Учебно-методический комплекс дпп. 03 Психология познания



страница1/4
Дата30.04.2016
Размер0.55 Mb.
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.


                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДПП.03 Психология познания

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)

1. Цель и задачи дисциплины:

Формирование у студентов системы психологических знаний о человеке, его познании, научных подходах к изучению и формах взаимодействия с миром.



Основные задачи дисциплины:

  • обеспечить студентов теоретической базой в области психологии познания;

  • сформировать совместно со студентами психологические знания о личности человека, его индивидуальности, которое в наибольшей степени могло бы дать возможность осуществлять личностный выбор, объяснять реальность, разные аспекты жизнедеятельности.

  • развить у студентов научные представления о познавательных процессах человека;

  • содействовать развитию у студентов профессионализма и профессионального мышления;

  • совершенствовать психологическую культуру отношений субъектов образовательного процесса.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности:

  • организационно-воспитательную;

  • научно-исследовательскую.

Изучение дисциплины «Психология познания» способствует решению следующих типовых задач профессиональной деятельности педагога:

в области организационно-воспитательной деятельности:



  • психолого-педагогическое обеспечение образовательного процесса;

  • организация субъект-субъектного взаимодействия участников образовательного процесса;

  • использование современных научно обоснованных и наиболее адекватных приемов, методов и средств обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей на основе индивидуального подхода;

в области научно-исследовательской деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенствования и повышения своей квалификации.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:



  • актуальные вопросы, задачи, проблемы психологии познания;

  • особенности процессов познания и самопознания;

  • особенности познавательной мотивации человека;

  • особенности познавательных процессов;

  • методы изучения и развития познавательных процессов, креативности.

уметь:

  • методологически грамотно выделять проблему исследования в области психологии познания;

  • ориентироваться в многообразии методов изучения познавательных процессов;

  • определять свойства, мотивы, факторы, влияющие на индивидуальное развитие и поведения личности человека в ходе его онтогенеза.

владеть навыками:

  • анализа особенностей познавательных процессов человека;

  • определять степень эффективности применения методов изучения и развития познавательных процессов;

  • выявлять индивидуальные характеристики, связанные с ценностно-смысловой природой образа мира и образа жизни человека.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 6

Семестр 7

Общая трудоемкость дисциплины

200

98

102

Аудиторные занятия

120

72

48

Лекции

60

36

24

Практические занятия (ПЗ)

60

36

24

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







Другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

80

44

36

Курсовой проект (работа)







Расчетно-графические работы







Реферат







Другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




Экзамен


Экзамен



п/п

РАЗДЕЛ


Лекции

Практич.

занятия


1

Введение в психологию познания. Уровни и виды познания.

4

4

2

Когнитивная сфера личности.

4

4

3

Познавательная мотивация.

2

2

4

Ощущения и восприятие; организация сенсорно-перцептивной сферы личности.

4

4

5

Внимание: виды и свойства; методы изучения и коррекции.

4

4

6

Память: процессы и виды; условия и приемы развития памяти

4

4

7

Основные концепции мышления; мышление и речь; мышление как процесс; формирование понятий; виды и индивидуальные особенности мышления; методы изучения и развития мышления; культура мышления

18

18

8

Воображение и творчество; методы изучения и развития креативности

8

12

9

Современное состояние когнитивной психологии.

6

2

10

Познание когнитивных основ психологической культуры человека

4

4

11

Познание и самопознание.

2

2




Всего

60

60
4. Содержание дисциплины

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Тематический план



    1. Содержание разделов дисциплины


1. Введение в психологию познания. Уровни и виды познания.

Определение, предмет исследования, цели, задачи и проблемы когнитивной психологии. Изучение природы человеческой мысли – основной предмет исследования когнитивной психологии.

Проблемы когнитивной психологии:


  • репрезентативные системы как инструмент для объяснения мышления и действия живого организма;

  • формирование понятийного аппарата, механизмы усвоения, классификации, запоминания знаний;

  • теория схем, т.е. иерархично построенных структур, организующих систему данных о мире;

Методологические принципы психологии познания. Философско-методологические аспекты когнитивнй психологии. Достижения естественнонаучной мысли исследователей ХХ века, а также философская теория познания. Теория критического рационализма Карла Поппера (человек-активный исследователь). Основные положения и принципы когнитивной психологии.

Общая характеристика методов исследования в когнитивной психологии. Анализ микроструктуры когнитивного психологического процесса как основной метод исследования. Инструментальный метод исследования в сочетании с методами систематического наблюдения.

Психологический эксперимент, направленный на изучение и разработку методов и методик измерения чувствительности, восприятия, внимания, памяти, мышления.

Техника репертуарных решеток – один из методов, широко используемых при изучении личности, применяется в работе медицинских, юридических, школьных психологов, в практике индивидуального психологического консультирования.

Теоретические предпосылки возникновения когнитивной психологии:

  • концепция необихевиорального подхода в психологии(Э. Толмен);

  • субъективного бихевиоризма (Дж-Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам);

  • гештальт-психологии (Ф. Барлетт);

  • структурной лингвистики (Н. Хомский);

  • информационный подход;


  • Теория познания У. Найссера.

  • Научно-технические открытия, развитие электронно-вычислительной индустрии.

Теории когнитивной психологии. Теории схем. Теория схем Роя Д’Андрада.- Схема как своеобразная когнитивная структура, на основе которой происходит интерпретация мира. Теория интеллектуальных схем Р.Рамельхарта ее основные принципы: 1. Схемы имеют переменные; 2. Схемы могут включаться одна в другую; 3. Схемы репрезентируют знания на всех уровнях абстракции; 4. Схемы репрезентируют знания лучше определений. Теория когнитивного диссонанса Леона Фестингера. Когнитивная теория эмоций и личности. Два основных направления в когнитивных теориях эмоций; «теория Я» и теории, рассматривающие разум как причину или компонент эмоции (Арнолд,- эмоция как результат последовательности событий, описываемых при помощи понятий восприятия и оценки). Шехтер эмоции есть результат, возникающий при сочетании физиологического возбуждения и когнитивной оценки. Лазарус - эмоция как комплексный ответ, являющийся результатом оценки. Теория личностных конструктов Дж.Келли.
2. Когнитивная сфера личности.

  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница