Учебно-методический комплекс Для специальности №020300 социология



Скачать 312.09 Kb.
Дата27.04.2016
Размер312.09 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Российский государственный гуманитарный университет
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

СОЦИОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ

Учебно-методический комплекс


Для специальности №020300 – социология

Составитель

Д.с.н., профессор С.Н.Щеглова


Ответственный редактор

Д.ф.н., чл.-кор. РАН, проф. Ж.Т.Тощенко


Учебно-методический комплекс утвержден

на заседании кафедры прикладной социологии

Москва - 2005
Вступительная статья

Высокая скорость политических, экономических и социальных изменений в России оказывает серьезное влияние на положение и социальное развитие российской молодежи. Особую остроту ряда молодежных проблем обусловливает также особенность протекания этого возрастного периода в жизни человека. Научный анализ процессов формирования ценностно-нормативной системы молодежи, экономических, политических и социокультурных условий ее социализации имеет в современных условиях большое поле практического применения: при принятии решений в области государственной молодежной политики, программ социального развития и регуляции социального поведения этой возрастной группы. Социология молодежи является одной из активно развивающихся отраслей в современной социологии, здесь активно происходит поиск новых методических подходов к исследованиям и разработка теоретических парадигм. Именно этим продиктована необходимость изучения курса студентами-социологами, его место в учебном плане и логика построения курса.



Цель спецкурса – формирование системы знаний по теориям и методическим подходам к изучению молодёжи в рамках отраслевой социологии.

Задачи спецкурса:

  • дать представления о сущности молодёжи как социально-демографической группы, с точки зрения её роли и места в общественном воспроизводстве.

  • изложить основных социальных проблем, возникающих в связи с положением молодёжи в социальной структуре общества, с особенностями её сознания и поведения;

  • обеспечить необходимые знания о методах социологического исследования социальных проблем молодежи;

  • дать представление об основных направлениях и формах реализации молодёжной политики государства.

Предлагаемый курс опирается на теоретические знания по общественным и гуманитарным дисциплинам, полученные студентами на первом-четвертых годах обучения, и ориентирован на сознательное освоение социологических теорий молодежи и специфических методов и техник исследования ювенальных групп.

Учитывая специфику курса при его освоении большое внимание уделяется самостоятельной креативной работе с текстами современных ученых и классиков, а также аспектам подготовки студентов к возможной будущей преподавательской деятельности. Акцент при самостоятельной работе ставится на визуализации теоретических и практических материалов, развитии навыков оценивания и контроля.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника вуза, предъявляемые Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по дисциплине «Социология молодежи»


Специалист должен:

Знать основные функции социологии молодежи, современные социально-правовые и социально-экономические проблемы российского общества, связанные с возрастной стратификацией, основные методы и направления исследований молодежных групп и молодежных субкультур;

Иметь представления о теоретических концепциях молодежи, социализации и взросления, об основных этапах социализации и возрастных кризисах молодежи;

Быть компетентным в определении специфики научно-исследовательской и социально-проектной работы с молодежными социально-возрастными группами, государственной молодежной политики.

В результате прохождения курса студенты обучаются следующим практическим навыкам:



  • организации социологического исследования в предметном поле социологии молодежи, получения информации от различных ювенальных групп;

  • использования информационных технологий для поиска, сбора и визуализации информации.


Обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по дисциплине «Социология молодежи»


Индекс


Дидактические единицы


Всего часов




Социальный возраст. Социально-возрастная стратификация. Возрастной статус молодежи. Возрастная роль. Возрастное неравенство. Возрастные этапы в структуре жизненного пути. Поколение и возрастная когорта. Социологические концепции молодежи. Молодежные субкультуры. Молодежная политика. Специфика исследовательской и социально-проектной работы с молодежными возрастными группами.


72




Словарь – минимум основных понятий, необходимых для успешного усвоения курса
Возрастная когорта

Возрастная роль

Возрастная стратификация

Возрастной кризис

Возрастное неравенство

Возрастные этапы в структуре жизненного пути

Молодежная политика

Молодежная субкультура

Молодёжное движение

Молодёжные проблемы

Молодежь

Молодость

Молодые взрослые

Подростки

Поколение

Социальный возраст

Социологические концепции молодежи

Социология молодёжи

Статус молодежи

Ювенальная группа

Юность

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА






Тема

Лекции

Семинары

Всего

1.

Возраст как объект научного исследования.


2

2

4

2.

Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества

2

2

4

3.

Молодежь как объект социологического исследования

2




2

4.

Социология молодежи как отрасль

социологии: предмет, объект, цели, задачи



2

2

4

5.

Современные социологические концепции

молодёжи

2

2

4

6.

Молодежные субкультуры

2

2

4

7.

Социальный статус молодежи в современном российском обществе

2

2

4

8.

Государственная молодёжная политика


2




2

9.

Методы и процедуры социологических

исследований ювенальных групп



2

2

4




Итого:

18

14

32

Данная дисциплина специализации предназначена для студентов-социологов V курса.

Курс предполагает 18 часа лекций, 14 часов семинарских занятий и 10 часов контрольных работ, в том числе итоговой письменной работы.



Основными видами занятий являются:

1. Лекции (18 часов), в которых обеспечивается целостное представление о предмете спецкурса, о его структуре, связь с другими курсами, даётся анализ существующих теоретических подходов, раскрывается содержание разделов и тем, обосновываются определения и дефиниции, демонстрируются возможности применения получаемых знаний на практике;

2. Практические и семинарские занятия (10 часов), направленные на закрепление пройденного материала, на рассмотрение дополнительной литературы, на обсуждение домашних заданий,;

3. Групповые дискуссии (4 часа), в ходе которых обсуждаются конкретные проблемы, связанные с различными сферами жизнедеятельности молодёжи, вырабатываются исследовательские подходы к эмпирическим исследованиям молодежи.

4. Домашние задания, преследующие цель углублённой проработки наиболее сложных тем спецкурса на основе дополнительной литературы.

Доклады и выступления на практических и семинарских занятиях, участие в групповых дискуссиях, выполнение домашних заданий являются формами промежуточного контроля знаний студентов.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Возраст как объект научного исследования
Понятие возраста в науке. Абсолютный, календарный, хронологический возраст. Условный возраст как возраст развития. Установление условного возраста. Периодизация как структурирование течения времени, выделение в нем определенных, имеющих содержательное значение хронологических элементов (периодов).

Понятия «онтогенез», «течение жизни», «жизненный путь», «жизненный цикл» в описаниях индивидуального развития.

Биологический возраст. Психический возраст. Концепции жизненного пути в психологии.

Социальный возраст. Соотнесение процессов биологического, психического, социального развития человека. Возрастная самоидентификация индивида. Межличностная гетерогенность. Внутриличностная гетерогенность – несовпадение темпов созревания и инволюции человека.

Возрастные циклы в структуре жизненного пути. Обряды перехода от одного жизненного этапа к другому (обряд инициации). Возрастной кризис и критический период.

Возрастная периодизация в Российской Федерации. Границы молодежного возраста и периодизация внутри возраста. Сравнение периодизации в России, Европе и др. странах.



Тема 2. Место молодежи в социально-возрастной стратификации общества
Развитие общества как процесс последовательной смены и преемственности возрастных когорт. Понятие «возрастного слоя-страты», «возрастная когорта», «поколение».

Поколение как социально-историческое явление. Преемственность поколений. Смена поколений как универсальный процесс. К.Мангейм и его понятия «поколенное положение», «поколенная взаимосвязь», «поколенное единство». 5 подходов в российской социологии к определению поколения: демографическое поколение, антропологическое поколение, историческое поколение, хронологическое поколение, символическое поколение.

Система возрастной стратификации. Социально-демографической аспект: возрастной состав и структура населения. Социально-экономический аспект: возрастная структура участия в общественном воспроизводстве. Социально-политический аспект: возрастная структура властных отношений, системы институтов и организаций. Социокультурный аспект: преобладание элементов субкультуры определенного возраста в культуре общества. Место и роль молодежной группы в социальной структуре общества: история и современные тенденции.

Возрастная стратификация как система связанных с возрастом социально-психологических экспектаций и санкций. Методы и приемы изучения социальной стратификации, построенной на возрастном принципе. Факторы устойчивости и изменчивости, влияние демографических переменных, внешних условий.


Тема 3. Молодежь как объект социологического исследования.
Различные подходы к определению понятия «молодёжь». Определение социологической сущности молодёжи. Молодёжь как социально-демографическая группа.

Социальный статус групп разного возраста. Элементы возрастного статуса: права и обязанности, нормы и возрастные роли, статусная символика, образ жизни, возрастное видение мира.

Социальная стратификация внутри молодежного возраста. Неравенство стартовых возможностей молодежи в современном российском обществе.

Молодежь как социальная роль и статус. Понятие «психосоциального моратория». Самоидентификация и социализация молодежи. Периодизация внутри молодежного возраста: старшие подростки, юношество, молодежь, «молодые взрослые».

Трансформация границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости в современном обществе.
Тема 4. Социология молодежи как отрасль социологии: предмет, объект, цели, задачи
Отрасль социологии, изучающая молодежь как особую социально-демографическую группу, ее функции в обществе, взаимодействие общества и молодежи, социальную политику по отношению к молодежи, разрабатывающая основные методологические и методические принципы ее исследования.

Молодежные проблемы как предмет изучения. Специфика подходов к молодежи как объекту изучения в социологии, различия подходов в других специальных социологических отраслях: социологии воспитания, социологии семьи и социологии образования. Задачи социологии молодежи. Уровни социологии молодежи: общесоциологические теории, методология и методика исследований, историография научных исследований. Социальное прогнозирование и социально-проектная деятельность в рамках социологии молодежи.

Возникновение социологии молодежи. Этапы институализации социологии молодежи как отдельной отрасли социологии.
Тема 5. Современные социологические концепции молодёжи
Молодежь как носитель психо-биологических свойств молодости. Психоаналитическая ориентация. З.Фрейд и неофрейдизм. Эпигенетический принцип Э.Эриксона. Р.Бенедикт о «социальном характере». Теории внутрифазового развития и жизненного пути личности в трудах отечественных социологов.

Структурно-функциональный подход к исследованию молодежи. Теоретическое наследие Э.Дюркгейма, Р.Мертона, Т.Парсонса в социологических концепциях молодёжи.

Молодежь как объект и субъект процесса смены поколений. Теория социального наследования К.Мангейма. Концепция межпоколенного взаимодействия в трудах отечественных социологов.

Концепции молодежи как источника конфликта поколений. Молодежь как феномен культуры.

Общесоциологическая концепция С.Айзенштадта. Функционирование одновозрастных групп и объединений в социуме, условия их возникновения. Понятие и сущность возрастной субкультуры.

Конфликт поколений. Причины возрастного конфликта. М.Мид и ее работа «Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями». Разрешение конфликта поколений социальными средствами. Способы нейтрализации социально-возрастного конфликта в традиционных и современных обществах.

Концепция социального развития молодёжи В.И.Чупрова. Молодёжь как субъект общественного воспроизводства и её сущностные характеристики.
Тема 6. Молодежные субкультуры
Молодеж­ная субкультура как цельная форма со­знания, поведения, коммуникации и организации молодого поколения внутри господствующей в обществе культуры. Воз­растные и социально-психологические параметры группы молодежи как социальная база формирования молодежных субкультур. Социокультурная идентификация молодежи. Двойственная роль молодёжной субкультуры.

Основные элементы молодежной субкультуры. Стиль жизни и образ мышления юношей и девушек, обычаи, нормы, ценности и интересы. Стиль в одежде, прическе, музыкальные при­страстия и особые манеры проведения досуга, сексуального общения.

Интерпретация субкультуры как специфической молодежной проблемы. Молодежные субкультуры как противопоставление существую­щей «официальной» культуре, общественному строю и общественным нормам поведения (Д. Маца, У Миллер, А. Кон). Английская школа и традиция исследования мировоззренческой дифференциации внутри молодеж­ного движения (С.Фрис).

Российская школа исследования субкультуры (В.Бакшутов, В. Боровик, С. Григорьев, Г. Журавлев, С. Иконникова, И. Ильинский, А. Капто. Г Квасов, Л. Коган, В. Лисовский, Б. Лисин, В.Ф. Левичева, В.А.Луков, В. Немировский, Ю. Ожегов, В. Чурбанов, В. Харчева, А. Шендрик и др.).

Понятие «культурной автоно­мии», которая формирует внутренний мир личности. Обособленность, отстраненность от официальной культуры, тради­ционных культурных ценностей, демонстративность, эпатажность, экстремальность как специфические характеристики молодежной субкультуры. Мода и различные символы как зна­ки приобщенности к определенной группе.

Атомизация молодежной среды и превращение субкультурных групп ровесников в доминирующие референтные группы в современном обществе.

Функции молодежной субкультуры.

Контркультура как отдельный сегмент молодежной культуры. Молодежные субкультуры как часть механизма культурных инноваций. «Инновационный конфликт».

Типология молодежных субкультур. Современные концепции молодежных субкультур в трудах российских и зарубежных социологов.

Классификация молодежных субкультурных движений по направленности интересов (М.Топалов). Просоциальные и антисоциальные, социально-активные и социально – пассивные молодежные субкультуры.

Связь молодежной субкультуры со способом времяпрепро­вождения, с социальной позицией, с образом жизни, с альтернатив­ным творчеством (3.Сикевич).

Типология молодежных субкультур С.А.Сергеева: романтико-эскапистские субкультуры (хиппи, толкиенисты, с известными оговорками - байкеры), гедонистическо-развлекательные (мажоры, рэйверы, реперы и т.п.), криминаль­ные («гопники», «люберы»), анархо-нигилистические или радикально- деструктивные (панки, экстремистсные субкультуры «левого» и «правого» толка).

Специфические черты современных молодежных субкультур России: влияние западной молодежной моды, феномен романтической компенсации повседневной рутины, воспроизводство черт советского прошлого, связь с субкультурами криминала.
Тема 7. Социальный статус молодежи в современном российском обществе
Мотивационная сфера сознания молодого человека. Потребности. Интересы. Ценности. Тенденции изменения мотивационной сферы молодёжи.

Проблемы социализации и воспитания. Первичная и вторичная социализация. Институты социализации молодежи. Эволюция институтов социализации. Институты семьи, образования, религии, информации, армии. Тенденции их изменения в современных условиях.

Положение в материальном производстве. Проблемы молодёжной безработицы. Мотивация труда молодёжи. Тенденции изменения нормативного сознания молодёжи в сфере труда в материальном производстве.

Потребительские интересы современного поколения молодёжи. Объём и формы потребления молодёжи как факторы её социального расслоения. Новые основания социальной стратификации молодёжи.

Тенденции изменения репродуктивного сознания и поведения молодёжи. Проблемы молодой семьи.

Особенности молодёжи как субъекта политических отношений. Характеристика политического сознания молодёжи. Положение молодёжи в структуре власти и формы её участия в политической жизни

Проблемы девиантного поведения молодежи. Явления социальной патологии в молодёжной среде.
Тема 8. Государственная молодёжная политика
Молодёжная политика: сущность и типология. Принципы молодёжной политики. Молодежная политика политических партий и движений. Правовое обеспечение государственной молодёжной политики. Социальная и молодёжная политика: общее и особенное. Региональные особенности молодёжной политики.

Основные направления государственной молодёжной политики. Технологии социальной помощи молодежи: компенсации, инвестиции, льготы. Федеральная программа «Молодежь». Поддержка молодых семей. Международные стандарты молодежной работы.

Понятие молодежного движения. Развитие молодежных общественных объединений в России. Социальные потребности и интересы молодежи как основа молодежного движения. Государственная поддержка молодежных объединений.

Социальные технологии в области молодёжной политики.


Тема 9. Методы и процедуры социологических исследований ювенальных групп

Методические принципы социологического анализа молодости. Микро- и макроуровни анализа в социологических исследованиях молодежи. Применение лонгитюдных, панельных и когортных прикладных исследований.

Социально-психологические особенности подростков и выбор методики социологического исследования. Границы применения наблюдения, интервьюирования и анкетирования. Проблема неискренности подростков и повышения достоверности получаемой информации от юных респондентов. Методические принципы получения и анализа социологической информации о подростках при анкетном опросе.

Возможности визуальной социологии в исследовании образа жизни молодежи (изучение комнаты, граффити, моды и др. элементов субкультуры)

Сферы и возможности применения социальных экспериментов в молодежной группе.

Отечественный опыт молодежных исследований. Показатели и индикаторы жизнедеятельности молодежи. Тенденции изменения качества жизни молодежи в современной России. Изучение ценностей и ценностных ориентаций молодежи. Исследование эволюции политики и законодательства в отношении молодежи. Основные ориентиры государственной молодежной политики и значение социологического сопровождения реализации политики в российском обществе.

Социологический мониторинг положения молодежи в Российской Федерации. Методика подготовки ежегодных государственных докладов. Главные социологические центры эмпирических исследований молодежи. Базы данных эмпирических исследований молодежи в Интернет.

Обязательная литература


  1. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  2. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

  3. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования.- СПб.: БИС-принт, 2002.

  4. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. - 688 с. Глава «Возраст и неравенство».

  5. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс . – М.: ООО «Форма «Издательство АСТ»; Львов: «Инициатива», 1998. – 496 с. Глава «Возраст».

  6. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Жан Терентьевич Тощенко . - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт, 2003. - 527 с. Глава 4 «Социология молодежи».

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М.: Наука, 2001. – 230с.


Дополнительная литература

  1. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с.

  2. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704с. Глава 3 « Социализация и жизненный цикл».

  3. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.

  4. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999.

  5. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.

  6. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000.

  7. Положение молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000- 2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 303 с.

  8. Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия. //Социс. -1994 №6.

  9. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

  10. Щеглова С.Н. Куда направить вектор научных исследований молодежи? // Методологические проблемы исследований молодежи. - М.: Социум, 1998. - С. 58-61.

  11. Щеглова С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочаро­вания. - М.: НИЦ ИМ, 1997.


Журналы:

Молодежь и общество

Социологические исследования

Социология и социальная политика


Электронные ресурсы:

www.ed.gov.ru

www.region.ulsu.ru

www.rusmol.org

www.ruy.ru

www.ynpress.ru

Система текущего и итогового контроля знаний студентов
В ходе изучения курса предполагаются следующие формы контроля знаний:

Итоговое тестирование

«отлично» - 20 баллов;

«хорошо» - 15 баллов;

«удовлетворительно» - 10 баллов;

«неудовлетворительно» - до 10 баллов

Итоговая работа, представленная в форме электронной презентации

«отлично» - 30 баллов;

«хорошо» - 20 баллов;

«удовлетворительно» - 15 баллов;

«неудовлетворительно» - до 15 баллов.
Текущий контроль осуществляется на каждом занятии:

в форме экспресс-теста по окончанию лекции – до 3 баллов

в форме оценки за работу на семинаре – до 10 баллов
Результаты обеих форм контроля складываются и в итоге получается 100-балльная система оценки, где:

«отлично» - 85-100 баллов;

«хорошо» - 70-85 баллов;

«удовлетворительно» - 60 -70 баллов;

«неудовлетворительно» - до 60 баллов.

Итоговая работа.

Итоговая работа представляет собой индивидуально выполненный исследовательский проект, представленный в форме электронной презентации. Студент должен



  • Выбрать теоретическую концепцию исследования молодежи и исходя из главных постулатов данной концепции определить проблему, объект и предмет своего мини-исследования, разработать адекватную подходу методику анализа.

  • Произвести сбор и обработку информации.

  • Подготовить визуальные данные в формах таблиц, диаграмм, графиков, иллюстраций и др.

  • Представить устно свою презентацию на общей дискуссии и выслушать групповое обсуждение и оценку коллег-однокурсников своей работы.

Семинарские занятия предназначены для студентов-социологов V курса, прослушавших лекции по теории и практике социальной работы.

На занятия отводится 14 аудиторных часов.

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях, являются ключевыми аспектами предлагаемых тем. Кроме того, предлагаются вопросы для самоконтроля. Они носят более частный характер и способствуют лучшему пониманию степени проникновения в материал, акцентируют внимание на нюансах конкретной проблемы. При подготовке к семинарам студент использует личный опыт, знания других учебных дисциплин.

Список рекомендуемой литературы для подготовки к семинарским занятиям составлен, исходя из степени ее актуальности, научной обоснованности и доступности для студента. Статьи из научных журналов и электронные публикации в Интернет помогут ознакомиться с различными исследованиями молодежи.

Семинар: Тема 1. Возраст как объект научного исследования
Цель: расширение знаний по основным общим понятиям социологии возраста, уточнение категорий «социальный возраст», «социальный статус», «жизненный путь», «возрастная стратификация», «возрастное неравенство».
Вопросы для обсуждения:


  1. Жизненный путь и биография: преемственность социологических категорий (анализ зарубежных концепций).

  2. Элита и возраст: путь наверх.

  3. «Отцы» и «дети»: за диалог в отношениях.

Темы докладов:

  1. Классификации возрастов в различных странах.

  2. Ариес Ф. и его концепция социального конструирования возраста.

  3. Типы возрастных структур населения по Зумдбергу.

  4. П. Сорокин, Т. Парсонс о социальном возрасте.

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Количественной характеристики возрастной структуры населения Российской Федерации.

  2. Кризисы в молодежном возрасте.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.
Обязательная литература


  1. Гидденс Э. Социология. – М.: Эдиториал УРСС, 1999. – 704с. Глава 3 « Социализация и жизненный цикл».

  2. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования.- СПб.: БИС-принт, 2002.

  3. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. - 688 с. Глава «Возраст и неравенство».

  4. Томпсон Дж.Л., Пристли Дж. Социология: Вводный курс . – М.: ООО «Форма «Издательство АСТ»; Львов: «Инициатива», 1998. – 496 с. Глава «Возраст».


Дополнительная литература

  1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке.- Екатеринбург: Изд-во Ура.ун-та, 1999. Глава 1. Возрасты жизни.

  2. Беляева Л.А. Социальный портрет возрастных когорт в постсоветской России // Социс. 2004. №10.

  3. Бочаров В.В. Антропология возраста: Учебное пособие. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 196 с.

  4. Выготский Л.С. Проблема возраста./ Собрание сочинений в 6-ти томах. Т.4. – М.: Педагогика, 1984.-433 с.

  5. Глотов В.Д. Поколение как категория социологии //Социс. 2004. №10.

  6. Щеглова С.Н. Определение границ перехода от детства к молодости и от молодости к взрослости // Молодежь 97: надежды и разочаро­вания. - М.: НИЦ ИМ, 1997.

Практическое семинарское занятие: Тема Социальное конструирование возраста: образы ювенальных возрастных групп в художественных произведениях


Цель: на основе самостоятельного изучения произведений изобразительного искусства собрать аргументы в рамках концепции социального конструирования возраста.
Задание для самостоятельной работы

Посетить основную экспозицию Государственного Музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Войдя в зал, ознакомиться с описанием экспозиции. Осмотреть все представленные в зале произведения, отдельно фиксируя свое внимание на тех из них, где изображены дети и молодежь. Записать полные названия этих произведений, время создания, имена авторов. По итогам работы и анализа подготовить эссе. При подготовке эссе опираться на вопросы:

Какие возрастные группы представлены в экспозиции? Образов каких групп больше, почему? Есть ли современные возрастные группы, которых, судя по художественным произведениям, ранее «не существовало»? Как в художественных произведениях отразились представления социума о роли, значении, статусе групп предмолодежного и молодежного возраста?
Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний


  1. Концепция социального конструирования реальности и ее применение в рамках социологического изучения молодежи.

  2. Основные факторы «возникновения» молодежного возраста.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: оценка за подготовленное эссе.
Обязательная литература


  1. Ариес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке.- Екатеринбург: Изд-во Ура.ун-та, 1999. Глава 1. Возрасты жизни.

  2. Бергер П.Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: Трактат по социологии знания: Пер. с англ. - М.: Медиум, 1995. - 323 с.

  3. Кон И.С. Психология ранней юности. - М.: Просвещение.-1989. –255 с.

  4. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. - 688 с. Глава «Возраст и неравенство».


Дополнительная литература

  1. Бергер П. Общество в человеке // Социологический журнал. - 1995. - №2. - С.162.

  2. Бергер П.Л. Приглашение в социологию: Гуманистическая перспектива: Пер. с англ. под ред. Г. С.Батыгина. - М.: Аспект - Пресс, 1996. - 168с.

  3. Семенова В.В. Качественные методы: Введение в гуманистическую социологию. - М.: Добросвет, 1998.

Семинар. Тема 4. Социология молодежи как отрасль социологии: предмет, объект, цели, задачи
Цель: углубить знания о структуре теорий среднего уровня, этапах развития и перспективах социологии молодежи
Вопросы для обсуждения:

  1. Основные социологические теории молодежи.

  2. Этапы развития российской социологии молодежи.

  3. Основные зарубежные школы в социологии молодежи.

  4. Ролевой подход к изучению молодежи.

Темы докладов:

  1. От теории социализации к социологии молодежи.

  2. Кто есть кто в современной российской социологии молодежи.

  3. Место социологии молодежи в структуре социологического знания.

Темы для самостоятельного изучения:

    1. Подростки и тинейджеры: два подхода к определению возрастного периода.

    2. Причины и основные тенденции трансформации периода молодости в современном мире.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Социальный возраст как предмет исследования теорий среднего уровня.

  2. Основные этапы в развитии социологии молодежи.

  3. Основные направления развития социологии молодежи.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.
Обязательная литература


  1. . Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999.

  2. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

  3. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Жан Терентьевич Тощенко . - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт, 2003. - 527 с. Глава 4 «Социология молодежи».

  4. Чупров В.И. Социология молодёжи на рубеже своего тридцатилетия. //Социс. -1994 №6.


Дополнительная литература

  1. Ковалева А.И. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социализационная траектория // Социол. исслед. - 2003. - N 1. - С.109-115.

  2. Мид М. Культура и мир детства. – М.: Педагогика, 1988.

Дискуссия Тема 5. Современные социологические концепции молодежи.


Цель: Критическое обсуждение работы современного английского социолога С.Фриса «Социология молодежи». Источник: С.Фрис «Социология молодежи» www.region.ulsu.ru
Вопросы для обсуждения:

  1. Какова цель работы? Выскажите свое мнение, достиг ли автор этой цели? Какие основные теории молодежи представлены в работе?

  2. Предложите свое структурирование этой научной научной работы: выделите и назовите вступление, разделы, параграфы, выводы.

  3. Какие образные примеры и для чего использует С.Фрис в своей работе?

  4. Для изучения каких других групп или явлений социума могут быть использованы позиции, мнения, аргументы С.Фриса?

  5. Концепция С.Фриса «национальна или интернациональна»?

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Краткая информация об авторе

  2. Выпишите 2-3 важные авторские цитаты и/или определения каких-либо социологических терминов.

  3. С.Фрис опирается в своей работе на авторитеты, на работы других авторов. Выпишите все фамилии, дайте краткие биографические справки

  4. Проведите визуализацию подходов С.Фриса, составьте 2-3 наглядные схемы по работе.

  5. Составьте 4 тестовых задания по работе С.Фриса.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление в дискуссии.
Обязательная литература


  1. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999.

  2. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000.

  3. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования.- СПб.: БИС-принт, 2002.

  4. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М.: Наука, 2001. – 230с.


Дополнительная литература
Дискуссия Тема 6. Молодежная субкультура – контркультура или массовая культура?

Цель: выявить специфику изучения различных элементов молодежной субкультуры, получить некоторые навыки использования метода визуальной социологии в исследованиях молодежных граффити.


Вопросы для обсуждения:

  1. Молодежная субкультура: нормы и система ценностей.

  2. Особенности молодежных субкультур в России.

Темы докладов:

  1. Современные видео и кинофильмы как проекция молодежных субкультур.

  2. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры.

  3. Исследование граффити в учебных аудиториях вуза.

Темы для самостоятельного изучения:

  1. Специфика изучения латентных признаков субкультуры.

  2. Молодежная субкультура как предмет изучения комплекса гуманитарных и общественных наук.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Элементы молодежной субкультуры.

  2. Возрастные субкультуры.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.

Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление в дискуссии.
Обязательная литература


  1. Левикова С.И. Молодежная субкультура. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. 608 с.

  2. Луков В.А. Особенности молодежных субкультур в России // Социс. 2002. №10. С.79-88.

  3. Мид М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями // Мид М. Культура и мир детства.М.: Наука, 1988. С.322-361.

  4. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры. – М., 2000.


Дополнительная литература

  1. Аксютина О. Панк в России 90-х: протест или товар? // Философ. науки. - 2003. - N 4. - С.32-50.

  2. Молодые о молодых. Специальный выпуск Информационного бюллетеня «Молодежная политика». – М.: Социум, 2000.- 73с.

  3. Сергеев В.К. Молодые москвичи. Новое поколение обновленной страны. М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2001. – 160 с.

  4. Сикевич З.В. Молодежная культура: "за" и "против". - Л.: Лениздат, 1990. - 204 с.

  5. Щеглова С.Н. «Своя» комната как артефакт молодежной субкультуры //Социс. 2003. №3. С.119-122.

Семинар: Тема 7. Молодежь в современном мире: проблема индивидуализации и социально-культурной интеграции.


Цель: определить актуальные проблемы изучения молодежи, познакомиться с основными методологическими подходами современных исследований в рамках российской социологии молодежи
Вопросы для обсуждения:

  1. Стиль жизни молодых горожан: трансформация и региональная дифференциация

  2. Агрессивное поведение молодежи.

  3. Риск в жизненных стратегиях молодежи.

  4. Положение молодежи в Российской Федерации и государственная молодежная политика (социологический мониторинг).

Темы докладов:

  1. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска.

  2. Протестный потенциал молодежи.

Вопросы для самостоятельного изучения:

  1. Основания социальной стратификации современной молодежи.

  2. Проблемы девиантного поведения молодежи.

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Актуальные социальные проблемы современной российской молодежи.

  2. Социальные показатели и индикаторы качества жизни молодежи.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.



Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад.
Обязательная литература

  1. Гришина Е.А. Российская молодежь: проблемы гражданской идентичности. М., 1999.

  2. Ковалева А.И., Луков В.А. Социология молодежи. Теоретические вопросы. М.: Социум. 1999.

  3. Константиновский Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности. М., 2000.

  4. Положение молодежи и реализации государственной молодежной политики в Российской Федерации. 2000- 2001 годы / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2002. – 303 с.

  5. Тощенко Ж.Т. Социология: Общ.курс: Учеб. пособие для студентов вузов / Жан Терентьевич Тощенко . - 2-е изд., доп. и перераб.. - М.: Юрайт, 2003. - 527 с. Глава 4 «Социология молодежи».

  6. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Молодёжь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М., 2000.

  7. Чупров В.И., Зубок Ю.А., Уильямс К. Молодежь в обществе риска. – М.: Наука, 2001. – 230с.


Дополнительная литература

  1. Бутенко И.А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социол. исслед. - 2001. - N 10. - С.84-91.

  2. Вишневский Ю.Р. Студент 90-х - социокультурная динамика / Ю.Р.Вишневский, В.Т.Шапко // Социол. исслед. - 2000. - N 12. - С.56-63.

  3. Добрынина В.И. Процессы перемен в сознании российской учащейся молодежи / В.И.Добрынина, Т.Н.Кухтевич // Вестн. Моск. ун-та. Сер.18. Социол. и политол. - 2003. - N 4. - С.166-177.

  4. Долбик-Воробей Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости // Социол. исслед. - 2003. - N 11. - С.78-83.

  5. Дризе Ю. Принц и нищий. Много ли у них шансов встретиться в одной вузовской аудитории? // Поиск. - 2002. - 20 сент. (N 38). - С.6.

  6. Ельчанинов П.М. Проблемы трудовой занятости сельской молодежи. // Социс. 2004. №2.

  7. Зерчанинова Т.Е. Социальные потребности молодежи Севера // Социол. исслед. - 2002. - N 9. - С.128-131.

  8. Зоркая Н. Ценности и установки российской молодежи / Н.Зоркая, Н.М.Дюк // Мониторинг обществ. мнения. - 2003. - N 4 (66). - С.66-77.

  9. Зубок Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска // Социс. 2003. №4. – С.42-50.

  10. Карпухин О.И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения // Социол. исслед. - 2000. - N 3. - С.124-128.

  11. Леденева Л.И. Профессионально-миграционные намерения российских студентов, обучающихся за рубежом // Социол. исслед. - 2002. - N 10. - С.94-101.

  12. Резникова Т.П. Контрацептивное поведение молодежи // Социол. исслед. 2003. - N 1. - С.131-135.

  13. Реутов Е.В. Учащаяся молодежь и наркотики // Социол. исслед. - 2004. - N 1. - С.86-91.

  14. Реутова М.Н. Направления и интенсивность межпоколенной мобильности молодежи // Социс. 2004. №6.

  15. Руденко Г.Г. Специфика положения молодежи на рынке труда / Г.Г.Руденко, А.Р.Савелов // Социол. исслед. - 2002. - N 5. - С.101-107.

  16. Скутнева С.В. Гендерные аспекты жизненного самоопределения молодежи // Социол. исслед. - 2003. - N 11. - С.73-78.

  17. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества / А.В.Соколов, И.О.Щербакова // Социол. исслед. - 2003. - N 1. - С.115-123.

  18. Черкасова Т.В.О социальных конфликтах молодежи и путях их урегулирования// Социс. 2004. №3.

  19. Щеглова С.Н. Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям// Молодежная политика. 2000.- № 4(216-220).- С.54-69.

Семинар: Тема 9. Методы и процедуры социологических исследований ювенальных групп


Цель: закрепить знания и отработать навыки проведения социологических исследований молодежи и визуализации данных.
Вопросы для обсуждения:

  1. Социально-психологические особенности молодежи и выбор методики социологического исследования.

  2. Подростки как объект исследования, методические принципы получения и анализа социологической информации о подростках.

  3. Причины подростковой неискренности при проведении социологических исследований (работы П.Экмана).

Контрольные вопросы и задания для самостоятельной проверки знаний:

  1. Основные этические принципы работы социолога с ювенальными группами.

  2. Границы и возможности применения метода социального эксперимента с подростковыми и молодежными группами.

  3. Экспертный опрос по проблемам молодежи: проблема достоверности данных.

Формы текущего контроля знаний: оценка в журнале успеваемости.



Формы контроля самостоятельной работы студентов: выступление на семинаре, доклад, электронная презентация.
Обязательная литература

  1. Основы ювенологии: опыт комплексного междисциплинарного исследования.- СПб.: БИС-принт, 2002.

  2. Щеглова С.Н. Куда направить вектор научных исследований молодежи? // Методологические проблемы исследований молодежи. - М.: Социум, 1998. - С. 58-61.

  3. Экман П. Почему дети лгут? – М.: Педагогика – Пресс, 1993.


Дополнительная литература

  1. Ноэль Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. - М.: Ава-Эстра, 1993. - 272 с.

  2. Ньюман Л. Значение методологии: три основных подхода // Соц.исслед. - 1998. - №3 – С.122-134.

  3. Ньюман Л.. Неопросные методы исследования // Соц.исслед. – 1998. - №6. - С.119-129.

  4. Страусс А., Корбин Д. Основы качественного исследования: обоснованная теория, процедуры и техники. – М.: Эдиториал УРСС, 2001.

  5. Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н. Российские подростки в информационном мире. - М.: Юнпресс, 1999.

  6. Щеглова С.Н. Детство: методы исследования. – М.: Социум, 1999.С53-54.

  7. Щеглова С.Н. Как изучать детство. Социологические методы исследования современных детей и современного детства. – М.: Юнпресс, 2000.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница