Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 14 Основы психологии семьи и семейного консультирования



Скачать 221.53 Kb.
Дата07.06.2016
Размер221.53 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета ____________ Н.К. Грицкевич

«_____» ____________________________20___ г.




                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС



ДПП. Ф.14 Основы психологии семьи и семейного консультирования



1. Цели и задачи дисциплины

Цели: научить студентов анализировать феномены, связанные с семейной жизнью, с научных позиций, подготовить их к психологическому консультированию по вопросам, связанным с семьей.



Основные задачи дисциплины:

  • сформировать у студентов знания об основных подходах к психологическому консультированию семьи;

  • познакомить студентов со структурой основных понятий, используемых в психологическом консультировании семьи;

  • на основе современного состояния научного знания познакомить студентов с психологическими механизмами основных процессов, происходящих в семье;

  • ознакомить студентов с основными феноменами, представленными в практике психологического консультирования семьи, с основными методами диагностики и работы с этими феноменами;

  • сформировать у студентов базовые установки относительно организации и проведения консультативной беседы по семейным проблемам.


2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Cтудент должен:

  1. Иметь представление об основных подходах к работе с семьей, сложившихся в мировой консультативной практике, наиболее известных представителях этих подходов, об установках, сложившихся в практической психологии применительно к анализу конфликтного взаимодействия в семье, проблемного поведения ребенка, напряженности во взаимоотношениях между представителями разных поколений.

  2. Знать основные методы работы с наиболее типичными формами запроса применительно к работе с семьей, где можно при необходимости найти подробные и алгоритмизированные описания сложных форм работы.

  3. Освоить навыки анализа типичных консультативных ситуаций на предмет выявления семейной подоплеки проблем.

  4. Уметь с научных позиций анализировать ситуацию, при которой необходимо оказание консультативной помощи по семейным проблемам, решать практические задачи, связанные с консультированием, опираясь на основные принципы и алгоритмы, существующие в современном психологическом знании относительно семьи.

  5. Владеть навыками поиска, анализа, систематизации и использования информации применительно к задаче психологического консультирования по вопросам, связанным с семьей.


3.Объём дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 9, 10

Общая трудоемкость дисциплины

260

260

Аудиторные занятия

92

92

Лекции

46

46

Практические занятия (ПЗ)

46

46

Самостоятельная работа

168

168

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)




экзамен


4. Разделы дисциплины и виды занятий

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)

№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

Практичес-кие занятия

Лабора-торные работы


Раздел 1. Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей


2








Раздел 2. Структурная модель психологического консультирования семьи


2








Раздел 3. Цели, методы и последовательность работы с семьей в рамках структурной модели


2

2





Раздел 4. Психодинамическая модель консультирования семьи (модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна)


2








Раздел 5. Коммуникационная модель консультирования семьи


2

2





Раздел 6. Основанная на опыте модель консультирования семьи


2








Раздел 7. Стратегическая модель работы с семьей





2





Раздел 8. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами





2





Раздел 9. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с углублением и расширением межличностных отношений


2

2





Раздел 10. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком


2








Раздел 11. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье





2





Раздел 12. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов





2





Раздел 13. Работа психолога-консультанта с проблемами в родительско-юношеских взаимоотношениях





2





4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей


Результаты научных психологических исследований относительно проблем, связанных с семейной жизнью, и их использование в практике психологического консультирования.

Психотерапия как особая форма общественного сознания людей в XX и XXI столетиях. Психотерапия как источник знаний о семье и использование этого знания в консультативной работе с семьями. История возникновения и основные направления семейной терапии на Западе.

Развитие знаний о семейных проблемах и практике работы с семьями в рамках отечественной науки.

Раздел 2. Структурная модель психологического консультирования семьи


История возникновения структурной модели психологического консультирования семьи.

Определение структуры семьи. Элементы системы поддержания структуры семьи:



  • генетическая система поддержания структуры семьи;

  • система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей.

Субсистемы семьи (холоны):

  • субсистема супружеской пары;

  • субсистема родителей;

  • субсистема детей (сиблингов).

Основные задачи, решаемые в рамках каждой из субсистем. Причины нарушения функционирования семьи в рамках каждой из перечисленных выше субсистем.

Понятие границ между субсистемами. Основные виды границ: ригидные, диффузные, четкие и их характеристики.

Понятие о семейных треугольниках. Виды семейных треугольников.

Основные нарушения жизнедеятельности семьи, описанные в рамках структурной модели. Особенности доминирующих аффектов и межличностных контактов в неблагополучных семьях. Черты личности членов неблагополучных семей, особенности организации пространства в неблагополучных семьях.


Раздел 3. Цели, методы и последовательность работы с семьей в рамках структурной модели


Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели. Основные фазы работы.

Работа по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей.

Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

Методика детриангуляции Карла Джонсона.

Раздел 4. Психодинамическая модель консультирования семьи (модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна)


Два типа личности, формируемые в семье:

  • обособленная, независимая, дифференцированная от семьи;

  • подчиненная, зависимая, сплавленная с семьей.

Черты хорошо дифференцированной личности. Черты недифференцированной личности.

Семьи "Сплава" и особенности общения в них.

Цель психологического консультирования по семейным проблемам в рамках данной модели. Стратегия психологического консультирования семьи.

Методика "Тет-а-тет".


Раздел 5. Коммуникационная модель консультирования семьи


Сущность подхода: Работа с искажениями чужих сообщений. Понятие о деноменализации.

Работа с вычеркиваниями и обобщениями.

Понятие конгруэнтности общения. Двойная связь. Причины неконгруэнтных посланий. Работа с неконгруэнтными посланиями.

Раздел 6. Основанная на опыте модель консультирования семьи


Сущность подхода: Работа психолога с клиентом должна помочь последнему пережить "здесь и сейчас" новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще раз.

Причины внутрисемейных нарушений: Вера дисфункциональной семьи в миф, что "открытый конфликт может нарушить семью". Последствия этого: семья застревает в какой-то точке своего становления и не может далее совершенствоваться. Тезис К. Витакера о том, что семья обладает громадными потенциальными ресурсами для самосохранения.

Цели работы: Переход от ригидного общения к более спонтанному, приобретение опыта подобного общения членами семьи с тем, чтобы они захотели пережить опыт спонтанного общения еще раз.

Методы и принципы работы: Провоцирование членов семьи на конфликт, открытое выражение своих эмоций и чувств. Ориентация на восприятие момента, анализ поведения по принципу "здесь и сейчас", акцент на чувствах других и собственных чувствах, на выражение эмоций, которые в реальной жизни подавлены.


Раздел 7. Стратегическая модель работы с семьей


Понятие "Концептуальная структура". Метод работы: вывод семьи из лингвистического плена, новое, необычное для семейной концептуальной структуры, подчас парадоксальное формулирование проблем. Способы изменения семейных отношений через изменения в значениях, новые ритуалы (инвариантное предписание), целенаправленный стресс, директивы, парадокс. Особенности работы Джея Хейли, Клу Маданес, Мары Сельвини Палаззоли, Пэгги Пэпп.

Раздел 8. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами


Конструктивная и деструктивная функции конфликта в жизни супругов. Цель работы психолога по отношению к супружескому конфликту. Причины усиления деструктивной функции в супружеских конфликтах и работа с этими причинами.

Техники, позволяющие формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации:



  • Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") чешского психолога Станислава Кратохвила.

  • Методика "Супружеский договор". Использование графиков освоения навыков решения проблем, дневниковых форм записей в процессе применения этой методики.

  • Техники "Супружеская конференция" и "Семейный совет".

  • Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова.

Использование психодиагностической методики "Реакции супругов на конфликт", разработанной украинским психологом А.С. Качаряном, для диагностики глубинных причин супружеских конфликтов. Работа с этими причинами в случае их обнаружения.

Раздел 14. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с углублением и расширением межличностных отношений


Фазы, которые проходят потенциальные брачные партнеры после знакомства, в процессе которых они оценивают друг друга на предмет возможного дальнейшего сотрудничества в браке.

Факторы, которые вмешиваются в этот процесс, повышая степень проблемности будущего супружеского союза.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в поведении сторон до брака. Действия, облегчающие познание другого и сближение.

Ситуации раздвоения мотивов брачного поведения, приводящие к проблемности будущих супружеских союзов.


Раздел 10. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком


Специфические проблемы, возникающие вследствие повторных браков и работа с ними практического психолога.

Психологическое консультирование ремиссионных семей.


Раздел 11. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье


Основные виды причин, приводящих к нарушению процесса воспитания ребенка в семье. Укорененность проблем воспитания детей в семье в нарушениях супружеских отношений родителей или в личностных проблемах родителей.

Три основные группы воспитательных методов:



  • Методы, основанные на приоритете силы родителей.

  • Методы, основанные на лишении ребенка родительской любви.

  • Методы, основанные на обмене информации между родителем и ребенком, и на возбуждении в ребенке полезных с точки зрения целей воспитания чувств.

Эффективные и неэффективные методы воспитания ребенка.

Основные нарушения воспитания ребенка в семье (согласно шкалам опросника "Анализ семейного воспитания") и работа с ними.


Раздел 12. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов


Семейные причины детской тревожности и детских страхов.

Методика работы с детской тревожностью и детскими страхами с помощью рисунков.

Игры, которые используются при работе со страхами и тревожностью: "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки", "Кто первый", "Быстрые ответы". Их модификации.

Цикл игр "Противоборство": "Поединок", "Стрельба из лука", "Сражение", "Противоборство с бесчувственными и агрессивными объектами (роботами)".

Игры, которые проводятся с несколькими семьями сразу или членами расширенной семьи, чтобы закрепить полученные результаты в преодолении страхов: "Мяч в кругу", "Проникновение и выход из круга", "Сжатие", "Пролезание", "Автобус", "Коридор", "Футбол" и "Регби", "Кочки", "Восхождение".

Игры-драматизации. Сочинение и проигрывание историй. Игра "Путешествие к Бабе Яге и Кощею".


Раздел 13. Работа психолога-консультанта с проблемами в родительско-юношеских взаимоотношениях


Сущность родительско-юношеских конфликтов, причины их возникновения, особенности протекания в различных условиях, непосредственные и отдаленные последствия. Работа с родителями по объяснению им причин негативизма ребенка в ситуации родительско-юношеского конфликта.

Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежат различного рода семейные треугольники, и работа с ними.



Родительско-юношеские конфликты, в основе которых лежит слабая способность родителей помочь своему ребенку в проблемах формирования его мировоззрения (мировоззрение - основное новообразование юношеского возраста). Методы повышения эффективности родителей в плане их способности оказывать помощь своему ребенку в проблемах формирования мировоззрения.


  1. Лабораторный практикум.

Не предусмотрен


6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Рекомендуемая литература


а) основная литература:

  1. Елизаров, А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования : учебное пособие / А. Н. Елизаров. - М. : Ось-89, 2003. - 336 с.

  2. Елизаров, А. Н. Психологическое консультирование семьи : учебное пособие / А. Н. Елизаров. - М. : Ось-89, 2004. - 399 с.

б) дополнительная литература:

  1. Браун, Дж. Теория и практика семейной психотерапии / Дж. Браун, Д. Кристенсен. - СПб. : Питер, 2001. - 352 с.

  2. Бретт, Д. Жила была девочка, похожая на тебя... Психотерапевтические истории для детей / Д. Бретт. - М. : Независимая фирма "Класс", 1996. - 224 с.

  3. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб. : Речь, 2001. - 144 с.

  4. Вебер, Г. Кризисы любви : системная психотерапия Берта Хеллингера / Г. Вебер. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2002. - 304 с.

  5. Витакер, К. Полночные размышления семейного терапевта / К. Витакер - М. : Независимая фирма "Класс", 1998. - 205 с.

  6. Витакер, К. Танцы с семьей : семейная терапия : символический подход, основанный на личностном опыте / К. Витакер, В. Бамберри. - М. : Независимая фирма "Класс", 1997. - 161 с.

  7. Карабанова, О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования : учебное пособие / О. А. Карабанова. - М. : Гардарики, 2004. - 320 с

  8. Роджерс, К. Искусство консультирования и терапии / К. Роджерс - М. : Апрель-Пресс, Эксмо, 2002. - 976 с.

  9. Саймон, Р. Один к одному : беседы с создателями семейной терапии / Р. Саймон. - М. : Независимая фирма "Класс", 1996. - 224 c.

  10. Спиваковская, А. С. Психотерапия: игра, детство, семья : в 2 т. / А. С. Спиваковская. - М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. – Т. 2.

  11. Хейли, Д. Стратегии семейной терапии / Д. Хейли, М Эриксон. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2001. - 448 с.

  12. Хеллингер, Б. Порядки любви : разрушение семейно-системных конфликтов и противоречий. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 400 с.

  13. Черников, А. В. Системная семейная терапия : интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М. : Независимая фирма "Класс", 2001. - 208 с.

  14. Шнейдер, Л. Б. Психология семейных отношений : курс лекций / Л. Б. Шнейдер - М. : Апрель-Пресс, ЭКСМО, 2000. - 512 с.

  15. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи / Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис. - СПб. : Питер, 1999. - 656 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины
Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.
8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

8.1.Методические рекомендации для преподавателей курса «Основы психологии семьи и семейного консультирования»:

Специфика преподавания дисциплины основывается на принципах работы семейных психотерапевтов в России и определяется национальными, религиозными и культурными аспектами жизни в обществе вообще и в семье в частности. При построении лекционных и практических занятий следует учитывать что,в нашей стране семья имеет свои отличительные особенности:



  • сохраняется патриархальная семья, т. е. семья, состоящая из нескольких поколений;

  • границы между подсистемами диффузны, плохо структурированы; власть в семье нередко принадлежит бабушкам и дедушкам;

  • во многих семьях в нескольких поколениях отсутствуют мужчины (так же, как они отсутствуют во многих общественных институтах: детских садах, школах, университетах, больницах, поликлиниках, некоторых фирмах и банках, где работают в основном женщины);

  • несколько поколений зависят друг от друга не только духовно, но и материально: молодые семьи живут либо в коммунальных квартирах, либо вместе с родственниками, без надежды на приобретение собственного жилья;

  • идеология тоталитарного общества сформировала жесткую систему принуждения и долженствования, из-за которой быт – поведение, духовны, ценности – напоминал те эпохи, когда человек забывал о собственном «Я», о своих желаниях и потребностях, выстраивая свое поведение так, чтобы оно было угодно Богу, феодалу или государству;

  • разрушение прежней идеологии и отсутствие новой, которая помогла бы сплочению и обретению чувства принадлежности и защищенности, привели к тому, что в обществе возросла потребность в иллюзиях, чудесах и др. Тяжелое материальное положение и снижение значимости нравственных ценностей приводят к тому, что семьи легко распадаются и дети оказываются на улице становясь легкой добычей криминальных элементов; в семьях возрос уровень взаимной агрессии.

  • Все вышеуказанные факторы позволяют построить лекционный и практический курс дисциплины согласно логики данной рабочей программы.

В изложении основ психологии семьи рекомендуется рассмотреть функциональные и дисфункциональные особенности семьи и супружества с написанием эссе и обсуждением на семинаре.Изучая жизненный цикл семьи, ее функциональные нарушения, рассматривая семью как источник психотравмы, рассматривая внутреннюю картину семьи логично в качестве демонстративного материала предложить фильмы «По семейным обстоятельствам», «Однажды, двадцать лет спустя», «С любимыми не расставаитесь», с последующим заданием выделить обсуждаемые на лекциях и семинарах проблемы.При разработке материала о семейных постулатах,образе семьи, брачном поведении, формировании семейных взаимоотношений и репрезентативных системах семьи логично дать реферативное задание по изучению этнических, религиозных и культуральных аспектах семейных взаимоотношений.

Далее лекционный и практический материал , а также организация самостоятельной работы строится на изучении семейных конфликтов, в ракурсе межлипчностной коммуникации, информационной и интегративной теории с рассмотрением семейных взаимоотношений как системы с её структурой и интеграций при изложении данного материала рекомендуется пользоваться системным подходом к изучению семьи, предложенном Э.Эдемиллером и В.Юстицкисом, развитом и адаптированном к специальности педагог-психолог в нашем пособии «Основа психологии семьи и семейногог консультирования»

Семинарские занятия по данному блоку логично строить на реферативной основе, предлагая к самостоятельному изучению психологическую литературу российских и зарубежных авторов по проблематике. В данном блоке также рассматриваются:устойчивость семейных взаимоотношений и личность члена семьи, семейные противоречия и их решение,основные типы решения семейных проблем,психологические механизмы семейного решения,общность судьбы и интеграция семьи,семейные мифы и нарушение структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.

При изучении блока: психологическое консультирование семьи и семейная психотерапия к лекционнолу изложению и практической проработке в качестве треннинговых мероприятий, наблюдения и консультаций, желательно на базе научно исследовательского института Психического здоровья ТНЦ СО РАМН следующие консультационные и практические программы:работа с семейными проблемами в консультировании,Методы семейной диагностики и психологической коррекции семейных взаимоотношений ,терапия психоаналитического направления.,клиент-центрированная терапия,игровая психотерапия,бихевиоральная психотерапия,бихевиоральная медицина и гипноз,когнитивно-бихевиоральная психотерапия, психофармакологические методы.Ознакомиться методы семейной психотерапии и групповой психотерапии. Рассмотреть подходы к терапии: Мюррея Бауэна и персональную дифференциацию,Виржинии Сатир и коммуникационную дисфункцию,стратегические и целевые подходы, подход Милтона Эриксона .



Отдельным блоком рассматриваются семейное консультирование и коррекция детско-родительских отношений и этические принципы консультирования а также требования к консультанту.

8.2.Методические рекомендации по изучению курса «Возрастная психология» для студентов

Изучение дисциплины «Основы психологии семьи и семейного консультирования» помимо приобретения студентами специальности «педагог-психолог» теоретических знаний, предполагает приобретение навыков практической консультационной деятельности в области семьи и семейных взаимоотношений. При изучении дисциплины следует ознакомиться с программой, которая полностью соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности «педагог-психолог» и использовать учебно-методическое пособие по дисциплине «Основы психологии семьи и семейного консультирования» в которое включены задания для проведения семинаров со студентами педагогических специальностей ТГПУ .

При изучении данной дисциплины студент рассматривает актуальные проблемы семьи: нарушение межличностной коммуникации в семье,причины возникновения нарушений межличностной коммуникации,основные типы решения семейных проблем,общность судьбы и интеграция семьи,а также причины и значимость семейных мифов,эмоциональной идентификации с семьей и всевозможные нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи.При этом идет реферативная подготовка к семинарским занятиям с последующим обсуждением материала, при написании рефератов и подготовкеи к коллоквиумам рекомендуется использовать библиотечный фонд ТГПУ и НИИ Психического здоровья ТНЦ СО РАМН
Особое внимание следует уделить практическим занятиям блока психологического консультирования семей и семейной психотерапии. Преподавателем будут представлены методы семейной диагностики и психологической коррекции семейных взаимоотношений, работа с семейными проблемами в консультировании, рассмотрены различные подходы, принципы консультирования, требования к консультанту. В изучении психотерапевтической части дисциплины детально представлен современный спектр психотерапевтических приемов, используемых при консультировании и терапии дисфункциональных отношений в семье различной этиологии.

На семинарских занятиях и при самостоятельной подготовке студент должен будет найти ответы на следующие вопросы: Как подойти к решению этих проблем? С чего должен начать психотерапевт? В целом вопросы эти относятся к компетенции так называемых консультантов по вопросам брака, семьи и детей. Но этими же вопросами занимаются и представители многих других профессий сферы психического здоровья: психиатры, психологи, социальные работники, как строится из профессиональное взаимодействие Отдельной специальностью в этой области является психотерапия сексуальных отношений. Студент, изучающий дисциплину в ходе учебного процесса рассматривает все эти четыре специальности, поскольку они обычно связаны друг с другом и тот, кто является профессионалом в одной из них, часто достаточно компетентен и в других. Все четыре возможных варианта будут рассмотрены нами по очереди. Но, прежде всего, следует отметить, что упомянутые здесь принципы, применяемые при консультировании супругов по общим и сексуальным проблемам, могут с соответствующей корректировкой использоваться по отношению ко всем парам. Мы затрагиваем проблемы «стандартной» пары, имеющей гетеросексуальную ориентацию и находящейся в браке. Но те же психотерапевтические методы применимы и к парам, не состоящим в браке, и к гомосексуальным парам. Таким образом, говоря о «семье», мы имеем в виду «стандартную» модель семьи, включающую родителей и детей, а также, возможно, их собаку. Хотя в последнее время такая модель все чаще перестает быть нормой. Разумеется, все, что говорится о традиционной семье, вполне приемлемо, с соответствующими вариациями, для всех других форм семейных отношений, встречающихся в современной жизни и будет рассмотрено на лекционных и самостоятельных занятиях.



По итогам изучения дисциплины студент должен знать следующие разделяя предмета и уметь изложить суть проблематики : работа психолога-консультанта с парами (состоящими в браке или нет), семьями и детьми, методы помощи в преодолении трудностей, возникающих при близких отношениях, в том числе проблемы общения, содействуя разрешению конфликтов, консультируя по вопросам воспитания детей, близости и взаимного доверия. Теоретические основы и методы вмешательства, используемые при данном виде консультирования. Чем психологи-консультанты, работающие с парами, семьями и детьми, отличаются от лиц, получающих лицензии на консультирование по проблемам брака, семьи и детей? Методы психотерапии и консультирования.

8.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.

  1. Структура семьи и системы ее поддержания.

  2. Работа психолога-консультанта с родительско-юношескими конфликтами.

  3. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье.

  4. Субсистемы семьи. Субсистема супружеской пары.

  5. Субсистема родителей и субсистема детей.

  6. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами.

  7. Психологическое консультирование семьи в опоре на теорию семейных систем М. Боуэна (психодинамическая модель).

  8. Внутрисемейные границы. Виды внутрисемейных границ.

  9. Представления о семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта.

  10. Особенности семейной субкультуры и межличностных контактов в неблагополучных семьях.

  11. Цели и этапы оказания психологической помощи семье в рамках структурной модели консультирования семьи.

  12. Стратегическая модель работы с семьей.

  13. Особенности личности членов неблагополучных семей.

  14. Особенности воспитания детей в неблагополучных семьях.

  15. Основанная на опыте модель работы с семьей.

  16. Работа психолога по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

  17. Вмешательства, которые меняют структуру неблагополучных семей.

  18. Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

  19. Техника "Семейная хореография" и ее использование в работе с семьей.

  20. Методика "Ролевая карточная игра" и ее использование в работе с семьями.

  21. Методика "Соломенная башня" и работа с семьей с помощью этой методики.

  22. Методика "Семейное пространство" и работа с семьей с помощью этой методики.

  23. Методика "Семейная социограмма" и ее использование в практике работы с семьями.

  24. Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") С. Кратохвила.

  25. Методика "Супружеский договор" ("Техника списка").

  26. Методика "Супружеская конференция".

  27. Методика "Семейный совет".

  28. Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова.

  29. Опросник "Реакции супругов на конфликт" А.С. Качаряна и его использование в практике работы с супружескими конфликтами.

  30. Формы выражения супругами любви друг другу как проблема внутрисемейных отношений.

  31. Техника "Воспоминание" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  32. Техника "Семейные фотографии" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  33. Техника "Семейное кукольное интервью" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  34. Проективная техника "Если бы я был..." и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  35. Техника "Завершение предложения" и ее использование в практике семейного психологического консультирования.

  36. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком.

  37. Общение с ребенком при высокой степени его ранимости и чувствительности при контактах.

  38. Общение с ребенком при высокой степени его безразличия и холодности к близким, стремлении поступать им "назло".

  39. Общение с ребенком при ярко выраженной потребности в постоянном эмоциональном участии близких, их положительной оценке.

  40. Опросники "Анализ семейного воспитания" (АСВ), "Родителей оценивают дети" (РОД) и их использование в практике работы с семьями.

  41. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Н.В. Жигинас

(подпись)
УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница