Учебно-методический комплекс для специальности 230201. 65 Информационные системы и технологии (название специальности/ей) 2 курс



Скачать 153.98 Kb.
Дата16.05.2016
Размер153.98 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Астраханский государственный университет»

в г. Знаменске Астраханской области
«УТВЕРЖДАЮ»

Директор филиала ФГБОУ ВПО АГУ

в г. Знаменске Астраханской области

__________________В.Н.Крамаренко



Философия

(дисциплина)



учебно-методический комплекс


для специальности

230201.65 Информационные системы и технологии

(название специальности/ей)


2 курс

(номер курса)


Автор- составитель:

Онищенко Е.В.

(ФИО авторов)

e-mail:

znamensk@aspu.ru

(адрес электронной почты)


г.Знаменск 2011 г.
Философия

(название дисциплины)


Рабочая учебная программа
Автор составитель

ст. преподаватель Онищенко Е.В.

(звание, ФИО)
Ответственный редактор

Зав. кафедрой педагогики и психологии гуманитарных дисциплин, Шакиров И.А.



(звание, ФИО)
Рабочая учебная программа рассмотрена и одобрена

учебно-методический комплекс рассмотрен и одобрен

на заседании методического совета филиала ФГБОУ ВПО АГУ
в г. Знаменск

Протокол № 1 от 30.08. 2011 г.



УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Программа дисциплины  “Философия”  предусматривает:

- изучение студентами предмета философия, а также ее места и роли в культуре;

- усвоение студентами вопросов становления философии, основных направлений, структуры философского знания.

 

Философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира.



Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания, теория, наука.

Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего сущего — универсальных принципов, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух.



  1. Бытие – предельно широкая философская категория для обозначения целостности и субстанциональности мира.

  2. Человек и общество - важнейший аспект философского понимания общества является рассмотрение его в динамике, в процессе изменения и развития, в историческом плане.

  3. Смысл человеческого бытия - философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, а также человека как индивидуума, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности. Есть версия, что смысл жизни в исправлении своих ошибок, которые допускались в прошлых жизнях

  4. Сознание и вера – важнейшие элементы человеческих ценностей, наряду с такими понятиями, как любовь и надежда.

  5. Будущее человечества – обширнейший вопрос в философии, дающий множество вариантов хода развития события,а также тем для философских измышлений.

А также такие понятия как::

  1. Религиозный картины мира – совокупность взглядов, оценок, принципов образных представлений, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей[1]. Мировоззрение придаёт человеческой деятельности организованный, осмысленный и целенаправленный характер.

  2. Философские школы - внутренне прочно связанные организации, продолжавшие существовать на протяжении столетий, с благоговением относившиеся к осыпаемым почестями родоначальникам школ и их идеям. Подлинная цель философских школ состояла соответственно в гораздо большей степени в совместном изучении и философствовании, чем в обучении.

  3. Эстетические ценности - отрасль философского знания, занимающаяся исследованием эстетического сознания и деятельности художественного творчества, развития художественной культуры.

  4. Сценарии будущего - Будущее всегда занимало особое место в философии и в человеческом разуме вообще. По одной из теорий, будущее не предопределено, и люди могут сами творить его.


РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ ПО ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНО- ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

 

Наименование тем



 

Количество аудиторных часов

 

Всего


в том числе по видам учебных занятий




Лекции

Семинары

Самостоятельные работы.



1

2

3

4

1. Структура, специфика и назначение философского знания

8

1

1

6

2. Философия Древнего мира

8

1

1

6

3.Философия Средневековья и эпохи Возрождения

8

1

1

6

4.Научная революция XVIXVIIвв. Философия Нового времени

8

1

1

6

5.Просветительский характер

европейской философии

XVIII века


8

1

1

6

6.От философии Гегеля к

диалектическому

материализму


8

1

1

6

7.Основные этапы развития

русской философии и ее

специфика


7

1

1

5

8.Главные направления

современной философской

мысли


7

1

1

5

9.Учение о бытии

7

1

1

5

10.Движение, пространство и

время


7

1

1

5

11.Философское учение о

развитии


8

1

1

6

12.Принцип детерминизма

7

1

1

5

13.Сознание и познание

8

1

1

6

14.Научное познание и его

особенности



7

1

1

5

15 Общество как объект

философского анализа



9

2

2

5

16.Смысл человеческого бытия

7

1

1

5

17. Будущее человечества

8

1

1

6


Итого аудиторных часов

36

18

18

94

Количество часов самостоятельной работы студентов

94










Всего часов

130









  1. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА



Тема №1 Специфика, структура и назначение философского знания

Сущность мировоззрения и его типы. Философия как мировоззрение.

Самоопределение философии, ее предмет и функции. Место и роль философии в культуре.

Тема №2 Философия Древнего мира.

Философия Древнего Востока: Индия и Китай. Космоцентризм

Древнегреческой философии. Сократ и идеалистическая система Платона.

Аристотель: учение о бытии и познании. Значение античной философии.



Тема №3 Философия Средневековья и эпохи Возрождения.

Средневековая философия как синтез двух традиций: христианского

откровения и античной философии. Специфика средневековой схоластики.

Гуманистическая и натурфилософская тенденции философии Возрождения.



Тема №4 Научная революция XVI – XVII вв. Философия Нового времени.

Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона и Т. Гоббса. Материализм и идеализм в развитии сенсуализма XVII – XVIII вв. (Дж. Локк, Дж. Беркли). Скептицизм Д.Юма. Материализм и идеализм в рационалистической философии XVII – XVIII вв. (Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц). Влияние философии Нового времени на развитие науки.



Тема №5 Просветительский характер европейской философии XVIII в.

Гуманистическая тенденция французского Просвещения. Материализм и

атеизм во Франции XVIII века. Кант – родоначальник немецкой классической философии. Обоснование Кантом всеобщности и необходимости научного познания. Субъективный идеализм и диалектика Фихте. Деятельность «Я» как начало всего сущего.

Тема №6 От философии Гегеля к диалектическому материализму.

Основные принципы философии Гегеля. Кризис гегельянства и

антропологический материализм Л. Фейербаха. Качественное отличие

марксистской диалектики от диалектики Гегеля. Сущность материалистического понимания общества и истории.



Тема №7 Основные этапы развития русской философии и ее

специфика.

Зарождение и основные особенности русской философии. Философия

славянофилов и западников. Софиология и онтология всеединства Вл. С. Соловьева. Философия религиозного и естественнонаучного космизма.

Тема №8 Главные направления современной философской мысли.

Позитивизм, основные этапы его развития и сущность. Возникновение и

сущность философии экзистенциализма. Философские аспекты фрейдизма.

Современная европейская религиозная философия.



Тема №9 Учение о бытии.

Качественное многообразие форм. Материя и дух, материальное и

идеальное, их единство и противоположность. Уровни организации неживой

природы. Современная концепция физической реальности. Представления о

строении материи на биологическом и социальном уровнях.

Тема№10 Движение, пространство и время.

Движение и его свойства. Качественная специфика и взаимосвязь форм

движения. Основные свойства пространства и времени. Пространственно-

временной континуум теории относительности.



Тема №11 Философское учение о развитии.

Понятие развития. Модели развития. Диалектическая концепция развития.

Законы развития. Принцип историзма и проблемы прогресса.

Тема №12 Принцип детерминизма.

Концепция детерминизма. Причина и следствие, причинность.

Необходимость и случайность, возможность и действительность. Объективный закон, типы законов.

Тема №13 Сознание и познание.

Сознание, его происхождение и сущность. Познавательные способности

человека. Познание, творчество, практика. Проблема истины.

Тема №14 Научное познание и его особенности.

Наука как форма познания и общественной деятельности. Уровни и методы

научного познания, их взаимосвязь в процессе формирования научной теории.

Научные революции и смена типов рациональности. Понятие техники.



Тема №15 Общество как объект философского анализа.

Философия о сущности и признаках общества. Единство и взаимодействие

общества и природы Основные сферы жизни общества. Формационная и

цивилизационная концепции общественного развития.



Тема №16 Смысл человеческого бытия.

Философия о природе человека. Индивид и личность. Социальные ценности

и социализация личности. Проблема гуманизма, свобода и ответственность.

Тема №17 Будущее человечества.

Глобальные проблемы и перспективы человеческой цивилизации XXI в.

Философия и ее роль в осмыслении будущего человека.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ И ФОРМЫ ТЕКУЩЕГО ПРОМЕЖУТОЧНОГО И ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ
В результате изучения дисциплины студенты должны:

знать:

Теоретические основы философии,в жизни человека, этапы исторического развития ,основные направления.

Учение о бытии,монистические и плюралистические концепции бытия,а также его самоорганизацию.

Человек,общество,культура,природа в философском аспекте. Гражданское общество,государство. Человек в системе социальных связей. .Формация цивилизованная концепция общественного развития.

Смысл человеческого бытия. Такие определения как насилие и ненасилие. Нравственные и эстетические ценности и их роль в человеческой жизни, свобода, ответственность.

Оперировать такими понятиями как, сознание,познание, самопознание и личность,творчество,практика, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимать такие вопросы как проблема истины, действительности, мышления,логики, языка.

Дать свою оценку по вопросам будущего, современной науки и техники, взаимодействия цивилизаций и суметь представить примерные сценарии будущего.

уметь:


  • использовать полученные знания для разработки, ведения документации и разработки стратегии мышления.

  • проектировать примерные сценарии при обсуждении каких-либо философских тем.,

  • развивать уровень мышления, и мировоззрения,обогащая свой внутренний мир.

Текущий контроль знаний студентов осуществляется в форме рейтинговых контрольных работ и тестов.

Формой итогового контроля является зачет, который проводится в виде тестирования.


Перечень экзаменационных вопросов:

1. Мировоззрение, его структура и исторические типы
2. Предмет философии, ее место и роль в обществе.
3. Структура философского знания. Функции философии.
4. Становление философии и ее основной вопрос.
5. Основные направления и школы философии.
6. Этапы исторического развития философии.
7. Античная философия.
8. Философия Средневековья.
9. Философия Возрождения.
10. Философия Нового времени.
11. Проблема человека в философии Просвещения.
12. Классическая немецкая философия.
13. Возникновение и развитие марксисткой философии.
14. Русская философия 19 начала 20 века.
15. Отношение к разуму и науке в философии 20 века.
16. Человек в мире и мир человека (экзистенциализм).
17. Герменевтика как метод философского познания.
18. Исторические формы позитивизма.
19. Учение о бытие. Монистические и плюралистические концепции.
20. Материя и её атрибуты.
21. Самоорганизация бытия. Понятие материального и идеального.
22. Движение и развитие, диалектика.
23. Детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.
24. Пространство и время, их свойства.
25. Материальные и духовные ценности в жизни общества.
26. Диалектика, ее сущность и исторические типы.
27. Теория диалектики.
28. Сознание и познание.
29. Чувственное и рациональное познание.
30. Познание, творчество, практика.
31. Проблема истины. Критерии. истины.
32. Понимание и объяснение.
33. Структура научного познания его методы и формы.
34. Эмпирическое познание и его стадии.
35. Теоретическое познание и его стадии
36. Вера и знание.
37. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.
38. Действительность, мышление, логика и язык.
39. Искусство спора. Основы логики.
40. Научное и вненаучное знание. Критерий научности.
41. Смысл человеческого бытия свобода и ответственность..
42. Сознание, самосознание и личность.
43. Человек, общество, культура.
44. Человек и природа.
45. Насилие и ненасилие.
46. Нравственные ценности. Представления о совершенном человеке в различных культурах.
47. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни.
48. Религиозные ценности и свобода совести.
49. Формационная и цивилизационная концепция общественного развития.
50. Общество и его структура.
51. Гражданское общество и государство.
52. Роль материального производства в жизни общества.
53. Сущность общественного прогресса и его критерии.
54. Общественный прогресс и рубежи всемирной истории.
55. Человек в системе социальных связей.
56. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость.
57. Научные революции и смена типов рациональности.
58. Наука и техника.
59. Будущее человечества. Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего.
60. Глобальные проблемы современности: причины обострения и пути решения.
61. Идеи И.В. Вернадского о ноосфере и их актуальность.
62. Социальное предвидение и его научные критерии

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА




  1. 1. Философия : рек. ГОУ ВПО "Московский пед. гос. ун-т" в качестве учеб. для студ. вузов / Л.В. Баева, П.Л. Карабущенко, П.Е. Бойко, Н.В. Гришин; под науч. ред. Л.В. Баевой - Изд. 2-е ; - Астрахань-М. : Астраханский университет: Флинта, 2008. - 439 с. - (Федеральное агентство по образованию. АГУ).

  2. 2. Введение в философию: Учебное пособие для вузов/ И.Г. Фролов и др. – 3-е изд. – М.: Республика, 2003. – 623 с.

  3. 4. Калашников В.Л. Философия: Курс лекций. – М.: Владос, 2006. – 384 с.

  4. 5. Канке В.А. История философии: Учебное пособие. – М.: Логос, 2005. – 432 с.

  5. 6. Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии: Учебное пособие – М Академический Проект, 2003.- 880 с.

  6. 7. Спиркин А.Г. Философия: Учебное пособие для вузов. – 3-е изд. – М.:

Гардарики, 2007. – 736 с.

8. Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидоренко. – М.: Гардарики,

2004. – 828 с.

9. Философия: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Юристъ,

2006. – 506 с.

10.Философия: Учебник для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 576 с.



ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Кириченко Т.Г., Шевцов Е.В. Философия: Справочник студента. – М.:


Филолог. общ-во «Слово»; АСТ, 2002. – 672 с.

2. Философия в вопросах и ответах: Учебное пособие/ Под ред.

Е.В. Несмеянова. – М.: Гардарики, 2002. – 351 с.

3. Кисель В.Я., Ребрин В.В. Галерея античных философов. – В 2т. – М.:

ФПИР-Пресс, 2002. –Т.1. – 576 с. – Т.2. – 576 с.

4. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учебник для вузов. – М.:

Высшая школа, 2003. – 703 с.

5. Хрестоматия по философии: Учебное пособие/ Составитель

Г.В. Алексеев. – М.: Проспект, 2005. – 576 с.

6. Философия: Учебник/ А.Ф. Зотов и др. – М.: Академический Проект;

Фонд «Мир», 2005. – 688 с.

7. Ушаков Е.В. Введение в философию и методологию науки. – М.: Экзамен,



2005. – 528 с.


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница