Учебно-методический комплекс дпп. 07 Социально-психологическое обучение



Скачать 219.94 Kb.
Дата03.06.2016
Размер219.94 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич

« _______ » _____________________________ 20___ г.




                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДПП.07 Социально-психологическое обучение

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)




  1. Цели и задачи дисциплины

К основным задачам курса относятся: изучение и анализ психологического содержания, механизмов и закономерностей активного социально-психологического обучения, развитие способности студентов к анализу недифференцированных задач, формирование умений и навыков использования различных методов обучения в конкретных профессиональных целях, повышение профессиональной психолого-педагогической компетентности студентов.

Программа предусматривает деление курса на 4 раздела.

В разделе: «Психологическое содержание активных методов обучения» представлена общая теоретическая часть, где изучаются основные современные представления проблемы определения, классификации и развития методов активного социально-психологического обучения, а также раскрываются психологические механизмы и закономерности обучения, организованного активными методами.

Раздел «Характеристика дискуссионных методов обучения» знакомит студентов с психологическими, организационными и содержательными особенностями методов группового решения проблем и спецификой их использования для развития культуры творческого мышления обучающихся.

Основной целью изучения разделов «Психологические особенности игровых методов обучения», «Психологический тренинг как метод активного обучения» является усвоение студентами знаний об основных закономерностях психического развития человека в процессе обучения, организованного с применением методов игры и тренинга, об особенностях формирования социально-психологической и коммуникативной компетентности. В рамках освоения содержания данных разделов особое внимание уделяется формированию у студентов практических навыков адекватного применения методов для становления и развития ученических коллективов и отдельной личности.

Программа курса предусматривает усвоение учебного материала с использованием трех взаимодополняющих форм обучения: лекционной, семинарской и практической, необходимых для повышения общепрофессиональной компетентности студентов и их коммуникативной культуры.

Итоговая форма контроля, предусмотренная учебным планом – зачет. Промежуточные формы контроля: устный опрос на семинарских занятиях, индивидуальные задания, выполнение обучающих и контролирующих учебных программ, конспекты трудов известных специалистов в области изучения методов социально-психологического обучения.

Итоговая оценка формируется по показателям каждой из форм текущего контроля и выставляется за совокупный результат:

· самостоятельной работы по освоению содержания курса;

· уровня и качества подготовленности и активности студента на семинарских и практических занятиях;

· степени выполнения индивидуальных заданий;



· качества усвоения содержания учебного курса.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе овладения дисциплины у студентов должны иметь представление:

  • о проблемах в области современных форм и методов социально-психологического обучения.

  • о смысловом содержании социально-психологического обучения.

  • о классификациях методов социально-психологического обучения и основных подходах к их построению.


Обладать знаниями:

  • о методах социально-психологического обучения;

  • о характеристиках и особенностях дискуссионных методов обучения;

  • о психологических особенностях игровых методов обучения;

  • об особенностях психологического тренинга как метода активного обучения.

Уметь:

  • различать методические и теоретические подходы к изучению и интерпретации феноменов поля социально-психологического обучения;

  • оценить и спрогнозировать проблемную или педагогическую ситуацию, правильно интерпретировать факторы и детерминизм явлений, происходящих в конкретной социальной группе, подобрать наиболее эффективные методы социально-психологического обучения;

  • эффективно организовать процесс социально-психологического обучения в разных социальных группах.


3.ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ



Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

6

7

8

Общая трудоемкость

130

130

Аудиторные занятия

106

54

24

28

Лекции

18

18

-

-

Практические занятия (семинары)

88

36

24

28

Самостоятельная работа

24

24

Вид итогового контроля: зачет/экзамен




зачет

зачет

зачет



4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ



4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ



п/п

Разделы дисциплины


Лекции

Практические занятия, семинары

1

2

3

4

I.

Понятие о методах социально-психологического обучения

4

8




Актуальные проблемы активного социально-психологического обучения.

1

2




Психологическое содержание активного социально-психологического обучения.

1

2




История развития методов активного обучения.

1

2




Основные современные тенденции развития групповых форм обучения.

1

2

II.

Характеристика дискуссионных методов обучения

4

12




Групповая дискуссия как метод обучения.

1

3




Метод анализа конкретных ситуаций

1

3




Методы развития творческого мышления.

1

3




Метод погружения.

1

3

1

2

3

4

III.

Психологические особенности игровых методов обучения.

2

24




Основные точки зрения на игру в современном научном знании: игра как ритуал, игра как культурный феномен, игра как естественный метод и предмет изучения.

1

4




Основные организующие принципы игры (по С.А.Шмакову).

1

4




Решение профессиональных задач в деловой игре.

-

4




Организационно-деятельностная игра

-

4




Организационно-обучающая игра.

-

4




Ролевая игра как активная форма экспериментального поведения. Метод ролевой игры.

-

4

IV.

Психологический тренинг как метод активного обучения.

8

44




Цели, задачи и возможности тренинга как метода активного социально-психологического обучения.

1

2




Основные подходы к классификации тренингов И.В.Вачкова, К.Руддестама, Р.Кочюнаса.

1

2




Содержательные и организационные аспекты начала тренинга.

1

4




Структура социально-психологического тренинга.

1

4




Групповая динамика в тренинге.

1

4




Эффекты тренинга.




4




Обратная связь, рефлексия и эмпатия – факторы создания обучающей среды тренинга.

1

4




Личность тренера: требования к подготовке, квалификации, личностным качествам.

1

4




Этические принципы социально-психологического тренинга.

1

4




Тренинг умений, его особенности, задачи, этапы реализации.

-

4




Задачи и возможности педагогического тренинга.

-

4




Тренинг личностного роста. Возможности использования различных видов тренинга, направленных на личностное развитие.

-

4

4.2 СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание программы курса по темам
Раздел 1. Понятие о методах социально-психологического обучения

Тема 1.1 Актуальные проблемы активного социально-психологического обучения. Цели и задачи курса. Отличие традиционных и активных методов обучения. Активные методы обучения как форма обучения, направленная на развитие у обучаемых самостоятельного мышления и способности квалифицированно решать нестандартные профессиональные задачи. Классификация методов активного обучения, основные подходы к ее построению.

Тема 1.2 Психологическое содержание активного социально-психологического обучения. Характеристика основных понятий: активность, активность личности, активизация учебной деятельности. Принцип формирования психического в деятельности. Учение как процесс усвоения обучаемым различных видов человеческой деятельности. Группа как фактор активного обучения. Активное воздействие на групповые нормы.

Тема 1.3 История развития методов активного обучения. Эволюция методов обучения. Исторические предпосылки использования активных методов социального взаимодействия в целях обучения. Первые десятилетия XX в. как начало экспериментальной техники исследования малых групп или «группового разума» или феномена межличностного взаимодействия. Начало научной истории коллективной (групповой) психотерапии. Баллинтовские группы. Широкий спектр задач использования активных методов: обучающий и воспитывающий эффект группы в педагогике А.С.Макаренко, теории театрального искусства К.С.Станиславского. Основные современные тенденции развития групповых форм обучения. Актуальность активных методов обучения в образовании. Задачи и методы развивающего обучения.
Раздел 2. Характеристика дискуссионных методов обучения

Тема 2.1 Групповая дискуссия как метод обучения. Активные методы обучения как «сверхпроводящая среда» для знаний и опыта. Социально-психологические предпосылки использования дискуссионных методов в образовательных целях. Общая характеристика дискуссионных методов: цели, задачи, формы организации, обучающие возможности. Механизмы речевого воздействия на человека в групповой дискуссии: заражение, внушение, убеждение. История развития взглядов на групповую дискуссию. Идеи К.Левина, Ж.Пиаже. Цели и задачи использования метода. Обучающий и развивающий характер групповой дискуссии, диагностические возможности. Организационные условия: этапы групповой дискуссии, правила участия, задачи ведущего, ролевые позиции участников. Основные ошибки, допускаемые в ходе проведения дискуссии, способы их устранения. Отличие дискуссии от спора, полемики, диспута.

Тема 2.2 Практическая направленность обучения в анализе конкретных ситуаций. Метод анализа конкретных ситуаций. Типы конкретных ситуаций. Специфика и основные задачи метода, требования к организации и проведению. Особенности использования метода в сфере образования. Модификации метода: метод анализа ситуаций морального выбора, метод инцидента. Основная направленность метода анализа ситуаций морального выбора. Метод инцидента, его задачи, особенности организации, недостатки и достоинства, специфика применения.

Тема 2.3 Методы развития творческого мышления. «Мозговой штурм». История возникновения метода, его отличительные особенности. Требования к организации и проведению «мозгового штурма». Значение психологического настроя участников группы, способы снижения критичности мышления и приемы активизации спонтанности. Недостатки метода, учет возможных ошибок. Модификации метода «мозгового штурма»: челночный метод, метод синектики, конкретных вопросов. Методы активизации и развития творческого мышления: «мозговой штурм», метод синектики, морфологического анализа, метод фокальных объектов, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Тема 2.4 Активный характер проблемного обучения. Метод погружения. Возможности проблемного обучения в психическом развитии ученика. Соотношение понятий «активное обучение» и «проблемное обучение». Предпосылки проведения проблемного занятия: основные задачи, принципы, правила и социально-психологические условия проведения проблемного занятия. Технология организации проблемного занятия. Понятие проблемной ситуации.

Метод погружения. Обучение через релаксацию, удовольствие и успех. Психологические механизмы усвоения знания, требования к программе в рамках данного метода. Эффективность и экономичность данного метода, проблемы организации и проведения.


Раздел 3. Психологические особенности игровых методов обучения.

Тема 3.1 Понятие игры, проблема определения. Основные точки зрения на игру в современном научном знании: игра как ритуал, игра как культурный феномен, игра как естественный метод и предмет изучения. Основные организующие принципы игры (по С.А.Шмакову). Понятие игровой формы. Роль как значимая единица игры. Различные классификации видов игры. Теории Ю.Н.Емельянова, П.И.Пидкасистого и Ж.С.Хайдарова, В.Б.Шапаря, Д.Б.Эльконина. Основные формы игровых методов обучения, понятие игрового мо-делирования. Игры с преобладанием социального и предметного контекста. Инструментальные и операциональные игры. Разработка учебных игр.

Тема 3.2 Решение профессиональных задач в деловой игре. Деловая игра, история ее возникновения. Основные области использования, виды деловых игр. Характеристика деловой игры по Н.И.Шевандрину. Проспект деловой игры. Роли участников деловой игры. Формирование команд. Имитационная игра как род деловой игры, ее основные характеристики.

Тема 3.3 Организационно-деятельностная игра как «фирменная технология» методологической школы. История создания нового типа игр – организационных. Основные идеи методологической школы организации и управления (Г.П.Щедровицкий). Методолого-игровые методы организации и управления. Основные положения организационно-деятельностной игры. Рефлективная взгонка, рефлексивная триада, групповая динамика, дисперсия состояний. Архитектоника оргаизационно-деяетльностной игры: этапы игры, фазы психологического механизма иг-ры.

Организационно-обучающая игра. Фазы и этапы организации ООИ Проектирование игры, ее программа. Управление ООИ. Организационная структура игрового дня. Стресс-факторы, возникающие в ООИ. Некоторые методические приемы организации, управления и исследования ООИ.

Характеристика современных модификаций организационной игры: инновационная игра, организационно-мыслительная игра, организационно-коммуникативная игра.



Тема 3.4 Ролевая игра как активная форма экспериментального поведения. Метод ролевой игры. Цели и задачи ролевой игры. Ситуаци-онно-ролевая и ориентационно-ролевая игра. Понятие роли, ее возможно-сти для развития и обучения. Проведение сессии ролевой игры: этапы, ос-новные техники, факторы, препятствующие реализации игры. Использова-ние ролевых игр в психодиагностике и психотерапии. Психодрама Дж.Морено: основные элементы, фазы протекания, техники. Прояснение групповых норм в смоциодраматическом инсценировании.
Раздел 4. Психологический тренинг как метод активного обучения.

Тема 4.1 Активный характер обучения в психологическом тренинге. Цели, задачи и возможности тренинга как метода активного социально-психологического обучения. Проблема определения психологического тренинга. Границы между группами тренинга и психотерапевтическими группами. Соотношение понятий: "групповая психотерапия", "групповая психокоррекция" и "групповой тренинг". Основные подходы к классификации тренингов И.В.Вачкова, К.Руддестама, Р.Кочюнаса.

Тема 4.2 Содержательные и организационные аспекты начала тренинга. Подготовка и организация работы тренинговой группы, основные принципы и этапы тренинга. Качественный и количественный состав тренинговых групп. Специфика межличностного общения в группе. Начало тренинга, его значение, цели и эффекты.

Тема 4.3 Структура социально-психологического тренинга. Социально-психологический тренинг как форма специально организованного общения, психологическое взаимодействие которого основано на активных методах групповой работы. Целенаправленность всех форм социально-психологического тренинга. Характеристика социально-ролевого тренинга. Принципы организации тренинговой группы.

Тема 4.4 Групповая динамика в тренинге. Принципы работы тренинговой группы. Стадии развития группы. Пути эволюционирования группы. Личностная динамика участников тренинга. Ролевые позиции в тренинге. Типовые социально-психологические структуры групп, способы их развития. Сопротивление работы группы и его причины. Варианты сопротивления. Навыки эффективного участия в группе. Понятие эффективной конфронтации. Терапевтические факторы воздействия группы в тренинге.

Тема 4.6 Эффекты тренинга. Феноменология механизмов взаимовосприятия, взаимовлияния в психологическом тренинге. Обратная связь, рефлексия и эмпатия – факторы создания обучающей среды тренинга. Психологическое содержание феномена «обратной связи»: виды, формы осуществления. Взаимосвязь (комплекс влияния) эффектов психологического тренинга.

Тема 4.7 Развитие рефлексивных навыков в психологическом тренинге. Формы, виды, средства рефлексии. Место и значение рефлексии для развития группы и отдельного участника. Рефлексия как средство обучения.

Тема 4.8 Методика тренировки межличностной чувствительности. Эмпатия и межличностная чувствительность. Место развитой межличностной чувствительности в профессиограмме психолога. Основные теоретические подходы в развитии способности чувствования другого.

Тема 4.11 Психотренер, его функции и стили. Личность тренера: требования к подготовке, квалификации, личностным качествам. Стили руководства группой. Необходимые профессиональные умения и навыки для общения с группой, ее руководством. Основные стратегии ведения тренинга. Понятие парадигмальной и инструментальной идентификации психотренера. Организация помощи участникам в самовыражении. Принципы ведения тренинговой группы. Этические принципы групповой психотерапии.

Темы 4.12 Группы тренинга умений. Тренинг умений, его особенности, задачи, этапы реализации. Виды умений, отрабатываемых в группе. Место тренинга умений в общей структуре психологического тренинга. Специфика и характер использования тренинга умений в образовательной среде.

Тема 4.13 Задачи и возможности педагогического тренинга. Теоретическое обоснование, определение, содержательная основа педагогического тренинга. Особенности организации и проведения психологического тренинга с педагогами: принципы, цели, формы реализации. Основные направления работы педагогического тренинга.

Тема 4.14 Тренинг личностного роста. Возможности использования различных видов тренинга, направленных на личностное развитие. Понятие «личностный рост», проблема его определения в различных теоретических концепциях. Особенности организации и проведения, общие характерные черты основных видов тренинга личностного роста. Психологическая помощь в развитии личности. Основные направления самовосприятия личности в ходе тренинга. Тренинг решения личностных проблем. Тренинг рационального самопознания и саморазвития. Тренинг самоактуализации и саморегуляции.
5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:


  1. Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. – СПб, 2002.

  2. Красило, А.И. Рекомендации по организации активного обучения: хрестоматия по педагогической психологии / А. И. Красило, А. П. Новгородцева. – М.: Международная педагогическая академия, 2002.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:



  1. Андриенко, Е.В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко. – М.: «Академия», 2004.

  2. Бухвалов, В. А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества / В. А. Бухалов. – М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.

  3. Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / И. В. Вачков. – М.: «Ось-89», 2001.

  4. Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп./ Р. М. Грановская. – СПб.: Речь, 2003.

  5. Грецов, А.Г. Тренинг общения для подростков / А. Г. Грецов. – СПб.: Питер, 2005.



  6. Марасанов, Г.И. Методы моделирования и анализа ситуаций в социально-психологическом тренинге. – 3-е изд., исправ. и доп. / Г. И. Марасанов. - Киров, 2005.

  7. Меерович, М.И. Технология творческого мышления: практическое пособие / М. И. Меерович, Л. И. Шрагина. - Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2000.

  8. Рудестам, К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика / К. Рудестам. – М.: Прогресс, 2005.

  9. Сидоренко, Е.В. Психодраматический и недирективный подходы в групповой работе с людьми. Методические описания и комментарии / Е. В. Сидореко. – СПб., 2004.



6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • различные технические средства обучения;

  • литературный фонд библиотеки;

  • аудио-видеоаппаратура;

  • наглядные пособия.


7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

  1. Психологическое содержание игрового обучения.

  2. Современные формы игрового обучения.

  3. Принципы активного социально-психологического обучения.

  4. Обучение и развитие в баллинтовской группе.

  5. Феноменология игры.

  6. Психологический тренинг в образовательной среде.

  7. Организационные игры: теория и практика.

  8. Формы активного социально-психологического обучения для разных возрастных групп.

  9. Актуальные темы дискуссий для современных школьников.

  10. Психологический тренинг - обучение, развитие, коррекция, терапия?

  11. Психодрама Дж.Морено как основа ролевой игры.

  12. Жизненный и творческий путь Г.П.Щедровицкого.

  13. Теоретическое обоснование (модель) педагогического тренинга.

  14. Активное социально-психологическое обучение в ВУЗе.

  15. История развития дискуссионных методов обучения.

  16. Коммуникативная компетентность педагога-психолога.

  17. Место социально-психологической компетентности в структуре профессиональной деятельности педагога-психолога.

  18. Профессиональное самоопределение педагога-психолога.

  19. Личностное самоопределение педагога-психолога.

  20. Особенности применения деловой игры в образовании


7.2. ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ.

  1. Методы социально-психологического обучения.

  2. Активные методы обучения и их цель.

  3. Классификация групповых и индивидуальных активных методов обучения.

  4. Особенности группового психологического тренинга.

  5. Стимуляторы активизации учебной деятельности.

  6. Место игры в активных формах обучения.

  7. Исторические аспекты становления дискуссии и ее разновидности.

  8. Механизмы групповой дискуссии.

  9. Разновидности игровых методов обучения.

  10. История становления деловой игры в России.

  11. Тренинг- методы в обучении и их разновидности.

  12. Антроптехники по А. Ситникову.

  13. Черты тренингов.

  14. Состав групп-марафонов.

  15. Международный опыт использования тренинг-методов.

  16. "Негласный тренинг" и "гласный тренинг": сущность и цели.

  17. Активные и пассивные тренинг-методы.

  18. Классификация тренинг-методов: по форме их проведения; по объекту их проведения.

  19. Тренинг-методы обучения персонала в Англии.

  20. Индивидуальные практикумы и виды индивидуальных заданий.

  21. Ролевая и деловая игра: сущность и разновидности.

  22. Диапазон применения деловых игр.

  23. Функции деловых игр.

  24. Имитационная деловая игра

  25. Инновационная игра.

  26. Методика проведения деловой игры.

  27. Содержание проспекта, сценария, игровой обстановки и регламент деловой игры.

  28. План и программа: отличие.

  29. Проект и технология: отличие.

  30. Формальная структура игровой организации.

  31. Функции руководителя игры.

  32. Формирование команды для деловой игры.

  33. Место экспертов в деловой игр.

  34. Счетная группа и ее назначение.

  35. Этапы деловой игры и их характеристика.

  36. Термин "симптокомплекс играбельности" и его содержание.

  37. Организационно-деятельностная игра и ее сущность.

  38. Рефлексивная взгонка и ее назначение.

  39. Функции методологов в игре.

  40. Термин "рефлексивная триада".

  41. Этапы организационно-деятельностной игры.

  42. Психологический механизм организационно-деятельностной игры и его фазы.

  43. Организационно-мыслительная игра и ее особенности.

  44. Организационно-коммуникативная игра и ее содержание.

  45. Позиции игроков в процессе организационно-коммуникативной игры.

  46. Сюжетно-ролевая игра и ее подготовка.

  47. Групповая дискуссия и ее разновидности.

  48. "Круглый стол", метод группового обсуждения, "мозговой штурм" как методы обучения.

  49. Этапы "мозгового штурма"

  50. Содержание метода инцидента.

  51. Балинтовская группа и ее особенности.

  52. Метод анализа конкретных ситуаций.

  53. Роль метода анализа конкретных ситуаций в межличностном плане.

  54. Этапы проведения занятий по методу анализа конкретных ситуаций.

  55. Групповой психологический тренинг: временные особенности и стадии

  56. Парадигмы группового психологического тренинга.

  57. Социально-психологический тренинг и его специфика.

  58. Сензитивный тренинг.

  59. Фазы проведения сензитивного тренинга.

  60. Тренинг делового общения

  61. Коммуникативная культура и умение: отличие.

  62. Коммуникабельность: сущность.

  63. Метод социально-ролевого тренинга и его назначение.

  64. Опыт А.С. Макаренко по использованию групповых методов работы.

  65. Немецкая модель "тренинг-метода"

  66. Содержание психотехнической игры.

  67. Типы обучения по П.Я. Гальперину.

  68. Этапы формирования заданного действия.

  69. Параметры сформированного действия.

  70. Психологическое содержание входа и выхода деловой игры.

  71. Понятие "катализатор" в деловой игре.

  72. Место знания в процессе активизации познавательной деятельности.

  73. Принципы создания и применения деловых игр в учебном процессе вузов.

  74. Диалог и мультилог в организации игровых ситуаций.

  75. Театральность поведения: сущность и формы

  76. Понятие "тренированный стиль" специалиста.

  77. Обязательные принципы (правила) деловой игры и метода конкретных ситуаций.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Е.П. Молчанова

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница