Учебно-методический комплекс дисциплины



страница1/10
Дата28.04.2016
Размер1.77 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Мурманский государственный педагогический университет»

(МГПУ)











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
ОПД.Ф09. Теория социальной работы

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ (специальностям)

«040101 – Социальная работа»



Утверждено на заседании кафедры

социальной педагогики и социальной работы

социально-гуманитарного факультета

(протокол № 8 от 17 марта 2008 г.)
Зав. кафедрой

_________________Рыбкин В.Р.










Структура учебно-методического комплекса дисциплины
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины
Структура программы учебной дисциплины
1.1. Автор программы:

Е.Н. Шовина, к.ф.н., старший преподаватель кафедры социальной педагогики и социальной работы



1.2. Рецензенты:

М.В. Штылева, и.о. директора кризисного центра для женщин «Приют»

Г.П. Кузьменко, к.ф.н., доцент кафедры социальной педагогики и социальной работы МГПУ

1.3. Пояснительная записка:

Цель – формирование системных знаний о теории и методологии социальной работы как науки и практики, как области познания и практической деятельности, направленной на удовлетворение потребностей человека и обеспечение социальных изменений в обществе.
Задачи:


  • получение представление о главных теоретических и аксиологических парадигмах социальной работы, о существующих подходах к теории и практике современной социальной работы в отечественном и зарубежном опыте, об основных направлениях исследований;

  • сформировать у студентов теоретические представления о социальной работе как области социального знания, ее объекте и предмете, основных категориях;

  • дать системное представление об уровнях, видах и методах социальной работы;

  • дать студентам знания о влиянии основных социальных, экономических, социально-психологических, ситуативных факторов на изменение жизнедеятельности человека;

  • дать студентам знания о различных социальных проблемах, возникающих у клиента социальной работы, и способах их решения средствами социальной работы;

  • сформировать у студентов представление об основных тенденциях развития социальной работы;

  • способствовать применению студентами на практике результатов научных исследований и теоретических знаний.

  • овладение студентами знаниями и умениями в области теории социальной работы как необходимой базы для получения полноценного образования в ВУЗе

  • формирование понятийного аппарата и расширение социокультурного тезауруса студентов;

  • формирование аксиологического мышления и гуманистических взглядов на вопросы социальной помощи, обеспечения и защиты;

  • выработка личностно-ценностного отношения к социальной деятельности;

  • формирование устойчивой мотивации к избранной профессии, развитие потребности в профессиональном самообразовании


Место курса в общей системе подготовки специалиста.

Курс "Теория социальной работы" является фундаментальной методологической основой познания и исследования социальных явлений и процессов, входящих в проблемное поле социальной работы.

Данная дисциплина устанавливает связи между смыслом, сущностью, содержанием, формами и направлениями социальной деятельности и способствует формированию профессионального мировоззрения будущего специалиста.

Курс «Теория социальной работы» является одним из ведущих в профессиональной подготовке будущего специалиста по социальной работе, поскольку приобщает студента к знаниям, необходимым для его дальнейшего обучения. Этим определяется место и роль курса в профессиональной подготовке будущего специалиста.


Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Должны знать

  • основные этапы и тенденции становления социальной работы как теории и практики;

  • понятия и категории, принципы и закономерности, формы, методы и уровни социальной работы;

  • основные теоретические парадигмы теории социальной работы, взаимосвязь общественного развития и эволюции парадигм социальной помощи;

  • теоретические представления о сущности и тенденциях развития системы социальной защиты населения;

  • основы государственной политики в области социальной защиты различных категорий граждан;

  • основные закономерности и механизмы влияния социума на обеспечение жизнедеятельности человека и социальной работы на социум;

  • формы, методы, средства деятельности социальных работников с организациями «третьего сектора»;

  • теоретические и практические затруднения, возникающие в деятельности социального работника;

  • современное состояние и тенденции развития системы социальной защиты населения;

  • проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в XXI веке;


Должны уметь

  • применять теоретические знания в целях улучшения качества и эффективности профессиональной деятельности, содействия социального развития общественных отношений.

  • понимать и объяснять особенности социальной ситуации в стране и мире и тенденций её изменения, варианты ее развития в будущем;

  • анализировать и влиять на взаимодействие различных социальных институтов с другими общественными институтами и человеком;

  • грамотно работать с предлагаемой литературой (аннотирование, тезирование, конспектирование источников, подготовка докладов и рефератов).


Ссылки на авторов и программы, которые использовались в подготовке.

При разработке учебной программы по дисциплине «Теория социальной работы» использовались программы и учебно-методические пособия следующих авторов: М.В. Фирсова, Г.А. Червяковой, В.Н. Малых, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка, А.С. Сорвиной, Л.Г. Гусляковой, В.И. Куратова и др.


1.4. Извлечение из ГОС ВПО специальности (направления), включающее требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов (выписка).

Теория социальной работы (270 часов)

Объект, предмет и категории теории социальной работы, ее интегративно-комплексный характер.

Теоретические парадигмы социальной работы. Проблемы научной идентификации социальной работы.

Объекты и субъекты социальной работы.

Принципы и закономерности социальной работы.

Направления, уровни, формы и методы социальной работы. Проблемы эффективности в социальной работе.

Проблемы и ориентиры развития теории социальной работы в ХХI в.

1.5. Объем дисциплины и виды учебной работы (для всех специальностей, на которых читается данная дисциплина):





Шифр и наименование специальности

Курс

Семестр

Виды учебной работы в часах

Вид итогового контроля (форма отчетности)

Трудоемкость

Всего аудит.

ЛК

ПР/СМ

ЛБ


СМ

1.

040101 – «Социальная работа» очная форма обучения

2

3, 4

270

120

72

48

-

150

Зачет (3 семестр), экзамен (4 семестр).

2.

040101 – «Социальная работа» заочная форма обучения

2, 3

4, 5

270

40

22

18

-

230

Зачет (4 сем.), экзамен (5 сем.), курсовая работа (6 сем.)


1.6. Содержание дисциплины

1.6.1. Разделы дисциплины и виды занятий (в часах). Примерное распределение учебного времени:
Для студентов очной формы обучения:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб

1.


Раздел I. Природа социальной работы.

Феномен социальной работы


6

4

2


-

6


2.

История становления и развития социальной работы.

6

4

2

-

6

3.


Раздел II. Методологические основы социальной работы.

Проблемы научной идентификации социальной работы.



3


3


-


-

6


4

Теория познания в социальной работе.

3

3

-

-

6

5.

Категориально-понятийный аппарат социальной работы.

4

2

2

-

6

6.

Принципы и закономерности теории социальной работы.

4

2

2

-

6

7

Методы теории социальной работы

4

4

2

-

6

8

Теория социальной работы в структуре социальных наук

6

4

2

-

8

9

Системный подход в социальной работе

2

2

-

-

6

10

Социальная работа и общественное развитие.

6

2

4

-

8

11


Раздел III. Теоретические основы практики социальной работы

Профессиональная социальная работа

в системе социальной деятельности, ее цели и функции


4


2


2


-

6


12

Объектно-субъектные отношения в практике социальной работы

6

2

4

-

8

13

Основные тенденции соотношения теорий и моделей практики социальной работы.

10

6

4

-

8

14

Методы практической социальной работы

4

2

2

-

4




Зачет по курсу



















Методы практической социальной работы

4

2

2




4

15

Социальная политика государства и ее связь с социальной работой

6

4

2

-

6

16

Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы

6

4

2

-

6

17

Теоретические проблемы становления системы социальной защиты населения

6

4

2

-

6

18

Проблемы эффективности в социальной работе

6

4

2

-

6

19


Раздел IV. Теоретические аспекты формирования профессионализма социальных работников.

Состояние и проблемы развития кадрового потенциала системы социальной защиты населения.


2

2


-


-

4


20

Основные направления профессионально-личностного развития специалиста социальной работы

8

4

4

-

6

21

Социальное образование. Становление многоуровневой системы подготовки специалистов социальной работы

4

2



2

-

6

22


Раздел V. Перспективы социальной работы

Основные направления социальной работы в XXI в.



4


2


2


-

8


23

Проблемы глобализации в обществе и ориентиры социальной работы в современном мире

4

2

2

-

8




Экзамен



















Итого:

120

72

48

-

150


Для студентов заочной формы обучения:

№ п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Всего ауд.

ЛК

ПР/ СМ

ЛБ

Сам. раб

1.


Раздел I. Природа социальной работы.

Феномен социальной работы


1

1

-


-

6


2.

История становления и развития социальной работы.

1

1

-

-

10

3.


Раздел II. Методологические основы социальной работы.

Проблемы научной идентификации социальной работы.



1


1


-


-

10


4

Теория познания в социальной работе.

1

1

-

-

10

5.

Категориально-понятийный аппарат социальной работы.

1

1

-

-

10

6.

Принципы и закономерности теории социальной работы.

1

1

-

-

10

7

Методы теории социальной работы

2

2

-

-

10

8

Теория социальной работы в структуре социальных наук

2

-

2

-

10

9

Системный подход в социальной работе

2

2

-

-

10

10

Социальная работа и общественное развитие.

-

-

2

-

10

11


Раздел III. Теоретические основы практики социальной работы

Профессиональная социальная работа

в системе социальной деятельности, ее цели и функции


2


2


-


-

10


12

Объектно-субъектные отношения в практике социальной работы

2

2

-

-

10

13

Основные тенденции соотношения теорий и моделей практики социальной работы.

2

2

-

-

14

14

Методы практической социальной работы

2

2

2

-

10

15

Социальная политика государства и ее связь с социальной работой

2

-

2

-

10

16

Общественные и благотворительные организации в системе социальной работы

2

-

2

-

10

17

Теоретические проблемы становления системы социальной защиты населения

2

2

-

-

10

18

Проблемы эффективности в социальной работе

2

-

2

-

10

19


Раздел IV. Теоретические аспекты формирования профессионализма социальных работников.

Состояние и проблемы развития кадрового потенциала системы социальной защиты населения.


1

1


-


-

10


20

Основные направления профессионально-личностного развития специалиста социальной работы

2




2

-

10

21

Социальное образование. Становление многоуровневой системы подготовки специалистов социальной работы

1

1






-

10

22


Раздел V. Перспективы социальной работы

Основные направления социальной работы в XXI в.



2


-


2


-

10


23

Проблемы глобализации в обществе и ориентиры социальной работы в современном мире

2

-

2

-

10




Итого:

40

22

18

-

230


1.6.2. Содержание разделов дисциплины
Раздел I. Природа социальной работы

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница