Учебно-методический комплекс дпп. В. 02 Методология и методы психологии



Скачать 300.61 Kb.
Дата28.06.2016
Размер300.61 Kb.


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)
«УТВЕРЖДАЮ»

Декан факультета ________________ Н.К. Грицкевич

« _______ » _____________________________ 20__г.


                1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


ДПП.В.02 Методология и методы психологии

(указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с ГОС и учебным планом)



1. Цели и задачи курса
Цель – формирование методологической культуры будущего психолога: исследователя и практика.

Задачи:


1. Познакомить студентов с понятием научной дисциплины, с целями и задачами.

2. Дать понятие объекта и предмета в научной дисциплине.

3. Познакомить с выдвигаемыми гипотезами исследования в науке.

4. Дать понятие научных парадигм исследования.

5. Познакомить с различными методами исследований.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины студент должен знать:



  • сформировать свою философскую картину о месте человека в мире и принципы работы с ним;

  • усвоить понятие метода, методологии и методик;

  • усвоить методологические особенности основных направлений психологии;

  • усвоить методологические основы отечественной психологии;

  • знать и уметь применять на практике основные методы психологического исследования;

  • уметь анализировать полученные данные и составлять рекомендации и заключение.


3. Объем дисциплины и виды учебной работы



Виды учебной работы

Всего часов

Семестр 5

Общая трудоемкость

100

100

Аудиторные занятия

54

54

Лекции (Л)

36

36

Практические занятия (ПЗ)

18

18

Семинары (С)







Лабораторные работы (ЛР)







И (или) другие виды аудиторных занятий







Самостоятельная работа

46

46

Курсовой (проект) работа







Расчетно-графические работы







Реферат







И (или) другие виды самостоятельной работы







Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

Экзамен

Экзамен


4. Содержание дисциплины
4.1. Разделы дисциплины и виды занятий (Тематический план)


п/п


Разделы и темы дисциплины

Лекции

Практические занятия или семинары




Раздел 1. Методология как наука о научном познании

8

4



Наука как социокультурный феномен

1

1



Психология как научная дисциплина

1






Общее представление о методологии

2

1



Учение о парадигме

1






Фундаментальные методологические проблемы психологии

1

2



Основные категории педагогики и психологии

1







Раздел 2. Психолого-педагогическое исследование: сущность, виды, принципы, этапы.

6

2



Сущность и виды психолого-педагогических исследований

2






Методологические принципы психологии

2

1



Этапы психолого-педагогического исследования

2

1




Раздел 3. Методы психолого-педагогического исследования

14

10



Общее представление о методах психолого-педагогического исследования.

2






Эксперимент и экспериментальная процедура психологического исследования

2

2



Наблюдение

2

1



Психологические тесты

2

1



Опрос как метод получения социологической и психологической информации

2

2



Психосемантические методы

1

2



Проективные методики

1

-



Метод экспертных оценок

1

2



Метод анализа результатов деятельности

1







Раздел 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.

8

2



Методы статистической обработки данных

2






Способы представления данных

2






Методы анализа и интерпретации данных

2






Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных

2

1



Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования




1


4.2. Содержание разделов дисциплины:

Раздел 1. Методология как наука о научном познании.

Тема 1. Наука как социокультурный феномен.

Виды знаний. Формы познания. Особенности научной формы познания. История формирования.



Тема 2. Психология как научная дисциплина.

Виды психологических знаний. Структура психологии как науки. Основные направления и теории психологии. Объект и предмет психологии. Внутренняя и внешняя структура психологии.



Тема 3. Общее представление о методологии.

Понятие и функции методологии. Развитие методологии науки. Содержание методологии. Метод, методика, методология, их взаимосвязь. Уровни методологии.



Тема 4. Учение о парадигме.

Понятие парадигмы. Теория Т. Куна. Классическая и постклассическая парадигма науки. Естественно-научная парадигма. Гуманитарная парадигма.



Тема 5. Фундаментальные методологические проблемы психологии.

Проблема объективного метода в психологии. Психофизическая и психофизиологическая проблема в психологии. Проблема единицы анализа психики. Проблема биологического и социального. Особенности понимания психического в отечественной психологии.



Тема 6. Основные категории педагогики и психологии

Категория деятельности. Категория общения. Личность как системообразующая категория. Пути постижения истины.


Раздел 2. Психолого-педагогическое исследование: сущность, виды, принципы, этапы.

Тема 7. Сущность и виды психолого-педагогических исследований.

Виды, особенности. Исследование и диагностика. Характеристики психолого-педагогического исследования.



Тема 8. Методологические принципы психологии.

Общенаучные методы познания. Специфические психологические принципы. Принцип детерминизма. Принцип развития. Принцип системности. Принцип единства сознания и деятельности.



Тема 9. Этапы психологического исследования.

Понятие логики исследования. Постановка проблемы. Этап работы литературы. Определение гипотезы, задач и переменных. Подбор методического аппарата. План исследования. Формирование выборки. Этап проведения исследования. Обработка результатов. Анализ и интерпретация. Оформление результатов.


Раздел 3. Методы психолого-педагогического исследования

Тема 10. Общее представление о методах психолого-педагогического исследования.

Понятие о методе. Взаимосвязь предмета и метода. Процедура и технология использования различных методов психолого-педагогического исследования. Исследовательские возможности различных методов. Классификация методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев, Г. Пирьов, Г. В. Залевский, В. Н. Дружинин, С. Л. Рубинштейн. Требования к надежности, валидности и чувствительности применяемых методик.



Тема 11. Эксперимент и экспериментальная процедура психологического исследования.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 12. Наблюдение.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 13. Психологические тесты

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 14. Опрос как метод получения социологической и психологической информации.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 15. Психосемантические методы.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 16. Проективные методики.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 17. Метод экспертных оценок.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.



Тема 18. Метод анализа продуктов деятельности.

Виды, особенности, артефакты, личность исследователя. Достоинства и недостатки метода.


Раздел 4. Обработка, анализ, интерпретация результатов исследования.

Тема 19. Методы статистической обработки данных.

Первичная математическая обработка. Вторичная математическая обработка.



Тема 20. Способы представления данных.

Табличные представления. Графические представления полученных результатов. Вербальная и символьная формы представления результатов.


Тема 21. Методы анализа и интерпретации данных

Системные описания в психологии. Систематизация результатов, их интерпретация и изложение. Принцип относительности суждений. Логическая и художественно-образная интерпретации.


Тема 22. Составление заключения и практических рекомендаций на основе исследовательских данных
Составление заключения. Выводы по существу поставленной проблемы. По побочным вопросам. По вопросам практического значения использования полученных результатов. Составление программы внедрения. Практическое преобразование. Контроль за результатом преобразования. Коррекция дальнейшей работы.
Тема 23. Организация опытно-экспериментальной работы в учреждениях образования

Этапы опытно-поисковой исследовательской работы. Природа и функции педагогических инноваций. Условия психолого-педагогического поиска. Исследовательский проект.



5. Лабораторный практикум
Не предусмотрен.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
6.1 Учебно-методическая литература

а) основная литература:



  1. Гадельшина, Т. Г. Методология и методы психолого-педагогических исследований : Учебно-методический комплекс / Т. Г. Гадельшина, И. Л. Шелехов, Н. В. Жигинас. – Томск. : Изд-во ТГПУ, 2008.

б) дополнительная литература:



  1. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. – СПб. : 2002.

  2. Асмолов, А. Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. – М. : 2002.

  3. Асмолов, А. Г. Психология личности: основы общепсихологического анализа. / А. Г. Асмолов. – М.: 1997, 2001, 2007.

  4. Балин, В. Д. Актуальные проблемы теоретической психологии / В. Д. Балин. – СПб. : 2006.

  5. Василюк, Ф. Е. Методологический анализ в психологии / Ф. Е. Василюк. – М. : 2003.

  6. Готтсданкер, Р. Основы психологического эксперимента. / Р. Готтсданкер. – М. : 2005.

  7. Загвязинский, В. И., Атаханов, А. Методология и методы психолого-педагогических исследований. / В. И. Загвязинский, А. Атаханов. – М., 2006.

  8. Корниенко, А. Ф. Методология и методы психолого-педагогического исследования / А. Ф. Корниенко. – Казань, 2003.

  9. Корнилова, Т. В., Смирнов, С. Д. Методологические основы психологии / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – СПб. : 2006.

  10. Крулехт, М. В., Тельнюк, И. В. Экспертные оценки в образовании : учебное пособие / М. В. Крулехт, И. В. Тельнюк. – М. : 2006.

  11. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М. : 1984.

  12. Лубовский, Д. В. Введение в методологические основы психологии : Учебное пособие / Д. В. Лубовский. – Москва – Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. – 224 с.

  13. Никандров, В. В. Методологические основы психологии : Учебное пособие / В. В. Никандров. – СПб. : Речь, 2007. – 235 с.

  14. Селье, Г. От мечты к открытию / Г. Селье. – М. : 1987.

  15. Фейерабенд, П. Методология научных и исследовательских программ / П. Фейерабенд. // Вопросы философии, 1995 г. , № 4.

  16. Загвязинский, В. И., Атаханов, А. Методология и методы психолого-педагогических исследований / В. И. Загвязинский, А. Атаханов. – М. : 2006.


6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины

  • учебные тексты, предлагаемые обучаемому в ходе занятия;

  • учебные пособия и учебники, научные статьи, словари и энциклопедии;

  • вопросы, проблемные ситуации и учебные задачи;

  • графические средства представления информации(графики, рисунки, опорные конспекты);

  • наглядные пособия и таблицы;

  • технизированные носители учебной информации;

  • раздаточный материал;

  • Художественные и документальные видеофильмы «Молчание ягнят», «Реквием по мечте», «А может это любовь?», «Личина. Психоаналитические расследования».




  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

По дидактическим функциям технические средства обучения можно разделить на две группы:

1) информационные и

2) контролирующие.

Информационные служат для введения учебной информации, ее адекватной и доступной презентации. Такие средства обеспечивают необходимую связь вербального и образного мышления и более глубокое усвоение учебного материала, особенно, когда реальная демонстрация изучаемых объектов невозможна.

К таким средствам можно отнести:

а) видеоаппаратуру (телевизор, видеокамеру, видеомагнитофон и др.).

б) аудиоаппаратуру (магнитофоны). в) проекционную аппаратуру, которую обычно используют для проецирования на экран различных печатных материалов. Это могут быть эпипроекторы (для демонстрации или перерисовки схем, графиков, таблиц, портретов ученых, различных изображений и т.п.),

в) интерактивная доска

Контролирующие служат для проверки уровня усвоения полученных знаний.

К таким средствам можно отнести:

а) контрольно-измерительные материалы (КИМ),

б) компьютерный класс, обеспечивающий возможность использования КИМа,


8. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации для преподавателей

Разработанность психологической науки зависит от уровня развития методов исследования от того, как добываются психологические факты. Умение грамотно планировать и проводить исследование, подбирать адекватные методы и реализовывать их, а так же способность интерпретировать и описывать результаты является одним из важнейших навыков, которыми должны обладать будущие специалисты в области психологии. Это делает необходимым рассмотрения правил организации и проведения социально-психологических исследований в рамках отдельного учебного курса.

Задачей курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» заключается в необходимости сформировать у студентов навыки организации и проведения исследования, познакомить их с правилами использования и ограничениями, свойственными каждому методу, что является непременным условием не только качественного написания курсовых и дипломных работ, но и любой практической деятельности.

Содержание курса «Методология и методы психолого-педагогического исследования» является логическим продолжением, углублением знания, полученного в результате овладения дисциплинами «Общая психология», «История психологии», «Общий психолого-педагогический практикум». В систему психологических представлений студентов вводятся новые понятия, существенно расширяется категориальный аппарат.

Учебный курс «Методология и методы психолого-педагогических исследований» имеет выраженную интегративную и прикладную направленность. В его основу положены современные представления об эмпирической психологии, учтены последние достижения в области теории и практики психологического исследования. Курс дает возможность углубить и интегрировать знания, полученные по другим дисциплинам обучения: «Экспериментальной психологии», «Психодиагностике». В ходе изучения курса студенты получают практические навыки самостоятельной организации исследования по проблемам, рассмотренным в дисциплинах «Общая психология», «Социальная психология», «Психология труда». Непосредственное практическое значение учебный курс «Методология и методы психологического исследования» имеет для подготовки обучаемыми курсовых работ и итоговой квалификационной работы, самостоятельной научной работы студентов. Данный курс имеет и личностно-развивающую нагрузку, способствуя формированию исследовательского мышления, интереса к профессиональной сфере и закрепления профессиональных этических установок будущего специалиста.

Цель обучение дисциплине – помочь студентам уяснить научную технологию планирования и организации психолого-педагогического исследования, выбора методов сбора и обработки данных, оформления полученных результатов.

Предполагаемые результаты:


  • интеграция полученных теоретических знаний и практических навыков и формирование умения применять их в ходе исследовательской работы;

  • вооружение практическими навыками планирования и организации всех этапов психологического исследования;

  • развитие исследовательского мышления, творчества и интереса к эмпирическим исследованиям;

  • формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности психолога.

Преподаватель должен иметь опыт составления экспериментальных программ,

владеть методами исследования и обработки данных.

При изучении курса используются следующие формы организации учебного процесса:



  • лекции, на которых преподавателем вводятся основные теоретические понятия курса;

  • семинарские занятия, на которых закрепляются основные теоретические понятия курса;

  • лабораторные занятия, на которых преподавателем организуется работа студентов по применению базовых понятий и формированию навыков в ситуациях, моделирующих практические;

  • самостоятельная работа студентов.

Ниже представлены темы лекций с указанием вида, темы семинарских и практических занятий с указанием метода проведения.



Тема лекции

Вид лекции

1

Наука как социокультурный феномен

Вводная Информационная

2

Общее представление о методологии

Вводная Информационная

3

Учение о парадигме

Информационная

4

Фундаментальные методологические проблемы психологии и основные категории педагогики и психологии

Обзорная

5

Сущность и виды психолого-педагогических исследований и методологические принципы психологии

Информационная с проблемными вопросами

6

Этапы психолого-педагогического исследования

Информационная

7

Общее представление о методах психолого-педагогического исследования.

Обзорная

8

Эксперимент и экспериментальная процедура психологического исследования

Информационная

9

Наблюдение

Информационная

10

Опрос как метод получения социологической и психологической информации

Информационная

11

Психосемантические методы

Информационная

12

Метод экспертных оценок и метод анализа результатов деятельности

Информационная

13

Методы статистической обработки данных и способы представления данных

Обзорная

14

Методы анализа и интерпретации данных и составление заключения и практических рекомендаций

Информационная с проблемными вопросами

На семинарских занятиях могут использоваться следующие методы





Тема семинарского занятия

Метод и средства

1

Методологические особенности и современное состояние психологии

Семинарское занятие, эвристический

2

Методология науки и научной деятельности

репродуктивный

3

Базисные научные категории психологии

репродуктивный

4

Система объяснительных принципов научной психологии

Репродуктивный, частично-поисковый

5

Понятие о психолого-педагогическом исследовании

Репродуктивный, эвристический

6

Логическая структура исследования

поисковый

7

Проведение эксперимента на определение экстрасенсорных способностей студентов

Лабораторное исследование, поисковое, частично-репродуктивное

8

Использование метода наблюдения (4 часа)

Проблемный, поисковый, репродуктивный

9

Психологические тесты

репродуктивный

10

Опрос как метод получения социологической и психологической информации

Эвристический, практическое занятие, проведение интервью

11

Психосемантические методы

Репродуктивный

12

Метод экспертных оценок

поисковый

13

Отчёта по психолого-педагогическому исследованию

Лабораторное, поисковый, эвристический

8.2. Методические рекомендации для студентов

Готовясь к семинарским и практическим занятиям студент должен опираться УМК «Методология и методы психолого-педагогических исследований». Методические рекомендации. Планы семинарских занятий и вопросов к ним представлена в приложении № 1.


8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы
1. Написать аннотацию на Вашу исследовательскую работу. Аннотация должна включать в себя следующие показатели: формулировка проблемы и темы исследования, актуальность темы, практическая значимость, новизна Вашей работы, цель работы, задачи, гипотеза, объект и предмет, методы и методики.

2. Провести наблюдение и описать схему наблюдения (объект, предмет, результат, условия наблюдения, выводы).

3. Составить анкету по теме своего исследования, провести и проанализировать ошибки.

4. Составить план полустандартизированного интервью.

5. Провести исследование содержания газеты методом контент-анализа.

6. Провести в группе не менее10 человек ассоциативный эксперимент и обработать полученные данные.



7. Написать эссе на тему «Моя философская картина мира»


      1. Примерная тематика рефератов




  1. Методы и принципы как основополагающие вопросы методологии.

  2. Место метода самонаблюдения в психологии.

  3. Естественнонаучная и гуманитарная парадигмы

  4. Методологические принципы гуманитарной парадигмы.

  5. Анализ методологических оснований современной антропологии.

  6. Методологические основы культурно-исторической концепции личностного развития А. Маслоу.

  7. Методологические основы психологии Э. Фромма

  8. Фрейдизм и неофрейдизм: общее и различия.

  9. Создание психологических опросников.

  10. Объект и предмет психологии.

  11. Методология естественнонаучного исследования.

  12. Методологический кризис психологической науки.

  13. Развитие психологии в России.

  14. Гипотеза как неотъемлемый компонент современной науки

  15. Научная теория и ее структура.

  16. Категориальная система психологии.

  17. Законы и закономерности в психологии.

  18. Проблема как категория психологии.




      1. Перечень примерных вопросов к экзамену




  1. Формы познания.

  2. Особенности научной формы познания.

  3. Психология как наука.

  4. Виды психологических знаний.

  5. Структура современной науки.

  6. Объект и предмет психологии.

  7. Понятия и категории.

  8. Проблемы и вопросы.

  9. Гипотеза.

  10. Факты.

  11. Законы и закономерности.

  12. Теории.

  13. Принципы и методы.

  14. Функции науки.

  15. Психоаналитическая теория.

  16. Бихевиоризм.

  17. Гештальт-психология.

  18. Гуманистическая психология.

  19. Когнитивная психология.

  20. Психология сознания.

  21. Экзистенциализм.

  22. Развитие психологии в России.

  23. Специфика понимания психического в российской психологии конца ХХ века.

  24. Понятие метода, методики и методологии.

  25. Уровни методологии.

  26. Философский уровень методологии.

  27. Уровень общенаучных принципов.

  28. Конкретно-научный уровень методологии.

  29. Объяснительные принципы психологии.

  30. Базисные категории психологии.

  31. Современные проблемы методологии.

  32. Парадигма познания.

  33. Естественнонаучная парадигма в познании.

  34. Методологические принципы естественнонаучной психологии.

  35. Гуманитарная парадигма в познании.

  36. Отношение гуманитарного и естественнонаучного подхода в психологическом исследовании.

  37. Психологическое исследование: виды, специфика.

  38. Этапы психологического исследования.

  39. Классификация методов психологических исследований.

  40. Методы объяснительной психологии.

  41. Методы описательной психологии.

  42. Методы практической психологии.

  43. Психологический эксперимент: понятие, виды.

  44. Психологический эксперимент как совместная деятельность.

  45. Психологические тесты: достоинства и недостатки.

  46. Виды психологических тестов.

  47. Требования к процедуре тестирования и этические принципы.

  48. Технология создания и адаптации тестовых методик.

  49. Опрос как метод получения психологической и социологической информации.

  50. Технология создания вопросника.

  51. Специфика анкетного опроса.

  52. Особенности беседы.

  53. Наблюдение: понятие, виды, объект, предмет.

  54. Требования, предъявляемые к научному методу наблюдения и способы повышения точности и надежности наблюдений.

  55. Этапы научного наблюдения.

  56. Личность наблюдателя.

  57. Психосемантическое пространство личности.

  58. Психосемантические методики (метод субъективного шкалирования, ассоциативный эксперимент, метод семантических дифференциалов, метод личностных конструктов)

  59. Проективные методики.

  60. Метод экспертных оценок.

  61. Схемы экспертизы с очным взаимодействием.

  62. Схемы экспертизы с заочным взаимодействием.

  63. Контент-анализ.

  64. Обработка, анализ и интерпретация результатов.

  65. Формы представления результатов.

  66. Требования к оформлению курсовых и выпускных квалификационных работ.

  67. Объяснения и описания в психологии.

  68. Практические рекомендации и программа их внедрения.

УМК составил:

Доцент кафедры психологии развития личности __________ Т.Г. Гадельшина

(подпись)


УМК дисциплины утвержден на заседании кафедры психологии развития личности протокол № ___ от «___» __________ 20__ г.
Зав. кафедрой:

д.м.н., профессор _______________ М.М. Аксенов

(подпись)
УМК дисциплины одобрен методической комиссией факультета ФПСОР ТГПУ.

Председатель методической комиссии ФПСОР, к.пс.н., доцент кафедры психолого-педагогического образования ______________ Н.А. Буравлева

(подпись)
Согласовано:

Декан ФПСОР _______________ Н.К. Грицкевич

(подпись)
ПЛАН СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

Тема семинарского занятия № 1 "Методологические особенности и современное состояние психологии"

При подготовке к семинару ("Круглому столу"):

- Изучить и законспектировать обязательную литературу по теме (выделена жирным шрифтом). - Подготовиться к обсуждению вопросов семинара.

- Быть готовыми сообщить о результатах библиографического поиска литературы по теме занятия и к краткому аннотированию статей из научных журналов.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1.Научная характеристика системного кризиса современной психологии. Итоги научной дискуссии "Психология XXI века: пророчества и прогнозы".

Доклад: "Сравнительный анализ состояния научной психологии в начале XX и XXI века на основе методологических положений работы Л.С.Выготского "Исторический смысл психологического кризиса".

2.Уровни научного анализа в современной психологии. Принципиальные отличия научной, обыденной и "поп-психологии". Отличительные признаки парапсихологии и причины её распространения в современной России.

Научное сообщение: "Борьба методологий в современной социальной психологии (По содержанию статей В.В.Гуленко, В.И.Моросановой, В.Ф.Петренко, К.И.Алексеева).

3.Современные теоретико-методологические системы современной мировой психологии и их характеристика (постулаты).



Тема семинарского занятия № 2. Методология науки и научной деятельности

Вопросы для обсуждения:


  1. Наука как особый способ человеческой деятельности.

  2. О методологии науки, ее методологических уровнях.

  3. Основные направления методологии научного исследования. Типы научного исследования.

  4. Функциональная роль методологического знания.

  5. Понятие о методологии в психологии.

  6. Характеристика методологических принципов психолого-педагогического исследования.

  7. Основные этапы, понятия и категории исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов


  • Определите специфику и функции методологического психолого-педагогического знания в отличие от теоретического?

  • Определите отличие принципа от других нормативных категорий, в частности от требования?

  • Вам предстоит рассмотреть и мотивированно принять (или отклонить) предложение о дополнении методологических принципов психолого-педагогического исследования следующими положениями:

  • принципом проблемности целей, предмета и содержания исследования;

  • принципом открытости его проведения;

  • принципом конфиденциальности (фактов, результатов, рекомендаций).

  • Как можно говорить о принципе объективности, если исследование ведет человек, обладающий собственной позицией, предпочтениями, системой утвердившихся взглядов и ценностей?

  • В чем отличие общенаучных методологических принципов сущностного анализа и генетического анализа? В чем они пересекаются?

  • Попробуйте раскрыть связь между общенаучным методологическим принципом объективности и психологическим принципом единства сознания и деятельности.

  • Составьте глоссарий основных понятий психолого-педагогического исследования.



Тема семинарского занятия №3 "Базисные научные категории психологии"

При подготовке к семинару:

- Изучить и законспектировать рекомендованную литературу (выделенную жирным шрифтом).

- Подготовиться к обсуждению учебных вопросов семинара.

- Самостоятельно повторить материал по теме и быть готовым к экспресс-контролю.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

Доклад: "Ядерная триада" категорий научной психологии.

Вопросы семинара

1. Характеристика категориальной системы современной психологии

2. Методологическая характеристика базисных категорий:

- категория образа;

- категория мотива;- категория действия;

- категория отношения;

- категория переживания.

Научное сообщение: "Разработка принципов и категорий психологии в монографии Л.М.Веккера "Психика и реальность: Единая теория психических процессов".
План семинара по теме 4 "Система объяснительных принципов научной психологии"

При подготовке к семинару:

1. Изучить и законспектировать обязательную литературу по теме (выделенную жирным шрифтом).

2. Подготовиться к обсуждению учебных вопросов и к проведению экспресс-опроса.

3. Отработать материалы по теме.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ



  1. Система объяснительных принципов научной психологии и её значение для методологического обоснования исследований. Роль каждого принципа в объяснении психических феноменов.

Научное сообщение 1: "Исторические и гносеологические предпосылки возникновения объяснительных принципов в психологии".

Научное сообщение 2: "Объяснение сущности, природы и движущих сил развития психики человека в трактате Аристотеля "О душе".



  1. Деятельностный подход в психологии как реализация системы объяснительных принципов.

Доклад: "Методологическое значение принципа единства сознания и деятельности".

Тема семинарского занятия № 5 . Понятие о психолого-педагогическом исследовании
Вопросы для обсуждения:

  1. Современная стратегия обновления и развития образования.

  2. Разнообразие предметной направленности исследований в современном образовании.

  3. Понятие о психолого-педагогическом исследовании.

  4. Теоретические основы и проблематика современных психолого-педагогических исследований.


Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов

  • Определите, каковы ведущие ориентиры новой стратегии развития образования.

  • В чем несоответствие понятий: «качество знаний» и «качество образования»?

  • Выберите и обоснуйте вариант предпочтительной стратегии развития образования:

  • личностно ориентированная;

  • социально ориентированная;

  • личностно - социально ориентированная;

  • социально – личностно ориентированная.

  • Можно ли говорить о региональной стратегии развития образования или стратегия для страны одна, а существуют только региональные особенности ее воплощения?

  • Что означает понятие «единое образовательное пространство»? Можно ли вводит единые образовательные стандарты, избежав возврата к унифицированному образованию? Не нарушает ли единства образования признание его многомерности и вариативности?

  • Какие задачи развития образования могут в исследовательском плане решать психолог, педагог, управленец? Чем обусловлен комплексный характер психолого-педагогических исследований?

  • В чем отличие исследования психолого-педагогического от исследования по педагогической психологии?

  • Любое ли педагогическое исследование является комплексным?

  • Определите преимущественный характер следующих исследований:

  • Динамика престижности образовательного учреждения

  • Влияние здоровья на успешность обучения, младших школьников

  • Сравнительное изучение эффективности развития образовательных технологий

  • Выявление одаренности детей-дошкольников


Тема семинарского занятия № 6. Логическая структура исследования
Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие о программе исследования. Этапы и процедуры разработки программы.

  2. Методический замысел и этапы исследования.

  3. Проблема и тема исследования.



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов





  • Объясните различия понятий: «проблема», «вопрос», «проблемная ситуация».

  • Проведите примерную конкретизацию следующих тем психолого-педагогических исследований:

    • роль учебной мотивации в развитии творческой деятельности учащихся;

    • развитие интеллектуальной одаренности в раннем юношеском возрасте;

    • проблемы школьной отметки;

    • отношения сотрудничества в педагогическом процессе.

  • Что более эффективно стимулирует исследовательский поиск педагога: достижение успеха; возникшие трудности, которые удалось преодолеть; неудачи?


Тема семинарского занятия № 7 «Проведение эксперимента на выявление экстрасенсорных способностей студента.

План

  1. фиксирование плана прведения исслдеования.

  2. Выбор экспериментатора, ассистента

  3. Инструктирование группы

  4. Анализ результатов

  5. Анализ особенностей проведения эксперимента и роли протокола в анализе результатов



Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов


  1. Что отличает естественный эксперимент от лабораторного?

  2. Какие отпечатки накладывает на процедуру эксперимента тот факт, что и испытуемый, и экспериментатор – субъекты, имеющие свои индивидуальные особенности?

  3. Назовите достоинства метода эксперимента.

  4. Назовите недостатки метода эксперимента.

  5. Для чего используется метод контроля восприятия испытуемым экспериментальной ситуации?

  6. Перечислите основные этапы психологического эксперимента.


Тема семинарского занятия № 7 - 8 «Проведение наблюдения»

Учебно-методические рекомендации для самостоятельной подготовки студентов





  1. Вмешивается ли хороший наблюдатель в деятельность и поведение наблюдаемого?

  2. В чем главные недостатки метода наблюдения?

  3. Зависят ли результаты наблюдения от личности экспериментатора? И если да, то от каких параметров личности в первую очередь.

  4. С какими этическими проблемами сталкивается исследователь при использовании этого метода?

  5. Чем отличается житейское наблюдение от научного метода наблюдения?

  6. Должен ли наблюдатель использовать оценочную шкалу при фиксировании феноменов поведения человека?

Задания для семинарских занятий по теме:



  1. Провести наблюдение по схеме «Влияние личности наблюдателя на результаты наблюдения Фландерса за взаимодействием учителя и учащихся на уроке», в Методических указаниях по «Методологии и методам психолого-педагогического исследования» и составить отчет.

  2. Просмотреть отрывок из фильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон» и выявить важные качества наблюдателя.

  3. Составить словесный портрет одногруппников на основе выделения одного из параметров внешности, поведения, речевых особенностей.




База данных защищена авторским правом ©refedu.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница