Учебно-методический комплекс дпп. Ф. 15 Методы активного социально-психологического обучения



Скачать 437.63 Kb.
страница1/3
Дата01.05.2016
Размер437.63 Kb.
  1   2   3


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.




                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДПП.Ф.15 Методы активного социально-психологического обучения

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)




1. Цели и задачи дисциплины

Освоение курса "Методы активного социально-психологического обучения (МАСПО)" направлено на овладение различными способами активизации деятельности личности, группы.

Цель данного курса – знакомство с методологическими основами ведения тренинговых групп различных по содержанию, овладение различными техниками оказания помощи в решении проблемных ситуаций, психотехниками, способствующими развитию коммуникативных навыков, навыков управления группой.

К основным задачам можно отнести: повышение социально-психологической компетентности педагога-психолога, развитие у него способности эффективно взаимодействовать с окружающими; формирование активной социальной позиции, совершенствование способности производить значимые изменения в своей жизни и жизни окружающих людей. В ходе занятий психолог должен овладеть определенными социально-психологическими знаниями, методами и приемами, развить способности в познании себя и других людей, в диагностировании проблемы и оказании помощи в достижении желаемого результата, в исследовании и устранении барьеров, мешающих продуктивным действиям; в изучении индивидуализированных и групповых приемов межличностного взаимодействия для повышения его эффективности.

Курс включает: практические занятия с элементами социально-психологического тренинга, тренинга личностного роста, тренинга профессионального общения и развития профессионального самосознания, деловых игр.Программы лекционно-практических работ, мини-тренинговых заня-тий, деловых и оргдеятельностных игр, разрабатываются инициативной группой студентов под руководством преподавателя. Занятия проводят преподаватели- разработчики программы в подгруппах численностью не более 15 человек

Целью данного курса является : развитие навыков установления и подержание контакта, усвоение навыков активного слушания и понимания, совершенствование навыков пользования вербальными и невербальными средствами общения.
Задачи курса:

- быстрая и точная ориентировка в ситуации взаимодействия и в партнерах; стремление

понять другого человека,

- позитивная установка в контакте не только на дело, но и на партнера; уверенность в себе,

раскованность,

- Эффективное слушание: эмпатическое и рефлексивное. Воздействие в процессе

общения.

- гибкость, готовность проявить инициативу в общении; умение общаться в разных

статусно-ролевых позициях,

- Психологические особенности умения слушать: приемы мобилизации собственного

внимания, обратная связь

- Вербальные и невербальные способы психологического воздействия на

собеседника

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

- основные виды коммуникации

- методы воздействие в процессе общения.

- использовать навыки адекватной вербальной и невербальной коммуникации

- установление контакта, считывание социальной информации, самоподача, самопредъявление



3. Объем дисциплины и виды учебной работы


Виды учебной работы

Всего часов

Семестр

1


Семестр

2


Семестр

3


Семестр

4


Семестр

5


Семестр

8


Семестр

9


Семестр

10


Общая трудоемкость

210

23

26

27

25

27

23

23

27

Аудиторные занятия

124

18

17

18

16

18

14

14

9

Лекции


























Практические занятия (ПЗ)

124

18

17

18

16

18

14

14

9

Семинары (С)


























Лабораторные работы (ЛР)




























И (или) другие виды аудиторных занятий




























Самостоятельная работа

86

5

9

9

9

9

9

9

18

Курсовой проект (работа)


























Расчетно-графические работы




























Реферат


























И (или) другие виды самостоятельной работы




























Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет




Зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Зачет

Зачет


4. Содержание дисциплины

    1. Разделы дисциплин и виды занятий (тематический план)






Раздел дисциплины

Лекции

Практические

занятия или

семинары


Лабораторные работы

1.

Тренинг знакомства



18




2.

Психолого-педагогический тренинг.



17




3.

Социально-психологический тренинг межличностного общения.



18




4.

Социально-психологический тренинг сензитивности.



16




5.

Тренинг личностного роста



18




6.

Телесно-ориентированная терапия




14




7.

Экзистенциальный тренинг




14




8.

Деловые игры




9





4.2. Содержание разделов дисциплины

Раздел 1. Тренинг знакомства.

Этот начальный этап семинара очень важен, так как задает определенный «камертон» дальнейшей работы. Примерная последовательность элементов данного модуля такова:

Тема 1. приветствие и первое знакомство участников;

Тема 2 вступительное слово ведущего (Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Методы психологического воздействия. О целях и средствах Программы, об общих правилах работы группы; ответы на вопросы);

Тема 3. «разминка» (медитация);

Тема 4.


1-я общая «сессия» – 2—3 «интервью» (с записью на видео) и небольшой их анализ (групповая дискуссия);

Тема 5 разминка (медитация);

Тема 6. разминка, упражнение на самопознание;

Тема 7. теоретическое сообщение ведущего о «базовых измерениях» общения; к) обсуждение теории (работа в микрогруппах);


Раздел 2. Психолого-педагогический тренинг.

Тема 1. Усвоения навыков активного слушания.

Цели: развитие навыков установления и поддержания контакта, усвоение навыков активного слушания.

- дать толчок рефлексии участников о несходстве субъективных словарей и неоднозначности интерпретации людьми одного и того же сообщения,

- Установление доверительных отношений,

- Развитие взаимопонимания в группе, чрез развитие вербального общения,

- Развитие речевого канала.

- Преодоление барьеров общения, формирование установки на активное слушание
Упражнения:

1. «Поиграем в спички»

2. «Слепец и поводырь»

3. «Понимаем ли мы друг друга»

4. «Умеем ли мы говорить»

5. «Увлекательная история»


Тема 2. Невербальные средства общения, развитие эмпатии.

Цели:


- Создание в группе непринужденной творческой атмосферы,

- Формирование чувствительности к невербальным средствам общения, развитие умения творческого, нестандартного выражения отношения друг к другу,

- Формирование чувствительности к невербальным средствам общения, формирование умения выражать свое состояние невербальными средствами,

- Развитие эмпатийного восприятия, развитие невербальной коммуникации,

- Развитие эмпатии
Упражнения:

1. «Вопрос – ответ»

2. «Скульптура»

3. «Пантомима»

4. «Испорченный видеомагнитофон»

5. « Эмпатия»


Тема 3. Освоение умений адекватной коммуникации, развитие эмпатического понимания.

Цели:


- Освоение умений адекватной коммуникации, развитие эмпатического понимания.

- Освоение адекватной коммуникации, отработка умений эмпатического понимания.

- Отработка средств общения, в основе которых лежит адекватная коммуникация и эмпатическое понимание.

Упражнения:

1. «Зеркало»

2. «Необитаемый остров»

3. «Фигуры»

Тема 4. Коммуникации и техники активного слушания.

Цели: Проследить за тем, как происходит искажение информации в процессе ее передачи, выявить причины искажения,

- Продемонстрировать участникам неэффективность передачи информации без обратной связи,

- Закрепление навыков активного слушания,

- Анализ коммуникаций, развитие ролевого репертуара,

Упражнения:

«Сплетня»

«Слепое слушание»

«Внимательный слушатель»

«Учитель – ученик».

Тема 5. Навыки адекватной вербальной и невербальной коммуникации.

Цели:


- Закрепление техник коммуникации,

- Закрепление навыков невербального общения,

- Закрепление навыков вербальной коммуникации

Упражнения:

1. «Ветер в ивах»

2. «Дискуссия»

3. «Рюкзак»
Раздел 3. Социально-психологический тренинг межличностного общения.

Раздел 1. Теоретико-методологические основы организации и проведения СПТ по тематике «Коммуникативный тренинг». Стадия вхождения в тренинговую ситуацию.

Понятие о методах активного социально-психологического обучения. Содержание, цели и задачи СПТ. Виды социально-психологических тренингов. Коммуникативный тренинг Социально-психологический тренинг сенситивности.

Основные принципы и правила работы в тренинговой ситуации.
Раздел 2. Кульминационная стадия СПТ

Формирование тренинговой мотивации для работы по тематике СПТ. Работа в ТГ по алгоритму: определение цели занятия; разминка, формирование единого группового контекста в эмоционально-поведенческом ключе; рефлексия; домашнее задание.

Общение: определение, участники, стадии, виды, основные условия. Вербальная и невербальная коммуникация. Эмпатия. Активное слушание. Я-сообщение. Деловое общение. Рефлексия: получение обратной связи и умение провести конструктивный анализ.
Раздел 3. Стадия завершения тренинговой ситуации, итоговая рефлексия

Завершение тренинговых занятий. Выход из тренинговой группы.


Раздел 5 . Тренинг личностного роста

Тема 1. Актуальность жизненного опыта. Пребывание "здесь и сей-час". Осознание собственных чувств, потребностей, границ своего «Я». Осознание личного жизненного опыта. Методы и приемы развития личности. Понятие рефлексии, самоанализа, саморазвития и самовоспитания.

Тема 2. Работа с индивидуальными особенностями личности. Принятие ответственности за свое личностное развитие. Личная психотерапия в группе. Сильные и слабые стороны личности как средство ее развития.

Тема 3. Особенности развития "самости", формирование образа Я. Соотнесение Я-реального и Я-идеального. Включенное наблюдение группы. Поддержка группы. Обратная связь. Рефлексия. Стимулирование творчества активными методами обучения.
Тема 4. Тренинг личностного роста как средство самоисследования и развития. Особенности группового взаимодействия. Правила группы. Концепции структуры личности (психодинамическая, гуманистическая, трансактный анализ). Условия развития личности. Формы работы (групповая дискуссия, работа в парах и тройках и т.д.) Использование психотехник и приемов. Разминочные игры и упражнения в ГЛР.

Этика и ответственность тренера.



Раздел 6. Телесно-ориентированная терапия

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЙ ПАНЦИРЬ ПО В.РАЙХУ

Тема 1.1.Понятие телесно-ориентированного подхода В. Райха и его характеристика

Телесно-ориентированный подход в системе консультирования. Характеристика телесно-ориентированного подхода В. Райха.



Практические работы.

Тема 1.2. Характерологический панцирь и способы работы с телесными зажимами

Определение телесных блоков. Внешние проявления телесных зажимов. Предполагаемые причины возникновения телесных зажимов. Методы работы с телесными зажимами.



Практические работы.

  • Освоение практическими навыками консультанта с использованием характерологического панциря и способов работы с телесными зажимами.

  • Определение внешних проявлений телесных зажимов.

Самостоятельная работа. Закрепление способов работы с телесными зажимами.

БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД А. ЛОУЭНА

Тема 2.1. Понятие телесно-ориентированного подхода А Лоуэна и его характеристика

Телесно-ориентированный подход в системе консультирования. Характеристика телесно-ориентированного подхода А Лоуэна.



Практические работы. Освоение практическими навыками работы с телесными зажимами как в индивидуальной работе с клиентом, так и с группой в рамках телесно-ориентированной терапии А Лоуэна.

  • Получение индивидуального клиентского опыта с учетом участия в практических упражнениях в рамках телесно-ориентированной терапии.

  • Отрабатывание основных техник работы с телесными зажимами в рамках биоэнергетического подхода А. Лоуэна

Тема 2.1. Методологическая основа биоэнергетики А. Лоуэна

Биоэнергетика А. Лоуэна. Понятие свободная энергия и заземление. Понятие телесности. Методы работы с телесными зажимами.



Практические работы.

  • Работа со свободной энергией и способами заземления.

  • Определение основной стойки и упражнений биоэнергетического опыта.

  • Выполнение цикла упражнений биоэнергетического опыта А. Лоуэна


ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ИНДИВИДУАЛЬНОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ

Тема 3.1. Определение эмоционально-чувственного фона в рамках телесно-ориентированного подхода индивидуальном консультировании. (15 ч.)

Особенности выражения эмоционально-чувственного фона в рамках телесно-ориентированного подхода при индивидуальном консультировании.

Практические работы. Освоение практическими навыками работы с телесными зажимами в индивидуальной работе с клиентом в рамках телесно-ориентированной терапии.


  • Получение индивидуального клиентского опыта с учетом участия в практических опытах в рамках телесно-ориентированной терапии.

  • Прохождение собственной индивидуальной консультации в рамках телесно-ориентированной терапии

Тема 3.2. Способы и техники работы с клиентом применяя телесно-ориентированный подход в индивидуальном консультировании. (10 ч.)

Рисуночные методики, как средство адекватного выражения эмоций. Практические телесно-ориентированные упражнения в индивидуальном консультировании.

Практические работы.


    • Освоение практическими навыками консультанта с использованием телесно-ориентированных упражнений

  • Закрепление способов работы с клиентом применяя телесно-ориентированный подход в индивидуальном консультировании.

РАБОТА С ОСВОБОЖДАЮЩИМИСЯ ЭМОЦИЯМИ В ПРОЦЕССЕ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ

Тема 4.1. Блок базовых эмоций и их характеристика в рамках телесно-ориентированного подхода (15 ч.)

Понятие базовых эмоций и их характеристика (гнев, радость, печаль, агрессия)

Практические работы. Освоение практическими навыками работы с базовыми эмоциями (гнев, радость, печаль, агрессия) в рамках телесно-ориентированного подхода в процессе групповой работы


  • Получение индивидуального клиентского опыта с учетом участия в практических упражнениях телесно-ориентированной терапии.

  • Отрабатывание основных техник и упражнений в рамках телесно-ориентированной терапии.

4.2. Способы адекватного выражения эмоций в процессе групповой работы в рамках телесно-ориентированной терапии (10 ч.)

Совокупность методов групповой работы в рамках телесно-ориентированного подхода (В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза).



Практические работы.

    • Освоение практическими навыками консультанта с использованием методов групповых форм работы в рамках телесно-ориентированного подхода (В. Райха, А. Лоуэна, М. Фельденкрайза).

  • Закрепление способов работы с телесными зажимами.


Раздел 7 Экзистенциальный тренинг

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница