи с получением педагогического образования.

  3. Принцип развивающе - творческой направленности обучения, состоящий в создании творческих ситуаций, мобилизующих самостоятельность и творческий поиск студентов в решении педагогических задач.

  4. Принцип личностных образовательных инициатив, предполагающий возможность гибкого структуирования образовательного содержания и форм обучения с учетом образовательных потребностей студентов.

Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Курс «Трудный подросток» тесно связан с проблемами социализации человека и основывается на целом ряде психолого-педагогических и специальных дисциплин: педагогика, социальная педагогика, социальная психология, право и др.

Студент должен знать:


  • основные подходы к определению девиантного поведения;

  • виды девиантного поведения;

  • причины девиантного поведения в подростковой среде;

  • принципы социально-педагогической профилактики;

  • принципы социально-педагогической реабилитации подростков.

Студент должен уметь:

  • определять в практической деятельности проявления и виды девиантного поведения подростков;

  • применять принципы социально-педагогической профилактики;

  • применять принципы социально-педагогической реабилитации подростков.

Студент, изучивший дисциплину, должен владеть навыками:

  • поиска эффективных форм социально-педагогической деятельности;

  • взаимодействия с подростками в процессе организации социально-педагогической деятельности;

  • конструирования социально-педагогической деятельности.

При составлении программы использовались учебно-методические пособия Гонеева А.Д., Годовниковой Л.В., Змановской Е.В., Степанова В.Г. и др.

1.4 Извлечение из ГОС ВПО: не предусмотрено для курсов по выбору



1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы:


№ п/п

Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контро

ля (форма отчет

ности)


Трудо-

ем-кость



Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ

Сам.раб.


1

050104 Безопасность жизнедеятельности


5

9

18

16

10

6




2

Зачет

2

050104 Безопасность жизнедеятельности


5

9

18

10

10







8

Зачет


1.6. Содержание дисциплины:
1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий. Примерное распределение учебного времени:


п/п



Наименование темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

Самосто-ят. работа

1.

Проблемы социальной дезадаптации подростков

1.1

Положение детей и подростков в современном обществе

6

1







1.2

Введение в проблемы девиантного поведения

4

1







1.3

Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

8

1

2

2/8

1.4

Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков

4

1







1.5

Трудные подростки из неформальных объединений

4

1







2.

Технологии работы с трудными подростками

2.1

Профилактика социальной дезадаптации подростков

2

2







2.2

Принципы и технологии работы с трудными подростками

2

2







2.3

Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками

2

1

2







Всего:

16/10

10

6

2/8


1.6.2. Содержание разделов дисциплины:
Раздел 1. Проблемы социальной дезадаптации подростков.
Тема 1. Положение детей и подростков в современном обществе

Проблемы подрастающего поколения на современном этапе. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

Проблемы семьи в современном обществе.

Основные макросоциальные тенденции в социализации детей и подростков: увеличение количества социальных институтов и изменение значимости конкретных агентов социализации; повышение активности и избирательности самого ребенка; усложнение и изменение целей и методов социализации (И.С.Кон).


Тема 2. Введение в проблемы девиантного поведения.

Социальные девиации и девиантное (отклоняющееся) поведение.

Социальная норма и социальные отклонения. Виды социальных норм и механизмы их регулирования.

Проблема классификации видов отклоняющегося поведения. Основные подходы к проблеме классификации: социально-правовой, клинический, психологический, педагогический.

Отклоняющееся поведение и дезадаптация.

Психологические классификации видов отклоняющегося поведения (Ю.А.Клейберг, Ц.П.Короленко, Т.А.Донских).

Группы факторов, детерминирующих девиантное поведение: внешние условия физической среды; внешние социальные условия; внутренние наследственно-биологические предпосылки; внутриличностные причины и механизмы отклоняющегося поведения.

Социальные факторы отклоняющегося поведения (Э.Дюркгейм, Р.Мертон, П.Сорокин, Дж.Мид, Ю.Клейберг). Влияние современных субкультур на девиантное поведение.

Биологические теории объяснения поведенческих девиаций (Ч.Ломброзо, У.Шелдон, К.Лоренц, Г.Мендель и др.).

Критерии определения девиантного поведения: статистический, качественно-количественный, психопатологический, социально-нормативный, индивидуально-психологический

Основные виды девиантного поведения: агрессивное, делинквентное, аддиктивное, суицидальное.
Тема 3. Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков
Отклоняющееся поведение и дезадаптация. Понятия школьной, социальной дезадаптации. Признаки школьной и социальной дезадаптации.

Проблема трудных подростков как одна из центральных психолого-педагогических проблем. Актуальность проблемы на современном этапе.

Понятия «трудный» и «трудновоспитуемый».

Причины появления девиантных подростков: связанные с психическими и психофизиологическими расстройствами; связанные с возрастными кризисами; причины социального и психологического характера.

Особенности темперамента и характера трудных подростков. Трудные школьники с акцентуацией темперамента и характера. Трудные подростки из неформальных групп. Подростки с делинквентным и противоправным поведением. Подростки с аддиктивным поведением.

Понятие «дети группы риска». Причины попадания детей в группу риска. Неблагополучная семья как фактор жизненного риска детей. Проблема безнадзорности и беспризорности как характерный пример социальной дезадаптации.

Реакция подростков на современную социально-экономическую ситуацию в стране. Усиление негативных тенденций в среде несовершеннолетних под влиянием взрослого окружения, СМИ и др.
Тема 4. Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков

Дети и подростки в современном информационном обществе, «обществе риска».

«Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры.

Средства массовой информации и подростки.


Тема 5. Трудные подростки из неформальных объединений
История молодежных неформальных групп.

Молодежные субкультуры в России.

Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации.

Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.


Раздел 2. Технологии работы с трудными подростками.
Тема 6. Профилактика социальной дезадаптации подростков
Профилактика социальной дезадаптации подростков как совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации подростков, и разработку мер по ее предупреждению.

Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков. Конвенция ООН о правах ребенка 20 ноября 1989 г.. Законодательные акты, закрепляющие права ребенка в России. Приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию реальных предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности (поддержка семьи, укрепление правовой защиты детства, обеспечение безопасного материнства и охраны здоровья детей, обеспечение воспитания, образования и развития детей, поддержка детей, находящихся в особо трудных условиях).

Организация системы социально-педагогической поддержки для детей группы риска. Меры по предупреждению, предотвращению и пресечению девиаций.

Девиантное поведение подростков как фактор отрицательной социализации. Кризисные, дезадаптивные тенденции в подростковой среде и социализирующий потенциал общества.

Необходимость комплексного характера профилактики социальной дезадаптации среди детей и подростков.
Тема 7. Принципы и технологии работы с трудными подростками
Типичные трудности при общении и работе с детьми и подростками с отклоняющимся поведением.

Необходимость определения социальных, педагогических и психологических причин деформации личности.

Создание атмосферы реального сотрудничества и партнерства в отношениях с несовершеннолетними как основное содержание работы с трудными детьми и подростками.

Необходимые требования при оказании психолого-педагогической помощи трудным детям: возрастная целесообразность, дифференцированность и индивидуализация, вариативность работы, гуманный подход, учет региональных особенностей.

Правила оказания помощи детям в преодолении отклоняющегося от нормы поведения: позитивный настрой, доверительное взаимодействие, субъективность взаимодействия, причинность, последовательность во взаимоотношениях, позитивность взаимодействия, привлекательная альтернатива, разумный компромисс, гибкость, системность, превентивность.

Трудные подростки в различных институтах воспитания (семья, школа, спецшкола и др.).

Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.

Технологии работы с аддиктивными, делинквентными подростками. Технологии «уличной социальной работы».


Тема 8. Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»
Социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области.

Социально-воспитательные учреждения Мурманской области, работающие с трудными подростками.

Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.
1.6.3. Темы для самостоятельного изучения:

№ п/п

Наименование темы

Формы сам. работы

Кол-во часов

Формы контроля




1

Положение детей и подростков в современном обществе

1.Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

2. Какой смысл вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

3. Как вы понимаете одно из множества различных определений XX века - «Век ребенка»?

7


Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.

2

Введение в проблемы девиантного поведения

1. В чем механизмы воздействия социальных норм на поведение конкретного человека?

2. Дать определение и привести конкретные примеры нормального поведения личности в основных сферах жизнедеятельности: межличностные отношения в семье, правовые отношения, здоровье, сексуальные отношения и др.

3. В чем причины сложности определения в современном обществе того, что является нормой поведения?

4. Привести современные примеры негативных, нейтральных и позитивных социальных отклонений.



7

Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.

3

Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков

1.Охарактеризуйте подростков с акцентуацией характера.

2.Перечислите основные формы делинквентного поведения подростков.

3.Выпишите научные концепции, объясняющие природы агрессии и насилия. Выделите причины агрессивного поведения подростков. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?

4.Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».

5.Что стоит за термином «антисоциальная личность»?

6.Какие формы аддиктивного поведения подростков наиболее распространены в настоящее время? В чем отличие зависимости от вредной привычки.


7


Коллективное обсуждение
Понятийный диктант

4

Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков

1.Средства массовой информации и подростки. Сделать подборку материалов периодической печати о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.

7


Проверка конспекта

5

Трудные подростки из неформальных объединений

1.Молодежные субкультуры в России. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков? Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?

7

Коллективное обсуждение

6

Профилактика социальной дезадаптации подростков

1. Выпишите формы и методы профилактики:

- проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков;

- зависимости подростков от психоактивных веществ;

- Интернет-зависимости у подростков;

- безнадзорности и беспризорности подростков.

2.Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних?

3.Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер?


7

Обсуждение на практическом занятии.
Проверка конспектов.

7

Принципы и технологии работы с трудными подростками

Разработайте собственные технологии работы с трудными подростками:

- социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей.

- социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).

- технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью.

- технологии работы с подростками с делинквентным поведением.


7

Защита проекта

8

Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»

Проанализируйте деятельность одного из социально-воспитательных учреждений Мурманской области, работающих с трудными подростками.


11

Коллоквиум

Все

го








60






1.7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

1.7.1. Тематика и планы аудиторной работы студентов по изученному материалу:
Практическое занятие 1

Тема « Положение детей и подростков в современном обществе»
План


  1. Проблемы детства в современном мире. Основные макросоциальные тенденции в социализации детей.

  2. Дети и подростки в глобализирующемся мире.

  3. Социально-экономическое положение детей в современном российском обществе.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. «Век ребенка» - одно из множества различных определений XX века. Как вы это понимаете?

  2. Какой смысл, по Вашему мнению, вкладывается в понятие «глобальный подросток»?

  3. Когда и в связи с чем появился термин «социализация»? В чем особенности социализации современных детей и подростков?

  4. В чем специфика социально-экономического положения детей и подростков в современном российском обществе?


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать определения понятий «глобализация», «социализация», «менталитет».

  2. На примере любого художественного произведения показать модель социализации личности.

  3. Найти и представить на практическом занятии статистические данные о численности детей в мире и в России.

  4. Охарактеризовать социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области (на основе материалов периодической печати).

Литература



Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  3. История социальной педагогики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. И. В. Рыжкова, Т. Д. Тегалева]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 145 с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Поддубная Т. Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства : [метод. пособие] / Поддубная Т. Н., Агошкова О. В. ; [под общ. ред. Т. Н. Поддубной]. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 281 с.

  9. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Организация работы с молодежью" / Рожков М. И. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

  10. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  11. Шовина Е. Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 266 с.


Дополнительная

  1. Арефьев А.Л. Беспризорные дети России//Социс. – 2003. - № 9. – С.61-72.

  2. Савицкая Т.Е. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры: герой или жертва//Обсерватория культуры. – 2006. - № 1. – С.21.32.

  3. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  4. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.



Практическое занятие 2

Тема «Введение в проблемы девиантного поведения»
План

  1. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Критерии определения.

  2. Теории девиантологии.

  3. Социальные нормы и социальные отклонения.

  4. Классификация видов девиантного поведения.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В чем причины увеличения и обострения форм девиаций в современном обществе?

  2. Насколько возможно регулирование девиантных процессов в обществе?

  3. В чем заключаются причины, затрудняющие создание единой классификации девиантных проявлений в поведении?


Задания для самостоятельной работы

1.Предложите свою классификацию видов отклоняющегося поведения и представьте ее на практическом занятии.



2. Составьте таблицу «Основные виды девиантного поведения. Краткая психологическая характеристика».
Литература

Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Дополнительная

  1. Иванов В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы//Социально-политический журнал. – 1995. - № 2.

  2. Короленко Ц.П., Донских Т.А. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире. – Новосибирск, 1990.

  3. Ланцова Л.А., Шурупова М.Ф. Социологическая теория девиантного поведения//Социально-политический журнал. – 1993. - № 4.

  4. Ольков С.Г. Общественные болезни. – Тюмень, 1996.

  5. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевская Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

  6. Социальные отклонения. – М., 1989. 2-е изд.


Практическое занятие 3

Тема «Социальная дезадаптация детей и подростков. Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»
Часть 1. «Социальная дезадаптация детей и подростков».
План

  1. Периодизация и особенности подросткового возраста. Возрастные кризисы.

  2. Понятие «трудный подросток».

  3. Признаки социальной дезадаптации. Дети группы риска.

  4. Семья и проблема трудных подростков.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. В какой исторический период впервые возникла проблема трудных подростков?

  2. Что является главной причиной социальной дезадаптации подростков?

  3. Насколько социальные проблемы современного российского общества влияют на социальное здоровье подростков?


Задания для самостоятельной работы

Пользуясь различными источниками, подберите статистические данные о количестве беспризорных и безнадзорных детей в современной России, об алкоголизме, наркомании и проституции в подростковой среде.


Литература

Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Дополнительная

  1. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.

  2. Горшкова Е.А. «Трудный» подросток: на какой козе подъехать? //Открытая школа – 2004. - № 5. – С.28-30.

  3. Дементьева И. Работа школы с детьми группы риска//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.21-28.

  4. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. – М., 2003.

  5. Неблагополучная семья в контексте воспитания нового поколения//Социальная стратификация российского общества. – М., 2003. – С.305-316.

  6. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.. 2002.

  7. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. – М., 2005.

  8. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания//Воспитание школьников. – 2002. - № 7. – С.44-46.

  9. Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.

Часть 2. «Обобщенные характеристики наиболее распространенных типов девиантного поведения подростков»

План


  1. Подростки с акцентуацией темперамента и характера.

  2. Агрессивное поведение детей и подростков.

  3. Делинквентное поведение детей и подростков.

  4. Аддиквтивное поведение детей и подростков.

  5. Суицидальное поведение детей и подростков.

Вопросы для обсуждения:

1. Можно ли считать агрессию только негативным проявлением?

2. Какова специфическая мотивация антиобщественного поведения?

3. Что стоит за термином «антисоциальная личность»?

4. Насколько агрессивное и делинквентное поведение связаны между собой?

5. Чем зависимое поведение отличается от вредной привычки?

6. Охарактеризуйте условия, способствующие суицидальному поведению.


Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите существующие научные теории, объясняющие природу агрессии и насилия.

  2. Разработайте памятку для родителей и учителей школы «Психолого-педагогическая характеристика агрессивного поведения школьников».

Литература



Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Дополнительная


  1. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе, - М., 1999.

  2. Ватова Л. Вандализм: что в его основе//Народное образование. – 2002. - № 9. – С.174-178.

  3. Кондратьев В.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве//Психологические науки и образование. – 1999. - № 3-4.

  4. Наркоситуация в среде детей и молодежи: по материалам доклада Министерства образования РФ В.Филиппова//ОБЖ. - 2003 -№ 12. – С.10-12.

  5. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999.

  6. Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.

  7. Родионов А.В., Родионов В.А. Подросток и наркотики. – Ярославль, 2004.

  8. Рудакова И.А., Ситникова О.С., Фальчевскеая Н.Ю. Девиантное поведение. – Ростов-на-Дону, 2005.

  9. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//Педагогика. – 2004. - №2 1. – С.56-61.

  10. Шибанова И. Девиантное поведение детей и подростков. Причины преодоления// Образование – 2003. - № 7. – С.45-49.


Практическое занятие 4

Тема «Культура современного информационного общества как фактор негативной социализации детей и подростков»
План

1. Дети и подростки в современном информационном обществе, «обществе риска».

2. «Глобальный подросток» в орбите глобальной культуры.

3. Средства массовой информации и подростки.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Насколько Вы согласны или категорически не согласны с формулировкой темы практического занятия?

  2. В чем причины высокой восприимчивости информационного влияния детей и подростков?

Задания для самостоятельной работы

  1. Выпишите определения «информационное общество», «глобальное общество», «общество риска».

  2. Сделайте выписки из Федерального закона от 24 июня 1998 г № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», ст.14 «Защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию». Определите и представьте на практическом занятии, насколько декларируемое и реальная практика соответствуют друг другу.

  3. Сделать подборку материалов периодической печати («Аргументы и факты», «Литературная газета» и др.) о негативном влиянии современной информационной политики на подрастающее поколение.

Литература



Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Дополнительная

  1. Хлобустов О. Молодежь и дети в современной России//Власть. – 2003. - № 6 - С.21-26.

  2. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска. – М., 2001.

  3. «Телевизионный супермаркет» калечит молодежь//Аргументы и факты. -2008. - № 7.


Практическое занятие 5

Тема «Трудные подростки из неформальных объединений».
План

  1. История молодежных неформальных групп.

  2. Молодежные субкультуры в России

  3. Влияние неформальных объединений подростков на процесс их социализации

  4. Направления социально-педагогической работы с подростками из неформальных молодежных объединений.


Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Насколько появление новых молодежных субкультур в России связано с протестными настроениями молодежи и подростков?

  2. Всегда ли участие подростков в неформальных объединениях можно рассматривать как негативное явление?

  3. Насколько развиты молодежные субкультуры в Мурманской области?

  4. В чем заключается индивидуальный подход к школьникам-неформалам?


Задания для самостоятельной работы

  1. Выписать определение понятия «субкультура».

  2. Сделать подборку материалов периодической печати о существующих молодежных субкультурах (готы, эму и др.).

Литература



Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Практическое занятие 6

Тема «Профилактика социальной дезадаптации подростков»
План

  1. Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков.

  2. Формы и методы профилактики социальной дезадаптации подростков.

  3. Профилактика проявлений агрессивного и аутоагрессивного характера у подростков.

  4. Профилактика безнадзорности и беспризорности подростков.

  5. Профилактика зависимости подростков от психоактивных веществ

  6. Интернет-зависимость в подростковой среде. Возможные пути решения проблемы.



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Выделите приоритетные направления в государственной политике по стабилизации положения детей и созданию предпосылок положительной динамики процессов их жизнедеятельности? Насколько декларируемое соответствует действительности, по вашему мнению?

  2. Что можно считать наиболее действенным в профилактике социальной дезадаптации несовершеннолетних?

  3. Почему профилактика социальной дезадаптации подростков должна носить комплексный характер?


Задания для самостоятельной работы

Сделайте и представьте на практическом занятии подборку существующих методик диагностики и профилактики различных форм социальной дезадаптации подростков.


Литература

Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с


Дополнительная

  1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков: опыт Голландии//Семья в России. – 1994. - № 2.

  2. Беляева Л.И. Зарождение и развитие отечественной школы перевоспитания неблагополучных детей//Педагогика. – 2002. - № 6. – С.78-84.

  3. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

  4. Кондрат Е. Профессиональное самоопределение подростков с девиантным поведением//Alma mater - 2003.- № 4 – С.16-18.

  5. Кондратьев В.Ю. Психолого-педагогическая работа со школьниками девиантами в Москве//Психологические науки и образование. – 1999. - № 3-4.

  6. Селиванова О.А. Личностно значимые условия реинтеграции «уличного» подростка в социум//педагогика. – 2004. - №2 1. – С.56-61.

  7. Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. – М., 1996.

  8. Хоменко М.Г. В поисках комплексного подхода к социальной реабилитации несовершеннолетних. Первые итоги: Из опыта специализированных учреждений по реабилитации социально-дезадаптированных детей и подростков. – М.: НИИ семьи, 1997.

  9. Шустова Т. Взаимодействие специалистов образования в профилактике девиантного поведения школьников//Учитель – 2005. - № 4. – С.70-72.



Практическое занятие 7

Тема «Принципы и технологии работы с трудными подростками»
Часть 1.
План

1. Основные принципы работы с трудными подростками.

2. Трудные подростки в различных институтах воспитания (семья, школа, спецшкола и др.).

3. Типы учреждений социально-педагогической поддержки детей группы риска.

4. Технологии работы с аддиктивными подростками.

5. Технологии «уличной социальной работы».



Вопросы для коллективного обсуждения:

  1. Каковы типичные проблемы, возникающие в работе с трудными подростками?

  2. В чем заключаются особенности работы общеобразовательной школы по коррекции отклоняющегося поведения подростков?

  3. Как осуществить взаимодействие классного руководителя, социального педагога, психолога и школьного врача по организации коррекционной работы с детьми с отклоняющимся поведением?

  4. Насколько возможно взаимодействие всех социальных институтов в ходе организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками с отклоняющимся поведением?


Задания для самостоятельной работы

1. Выпишите основные стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. (См. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003 и др.).


Литература

Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с


Дополнительная

  1. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. – М., 2003.

  2. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.

  3. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Методическое пособие. – М., 2005.

Часть 2.


Разработка технологий работы с трудными подростками
Студенты, объединяясь по группам, разрабатывают собственные технологии работы с трудными подростками (на выбор), затем представляют их на практическом занятии.


  1. Социально-педагогические технологии работы с агрессивными подростками. Методические рекомендации для родителей и для учителей.

  2. Социально-педагогические технологии работы с аддиктивными подростками (подготовка материалов к беседе по вопросам химической зависимости (алкоголизм, токсикомания, наркомания); методические рекомендации для родителей и учителей).

  3. Технологии работы с подростками с Интернет-зависимостью.

  4. Технологии работы с подростками с делинквентным поведением.


Практическое занятие 8

Тема «Система социально-воспитательных учреждений и общественных организаций, работающих в Мурманской области с трудными подростками»
Часть 1.

Знакомство с социально-воспитательными учреждениями Мурманска, работающими с трудными подростками.


Часть 2
План

  1. Социально-экономическое положение детей и подростков в Мурманской области.

  2. Социально-воспитательные учреждения Мурманской области, работающие с трудными подростками.

  3. Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков.

  4. Работа Мурманской и Мончегорской епархии Русской Православной церкви с трудными подростками.

Вопросы для коллективного обсуждения



  1. Какие социальные проблемы Мурманской области служат факторами девиантного поведения подростков.

  2. Выделите основные проявления девиантного поведения подростков в Мурманской области.


Задания для самостоятельной работы

Пользуясь предложенными ниже источниками периодической печати, подберите статистические данные о численности социально неблагополучных детей и подростков в Мурманской области.


Литература

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  3. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  4. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  5. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  6. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  7. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  8. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  9. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с


1.8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

1.8.1. Рекомендуемая литература.

Основная

  1. Василькова Т. А. Социальная педагогика : учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология", "Соц. педагогика", "Педагогика" / Василькова Т. А., Василькова Ю. В. - М. : КноРус, 2010. - 240 с.

  2. Галагузов А. Н. Социально-педагогические задачи : учеб. пособие для студ., обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Галагузов А. Н., Галагузова М. А., Ларионова И. А. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 191 с.

  3. Гонеев А.Д., Годовникова Л.В. Работа учителя с трудными подростками: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений /А.Д. Гонеев, Л.В. Годовникова.- М.: Академия, 2008.- 240с.

  4. Дивицина Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска /Н.Ф. Дивицина.- М.: ВЛАДОС, 2008.- 351с.

  5. История социальной педагогики : учеб. пособие / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. И. В. Рыжкова, Т. Д. Тегалева]. - Мурманск: МГПУ, 2008. - 145 с.

  6. Мардахаев Л. В. Социальная педагогика. Полный курс: [учебник для студ. вузов, обуч. на гуманит. фак.] / Мардахаев Л. В. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 797 с.

  7. Мудрик А. В. Социальная педагогика: учебник для студ. вузов / Мудрик А. В. - 7-е изд., испр. и доп. - М. : Академия, 2009. – 223 с.

  8. Мустаева Ф. А. Социальная педагогика: учебник для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Мустаева Ф. А. - М.: Академ. Проект,2009. - 528 с.

  9. Овчарова Р. В. Справочник социального педагога / Овчарова Р. В. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – 480 с.

  10. Поддубная Т. Н. Рабочая документация социального педагога по социальной защите детства : [метод. пособие] / Поддубная Т. Н., Агошкова О. В. ; [под общ. ред. Т. Н. Поддубной]. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 281 с.

  11. Психолого-педагогическая диагностика : [учеб.-метод. комплекс для студ., обуч. по спец. 040101 "Соц. педагогика" пед. вуза] / Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т ; [авт.-сост. Е. Н. Гошева, Ю. Г. Педченко, М. А. Тишкевич]. - Мурманск : МГПУ, 2008. - 120 с.

  12. Рожков М. И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Организация работы с молодежью" / Рожков М. И. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 264 с.

  13. Ромм Т. А. История социальной педагогики : учеб. пособие / Ромм Т. А. - Ростов н/Д : Феникс, 2010. - 346 с.

  14. Холостова Е.И. Социальная работа с дезадаптированными детьми: учеб. пособие. – 2-е изд. – М.: Изд.-торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 280 с.

  15. Шептенко П. А. Введение в специальность "Социальный педагог" : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 031300 - Соц. педагог / Шептенко П. А. ; РАО, Моск. психол.-соц. ин-т ; под ред. В. А. Сластенина. - М. : Флинта, 2008 ; МПСИ. - 160 с.

  16. Шовина Е. Н. Современное состояние и тенденции развития региональной системы социально-педагогического сопровождения выпускников интернатных учреждений / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; М-во образования и науки РФ, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск: МГПУ, 2010. - 266 с.

  17. Шовина Е. Н. Социально-педагогическое сопровождение выпускников интернатных учреждений: история, теория и региональный опыт / Шовина Е. Н., Тегалева Т. Д., Тишулина С. Г. ; [под общ. ред. Е. Н. Шовиной] ; Федер. агентство по образованию, Мурм. гос. пед. ун-т. - Мурманск : МГПУ, 2009. - 102 с.

  18. Штинова Г. Н. Социальная педагогика : учебник для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" / Штинова Г. Н., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н. ; под общ. ред. М. А. Галагузовой. - М. : ВЛАДОС, 2008. - 447 с.


Дополнительная

  1. Бреева Е.Б. Дезадаптация детей и национальная безопасность России. – М., 2004.

  2. Бреева Е.Б. Дети в современном обществе, - М., 1999.

  3. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением. – М., 2003.

  4. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения). – М., 2003.

  5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. – М., 2001.

  6. Кон И.С. Ребенок и общество. Учебное пособие. – М., 2003.

  1. Олифиренко Л.Я., Шульга Т.И., Дементьева И.Ф. Социально-педагогическая поддержка детей группы риска. – М.. 2002.

  2. Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. – М., 2005.

  3. Раттер М. Помощь трудным детям. – М., 1999.

  4. Роже Перрон. «Трудный» ребенок: что делать? – 6-е изд. – СПб, 2004.

  5. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.. 2004


1.9 Материально-техническое обеспечение дисциплины
1.9.1 Перечень используемых технических средств

  • Аудио- видеоаппаратура;

  • мультимедийная техника.


1.9.2 Перечень используемых пособий

  • УМК «Трудный подросток»;

  • контрольно-тестирующие комплекты (бланочное тестирование).


1.9.3 Перечень видео- и аудиоматериалов программного обеспечения

http : // student . km . ru / search . asp ? sq =

http : // findreferat . ru /

http://www.bcetyt . ru /science /education /psdculture . html

www. qnpbu. ru
1.DVD «Иди за мной». Автор А.Аксенова, режиссер Т.Повидайко. ГТРК «Дальневосточная», 2006. (Цикл документальных фильмов о Хабаровском Центре психолого-педагогической реабилитации трудных детей и подростков).

2. DVD «Иного пути нет. Или группа риска от 14 до 24». Автор А.Буяльский, режиссер В.Любецкий (фильм о проблемах, связанных с алкоголизмом и наркоманией). 2007 г.


1.10. Примерные зачетные тестовые задания.


  1. К социально-психологическим механизмам социализации не относится:

а) импринтинг;

б) экзистенциальный нажим;

в) развитие;

г) идентификация;

д) рефлексия.
2. Девиантное поведение – это поведение, которое

А) подлежит медицинскому лечению

Б) отклоняется от нормы
3. Понятие «трудные подростки» появилось в:

А) античности

Б) в XVIII в.

В) новейшее время


4. Для объяснения социальных девиаций концепцию аномии предложил:

А) М.Вебер

Б) Э.Дюркгейм

В) Р.Мертон


5. Что из перечисленного ниже является девиантным поведением?

А) курение

Б) суицидальная попытка

В ) чрезмерное увлечение работой


6.Социальное воспитание – это:

а) процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности;

б) планомерное создание условий для относительно целенаправленного развития и духовно-ценностной организации человека во взаимодействии индивидуальных, групповых и социальных субъектов в процессе жизнедеятельности;

в) воспитание общественно значимых качеств личности.


7.Выберите правильное высказывание:

а) Социализация – процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды;

б) Социализация – основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов;

в) Социализация – процесс обучения и усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей, установок и образцов поведения того общества, социальной группы, общности, к которой он принадлежит.


8.Процесс, в ходе которого происходят существенные количественные и качественные изменения в социальной сфере общественной жизни или отдельных ее компонентах – социальных отношениях, социальных институтах; процесс усвоения человеком социального опыта называется:

а) социальное воспитание;

б) социальное развитие;

в) социальная адаптация.


9.Осуществление различных программ, видов обслуживания или терапевтических мероприятий, способствующих оптимальному восстановлению нарушенных функций организма называется:

а) Адаптация

б) Реабилитация

в) Абилитация


10.Социальная реабилитация – это

а) Комплекс услуг, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития клиента

б) Комплекс программ и действий, направленных на восстановление социальных функций человека, его социального и психологического статуса в обществе

в) Комплекс услуг, направленных на организацию клиенту поддержки окружения, помощи в решении социальных конфликтов и проблем


11.Индивидуальная программа реабилитации является

а) Обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями

б). Добровольной, имеет рекомендательный характер
12.Система мер, направленная на восстановление у человека социального опыта – это:

а) социальная реабилитация

б) социальная коррекция

в) перевоспитание


1.11. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Социально-экономическое положение детей и подростков в современном российском обществе.

  2. Сущность понятия «трудный подросток».

  3. Девиантное (отклоняющееся) поведение. Социальные нормы и социальные отклонения.

  4. Понятие и причины социальной дезадаптации детей и подростков.

  5. Причины девиантного поведения подростков.

  6. Аддиктивное поведение подростков.

  7. Делинквентное поведение подростков.

  8. Агрессивное поведение подростков.

  9. Суицидальное поведение подростков.

  10. Подростки из неформальных молодежных объединений.

  11. Дети «группы риска». Причины попадания детей в «группу риска».

  12. Проблема беспризорности и безнадзорности как пример социальной дез-адаптации.

  13. Семья и проблема трудных подростков.

  14. Трудные подростки в школе.

  15. Профилактика социальной дезадаптации подростков.

  16. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

  17. Система социально-педагогических учреждений, работающих с трудными подростками. Задачи и направления их деятельности.

  18. Правовые основы защиты прав и интересов детей и подростков.

  19. Социальные учреждения в Мурманской области, занимающиеся проблемами трудных подростков.

  20. Региональные целевые программы по преодолению социальной дезадаптации подростков в Мурманской области.
  1   2


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница