Учебно-методический комплекс дпп. Р. 03 Планирование карьеры



Скачать 237.43 Kb.
Дата07.06.2016
Размер237.43 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета _____________ Н.К. Грицкевич

«_____» _____________________________20___ г.



УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ДПП. Р.03 Планирование карьеры

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)




1. Цели и задачи дисциплины

Цель курса состоит в том, чтобы познакомить студентов с основными категориями, понятиями, законами планирования карьеры как научно-прикладной психологической дисциплины, дать представление о психологии карьеры как отдельной области психологического знания, познакомить с современными представлениями о карьере, основными существующими направлениями, со значимостью карьеры в личностном росте человека, с практикой построения карьеры.

Задачи курса: раскрыть основные понятия и категории психологического знания о карьере, соотнести ее предмет с предметами психологии труда, общей и возрастной психологии; наделить студентов знаниями об источниках и проявлениях индивидуальных стратегий построения карьеры, дать будущему специалисту основные знания о психологических закономерностях планирования карьеры, причинах и условиях успеха/неуспеха карьерного роста, способах и методах построения успешной карьеры, показать современные представления о карьерном росте, показать многообразие выявляемых разными авторами факторов и закономерностей успешной карьеры.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника: курс ориентирован на студентов педагогического вуза, специализирующихся в области психологии труда и управления образованием.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В процессе обучения студенты должны приобрести следующие знания, умения и навыки:



  1. Знать историю становления научного знания о карьере, основные понятия и теории психологии планирования карьеры.

  2. Освоить основной понятийно-категориальный аппарат научного знания о карьере.

  3. Владеть навыками применения полученных им теоретических знаний для решения задач планирования карьеры.



3. Объем дисциплины и виды учебной работы

 


Вид учебной работы

Всего часов

Семестр 8

Общая трудоемкость дисциплины

50

50

Аудиторные занятия (всего)

28

28

Лекции

14

14

Практические занятия (ПЗ)

14

14

Самостоятельные занятия

22

22

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Зачет

зачет

 

4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

 


№ п/п

Раздел дисциплины

Лекции

пз

1.

Введение. Тезаурус темы.

1

1

2.

Предмет, история формирования научного знания о карьере. Развитие научного знания о планировании карьеры в рамках психологической науки.

1

1

3.

Теории карьеры - согласовывающие подходы, феноменологические подходы и подходы с позиций развития и принятия решений, субъектно-деятельностный подход.

2

1

4.

Исследовательские методы научного знания о планировании карьеры. Методы психологии в планировании карьеры.

2

4

5.

Понятие и содержание карьеры. Структурные и динамические характеристики карьеры. Типология карьеры.

2

1

6.

Понятие карьерных ориентаций. Иерархия карьерных ориентаций Факторы, определяющие выбор карьерной ориентации.

2

2

7.

Выбор профессии и карьера. Критерии высокооплачиваемости профессий. Возможные области карьеры. Карьера как самореализация.

2

2

8.

Основы построения карьеры Психотехнологическое обеспечение карьеры. Имидж, репутация и карьера. Критерии оценки специалиста. Типы стратегий в карьере.

2

2




Итого

14

14


4.2. Содержание разделов дисциплины
Тема 1. Введение. Тезаурус темы. В контексте современной динамичной социально-экономической ситуации весьма актуальными для психологической науки становятся проблемы, связанные с построением и развитием карьеры, так как именно данный процесс дает возможность человеку реализовать свои способности, возможности и потребности.

Во французском языке "carriere" имеет значения: поприще; профессия; каменоломня. В испанском "carrera" означает: беговая дорожка; движение звезд; путь следования; гонки; поприще; профессия и т. д. Карьера в узком смысле - восхождение в служебной иерархии; в широком -- восхождение в иерархии социальной. Карьерист - человек, ориентированный на делание карьеры, на возвышение над окружающими. Карьерой в широком смысле следует считать не только повышение в должности, но также обогащение и получение известности. Успех в любом из этих направлений способствует успеху в других. Карьеру можно понимать и как жизненный путь вообще, не обязательно ведущий к более высокому положению. Восхождение на моральную высоту и пребывание на ней вопреки соблазнам - тоже своеобразный успех, кстати, при некоторой неосторожности, удачливости или предприимчивости способный принести и славу, и влияние, и даже мученическую смерть. Психологические исследования в этой области достаточно разнообразны. Изучается мотивация карьеры (D.McClelland, 1975; D.G.Winter, 1988), постановка карьерных целей (А.Д.Кибанов, 1998; А.С.Гусева, 1998), механизмы карьерного процесса (С.Осипов, 1968; D.T.Hall, 1968; А.С.Гусева, 1998), возможности управления карьерой персонала в организации (D.T.Hall, 1976; Э.Шейн, 1990; А.Д.Кибанов, 1995; И.Д.Ладанов, 1997 и др.), факторы, способствующие успешному развитию индивидуальной карьеры (P.Lambing, 1994; J.A.Clauzen, 1981; J.Hunt, 1997; А.А.Деркач, 1996; Е.А.Могилевкин, 1998; М.В.Сафонова, 1999 и др.), становление и развитие личности в ходе карьерного продвижения (А.К.Маркова, 1996; Е.Г.Молл, 2000; А.А.Деркач, 1996; Д.Е.Сьюпер, 1971), а так же создание исследовательского инструментария (J.L.Holland, 1983; Э.Шейн, 1990; C.K.Tittle, 1983 и др.). Карьера в данном курсе рассматривается как активная жизненная стратегия, разрабатываемая человеком, обладающим лидерскими установками и глубокими представлениями о трех фундаментальных факторах, определяющих эффективное построение карьеры: структура властных отношений и организационная культура; вектор карьеры, осознанно выбираемый человеком на каждом значимом витке жизненной стратегии; ценностные ориентации индивида.



Тема 2. Предмет, история формирования научного знания о карьере. Развитие научного знания о планировании карьеры в рамках психологической науки. Наиболее активно исследования детерминант карьерного выбора и развития карьеры в зарубежных странах велись в 70-е и 80-е годы (Д.Е.Сьюпер, 1971; N.E.Betz&Fitzgerald, 1987; J.D.Krumboltz, 1976; D.McClelland, 1976; и др.). В нашей стране такие исследования проводились в рамках изучения личностных качеств руководителей (А.Л.Журавлев, Г.И.Терехов, 1977; Е.Г.Молл, 1994; А.Д.Кибанов, 1995; А.В.Филлипов, 1984; Н.Л.Кирт, 2000).На современном этапе отечественные исследования представлены изучением личностных факторов профессиональной карьеры государственных служащих (А.А.Деркач, В.Г.Зазыкин, 1996; В.М.Дьячков, 1996; Л.И.Катаева, 1996; Е.А.Могилевкин, 1998 и др.). Специфика карьерного выбора на этапе студенчества (С.Т.Джанерьян, Л.А.Булыгина, 2003; Н.Н.Королева, Е.К.Веселова, 2001; Н.Л.Кирт, 2000; А.Е.Созонтов, 2002 и др.). Анализ подходов к исследованию карьеры в трудах отечественных и зарубежных психологов, этапов и закономерностей формирования и развития карьеры, актуальных на этапе юности, выявляет подходы, которые группируются по содержательным характеристикам развития личности. Карьера как социальная модель продвижения (внешний процесс) подразделяется на подходы, изучающие продвижение по должностной иерархии (Р.Л.Кричевский, Е.А.Климов, Э.Д.Вильковченко, Н.В.Новикова, Т.И.Заславская) и подходы, изучающие общую схему профессионального развития (Д.Сьюпер, D.T.Hall, А.Н.Толстая, С.Барлей, Ю.В.Укке, Г.С.Никифоров). Карьера как внутренний процесс реализации личностного потенциала рассматривается, во-первых, через подходы, изучающие личностные различия (D.McClelland D.G.Winter, А.Д.Кибанов, А.С.Гусева, Э.Шейн), во-вторых\, через подходы, изучающие профессионализацию личности. В рамках последнего подхода выделяются идеи карьеры как призвания (В.Франкл, А.Маслоу, Дж.Холланд, А.С.Гусева,Е.А.Могилевкин) и карьеры как этапа жизненного пути (Е. Г.Молл А.Р.Фонарев, В.В.Травин, В.А.Дятлов, Г.Десслер, С.Т.Джанерьян, Н.С.Пряжников).

Тема 3. Теории карьеры. Существуют пять основных категорий теоретических подходов к проблематике карьеры - согласовывающие подходы, феноменологические подходы и подходы с позиций развития и принятия решений, субъектно-деятельностный подход. Согласовывающие подходы - эта категория включает теории и методы, опирающиеся на дифференциальную психологию и ситуационные теории; к последним относятся структурный подход, контекстуальный подход и подход с позиций социализации. Дифференциальные подходы - этот подход краткосрочного консультирования и классифицирования персонала, что проявилось во время работы с ветеранами, возвращавшимися к гражданской жизни и пытавшимися найти себе применение в условиях мирного времени. Ситуационные теории – когда учитывается социоэкономический статус родителей, иногда служащий важной детерминантой будущего взрослого профессионального статуса ребенка, хотя своей учебой молодые люди сами закладывают фундамент для обретения собственного независимого социоэкономического статуса и самостоятельного продвижения вверх по карьерной лестнице. Феноменологические подходы базируются на теории Я-концепции, которая концентрируется на индивидууме как субъекте принятия решения, признавая, что представления о себе — это не концепции себя в вакууме, но себя в ситуации. Этот подход отвечал духу времени 1950— 60-х гг. и породил большое количество соответствующих исследований. Подходы с позиций развития обусловливаются тем, что рост — это стадия детства, в ходе которой формируются Я-концепции, однако в представлениях о профессиях преобладают идентификации с ключевыми фигурами, фантазиями и эйдосами детства. Подходы с позиций принятия решений – возникли в эпоху 1970-х гг., основаны на понятии стиля решений, каждый из которых может использоваться в определенный момент времени данным человеком, если даже ему в большей степени присущи контекстно- или содержательно-ориентированные стили. Отечественный субъектно-деятельностный подход позволяет рассматривать во взаимосвязи карьерные ориентации, являющиеся актом сознания, карьерные планы, действия, направленные на реализацию карьерных ориентаций.

Тема 4. Исследовательские методы научного знания о планировании карьеры. Методы психологии в планировании карьеры. Классификация методов исследования и планирования карьеры. Группа общенаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование. Достоинства и недостатки методов. Качественные методы: анализа документов, биографический, дневниковый, автобиографический. Собственно психологические методы: интроспективные, психофизиологические, социально-психологические, возрастно-психологические, анализ продуктов деятельности, тестирование, психосемантические. L-, T-, Q – данные, эмпирические: констатирующий эксперимент; психодиагностические (тесты, сочинение, беседа). Конкретные методики исследования и планирования карьеры: опросник «Якоря карьеры» Э.Шейна (диагностика индивидуальной иерархии карьерных ориентаций; «Сочинение о моей жизни через 10 лет» Т.П.Мараловой (диагностика уровня осознанности карьерных ориентаций); опросник «ССП-98» В.И.Моросановой (стиль саморегуляции поведения), методика А.В.Карпова «Диагностика индивидуальной меры развития свойства рефлексивности»(изучение уровня рефлексии); методика Е.Б.Фанталовой «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах».

Тема 5. Понятие и содержание карьеры. Определение понятия карьера. Карьера как результат активного процесса, отражающий представления субъекта о себе, собственном пути личностного развития и профессионального служения, сопровождающийся ощущением личностной реализованности, дающей возможность субъекту воспринимать свою жизнь как осмысленность повседневных поступков, профессиональных действий и их значений, позволяющих действовать последовательно и эффективно (Л.Б.Шнейдер). Основные аспекты карьеры. Логика карьерного цикла в организации. Упражнение «Лестница карьеры». Введение в образ профессионального поля. Игроки и принципы их самоорганизации.

Структурные и динамические характеристики карьеры. Диагностика профессионального поля: определение узла возможностей, точки ресурса. Виды специализаций в профессиях. Информационные сигналы имиджа. Самопрезентация в профессиональном поле. Попадание в профессиональное поле. Закрепление и продвижение в профессиональном поле. Диагностика норм и правил игры. Исследование игроков. Способы выживания в профессиональном поле. Самоуправление в профессиональном плане. Конкурентноспособность и правила её повышения. Психологический настрой в управлении карьерой. Работа с целями.

Типология карьеры. Возможные области карьеры: Стимулы карьеры. Личные качества, необходимые для построения карьеры. Очевидно, что построение иерархии «карьерных якорей», и выбора ведущего детерминировано сочетанием разных факторов: личностных особенностей человека, социальных влияний на личность, макроэкономических условий сложившихся в обществе. Но наибольший интерес, с точки зрения педагогической психологии, для исследования карьерных ориентаций, безусловно, представляют психологические особенности человека, способствующие успешному развитию карьеры (Л.Г. Почебут, В.А. Чикер, 1997). Вполне закономерно, что каждый исследователь изучает различные наборы характеристик и их влияние на карьерный выбор, и успешность этого процесса. Но, не смотря на разнообразие характеристик, многие ученые-исследователи говорят о необходимости «ясного самопонимания», «высокой рефлексии», «наличия четких целей», «адекватных представлений о себе».

Тема 6. Понятие карьерных ориентаций. Карьерные ориентации рассматриваются как структурный элемент профессиональной карьеры личности. Общей стратегией научного поиска психологического содержания данного понятия можно назвать определение его сущностных характеристик, опираясь на работы Э.Шейна, Е.Г.Молл, Е.Ф.Рыбалко, Н.А.Волковой и др. С точки зрения Э.Шейна понятию карьерная ориентация соответствует термин «якорь карьеры». «Якорь карьеры», или карьерная ориентация, является важным составляющим элементом профессиональной «Я-концепции», возникает в процессе социализации на основе и в результате накопления профессионального опыта в начальные годы развития карьеры, и служит для управления, стабилизации и интеграции индивидуальной карьеры. В отечественной психологии В.А.Чикер, Л.Г.Почебут соотносят понятие «карьерных ориентаций» с потребностями высшего уровня, которые являются устойчивым образованием и определяют профессиональный жизненный путь человека. Высшим социальным потребностям соответствует система ценностных ориентация личности, отвечающая за отношение человека к жизненным целям и средствам их удовлетворения. Соответственно, карьерные ориентации – это есть ценностные ориентации непосредственно в карьере, которыми субъект руководствуется, выбирая, определяя и моделируя свой профессиональный и в целом жизненный путь. Функция карьерных ориентаций заключается в том, что они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая соответственно то, что является для него наиболее важным и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных ориентаций, таким образом, содержательно определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая в себя одновременно их направление и способы их осуществления.



Иерархия карьерных ориентаций формируется у человека на протяжении многих лет. Эти структурные изменения происходят постепенно и зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями человека. Карьерные ориентации – это есть смысл, который человек хочет реализовать при выборе и осуществлении своего профессионального развития, это индивидуальное сочетание и последовательность реализации профессиональных замыслов, связанных с опытом и активностью в сфере работы на протяжении всей жизни. Планируя свое профессиональное будущее, намечая конкретные события – цели, планы, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии «карьерных якорей», представленной в его сознании. Карьерные ориентации не имеют той определенности, которая присуща сформированным на должном уровне карьерным целям и планам. Благодаря этому они выполняют более гибкую регулятивную функцию. Психологические детерминанты выбора карьерных ориентаций, факторы, определяющие выбор определенного направления развития карьеры мы анализируем роль карьерных якорей в построении перспектив профессионального развития.

Факторы, определяющие выбор карьерной ориентации. Внешние факторы (макросоциальные): экономическое состояние общества, ситуация на рынке труда, политическое устройство, доминирующие общественные ценности, пропаганда в СМИ, социокультурные изменения, происходящие в обществе; (микросоциальные) - материальные возможности родительской семьи при получении образования, величина родительской семьи, планирование собственной семьи, близкое окружение, помощь друзей, ценности друзей. Внутренние факторы (непсихологические) - уровень образования социально-демографические факторы: возраст, пол, состояние здоровья; (психологические) - адекватная «Я-концепция», личностная зрелость, индивидуальные способности, высокий уровень саморегуляции, гендерные характеристики, мотивация достижения, особенности эмоционально-волевой сферы.

Тема 7. Выбор профессии и карьера. Для эффективного построения карьеры необходим осознанный адекватный выбор направления профессионального развития. Для этого учитывается прогнозируемый будущий спрос на профессию; личные способности и склонности, возможные пути карьеры (административной, творческой, политической и пр.), условия получения образования (стоимость и т. п.). При выборе профессии должны учитываться следующие обстоятельства: профессии бывают: сложные, простые; распространенные, редкие; перспективные, вымирающие; творческие, нетворческие; с широким или узким диапазоном возможных должностей; с большими или ограниченными возможностями выбора места жительства.

Критерии высокооплачиваемости профессий. Высокооплачиваемые профессии могут являться таковыми вследствие особой значимости для общества и неудовлетворенного спроса на обладателей профессии; специфического положения работников, вынуждающего много им платить - чтобы сохраняли тайны, чтобы не воровали и т. д. (в этом случае может иметь место избыток людей, желающих и способных выполнять работу). Неудовлетворенность спроса на профессию могут порождать: особая опасность или вредность ее для здоровья; резкие изменения в "сфере занятости", повысившие потребность общества в профессии; необходимость особых редких способностей; действия профессиональных объединений, направленные на ограничение числа обладателей профессии.

Возможные области карьеры: 1. Деловая карьера: производитель; торговец; поставщик услуг; финансист; создатель новых предприятий. 2. Административная карьера: государственный служащий, в частности, военный; менеджер негосударственного предприятия, церковный служащий. 3. Политическая карьера: аппаратчик общественной организации; депутат; мэр; президент; "общественный деятель", духовный лидер (авторитетный одиночка). 4. Творческая карьера: изобретатель, конструктор; теоретик; исследователь; музыкант, художник, писатель, актер, режиссер и т. п.; дизайнер, модельер, архитектор. 5. Специальная карьера: консультант в какой-либо ложной области; адвокат, врач; политический обозреватель; шоумен; секретный агент. 6. Прочие виды карьеры: герой; спортсмен.

Карьера как самореализация. Личные качества, за счет которых можно делать карьеру (общая сообразительность, наблюдательность, восприимчивость к новому; ораторские навыки, физическая сила; умение общаться; приятная внешность, сексуальная привлекательность; специальные знания и навыки; способности в некоторых видах искусства). Личностными стимулами карьеры могут быть творческий поиск, сострадание, альтруизм, чувство справедливости, чувство неполноценности, стремление к благоустроенной жизни, наслаждение властью, честолюбие, месть конкретным людям, власть имущим или обществу в целом.

Тема 8. Основы построения карьеры. Психотехнологическое обеспечение карьеры. Имидж, репутация и карьера. Критерии оценки специалиста. Основные решения, принимаемые для построения карьеры. Мероприятия, обеспечивающие восхождение по социальной лестнице - самореклама; подавление конкурентов, налаживание личных связей, заимствование лучшего у конкурентов, накопление доказательств своих способностей: званий, публикаций; совершенствование личных интеллектуальных технологий, приобретение знаний, опыта; приобретение универсальных навыков: изучение иностранных языков; освоение работы на компьютере; стимулирование психики; обеспечение условий для работы; накопление ресурсов, которые можно истратить для обеспечения очередного рывка; забота о внешности и манерах.

Варианты протекания карьеры - медленное восхождение: на всяком месте индивидуум успевает проявить себя результатами; быстрое восхождение: на всяком месте индивидуум успевает только что-то сломать, всех обнадежить радикальными планами и, удивив начальство своим размахом, получает новое назначение; скачок через несколько ступеней: обычно случается в периоды кризисов и быстрых перемен, когда надо срочно выдвинуть нового человека (взамен надоевших, проворовавшихся, обросших опасными связями) или когда человек выдвигается массами вопреки сопротивлению "верхушки". Фазы в стремлении к успеху.



Типы стратегий в карьере - постепенное накопление некоторого качества или некоторого имущества; ожидание некоторой возможности и подготовка к тому, чтобы в наибольшей степени ее использовать; совершение многочисленных попыток в надежде добиться однажды успеха; постепенная подготовка к некоторому значительному действию и далее совершение его; постепенное перемещение вверх в некоторой организационной системе; переходы на более высокие должности из одной организационной системы в другую). Направления развития своей карьеры. Блоки умений. Мотивация на взаимодействие. Самопрезентация. Отработка навыков убеждения, аргументации. Работа с агрессией, давлением, манипуляцией. Универсальные навыки общения. Образование и карьера. Профессия и карьера.

Последствия переоценки своих возможностей. Индивидуалистический образ деятельности. Факторы, делающие человека индивидуалистом: Коллективистский образ деятельности. Карьерные возможности интеллектуала. Карьерные ориентации студентов на завершающем этапе обучения в вузе как регулирующее звено в построении карьерных планов и стратегий реализации карьерных целей. Типичная карьерная ориентация современных студентов – ориентация на стабильность работы; а так же приоритетные карьерные ориентации, зависящие от направленности профессиональной подготовки: для гуманитарных специальностей - ориентация на служение человечеству, для естественно-географической направленности – ориентация на стабильность работы; для студентов математических специальностей – ориентация на предпринимательство. Учет особенностей содержания карьерных ориентаций студентов, обусловленные гендерными характеристиками личности: для андрогинного типа личности - ориентация на стабильность, для маскулинного типа – ориентация на менеджмент, для феминного – ориентация на независимость в работе. Учет специфики карьерных ориентаций студентов на завершающем этапе обучения в вузе (О.П. Терновская, 2005) - низкий уровень осознанности, взаимосвязь с уровнем развития рефлексивных способностей внутриличностные конфликты.


5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

 

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1. Рекомендуемая литература
а) основная литература


  1. Петрушин, В. И. Психология карьеры / В. И. Петрушин. – М. : Издательство : "Академический проект", 2004. - 207 с.

  2. Терновская, О. П. Карьерные ориентации студентов в процессе вузовской подготовки (на примере студентов психологического факультета) / Сборник научных трудов кафедры философии МПГУ «Актуальные проблемы социогуманитарного знания». Вып. XXIX. – М. : 2005. – 229 - 232 с.

б) дополнительная литература



  1. Гейсельхарт, Х. Обучающееся предприятие в XXI веке / Х. Гейсельхарт. – Калуга : «Духовное наследие», 2004. – 264 с.

  2. Дронова, А. В. Примерная программа предпрофильного курса "Основы социализации личности" : методическое пособие / А. В. Дронова, Г. Ю. Титова ; Федеральное агентство по образованию РФ, ТГПУ. – Томск : издательство ТГПУ, 2006. - 147 с.

  3. Лефевр, В. А. Рефлексия / В.А. Лефевр. - М. : «Когито-центр», 2003. – 496 с.

  4. Швальбе, Б. Личность, карьера, успех : психология бизнеса / Б. Швальбе, Х. Швальбе . - 4-е изд. просмотр. и доп. - М. : Прогресс, 1993. – 239 с.

  5. Шостром, Э. Анти-Карнеги, или человек манипулятор / Э. Шостром. – Минск : 1992. – 127 с.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

Рабочая программа и учебно-методическое пособие по курсу.

Библиотечный фонд ТГПУ.
7. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Оборудованная аудитория, ноутбук, мультимедийный переносной проектор, настенный экран.


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины
При изучении дисциплины «Планирование карьеры» следует учитывать:
а) Требования государственного образовательного стандарта по специальности «Педагогика и психология» к уровню теоретической и практической подготовки выпускников специальности 031000 - Педагогика и психология.

История формирования научного знания о карьере. Развитие научного знания о планировании карьеры в рамках психологической науки. Основные теории карьеры. Типология карьеры. Понятие и содержание карьеры. Исследовательские методы научного знания о планировании карьеры. Структурные и динамические характеристики карьеры. Виды карьеры. Карьера как самореализация. Основы построения карьеры.



б) Роль преподавателя в организации самостоятельной работы студента. Самостоятельная работа студентов является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса, одним из главных методов изучения и усвоения учебного материала. Преподаватель является организатором проведения и контроля за самостоятельной работой студентов, он непосредственно реализует руководство ею по своей дисциплине как индивидуально так и в группе. Самостоятельная работа должна организованна так, чтобы позволяла студентам активно участвовать в процессе приобретения новых знаний. Для этого преподаватель:

  • создаёт методическое обеспечение своей дисциплине: УМК (учебно-методический комплекс, программу и график изучения дисциплины, контрольные тесты для проведения и проверки самостоятельной работы, используя при этом возможности информационных технологий);

  • создаёт условия для работы студентов по индивидуальному графику, промежуточной отчётности для досрочной сдаче экзаменов и зачётов;

  • оказывает помощь студентам в организации самостоятельной работы;

  • стимулирует интерес студента к углубленному изучению дисциплины;

  • определяет объём заданий для самостоятельной работы в соответствии с программой;

  • осуществляет контроль за самостоятельной работой по учебной дисциплине.

Правильно спланированная самостоятельная работа позволяет раскрыть реальные и потенциальные способности студентов, реализовать их творческий потенциал, способствует повышению познавательной деятельности студентов и общего уровня успеваемости.

Задача преподавателя при создании рабочей программы по данной дисциплине -максимально расширить основные положения Госстандарта, чтобы лекционные занятия давали импульс к размышлению, познавательному интересу студентов, позволяли проявить аналитические возможности интеллекта и позволяли самостоятельно изучать некоторые разделы программы.

При проведении практических занятий преподаватель должен учитывать уровень подготовки группы, предлагать вопросы и задания, которые посильны для самостоятельной подготовки к ответам студентов. В ходе организации самостоятельной работы преподаватель может предлагать различные нестандартные формы изучения материала (написание научных эссэ, решение задач, составление конспектов). Важно чтобы студенты почувствовали интерес к данной дисциплине, имели желание использовать полученный опыт самостоятельного изучения материала в дальнейшем обучении.
8.2. Методические рекомендации для студентов

Цель самостоятельной работы студентов заключается в глубоком полном усвоении учебного материала и развития навыков самообразования. Это позволяет реализовать:



  • познавательный компонент высшего образования (усвоение необходимой суммой знаний по данной дисциплине, способность самостоятельно пополнять их);

  • развивающий компонент высшего образования (выработка навыков аналитического и логического мышления, способность профессионально оценивать ситуацию и находить правильное решение);

  • воспитательный компонент высшего образования (формирование профессионального сознания, развитие общего уровня личности).

Самостоятельная работа студента предполагает:

  • работу с текстами, нормативными материалами, первоисточниками, дополнительной литературой, сведениями интернета, проработкой конспектов лекций;

  • написание докладов, рефератов, курсовых и дипломных работ, составление графиков, таблиц, схем;

  • участие в семинарах, научно-практических конференциях;

  • подготовку к зачётам и экзаменам.

При проведении самостоятельной работы важным для студентов является возможность углубления в методологию дисциплины посредством выполнения творческих работ в индивидуальном режиме на основе особенностей образовательных потребностей каждого.
8.2.1. Перечень примерных вопросов для практических занятий


  1. Психологические ловушки, в которых гибнут блестящие карьеры.

  2. Особенности женской карьеры в современном бизнесе.

  3. Где и как искать идеи для карьеры?

  4. Способы пробуждения и развития творческих способностей.

  5. Интуиция при принятии решений.

  6. Облегчают ли новые технологию жизнь человека?

  7. Как сделать успешную карьеру, не растратив при этом душевные и физические силы.

  8. Жизненные правила цивилизованного карьериста.

  9. Особенности карьеры в российских условиях

  10. Карьера как профессиональный и личностный рост.

  11. Жизненный стиль и карьера.

  12. Выбор профессии и карьера

  13. Вхождение в организацию и карьера.

  14. Самоанализ возможностей

  15. Карьера руководителя и карьера специалиста.

  16. Надо ли всегда в карьере стремиться к власти и руководящим должностям? Психоаналитические подходы к проблеме власти.

  17. Локус контроля и карьерный инсайт.

  18. Психология успеха.

  19. Стиль и навыки поведения, необходимые для успеха в организации.

  20. Как планировать своё рабочее время, сберегать его и эффективно использовать.

  21. Законы мотивации и карьера.

  22. Теории мотивации.

  23. Как усилить своё стремление к цели.


8.2.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ


  1. Теории карьеры.

  2. Типы стратегий в карьере

  3. Мероприятия, обеспечивающие восхождение по социальной лестнице.

  4. Варианты протекания карьеры

  5. Возможные стимулы карьеры

  6. Возможные области карьеры:

  7. Карьера как активная жизненная стратегия.

  8. Развитие научного знания о планировании карьеры в рамках психологической науки.

  9. Исследования детерминант карьерного выбора и развития карьеры в зарубежных странах.

  10. Личностные факторы профессиональной карьеры

  11. Карьера как социальная модель продвижения

  12. Карьера как внутренний процесс реализации личностного потенциала

  13. Карьера как процесс профессионализации личности.

  14. Карьера с точки зрения изучения жизненного пути.

  15. Регулятивная функция карьерных ориентаций

  16. Факторы, влияющие на карьеру.

  17. Факторы, влияющие на выбор карьерных ориентаций

  18. Карьера и представления субъекта о себе.

  19. Основные аспекты карьеры.

  20. Логика карьерного цикла в организации.

  21. Масштабы социального восхождения и карьера.

  22. Типы стратегий в карьере:

  23. Выбор профессии и карьера.

  24. Как сделать успешную карьеру, не растратив при этом душевные и физические силы.

  25. Жизненные правила цивилизованного карьериста.


8.2.3. Примерный перечень вопросов к зачету

  1. Методология исследования карьеры.

  2. Понятие карьеры.

  3. Карьера и самореализация.

  4. Основные аспекты карьеры.

  5. Масштабы социального восхождения:

  6. Типы стратегий в карьере:

  7. Мероприятия, обеспечивающие восхождение по социальной лестнице:

  8. Варианты протекания карьеры:

  9. Основные решения, принимаемые для построения карьеры

  10. Стимулы карьеры.

  11. Личные качества, необходимые для построения карьеры

  12. Последствия переоценки своих возможностей.

  13. Варианты развития и карьеры

  14. Возможные области карьеры:

  15. Индивидуалистический образ деятельности.

  16. Коллективистский образ деятельности.

  17. Факторы, делающие человека индивидуалистом:

  18. Фазы в стремлении к успеху.

  19. Направления развития своей карьеры.

  20. Образование и карьера.

  21. Профессия и карьера.

  22. Виды профессий.

  23. Критерии высокооплачиваемости профессий.

  24. Последствия неудовлетворенного спроса на профессию.

  25. Критерии оценки специалиста.

  26. Виды специализаций в профессиях.

  27. Карьерные возможности интеллектуала.

УМК составил:

Профессор кафедры психологии развития личности __________ Э.И. Мещерякова

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич



(подпись)




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница